СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурная жизнь Саратовского края в 1920-1930-е годы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит в себе урок по истории Саратовского края в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Культурная жизнь Саратовского края в 1920-1930-е годы.»

Культурная жизнь Саратовского края в 1920-1930-е годы.

Борьба с неграмотностью. Для ликвидации неграмотности как в центре, так и в провинции были созданы чрезвычайные комиссии. С ноября 1920 г. в уездах Саратовского края при школах, в различных учреждениях, организациях и просто частных домах начали открываться специальные пункты. Всё население края, подлежавшее обучению , было разбито на три возрастные группы: 14-25 лет, 26-30, 31-50 лет. Больше всего неграмотных было среди красноармейцев и представителей национальных меньшинств. В мае 1924 г. в Саратове было создано общество «Долой неграмотность». К 1927 г. в губернии насчитывалось 770 ликвидационных пунктов, в которых обучались 40 950 человек. Всего за 1920-1927 гг. грамоте было обучено более 180 тысяч человек. Однако более половины населения Саратовского Поволжья всё ещё не умело читать и писать.

Работа кружка по ликвидации неграмотности. 1928 г.

Ситуацию к лучшему стала меняться с образованием в 1928 г. на Нижней Волге Особой комиссии по ликвидации неграмотности. Под её руководством в Нижне-Волжском крае была создана широкая сеть различных школ по овладению грамотой: вечерних, повышенного типа, школ для малограмотных. Осуществление данной кампании получило название культпохода, который имел своей первостепенной задачей ликвидировать неграмотность у населения в возрасте от 16 до 50 лет. Особое внимание обращалось на ликвидацию неграмотности в деревне: среди батраков, рабочих совхозов, членов колхоза и бедноты. Через три года после начала этой кампании Нижне-Волжский край имел 97,3% грамотного населения (в Саратове грамотных стало 99,3%). Таким образом, массовая азбучная неграмотность населения края была ликвидирована. В последующие годы основное внимание уделялось преодолению малограмотности тех, кто окончил школы ликвидации безграмотности. Требования к уровню грамотности повысились. В 1939 г. в Саратовской области грамотными считались 96% населения (по РСФСР- 89,3%).

Школьное и среднее профессиональное образование. В середине 1920-х гг. в Саратове школу посещала лишь половина детей возрасте от 8 до 11 лет. Всеобщее начальное образование к концу 20-х гг. было введено только в Саратове, переход к всеобучу на остальной территории края начался в 1930 г. С середины 1930-х гг. стало водиться обязательное семилетнее обучение. В 1931-1939 гг. только в Саратове было построено 16 зданий для школ на 11 400 ученических мест. Школы оснащались новой стандартной мебелью- партами с лавками. К концу 1930-х гг. был преодолён дефицит школьных принадлежностей: тетрадей, карандашей, ручек, портфелей и т.п.

Для подготовки учителей в1934 г. в Балашове и Вольске были открыты двухгодичные учительские институты, а в Саратовском педагогическом институте- вечерние и заочные отделения. К началу войны количество учителей в области увеличилось почти в два раза. Для организации внешкольной работы с детьми в области действовали Дворец пионеров, семь Домов пионеров, десять домов колхозных ребят. Выросло число библиотек, кружков по интересам. В феврале 1934 г. в Саратове открылся Детский парк.

Быстро росло количество средних специальных учреждений- техникумов. Они занимались профессиональной подготовкой молодёжи для работы по избранной специальности. К 1927 г. их насчитывалось уже 15, в них обучалось 2579 человек. В 1930-е гг. в Саратове появился автодорожный, геологоразведочный, нефтяной, строительный, химико-технологический, колхозно-совхозный, библиотечный, радиотехнический, авиационный техникумы, техникум физической культуры. В целом в 1938 г. в области насчитывалось 52 техникума с 13.705 учащимися и 11 педагогических училищ, где обучался 3881 человек.

Высшие учебные заведения и наука. После установления Советской власти в губернии возникло несколько новых институтов: сельскохозяйственный, зооветеринарный, экономический, технологический, кооперативный и др. Они то существовали самостоятельно, то вливались в состав университета в качестве факультетов. Окончательное отпочкование произошло в начале 1930-х гг. Университет оказался под угрозой полной ликвидации. В 1931 г. в нём осталось около 700 студентов и 13 профессоров, он лишился значительной части помещений, оборудования, литературы.

Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для них были созданы рабочие факультеты (рабфаки). В Саратове первый рабфак был открыт при университете в 1919 г., с 1 января 1921 г. он получил своё помещение. Там обучалось до тысячи студентов. Многие преподаватели как социально чуждые и враждебные марксизму элементы были уволены. Выборность руководящего состава вузов была заменена назначением. Определяющую роль в их жизни стали играть ячейки ВКП(б).

Качество подготовки специалистов резко снизилось, стал ощущаться дефицит высококвалифицированных кадров. Поэтому с1935 г. были восстановлены традиционные для российской высшей школы учёные степени и звания, экзамены, кафедры и факультеты, аспирантура; отменялся классовый принцип приёма в вузы. В Саратове существовали университет, консерватория, медицинский, педагогический, автодорожный (затем политехнический), юридический, сельскохозяйственный, механизации сельского хозяйства, плановый, финансово-экономический, зооветеринарный институты. По числу студентов Саратов уступал только Москве и Ленинграду. В Энгельсе действовали немецкий педагогический и сельскохозяйственный институты. Перед войной Саратовское Поволжье имело 18 вузов, где обучались 13 тыс. студентов.

Приезд в Саратов крупных учёных и талантливой молодёжи сказался на развитии науки. В их числе были химик Д.П.Коновалов, философ А.А.Крогиус, историк Г.П.Федотов, палеонтолог Н.Н.Яковлев, биолог Н.И.Вавилов. В 1925 г. Саратовский университет поддерживал научные контакты с 15 заграничными научными обществами и университетами. В 1930-е- начале 1940-х гг. в Саратове работала большая группа видных учёных, приглашённых из Москвы и Ленинграда или высланных из этих городов по политическим мотивам: физиолог Н.А.Максимов, физхимик Б.П.Никольский, историк А.М.Панкратова, физик Д.И.Блохинцев, математики И.Г.Петровский и И.Я.Хинчин. Плеяду крупных учёных пополнил и ряд выпускников Саратовского университета: геолог Б.А.Можаровский, физики П.В.Голубков и В.И.Калинин, механики Б.К.Розенкампф и С.В.Фалькович, археолог И.В.Синицын, биолог А.Д.фурсаев, почвовед Н.И.Усов, хирург Н.И.Краузе и др.

Н.И.Вавилов.

В начале 1920-х гг. в Саратове зарождается школа фольклористики, у основ которой стоял профессор Б.М.Соколов. В 1925 г. создаётся Нижневолжское областное общество краеведения, объединившее учёных-гуманитарев. Профессором С.Н.Черновым активно изучается история общественного движения в России XIX века. Высокую оценку в стране и за границей получили исследования Н.М.Тулайкова и А.И.Шехурдина в области сельского хозяйства. Большое значение имели исследования профессора В.В.Челинцева по проблемам анализа и синтеза органических веществ. Весомый вклад в изучение творческого наследия Н.Г.Чернышевского внесли научные изыскания профессора-филолога А.П.Скафтымова и внучки Николая Гавриловича Н.М.Чернышевской. В 1920-1930-е гг. в Саратове происходил бурный рост научно-исследовательских институтов. Перед войной уже имелось 30 НИИ, в которых работало более 800 сотрудников. Крупнейшими из них являлись институт сельского хозяйства Юго-Востока, НИИ микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока, туберкулёзный НИИ им. З.Л.Соловьёва. В 1935 – 1936 гг. при СГУ были открыты НИИ геологии, механики и физики.

Литература и искусство. В 1920-1930-е гг. литературная жизнь Саратова обогатилась творчеством Л.Гумилевского, П.Орешина, Б.Озрного, Е.Покусаева, В.Мухиной-Петринской, А.Матвенко. Их поэмы, стихи, пьесы, рассказы публиковались на страницах журналов «Художественный Саратов», «Саррабис» (саратовские работники искусства), «Литературный Саратов». В 1934 г. было создано Саратовское отделение Союза советских писателей. Прежнее многообразие творческих союзов и организаций было ликвидировано. Но вопреки строгому партийному диктату и всеобъемлющей цензуре во второй половине 1930-х гг. появились первые произведения советских писателей, родившихся и учившихся на саратовской земле: Л.Кассиля, А.Бека, В.Герасимова, К Симонова и др. Саратов посещали такие известные поэты, писатели, драматурги, как В.Маяковский, М.Горький, А.Луначарский, Д.Бедный, Ф.Гладков, А.Серафимович, П.Павленко, А.Новиков-Прибой.

