СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кулинарные» страницы в романах классиков русской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Кулинарные» страницы в романах классиков русской литературы»

«Кулинарные» страницы в романах классиков русской литературы

«Еда - не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда- один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием», - пишет В.В.Похлёбкин в книге «Кушать подано». Этот компонент жизни признавали значимым многие русские писатели, не только уделяя на страницах своих романов внимание вопросам кулинарии, но и характеризуя с их помощью героев, исторический период, рисуя картины жизни разных слоёв общества. Полагаем, что знанием прошлого своей страны мы обязаны не только историкам, которые изложили события в хронологической последовательности, но и поэтам и писателям, отразившим в произведениях быт, традиции, культуру разных эпох. Писатели, не только художники слова, но и знатоки кулинарного дела, точно изображали кулинарные пристрастия своих героев, тем самым раздвигая рамки характеристик отдельных действующих лиц и обстановки произведения в целом.

Данная исследовательская работа позволяет по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, заставляет сосредоточиться на деталях, задуматься об их значении, о неслучайности их появления на страницах произведений великих мастеров слова.

«…Как закусывает вся пространная Россия…»

(кулинарные тонкости в романе Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

Гости, выпивши по рюмке водки…

приступили со всех сторон с вилками к столу

и стали обнаруживать, как говорится,

каждый свой характер и склонности,

налегая кто на икру, кто на сёмгу, кто на сыр.

Из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

«Закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими соленостями и иными возбуждающими благодатями...»- так пишет Гоголь о героях своего романа «Мёртвые души». Стремясь создать их характеры, писатель использовал не только портреты, манеру говорить, одеваться, интерьер, быт, но и описание еды. Посещая помещиков, главный герой неизменно оказывается за столом. Переговоры о покупке мертвых душ предваряются застольем. Мастерство Гоголя велико: все блюда, сервировка стола, особенности принятия пищи героями- всё работает на создание образа.

Наиболее рельефно, детально описано застолье у Коробочки и Собакевича.

Вот сытный, вкусный, разнообразный стол Коробочки: «грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было». О чем рассказывает этот стол? Что хозяйка обстоятельная, домовитая. Охваченная жаждой наживы, продаёт всё- от сала до крепостных крестьян. Она и к Чичикову проявляет гостеприимство как к возможному покупателю:

«Чичиков подвинулся к пресному пирогу с яйцом и, съевши тут же с небольшим половину, похвалил его. И в самом деле, пирог сам по себе был вкусен…

- А блинов? – сказала хозяйка.

В ответ на это Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой».

Жадность делает её гостеприимство расчётливым, а её саму ограниченной и «дубинноголовой». (Заметим в скобках, однако, что блюда со стола Коробочки заставили нас заглянуть в кулинарные книги и даже попробовать приготовить пряглы.)

У Ноздрёва поместье в запустении, лишь псарня в отличном состоянии. Даже собственный обед не очень волнует героя: «блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, - словом, катай – валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».Зато именно у Ноздрёва Гоголь обстоятельно и иронически рисует алкогольные напитки, вкусы и предпочтения помещиков в этой сфере. «Ноздрёв налёг на вина: ещё не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другому госотерна, потому что в губернских и уездных городах не бывает простого сотерна. Потом Ноздрёв велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли её беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки, в надежде, что всё вынесут русские желудки. Потом Ноздрёв велел ещё принести какую-то особенную бутылку, которая, по словам его, была и бургоньон и шампаньон вместе».Перечисленные в таком количестве спиртные напитки говорят о праздной жизни Ноздрёва. Пьяный разгул, псовая охота, кутежи, бесконечное враньё – вот его ежедневное времяпрепровождение. Никакие нравственные законы не имеют власти над ним.

