СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурно-просветительская деятельность в Оренбургской епархии (1859 – 1917)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы продолжаем серию дистанционных занятий в творческом объединении «Вестники Оренбуржья»!

На этом занятии вы узнаете о специфике Православной миссии в Оренбургском и Тургайском крае, о системе миссионерских обществ.

 Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!

Просмотр содержимого документа
«Культурно-просветительская деятельность в Оренбургской епархии (1859 – 1917)»

Творческое объединение «Вестники Оренбуржья»,

руководитель Мишучков А.А.


Уважаемые ребята!

 Мы продолжаем серию дистанционных занятий в творческом объединении «Вестники Оренбуржья»!

На этом занятии вы узнаете о специфике Православной миссии в Оренбургском и Тургайском крае, о системе миссионерских обществ.

Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!


Культурно-просветительская деятельность в Оренбургской епархии (1859 – 1917)


Вы узнаете: о органах церковной печати; о системе церковных библиотек; о Оренбургском отделе Императорского Православного Палестинского Общества; о Оренбургском епархиальном церковно-археологическом комитете.


Церковные библиотеки


Закреплению знаний, полученных в духовных образовательных учреждениях, поддержанию навыков чтения и письма способствовали церковные библиотеки, известные в Оренбургской епархии, по крайней мере, с первой половины XIX в. Поворотным документом в их развитии стал указ Св. Синода от 3 декабря 1867 г. о «Правильном устройстве церковных библиотек». В нём рекомендовалось формировать по приходам книжные фонды для духовенства и мирян в соответствии с утверждённым списком. В первую очередь предлагалось приобретать Ветхий и Новый Заветы на церковно-славянском и русском языках, толкование Евангелия и Катехизис. При наличии финансовых возможностей следовало дополнительно покупать святоотеческие труды, сочинения по истории Церкви, объяснение богослужений и жития святых. Несмотря на крайнюю скудость свободных денежных средств, согласно распоряжению Синода церковные библиотеки постепенно были заведены в подавляющем большинстве православных приходов. В 1890 г. при церквях Оренбургской епархии работали 247 библиотек, в 1905 г. – 562, в 1910 г. – 556, а в 1915 г. – 6541. Как правило, они располагали минимальным набором богослужебных и религиозно-нравственных книг, а также подшивками обязательных подписных газет – «Церковных ведомостей» и «Оренбургских епархиальных ведомостей». Но имелись и библиотеки, насчитывавшие до 700 сочинений догматического, исторического и духовно-нравственного содержания, самостоятельно выписывавшие дополнительные журналы «Богословский вестник», «Вестник трезвости», «Миссионерское обозрение», «Русский паломник», «Христианское чтение» и др.


Церковная печать: «Оренбургские епархиальные ведомости». «Оренбургский церковно-общественный вестник»


Важную культурно-просветительскую миссию выполняли и местные органы церковной печати.

Впервые вопрос об издании официальной газеты Оренбургской епархии для информирования духовенства и мирян о церковной жизни поставил в 1871 г. секретарь местной Духовной консистории Иван Иванович Евфимовский-Мировицкий (1839–1905), инициативу которого активно поддержал епископ Митрофан (Вицинский) (1807–1887). По его представлению Св. Синод указом от 1 сентября 1872 г. разрешил выпуск газеты под названием «Оренбургские епархиальные ведомости». Они выходили с 1 января 1873 г. по 31 марта 1917 г., первоначально 2 раза в месяц (24 номера в год), а с 1906 г. – еженедельно, но в сплошные церковные праздники (Рождественские, Пасхальные) и в летние месяцы – лишь 1 раз в 2 недели (52 номера в год). Таким образом, номинально за всё время существования газеты было издано 1428 номеров «Оренбургских епархиальных ведомостей», хотя некоторые из них в действительности выходили сдвоенными. Подписка на газету была обязательной для всех причтов самостоятельных и приписных церквей, кроме домовых, а также для монастырей, училищных правлений и конторы Архиерейского дома. Поэтому её тираж постоянно увеличивался с ростом числа церквей: если первоначально он составлял 400 экземпляров, то к революции превысил 900 штук.

