СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и быт горномарийского района: от истока к современности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка преследует цель расширения и углубления знаний  о Горномарийском районе как части Республики Марий Эл.

Просмотр содержимого документа
«Культура и быт горномарийского района: от истока к современности»


Литературно- музыкальная композиция

«Культура и быт горномарийского народа: от истоков к современности»


Цель: расширение и углубление знаний о Горномарийском районе как части

Республики Марий Эл.

Задачи:

Воспитывать уважение к историческому наследию и любовь к родному краю.

Воспитывать чувство патриотизма.


Содержание:


  1. А.Эшпай «Встречная» в исполнении ансамбля гусляров «Шыжарвла»


Пойте, гусли, вы сильнее

И по струнам ударяйте

Пусть те звуки разольются

По лугам и по полянам,

По болотам и равнинам,

По лесам нашим могучим.


Рассказать хотим сегодня

О земле садов прекрасных,

Цветущих буйно по весне.

О земле, где люди горды

И прекрасны, как природа!

Где преданья и легенды

Оживают в каждом камне,

В каждом дереве хранятся.

(из оперы «Акпатыр» вольный перевод) (муз. выкл)_


Есть в Республике Марий Эл родное сердцу место – Край горномарийский. История и культура его богата и уникальна. Народ лесной, приближенный к природе, имеет свои традиции и культуру, национальную вышивку, обряды, свой язык.

Горномарийская сторона- это край зеленых холмов и гордых дубрав, яблоневых садов и раздольной Волги!


Кырык сирем, шачмы варем

Олмыктара олма сад

Садын сар цырежым ужын,

Сар цыреан линна ма.

Кырык сирем, шачмы варем

Олмыкрата кловой Йыл

Йылнан кловой выдшым анжен,

Кловой сынзан линна ма.

Кырык сирем, шачмы варем

Олмыкрата каршын сем.

Каршын йынгыр юкшым колын,

Пиш шытырвла линна ма!

(Николай Егоров, Александр Соснов «Кырык сирем, шачмы варем»)


2 марш Акпарса

В центре горномарийского района, на Картуковском повороте стоит памятник национальному герою Акпарсу, в руках держит гусли народный Белый князь, как зовут его люди.


Кто проезжает мимо, останавливаются у памятника и подходят к камню, читая напутствие про край Горномарийский :


Ось земли

Для каждого человека место где он родился, его отчий дом кажется центром всей Вселенной. И весь мир вращается в)округ него. Для горномарийца - это горный край. Земля Акпарса. (муз. выкл)_


Моя родная деревня Куликалы в старину назвалась Большая Юлшудермара и входила в состав Акпарсовой сотни. Бедно жили под татарским игом лесные люди. Беда и грусть жили в преданиях и песнях черемис.



Шимӹ худа идӓ ман


«Шимӹ худа» — манын идӓ ман:

Мӓ гӹцнӓ шимӹжӹ тигӹт логан.

«Сары яжо» - манын идӓ ман:

Мӓ гӹцнӓ яжожы парсын савыц.

«Кужы вӹцкӹж» - манын идӓ ман:

Мӓ гӹцнӓ кужыжы лыпшаш ваштыр


(Слова и музыка народные. Дословный перевод В. А. Акцорин, К. Г. Юадаров

Не говорите: «Некрасива, черна!»,

Деревянные ведра с дегтем чернее нас.

Не говорите: «Светлая, красивая!»,

Шелковый платок красивее нас.

Не говорите: «Высокая, стройная!»,

Жимолости прут стройнее нас.)


Благородный князь Акпарс возглавил Горный полк и отличился при взятии Казани в 1552 году. И стар, и млад знает легенду об Акпарсе. В благодарность Иван Грозный вручил Акпарсу грамоту для всего марийского народа : в которой велел марийцев "не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, , а жить им вольно на своей земле».

Вздохнул горномарийский народ полной грудью, запел и заиграл.


Шик-шик, шикӓ-викӓ

Шик-шик, шикӓ-викӓ,

Вырти-вырти, вӓрӓ сикӓ-уала.

Шак-шак пӹжӓшьшӹ,

Мӱсек ӓнгӹр лыц-лоц.

Они висӓ, тама висӓ,

Песеральский евора.

Ши кӱкӱ, ши кӱкӱ –

Кыштыртышет, ягылтышет

Софиэт ылнежӓт.


(«Эта шуточная песня построена на междометиях и звукоподражаниях, точный смысл которых передать невозможно, поэтому печатается без русского перевода.»- К. Г. Юадаров)


Революция, Гражданская война, коллективизация. С историей России складывалась история Горномарийского края. И складывали ее мудрые и гордые, сильные и уверенные в себе наследники Акпарса. Они не теряли связь с природой, пели и восхваляли ее, тесно переплетая со своей жизнью.


