СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура села Корода

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура народов Дагестана  

Просмотр содержимого документа
«Культура села Корода»

Тема: Этнокультурные процессы в Дагестане .

Традиционные обычаи народов Дагестана схожи между собой. Многие из них являются общими для всех народов нашей республики. Это объясняется общим происхождением, религии, географической средой и психологическим складом народов Дагестана.

Жизнь людей в родовых общинах, их совместный труд, борьба с грозными силами природы регулировались определенными нормами и правилами, которые складывались в неписанные законы – обычаи и традиции.

Входе исторического развития одни традиции совершенствуются,

другие – безвозвратно утеряны. Третьи возрождаются и получают свое развитие. В наше время эти процессы наиболее заметны. Например, возродилась традиция празднования исламских праздников. Некоторые изменения произошли в традиции гостеприимства, в семейно – бытовых традициях, свадебных традициях и обычаях. Сохранились традиции уважения старших и гостеприимства. Утеряны некоторые традиции прикладного искусства: утеряны секреты Кайтагской ручной вышивки золотыми нитями, Сулевкентской монохромной керамики, секреты производства ковров «арбабашей». Нуждаются в поддержке государства следующего ремесла и промыслы: Унцукульская насечка метала по дереву, ювелирное искусство с. Кубачи ,Балхарское гончарное искусство , Андийское производство на плечных бурак .

Во многих селах Дагестана на уроках труда стали обучать детей тем промыслов и ремеслам , которые были развиты в данных ремесленных центрах: ювелирному делу – в Кубачинской школе , Гоцатлинской школе , дерево обработки – в Унцукульской школе , ковроткачеству – в Микрахской и Хучнинской школах .



Тема: Мудрость хозяйствования . Традиционные хозяйственно - бытового труда разновидности.

История Дагестан насчитывает много веков .За это время дагестанцы накопили большой хозяйственный опыт занятия ремеслом , полеводством , земледелием , животноводством , обустройство домашнего быта , утварь ,украшения своего жилища.

Жилища дагестанцев имеют много общего , но есть и различия . Все зависит от природных условий , климата , наличия леса , песка глины .Свои дома дагестанцы строят в один , полтора ,два этажа , из бутового камня , самана дерева , глины , железа , деревянных балок .

На территории двора разводят хозяйственные постройки : летние кухни , сарай ,курятник , конюшни , скотный двор . В народе говорят : «У хорошей хозяйки скоту зимой не холодно , курам раздолье , есть свои мясо , сыр, шерсть ,яйца , молоко» .

Поле засевали пшеницей ,кукурузой , сажали картошку ,фасоль , выращивали фрукты, овощи .В аварских селах выращивали целые фруктовые сады .

Украшением дома занималась женщина . Для этого стену украшали коврами , оружием , засушенными цветами , лепкой по глине с национальным орнаментом , старинными тарелками . Были ковры 4 – 5 метров которые покрывали две стены сразу . В селе Кубачи женщины весной ходили за специальными цветами «К1ал думкан угъе»-цветок ,охранявший дом колючками голубого цвета -от сглаза , пшеницей – баракат .Колотушки дома не ставят ,т.к они растут в болотах ,болотистых местах -застой для дома .Ценители старины бережно хранят ковры ,посуду фарфоровую ,фаянсовую 12-14 вв .китайского ,японского производства.

В Дагестане строго разграничивались половозрастные обязанности .женские виды работы :доение коров ,стирка ,снабжение водой ,починка одежды ,уборка дома ,прополка Мужские виды работы: постройка дома ,подсобных помещений, доение овец, плотницкие виды работ, вспашка участка, обмолотить зерно, сенокосные работы, доение овец.

В некоторых селах хозяйственные помещения выносились за пределы села в целях пожарной безопасности и обеспечения простора двора. Очаг устраивали у стены ,сейчас во многих селах печи встраивают в стены. В горах строили многоэтажные дома(2-3 этажа),на равнине планировка дома была просторной(3-5 см в ширину,13-в длину),потолки были глиняные. Потолки делали низкими, чтобы было легче отапливать низкое помещение(горячий воздух устремляется вверх).Окна и двери устанавливали на южной стороне, т.к знали, что ветер дует с Западе и редко с Востока. Целые села располагались в основном на Южной стороне. После дождя глиняные крыши домов закатывали каменным катком.

