СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура питания

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура здового питания подростков в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоначальной вадности. 

Просмотр содержимого документа
«Культура питания»

Методическая разработка конспекта занятия

на тему «Культура питания»

Автор разработки: Асоцкая Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Культура здорового питания подростков в любом обществе в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Одна из задач мероприятий состоит в обогащении учащихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Обучаясь в учебных заведениях дети получают много знаний, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам культуры питания. Обучение в школе происходит в период ускоренного роста и полового созревания. Адаптация в коллективе, процесс обучения, умственные и физические нагрузки повышают потребности организма в основных пищевых веществах и энергии.

А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие.

Цель: познакомить учащихся с основами рационального питания, раскрыть значение питания для здоровья человека.

Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с разнообразными концепциями питания, выявить их положительные и отрицательные стороны, дать понятие о пищевых добавках, исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания, раскрыть связь питания и здоровья.

Развивающие – развивать логическое мышление и умение анализировать свой рацион питания, учить критически, воспринимать концепции питания.

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к здоровью в ходе исследования своего питания и составления рациона.

Форма учебного занятия: лекция с элементами беседы, практическая работа.

Фома организации работы: индивидуально-групповая.

Образовательные технологии: информационно-коммуникативные.

Материально-техническое оснащение занятия (Перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т. д.).

План занятия. (Раскрыть структуру занятия, все этапы озаглавить и спланировать во времени).

1. Организационный этап (приветствие, знакомство с темой мероприятия) – 5 минут;

2. Мотивационный этап (Постановка задач, определение цели мероприятия) – 5 минут;

3. Обучающий этап (беседа по теме мероприятия, знакомство с правилами рационального питания) – 10 минут;

4. Практическая работа – 20 минут;

5. Итоговый этап (подведение итогов мероприятия, определение эмоционального отношения к мероприятию) – 5 минут.

Ход занятия.

1. Организационный этап.

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

- Сегодня с нами будут работать великие люди. Где они и кто они? (озвучиваю афоризм и на экране показываю портрет или этого человека).

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Сократ.

- О чём этот афоризм? Как вы понимаете его смысл? Согласны вы или нет с этим утверждением?

2. Мотивационный этап.

- Зачем люди питаются? Что такое пища? Имеет ли значение для организма качество употребляемой пищи? (ответы учащихся)

- Ребята, предлагаю вам поучаствовать в разговоре о культуре питания. Обсудим основы здорового питания, познакомимся с некоторыми концепциями питания и видами пищевых добавок.

- Прежде чем приступить к основной работе, давайте выполним тест /Приложение 1/. Результаты теста каждый анализирует самостоятельно в ходе дальнейшей беседы.

- Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». «Всякий есть что он ест» Л. Фейербах. Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей.

- Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты. Отвечайте на вопросы теста индивидуально.

3. Обучающий этап.

«Ешь правильно и лекарство не будет надобно», эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько важно правильно организованное питание.

Чем питались наши предки? Что входило в рацион русской кухни?

- Что же такое правильное, здоровое, рациональное питание? Как вы объясните это понятие? (правила в печатном варианте вывешиваются на доске)

- Крестьяне свою пищу делили на «прочную» и «лёгкую». Хлеб, щи да каша – это прочная еда. При этом хлеб должен быть хорошо выпеченным, «крутым». Кислые щи непременно наваристыми (с жирной солониной или свининой). Каша - заправлена топлёным маслом или салом. Подкрепившись, таким образом, можно было приниматься за любую работу, будь то пахота, косьба или заготовка дров.

- К лёгкой пище относили молоко, всё что росло в огороде, и грибы… С голода, конечно не умрёшь, но и много не наработаешь.

- Считалось, что семья не бедствует, если в доме есть ржаной хлеб, а на обед щи или картофельная похлёбка и молоко. А вот у кого ничего нет, кроме «небелёных» щей (то есть без сметаны), то такая семья относилась к числу бедных.

- А как, вы думаете, какая пища считалась «изобильной»? (варианты ответов детей).

- Это мясо, рыба, пшенная каша. Почётным угощением было жареное мясо, лапша, пирог и яичница.

- Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остаётся здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.