«Оренбургские епархиальные ведомости» состояли из официального и неофициального отделов. В официальном отделе обнародовались указы Св. Синода и распоряжения епархиального начальства, сведения о рукоположении диаконов и священников, определении, перемещении и увольнении священнослужителей и псаломщиков, утверждении церковных старост, наградах, присоединении к православию из других конфессий, списки вакантных мест в приходах, циркуляры, инструкции, объявления для духовенства епархии, расписания проповедей, уставы и отчёты епархиальных учреждений, протоколы и журналы съездов духовенства и др. В неофициальном отделе печатались разнообразные проповеди, поучения и беседы, речи и воззвания, религиозно-дидактические рассказы, статьи по богословию, миссионерству, церковной истории края, народному образованию, епархиальная хроника важнейших событий, некрологи церковных деятелей, корреспонденция с мест и др.

К сотрудничеству с газетой привлекались лучшие силы духовенства, педагоги, учёные, например, оренбургские историки и краеведы В. Н. Витевский, Р. Г. Игнатьев, Г. Е. Королёв-Антошечкин, П. Н. Столпянский, Н. М. Чернавский, а также исследователи со стороны: востоковед П. К. Жузе, известный богослов и миссионер в мусульманской среде Я. Д. Коблов2 и др.

Первыми редакторами «Оренбургских епархиальных ведомостей» в 1873 г. были: официального отдела – член Оренбургской духовной консистории, протоиерей Вознесенской церкви на Гостином дворе Василий Саввинович Ольшанский (1819–1888) и неофициального отдела – секретарь Оренбургской духовной консистории Иван Иванович Евфимовский-Мировицкий (1839–1905). В 1874 г. он перешёл на заведование официальной частью, а неофициальную принял на себя протоиерей Оренбургского кафедрального собора Стефан Иванович Семёнов (1829–1899). Последний в 1875–1879 гг. единолично редактировал газету, а в 1880 г. ограничился официальным отделом, разделив труд с редактором неофициального отдела – смотрителем Оренбургского духовного училища Николаем Сергеевичем Сперанским (1850–1896), который в 1881–1883 гг. заведовал всем изданием. В 1884–1888 гг. редактором «Оренбургских епархиальных ведомостей» работал по совместительству ректор Оренбургской духовной семинарии, протоиерей Фёдор Алексеевич Дмитровский (1848–1911). Затем произошло разделение обязанностей. В 1889–1891 гг. официальная часть выходила за двумя подписями секретаря Оренбургской духовной консистории Нила Евфимовича Томашевского (1847–1891) и её члена, священника Вознесенской церкви на Гостином дворе Геннадия Николаевича Никольского, который последние полгода занимался правкой в одиночку. А в 1892–1895 гг. отдел находился в руках секретаря Оренбургской духовной консистории Владимира Андреевича Александровского (1857–1907). В то же время редактором неофициальной части на протяжении всего периода 1889–1895 гг. служил преподаватель гражданской истории в Оренбургской духовной семинарии Николай Петрович Израильский (1862–?). С 1896 г. по воле епископа Николая (Адоратского) (1849–1896) все дела газеты стал вести особый Редакционный Комитет в составе председателя-цензора, редактора, казначея и корректора. В 1896–1911 гг. должность редактора занимал преподаватель латинского языка в Оренбургской духовной семинарии Степан Степанович Никольский (1860–1917), а в 1911–1914 гг. – протоиерей Оренбургского войскового Георгиевского собора, преподаватель противомусульманских предметов в семинарии Александр Иоаннович Архангельский (1862–1917). В 1914 г. снова вернулись к разделению редакторских функций по двум отделам. Официальную часть в 1914–1916 гг. возглавлял секретарь Оренбургской духовной консистории Харитон Фёдорович Говядовский (1874–1938). За выпуском неофициальной части в 1914–1915 гг. следил заведующий пастырско-миссионерской школой при Оренбургском Архиерейском доме священник Фёдор Иоаннович Борнуков, а в 1915–1916 гг. – епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии Серафим (в миру Дмитрий Александрович Александров) (1867–1937). В конце 1916 г. на короткое время оба отдела объединил Х. Ф. Говядовский. В 1916 –1917 гг. обязанности редактора всей газеты временно исполнял ректор Оренбургской духовной семинарии, архимандрит Варлаам (в миру Василий Тимофеевич Новгородский) (1872–1920), но в 1917 г. за ним осталась только неофициальная часть, которую в том же году принял инспектор Оренбургской духовной семинарии Николай Михайлович Чернавский (1872–1940). Редактирование же официального отдела в 1917 г. перешло к секретарю Оренбургской духовной консистории Иоанну Иоанновичу Архангельскому(1877–?).

