СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурная жизнь Таврической губернии в пореформенный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культурная жизнь Таврической губернии в пореформенный период»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РеСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОсударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики крым

«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»




ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ



« Этнографическая культура Крыма»





ТЕМА: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ

В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

(1861 – 1914 гг.)















ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Л.В. ЧЕРЧЕНКО










СИМФЕРОПОЛЬ, 2019




Дисциплина «Этнографическая культура Крыма»


Занятие № 17


Тема: Культурная жизнь Таврической губернии в пореформенный период (1861 – 1914 гг.).


Цели занятия (формируемые компетенции):

- образовательная – изучить особенности развития культурной жизни Таврической губернии 2-й половины 19 в., выдающихся деятелей культуры 2-й половины 19 века; архитектуру дворцов и вилл южного берега.

- развивающая – развивать интерес к основным явлениям культурно-исторического процесса общности Крыма, приоритеты национальных и общечеловеческих ценностей в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

- воспитательная – нацелить обучающихся на личностную культурологическую ориентацию в современном мире, воспитать добрососедские и уважительные отношения наций друг к другу, укрепить чувство патриотизма, национального единства и любви к Крыму – маленькой частице огромной России.

-методическая - ознакомление педагогов с элементами интерактивного обучения.

Задачи занятия связаны с формированием мировоззрения, ценностных и культурологических позиций, моральных и нравственных убеждений, положительного отношения к приоритетам национальных и общечеловеческих ценностей в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: объяснение с элементами беседы и показом презентации.

Технологии: личностно-ориентированная, проблемная, дискуссионная

Межпредметные связи: история России, основы православной культуры.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздаточный материал: информационные карты по теме.

Технические средства обучения: мультимедийная установка с презентацией на тему: « Культурная жизнь Таврической губернии в пореформенный период (1861 – 1914 гг.)»


Литература

1.Дементьева М. ,Анисимова О. Таврида – Крым – Судак. – Симферополь, 2009.

2.Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь, 2011.

3.История Крыма с древнейших времен до наших дней. – Симферополь, 2009.

4.Крикун Е. Архитектурные памятники Крыма. – Симферополь, 1977.







ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент: приветствие, проверка явки обучающихся и готовность аудитории к занятию.

2.Актуализация: Постановка проблемных вопросов.

А). Какие стили были характерны для архитектуры Таврической губернии начала 19 века.

Б). Каковы итоги и последствия Крымской войны для развития Крыма.

3.Мотивация: Показать необходимость знаний по культуре Крыма, историческую ценность архитектурных и природных памятников, познакомить с культурой, бытом, традициями многочисленных народов Крыма.




КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ

В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

(1861 – 1914 гг.)


П Л А Н


1.Факторы, повлиявшие на развитие крымского полуострова во 2-й половине 19 века.

2.Характеристика национального состава населения Крыма и уровень образования в губернии.

3.Крымская Ривьера. Превращение Крыма в здравницу.

4.Архитектура летних дворцов и вилл.

5.Палитра Крыма в конце 19 века.



  1. Более двух веков продолжались противостояние России и Турции в Причерноморье, то затухая, то разгораясь с новой силой. К середине 19 века Россия быстро продвигалась и укреплялась на своих южных рубежах. Поэтому западные государства начали подталкивать Турцию к войне с Россией. Остановить Россию стало главной задачей самой крупной военной кампании середины 19 века – Крымской войны.


Вопрос: Каковы были последствия Крымской войны для Крыма?


Война со всей очевидностью показала, что Россия сильно отстала от европейских стран по всем направлениям: экономическом, политическом и военном. Положение страны требовало кардинальных перемен во всех этих сферах.

Руководство страны во главе с новым императором Александром П начало подготовку преобразований. Быстрыми темпами стала развиваться экономика всей России. Одно из первых мест по темпам развития занимал Крым.