Попав к Собакевичу, Чичиков удивляется тому, как много едят хозяин и его домашние. Столы ломятся от разнообразной и очень обильной еды; «щи… огромный кусок няни, известного блюда, которое подаётся к щам и состоит из бараньего желудка, начинённого гречневой кашей, мозгом и ножками… бараний бок с кашей…». Цель жизни помещика Собакевича - наполнение желудка. Вот эпизод с осетром: «Все пошли в ту комнату … куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь, наметив издали осетра, лежавшего в сторонке на большом блюде. Гости, выпивши по рюмке водки … приступили со всех сторон с вилками к столу … Собакевич, оставив без всякого внимания все эти мелочи, пристроился к осетру, и покамест те пили, разговаривали и ели, он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что, когда полицеймейстер вспомнил было о нем и, сказавши: "А каково вам, господа, покажется вот это произведенье природы?", подошел было к нему с вилкою вместе с другими, то увидел, что от произведенья природы оставался всего один хвост; а Собакевич пришипился так, как будто и не он, и, подошедши к тарелке, которая была подальше прочих, тыкал вилкою в какую-то сушеную маленькую рыбку.» Не вспоминая о других, Собакевич съедает осетра, стараясь еще и отвести от себя подозрения. Грубая практичность, животность – вот главные качества Собакевича. Можно сказать, что он живёт, чтобы есть. Меряя других по себе (а значит, по еде), он делит людей в зависимости от количества и качества пищи: «Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали доктора немцы, да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! … Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье - фук! Сказал бы и другое слово, да вот только за столом неприлично. У меня не так. У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует». Таким образом, еда в изображении его образа играет важнейшую роль.

От помещика к помещику разрастается душевная пустота героев.

Последние страницы первого тома поэмы содержат, возможно, кульминационный в изображении еды эпизод: «появилась на столе белуга, осетры, сёмга, икра свежепросольная, селёдки, севрюжки, сыры, копчёные языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни: пирог с головизною, куда вошли хрящ и щёки девятипудового осетра, другой пирог с груздями, пряженцы, маслянцы, взваренцы».«Гости, выпивши по рюмке водки тёмного оливкового цвета, какой бывает только на сибирских прозрачных камнях, из которых режут на Руси печати, приступили со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая кто на икру, кто на сёмгу, кто на сыр». Нет речи о том, в чем действительно должны сказываться характер и склонности человека. Насыщение желудка- вот подлинная суть. Таким образом, еда в поэме «Мёртвые души»- одно из средств изображения нравственной никчемности героев, занятых только удовлетворением своих физических потребностей.





Кулинарный аспект в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Какие меды, какие квасы варились,

какие пироги пеклись в Обломовке!

Из романа И.А.Гончарова «Обломов»

Ленивый барин Илья Ильич Обломов - главный герой романа "Обломов" Гончарова. Самое главное в его жизни - это сон и еда. Так было с детства - в семье Обломовых царил культ еды. «Главной заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом…. Всякий предлагал свое блюдо…» «Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Эти воскресные пироги – символ обломовской сытости и довольства. Пироги пекли, по всей видимости, с цыплятами и свежими грибами, потому что много позже о таких пирогах, испеченных Агафьей Матвеевной Пшеницыной, Захар заметил: «Пирог не хуже наших обломовских, с цыплятами и со свежими грибами». Этот пирог «сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался в виде особой милости Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что эти господский пирог, нежели самим пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дряное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды». К особенно любимым продуктам относились кофе, сливки, молоко, мед, хлеб. Из муки изготовлялось и поглощалось в больших количествах множество блюд: блины, булочки, крендельки, пироги. После обеда- продолжительный сон, «истинное подобие смерти». Главная задача матерей в Обломовке заключалась в том, «чтобы дитя было всегда весело и кушало много».