Алык лапеш пеледеш

Алык лапеш пеледеш

Кловой вуян пеледӹш.

Кловой вуян пеледӹш —

Млоец курым.

Алык лапеш пеледеш

Нарынзы вуян пеледӹш.

Нарынзы вуян пеледӹш —

Ӹдӹр курым.

Тумер тӹреш пеледеш.

Лӧчкӓ пеледӹш пеледеш.

Яратымы млоецем

Пеледӹш доно шӹрӓлӓм,

Яратыдымы млоецем

Имжӹ доно пышкылам.

Тумер тӹреш пеледеш

Писӓн шуды пеледӹш.

Яратымы ӹдӹрем

Мамыкшы доно шӹрӓлӓм,

Яратыдымы ӹдӹрем

Имжӹ доно пышкылам.


(Слова и музыка народные. Дословный перевод В. А. Акцорин, К. Г. Юадаров

На лугах цветет.

Василек цветет.

Василек цветет —

Это парня век.

На лугах цветет

Желтенький цветок.

Желтенький цветок

Это девичий век.

У дубравы цветет.

Шиповник цветет.

Своего любимого

Цветочком пощекочу.

Нелюбимого своего

Шипами уколю.

У дубравы цветет.

Осот цветет.

Любимую свою

Пушинками пощекочу.

Нелюбимую свою

Шипами уколю.)


Более семи тысяч уроженцев Горномарийского района ушли на фронт, защищая Родину в Великой Отечественной войне!

Мой дед, Семянов..

Мой дед, Енусов Моисей Васильевич, ушел на фронт добровольцем, пропал без вести под Ленинградом. Моя мама, его младшая дочь, его даже не видела. Как горьки слезы сирот и как горьки их песни.


Салымсола вуйыштет


Салымсола вуйыштет

лаштыра тумет шалга, } 2 гӓнӓ

«Ӓти»,— манын мишӹмӓт,

— «Эргем, толок»,- ӹш ман.

Тум ӹмылеш шӹм шӹц

- ӓтин пурым шӹм уж.

Салымсола покшалнет

лаштыра пистет шалга, } 2 гӓнӓ

«Ӓви»,— манын мишӹмӓт,

- «Эргем, толок»,- ӹш ман.

Пистӹ ӹмылеш шӹм шӹц

— ӓвин пурым шӹм уж.


(Слова и музыка народные. Дословный перевод В. А. Акцорин, К. Г. Юадаров

У села Чаломкино дуб развесистый стоит. } 2 раза

Я подошел, сказал: «Отец!»

Он не ответил: «Иди, сынок!»

Под тенью дуба я не сел, не видел от отца добра.

Посреди села Чаломкино липа развесистая стоит. } 2 раза

Я подошел, сказал: «Мать!»

Она не ответила: «Иди, сынок!»

Под тенью липы я не сел, не видел от матери добра.


Сегодня Горномарийский район- современный, динамично развивающийся край! Здесь живут и трудятся матера на все руки, трудолюбивые и честные люди! Плодоносят яблоневые сады, широко раскинулись поля фермерских хозяйств. Над лесами и лугами разносится игривая плясовая, созывая всех на задорный танец!

3 танец


На своих детей строго глядит с пятиметровой высоты бронзовый Акпарс.

На перекрестке главных дорог Горномарийского района он встречает всех гостей благодатного края. Отправляясь в дорогу, прикоснитесь к этому камню, пожелайте себе удачи в пути, в далеких краях. И сила притяжения земли горномарийской поможет вам возвратиться на родную землю!


Кырык марла шиэш йанг


Кырык марла шиэш йанг, 
Атям-авам кырык марын.

Кырык мары мыры сем

Пырха сусун йанг гыцем.

Кырык мары мыры сем

То ыврта, то магырта.

Курым мыч сагаэт кем,

Кырык мары халыкем.

Припев:

Кырык марла мырем, кырык марла куштем,

Кырык марла йырем да магырем.

Йангеш йыкырика, мырем шика-викам.

Колат мыры викем, Кырык сирем! 

  1. Кырык марла шиэш йанг, 

Ужеш у гыц Кырык сирыш.

Шокшы кангыж, ушты тел

Тек ывырта шачмы вел.

Шур алык гыц, Йыл тыр мыч

Кырык мары мыры семеш

Куш, уланг, вианг, шукем,

Кырык мары халыкем.

Припев: 

«Кырык марла шиэш йанг. Владимир Юшкин.


Литература:

  1. Свод марийского фольклора. Песни горных мари. Сост В. А. Акцорин, К. Г. Юадаров. Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, 2005, 513 с.


http://edu.mari.ru/mouo-gornomari

https://promariel.ru/mariy-el/gornomariyskiy-rayon.html

http://www.12rus.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!