Большое влияние на развитие края оказали следующие факторы:


- во-первых, резко увеличилось производство зерна. Из крымских портов вывозилось до 25 млн. пудов. Кроме этого вывозились вина – до 0,5 млн. ведер, а также фрукты, табак, соль;


- во-вторых, к концу 19 века появились первые электростанции, а к началу 20 века – пущены первые трамваи в Симферополе, Евпатории, Севастополе;


- в-третьих, в развитии экономики Крыма огромную роль сыграла железная дорога Лозовая - Севастополь, строительство которой было закончено в 1875 году;


- в-четвертых, В Крым устремились переселенцы не только из России, но и из Германии, Эстонии, Польши, Чехии. В 1897 году население Крыма превысило

0,5 млн. человек.



2. Реформы 60-70-х гг. привели к значительным изменениям в социальной структуре населения Крыма. После окончания Крымской войны этнический и конфессиональный состав населения Крымского полуострова вновь претерпел изменения. Произошло это, в первую очередь, в связи с новой волной эмиграции крымских татар в Турцию. Всего насчитывается шесть больших этапов:

1-й - 1784 -1800 гг., 6-й – 1901-1904 гг.

Все факты привели к тому, что по мере сокращения численности и падения удельного веса татар, в Крыму формируются русские и украинские этнические территории.

Исследователи полагают число эмигрировавших в Турцию крымских татар в

1860 г. было 192 тыс., полностью обезлюдели 784 татарских села.

В эти же годы начинается переселение в Крым эстонцев, которых привлекла дешевизна земли из-за эмиграции татар. Основав на территории Симферопольского, Евпаторийского, Перекопского уездов поселения, они наладили высокопродуктивное с/х производство, которое уступало только немцам.

Таким образом, в 60-70-е гг. за счет переселенцев произошло стремительное увеличение численности населения. К 1897 г. - 547 тыс. человек.

Дискуссия.

Одной из важнейших проблем правительства в Крыму после присоединения стала проблема образования. Правительство и местные органы управления прилагали большие усилия для решения этого вопроса.

Гордостью города являлась Симферопольская казенная мужская гимназия открытая 02.09.1812 года. В 1841 г. для гимназии приобрели новое здание (ул. К.Маркса, № ). Здесь начинал свою педагогическую деятельность Д.И.Менделеев, более 25 лет проработал учителем рус. языка ученый – крымовед А.И. Маркевич, автор многих исследовательских работ.

Первая женская гимназия появилась в Симферополе в августе 1871 г.

И в казенных, и в частных гимназиях обучение было платным. Учебный год состоял из четырех учебных четвертей и продолжался девять месяцев. Каникулы продолжались с 15 июня по 15 августа. Достаточно демократичным был учебный процесс. Наряду с обязательными предметами были и необязательные.

К обязательным относились закон Божий, рус. язык, история, чистописание, арифметика и геометрия, география, физика. Помимо гимназий школьная сеть состояла из всевозможных училищ, школ. Дети получали образование в приютах, церквах, синагогах и молитвенных домах. В Крыму этого периода возможность получать религиозное образование имели представители практически всех религиозных конфессий.

Для православных – духовные семинарии, епархиальные училища и церковно – приходские школы;

Для католиков – римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные училища;

Для протестантов - евангельско-лютеранские училища и менонитские учебные заведения;

Для иудеев – учебные заведения различных типов ( Талмуд – Тора, училища при синагогах, караимские училища).

Для мусульман – система крымскотатарских учебных заведения мектебов и медресе.


  1. Возникновение такого понятия, как «крымский курорт» неразрывно связано с историей проникновения на территорию полуострова идей русской культуры, распространению научных знаний и модных веяний в жизни общества того времени.

Начало развития Крыма как курорта относится ко 2-й половине 19 века. С улучшением транспортного сообщения жителям центральных губерний стало проще добираться на Южный берег Крыма. Поток курортников устремлялся в Севастополь, который был транзитным пунктом, через который проходил почти весь поток отдыхающих на юг. Далее на Южный берег курортный люд добирался на пароходах или экипажами.

Почти каждый курортник на день другой останавливался в Севастополе для осмотра местных достопримечательностей: Исторический бульвар и его бастионы, Музей Севастопольской обороны, Братское кладбище.

В конце 19 – начале 20 века довольно известным курортом стала Балаклава, в которой было построено несколько гостиниц, вилл и дач, а на отдыхе побывали почти все видные представители русской культуры «серебряного века».

