СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура индии в древности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура Индии с древних времен. И ее связь с соседнями странами.

Просмотр содержимого документа
«Культура индии в древности.»



 

  

 








ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3

1. КУЛЬТУРА ИНДИИ…………………………………… ……………………..4

1.1. Литература, классический танец и архитектура Индии………..........…….4

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ И ИНДИИ…………………...8

2.1. Индия и Иран…………………………………………………………………8

2.2. Индостан и Африка…………………………………………………………12

2.3. Индия и греко-римская цивилизация……………………………………...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………….23






















ВВЕДЕНИЕ

С давних времен Индия обладала тесными контактами с разными областями древнего Востока и Средиземноморья. Это помогало переходу культурных достижений, делало ощутимым их влияние на продвижение индийской культуры вперед. Из-за интенсивных археологических исследований, благодаря нахождению новых письменных источников и этнографических материалов, на сегодняшний день, получается более объемно восстановить главные периоды историко-культурных связей древней Индии, характер и степень взаимодействия разных культур.

В данной работе рассматривается место Индии в античной исторической и географической традиции.

Рассматривается взаимосвязь Индии и Ирана, Индостана и Африки, становление индийских традиций, и взаимопроникновение веры и культурных ценностей соседних с Индией стран.

Работа состоит введения, двух глав, заключения и списка литературы.
















ГЛАВА I . КУЛЬТУРА ИНДИИ

1.1. Литература, классический танец, архитектура Индии

Достояние индийской культуры огромно. Идеи религий и этико-моральные ценности изображены в памятниках литературы. Длительный отрезок времени (с середины II тыс. до н.э. до IV в. н.э.) сочинялись и дополнялись пара эпосов Индии - «Махабхарата» и «Рамаяна». В сюжете «Махабхараты» описывается вражда братьев Кауравов и Пандавов – отпрысков царских родов. Эпос оканчивается торжеством попранной справедливости. В сюжете присутствуют вставки, сказания, здесь даже описывается содержание философского трактата «Бхагавадгита». Герой «Рамаяны», царевич Рама, уходит из дома в поисках Ситы, своей жены, которую похитил демон Равана. Оба этих произведения были созданы только в устном виде, в течение долгого времени они пересказывались и распространялись певцами-сказителями. И «Махабхарата», и «Рамаяна» пользуются большим успехом в Индии, их сюжеты использованы для сценариев многих фильмов. Эти два эпоса дают большое количество тем и сюжетных линий для индийских художников, певцов и т.д.

Свидетельств художественного мастерства периода с середины II - до середины I тыс. до н.э. практически не осталось. В брахманской традиции не было религиозно-храмовых построек и зрелого изобразительного искусства. Отследить формирование изобразительного искусства возможно только с III в. до н.э.,а именно - с эпохи царствования семьи Ашоки, по велению которых возводились каменные колонны, отделанные капителями и буддистские храмы. А прославленная львиная капитель сделалась национальным символом сегодняшней Индии.

Во время правления династии Гуптов появилась возможность строительства храмов. Сначала создаются т.н. пещерные храмы. На стенах пещерных храмов создаются росписи сцен из жизни Будды. В эпоху Гуптов достижения в архитектурном искусстве и живописи были настолько впечатляющи, что характеризуя этот отрезок времени , его можно называть веком золотым для индийской культуры. Фигура Будды получает все увеличивающуюся одухотворенность и углубленность, эпосы о его реинкарнациях получают свое место, и не маленькое, в прозе Древней Индии.

Главную роль в индийской культуре получает искусство танца. Разные направления классического индийского танца появляются и складываются в первые века нашей эры. В театральном искусстве были танцы, сценическая игра и музыка. Танец был одной из главных частей театрального действия, а затем он вырос в отдельный вид искусства. Индийцы смотрели на танец как на поэзию, которую можно увидеть. Воздействие танца на зрителя должно было быть соответственно действию поэзии. Движения в танце, жесты, позы, мимика являлись своеобразным языком символов. В танцах рассказывались индийские сказания и мифы. Особенностью индийского танца, которая удивляет и поражает является богатая насыщенность жестами. В статье, которая посвящена классическому танцу в Индии, Сунил Котхари рассказывает: «Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится благословляющей чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы, движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят.

Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст».

Взаимодействие разных видов искусства в разных культурах всегда разное. В культуре европейской танец не являлся доминирующим видом искусства, а был лишь вспомогательной частью для всех остальных. Современная продукция индийского кинематографа хорошо демонстрирует эту музыкальность и пластичность индийского танца, что является непривычным зрелищем для европейского глаза, который привык наблюдать подобное лишь в мюзиклах, но никак не в простых игровых фильмах.

Танец, как искусство оказал большое влияние на художественную культуру. Характерная особенность танца передается своеобразной скульптурностью движений и поз. Мы видим не танцоров, а ожившие скульптуры, так же, как и скульптуры, которые поражают своей застывшей танцевальностью. Процесс соединения истинно мусульманской и индийской традиций выявляется не только в истории танца, но и в изобразительном искусстве, в частности, на этапе создания индийской миниатюры. В середине XVI в. возникла монгольская школа миниатюры, она внимательно относилась к историческим событиям, иллюстрируя как мемуары, так и эпосы.

Декоративно-прикладное искусство Индии также связано с историей и повседневным бытом индийского народа. Индийские ремесленники поражают своим художественным мастерством : ткани и ковры, ювелирные украшения, статуэтки и сосуды, оружие. Здесь выражаются понятия индийского народа о гармонии и красоте.

Особенная роль Индии на земле определяется необычайным многообразием народов, которые говорят на разных языках, исповедуют различные религии, но находятся в мире на одной небольшой индийской территории. Это многообразие вполне соответствует богатому многообразию индийской природы. Народы Индии разные по цвету кожи, культурным традициям, обычаям, образом жизни. Рабиндранат Тагор (1861-1941), один из известнейших индийских авторов нового времени, писал, что многообразие, царящее на индийской территории, должно помочь стране в создании синтеза всех тех культур. То есть подать остальному человечеству пример плодотворного и мирного сосуществования разных языков, рас, традиций, религий. Он писал: «Провидение словно открыло на земле Индии огромную лабораторию, чтобы получить небывалый общественный сплав». Иными словами, по мысли Р. Тагора, Индия избрана «достичь высокого человеческого идеала, достичь такого совершенства, которое стало бы приобретением для всех людей».

И когда сегодня мы говорим - «Индия» - мы не имеем в виду Индию современную, но подразумеваем Индию архаичную. Тогда страны, которые сейчас мы знаем под другими именами, носили название Индия. Была Верхняя, Нижняя и Западная Индия (теперь это - Иран). Страны, носящие название в современной истории Тибет, Монголия и Великая Татария, также виделись писателями древности, как Индия.























ГЛАВА II. ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ И ИНДИИ.

2.1. Индия и Иран.

 Иран был ближайшей страной рядом с Северо-Западной Индией и имел с ней самые удобные пути сообщения. Археологи находят следы контактирования Индии и Ирана, начиная со времен раннего неолита. Оба региона имеют похожие процессы складывания протогородских и городских цивилизаций, земледельческих культур. Раскопки в Тепе Нхья показывают оживленные торговые и культурные взаимоотношения населения Юго-Восточного Ирана с Северо-Западной Индией, а особенно с долиной Инда, в IV - III тысячелетиях до н. э. 1 . Эти связи через Иран уходят дальше на Запад, в города Месопотамии; остров Бахрейн тут имел промежуточно-связующее значение. В эпоху подъема хараппской цивилизации контакты Ирана и Месопотамии с Индией стали вестись более оживленно. Этот факт подтверждается находками печатей индского типа в городах Двуречья и клинописные тексты Ш-Н тысячелетий до н. э.

Кризис, который охватил цивилизации земледельческого типа в конце III — начале II тысячелетия до н. э., проходил примерно в одной форме как в Индии, так и в Иране. Историки находят определенные похожести между дравидийскими языками (на протодравидийском, видимо, разговаривало население хараппской цивилизации) и эламским, носители которого были создателями культур земледельческого типа Юго-Восточного Ирана IV — III тысячелетий до н. э. Позже в историческом контексте наблюдается схожая судьба обоих этих регионов. Арийские племена – древние иранцы и индоарии, пришедшие в Индию, принесли много общих черт материальной и духовной культуры; это наследство общих «арийских» судеб достаточно долго хранилось в мифологических и религиозных представлениях, эпико-литературном творчестве, социальной структуре.