В качестве приложений к «Оренбургским епархиальным ведомостям» выходили: с 1 января 1916 г. 1 раз в месяц «Проповеднический листок» и с 1 октября 1916 г. 2 раза в месяц «Церковно-школьный листок Оренбургской епархии».

После Февральской революции 1917 г. на волне демократических изменений по решению Общего Собрания градо-Оренбургского духовенства вместо «Оренбургских епархиальных ведомостей» стал издаваться «Оренбургский церковно-общественный вестник», который отошёл от официоза в сторону усиления публицистической направленности. Обновлённая газета выпускалась с 6 апреля 1917 г. по 3 марта 1918 г. до закрытия советской властью. Первоначально она выходила 2 раза в неделю по четвергам и воскресеньям, а с августа 1917 г. – еженедельно только по воскресеньям. На посту редактора «Оренбургского церковно-общественного вестника» с апреля 1917 г. по январь 1918 г. трудился Николай Михайлович Чернавский (1872–1940). С августа 1917 г. ему помогал священник Дмитрий Михайлович Кононов (1879–?), который в феврале-марте 1918 г. единолично редактировал издание.



Оренбургский отдел Императорского Православного Палестинского Общества


Духовно-просветительским целям служил и Оренбургский отдел Императорского Православного Палестинского Общества, открытый 16 января 1894 г.3. Основными направлениями его деятельности были:

- распространение среди населения знаний о Святой земле и пробуждение интереса к её церковно-историческим памятникам;

- содействие русским паломникам, отправляющимся в Святую землю и на Афон, включая продажу льготных билетов на проезд железнодорожным и морским транспортом;

- сбор средств на поддержание православия и инфраструктуры для паломников в Святой земле, русских монастырей на Афоне.

Из-за большого размера ежегодных взносов численность Оренбургского отдела никогда не была велика: в 1900 г. – 29 членов, в 1905 г. – 35, в 1910 г. – 25 человек4. Председателями Отдела по должности состояли оренбургские епископы: с 1894 г. – Макарий, с 1895 г. – Николай, с 1896 г. – Владимир, с 1903 г. – Иоаким, с 1910 г. – Феодосий. Их заместителями (товарищами) традиционно были оренбургские губернаторы: с 1894 г. – В. И. Ершов, с 1899 г. – Я. Ф. Барабаш, с 1906 г. – В. Ф. Ожаровский, с 1911 г. – Н. А. Сухомлинов. Финансовыми средствами Отдела на должности казначея распоряжались: оренбургский купец 1-й гильдии И. А. Зарывнов, с 1900 г. – законоучитель Николаевского женского института, протоиерей В. И. Албертов, с 1905 г. – священник Смоленской кладбищенской церкви г. Оренбурга К. Н. Павловский, с 1908 г. – преподаватель Оренбургской духовной семинарии В. С. Новочадов и с 1913 г. – заведующий Оренбургской пастырско-миссионерской школой Ф. И. Борнуков. Наконец, за оформление документации объединения отвечали делопроизводители: с 1899 г. – секретарь Оренбургской духовной консистории С. Я. Рудаков и с 1904 г. – секретарь при епархиальном архиерее И. А. Добровольский. Членами организации также были: губернаторы Тургайской области А. А. Ломачевский и М. М. Эверсман, попечитель Оренбургского учебного округа И. Я. Ростовцев, оренбургский губернский предводитель дворянства Л. И. Шотт, управляющий Оренбургской казённой палатой А. А. Стрекалов, директор Неплюевского кадетского корпуса Ф. М. Самоцвет, директор 2-го Оренбургского кадетского корпуса М. Е. Дерюгин, генералы Е. М. Черевко и В. И. Чернов, троицкий городской голова К. Н. Меркурьев, купцы, мещане, казаки и крестьяне, православные священники.