На нижних этажах, под навесом или на веранде нижнего этажа устраивали летнюю кухню и печь. Традиционная печь для выпечки хлеба тандыр устраивалась 1 на целый квартал. Она являлась своеобразной пекарней. Топил печь тот, кто собирался печь хлеб. При этом оповещались все соседи. Желающие, замесив тесто, приносили в собой немного дров, приходили и вместе пекли хлеб. Это экономило топливо. Такие пекарни служили местом, где женщины делились новостями, заботами, здесь и пели, и танцевали, и горевали, и разыгрывали друг друга .Нередко присматривали невест своим сыновьям. Здесь и ссорятся ,и мирятся, скорбят и веселятся. А Зимой хлеб пекли в горячей золе- делали хлебные лепешки, разгребали золу ,клали лепешку и засыпали.

В горной части земель катастрофически не хватало .Это вынуждало строить террасы-участки земли , располагающиеся на склонах гор один над другим. Землю удобряли навозом ,золой. Женщины носили плодородный грунт со стороны в специальных мешках из овчиной шкуры.

Обилием садов известны с.Куппа,Хаджал-Махи,Ахты,Касумкент,Голотль,Боелих,Зубутли,Миатли.Здесь сложилась своя культура садоводства. Вода для садов специально подводилась по трубам. По возможности, сады разбивали вблизи рек .В засушливые годы каждый хозяин орошал свой участок по очереди , из-за этого часто возникали конфликты

Основные деревья : инжир , хурма ,яблони , грушевые деревья , слива , ореховые. В районах , где продукты животноводства были в избытке , их обменивали на зерновые культуры . Ровные и пригодные для возделывания участки оставляли под земледелие . По урожайности с участка судили о трудолюбии и хозяйственности женщины .

Тема : Благоустройство быта . Традиционная и

современная домашняя утварь.

Предметы домашней утвари как правило изготавливались из красной жёлтой меди .Из-за малого количества жёлтой меди ассортимент изделий из неё был скуден. Из красной меди изготовлялись большие котлы , светильники , большие блюда , водоносные кувшины , подносы . Изготовление изделий в лакских селах Кумух . Все изделия покрывались полудой , т .е лудили – покрывали оловом . Изделия производили ,как для внутренней , так и внешней и рынка . На продажу изделия покрывали замысловатым резным узором и декоративными детально . Не уступают медной посуды и керамические изделия : водоносный кувшины маслобойки , большие емкости для хранения зерна , муки в горшочки для кислого и цельного молока ( кефир). В бедных семьях посуда состоит из деревянных предметов . Здесь и ложки и вилки , и чашки делались из него. Для мужчин существовали специальные деревянные ложки ,чтоб они не запачкали усы едой .

Постепенно по мере укрепления международных связей и особенно после присоединения Дагестана к Росси ,к нам проникла привозная посуда и другие предметы домашнего обихода .До 19в черный чай считается деликатесом .

Во всех аулах самой богатой невестой считалась та ,у которой больше медной посуды ,а в селенье Зубутли не девушке не женились ,если у нее нет медной посуды .

Состоятельные дагестанцы ,прежде всего феодальная знать ,пользуясь медной стеклянной посудой и привозной фарфоровой и фаянсовой посудой .

Зерно хранили в специальных больших деревянных сундуках –лари ,в основном на против очага .Для освещения использовали керамические и медные светильники ,а так же лучины ,смоченные в керосине или нефти .

В оцинкованных ведрах нельзя делать вино так как моментально можно отравиться :уксус содержащийся в винограде ,вступает в реакцию с цинком .Многие люди, не зная ,довили виноград на вино в оцинкованных ванночках и погибали из за отравления .Так по не знанию ,как использовать ту или иную домашнюю посуду , можно допустить непоправимую ошибку или нанести вред здоровью .

