СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура общения и речевой этикет в волонтерской деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка уроков по речевому этикету для слушателей школы волонтеров.

Просмотр содержимого документа
«Культура общения и речевой этикет в волонтерской деятельности»

Тема занятия: «Речевой этикет и культура общения в волонтёрской деятельности».

Задачи: обобщить и расширить знания уч-ся о видах, целях, условиях речевого общения, о речевой ситуации, о формулах речевого общения;

сформировать у учащихся лингвистическое понятие культуры речи; совершенствовать речь учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(2 урока)

I. Приветствие.

Добрый день, ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем таким образом. Здорово!

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. Улыбнитесь ещё раз! С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня с вами. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно.

II. Слово учителя: 

Вспоминаются известные строки из романа Пушкина «Евгений Онегин»: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Совсем немного времени осталось до того момента, когда многие из вас закончат школу. Овладевая в рамках школьной программы русским языком, вы должны были учитесь многому: опознавать языковые единицы, правильно произносить слова, создавать тексты разных типов и стилей, совершенствовать и редактировать тексты и т.д. А вот что еще входит в «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку»:
*учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь владеть современным речевым этикетом.

– Скажите, а что такое этикет?

Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».
Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского: «Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».

Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов этот знак оскорбителен).

Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить. Согласитесь, что, если человек соблюдает правила, с ним всегда приятно общаться.

Но всегда ли так происходит????

III. Речевая ситуация.

Прослушайте рассказ А.Моисеева «Незнакомка».

НЕЗНАКОМКА.

Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых, пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…» - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напомнила незнакомку с картины Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки – почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звезды… Как она улыбается? Наверное, у нее улыбка Джоконды… Я выучу для нее лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…

Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала негромко:

- Ну, чего вылупился?

А. Моисеев.

Вопросы после прочтения:

  1. Какое впечатление произвела девочка сначала?

  2. Почему это впечатление изменилось?

  3. Думает ли девочка о своей речи?

  4. Как бы можно было выразить ее мысли по-другому? Что было бы лучше ей сказать? Предложите свои варианты.

IV. Формулирование правил речевого этикета и

Давайте сформулируем основные правила речевого этикета:

  1. Нельзя, чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса.

  2. На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают узы товарищества, любви, дружбы. К детям обращаются на «ты» до тех пор, пока они не становятся молодыми людьми (студентами).

  3. Умение выслушать другого – непременное условие беседы. Бестактно прерывать собеседника. У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника. Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но…»

  4. Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

  5. В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-нибудь важное незаметно отходят в сторону.

  6. Неприлично делать вид, что не замечаете знакомого и тем более неприлично не отвечать на приветствие.

  7. Прежде чем обратиться с вопросом к незнакомому, необходимо с ним поздороваться.

  8. Нельзя использовать слово «эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо эй! надо сказать: «Извините, пожалуйста…»


Вопрос слушателям: Умеете ли вы беседовать с людьми? Что нужно, чтобы быть хорошим собеседником?

Беседа отличается от сплетни. Сплетня имеет то свойство, что, если не придавать ей значения, она умирает естественной смертью. Культурный человек ни о ком не отзывается дурно. Хороший собеседник – тот, который не только хорошо говорит, но и умеет слушать. Нельзя делать замечания взрослым. 

(Показателен такой случай: однажды некий молодой человек заметил Фаине Раневской:
– Вы уже не молоды.
– Зато хорошо воспитана, – парировала она.)

V. Тестирование и выведение правил общения.

А теперь тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»

  1. Часто ли я бываю хмурым?

  2. Всегда ли я внимательно выслушиваю собеседников?

  3. Перебиваю ли я собеседника, если мне приходит в голову важная мысль?

  4. Внимателен ли я к памятным датам моих знакомых?

  5. Повышаю ли я голос в споре?

  6. Стараюсь ли я в разговоре вникнуть в мнение моих собеседников?

  7. Часто ли мои собеседники уходят обиженными?

  8. Всегда ли я обдумываю заранее, как буду высказывать критические замечания собеседнику?

  9. Приято ли мне, когда в моем присутствии критикуют других людей?

  10. Всегда ли я стремлюсь ответить на критику в свой адрес?

Отвечайте «да» или «нет».

Обработка результатов:

Подсчитай те количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9 и 10.

0 – 1 да – коррекция не требуется.

2 – 3 да – требуется коррекция отдельных сторон общения.

4 – 5 да – требуется существенная коррекция.

6 да – общение неудовлетворительное.

Итак, общие правила общения:

  1. Не воспитывайте собеседника.

  2. Стремитесь понравиться собеседнику.

  3. Демонстрируйте хорошее настроение.

  4. Показывайте собеседнику, что он вам нравится.

  5. Укрупняйте собеседника.

  6. Показывайте собеседнику, что вы его уважаете.

  7. Говорите меньше собеседника.

  8. Не вспоминайте плохое.

  9. Не давайте советов, если вас не просят.

  10. Не спорьте по мелочам.

VI. Конфликтное общение.

Актуальный вопрос: Часто ли вам встречается конфликтное общение? (Сталкиваетесь ли вы с конфликтным общением?)

