Просмотр содержимого документа
«Культура России 1-ая пол.19в.»
НАУКА И КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIXВ.
I.Наука.
наука | имена | вклад в науку |
География | 1.Крузенштерн, Лисянский 2.Головнин 3.Белинсгаузен, Лазарев 4.Невельской | Кругосветная экспедиция, исследование побережья Тихого океана, Сахалина, Камчатки Исследование Камчатки Открыли Антарктиду в 1821г. Доказал, что Сахалин не полуостров, а остров |
химия | Зинин | Анализ анилина |
физика | Якоби | Исследования в облати гальванопластики |
математика | Лобачевский | Создание неевклидовой геометрии |
II.Архитектура.
В архитектуре преобладали три стиля:
1.ампир (это высшая стадия классицизма, здания имели обилие декоративных украшений и военной эмблематики);
2.эклектика (стиль, представляющий собой смешение различных стилей);
3.русско-византийский стиль ( направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества)
РУССКИЙ АМПИР
1.Архитектор К.РОССИ.
Здание Главного Штаба (С-Петербург). Арх. Росси.
Михайловский Дворец. Арх. Росси.
Здание Сената. Арх.Росси.
Казанский собор в С-Петербурге. Арх.Воронихин.
Здание Горного института в С-Петербурге. Арх.Воронихин.
Адмиралтейство. Арх.Захаров.
Большой театр. Арх.Бове.
Здание Биржи. Арх. Тома де Томан
2. ЭКЛЕКТИКА.
Исаакиевский собор. Арх.Монферанн.
Александровская колонна. Арх.Монферанн.
3.РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ.
Большой Кремлевский дворец. Арх.Тон.
Ш.ЖИВОПИСЬ.
В живописи 19в. сложилось три ведущих жанра: исторический жанр, портрет, бытовой жанр.
исторический жанр | портрет | бытовой жанр |
БРЮЛЛОВ: «Последний день Помпеи», «Всадница» ИВАНОВ «Явление Христа народу» | ТРОПИНИН «Портрет Пушкина» КИПРЕНСКИЙ «Портрет Пушкина» | ВЕНЕЦИАНОВ:«На пашне. Весна.», «На жатве. Лето», «Гумно» ФЕДОТОВ «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер» |
«Последний день Помпеи». Брюллов.
«Всадница». Брюллов.
«На пашне. Весна.» Венецианов.
«Гумно». Венецианов.
«Сватовство майора. Федотов.
«Завтрак аристократа». Федотов.
V.СКУЛЬПТУРА.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Ск. Мартос.
Укротители коней на Аничковом Мосту в СПб. Ск.Клодт.
Памятники Кутузову и Барклай де Толли в СПб у Казанского собора. Ск.Орловский.
МУЗЫКА И ТЕАТР
1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра.
С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов.
Первая половина XIX в. стала и временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы «Жизнь за царя» (долгое время именовалась «Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила» поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера «Русалка» - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского «Каменный гость», написанная на текст А.С.Пушкина.