СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурно-исторический метод при анализе произведения Александра Куприна «Молох» (10 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культурно-исторический метод при анализе произведения Александра Куприна «Молох» (10 класс)»

Культурно-исторический метод при анализе произведения Александра Куприна «Молох»

(Дворяков Александр)


В произведении «Молох» присутствует новая тема, характерная для творчества Куприна, навеянная самим временем: жизнь рабочих в условиях капитализма. Конкретным историческим местом служит Донецкий бассейн, который переживал бурное развитие, куда автор едет весной корреспондентом газеты для знакомства с условиями труда и быта рабочих. Указание места позволяет судить об особенностях уникального врождённого национального темперамента людей, которые могут стерпеть многое, но скоро их терпению придёт конец и наступит борьба с невыносимыми условиями. Глядя на бесправное положение рабочих, Александр Иванович пишет свое первое крупное произведение «Молох».

Написана повесть в 1896 году, отражая конкретную историческую картину: функционирование крупного капиталистического завода. Так же показан убогий быт рабочих поселков и стихийные протесты рабочих. Взаимодействие с обществом того исторического времени при описании исторических событий происходит через восприятие типичного героя-интеллигента того времени, который болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление несправедливости (инженер Бобров).

Капиталистический прогресс, который создаёт фабрики и заводы, сравнивается с чудовищным идолом Молохом, требующим больше и больше человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. Квашнин – типичный представитель капитализма, который не может не подразумевать под собой и реального прототипа. В то же время он не прочь выступить в роли политического деятеля и вождя («нам принадлежит будущее», «мы соль земли»).

Среда также играет важную роль в произведении, климатические и природные условия, социальные обстоятельства делают данный исторический отрезок времени уникальным в своём роде и не повторяющимся в иных исторических условиях и эпохах (мутный рассвет, серо и блекло, огромное зарево, «бабий бунт» и т.д.).

Автор попытался при помощи иносказания выразить мысль о бесчеловечности такого явления, как промышленный переворот. И закономерен итог повести – взрыв, черная стена рабочих на фоне пламени. Эти образы призваны были передать идею народного бунта.

Герою повести Боброву свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Такая линия поведения присуща многим представителям той исторической эпохи: они не приняли насильственный метод борьбы народа с властью, но ничего не смогли сделать или изменить. Повесть кончается рассказом о бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. Автор показывает, что рабочим с Молохом удалось справиться, завод замолчал. Так иносказательно показано преддверие смены исторических эпох.



Скачать

© 2020 425 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!