В конце 19 века стараниями промышленника П.И.Губонина популярным курортом становится Гурзуф. Это было первое в Крыму место, специально обустроенное для отдыха. Губонин строит семь фешенебельных гостиниц, ресторан. Благоустраивает парк и набережную. Гурзуф стал любимым местом отдыха, творчества и общения образованной российской элиты.

К концу 19 века довольно известным курортом становится Судак. По сравнению с фешенебельной Ялтой, недорогим и весьма популярным у интеллигенции и студентов.

Развитие Алуштинского курорта начинается с 1902 года. Появляются первые гостиницы, рестораны, дачи.

В конце 19 века заявила о себе как о приморском курорте и Евпатория. Освоение Евпатории пошло в лечебном направлении, особенно после открытия в 1887 году Мойнакской грязелечебницы, при этом «Грязевое заведение» за услуги брало недешево. Не прошло и десяти лет, как Евпаторию охватила «курортная лихорадка» - росли дачи, гостиницы, пансионаты. В 1915 году в город пришла железная дорога, был пущен трамвай. На отдых и лечение сюда приезжали многие известные люди. Еще до революции здесь побывали Л.Украинка, А.Толстой, К.Станиславский, Е.Вахтангов , М.Волошин и др. Предреволюционная Евпатория наглядно описана в первой части романа Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Самым модным буржуазно-аристократическим курортом становится Ялта. Как грибы растут шикарные отели и небольшие пансионы, модные магазины и рестораны, по всему побережью сооружаются частные виллы и особняки.

Таким образом, Крым в этот период, как и вся империя, довольно бурно развивался и реформы принесли свои плоды. К 1913 году Россия по уровню экономического развития занимала 5-е место в мире, а по его темпам 2-е. Страна была на подъеме.

А Крым стал и всероссийской житницей, и здравницей и модным курортом.


4.Первичное закрепление учебного материала.


5. Домашнее задание: выучить тему, подготовить сообщение на тему «Симферополь – губернский город».


6. Рефлексия и подведение итогов занятия.






















Раздатка на занятие

Дисциплина «Культура народов Крыма»


ТЕМА: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ

В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

(1861 – 1914 гг.)

П Л А Н

1.Факторы, повлиявшие на развитие крымского полуострова во 2-й половине 19 века.

2.Характеристика национального состава населения Крыма и уровень образования в губернии.

3.Крымская Ривьера. Превращение Крыма в здравницу.

4.Архитектура летних дворцов и вилл.

5.Крым в живописи российских художников. Крымская палитра.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ:


ЭКЛЕКТИЗМ – соединение разнородных художественных элементов, свойственных различным стилям, в пределах одной постройки.


ГОТИКА – художественный стиль в западноевропейской художественной культуре, зародившийся в 12 веке во Франции на основе традиций германских племен, достижений романской культуры и христианского мировоззрения. Готическая архитектура характеризуется стрельчатыми сводами на нервюрах (ребрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.


НЕОМАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ – неостиль в европейском искусстве второй половины XIX в. Однако отчетливо мавританский стиль проявился в архитектуре, оформлении интерьеров и мебели только во второй половине 19 в. Он был эклектичным, так как наряду с «мавританскими» включал элементы сирийского, индийского, персидского и даже китайского искусства. После второй Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в русском искусстве усилилось влияние форм искусства мусульманской Турции.

НЕОРЕНЕССАНС— одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики 19 века, воспроизводившая архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского Чинквеченто. Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика и пилястры.

АМПИР  появился во Франции в конце 18 - 19 века, после Французской революции, в период правления Наполеона. Название стиля произошло от французского слова "empire" - империя. Основной целью этого направления искусства стало восхваление имперской власти  и самого императора, военные успехи и завоевания. Возвеличивание личности Наполеона  и его побед проявилось в строительстве триумфальных арок, обелисков и колонн.

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ:

НАТЮРМОРТ (в переводе с фр. - мертвая, неодушевленная натура) - это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции.

 МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский (1817-1900).

ПЕЙЗАЖ (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ (архитектурный пейзаж) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!