Географическая граница Индии проходила, как считали греки, по р. Инд, но, в течение основного периода древности языковая и культурная близость народов, населявших территории к северо-западу и к юго-востоку от Инда, была значительней, чем связь, например, Северной и Южной Индии. В числе 16 индийских стран (джанапад), бывших, в соответствии с буддийской традицией, в Индии в VI - V вв. до н. э., две — ираноязычная Камбоджа (полностью) и Гандхара (большая часть ее территории) — были за Индом.

В конце VI в. до н. э. часть Северо-Западной Индии попала под власть Ахеменидов. Заиндские области были покоренные Киром, согласно данным Геродота. Позже какая-то часть «индийской территории» отошла Дарию I вскоре после 518 г. до н. э. Исходя из того, что подчиняясь приказу Дария I кариец Скилак пропутешествовал вниз по Инду до океана и далее к Египту, с персами, установившими свою власть в этих районах, приходилось считаться. Однако, поскольку мы до сих пор не имеем представления, что за территории были в составе двадцатой «Индийской» сатрапии, то мы не можем сказать как и при каких обстоятельствах они были покорены. Источники античности говорят, что в Индии не было вторжения персов, а Геродот утверждает, что индийские воины принимали участие в военной кампании Ксеркса на Элладу. Арриан тоже затрагивает эту тему, говоря, что в битве при Гавгамелах на стороне персов принимали участие в сражении и индийцы, «живущие по западную сторону Инда». Эта оговорка объясняет тот факт, что индийская граница по Инду носила условное значение.

Греческие авторы, достаточно много писавшие об Индии IV в. до н. э., не говорят ни слова о существовании в это время «Индийской» сатрапии, и о том, что персидские гарнизоны находились в Индии. По всей видимости, индийские воины, которые сражались на стороне Дария III, были наемниками, а индийские земли, входившие в «Индийскую» сатрапию, бывшие по нижнему течению Инда ( об этом пишет Арриан), перестали быть подконтрольными Ахеменидам еще в конце V в. до н. э., при Артаксерксе II.

В эпоху Ахеменидов очень укрепились индийские торговые связи с Ираном. Археологические изыскания в Таксиле I (Бхир Маунд) доказывают, что город был построен именно в этот период и был важен для взаимоотношений между обеими странами. Дарийские надписи говорят о том, что для постройки дворца в Сузах шла индийская слоновая кость и тиковое дерево.

Объединение в единое царство близлежащих областей Индии, Ирана и Месопотамии позволило оживить торговые и культурные связи этих стран. Об этом ясно говорят вавилонские документы V в. до н. э. и эламские тексты из Персеполя (конца VI — начала V вв. до н. э.), которые детально изучил советский востоковед М. А. Дандамаев. Эти документы рассказывают о колониях индийцев в окрестностях Ниппура (имеются даже имена нескольких колонистов); индийцы были владельцами земельных наделов, были военнообязанными; если судить по текстам, то можно увидеть, что они тесно были связаны с местным населением, также заключали договоры об аренде, были свидетелями при написании хозяйственных документов. Тексты из Персеполя упоминают о чужеземцах, которые приезжали в Иран, в их числе указывались и индийцы. Достаточно часто можно найти упоминание о нахождении индийцев в Сузе, но в документах также можно найти фиксации и путешествия из Ирана в Индию. Известен, например, документ о поездке индийца по имени Кнрабба в 498 г. в Индию вместе с караваном в 180 человек.

Врастание областей Северо-Западной Индии в империю Ахеменидов сказывалось и на культуре, хотя данное воздействие не нужно преувеличивать. Индийцы были знакомы со многими успехами иранской цивилизации, а в частности с арамейским письмом — официальным письмом Ахеменидской канцелярии (позже, уже в эпоху Ашоки, кое-какие версии его эдиктов, предназначенные для «западных провинций», составлялись на арамейском); на основе арамейской письменности, под влиянием брахми, возник кхароштхи, который использовался для письма не только в Индии (в Северо-Западной ее части), но и в Центральной Азии. Как считают некоторые исследователи, обычай наносить царский указ на скалы и колонны (к примеру, эдиктов Ашоки) — тоже происходит из Ирана, по всей видимости, под влиянием практики, которая существовала при Дарие. Важно, что иранское слово dipi — «письмо» было позаимствовано древними индийцами и в форме lipi употреблялось в надписях Ашоки. В санскрит пришли и другие иранские термины и слова (ksatrapa — наместник). Археологи, которые производили раскопки на территории дворца Ашоки в Паталипутре (совр. Патна), отметили влияние архитектуры Ахеменидов на искусство строителей периода Маурьев. Эта точка зрения позднее была рассмотрена критически, но сам факт того, что индийские мастера знали традиции соседнего Ирана, сомнению не подлежит.