Квар - кувшин для воды в лезгинских селах ; леген- таз для стирки , купания ; кур-тазик для приготовления пищи ; кар- каталка , шиш-вилка, къаб- тарелка, катул- кастрюля.

Тема:Традиционные виды деятельности женщин в семье.

Дефицит земли, низкая продуктивность скотоводства и земледелия вынуждали народов Дагестана искать дополнительные источники дохода. На это также повлияла суровая и продолжительная зима, наличие свободных женских рук, а также потребность рынка Дагестана и Кавказа. Все это благоприятствовало развитию домашних промыслов.

В основном промыслы и ремесла были развиты в Дагестане в горной зоне. Основным материалом для развития промыслов служили дерево, глина, шерсть, металл, кожа.

В равнинной части Дагестана известность получили Каякентские ковры, Засулакская вышивка серебром и золотом, узорные войлочные ковры арбабами и т.д.

Предгорье, Табасаран, был крупным центром ковроткачества, важного промысла Дагестана.

Сункоделие было развито у всех народов Дагестана. Сукно - это плотная ткань изготовленная в домашних условиях. Крупные центры сукноделия: Акуша, Хаджал-Махи, Карата, Кутиша.

В Андийском округе изготавливались знаменитые наплечные бурки, центры: Анди, Ансалта, Гагатль, Рикуни, Ботлих.

Притча про волосок шерсти…

Во все времена женщины стремились сделать свою одежду красивой и нарядной. А блузы, платья, жакеты, шали, украшенные своими руками, вы будете носить не только с удовольствием, но и гордостью за свое творчество.

Швы, применяемые в рукоделье, очень разнообразны. Каждый шов имеет свое назначение. Для использования , сметывания используют шов «вперед иголку».

Для плотного соединения материала используют шов «за иголку».

Подшивочные швы -для подгибания края изделия- бывают 2-ух видов «простой шов» и «крестообразный»- применяют при подошве трикотажных изделий.

Декоративные швы: «шов цепочкой» - он применяется и для вышивки и для отделки изделий.

Вещь может преобразиться вышивкой из бисера. Ею можно скрыть дефект на вещи. Панно из бисера может украсить стены в квартире. Сейчас актуальны и модны украшения из бисера.Вышитые крестом картины также украшают стены квартиры.

Женщины также мололи зерно.Помол производился на овально вытянутых или прямоугольных зернотерках с помощью тёрочников. Такими орудиями можно помолоть 10-12 кг. Зерна в течении 12 часов непрерывной работы одного человека. В албанских слоях Дербента и на одновременных памятниках Азербайджана помимо зернотерок найдены ручные жернова, позволяющие значительно повысить производительность труда.

Тема : Традиционные блюда народов Дагестана.

Пища народов Дагестана находится во взаимосвязи с природно-экономическими условиями края. Основными отраслями являются животноводство и земледелие, потому основой рациона является мясомолочные продукты, Овощи, фрукты, мучные изделия. Горцы предпочитают баранину, затем уже говядину. Конину ели очень редко, в основном её ели ногайцы или когда приходилось резать тяжело раненое животное. В пищу шло также мясо домашней птицы и дичи, зайца, косули, дикой козы и куропатки.

Иногда обычная еда может стать ритуальной например , у аварцев Хунзахского района на свадьбе женщинам подают борщ. У даргинцев некоторых районов перед свадьбой в пятницу готовят чуду с творожной начинкой каждая из подруг невесты берет с собой немного чуду, таким образом, они как бы приобщаются к ее счастью, разделяют ее радость. Обязательным на праздник Ураза-байрам является приготовление халвы.

Ритуальные блюда: при прорезывании зубов у детей готовят блюдо из кукурузы, пшеницы, фасоли.

Его готовят на мясном бульоне с добавлением мелко нарезанного лука.

Раздают его соседям и родственникам.

При рождении ребёнка у многих народов готовят кисло-сладкую мучную кашу-курч.

