СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и история моего народа – табасаранцев.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа  о культуре и истории народа табасаран.

Просмотр содержимого документа
«Культура и история моего народа – табасаранцев.»

Культура и история моего народа – табасаранцев. Выполнила ученица 8 класса МОУ ООШ №9 х. Жуковского Керимова Жасмина

Культура и история моего народа – табасаранцев.

Выполнила

ученица 8 класса

МОУ ООШ №9

х. Жуковского

Керимова Жасмина

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Изучить: культуру, обычаи и традиции табасаранского народа; взаимоотношение культур. Вклад табасаранцев в культуру России. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: проанализировать различные виды источников информации по теме проекта формировать представление об этнографии как науке; повысить информационную и коммуникативную компетентность. систематизировать и обобщить собранный материал, передать его в школьный музей и школьную библиотеку.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

Изучить:

  • культуру, обычаи и традиции табасаранского народа;
  • взаимоотношение культур. Вклад табасаранцев в культуру России.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • проанализировать различные виды источников информации по теме проекта
  • формировать представление об этнографии как науке;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность.
  • систематизировать и обобщить собранный материал, передать его в школьный музей и школьную библиотеку.
Национальный состав х. Жуковского Национальность Кол-во чел. Русские Чеченцы Карачаевцы Осетины Азербайджанцы Армяне 253 13 12 5 7 11 Национальность  Кол-во чел.  Кабардинцы Грузины Греки Даргинцы Кумыки Табасаранцы 5 5 6 28 16 25

Национальный состав х. Жуковского

Национальность

Кол-во

чел.

Русские

Чеченцы

Карачаевцы

Осетины

Азербайджанцы

Армяне

253

13

12

5

7

11

Национальность

Кол-во

чел.

Кабардинцы

Грузины

Греки

Даргинцы

Кумыки

Табасаранцы

5

5

6

28

16

25

Приветствие САБА ХАЙР АП I РИ

Приветствие

САБА ХАЙР АП I РИ

Табасараны (табасаранцы)  — один из горных народов юго-восточного Дагестана .   Табасаранцы – это потомки албанцев (кавказских). Албанцы являлись основным населением древнего христианского государства Албания, которое располагалось на северо-востоке Кавказа.

Табасараны (табасаранцы) — один из горных народов юго-восточного Дагестана .

Табасаранцы – это потомки албанцев (кавказских). Албанцы являлись основным населением древнего христианского государства Албания, которое располагалось на северо-востоке Кавказа.

 Демография   Всего насчитывается около 150 тысяч табасаранцев: В Дагестане - около 120 тысяч человек. В Ставропольском крае- 6951 человек . В х. Жуковском - 25 человек.

Демография

Всего насчитывается около 150 тысяч табасаранцев:

  • В Дагестане - около 120 тысяч человек.
  • В Ставропольском крае- 6951 человек .
  • В х. Жуковском - 25 человек.
Табасаранский язык  ( Табасаран чӀал ) — язык табасаранов , относится к лезгинской ветви дагестанских языков . Табасаранский язык уникальный. Лингвисты относят его к пяти сложнейшим языкам в мире. По сложности он стоит после языков североамериканских индейцев чиппева и хайда. А еще табасаранский язык занесён в книгу рекордов Гиннеса. Речь табасарана — это удивительные звуки: пение ветра, плеск реки и гул ущелья .

Табасаранский язык

  • ( Табасаран чӀал ) — язык табасаранов , относится к лезгинской ветви дагестанских языков .
  • Табасаранский язык уникальный. Лингвисты относят его к пяти сложнейшим языкам в мире. По сложности он стоит после языков североамериканских индейцев чиппева и хайда. А еще табасаранский язык занесён в книгу рекордов Гиннеса. Речь табасарана — это удивительные звуки: пение ветра, плеск реки и гул ущелья .
 Религия.   Большинству табасаранцев пришлось перейти из христианства в ислам под давлением завоевателей из мусульманских стран. Среди табасаранцев преобладают мусульмане сунниты, в меньшинстве шииты.

Религия.

  • Большинству табасаранцев пришлось перейти из христианства в ислам под давлением завоевателей из мусульманских стран.
  • Среди табасаранцев преобладают мусульмане сунниты, в меньшинстве шииты.
Национальная одежда Табасаранский национальный костюм
  • Национальная одежда

Табасаранский национальный костюм

Табасараны –  умелые ковродельцы.   Расул Гамзатов

Табасараны – умелые ковродельцы.

Расул Гамзатов

Табасаранские ковры умельцев х. Жуковского

Табасаранские ковры умельцев х. Жуковского

Табасаранские ковры умельцев х. Жуковского

Табасаранские ковры умельцев х. Жуковского

Табасаранские ковры умельцев х. Жуковского

Табасаранские ковры умельцев х. Жуковского

Вот это технологии!   Раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей;  2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца;  3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу.

Вот это технологии!

Раньше проверка качества ковров проходила в три этапа:

1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей;

2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца;

3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время.

Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу.

Национальная кухня Табасаранцы обожают хинкал, чуду. Любят и плов. Часто у них на столах можно встретить и пельмени с блинами. Пить табасаранцы любят айран.