После падения империи Ахеменидов взаимосвязи между Индией и Ираном угасают. Иран стал входить в состав Селевкидского государства, а Северо-Западная Индия стала подвластна Понтийским, а после шакам. Периодические войны не улучшали отношения между соседями, хотя и не прекращали их. Однако на короткий промежуток времени — 20-10 гг. н. э. — наладились отношения между Индией и парфянским Ираном. И тут же, в глубь Ирана, вторгается буддизм, который получил в домусульманский период широкую область распространения.

С возникновением Кушанской империи, куда вошла большая часть Северной Индии, сообщение с областями Ирана было вновь осложнено, потому что Кушаны были в недружественных отношениях, как с Парфией, так и с Сасанидами. С ослаблением влияния Кушан контакты между Индией и Ираном вновь наладились. Хотя некоторые территории на северо-западе страны и были подвластны Сасанидам или были в районе их политического давления, отношения между этими странами находились в мире: Сасаниды были связаны непрекращающимися войнами с Римом, а в V - VI вв иранцы и индийцы боролись против общего врага – гуннов-эфталитов.

Улучшались и связи культурные. Если прежде Иран имел влияние на Индию, то к концу древности, картина поменялась. Уже индийская наука стала наращивать свой авторитет у народов Ближнего Востока, и образованные люди часто направлялись в Индию для накопления научных знаний. Индийские врачи несли службу при дворах иранских царей. В VI в. в Иране ознакомились с «Панчатантрой», и отсюда она начала распространяться во многие другие страны. В Иран из Индии пришли шахматы. Большое значение имел буддизм: так как это поспособствовало знакомству иранцев с индийской литературой и т. д. Также большое влияние буддизм оказал и на манихейство.

2.2. Индостан и Африка.

Свидетельством ранних контактов африканских и индийских цивилизаций можно расценивать возникновение зебу в долине Нила.  Зебу — выходцы из Индостана — появились на территории древнего Египта в середине II тысячелетия до н. э. из Азии, но есть свидетельства прямых контактов народов Индостана и Африки еще в эллинистические времена. Знание о египетских боевых слонах сделало этот род оружия очень популярным во всем античном мире. Североафриканские государства были, по сравнению с остальными, в наивыгоднейшем положении, так как слоны водились в изобилии. Карфагеняне направляли специальные экспедиции для вылова этих африканских животных. Перешеек, который соединял полуостров-город с материком, площадью 60 стадий, был весь занят стойлами для слонов. Они были задействованы во всех Пунических войнах. У Птолемея II насчитывалось 400 выдрессированных животных, слоны участвовали в сражениях Птолемеев на Ближнем Востоке, они также были в качестве основной боевой единицы в армии Мероэ. Боевых слонов использовали в Египте до середины II в. до н. э., в Северо-Западной Африке до середины I в. до н. э., в Мероэ — вплоть до IV в. н. э. А на исходе «слонового века» — в VI в. н. э. — стала появляться информация о использовании слонов в Аксуме.

Вполне возможно, что первые индийцы приехали в Африку как воспитатели и погонщики слонов. Примечательно, что в «Толковом словаре» Гезихия есть заметка: «Инд — человек, чтобы управлять слоном из Эфиопии». В Мероэ есть свидетельства образа «слоновоголового» бога (близок по внешнему виду Ганеше), увенчанного короной Верхнего Египта .

Достаточно дружные индо-африканские связи были установлены в эпоху Маурьев. Историкам известно о посланниках во главе с Дионисием от Филадельфа Птолемея к Биндусаре. Вероятно, именно Дионисий доставил из Индии вещи, которые вызвали удивление и восхищение у египтян.