Традиционная пища рутулов имеет много общего с пищей других народов Дагестана и Кавказа. Эта общность объясняется хозяйственной деятельностью ,природно - географической средой и др.Употребляемую рутулами пищу можно разделить на следующие виды: мясная ,молочная, мучная и растительная.

Для приготовления пищи и выпечки хлеба рутульцы располагают различными предметами домашнего обихода. Основными предметами утвари ,находившимися в ежедневном обиходе ,были гончарная (наиболее древняя),медная и деревянная посуда. Гончарная посуда употребляется для доения и хранения молочных продуктов.

Для блюд –гаранцай , для питья воды и солода-кlадегь , для сливок-кьат , для сыра –гьарч ,кlваратl.Медная- кружки для питья воды- дулче. Деоевянная- лари для хранения зерна- сакlап.

Рутулы предпочитают мясо домашних животных- говядину, баранину, куропатку, индейку. Мясо разделывали и подготавливали к просушке. Сушили мясо в тени.

Традиционным и древним мясным блюдом считается мясной суп-яхна. Мясо с костями режут на мелкие кусочки и бросают в котел с водой. Такой суп заправляют душистыми травами- тмин, чабрец, кинза+томат и картошка, яхна является ритуальным блюдом, которые приготавливают во время свадеб, поминок и других массовых мероприятий. Кроме мяса, начинкой для мучных блюд служат разные травы- крапива, щавель, черемша, а также сыр, творог. Вареники у рутулов подают в бульоне и отдельно с маслом. Особой популярностью у рутулов пользовался хинкал. Он готовится разных видов . Отличается он формой, начинкой, подачей и приправой. Готовили пищу женщины. Раньше пищу принимали на полу, а теперь за столом. После каждой пищи рутулы пьют чай.

Поминальная пища: В основном к ней относятся халва и лепешки. Аварцы готовят лепешки на кефире с содой, кумыки и лакцы- пресные. Их раздают соседям, родственникам. Халву готовят накануне пятницы в течении месяца.




Тема : Семейный бюджет. Традиционные и современные способы выработки и хранения продуктов питания.

У даргинцев традиционно осенью заготавливают на зиму вяленное и сушенное мясо, домашние колбасы. У лезгин принято заготавливать на зиму бастурму. Заготавливают также курагу, фрукты, сыр.

В доме употребляют орехи, виноград, зелень; крапиву, щавель, тмин, чабрец, мать-и-мачеху.


Тема : Рациональное расходование ресурсов семьи.

Кроме ведения домашнего хозяйства женщине необходимо уметь выполнять работы по сооружению печи для выпечки хлеба, для сушки фруктов, уметь обрабатывать шерсть, вязать, ткать, вышивать и украшать одежду.

Совершеннолетняя девушка должна уметь выполнять все работы по хозяйству, принимать гостей, работать в поле, уметь выполнять все виды работы , которые выполняет взрослая женщина.

Переработка молочных продуктов.

Из молока получают: сыр, сметану, творог, айран, масло, простоквашу. Творог получают медленно подогревая простоквашу ( кислое молоко). В результате отделяется. Сыворотку солят, получают айран.

Масло получают взбивая в маслобойках сметану. Сыр получают: медленно подогревают молоко на огне и добавляют в него пепсин. В старину в подогреваемое молоко добавили желудок теленка, ягненка, которые заранее засушивали и перемалывали.

В садоводческих селения заготавливают фрукты вырок; их сушили, разделив на дольки и расстилали на солнце. Другой способ. Фрукты пропаривали в ямах и сушили на подстилках из ветвей. Из алычи, кизила, терна готовили кислый лаваш: ягоды заливали кипятком и варили, затем процеживали, через дуршлак, отделяли мягкость от косточек. Разливали на поднос и сушили на солнце. Получается «лаваш». Его добавляют. К хинкалу и другим блюдам.

