Тема: Культура научной речи. Разговорно-бытовой стиль речи
-
Особенности научного стиля. Подстили научного стиля
К научному стилю речи относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях .
Признаками этого стиля речи являются:
- строгая логичность изложения. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Для научной речи типична связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому.
точность.
- Смысловая точность - достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
- Отвлеченность и обобщенность - непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
-Объективность — еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты — все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи. И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что...), безличные (известно, что...), определенно-личные (рассмотрим проблему...).
Подстили (или разновидности) научного стиля
а) собственно научный — наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;
б) научно-популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией);
в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия)
2. Жанры научного стиля. Реферат как жанр научно-информативного типа.
Жанр - форма организации речевого материала
Научный стиль речи |
Функционально-стилевая классификация | Жанровая классификация |
Собственно научный стиль | Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа |
Научно-информативный | Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание |
Научно-справочный | Словарь, справочник, каталог |
Научно-учебный | Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение |
Научно-популярный | Очерк, книга, лекция, статья |
РЕФЕРАТ
Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.
Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
• Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.
- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
• Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:
- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:
• библиографическое описание,
• собственно реферативный текст,
• справочный аппарат.
Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:
1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.
2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.
3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.
4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.
3. Законы логики в научной речи
4 закона:
1)закон тождества
2) закон противоречия
3)закон исключения третьего
4)закон достаточного основания
1)закон тождества – предмет мысли на протяжении всего высказывания должен оставаться неизменным.(типичная ошибка в этом случае – подмена тезиса: когда говорящий незаметно для себя изменяет тему и начинает говорить о другом) (Например: Небывалый ураган пронесся над Москвой в 1998 году. Ураган – это атмосферное явление, выражающееся….)
2) закон противоречия – не могут быть одновременно истинными противоположные высказывания об одном и том же (типичная ошибка: расположение в одном тексте предложений, в которых утверждается совершенно противоположное)(например: Как известно, у Гитлера не было никакого таланта. так какие же таланты были у Гитлера?)
3) закон исключения третьего – между двумя противоречащами друг другу высказываниями не может быть третьего, верного в том же отношении (Например: У них совсем не было оружия. На пятерых только два пистолета и одна граната)
4)закон достаточного основания – всякое истинное высказывание должно быть обосновано, доказано другими высказываниями, истинность которых несомненна.(типичная ошибка – утверждение не доказано ни примерах, ни рассуждением).
4. Способы изложения материала(метод аналогии, ступенчатый, концентрический, исторический, дедуктивный, индуктивный)
Аналогический метод (метод аналогий) –сопоставление различных явлений, событий, фактов. Позволяет путем сопоставления новых фактов с уже известными усилить эмоциональное воздействие на слушателей, что способствует лучшему пониманию излагаемого материала.
Ступенчатый (стадиальный) метод –последовательное изложение одного вопроса за другим. Материал, излагаемый ступенчатым методом, как правило, неплохо воспринимается и запоминается слушателями, он также удобен для конспектирования.
Концентрический метод – предполагает изложение учебного материала вокруг единого центра, которым является поставленная проблема, т.е. предмет обсуждения рассматривается со всех сторон. В ходе изложения говорящий все время возвращается к главной мысли.
Исторический (хронологический) метод –изложение материала в хронологической последовательности, рассмотрение процесса или явления в становлении, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени.
Дедуктивный метод –изложение материала от общего к частному, когда в начале речи выдвигаются какие-то положения, потом разъясняется их смысл на конкретных примерах, актах, а в заключение делается вывод.
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему, от отдельных, конкретных фактов, событий, жизненных примеров к обобщающим выводам. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.
5. Особенности разговорной речи. Принципы коммуникации. Принцип вежливости, максимы Д.Лича. Принцип кооперпации, максимы П.Грайса
Разговорная речь – это функциональная разновидность литературного языка. Она выполняет функции общения и воздействия. Разговорная речь обслуживает такую сферу коммуникации, для которой характерны неофициальность отношений между участниками и непринужденность общения. Она используется в обиходно-бытовых ситуациях, семейной обстановке, на неофициальных заседаниях, совещаниях, неофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах коллег, начальника с подчиненным и т. п.
Особенности разговорной речи:
-неподготовленность, спонтанность
-непосредственный характер речевого акта
-экстралингвистические (внеязыковые) факторы:личность адресанта (говорящего) и адресата (слушающего), степень их знакомства и близости
Принципы коммуникации
Коммуникация – общение, взаимодействие людей.
