СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура семьи в исторической ретроспективе. Субкультура крестьянской семьи, семьи ремесленников и буржуазной семьи.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Культура семьи в исторической ретроспективе. Субкультура крестьянской семьи, семьи ремесленников и буржуазной семьи.

Просмотр содержимого документа
«Культура семьи в исторической ретроспективе. Субкультура крестьянской семьи, семьи ремесленников и буржуазной семьи.»

  Культура семьи в исторической ретроспективе. Субкультура крестьянской семьи, семьи ремесленников и буржуазной семьи.

  Культура семьи в исторической ретроспективе. Субкультура крестьянской семьи, семьи ремесленников и буржуазной семьи.

 Начиная со второй половины XIX в., теоретические проблемы семьи, культурно-историческая типология семьи, а также вопрос культуры так или иначе, находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов.  Каждая эпоха имела свой морально-нравственный уклад, свою специфику отношений внутри семьи. В основе смещения культурных традиций семьи лежит перемещение центра лидерства внутри института. Зарождение и становление культуры семейных отношений

Начиная со второй половины XIX в., теоретические проблемы семьи, культурно-историческая типология семьи, а также вопрос культуры так или иначе, находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов.

Каждая эпоха имела свой морально-нравственный уклад, свою специфику отношений внутри семьи. В основе смещения культурных традиций семьи лежит перемещение центра лидерства внутри института. Зарождение и становление культуры семейных отношений

 Уникальный памятник литературы XV-XVI вв., свод морально-нравственных законов существования семьи – Домострой, – например, много внимания уделяет распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.  Из текста следует, что в культуре семейных отношений осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…». Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. По своему культурно-правовому положению в семье дети здесь ближе к слугам, чем к родителям. Однако, там же утверждается, что главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

Уникальный памятник литературы XV-XVI вв., свод морально-нравственных законов существования семьи – Домострой, – например, много внимания уделяет распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

Из текста следует, что в культуре семейных отношений осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…». Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. По своему культурно-правовому положению в семье дети здесь ближе к слугам, чем к родителям. Однако, там же утверждается, что главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

 В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Согласно Уложению 1649 г., дети не имели права жаловаться на родителей, убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить «безо всякие пощады». Это неравенство было устранено только в 1716 г., причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «во младенчестве», ограждая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей.

В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Согласно Уложению 1649 г., дети не имели права жаловаться на родителей, убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить «безо всякие пощады». Это неравенство было устранено только в 1716 г., причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «во младенчестве», ограждая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей.

Крестьянская семья  Свадьба являлась основным ритуалом в жизни крестьянина. Вступление в брак означало важнейшую перемену общественного положения, обретение статуса полноценного и полноправного члена сообщества. В ритуале участвовало все поселение, причем у каждого из участников имелась роль, освященная традицией.  Установлено было венчать девушку не ранее достижения ею 15 лет. Сына же родители женили лет в 16-18 и далеко с этим не откладывали, стремясь получить в дом работницу-невестку. Инициатива в деле принадлежала именно родителям молодого человека, которые в старые времена выбирали невесту сыну, часто не спрашивая его желания.  Если даже женились и выходили замуж по своей воле, то обязательно с согласия родителей и по их благословению. Если девушка родителям парня не нравилась, искали другую.

Крестьянская семья

Свадьба являлась основным ритуалом в жизни крестьянина. Вступление в брак означало важнейшую перемену общественного положения, обретение статуса полноценного и полноправного члена сообщества. В ритуале участвовало все поселение, причем у каждого из участников имелась роль, освященная традицией.

Установлено было венчать девушку не ранее достижения ею 15 лет. Сына же родители женили лет в 16-18 и далеко с этим не откладывали, стремясь получить в дом работницу-невестку. Инициатива в деле принадлежала именно родителям молодого человека, которые в старые времена выбирали невесту сыну, часто не спрашивая его желания.

Если даже женились и выходили замуж по своей воле, то обязательно с согласия родителей и по их благословению. Если девушка родителям парня не нравилась, искали другую.

Семья ремесленников  Сватовство : родители жениха засылали в дом невесты сватов. В случае положительного разрешения сватовства назначали день смотрин невесты.  Смотрины невесты в разных сословиях проходили по-разному.   В ремесленной среде было обязательным

Семья ремесленников

Сватовство : родители жениха засылали в дом невесты сватов. В случае положительного разрешения сватовства назначали день смотрин невесты. 

Смотрины невесты в разных сословиях проходили по-разному. 

В ремесленной среде было обязательным "испытание невесты" - проверка ее способностей к ремеслу. Здесь невеста рассматривалась как еще одна пара рабочих рук, поэтому родителей и родственников жениха в первую очередь интересовала ее трудоспособность.

 Родители невесты приглашали сваху, жениха и его родителей за стол

Родители невесты приглашали сваху, жениха и его родителей за стол "почаевничать". После чаепития отец невесты и сваха выходили в соседнюю комнату для проведения торгов, во время которых обсуждался размер и состав приданого, даваемого за невестой. При этом сваха заранее договаривалась с отцом жениха, какое приданое может быть удовлетворительным. Торги могли длиться очень долго, пока обе стороны не достигнут согласия. Если семьи жениха и невесты так и не приходили к общему знаменателю, то свадьба откладывалась на неопределенное время или вовсе отменялась.