Отношения в семьях складывались на строгом принципе – уважения младшими старших Народы Д предпочитали брак в пределах одного тухума. Условиям для вступления и брак было сословное равенство. На воспитание детей влияли родителям общества. Детей учили владеть оружием, ездить верхом, преодолевать трудности.

Социально- экономические и культурные изменения повлияли на отношения людей к заключению брака. Главным условиям является симпатия, любовь, взаимопонимание, общность духовных интересов, устойчивые дружеские отношения, а не авторитетное решение родителей или родственников. Молодые люди должны знать, что их материальное положение, благополучие, зависят от них самых, от того, как они будут относиться к труду, от их социальной активности.


Тема : Современная культура и быт народов Дагестана. Традиционные черты в семейном укладе.

Отношения в семьях складывались на строгом принципе – уважение младшими старших . Народы Д. предпочитали брак в пределах одного тухума . Условием для вступления в брак было сословное равенство . На воспитание детей влияли родители общества . Детей учили владеть оружием , ездить верхом , преодолевать трудности .

Социально-экономические и культурные изменения повлияли на отношения людей к заключению брака . Главным условием является симпатия , любовь , взаимопонимание , общность духовных интересов , устойчивые дружеские отношения , а не авторитетное решение родителей или родственников . Молодые люди должны знать что них самих , от того , как они будут относиться к труду , от их социальной активности .

Есть изменения и в свадебном ритуале : может быть городская свадьба , сохранившая традиционную обрядность , но в более игровой , красочной форме . Может быть свадьба в селе с элементами городского типа .

В воспитании детей наблюдаются упущения меньше обращать внимания на нравственность приобщение к труду . К сожалению , духовенство , все больше набирающее всеобщее признание , признание , не очень успешно действует в воспитании нравственности , трудолюбие , чувства общественного долга у молодежи .

В элементах одежды присутствуют некоторые традиционные черты.

Значительно уменьшились и отделились от жилья хозяйственные постройки.

В наше время меньше отмечается трудовых праздников.

Сохранилась традиционная календарная и семейная обрядность, отражающаяся пережитки доисламских представлений.

Неизменной остается похоронная обрядность. Она стало даже насыщеннее.

Эндогамные браки –на родственниках полигамные- множество моногамные -1 жена. Чанка- бека.


Тема : Этикет народов Дагестана. Этика общения девушки с юношей.

Этикет народов Дагестана основана на традиции оберегания чести и достоинства девушки. При встречи друга с другом. При этом девушка смотрела чуть в сторону. Если они повстречались за пределами села, то между ними исключалась вообще какое-либо общение, т.е они приветствовали друг друга кивками. Расспрашивать девушку о новостях, обсуждать наряд девушки юноша категорически.

Завидев друг друга молодые люди так строили свой маршрут, чтобы в момент приветствия между ними было расстояние 5-6 шагов. Если девушка была за этого юношу, то она вообще должна была избегать встречи с юношей на людях. Но всегда находилась родственница или соседка, которая организовывала встречи молодых у себя, в присутствии хозяйки дома в соседней комнате.

При встречи молодых людей, юноша не должен был совершать ни одного жеста, который бросил бы тень на честь девушки. Но и сама девушка не должна была совершать необдуманных поступков, который мог бы бросить тень на ее честь. Этим самим она заботилась о чести мужчин своего дома.


Тема: Традиционные обычаи и обряды приобщения невесты к дому мужа ( новой семье).

Традиционные обычаи при общении невесты к дому мужа состоят из следующих обрядов:

1. Вывод невесты из комнаты

2.Разведения огня в очаге

3.Приготовление первого блюда

4.Вывод невесты за водой

5. Приглашение в гости, родителей невесты

6. Посещение родителей невесты молодоженами и родственниками мужа

7. Посещение молодоженами родственников.


Тема : Предсвадебные обычаи и обряда народов Дагестана.