Правила рационального питания:

1. Баланс белков, жиров, углеводов и витаминов (человеку необходимо по 80-100г в день белков и жиров, а углеводов 400-500г).

2. Баланс энергии: сколько поступило - столько и расходуется (энергозатраты дифференцируются по возрасту: у детей выше, т.к. растущий организм, по полу: у женщин затраты на 5% ниже чем у мужчин, по времени года: зимой много энергии тратится на обогрев организма на 10-15% больше чем летом).

3. Режим приёма пищи (3-4 раза с интервалом 4-4,5 часа). Не все завтракают, многие обедают всухомятку, ужинают поздно – всё это отрицательно влияет на пищеварение и в итоге на здоровье. С режимом питания связана культура питания. В любой приём пищи надо концентрироваться именно на пище (не читать, не слушать музыку, не смотреть телевизор и т.д.).

4. Разнообразие пищи (не делите пищу на «любимую» и «нелюбимую». Ешьте яйца, творог, молоко, овощи, фрукты, каши, хлеб).

- Посмотрим, насколько ваше питание соответствует принципам рационального. Проанализируем тест. Сделаем выводы.

- А вот что предлагают нам сегодня глянцевые журналы: существует мода не только на одежду, украшения, элементы интерьера и быта, но и систему питания. Ксения Собчак, Сергей Лазарев, Алла Пугачёва, София Ротару и многие другие звёзды шоу-бизнеса пользуются системой раздельного питания. Всё чаще мы слышим о кремлёвской диете, в которой исключаются продукты содержащие углеводы, зато белки можно потреблять вволю. Или – питание по знаку зодиака, диета по группе крови, гормональная диета, диета на капустном супе …

- Публикации предлагают нам системы питания иногда совершенно далёкие от рационального здорового питания.

- Послушаем о них небольшие сообщения и проанализируем с точки зрения их влияния на здоровье человека.

1. Сыроедение (Сыроедение – это система питания, из рациона которой полностью или частично исключаются пища, подвергшееся тепловой обработке.)

2. Вегетарианство (Вегетариа́нство — система питания, исключающая употребление мяса любых животных. Последователи родственного течения, веганства, отказываются от использования всех продуктов животного происхождения в питании (молоко животных, яйца).

3. Голодание (Голодание – это не диета. Использовать его на протяжении нескольких дней или даже недель нельзя. В основном применяют однодневное голодание с целью очищения и омоложения организма. Применяется достаточно краткими курсами не только с целью похудения, но и для очищения от лишних накоплений в организме.)

4. Раздельное питание (Раздельное питание — диетологическая концепция, основанная на идее совместимости и несовместимости пищевых продуктов)

- Действительно, в последнее время наш рацион питания претерпел большие изменения. Ну, вот что вы любите больше всего?

(педагог показывает - кириешки, йогурты, чипсы…)

Такие пищевые продукты содержат много скрытого сахара, соли, животных жиров, калорий, в них мало витаминов и минеральных веществ.

- Учёные-химики и биологи (8 февраля – День науки), нашли идеальный выход – дефицит незаменимых компонентов питания восполняется с помощью БАДов, которые вводятся в рацион пищевых продуктов. Пищевы́е доба́вки — вещества, добавляемые в технологических целях в пищевые продукты в процессе производства, упаковки, транспортировки или хранения для придания им желаемых свойств, например, определенного аромата

- Давайте с ними познакомимся (таблица) /Приложение 2/.

- Начнём с определения.

БАДы – биологически активные добавки к пище – это концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приёма и/или введения в состав пищевых продуктов (в результате получаются продукты заданного химического состава).

Пищевые добавки обозначают цифровыми кодами с литерой «Е». Каждой БАД присвоен трёх- или четырёхзначный код. БАДы классифицируются на группы.

При допустимости БАДов пользуются заключением Института питания РАМН, а решение выносится Государственным комитетом санитарно-эпидимиологического надзора РФ.

В России на сегодняшний день запрещены три добавки:

- краситель цитрусовый красный Е-121

- краситель амарант Е-123

- консервант формальдегид Е-240.