Несмотря на ограниченный штат членов, Оренбургский отдел Православного Палестинского Общества сумел поставить просветительскую деятельность с широчайшим размахом за счёт привлечения всех благочинных епархии как уполномоченных организации на местах и нижестоящих приходских священников. Их главной заботой было массовое проведение по всему региону с 1898 г. народных чтений и внебогослужебных собеседований, на которых прихожанам в популярной, доступной форме рассказывали о событиях библейской истории, связанных с ними памятных местах, современном положении православия в Палестине под турецким владычеством и организации русского паломничества к её святыням. Для устройства таких мероприятий Оренбургский отдел ежегодно получал от Совета Общества бесплатную печатную продукцию, рассылая её по православным приходам. Например, в 1905 г. всем 44 благочинным Оренбургской епархии было отправлено 375 книг для проведения чтений приходскими священниками, а также 26 тысяч палестинских листков с рисунками и 4 тысячи видов Святой земли для раздачи слушателям5. К 1910 г. имелось 16 вариантов таких открыток, на которых изображались объекты ветхо- и новозаветной истории – Мамврийский дуб, Пещера Рождества Христова в Вифлееме, Река Иордан, Генисаретское озеро, горы Фавор и Елеонская, Порог Судных Врат, Голгофа, Гроб Господень, Погребальная пещера Богородицы в Гефсимании, а также учреждения Палестинского Общества для обслуживания русских паломников – гостиничные подворья, больницы и трапезные. Лекторы привлекали также дополнительные материалы из мемуаров, писем и путевых заметок русских паломников, например, «Размышления о Святой земле» из дневника св. праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908), книг чиновника М. П. Соловьёва (1842–1901) «По святой земле» (1891 г.), священника из Челябинского уезда М. А. Пеньковского (1880–1959) «Под небом Палестины» (1909 г.) и др., делились личными впечатлениями от посещения библейских мест. Проведение народных чтений и внебогослужебных собеседований о Святой земле в православных приходах обычно приурочивали к периоду Великого поста, напоминая верующим о земном пути и страданиях Спасителя. Проходили такие встречи преимущественно в храмах после вечерних богослужений и акафистов по воскресным и праздничным дням, но могли также переноситься в церковно-приходские школы, волостные правления, военные казармы и другие подходящие вместительные помещения. В отдельных случаях чтения и беседы сопровождались демонстрацией видов Святой земли с помощью простейших световых проекторов, любительским духовным пением или выступлениями церковных хоров. В сельских приходах на мероприятия Палестинского Общества собиралось от 50 до 300 человек, а в городах – до 1000 и более слушателей. Таким образом, использование сети православных приходов на местах и добровольная помощь священнослужителей обеспечивали организации охват огромной аудитории. Например, в 1910 г. в 308 населённых пунктах Оренбургской епархии 192151 человек посетил 1741 чтение и собеседование о Святой земле, в том числе 61 со световыми картинами6.