Свадьба- это не лихой танец, который танцуют, выскочив в круг. Иногда молодые люди сами встречались и находили друг друга, но в большинстве случаев, их сватали родители. В Дагестане с принятием ислама стали заключать браки по шариату- махар (шариат-это мусульманский закон, принятый после смерти Мухаммеда ). Сейчас принято заключать и светский брак, и махар. При заключении махара невеста не присутствует. От ее имени присутствуют поверенный ( брат, отец, дядя-лицо мужского пола). На махаре может присутствовать лично сам жених или поверенный от него ( тоже мужчина). Махар может заключаться задолго до светского брака, его дата держится в тайне. Обряд совершают либо в доме муллы, либо в мечети. Поверенные обеих сторон соединяют руки так чтобы ладони рук соприкасались, а большие пальцы были направлены вверх. При этом большой палец жениха или его поверенного должен, располагаться выше , в знак ,что он является главой будущей семьи .Затем мулла берет их за большие пальцы рук и спрашивает их по очереди о согласии на брак. После этого он читает молитву, которую должны повторять обе стороны. Считается, что есть злые люди, которые могут “ завязать’’ жениха . У лакцев до свадьбы невеста должна сшить одежду жениху. Выкроенную одежду присылают к невесте в дом, где она с подругами шьет ее. Перед свадьбой законченную одежду отправляют жениху, он сразу ее надевает и не снимает до конца свадьбы. За несколько дней до свадьбы приносят подарки от жениха и мешают хны. Хной красят ладони невесты. С этих пор она не должна, выполнять тяжелой физической работы. Этот обряд называется“посадит невесту”(-“веришар’’- невеста)




Тема : Традиционная пища. Национальная кухня народов Дагестана

Со 2-ой половины 19века стали привозить изделия русской фабричной промышленности .С приобщением Дагестана к русской культуре изменения стали происходить и в пище горцев .Больше стали употреблять жидкой пищи; томатов , картофеля .капуста. Основным продуктом были и остаются продукты земледелия: мука,(пшеничная, кукурузная, ячменная, овсяная). Фрукты, овощи, орех и продукты животноводства .

Основные продукты производит в своем хозяйстве .Употреблялось мясо домашней птицы ,дичь .Ногайцы потребляли конину. Самым распространенным и любимым блюдом был хинкал с мясом и различными подливами. Большим разнообразием отмечались супы .Всевозможные пироги .

Хлеб делали в виде лаваша и чуреков .На праздники ,выпекают хлеб украшенный изюмом орехами , вареными яичками .Наиболее древними являются напитки :буза ,щербет , тач .Чай и сахар проникли в Дагестан только в 19-м веке благодаря торговли с востока . Его могли себе позволить только богатые люди .Совместной трапезой отличались мероприятия примирением кровников принятие в род ,общественная помощь при построении дома.

Тема : Заготовка продуктов впрок.

В садоводческих селениях Дагестана большое внимание уделяется давним способом заготовки продуктов.

Одним из способов является сушка, наиболее простой- разделить на дольки её подсушить на подстилках на солнце.

Предварительно пропарить в специальных ямах ,а потом сушить на подстилках из ветвей.

Лесные ягоды и фрукты сушили на циновках предварительно обдав кипятком. Из кизила ,абрикосов, алчи готовят кислый лаваш, его кусочки добавляют к хинкалу и др. блюдам.

Приготовление:

Алчу замачивают водой и варят, чтобы отделить косточки от мякоти, все это процеживают . Полученную кашицу выкладывают на поднос тонким слоем и подсушивают на солнце . Лаваш готов . Из айвы , вишни, кизила делают варенье . Из зрелого винограда делают соки. Кайтагцы готовят мед из тутовника и винограда, называется «душаб». Другой способ готовки - это мочение. Мочили определенные сорта груш и яблок. Абрикосовое пюре научились варить в конце 19-го века. Варка пюре требует специального оборудования и специальных навыков, предприимчивости . Например, в Цудахарском районе устанавливали специальный навес и большие котлы стопками . Варили пюре и здесь же закручивали в банки.


Тема: Семейный очаг. Роль женщины в поддержание и укрепление семьи.

У кого хорошая жена, тому не надо счастья,

У кого плохая- не надо смерти.