Кроме того, существует обширный список добавок, не имеющих разрешения к применению в пищевой промышленности Российской Федерации, а также список БАДов, не имеющих разрешения на территории России (некоторые импортные товары содержат такие вещества в дозах, укладывающихся в международные стандарты). В последний перечень входят запрещённые, сомнительные и опасные добавки, канцерогены, а также БАДы, нарушающие пищеварение и деятельность желудочно-кишечного тракта, содержащие много холестерина, противопоказанные при гипертонии и разрушающие витамин В12.

- Список запрещённых БАДов неплохо иметь в каждом доме, но есть ли они у нас?

- Представьте картинку: пришли мы в магазин. Какой продукт мы купим? А прочитаем ли состав продукта на упаковке?

- А сейчас, я предлагаю вам, попробовать это сделать.

4. Практическая работа «Исследование пищевых добавок в продуктах питания» (педагог раздаёт инструктивные карточки /Приложение 3/ и упаковки различных пищевых продуктов каждому учащемуся).

(Педагог поясняет ход практической работы. По ходу работы ребята общаются друг с другом и с педагогом.)

5. Итоговый этап.

Рефлексия оценки знаний и достижения целей приемом высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…».

- Я надеюсь, что после сегодняшнего разговора вы проанализируете рацион своей семьи, выявите недостатки и составите рацион питания с учётом основ здорового питания.



Приложение 1

Тест «Правильно ли ты питаешься?»

Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас.

Номера выбранных ответов сложите и получите набранное количество баллов.

1. Сколько раз в день Вы едите?

1. 3-5 раз

2. 1-2 раза

3. 7-8 раз, сколько захочу.

2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в т?

1. да, каждый день

2. иногда не успеваю

3. не завтракаю.

3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?

1. булочку с компотом,

2. сосиску, запеченную в тесте,

3. кириешки или чипсы.

4. Едите ли Вы на ночь?

1. стакан кефира или молока,

2. молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),

3. мясо (колбасу) с гарниром.

5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?

1. всегда, постоянно,

2. редко, во вкусных салатах,

3. не употребляю.

6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?

1. каждый день,

2. 2 – 3 раза в неделю,

3. редко.

7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

1. всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,

2. ем иногда, когда заставляют,

3. лук и чеснок не ем никогда.

8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?

1. ежедневно,

2. 1- 2 раза в неделю,

3. не употребляю.

9. Какой хлеб предпочитаете?

1. хлеб ржаной или с отрубями,

2. серый хлеб,

3. хлебобулочные изделия из муки в/с.

10. Рыбные блюда в рацион входят:

1. 2 и более раз в неделю,

2. 1-2 раза в месяц,

3. не употребляю.

11. Какие напитки вы предпочитаете?

1. сок, компот, кисель;

2. чай, кофе;

3. газированные.

12. В вашем рационе гарниры бывают:

1. из разных круп,

2. в основном картофельное пюре,

3. макаронные изделия.

13. Любите ли сладости?

1. все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,

2. пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3. могу сразу съесть 0,5 кг конфет.

14. Отдаёте чаще предпочтение:

1. постной, варёной или паровой пище,

2. жареной и жирной пище,

3. маринованной, копчёной.

15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?

1. да,

2. нет.


Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.

Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!

Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.

29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!

Обсудите результаты с родителями, ведь они организуют ваше питание.


Приложение 2

Таблица пищевых добавок

ГРУППЫ ДОБАВОК:

1. КРАСИТЕЛИ (Е 100-182) – усиливают или восстанавливают цвет продукта;

2. КОНСЕРВАНТЫ (Е 200-299) – повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов, грибов; дезинфектанты, а также химические стерилизующие добавки, используемые при созревании вин;

3. АНТИОКИСЛИТЕЛИ (Е 300-399) – защищают от окисления, например от прогоркания жиров и изменения цвета;

4. СТАБИЛИЗАТОРЫ (Е 400-499) – сохраняют заданную консистенцию, повышают вязкость, выступают как загустители;

5. ЭМУЛЬГАТОРЫ (Е 500-599) – создают однородную смесь несмешиваемых фаз (например, воду и масло);

6. УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА (Е 600-699);

7. ПЕНОГАСИТЕЛИ (900-999) – предупреждают или снижают образование пены;

8. ГЛАЗИРОВАТЕЛИ, ПОДСЛАСТИТЕЛИ, РАЗРЫХЛИТЕЛИ, РЕГУЛЯТОРЫ КИСЛОТНОСТИ и другие неклассифицированные добавки входят во все указанные группы и в новую группу с четырёхзначным кодом (от Е 1000).