В эдиктах Ашоки есть упоминания о Птолемее Филадельфе Египетском и Маге Киренском, брате Филадельфа по матери. С нахождением посольства Ашоки в Египте иной раз связывают захоронение в некрополе г. Дендеры птолемеевской эпохи. Сообщение на надгробной стеле, где нанесено изображение колеса и трезубца говорит, что это «могила Пшейапи, сына Гемт, варвара». Правда, этот вопрос до сих пор не имеет однозначного ответа.

Явных свидетельств о том, что буддизм был распространен в Птолемеевском Египте не имеется. Иные ученые считают, что образы александрийских богов оказали влияние на изображения в брахманизме и буддизме. Имеется в виду изображение бога на цветке лотоса — этот сюжет, родившийся в египетской мифологии, засвидетельствован текстами и памятниками искусства в долине Нила с древнейших времен. В Индостане похожие картины пришли уже после походов Александра Македонского из греко-бактрийской Гандхары, откуда и расползлись по Индии. Есть мнение, что образ Будды и его матери Мяйи, так же как и изображение Брахмы на цветке лотоса имеет египетский прототип.

В эпоху Птолемеев в Египте в огромном количестве были индийские полудрагоценные камни и драгоценности. Столовая на барке Птолемея IV имеет колонны, которые высекли из индийских камней.Также были обнаружены бусы из египетского фаянса, находившиеся в слоях Ш-1 вв. до н. э. при разборе древних городищ Индии и Афганистана.

Доставка индийских товаров в Африку и африканских в Индию проходила через Аравию. Как говорит Страбон, прямой морской путь из Индии в Египет был открыт совершенно случайно во второй половине И в. до н. э. И в это же время были направлены первые экспедиционные караваны Птолемеев в Индию — открывающийся простор для выгодной торговли не прошел незамеченным среди купцов. Гиппал (около 100 г. до н. э.) открыл движение муссонных ветров и дал возможность совершению регулярный плаваний парусников к берегам Индии и обратно. И пусть, по свидетельству Страбона, «при Птолемеях только немногие осмеливались плыть туда и ввозить (обратно) индийские товары», но именно они охраняли в составе египетского государстваморские пути в Индию. С 74/73 г. до н.э. в египетских документах зафиксирована должность стратега Эритрейского и Индийского морей.

Индийско-мероитские и индийско-египетские связи эллинистического времени были отражены в египетской народной литературе в повести о походе египтян в Индию под предводительством Пе -дихонса и романы об Александре.

Римляне, которые утвердились в Северной Африке в последней трети I в. до н. э., являлись заинтересованной стороной в развитии контактов с Индией. В 20-х годах до н. э., при путешествии Страбона по Египту в составе свиты римского префекта, он «узнал, что около 120 кораблей совершают плавание из Миос-Гормоеа в Индию», причем «современные купцы, совершая плавание из Египта по Нилу и Аравийскому заливу до Индии... доходили до Ганга».

При расширении границ Римской империи и становлении государства Великих Кушан был определен качественно новый виток во взаимосвязях цивилизаций Африки и Индостана.

В начале нашей эры между Африкой и Индией были установлены прочные торговые отношения. К середине I в. н. э. купцы, которые отправлялись из Африки, получили возможность освоить западный и восточный берега Индостана и проникнуть вглубь субконтинента. Корабли из Индии, которые достигали широты Африканского Рога, проходили через порт Барбарики, аксумский порт Адулис, но главной целью были порты Египта. Александрия была фактическим мировым центром торговли. Здесь пересекались потоки экспортных и импортных товаров, двигавшихся из Индии в Африку, из Индии в Средиземноморье, из Средней Азии и Китая через Индию на далекий Запад и обратно. «Перилл Эритрейского моря», созданный, возможно, купцом-мореходом в третьей четверти I в. н. э., и доведший до нас таможенные тарифы (вплоть до IV в. н. э.) приводит огромный список товаров, привозимых из Индии и отправляемых туда. Сообщения этих источников получили свое подтверждение при проведении археологических изысканий.

Купцы Северо-Восточной Африки иной раз задерживались в Индии на достаточное долгое время. Так, в одном из податных списков египетского города Арсиноя от 72/73 г. н. э. около имени горожанина Гайона имеется отметка, что он находится в Индии .