Попробуем провести анализ конфликтного общения.

Анализ конфликтного общения можно провести на тексте одной из книг психолога В.Леви.

Ситуация такова: Витька, автомеханик, не дает покоя соседям: приходит вечером пьяный, включает на полную громкость радио и засыпает. Уговоры не помогают. Озлобился, разошелся с женой, живет один. Отец был алкоголиком, умер, мать тоже недавно умерла. Но пенсионерка Раиса Ивановна смогла поговорить с ним, стало тише в доме и даже стал меньше пить.



В.Леви





ВИТЬКА.

Р.И. - Витя, здравствуй! (тон матерински теплый, но достаточно твердый).

В. - (После паузы). Здрасьте. (притворно – вялая напряженность)

Р.И. - У тебя телефон еще не поставили?

В. - (Напряженное недоумение, некоторая растерянность). Не… А у вас?

Р.И. - У нас тоже нет. Послушай, но ведь вы же были внеочередники!

В. - Были да сплыли. (Сплюнул).

Р.И. - Не может такого быть. Надо выяснить. Спаренный, но должны… В понедельник как раз на узел пойдем. Хорошо бы и ты с нами в подкрепление.

В. - В понедельник не могу…

Р.И. - Ну заявление свое давай. Как раз твое заявление, может, и сдвинет, их ведь шевелить надо.

В. - Заявление – то можно… Да толку – то что?

Р.И. - От твоего, может, и будет толк. Ты же у нас мастак пробивать дела, как тогда с отоплением.

В. - Ну, напишу. А если в среду утром прямо туда? Я свободный.

Р.И. - Пошли в среду, договорились. Кстати, Витя, я насчет приемника твоего хочу попросить. Ты, наверное, засыпаешь под него? Засыпаешь?

В. - Ну?

Р.И. - А мы уснуть не можем. А тебя же не добудишься. А у Нины тоже суточные, Гена и я полшестого встаем… Так что давай потише после десяти, договорились?

В. - Вы тоже мне стучали пару раз…

Р.И. - Верно, стучали. И давай на этом покончим. Ты же все отлично понимаешь. В милицию не хотелось бы. Слишком мы были в хороших отношениях с твоей мамой. Помнишь, как у нас ночевал? (Буйная ночь, белая горячка отца; мальчишке было девять лет).

В. - Как не помнить…

Р.И. - А что, Люся не родила еще? (Его замужняя сестра).

В. - Родила, как же. Пацан, Витек…

Р.И. - В честь дядюшки, значит?

В. - Да не…У них дед вроде тоже…

Р.И. - Ну все равно, дочки в отцов, а сыновья в дядюшек, говорят…

В. - На меня похож, это точно… Выше головы пускает…(Смех, несколько промежуточных реплик).

В. … Значит, в среду. Но если смогу, теть Рай, если смогу… А насчет этого, теть Рай, не беспокойтесь, заметано.


Вопросы:

    1. Проанализируйте, какие из общих правил общения реализованы в данной ситуации. Приведите примеры использования этих правил в конфликтном общении.

    2. Какие стратегии поведения в условиях конфликта использованы в данной ситуации:

- избегание;

- компромисс;

- сотрудничество;

- уступчивость;

- противоборство.

III. Какие специальные правила и приемы речевого воздействия в условии конфликта использованы в данном эпизоде?

  1. Не разговаривайте эмоционально, снимите эмоции.

  2. Не отвечайте упреком на упрек.

  3. Не вспоминайте негативные эпизоды из прошлого.

  4. Опирайтесь на положительный совместный опыт.

  5. В условиях конфликта старайтесь быстрее перейти к сотрудничеству.

  6. Не начинайте с разговора о недостатках.

  7. Не начинайте со своих нужд.

  8. Начинайте с того, что интересует собеседника.

  9. Начинайте с того, в чем возможно согласие.

  10. Начинайте с обсуждения простых проблем.

  11. Пробуждайте личную заинтересованность в результате разговора.

  12. Показывайте практический результат от принятия вашего предложения.

  13. Дайте собеседнику почувствовать свою значительность.

  14. Будьте расточительны на похвалу.

  15. Говорите собеседнику комплименты.

  16. Критикуя, избегайте личной формы предъявления претензий.

  17. Критикуя, показывайте практический ущерб от неправильных действий.

  18. Указывайте конкретных лиц, пострадавших в результате действий собеседника.

  19. Указывайте на свои ошибки как можно более категорично.

  20. Аппелируйте к чувствам собеседника.

  21. Не заканчивайте критикой разговор.

  22. Обращаясь с просьбой, которая может быть отвергнута, используйте полувопросительную форму.

  23. Обращайтесь к благородным мотивам.

  24. Критикуя, говорите не о проступке, а о том, как исправить дело.

VII. О формулах речевого этикета. Ситуации.

Конечно, нельзя ограничиться только правилами общения. Необходимо помнить и о фазах любого общения.   Он делится на три стадии (вне зависимости от ситуации):
- начало общения/разговора;
- основная часть;
- конец общения.
Для каждой стадии мы используем формулы речевого этикета – это слова, применяемые для разговора (устойчивые выражения).