В семьях мелких торговцев, ремесленников и рабочих рядная запись (брачный контракт)заменялась устным договором. Незначительные размеры приданого, состоявшего из одежды, мебели, предметов обихода и городской культуры, а также повальная безграмотность делали брачный контракт необязательным. 

Буржуазная семья  Буржуазная семья - исторический тип семьи пришедший на смену патриархальной семье.  Капиталистический способ производства основан на выгоде, на капитале, на наживе. Соответственно, этому определяющим принципом буржуазной семьи, ее краеугольным камнем будут являться товарно-денежные отношения, капитал и нажива. Маркс говорит об этом в Манифесте: «На чем основана современная, буржуазная семья? На капитале, на частной наживе». Это главное свойство буржуазной семьи – то, что она основана на выгоде и капитале – определяет весь ее характер, ее уклад и психологию.  Понятно, что в семье, которая «основана на наживе и капитале» не могут быть равноправные отношения, что экономически слабый член семьи будет в полной зависимости и в полном подчинении у экономически более сильного.

Буржуазная семья

Буржуазная семья - исторический тип семьи пришедший на смену патриархальной семье.

Капиталистический способ производства основан на выгоде, на капитале, на наживе. Соответственно, этому определяющим принципом буржуазной семьи, ее краеугольным камнем будут являться товарно-денежные отношения, капитал и нажива. Маркс говорит об этом в Манифесте: «На чем основана современная, буржуазная семья? На капитале, на частной наживе». Это главное свойство буржуазной семьи – то, что она основана на выгоде и капитале – определяет весь ее характер, ее уклад и психологию.

Понятно, что в семье, которая «основана на наживе и капитале» не могут быть равноправные отношения, что экономически слабый член семьи будет в полной зависимости и в полном подчинении у экономически более сильного.

 Конкуренция внутри семьи между родными, борьба за имущество, за оставленное наследство, обман, мошеннические проделки, иногда даже преступления, чтобы убрать со своего пути родственника-конкурента – все это в буржуазных семьях обычное дело. Пренебрежение и оставление на произвол судьбы ослабевших, состарившихся, обнищавших родственников – тоже.  Что же касается воспитания детей в буржуазной семье – оно тоже именно буржуазное. Родители, ведущие буржуазный образ жизни и разделяющие буржуазные «ценности», и детей своих готовят к такому же образу жизни, воспитывают в них те же самые «ценности».

Конкуренция внутри семьи между родными, борьба за имущество, за оставленное наследство, обман, мошеннические проделки, иногда даже преступления, чтобы убрать со своего пути родственника-конкурента – все это в буржуазных семьях обычное дело. Пренебрежение и оставление на произвол судьбы ослабевших, состарившихся, обнищавших родственников – тоже.

Что же касается воспитания детей в буржуазной семье – оно тоже именно буржуазное. Родители, ведущие буржуазный образ жизни и разделяющие буржуазные «ценности», и детей своих готовят к такому же образу жизни, воспитывают в них те же самые «ценности».

Пролетарская семья  Основой пролетарской семьи являются реальное равноправие, взаимное уважение и искренняя любовь членов семьи друг к другу.  Взаимное уважение, искренняя взаимопомощь и товарищество являются главными чертами пролетарского отношения друг к другу.  Пролетарские семьи строятся не на выгоде, а на искренней любви друг к другу.  Таково же в пролетарских семьях и отношение к детям – их не стремятся продать или получить от них какую-то выгоду, их растят искренними и честными людьми, умеющим трудиться и уважать труд других.

Пролетарская семья

Основой пролетарской семьи являются реальное равноправие, взаимное уважение и искренняя любовь членов семьи друг к другу.

Взаимное уважение, искренняя взаимопомощь и товарищество являются главными чертами пролетарского отношения друг к другу.  Пролетарские семьи строятся не на выгоде, а на искренней любви друг к другу.

Таково же в пролетарских семьях и отношение к детям – их не стремятся продать или получить от них какую-то выгоду, их растят искренними и честными людьми, умеющим трудиться и уважать труд других.

Литература: Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. — Л., 1982.— С. 118—119 Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие.  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2003. – 238 с. Свадьбы разных народов. Русская свадьба. http://www.sait-o-svadbe.ru/tradition/hr_1_40.php Семья буржуазная и семья пролетарская. https ://work-way.com/semya-burzhuaznaya-i-semya-proletarskaya/   

Литература:

  • Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. — Л., 1982.— С. 118—119
  • Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие.  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2003. – 238 с.
  • Свадьбы разных народов. Русская свадьба. http://www.sait-o-svadbe.ru/tradition/hr_1_40.php
  • Семья буржуазная и семья пролетарская. https ://work-way.com/semya-burzhuaznaya-i-semya-proletarskaya/
  •  
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!