Купцы из Индии в I в. н. э. также регулярно посещали Северо-Восточную Африку. В Египте были индийские общины: в Александрии, Белой Гавани. Большая община находилась в Аксуме, Индийские купцы плавали в Мероэ и прибрежные страны Восточной Африки. Когда в Мемфисе открыли серию терракот, по стилевому решению причисленных к изображениям Аджанты и датируемых первыми веками нашей эры, некоторые ученые пришли к выводу, что и в Мемфисе была индийская община.

Купцы-мореплаватели проторили путь большому количеству любопытных ученых и путешественников. В те далекие времена туристы плыли из гаваней Египта в Красном море в Индию, и из Индии направлялись в Александрию. Имеется целый ряд свидетельств, рассказывающих о путешествиях ученых из Аксума и Египта, и через Египет и Аксум в Индию.Были найдены интересные вещи в Белой Гавани — порту на Красном море (совр. Старый Кусейр): где археологами были обнаружены несколько черепков с надписью на старотамильском языке, шрифт брахми. Примечательно сходство открытой здесь керамики с керамикой из Арикамеду. Эти находки подтверждают пребывание в Египте выходцев из Южной Индии.

Понятно, что такой длительный и постоянный экономический и культурный контакт привел к обмену информацией, которая стала достоянием индийской и североафриканской цивилизаций. Несколько ученых также думают, что Индия заимствовала из Египта технологию отливки по гипсовой модели; также есть подтверждение влиянию египетской науки на развитие астрономии и астрологии в Индии. Вполне вероятно, что некоторые идеи индийского религиозного философского течения были известны философам Египта и Мероэ. Интересно, например, одно из наставлений мероитских гимнософистов: «Нельзя... оставить в опасности душу, уже воплотившуюся в человеке» (Гелиодор II). Епископ Карфагена Тертуллиан в своих выступлениях оперировал сведениями об индийских брахманах и гимнософистах. Индийское влияние заметно в египетском языке и языке геэз.

2.3. Индия и греко-римская цивилизация.

 Исторические взаимоотношения двух величайших цивилизаций древности — индийской и античной — представляют из себя сложный и органически выстроенный комплекс контактов, встречу двух различных социальных организмов и религиозно-философских традиций. Эта проблематика имеет научный вес не только для антиковедения, но и для дальнейшего изучения истории и культуры древней Индии. Несмотря на то, что географически изучаемые регионы удалены, между ними на протяжении веков имелись прочные культурные и политически-торговые отношения.

Археологические находки позволяют говорить о наличии связей Индостана со Средиземноморьем уже во время существования харалпской цивилизации, хотя имеющихся данных пока недостаточно для абсолютного утверждения этого факта. Более определенно можно сказать , что индийско-средиземноморские контакты фиксируются в античных источниках лишь с VI в. до н. э.

Поскольку контактирование имело место на протяжении всего античного периода (это отражено и в сочинениях раннехристианских авторов), то можно выявить общую характеристику и направленность связей, а также увидеть их развитие. Менялось и античное традиционное восприятие об Индии. Каждый период сопровождался важными изменениями на политической арене и направленности торговых связей, расширяющимся географическим кругозором, процессами развития самой античной культуры, знаменовался появлением новых представлений об Индии. Исследователи этого процесса выяснили характер сведений об Индии в античном мире в каждый конкретный исторический период, иными словами, ученых интересует, почему в разное время античных авторов интересовали разные моменты индийской культуры и истории.

Традиционно первым периодом в античной историографии об Индии рассматривается период до похода Александра Македонского. Немного смущает, что индийские сведения были случайными, отрывочными. В основном, они содержали сведения о той части Индии, которая была в составе державы Ахеменид. Эти отрывки встречаются у Гекатея, Геродота, Ктесия. Именно тогда пунктирно намечаются первые две основные темы античных представлений об Индии: 1. Восприятие Индии как страны сокровищ и чудес; 2. Традиционный мотив «индийских мудрецов».

