СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурное наследие - диалог столетий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание культурно-образовательного пространства в учреждении образования - это процесс и результат целевой деятельности всех участников образовательного процесса на основе общепринятых человеческих ценностей. В представленном материале описан опыт работы по культурному воспитанию подрастающего поколения в ГУО "Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи". Работа будет полезна педагогам дополнительного образования и классным руководителям учреждений общего среднего образования.

Просмотр содержимого документа
«Культурное наследие - диалог столетий»


Культурное наследие – диалог столетий

Каждая форма культуры

несет в себе определенную

форму того мысленного

сосредоточения человеческой

судьбы, на основе которой

оказывается возможным

осознать всю свою жизнь …

В.С. Библер

Создание культурно-образовательного пространства в учреждении образования – это процесс и результат целевой деятельности всех участников образовательного процесса на основе общечеловеческих ценностей. При этом в практике социального развития личности наиболее часто встречаются понятия «культура жизни» и «культура общества».

Культура жизни и культура общества имеют свою концепцию, которая включает гуманистический идеал, потребность в цивилизации и прогрессе, стремление к политическому, социальному и духовному единению. Сущность культуры тесно связана с этикетом – регламентированными формами поведения.

Знание этикета помогает принимать правильные решения в определенных ситуациях, уважать принятые обычаи, ценить культуру своего общества и народа другой национальности.

Ведущим звеном реализации комплексно-целевых программ воспитания обучающихся может быть определен девиз «Культурное наследие – диалог столетий».

В процессе формирования культурно-образовательного пространства предполагается решение следующих задач:

  • воспитание человека культуры – личности творческой. Творчество проявляется во всех сферах жизнедеятельности: в учебе, быту, организации досуга и межличностном общении;

  • создание модели воспитания обучающихся с учетом региональных особенностей через активное включение культурно-исторического потенциала городов в воспитательное пространство;

  • поиск эффективных форм приобщения обучающихся к социально-творческой деятельности, нейтрализации негативных воздействий социума.

Культурному человеку присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты и гармонии. С целью формирования у обучающихся навыков культурного общения, нравственных форм поведения рекомендуется организация системы классных часов и внеклассных мероприятий с широким использованием разнообразных форм, методов и видов деятельности.

Примерная тематика и направленность реализуемых мероприятий

В гостях у этикета

«На дне рождения у Мальвины».

Игровая программа для младших школьников и их родителей. Игры и конкурсы: «Приглашение», «Знакомство», «Сервировка стола», «Десертные блюда», «Черный ящик», «Застольный этикет», «Танцевальный этикет», «Садимся за стол», «Сложи салфетку».

«Культура этикета».

Игровая программа для старших школьников. Игровые конкурсы: «История этикета», «Приветствие, представление», «Знакомство», «Этикет пушкинского времени» (элементы быта начала ХIХ в. По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», балы, одежда, театральный этикет, народные обычаи, дендизм, дуэли), «Светский этикет», конкурс-кроссворд «Этикет в зеркале истории».

«Светская гостиная». Цикл мероприятий с использованием материалов по культуре, истории родного города.

«Гостевой этикет».
  • «Чайный калейдоскоп»;

  • «Культура чаепития»;

  • «Самовар вскипел, все к столу» (познавательно игровая программа для начальной школы);

  • «Прошу к столу»;

  • «Угощайтесь пожалуйста»;

  • «Идем в гости»;

  • «Приглашаем гостей»;

  • «Как развлекать гостей»;

  • «Гость – хозяину радость»;

  • «В гостях у Мальвины»;

  • «Мальвина приглашает гостей»;

  • «Звонят, откройте дверь»;

  • «Подарки», «Каким должен быть подарок?»;

  • «Музыкальная гостиная Ирины Паскевич»;

  • «Семейные даты и праздники».

Деловой этикет

  • «Правила хорошего тона в компьютерных сетях»;

  • «Обязательный ли ты человек»;

  • «Имидж – путь к успеху»;

  • «Культура речи»;

  • «Разговор по телефону»;

  • «Приветствие и представление»;

  • «В школе. Правила жизни в коллективе»;

  • «Манера поведения»;

  • «Переписка», «Пишем письма»;

  • Этикет в вопросах и ответах»;

  • «Навыки хорошего поведения»;

  • «Деликатный человек»;

  • «Руки нужная вещь, а хлопот с ними не оберешься»;

  • «Хорошие манеры, маленький экзамен»;

  • «Тысяча мудрых советов»;

  • Клуб «Визит»;

  • «Если хочешь собрать мед, не опрокидывай улей», психологический марафон.

