СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурно-образовательная среда в формировании личности детей и подростков

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культурно-образовательная среда в формировании личности детей и подростков»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»



Культурно-образовательный инновационный проект


МУЗЕЙ ИГРУШКИ




Автор:

Сушкова Екатерина Евгеньевна

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»

Преподаватель дисциплин художественно-графического цикла

[email protected]

Номинация «Патриотическое воспитание».


Сроки реализации: 2016- 2018 гг

Участники проекта: студенты специальности 54.02.01.Дизайн (по отраслям) ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....

1. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ…………………..….

2. ПЕДАГОГИКА МУЗЕЯ ИГРУШКИ.……………………………..

2.1.Направления реализации проекта………………………..………

2.2. Формы реализации проекта ………………………..………...….

2.3.Этапы реализации проекта ………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………


3


4

7

7

8

9

10























Введение

Тип проекта: Культурно-образовательный инновационный проект

Название: МУЗЕЙ ИГРУШКИ

Ключевое слово: Сохранять

Реализация проекта связана с решением задач расширения творческих возможностей субъектов образовательного процесса на основе исследования истории игрушки как социокультурного феномена, формирования профессиональной компетентности специалистов.

Цель: создание особой культурно-образовательной среды, способствующей активизации творческих способностей студентов посредством ретроспективного анализа игрушки как социокультурного феномена, развитию инновационного мышления подрастающего поколения; укрепление и развитие общенационального сознания, высокой нравственности, формирование чувства уважения к прошлому и настоящему нашей страны.


Перспективные направления:

  • организация экспозиции музея-выставки игрушек;

  • проведение виртуальных экскурсий в мировые музеи игрушки;

  • изготовление игрушек в традиционных народных промыслах;

  • построение образовательного пространства на основе социального партнерства (внешнего и внутреннего);

  • создание студенческого патентного бюро игрушек-изобретений.

Социальные партнеры:

  • учреждения культуры;

  • учреждения системы дополнительного образования;

  • образовательные организации (дошкольные, общеобразовательные и профессиональные).


Планируемые результаты:

- реализация инновационных идей участников образовательного процесса на основе создания конкурентоспособной продукции в индустрии игрушки.

1. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Растущий интерес  различных слоев населения к  своему прошлому, к истокам создания национальных культур и бытовых традиций заставляет обратить серьезное внимание на образовательную и воспитательную роль тематических музеев в образовательных учреждениях.

Интерес к традициям и предметам культуры и быта, необходимость формирования бережного отношения к культурному наследию народа  стали основой культурно-образовательного инновационного проекта «Музей игрушки».

Актуальность таких проектов трудно оспорить. Гражданский патриотизм начинается с отношения к культуре и традициям своих предков. Музеи являются одним из самых мощных инструментов для преодоления отчуждения между людьми. Очень часто понятие этнической принадлежности сводят только к языку и культуре, причём под культурой в этом случае подразумевают только народное искусство. Вопрос самобытности, это, скорее, вопрос духа, чувства, ощущения принадлежности к группе; он связан уже не только с географией. Каждая нация передаёт свою культуру путём воспитания и обучения, как дар, который сохраняется и развивается.

Сегодня требуется общения с историей в повседневном городском окружении. Решить эту проблему можно создавая небольшие тематические музейные экспозиции на территории учебных заведений.

Проект предполагает организацию тематических выставок и проведение научно-исследовательской работы по истории игрушки и педагогике игровой деятельности.

Цель проекта — создание особой культурно-образовательной среды, способствующей активизации творческих способностей студентов посредством ретроспективного анализа игрушки как социокультурного феномена, развитию инновационного мышления подрастающего поколения, сохранение в одном месте объектов народного декоративно-прикладного искусства (народных игрушек), игрушек - предметов быта недавнего прошлого.

Поиск экспонатов прошлого века в их первозданных формах для более глубокого познания исторического уклада жизни предшествующих поколений поможет буквально прикоснуться к истории. Создание образцов игрушек в традициях и по мотивам игрушек народных промыслов способствует развитие игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей в процессе их обучения и воспитания с опорой на народные и семейные традиции, на патриотической воспитание.