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:


Формы приветствия в речевом этикете:

Здравствуйте! (пожелание)

Добрый день! (указание на время встречи)

Очень рад! (эмоциональные)

Моё почтение! (уважительные)

Здравия желаю! (специфические)

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации.

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета.

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным. При обращении с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

Примеры просьб и советов в речевом этикете

Просьба:

Сделайте одолжение, выполните…

Если вас не затруднит, …

Могу ли я попросить вас

Убедительно прошу вас

Если вам это не трудно
Вас не затруднит?
Пройдите, пожалуйста
Скажите, пожалуйста
Простите за беспокойство
Будьте добры и т.д.

Совет:

Позвольте вам дать совет

Разрешите предложить вам

Вам лучше поступить таким образом

Я посоветовал бы вам

Примеры утешения и сочувствия в речевом этикете

Сочувствие, утешение:

Искренне сочувствую

Как я вас понимаю

Не падайте духом

Все будет в порядке

Вам не стоит так волноваться

Вам надо держать себя в руках

Примеры согласия, отказа и извинения в речевом этикете

Согласие:

Сейчас будет сделано

Пожалуйста, не возражаю

Готов вас выслушать

Поступайте, как сочтёте нужным

Отказ:

Я не в силах помочь вам

Я не могу выполнить вашу просьбу

Сейчас это невозможно

Я вынужден отказать вам

Извинение:

Извините, пожалуйста;
Виноват (а);
Не сердитесь;
Извините за поздний звонок;
Простите за беспокойство


За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете

Благодарность:

Позвольте выразить благодарность

Фирма выражает благодарность сотрудникам

Я вам очень благодарен за…

Большое вам спасибо

Комплимент:

Вы прекрасно выглядите

Вы так сообразительны

Вы прекрасный собеседник

Вы отличный организатор

Ситуации речевого этикета

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например: личности собеседников, место, тема, время, мотив, цель

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата — человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения — на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая — на уважение и большую формальность в разговоре.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

VIII. Разыгрывание ситуаций. Обсуждение.

1. Ситуация: (2 добровольца) - телефонный разговор.

Представьте, что вам позвонили из молодёжной организации и попросили помочь пожилому человеку – бабушке. Вам сообщили, что звонок поступил от социального работника. Бабушка очень недоверчиво относится к волонтёрской деятельности, так как наслышана о них много негативного через СМИ и от близкой подруги, которая имела печальный опыт общения.

Задача: убедите бабушку вежливо и тактично о ваших благих намерениях помочь ей.

2. Ситуация: (2 добровольца) – встреча в кабинете.

Представьте, что вы являетесь членом школьной волонтёрской организации в школе. Вам поручили задание, где необходимо убедить известную телекомпанию нашего города (главного редактора эфира) показать сюжет о школьной организации волонтёров. Прорекламируйте организацию.

Задача: проведите беседу так, чтобы вас приняли и согласились на предложение.

3. Ситуация: (4-5 добровольцев) - разговор группы.

Представьте, что вы провели Благотворительный концерт, помогая детям из детского дома. Во время мероприятия один из участников концерта получил незначительную травму. Оказалось, что один из волонтёров, который отвечал за аппаратуру, покинул свой пост. После вы с руководителем совместно разбираете эту ситуацию.

Задача: объяснить тактично и вежливо покинувшему пост волонтёру его значимость на мероприятии и ответственность.

IX . Телефонный разговор.

Невозможно представить современную жизнь без телефона, но и здесь следует соблюдать этикетные требования:

- не звоните без дела;
- представляйтесь, если телефонный звонок не носит личного характера;
- не спрашивайте: «Кто говорит?» Только в случае необходимости: «Извините, пожалуйста, с кем я говорю?» 
- если телефон отключился, перезванивает тот, кто позвонил первый;
-заканчивает разговор тот, кто позвонил первым;
- лучше личных разговоров по служебному телефону не вести;
- не решайте личных вопросов по мобильному телефону в местах скопления людей очень громко;
- передавать чужой личный номер можно только с согласия его владельца и т. д.
Проанализируйте пример делового телефонного разговора, выделите его части, завершите разговор самостоятельно.
А. – Алло. Областная филармония.
Б. – Здравствуйте. Я вам вчера звонила относительно аренды концертного зала.
А. – Добрый день. Слушаю вас.
Б. – Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать-сто сорок человек?
А. – Да. Мы можем забронировать для вас концертный зал на 
сто пятьдесят мест.
Б. – А как оформить аренду мебели?
А. – В заявке нужно точно указать название всех предметов и их количество.
Б. – Как и куда отправить вам заявку?
А. – Вы должны отправить на наш адрес гарантийное письмо с точным указанием всех услуг и их стоимость.
Б. – Письмо как лучше отправить – по почте, по факсу или нарочным?
А. – Письмо лучше отправить с нарочным, тогда оно придет к нам в течение двух часов.

X. Заключение.

Подходя к концу нашего занятия, мне хотелось бы отметить, что речевой этикет это не пустая формальность, а очень важная часть культуры человека.

Один великий мыслитель сказал: «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!