В области изобразительного искусства на фоне нигилистического отношения к традициям классического искусства в жизнь входила установка создавать пролетарское искусство. В декабре 1924 г.- марте 1925 г. в Радищевском музее была организована выставка немецких художников-экспрессионистов Красной группы. Представители русского живописного символизма П.В.Кузнецов и П.С.Уткин работали над различными темами природы и быта советского Востока. В конце 1920-х- начале 1930-х гг. П.В.Кузнецов написал целый ряд картин, посвящённых теме труда: «Строительство Еревана», «Сортировка хлопка», «Обработка туфа», «Сбор чая». В 1939 г. оформилось Саратовское отделение Союза советских художников. В состав отделения вошёл ряд известных художников: А.В.Скворцов (специалист по гравюрам офортам), пейзажист И.Н.Щеглов, Б.В.Миловидов (автор иллюстраций к книгам), А.И.Чечнев (специалист по оформлению театральных спектаклей, площадей и улиц Саратова к праздникам) и др.

Театры. В 1918 г. в Саратове под руководством профессора консерватории М.Е.Медведева был организован советский оперный театр. В 1919 г. ему присвоили имя Н.Г.Чернышевского. Основное место в его репертуаре занимали лучшие творения русских и зарубежных классиков. В эти годы Саратов посещали и столичные театральные коллективы: МХАТ (1924) и Московский театр революции (1927). В 1927 и 1929 гг. состоялось несколько концертов И.И.Ильинского. Недостаток профессионально подготовленных артистов вызвал открытие в Саратове Высших государственных мастерских театрального искусства, которые в 1923 г. были преобразованы в театральный техникум. В 1930 г. окончательно определился профиль саратовских театров: имени Н.Г.Чернышевского стал театром оперы и балета, а имени Карла Маркса- драматическим. В 1937 г. вновь стал действовать театр юного зрителя, впервые созданный в 1918 г., возникли кукольный и Балашовский городской драматический театр. Кроме них работали национальные театры- немецкий, татарский, мордовский, полупрофессиональные колхозно-совхозные театры в Вольске, Петровске, Пугачёве, Аткарске, Балашове, Балакове.

С июня 1920-х гг. стал усиливаться контроль партийных органов за репертуаром театров, на сцене утвердились постановки советских композиторов и драматургов.

С.М.Муратов.

В произведения классиков стали вкладывать революционный смысл. Но это не помешало Саратовскому драматическому театру успешно гастролировать по стране, давать спектакли в различных районах области. Руководимые известным актёром и режиссёром И.А.Слоновым, актёры театра (П.А.Карганов, С.М.Муратов, Г.Н.Несмелов, А.Н.Стрижова и др.) готовили ежегодно 8-9 премьер.

Афиша драмтеатра.

Наряду с советскими пьесами ставилась европейская и русская классика, хотя некоторые из них запрещались к постановке («Мария Стюарт» и «Орлеанская дева» Шиллера, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Бешеные деньги» и «Последняя жертва» Островского).

И.А.Слонов.

В 1940 г. театру исполнилось 35 лет. За это время на его сцене было поставлено свыше 500 различных пьес.

Музыкальная жизнь. В 1920-е гг. музыкальное искусство губернии было представлено творчеством множества гармонистов, баянистов, пианистов, балетных групп, хоров, выступавших в пивных и ресторанах. Однако среди композиторов появляется течение, представители которого писали только на революционные сюжеты (К.Я.Листов, А.С.Митюшин, Г.А.Сметанин). Подготовкой преподавателей музыки и работников в области музыкальной культуры занимался музыкальный техникум, созданный в 1923 г. вместо консерватории. Только в феврале 1935 г. в Саратове была восстановлена консерватория, на базе которой возник первый в городе симфонический оркестр под руководством С.Евдокимова. В ноябре 1937 г. была образована Саратовская областная филармония. На её с гастролями выступили известные певцы, музыканты, дирижёры (Д.Ойстрах, Л.Оборин, М.Козопузов). В 1938-1939 гг. были сформированы Саратовское отделение Союза композиторов и Музыкального фонда СССР, во главе которого стоял К.М.Михайлов.