Миссия женщины очень велика . Она хранительница тепла семьи и ее основы. Мужчина оказывается способный на добрые ,благородные поступки благодаря любимой.Только муж и жена вместе образуют дом. Достоинство и честь мужчины находится в зависимости от того, кто с ним рядом. Жена и возвышает мужа, и может унизить мужа.

Мелкие неурядицы и ссоры бывают в каждой семье, но надо знать , кому жена может их доверить. Не нужно выносить «ссор из избы».

Можно посоветоваться с близким тебе человеком, кому можно доверять, обычно старше жены намного, но не с ровесницей.

Если в семье разлад , то должны вмешаться старшие, те ,кто выступали главными на свадьбе. Как и свадебные обычаи , развод должны обдумать супруги и старейшины рода. Последние должны всячески отговорить супругов от необдуманной затеи, помешать разводу.

Тема: Семейный уклад. Разводы по шариату .

Пословица гласит : «Прежде, чем жениться, подумай 10 раз, прежде , чем развестись- 100 раз».

Развод по инициативе жены считался позором для мужа. Муж мог произнести в присутствии 2-ух свидетелей слова – талак 3 раза, и они считались разведенными. При этом он мог не объяснять причину развода. Его жена должна была выйти за другого мужчину и развестись с ним, если её первый муж хотел вновь на ней жениться.

Если талак произносился 9 раз, то эта женщина считалась для этого мужчины запретной.

При разводе женщине полагался кебин - сумма, которая оговаривалась еще при женитьбе на случай развода.

Но жена всё- таки могла быть инициатором развода. Поводом развода для жены могли быть не заслуженные оскорбления, рукоприкладство со стороны мужа, а также его физическая неполноценность. При разводе приданное жены остаётся ей. Разделу подлежит имущество , которое куплено после свадьбы, подарки родственников в виде колец, драгоценности.

Мелкие ссоры и стычки внутри семьи решались с помощью ближайших родственников. Если жена уйдет от мужа и в течение 3-ех месяцев не вернется к нему, то они считались в разводе.

Тема: Дагестан-страна гор.

Дагестан - страна гордых, смелых, сильных людей. Дагестанцы всегда гордились своим достоинством, считали свою честь превыше всего. В человеке ценили ум, храбрость, мудрость. С малых лет в ребенке воспитывалось уважение к старшим, почитание женщины, считалось за честь постоять за слабого. Дагестанцы с достоинством носили оружие. Кинжал, сабля были атрибутами мужского костюма. Однако оружие из ножен просто так не вынималось. Еще два десятка лет тому назад вытащить нож даже в дворовой драке считалось позором. Что же сейчас случилось с нами? Что мы потеряли, а что приобрели? Сейчас мы, видимо, находимся в стадии перехода, когда некоторые морально-этические принципы теряют свое значение. Мы воспитывались на уделах, на примерах своих отцов и дедов.

Часто мы бываем несправедливы друг к другу. Справедливы в большом - в общих устремлениях и вере, в любви и надеждах на своих детей, в работе,

в ратном подвиге и гражданском долге. Но есть еще каждый день, каждый час, каждая минута. Из них складывается жизнь человека- такая сложная и трагическая короткая жизнь!

За нее, за эту жизнь борются медицинские светила, и ее же подрываем мы, порой не больно на войне. Подрываем не невниманием и незаслуженной обидой. Подрываем неверием и незаслуженной обидой. Подрываем неверием и несправедливым словом. Подрываем, думая плохо о человеке. Подрываем, не думая о том, как хрупок этом мир.

Разве ради этого погибали солдаты Великой Отечественной, отдавали жизнь, полную радости, света, ушли из нее своими талантами, любовью, мечтательностью.

У каждого, живущего на земле есть свой непредсказуемый путь, своя одиссея. Никто за тебя не проживет твою жизнь, и ты не проживешь её дважды. На смену одного поколения приходит другое.

Меняются люди, общественный строй, развивается культура. Но во все времена остаются вопросы, которые мы называем общечеловеческими.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!