Национальная кухня

  • Табасаранцы обожают хинкал, чуду. Любят и плов. Часто у них на столах можно встретить и пельмени с блинами. Пить табасаранцы любят айран.
Национальная кухня  Чуду

Национальная кухня Чуду

Национальная кухня  Хинкал

Национальная кухня Хинкал

Традиции   В традиционном общественном быту стойко сохранялись обычаи:   гостеприимства («хялижвал», «ханухрар»),  взаимопомощи («мил», «кюмек»),  кровной мести («ифтин душманвал»).

Традиции

В традиционном общественном быту стойко сохранялись обычаи: гостеприимства («хялижвал», «ханухрар»),

взаимопомощи («мил», «кюмек»),

кровной мести («ифтин душманвал»).

Традиции Брак заключался по шариату. Свадебная обрядность состояла из ряда этапов, большинство из которых сохранились до наших дней. Предсвадебные обряды обряд «спросить» («гьерхуб»),  сватовство («швушв ча кIуб»),  обряд «лишан»  («знак», «отметина»), обручение («тIублан хъапIуб»), обряд «кройки одежды» («куртар ктатIуб»).  Свадебные обряды   «никягь» (регистрация брака по шариату),  «ушвирикар» (девичник в доме невесты), «сумчар» (свадьба в доме жениха). Послесвадебные обряды  «мубарак» (поздравление молодоженов родственниками), «цIийи швушв штуз адауб» (вывод невестки к общественному роднику), «жамна швушв хя-лижв an Iy6» (приглашение молодоженов в гости родственниками).

Традиции

Брак заключался по шариату. Свадебная обрядность состояла из ряда этапов, большинство из которых сохранились до наших дней. Предсвадебные обряды

обряд «спросить» («гьерхуб»),

сватовство («швушв ча кIуб»),

обряд «лишан» («знак», «отметина»),

обручение («тIублан хъапIуб»),

обряд «кройки одежды» («куртар ктатIуб»).

Свадебные обряды

«никягь» (регистрация брака по шариату),

«ушвирикар» (девичник в доме невесты),

«сумчар» (свадьба в доме жениха).

Послесвадебные обряды

«мубарак» (поздравление молодоженов родственниками),

«цIийи швушв штуз адауб» (вывод невестки к общественному роднику),

«жамна швушв хя-лижв an Iy6» (приглашение молодоженов в гости родственниками).

Традиции  похоронные обряды В горестные минуты, которых не избежать никому, с утра в селение, где случилась беда, приходят сотни людей со всей округи. Каждого обязаны накормить, разместить. Все степенно, уважительно. Ровно в половине первого выносят покойника, мулла читает Коран, идет молитва, на ней присутствуют только мужчины. Слова молитвы — это напутствие живым. Мулла призывает людей забыть обиды на покойника, простить его грехи и долги. Он призывает стать добрее, остерегаться пороков — иначе плохо будет на том свете.

Традиции похоронные обряды

В горестные минуты, которых не избежать никому, с утра в селение, где случилась беда, приходят сотни людей со всей округи. Каждого обязаны накормить, разместить. Все степенно, уважительно. Ровно в половине первого выносят покойника, мулла читает Коран, идет молитва, на ней присутствуют только мужчины. Слова молитвы — это напутствие живым. Мулла призывает людей забыть обиды на покойника, простить его грехи и долги. Он призывает стать добрее, остерегаться пороков — иначе плохо будет на том свете.

Праздник сенокоса Праздник черешни Праздник цветов «Эбелцен» (праздник весны).

Праздник сенокоса

Праздник черешни

Праздник цветов

«Эбелцен» (праздник весны).

Литература : 1. Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования связанные с животными). Махачкала, 2000. 59 2. .Сефербеков Р.И. Из истории духовной культуры табасаранцев (традиционные верования, обычаи и обряды). Махачкала, 2000. 51 с. (соавторы – Б.М.Алимова, Б.Б.Булатов). 3. Сефербеков Р.И. Памятники истории и культуры Табасарана. Махачкала, 2003. 120 с. (соавтор – М.Ф.Гашимов). 4. Сефербеков Р.И. Культура и быт табасаранцев в XIX-XX веках. Махачкала, 2004. 266 с. (соавторы – Б.Б.Булатов, М.Ф.Гашимов) 5. Сефербеков Р.И. Эбелцан – праздник весны // Женщина Дагестана Махачкала, 1992. № 1. С.5. 6. Сефербеков Р.И. Древние обычаи // Женщина Дагестана Махачкала, 1992. № 2. С.17.

Литература :

  • 1. Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования связанные с животными). Махачкала, 2000. 59
  • 2. .Сефербеков Р.И. Из истории духовной культуры табасаранцев (традиционные верования, обычаи и обряды). Махачкала, 2000. 51 с. (соавторы – Б.М.Алимова, Б.Б.Булатов).
  • 3. Сефербеков Р.И. Памятники истории и культуры Табасарана. Махачкала, 2003. 120 с. (соавтор – М.Ф.Гашимов).
  • 4. Сефербеков Р.И. Культура и быт табасаранцев в XIX-XX веках. Махачкала, 2004. 266 с. (соавторы – Б.Б.Булатов, М.Ф.Гашимов)
  • 5. Сефербеков Р.И. Эбелцан – праздник весны // Женщина Дагестана Махачкала, 1992. № 1. С.5.
  • 6. Сефербеков Р.И. Древние обычаи // Женщина Дагестана Махачкала, 1992. № 2. С.17.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!