Вопросы и задания.

  1. Какие направления борьбы с неграмотностью были предприняты государством в 1920-е гг.?

  2. Что подтолкнуло развитие науки в Саратове? Назовите имена наиболее известных учёных этого периода.

  3. Посетите музей П.В.Кузнецова и подготовьте сообщение о развитии изобразительного искусства в Саратовской губернии.

  4. Расскажите о профиле саратовских театров в 1930-е гг. изменился ли он сегодня?

Документы.

  1. Из резолюции пленума губисполкома по докладу губернского отдела народного образования о положении школьного дела в губернии.

13 ноября 1925 г.

Констатировать, что:

  1. Школьная сеть Саратовской губернии за годы голода и недорода не только не могла иметь правильного роста, но претерпевала частичное свёртывание.

  2. 1925/26 учебный год можно считать началом постепенного развёртывания школьной сети при несколько большем по сравнению с предшествующими годами отпуске средств из местного бюджета на дело народного образования.

  3. Однако слабый бюджет губернии не в состоянии, без помощи центра, справиться с восстановлением школьной сети до размеров сети 1922/23 учебного года.

  4. Школьное дело, постепенно качественно улучшаясь, на этом пути имеет ряд препятствий, затрудняющих более быстрое продвижение: большая нагрузка учащихся на одного школьного работника, 2-сменность занятий, неаккуратная выплата содержания работников, отсутствие достаточного количества пособий, недостаточная подготовленность работников школ и некоторые другие.

  1. Из информационного отчёта краевого отдела народного образования о культурном обслуживании трудящихся колхозов и совхозов за 1928-1930-е гг.

Не позднее мая 1930 г.

Основным массовым мероприятием по поднятию культурного уровня трудящихся колхозов Нижне-Волжского края является культпоход, начатый в 1928-1929 гг. Ликвидация неграмотности и малограмотности на основе привлечения широкой общественности, создания единых оперативных органов (особые комиссии) и концентрации средств всех органов, ведущих просветительную работу (ОНО, профсоюзы, кооперация), дала значительные результаты, и методы ликбезпохода себя полностью оправдали. За 1928/29 учебный год по Нижне-Волжкому краю (без городов) ликвидирована неграмотность и малограмотность (точных цифр о колхозниках, ликвидировавших неграмотность, нет).

Создана армия культармейцев из 45 000 человек (всего по краю), работающих бесплатно на основе общественности. Хозяйственные и общественные организации участвуют в походе через особые комиссии, куда входят их представители, и определёнными отчислениями (20% культфонда профсоюзов и 20%...от кооперации).

В настоящем году в сельских местностях охвачено ликбезом 800 000 человек.

  1. Из докладной записки Нижне-Волжского крайкома ВКП(б) о состоянии работы вузов и втузов и материально-бытовом обслуживании студентов.

Не ранее января 1932 г.

…на протяжении последних лет значительно расширилось и улучшилось качество подготовки кадров для нужд народного хозяйства:

а) организовано 28 новых институтов, к которым относятся: планово-экономический, педагогический, медицинский, кооперативный, финансово-экономический, коммунальный, свиноводческий, агролесомелиоративный, инженерно-экономический, инженерно-мелиоративный, автодорожный, зерновых культур, советского строительства, рыбохозяйственный (Астрахань), строительный и тракторный в Сталинграде; институты зерновых культур и педагогический- в Покровске, комвузы в Сталинграде и Покровске и др.

б) приближена вся система вузовской подготовки к производству (непрерывная производственная практика, заочное обучение, вечерние отделения и т.д.).

Литература.

Авторский коллектив под руководством В.Н.Данилова: М.В.Булычёв, канд. исторических наук, А.В.Воронежнев, канд. исторических наук, А.А.Гуменюк, канд. исторических наук, ВП.Тотфалушин, канд. исторических наук, Л.А.Тотофалушина, канд. педагогических наук. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. Саратов. ООО «Приволжское издательство». 2008 год.





Скачать

© 2020, 1503 14

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!