ГБПОУ РД Каспийское медицинское училище им. Азиза Алиева.
Презентация к докладу на тему:
«Культура,традиции,обычаи
и обряды моего села»
с.Кашкент Хивского района.
Выполнила: студентка 1 курса Ф/О А
Исмаилова З.А.
Проверила преподаватель : Ханбагандова М.Х.
Я Исмаилова Зарифа ,мне 17 лет. Я с.Кашкент Хивского района.
Моё село одно из древнейших сёл моего района .Название селения Кашкент происходит от арабского слова «гош»(кочующий).На нынешнем месте селение было основано примерно 350-400 лет назад.
В далёком прошлом Кашкент был расположен на территории нынешнего совхоза имени Герейханова Сулейман-Стальского района .
Кашкентцы и сегодня сохранили «гюнейский говор»,на котором общались и
в прошлом. За селением возвышается холм,который и ныне сохранил старое
название «Кашарин к|унт|-холм Кашкента .Здесь всё кругом поросло колюч-
ками. Знойная погода,камыши,многочисленные змеи не давали людям
спокойно жить. Бывали и такие случаи ,что на груди спящих детей в колыбе-
ли находили змей. Жители очень часто заболевали малярией. Из-за этих
неблагоприятных условий люди вынуждены были переселиться ближе к
горам. Остановились на участке «Гьамишан хуьр»(постоянное место села),
относящимся ныне к территории селения Кашкент. В годы нашествия
Тамерлана в XIV веке село сожжено дотла . Оставшиеся в живых люди пере-
селились на участок «Инийрин кьил» к источникам воды, поближе к трём
родникам.
Главными занятиями кашкентцев были : земледелие, животноводство, садоводство. Долина Арат была освоена. Развивалось гончарное производство .Производили керамические трубы ,посуду для домашнего пользования и для продажи на рынке.
Село Кашкент разделено на три квартала :Агъа мягьле (Нижний квартал), Юкьван мягьле (Средний квартал) , Вини мягьле (Верхий квартал).И свя-
заны эти названия с их расположением. Жители села были разделены на двенадцать родственных общин- тухумов : Гьасанан гадаяр, Рустаман гадаяр,Алисан гадаяр,Бегъинар,Сенп|ер,Шалмияр, Бункьар, Тителар,
Цуьнуьяр,Хашалар,Чукваяр,Муругъвар. Жители Кашкента не под- чинялись ни ханам ,ни бекам, а являлись свободными крестьянами.Управлял селением старшина(кавха).Он исполнял решения сельского схода. Жителей селения Кашкент и близ лежащих сёл называли «агьмарами»(непокорные). Аксакалы села в ясный зимний день в своих овечьих тулупах собирались под сводом сельской мечети. Обсуждали : сельские проблемы, подготовку к весенним полевым работам.
Село имело хороший обзор : посмотришь на юг были видны снежные вершины Шалбуздага ,на утренней зоре на востоке была видна гладь Каспийского моря, посмотришь взором на север были видны горы и леса Табасарана. Жители моего села жили дружно ,как одна семья . Радость и горе ,всё у них было общим .А сегодня село не узнать ,оно растянулось в центральной сельской дороги ,и упирается в соседнее село Чиликар.
Женщины села Кашкент в основном занимались ковроделием, обрабатывали шерсть , делали пряжу для изготовления ковров, сумахов, паласов, шерстяных носков, тапочек.
В долине Арат нашими предками были выращены большие и обильные сады,
где росли: яблоки, груши, абрикосы, слива и особенно лезгинская черешня.
И поэтому щедрые наши предки в старину, до революции ,в этом саду
устраивали праздник Черешни(К|ару).Куда съезжались, молодёжь окрестных
сёл , лезгины и табасаранцы,звучала зурна , играл барабан ,веселью не было
конца ,молодёжь пела , танцевала , веселилась .А под вечер , все радостные ,
довольные , полные положительных эмоций и с полными корзинами
черешни возвращались домой.
С наступлением весны и до поздней осени мои сельчане занимались
сельскохозяйственной работой : сеяли, косили , убирали , обмолачивали ,
мололи муку в мельницах , что стояли на сельской реке .
Так же с наступлением весны ознаменуется праздник Навруз- Байрам . В
Селе перед домом культуры и в каждом квартале разводят большие костры.
Горит он несколько часов. Считается, что во время Навруза в пламени сго-
рают все болезни и беды. А тот, кто рискнёт перепрыгнуть через огонь,
очистится от сглаза и плохих помыслов. В честь праздника проходят спор-
тивные соревнования и выступления канатоходцев. После этих выступлений
к людям выходит девушка в образе весны.Она выносит горшок с проросши-
ми ростками пшеницы-символами пробуждения весны. У всех в домах жен-
щины накрывают столы и готовят национальные блюда. Основным блюдом
на этот праздник является афарар(тонкое чуду)с кашей из пшеницы.
После завершения всех весенних и летних хлопот в селе начиналась пора сва-
деб. Каждая свадьба в селе была большим событием , радости и ликованию
сельчан не было конца , звучала зурна бил барабан, и стар, и млад, пускались
в пляс. Каждая свадьба продолжалась три дня. Три дня в селе звучала музыка.
И поэтому народ с особой жаждой слушал её , ибо она звучала на свадьбах .
Ведь в то время не было ни радио , ни телевиденья.
Многие знают, что в Дагестане очень гостеприимный народ. Поэтому особое
внимание уделяют национальной кухне. Лезгинская кухня- традиционный
рацион питания , исторически сложившаяся у лезгин. Лезгинская кухня
разнообразна. Так например: исит|а(мучная халва),пичекар(курзе), афарар
(тонкое чуду), аш(плов), дулма(голубцы), хинкал.
Особое восхищение вызывает народный танец лезгин-лезгинка. Этот танец,
а также музыкальное сопровождение к нему распространены по всему
Кавказу. Девушка- изящная лебедь, осторожно плывущая в ледяном высоко-
горном озере, и мужчина –высоко парящий в вершинах гор орёл… Вот что
символизирует лезгинка.
Таким образом мои сельчане из поколения в поколения передают свою культуру ,обычаи и традиции. И я очень надеюсь, что подрастающее поколение будет ценить труд своих предков и чтить обычаи и традиции ,а так же будут передавать их последующим поколениям. Хоть и после перестройки хозяйство разрушилось ,не осталось ни общественного скота , ни растениеводства ,поля, которые давали богатые урожаи , были запущены , заросли бурьяном . Но я верю в будущее моего села, поля будут давать богатые урожаи, на её лугах будут пастись большие стада крупнорогатого скота и овец. И жить будет хорошо , и жизнь будет хороша!