Как велико значение усвоенных в детстве идеалов! Этот особый семейный уклад дал почву для будущей лени и безволия Обломова. Он стремится к тихой жизни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наряду с купанием в реке, составлением букета для жены, вкусный завтрак: «Чай готов... Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло». Повзрослев, Обломов не очерствел душой.  Ему доступны были высокие помыслы. «Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор. Илья Ильич честен, добр и кроток. Но он ничего не делает, ничем не интересуется. Счастье для него— это спокойствие и хорошая еда. Идеал милой сердцу Обломовки находится- в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». И пироги готовит Агафья с луком и с морковью, как замечает Захар, «не хуже наших обломовских». И опять кухня становится основой жизненного уклада. «К потолку привешены были окорока, чтоб не портили мыши, сыры, головы сахару, провесная рыба, мешки с сушеными грибами, купленными у чухонки орехами… На полу стояли кадки масла, большие крытые корчаги со сметаной, корзины с яйцами - и чего-чего не было! Надо перо другого Гомера, чтоб исчислить с полнотой и подробностью все, что скоплено было в углах, на всех полках этого маленького ковчега домашней жизни» … Обломов выбирает Агафью Пшеницыну, а не Ольгу Ильинскую, потому что с ней ему удобно, уютно, потому что она не пытается его изменить. Всё как в Обломовке: «...спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…». Навещая друга на Выборгской стороне, Штольц, многократно пытавшийся спасти Обломова, в том числе и от обильной, жирной пищи, всё более убеждается в том, что спасение невозможно: «Штольц поморщился, садясь за стол. Штольц не ел ни баранины, ни вареников, положил вилку и смотрел, с каким аппетитом ел это всё Обломов».

На характер и мышление Обломова повлияла та среда, в которой он воспитывался. Барство, отсутствие необходимости что-либо делать самому, чрезмерная любовь родителей, сытные будни и еще более сытные праздники сформировали его личность.     Вот в каких условиях сложилась апатичная, тяжёлая на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Используя гастрономические детали в изображении жизни в Обломовке, Петербурге, на Выборгской стороне в доме Агафьи Матвеевны, Гончаров изобразил постепенное угасание желаний, чувств, стремлений человека.

Кулинарный антураж в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Да не хотите ли закусить…? Без церемоний! А?

Из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Редко какое произведение Булгакова обходится без описания блюд, напитков, сервировки стола и вообще «кулинарной» темы. В романе «Мастер и Маргарита» много эпизодов, связанных с принятием пищи героями, характеризующим их: это и описание ресторана «Грибоедов», и обед Никанора Ивановича с «борщом, в котором плавает мозговая кость», и угощение Воландом Степы Лиходеева сосисками с острым томатным соусом, и ужин после бала у Воланда, и многое другое.

Описание ресторана «Грибоедов» в романе «Мастер и Маргарита» стало во многом классической характеристикой элитного уровня общепита той поры. Дом Грибоедова представляется даже внешне огромным кондитерским лакомством, где так «хорошо живется счастливцам – членам МАССОЛИТа». Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие рассматривают свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить. Они мечтают о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов». Обильное меню ресторана демонстрирует, что «писателям» важно только насыщение желудка. Булгаков использует гастрономическую тему, чтобы показать душевную пустоту, бездарность героев, предающихся чревоугодию. Делая отступление о недавнем прошлом ресторана, автор отмечает: «Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски?» Еда описывается детально и с любовью, однако обрывается фразой: «Но довольно, ты отвлекаешься, читатель!».

В главе «Нехорошая квартира» Воланд появляется перед Лиходеевым, страдающим от похмелья, и предлагает своё лечение этого недуга:
« — Никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу — лечить подобное подобным. Единственное, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской. 
Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике». Под «острой и горячей закуской» имелись в виду «сосиски в томате».

Гастрономическая тема романа связана с очень многими героями. Так, буфетчику Сокову Воланд сурово замечает: «Брынза не бывает зеленого цвета, это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои!(…) Вторая свежесть — что за вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!».И вот уже перед нами зримый портрет буфетчика, ежедневно обманывающего покупателей и наживающегося на этом.

Несложно заметить, что каждому герою автор «подаёт» особенные блюда, характеризующие его образ жизни, привычки, пристрастия. Булгаков использовал множество оригинальных изобразительно-выразительных приемов для формирования образов посредством «кулинарных» характеристик.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!