Кроме обычной экскурсионной деятельности, в работе музея запланировано проведение различных интерактивных программ, которые, вовлекая посетителей в атмосферу детской игровой субкультуры, позволяют прикоснуться к традициям и культуре русского народа.

Возрождение и развитие культуры детства может быть стимулировано изменениями в среде развития ребенка и, прежде всего, образовательной, поскольку значительную часть времени дети проводят в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях.

Для реабилитации детства ребенку необходимо дать возможность активно познавать и осваивать мир способами и средствами, закрепленными в традициях и культуре. Это детские и подростковые игры с обилием ритуалов, правил, сюжетов; детская изобразительная деятельность; традиционные представления, потешки, розыгрыши; рукоделие и конструктивная деятельность; сказки, предания, мифы; детский фольклор; разнообразные по конструктивному исполнению, стилистике и эстетике, познавательному и эмоциональному содержанию игрушки и т.п.

Значение игры и игрушки трудно переоценить. Эти способы и средства детской активности, бережно передаваемые из поколения в поколение, эмоционально обогащают жизнь ребенка, дают ощущение прочной основы, расширяют его доверие окружающему миру, другим людям, самому себе, способствуют позитивному мировосприятию, укрепляют самостоятельность и ответственность.

Основу экспозиции составляют подлинные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко выступают и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, то есть предметы, специально созданные для экспонирования вместо музейного объекта, имеющие с ним внешнее сходство и передающие все его существенные черты и свойства. Это —  копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты.

Среди традиционных форм музейной деятельности – комплектования фондов, хранения, изучения и популяризации – экспонированию принадлежит особая роль. Изначально была поставлена задача спроектировать музейную композицию в стенах колледжа, которая отражала бы основные черты отрасли дизайна игрушек, национальные, региональные, исторические и современные образцы.

Идея создания музейной экспозиции в краснодарском педагогическом колледже возникла не случайно. Специальность ФГОС СПО Дизайн (по отраслям) углубленной подготовки реализуется в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, поиск новых форм и методов формирования общих и профессиональных компетенций выпускников, использование современных педагогических технологий стали основой создания инновационного культурно-образовательного проекта «Музей игрушки».

В основе экспозиции музея-выставки лежит тема игрушек и игры, народного творчества и художественных промыслов. Подобная экспозиция несомненно может стать частью культурной-образовательной среды, которая способна формировать чувства причастности к истории и уважительного отношения к традициям и наследию предков, несет роль патриотического воспитания.




2. ПЕДАГОГИКА МУЗЕЯ ИГРУШКИ

Реализация этого проекта позволит создать систему развития инновационной активности и предпринимательства обучающихся.

Проект «Музей игрушки» позволяет сочетать культурную обучающе-развлекательную среду и продвижение инновационных идей студентов.

Обучение творчеству, расширение творческих возможностей человека на основе исследования истории игрушки как культурного феномена, является способом активного развития личности, способом патриотического воспитания.

Уникальная инновационная культурная среда создается из известных элементов и имеет блочную структуру, рассчитана на максимальное использование инфраструктуры ресурсного центра колледжа. Преподаватели художественно-графического отделения курируют отдельные разделы проекта. Предусмотрена организация экспозиции особым образом – расстановка экспонатов по различным направлениям: игрушка в народном искусстве, игрушки советского периода, авторские куклы и сувениры, коллекционные игрушки.

Выставка рассчитана на индивидуальное, семейное или групповое посещение: родителей с детьми, групп школьников, учащихся детских художественных школ. Предусмотрено проведение различных занятий, где студенты будут выступать гидами, консультантами, ведущими мастер-классов. Разработаны занятия для развития творческого воображения и логического мышления, реализации замыслов в макетах и опытных образцах.

2.1.Направления реализации проекта

Посетители музея могут принять участие в мини-занятиях, которые будут проводить студенты школьного, художественно-графического отделения.

Занятия учитывают психологические характеристики детей, подростков и студентов. Это позволит решить важные задачи культурно-образовательного инновационного проекта:

  • организация занятий с детьми разных возрастов по развитию предметно- и сюжетно-игровой деятельности, приобщению к народным традициям, творчеству;

  • предметное и событийное, содержательное и эмоциональное обогащение среды развития ребенка в соответствии с традиционной детской субкультурой;

  • поиск форм включения традиционной игровой, изобразительной, конструктивной деятельности детей в современный учебно-воспитательный процесс;

  • укрепление взаимодействия семьи и школы в развитии детской культуры как основы здоровья и успешности ребенка, его жизнеспособности.

