Просмотр содержимого документа
«Культура России XIX века.»
Тема урока: «Культура России XIX века»
Цели:
Сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX века, ее достижениях и вкладе в мировую культурную сокровищницу;
Развивать умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности одноклассникам;
прививать учащимся чувство гордости, ответственности за сохранение культурного наследия; любовь к Отечеству и его истории.
Оборудование: ноутбук, учебники, рабочие листы с заданиями для групп.
Целесообразность выбора приемов и методов, применяемых на уроке:
Недостаточное количество наглядного материала
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных источников информации, на примере Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и поисковых систем Интернет.
Наглядная презентация учебного материала.
Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.
Развитие мышления учащихся за счёт возможности самостоятельной систематизации и обобщения материала, установления и прослеживания логических связей.
Ход урока.
Организационный момент.
Вхождение в урок. Сообщение темы урока, целей, разъяснение практической значимости занятия, постановка перед учащимися задач урока.
Актуализация опорных знаний.
Ребята! Сегодня мы с вами погружаемся в эпоху пореформенной России, вспомним наиболее важные исторические события в жизни страны в этот период, определим их значение для политического, экономического и духовного развития российского общества XIX века. Из курса обществознания вам известно, что все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других. Тема сегодняшнего урока связана с развитием культуры.
Давайте вместе поразмышляем:
Какое из определений термина «Культура» вы считаете более полным? Ответ необходимо аргументировать.
А) Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи.
Б) Культура несет отпечаток исторической эпохи.
(учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят к следующим выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов на духовное развитие российского общества).
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.
Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.
Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писали публицист и видный деятель революционного движения Н. В. Шелгунов,- спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные».
Изучение нового материал.
Ребята! А теперь мы вместе с вами определим какой отпечаток на культуру России наложили исторические события второй половины XIX века и в этом нам поможет Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и поисковые системы Интернет. Для этого мы с вами создадим четыре группы, каждая из которых получит свое задание. Через 10-12 минут вы должны представить результаты работы.
Группа I – работая с галереей изображений "Передвижники" и поисковыми системами Интернет готовит сжатый рассказ о живописцах России второй половины XIX века.
Группа II – работая с галереей изображений "Памятники архитектуры 2-ой пол. XIX в." и поисковыми системами Интернет, определяет типические черты русской архитектуры данного периода и готовит сжатый рассказ о выдающихся памятниках архитектуры.
Группа III – работая с таблицей "Достижения науки и техники 2-ой пол. XIX в.", материалом учебника систематизирует материал и определяет мировое значение научных открытий ученых России.
Группа IV – работая с поисковыми системами Интернет, создает галерею «Поэты и писатели России второй половины XIX века», оформляет презентацию.
Отчет групп о выполнении задания. По ходу «защиты» результатов работы, учащиеся ведут краткий конспект и готовят ответ на вопрос: Какой вклад в мировую культурную сокровищницу внесла Россия?
Закрепление изученного материала: Выполнение интерактивного задания "Русская литература 2-ой пол. XIX в.".
Подведение итогов урока. Учащиеся делают самостоятельные выводы о мировом значении русской культуры второй половины XIX века.
Рефлексия. Возникло ли у вас после сегодняшнего урока желание посетить Третьяковскую галерею и воочию увидеть картины передвижников, увидеть своими глазами или посетить величественный Храм Христа Спасителя?
Домашнее задание: учебник истории § 62.