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

Е 103 к Е 213 к Е 240 к Е 461 пп, жк

Е 105 к Е 214 к Е 311 а Е 462 пп, жк

Е 121 к Е 215 к Е 312 а Е 463 пп, жк

Е 123 к Е 216 к Е 313 а Е 464 пп, жк

Е 125 к Е 217 к Е 320 пп, жк Е 465 пп, жк

Е 126 к Е 221 жк Е 321 пп, жк Е 466 пп, жк

Е 130 к Е 222 жк Е 322 пп, жк Е 467 к

Е 131 к Е 223 жк Е 323 пп, жк

Е 142 к Е 224 жк Е 330 к

Е 152 к Е 225 жк Е 338 пп, жк

Е 171 пп Е 226 жк Е 339 пп, жк

Е 172 пп Е 230 а Е 340 пп, жк

Е 173 пп Е 231 а Е 341 пп, жк

Е 210 к Е 232 а Е 407 пп, жк

Е 211 к Е 239 а Е 450 пп, жк

Условные обозначения: к - канцероген, пп - вызывает заболевания печени и почек, жк - вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта, а - аллерген.


Приложение 3

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Практическая работа

«Исследование пищевых добавок в продуктах питания»

Оборудование: упаковки пищевых продуктов, таблица пищевых добавок.

Ход работы:

1. Просмотреть состав продуктов питания.

2. Выбрать компоненты, которые не содержатся в продукте от природы.

3. Заполнить таблицу:

Вид продукта

Пищевая добавка

Тип добавки

Назначение

Влияние на здоровье

Шоколадная плитка

Е - 123

краситель

усиливает или восстанавливает цвет продукта



Яд!





















4. Проанализировать, зачем включена данная добавка в продукт.

5. Существуют ли аналогичные продукты без добавок? Необходимо ли писать на упаковке информацию о содержащихся пищевых добавках? Почему это делается не всегда?

6. Всегда ли при покупке продукта вы смотрите на упаковку? Какой продукт вы бы купили, если бы был выбор?

7. Сделайте вывод о составе продуктов.

Приложение 4

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ О ПИТАНИИ.

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Сократ.

«Только живая свежая пища может сделать человека способным воспринимать и понимать истину» Пифагор

«Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами» Гиппократ.

«Чтобы продлить жизнь, сократи рацион» Бенжамин Франклин.

«В еде не будь до всякой пищи падок,

Знай точно время, место и порядок» Авиценна.

«Какова пища - таков и ум, каков ум - таковы и мысли, каковы мысли - таково и поведение, каково поведение - такова и судьба» Шри Сатья Саи Баба.

«Всякий есть что он ест» Л. Фейербах.

«Не ужинать - святой закон, кому всего дороже лёгкий сон» А. С. Пушкин.

«Встав из-за стола голодным вы наелись. Если вы встаёте наевшись - вы переели. Если встаёте переевши вы отравились» А. П. Чехов.


Список использованной литературы:

1. Бранд, Я. Б. Здоровое питание / Я.Б. Бранд. - М.: Октопус, 2006. - 240 c.

2. Брэгг, Поль 275 рецептов здорового питания для активной жизни / Поль Брэгг. - М.: Вектор, 2013. - 160 c.

3. Дальке, Рудигер Едим правильно. Дорога к здоровому питанию / Рудигер Дальке. - М.: ИГ "Весь", 2009. - 240 c.

4. Мартинчик, А. Н. Здоровое питание / А.Н. Мартинчик. - М.: СВР - Медиапроекты, 2013. - 256 c.

5. Райт, Жанет Здоровое питание / Жанет Райт. - М.: Амфора, 2011. - 841 c.

6. Флойд, Эсме 1001 секрет здорового питания, или как питаться вкусно и полезно / Эсме Флойд. - М.: Мартин, 2010. - 224 c.

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!