Творческие занятия с использованием игрушек-изобретений направлены на реализацию собственных идей, а также приложение изучаемой в школе теории (физика, математика) к изобретению новых игр и игрушек, поддержание познавательной активности ребят.

На сегодня мало только «выдавать идеи». Важнейшим навыком становится умение воплощать свои идеи в жизнь. Необходимо формировать инновационное мышление и навыки предпринимательства, готовить новое поколение разработчиков и дизайнеров, которое будет мыслить современными категориями.

Основные направления реализации проекта:

  • укрепление и развитие общенационального сознания, высокой нравственности, формирование чувства уважения к прошлому и настоящему нашей страны;

  • знакомство детей с традиционной детской субкультурой – игры, игрушки;

  • внедрение элементов художественно-проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс;

  • организация культурно-образовательных мероприятий в традиционной стилистике детских праздников, забав, игр;

  • стимулирование активности обучающихся посредством конкурсов, смотров творческих работ и дизайн-проектов.

2.2 Формы реализации проекта

  • взаимодействие с учреждениями культуры – музеи, театральные и художественные студии, народные промыслы и т.д. – экскурсии, презентации, выставки, представления и т.п.;

  • самостоятельные исследования обучающихся, дизайн-проекты, эссе, сочинения и т.п.;

  • «особые» уроки;

  • педагогические мастерские, творческие студии;

  • выставки, конкурсы, смотры детских работ;

  • курсы психолого-педагогических занятий на основе игровой, предметной изобразительной деятельности, сказки, двигательной активности и т.п.;

  • проекты предметной развивающей среды в традициях детской культуры;

  • родительские и педагогические лектории.

2.3.Этапы реализации проекта

Планируемые результаты:

реализация инновационных идей участников образовательного процесса на основе создания конкурентоспособной продукции в индустрии игрушки.

– постановка проблемы; круглый стол «Культурно-образовательная среда в формировании личности детей и подростков»;

разработка программ циклов психолого-педагогических занятий на основе игровой, предметной изобразительной деятельности, сказки, двигательной активности и т.п.; разработка педагогических инновационных проектов;

– проведение курсов психолого-педагогических занятий на основе игровой, предметной изобразительной деятельности, сказки, двигательной активности и т.п.; тематические выставки игр и игрушек, приуроченные к календарным праздникам; смотры игрушек – изобретений, выполненных студентами и посетителями музея, конкурсы дизайн-проектов, тематические встречи с художниками, разработчиками и дизайнерами игрушек; экскурсии на выставки игр и игрушек, презентации студенческих проектов и исследований.

– промежуточные результаты деятельности «Музея игрушки»; конференция по результатам и перспективам инновационного культурно-образовательного проекта; аналитический отчет, фильм, выставка.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Литература:

  1. Козырева Н.А. Детский инновационно-развлекательный центр. Программа формирования инновационного мышления у детей и подростков через разработку игр и игрушек / Доклад и презентация на симпозиуме специалистов образования, социальной работы и отрасли детской игровой продукции «Современный мир игрушки: мировые тенденции, национальный интерес и педагогическая целесообразность»/ 18-23.03.08

  2. Устин В.Б. Композиция в дизайне (методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве), изд. ООО «Издательство АСТ») г. Москва 2008 г.

  3. Яхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике, изд. Российский институт культурологии,. г. Москва 2001г


Интернет ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Музей игрушки Санкт-Петербург)
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Музей_игрушки_(Сергиев_Посад)

  3. http://rl-online.ru/articles/2-04/437.html (Татьяна Шумунова. Педагогические воззрения Н.Д. Бартрама в концепции и практике музея игрушки)

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Зоннеберг.Музей игрушки)

8.http://www.trizland.ru/trizba/projects/1/ (выставка-музей игрушек-изобретений) 9. http://www.maam.ru/detskijsad/-mini-muzei-igrushki-v-detskom-sadu (Мини-музей игрушки в детском саду, как вид инновационной деятельности в дошкольной педагогике)








8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!