• объективная необходимость при решении проблем коммуникативного характера учета единства рационального и эмоционального в поведении человека; иногда речь может идти об иррациональном поведении, особенно с субъективной точки зрения (мы часто считаем, что другой человек нерационален, поскольку его поведение не укладывается в нашу модель, не соответствует нашим ожиданиям);
• принцип ситуативности, включающий 1) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая имела место в прошлом и является желательной (малое воздействие способно вызвать «лавинную» реакцию), 2) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать, и 3) субъективность в интерпретации ситуаций;
• стремление к повышению уровня объективности представлений о партнере по взаимодействию, в виду недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования поведения партнера по общению;
• гуманизм в построении коммуникаций (золотое христианское правило общения: «Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте и вы с ними»);
• ориентация на сотрудничество, на взаимную выгоду, или тактика «выигрыш – выигрыш»;
• учет развития, или онтогенеза субъектов общения и динамики психических процессов и состояний. Субъект, поведение которого вам казалось достаточно понятным, в силу онтогенеза может неожиданно повести себя иначе: просто у него изменились жизненные обстоятельства, мотивы, состояние здоровья, настроение, он стал старше, опытнее, изучил вас;
• системность субъектов коммуникаций (любая большая сложная система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, т. е. открыта, динамична, не поддается полному моделированию процессов и состояний и т. п.);
• понимание наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения – типа намерений, умыслов, имитации;
• принцип неполной адекватности любой сложности моделей поведения субъекта, системы, на основе которых строятся прогнозы и ожидания, самому субъекту, самой системе;
• понимание бесконечности процесса познания (нет и не будет оснований сказать: «Ну теперь я знаю все!» Более адекватная форма: «Теперь, мне кажется, я знаю достаточно для того, чтобы прогнозировать поведение в таких-то условиях с высокой степенью вероятности»);
• научность;
• опора на закон.
Принцип вежливости Дж.Лича
Принцип вежливости Дж.Лича принадлежит речевому этикету и представляет собой совокупность ряда максим.
Шесть максим вежливости:
-
Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).
-
Максима великодушия. Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.
-
Максима одобрения. Это позитивность в оценке других («не судите, да не судимы будете»; «не осуждай других»). Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.
-
Максима скромности. Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
-
Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи – сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.
-
Максима симпатии.
Принцип кооперации Грайса
Г.П.Грайс в работе «Логика и речевое общение» утверждает, что основу речевой
коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность собеседников действовать в соответствии с принятой целью и направлением разговора. Иначе говоря, принцип кооперации – это готовность партнеров к сотрудничеству.
Принцип кооперации обусловливает основные правила речевой коммуникации. Автор определяет их как четыре категории (максимы).
1)максима количества (полноты) информации;
2)максима качества информации; Старайся, чтобы высказывание было истинным», –Не говори того, что считаешь ложным.
3)максима отношения (релевантности); «Не отклоняйся от темы».
4)максима способа выражения (манеры).
6. Жанры разговорно-бытового стиля речи.Нормы в разговорной речи
Основные жанры разговорного стиля: дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма.
Разговорный стиль речи используется в обыденной речи, в беседах со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке. Цель разговорного стиля ― общение, обмен мыслями, впечатлениями. Высказывание обычно бывает непринуждённым, живым, свободным в выборе слов и выражений, т. е. отсутствует предварительный отбор языкового материала; в нём обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику. В нём употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства: разговорно-бытовые слова, фразеологизмы: вымахал, мешкать, брякнуться, с жиру беситься, ни бе ни ме; просторечные слова, эмоционально-окрашенные слова: давеча, завсегда; мальчонка, духотища, родненький; слова с переносным значением, частицы, междометия, обращения, вводные слова, повторы слов и т. д. Порядок слов в предложении свободный, используются неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения.
В разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Основные жанры разговорного стиля: дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма.
Обычная форма реализации этого стиля ― диалог.
Основные стилевые черты речи: эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.
Нормы в разговорной речи
Есть нормы, присущие разговорной речи и отличающие ее от других разновидностей литературного языка. Это нормы фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Фонетические нормы. Различают три стиля произношения: высокий, нейтральный, разговорный. Под разговорным произношением понимается такое, которое характеризуется меньшей напряженностью органов речи, меньшей четкостью произношения, что приводит к изменению качества звуков вплоть до их выпадения. Непринужденная речь часто сопровождается резкими повышением и понижением тона, «растягиванием» гласных, удлинением согласных, скандированием слогов, паузами, изменением темпа речи, а также ее ритма.
Лексическая норма разговорной речи — употребление нейтральной лексики. Возможно употребление слов с просторечной окраской, фразеологизмов (дармоед, белобрысый , вешать лапшу на уши)Разговорная лексика богата эмоционально-экспрессивной окраской. Например: захудалый, трудяга, работенка, бездарь, крохобор,. Подобные слова отличаются смысловой емкостью и красочностью.
Морфологическая норма разговорной речи состоит в специфическом для нее соотношении частей речи.(глаголы преобладают над существительными, редко использ. краткие прилагательные, много местоимений, междометий)
Синтаксические нормы – использование неполных предложений, слов-предложений (Да. Нет.)
7.Невербальные средства общения
Невербальные средства общения – это язык тела, жестов.
1)Мимика– это выражение лица человека (гнев, удивление, страх, счастье, печаль)
-2)визуальный контакт - встреча взглядами (Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.
При визуальном контакте можно выяснить не только отношение собеседника, но и определить некоторые особенности характера по цвету глаз
3). Интонация и тембр голоса (Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.)
4) Жесты и позы (Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;
Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;)
5) Межличностное пространство - Расстояние между собеседниками (Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.)
6) умение распознавать ложь (лишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
«застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
«продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
частое моргание глазами)
ПРАКТИКА
1.Библиографическое описание книг