Рассказы о величайших христианских святынях разнообразили духовно-культурную жизнь прихожан, вызывали большой наплыв и горячий интерес слушателей, подъём религиозного чувства, желание увидеть библейские памятники собственными глазами. Для содействия богомольцам Оренбургский отдел реализовывал так называемые «паломнические книжки», которые давали право льготного проезда железнодорожным и морским транспортом. В целях удешевления стоимости билетов Православное Палестинское Общество заключило соглашение о пониженных тарифах с «Русским обществом пароходства и торговли». В проезде по железным дорогам к христианским святыням Востока оренбургские богомольцы останавливались для поклонения мощам святителя Митрофана в Воронеже и многочисленных угодников в Киево-Печерской лавре, а затем отплывали из Одессы морем в порт Яффа для посещения Палестины или в порт Салоники для молитвы на Афоне. Льготный проезд по паломнической книжке от Оренбурга до Иерусалима и обратно обходился: поездом и пароходом 3-го класса – в 61 руб. без провизии, поездом 3-го класса и пароходом 2-го класса – в 128 руб. 50 коп. без продовольствия и в 185 руб. с питанием. Билеты из Оренбурга до Афона и обратно стоили: поездом и пароходом 3-го класса – 46 руб. 50 коп. без провизии, поездом 3-го класса и пароходом 2-го класса – 67 руб. без продовольствия и 92 руб. с питанием7. В 1905 г. через местный отдел Палестинского Общества льготным проездом в Святую землю воспользовались 106 паломников из Оренбургской епархии, в 1906 г. – 153, в 1908 г. – 140, в 1909 г. – 164, в 1911 г. – 157 лиц8 и т. д.

Организация оказывала помощь богомольцам и на месте через сеть своих учреждений в Святой земле. Православное Палестинское Общество имело на Ближнем Востоке 7 подворий с гостиницами, столовыми и банями, госпиталь и 6 амбулаторий в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме, Бейт-Джале, Дамаске и Хомсе для русских паломников, а также 104 начальные школы на 11 тыс. человек для поддержки единоверцев в Сирии, Ливане и Палестине, мужскую и женскую учительскую семинарии по подготовке для них педагогических кадров. Содержание этих учреждений ежегодно требовало значительных финансовых средств. Поэтому прямо на народных чтениях и беседах о Святой земле, по квитанционным книжкам и сборным листам, через специальные кружки Оренбургский отдел собирал пожертвования в пользу Православного Палестинского Общества. Так, в 1900 г. его поступления составили 1276 руб. 93 коп., в 1905 г. – 1803 руб. 83 коп., а в 1910 г. – 1668 руб. 39 коп. Кроме того, ежегодно в неделю Ваий и завершающий её праздник Входа Господня в Иерусалим по всем православным приходам Российской империи и Оренбургской епархии проводился дополнительный тарелочный сбор, поступления от которого благочинные направляли напрямую в Совет Палестинского Общества, минуя его Оренбургский отдел. Например, в 1900 г. вербный сбор принёс в регионе 2845 руб. 10 коп., а в 1905 г. – 2444 руб. 10 коп. Всего же с 1894 г. по 1909 г. на нужды Православного Палестинского Общества в Оренбургской епархии было собрано 49878 руб. 99 коп., в том числе: поступило в местный отдел – 20776 руб. 81 коп. и напрямую в центральный Совет от вербного сбора – 29102 руб. 18 коп.


Оренбургский епархиальный церковно-археологический комитет


Для охраны памятников церковной старины и собирания древностей 26 октября 1912 г. по благословению епископа Феодосия (Олтаржевского) (1867–1914) был образован Оренбургский епархиальный церковно-археологический комитет. Его председателем избран ректор Оренбургской духовной семинарии, протоиерей И. П. Кречетович, секретарём – законоучитель Института, священник Д. Кононов, а казначеем – священник В. Макаров9. К предстоящему юбилею 300-летия царствования Дома Романовых Комитет 17 декабря 1912 г. обратился ко всем благочинным епархии с просьбой собрать в подведомственных приходах рассказы и предания о посещении Оренбургской губернии членами императорской семьи. 24 декабря 1912 г. он предложил передавать ему на хранение древности, рукописи и другие памятники старины в качестве будущих экспонатов намеченного к открытию церковного музея. Наконец, резолюцией от 9 декабря 1913 г. епископ Феодосий обязал все причты епархии представить до 1 июля 1914 г. сведения по разработанной Комитетом программе историко-статистического описания приходов10. Однако разразившаяся вскоре Первая мировая война помешала развитию этой научной работы.