Настоящим открывателем Индии для античности был Скилак из Карианды, совершивший плавание вниз по Инду, а затем морем до Египта. На свидетельства Скилака ссылались логограф Гекатей (ок. 550 — ок. 480 гг, до н. э.) и Геродот ( V в. до н. э.). Гекатей знал названия некоторых индийских племен и городов. Немного более подробнее мы находим сведения у Геродота. Он упоминает, первый в античной традиции, о жизни брахманов: «Они не убивают ни одного живого существа, не трудятся на нивах, нет у них жилищ, а питаются они травой... Если кого-нибудь из них поражает недуг, то он уходит в пустыню и там ложится». Само слово «брахманы» в трудах Геродота не указано, но если учитывать, что термин «этнос», которым он называет людей с особыми обычаями, имел не только этническое, но и социальное содержание, то есть все основания думать, что он говорит именно о брахманах, обособляя их обычаи от остального народа.

К началу IV в. до н. э. относится сочинение об Индии Ктесия из Книда, личного врача персидского царя Артаксеркса II. И хотя, сочинение сохранилось лишь фрагментарно, все же можно понять, что сведения оно содержит поистине легендарного характера. Данный автор уже в древности был отнесен своими современниками и потомками к разряду авторов недостоверных, более того, известный поэт Лукиан в своей «Правдивой истории» прибавляет к числу «древних поэтов, историков и философов, написавших так много необычного и неправдоподобного», Ктесия, который в Индии «никогда не бывал и не слышал о них (индийцах) ми одного правдивого рассказа».

Отметим, что в 327 – 325 гг до н.э был поход греко-македонцев в Индию. Этот поход был очень важен для отношений между странами античного мира и Индией. Он помог сближению двух цивилизаций. Это знамение начала более правдивой и достоверной исторической традиции об Индии — Онесикрит, Неарх, Птолемей. Их сочинения находятся во фрагментах трудов более поздних авторов: Страбона, Диодора, Арриана и др. Наряду с описанием военных операций соратники Александра зафиксировали многие стороны жизни и культуры древних индийцев. К этому свидетельству относится популярный в античной традиции сюжет о «диспуте Александра с индийскими мудрецами».

Следующим, третьим периодом восприятия образа Индии в античной литературе условно можно назвать «период посольств» (конец IV — начало III в. до н. э.). Период связывается с именами Мегасфена — посла Селевка I к Чандрагупте Маурья, и Деймаха — посла Антиоха I к Биндусаре. Если от трудов Мегасфена до нас дошло много фрагментов, то «Индика» Деймаха до нас дошла в ничтожно малых частях. Тем не менее, очень показательно то, что Деймах написал сочинение «О благочестии», опираясь на сведения о верованиях индийцев. В подтверждение этой догадки свидетельствует тот факт, что в греческой версии эдиктов Ашоки Дхареш является эквивалентом пракритского dhamma (санскр. dharma) — вера, моральное правило, нравственный долг. Ни об одном индийском посольстве в эллинистические государства данных пока нет. Но миссии Ашоки в страны, где правили цари Антиох (Сирия), Антигон (Македония), Александр (Эпир), Птолемей (Египет), о чем упоминается в XIII большом наскальном эдикте, хотя и не могут считаться актами дипломатических отношений, псе же предполагают наличие каких-то политических связей с этими странами.

Дипломатических отношений между Индией и Римской империей было мало. Античные источники пишут об индийских посольствах к императорам Августу (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.), Траяну (98-117), Адриану (117-138), Антонину Пию (138-11), Гелиогобалу (218-222), Аврелиану (270-275), Константину (323-353) и Юлиану (361-363). Но данных о посольствах римлян в Индию нет.

Примерно с II в. н. э. отмечается начало нового этапа в истории античной традиции об Индии, обозначенный симбиотическим существованием двух различных направлений в описании Индии: 1) «языческого», которое использует старую информацию об Индии, взятую, в основном, из данных Мегасфена. Хотя здесь начинает появляться интерес к «индийской мудрости»; 2)и раннехристианского, которому свойственно не только более глубокое осмысление индийской религии и философии (брахманской), но и особое внимание к буддизму.

Этому сближению двух цивилизаций поспособствовали и торговые взаимоотношения, которые оживились в первые века нашей эры. Это подтверждают и источники античности и находки археологов, как в Индии, так и в Восточном Средиземноморье. Пересекая пустыни и горы, шли караваны к Средиземному морю, а корабли переправляли через Аравийское море индийские драгоценности, шелковые и бумажные ткани, слоновую кость и т.д. Обратно корабли доставляли драгоценные металлы, цветные металлы и изделия из них, стекло, керамику. Гости из Индии не были редки в Александрии, крупных культурных и торговых центрах, также как и римляне и греки частенько останавливались в портовых городах Индии.