Выходим из дома

  • «В человеке должно быть все прекрасно»;

  • «Хорошо ли ты выглядишь?»;

  • «Посмотрим на себя со стороны»;

  • «По одежке встречают»;

  • «Экскурсия, загородная прогулка»;

  • «В трамвае, в автобусе»;

  • «В театре, в кино, в концерте и на стадионе»;

  • «Потанцуем», «Умеешь ли ты танцевать?», школьный бал;

  • «Идем на школьный вечер»;

  • «Как всегда быть в форме?»;

  • «Мудрость правил поведения»;

  • «Водительские права на дорогах жизни»;

  • Собираясь в дорогу»;

  • «Чудесное время – каникулы»;

  • «Экологическая этика»;

  • «Как вести себя в общественных местах»;

  • «Шел трамвай по городу»;

  • «О чем рассказали двери?».

Искусство общения

  • «Школа хороших манер. Учитесь властвовать собой».

  • «Имидж – путь к успеху»;

  • «Как разговаривать по телефону?»;

  • «Светские диалоги»;

  • Культура речи»;

  • «Будьте обходительны»;

  • «Приветствие и представление»;

  • «Четыре кита этикета»;

  • «Мы живем среди людей»;

  • «Воспитанный человек»;

  • «Тонкости человеческого общения»;

  • «Культура общения»;

  • «Вежливость не парадный костюм, а повседневная одежда»;

  • «Кавалер» и «Дама» − правила хорошего тона;

  • «Этикет и искусство общения»;

  • «Искусство вести беседу»;

  • «Слово о такте и бестактности»;

  • «Хорошие манеры – привычка и внутренняя потребность»;

  • «Ненастоящие мужчины»;

  • «Конфликты нашей жизни»;

  • «Азбука вежливости»;

  • «Хорошие манеры в рисунках и примерах»;

  • «Этикетные нормы невербальных приветствий» конкурс;

  • «Шурин, брат, сват» (термины родства и свойства, обряды и обычаи взаимоотношений);

  • «Мерило народной этики»;

  • «Два чувства дивно близки нам…» (семейные взаимоотношения);

  • «Вся семья вместе, так и душа на месте» (семейно-бытовые обряды) урок этической грамматики.

Театральная педагогика

«Неделя театра» (беседы, конкурсы, викторины, театральные гостиные, заочные путешествия, посещение театров, выставок, игровая театральная педагогика, интеллектуальные игры).

«Гомельский драмтеатр»; «Театры родного города»; «Музы не молчали»; «История рождения белорусского театра».

«Театральный этикет». Игровая программа: конкурсы «Театральный этикет», «Эрудит театра», «Конкурс джентльменов», карты-задания для команд в рисунках, фотографиях, кроссвордах; «Ситуации» (моделирование ситуаций в соответствии с этическими нормами).

  • «Мы идем в театр», игровая программа;

  • «Евгений Онегин» глазами знатоков этикета», конкурс;

  • «Театр-экспромт»;

  • «Пять минут с искусством»;

  • «На балу у Золушки», новогоднее театрально-музыкальное представление;

  • «Кружится вальса вихрь шумный…», музыкально-поэтическая композиция.

Музейная педагогика

  • Занятия в музее деревенского быта;

  • «Чему учит история родного края?» интеллектуальная игра;

  • «Народное искусство»;

  • Викторины знатоков народной культуры родного края (загадки, ребусы, кроссворды);

  • «Что нам стоит дом построить» (знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома, магическая охранительная роль украшений и их символика);

  • Мастерская народных ремесел (знакомство с ремеслами родного края, изготовление поделок из доступных материалов);

  • «Мастерская Марьи-искуссницы» школьная выставка-конкурс на лучшую модель белорусского народного костюма (эскиз, панно, одежда для куклы, головной убор, вышивка, элементы отделки костюма, книжки-малышки с рассказом о деталях украшения костюма);

  • «Ума палата», экскурсия в музей, библиотеку;

  • «В мире народной культуры», игра-путешествие;

  • «Твоя родословная»;

  • «По городам родного края», заочное путешествие (предания, легенды, имена славных людей, культурные памятники).

Ряд европейских ученых на разных языках поднимают вопрос экологии современной культуры. Об этом много писал российский академик Дмитрий Лихачев, который предупреждал, что «убить человека биологически может невыполнение законов биологической экологии, а убить человека морально может невыполнение законов экологии культурной».

Поэтому есть все основания утверждать, что в XXI веке процесс культурно-нравственного воспитания обучающихся будет углубляться и нарастать, приобретать новые разносторонние формы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!