Наконец, по всей Оренбургской епархии ежегодно устраивались в приходах сотни внебогослужебных собеседований, народных чтений, публичных лекций религиозно-нравственной тематики, духовных концертов, которые обогащали культурную жизнь российской провинции.

Таким образом, в дореволюционный период Оренбургская епархия Русской Православной Церкви вела широкомасштабную и разностороннюю просветительскую деятельность через систему собственных учреждений общего и профессионального духовного образования, церковных библиотек, органов печати, культурных учреждений и мероприятий.


Контрольные вопросы:

  1. Какая роль церковных библиотек в духовном просвещении населения Оренбургского края?

  2. В чем заключалась миссия церковных органов печати в духовном просвещении православного населения?

  3. Покажите на карте Палестины православные святыни и расскажите о них?

  4. Как производился сбор и хранение древностей, рукописей и других памятников старины в Оренбургском епархиальном церковно-археологическом комитете?


Ответы отправляйте на электронный адрес: [email protected], личным сообщением на странице в соцсетях «В контакте»: https://vk.com/id19515106: Для видеосвязи используйте скайп: punctum_saliens1


1 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10564. Л. 21; Нечаев М. Г. Деятельность церковных библиотек на Урале в начале XX века как социокультурный феномен // Вестник Челябинского государственного университета. История. – 2012. – Вып. 50. – № 11. – С. 112.

2 Никольский С. С. Двадцатипятилетие издания «Оренбургских Епархиальных Ведомостей» // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1897. – 15 декабря. – С. 962–969; Чернавский Н. М. Тридцатилетие издания «Оренбургских Епархиальных Ведомостей» (К двухсотлетнему юбилею печати) // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1903. – 15 января. – № 2. – С. 57–68; Чернавский Н. М. Оренбургские Епархиальные Ведомости // Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Вып. XII. К 200-летнему юбилею русской прессы. – Оренбург: Типография Н. Г. Волкова, 1903. – С. 153–189.

3 Епархиальная хроника. Православное Палестинское Общество // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1894. – 1 февраля. – № 3. – С. 81; Руднянский М., свящ. Русские странники-богомольцы в Иерусалиме и по святым местам // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1895. – 1 апреля. – № 7. – С. 185–192.

4 Отчёт о деятельности Оренбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1900–1901 отчётный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1901. – 1 июля. – № 13. – С. 96–109; Отчёт о деятельности Оренбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1905–6 отчётный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – 1 сентября. – № 17. – С. 324–335; 15 сентября. – № 18. – С. 347–359; Отчёт о деятельности Оренбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1910–1911 отчётный год (с 1 марта 1910 г. по 1 марта 1911 г.) // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 27 октября. – № 43. – Приложения. – С. 1–20.

5 Отчёт о деятельности Оренбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1905–6 отчётный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – 1 сентября. – № 17. – С. 324–335; 15 сентября. – № 18. – С. 347–359.

6 Отчёт о деятельности Оренбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1910–1911 отчётный год (с 1 марта 1910 г. по 1 марта 1911 г.) // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 27 октября. – № 43. – Приложения. – С. 1–20.

7 Объявления. От уполномоченного Императорского Православного Палестинского Общества // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1909. – 15 января. – № 2. – С. 88–89.

8 Отчёт о деятельности Оренбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1905–6 отчётный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – 1 сентября. – № 17. – С. 324–335; 15 сентября. – № 18. – С. 347–359; Отчёт о деятельности Оренбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1906–7 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1907. – 30 августа. – № 34–35. – С. 226–247; Отчёт о деятельности Оренбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1907–8 год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1908. – 4 сентября. – № 35–36. – С. 264–278; 18 сентября. – № 37–38. – С. 285–295; Отчёт о деятельности Оренбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1909 год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1909. – 17 сентября. – № 37–38. – С. 297–314; 24 сентября. – № 39. – С. 319–327.

9 Акт // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1912. – 9 ноября. – № 44. – С. 465–467.

10 Доклад Оренбургского Епархиального Археологического Комитета // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1913. – 16 декабря. – № 49. – С. 439–440.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!