Смешение эллинистических и римских традиций с индо-буддийскими хорошо видно в гандхарском искусстве. Хотя в источниках индийских осталось очень мало фактов о римлянах и греках, что примечательно, абсолютно не упоминается поход Александра в Индию, - Индия много позаимствовала у греческо-римской цивилизации. Внешний вид монет, например, которые до прихода греков Индии, конечно были, но только под влиянием греков принял современный круглый вид, и рельефные изображения на сторонах. Даже после исчезновения последних в Индии государств с греческими династиями элементы греческой системы еще долго не исчезали из индийского обихода. Македонский календарь, монеты с греческой легендой, административные деления, греческие мотивы в художественно-изобразительном искусстве…Наиболее ярким свидетельством этого является — «Явана-джатака», санскритский текст, являющийся переводом астрологического греческого трактата. Если рассматривать архитектуру и искусство, то греко-римское влияние сильнее всего ощутимо в Северо-Западной Индии., где возникновение каменных храмов , вероятно, стало возможным из-за эллинистического влияния. Хотя новые храмы в плане повторяют уже существовавшие ранее в Индии пещерные храмы, однако наличествование колонн с греческими ордерами, портиков и т. д. указывает на заимствование из эллинистической архитектуры. В индийской скульптуре также видно влияние греко-римской цивилизации.

На Южную Индию оказало определенное значение распространение христианской религии, хотя сама христианская традиция приход религии в Индию связывает с проповеднической деятельности апостола Фомы.

Тем не менее, греческое влияние все же было не столь обширным, оно захватило, да и то ненадолго, правящую верхушку, знать… Греческий язык там продержался примерно с век, и не оказал заметного влияния на индийские языки. Можно с уверенностью говорить не об эллинизации индийского населения, а об индианизации прибывших эллинов. Тем более влияние греко-римской цивилизации затронуло лишь окраину Индийской территории. А центр – долину Ганга, Центральную и Южную Индию эти влияния не затронули вообще.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели Индию в античной и исторической географической традиции.

Мы увидели, что Индия очень многогранная страна, как в современности, так и в древности, и многими учеными до сих пор недооценивается влияние индийских достижений древности на современную культуру.

В первой главе мы рассмотрели литературу, классический танец, архитектуру Индии.

Во второй главе были рассмотрены взаимоотношения Индии с Ираном, Африкой и греко-римской цивилизаций.

Симбиоз этих культур улучшил их, взаимопроникновение культурных ценностей обогатило и индийскую культуру, и культуру Ирана, Африки и греко-римлян. Причем, мы выявили интересную тенденцию.

Индийская культура не была поглощена культурой этих стран, она лишь приобрела некоторые черты их, и то ненадолго, если смотреть в историческом контексте времени.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: чем лучше будет организована работа археологов, чем больше будет найдено свидетельств об Индии, тем лучше мы сможем понять влияние этой культуры на современный и древний мир.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. – М., Просвещение 1980

  • Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

  • Бхагавадгита. СПб., 1994.

  • Васильков Я.В. Встреча Востока и Запада в научной деятельности Ф.И. Щербатского // Восток-Запад. Вып. 4. М., 1989.

  • Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972.

  • Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л., 1981.

  • История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии/ А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

  • История философии в кратком изложении Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991.

  • Культурология. История мировой культуры. – М.:РОСМЭН, 1998

  • Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

  • Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Иерусалим, 1982.

  • Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х ч. СПб., 1994.

  • Ригведа. Перевод и комментарий Т.Я. Елизаренковой. М., 1989.

  • Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М., 1981.

  • Таронян Г.А. Древний Восток в античной и раннехристианской традиции. Подбор текстов, пер. с древнегреч. и лат., примеч. и аннот. указ. Г. А. Тароняна; введение А. А. Вигасина. – М.: Ладомир, 2007

  • Тюляев С.И. Искусство Индии. М., 1988.

  • Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М.,1987.

  • Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

  • Электронный ресурс : http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!