СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурные преобразования на Обь - Иртышском Севере - становление системы образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проходит в форме урока - конференции, которому предшествует исследовательская деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Культурные преобразования на Обь - Иртышском Севере - становление системы образования»

«Культурные преобразования на Обь – Иртышском Севере – становление и развитие региональной системы образования»

Максимова Е.В.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

Культурные преобразования на Обь – Иртышском Севере – становление и развитие системы образования







Автор

Максимова Елена Владимировна

Учитель высшей категории истории

и обществознания











Нижние Нарыкары 2017







СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………...3

конспект урока ………………………………………………………………………...9

приложения ………………………………………………………………………………….13






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание курса региональной истории дает большой простор для использования различных нестандартных методов обучения и контроля знаний, одним из которых является метод научно – исследовательской деятельности учащихся, когда изучение темы по предмету сопровождается или завершается защитой на уроке-конференции индивидуального исследования каждого учащегося.

Положительным моментом использования элеметов научно - исследовательской деятельности является:

  • развитие самостоятельности ученика и самоуправления образовательной деятельностью;

  • наглядная демонстрация метапредметных связей и применения знаний, полученных на уроке, в повседневной жизни;

  • развитие коллективизма, умения распределять нагрузку и организовывать работу группы учеников (если проект выполняет коллектив из нескольких учащихся);

  • повышение интереса к изучаемой теме исследования и ИТ и углубление знаний по учебному предмету, выбранному в качестве темы проекта;

  • качественное закрепление теоретических знаний и умение применять их для решения поставленной задачи;

  • в работу вовлечены 100% учащихся класса;

  • индивидуальный подход к каждому учащемуся.

К сложности применения данной технологии можно отнести, безусловно, большую трудоемкость, как для учителя, так и для ученика, а также нехватку учебных часов (1 в неделю), отведенных программой на изучение темы.

Метод исследовательской работы является отличным стимулом для поднятия интереса учеников к изучаемому предмету, повышения уровня качества знаний, наглядной демонстрации метапредметных результатов и подготовки учащихся для участия в научно-исследовательской деятельности.

Тема урока - конференции была определена учителем в соответствии с проектной деятельностью школы и реализацией I образовательного проекта «Учителями славится Россия!». Одиннадцатиклассникам было задано опережающее задание - выбрать темы будущих исследований и принять участие в работе тематических секций на уроке-конференции. Исследование выполняется учащимися самостоятельно по ходу изучения темы либо дома, либо в послеурочное время.

Учитель становится консультантом учащихся на протяжении выполнения научно – исследовательской работы, предоставляет возможность поиска информации для создания таковой, также контролирует структуру и ход разработки исследования, определяет сроки выполнения его отдельных частей, дает консультации по технике и методам реализации. Перед выбором тем учащимися, учитель обозначает тот перечень знаний и умений по образовательной области обществознание, которые дети должны показать в своём исследовании, (например, при изучении темы «Моя семья – династия учителей» – это обязательное изучение документов семейного архива, а также отбор материала для слайдовой презентации.. Выполняя исследование, учащиеся закрепляют знания, полученные ими на уроках во время теоретических и практических занятий по истории и обществознанию, вспоминают методы. Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Метод – инструмент достижения цели и предполагает необходимость сбора фактов и информации (наблюдение и эксперимент), а также их описание.

Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытия нового знания.

Предлагается выделить такие методы:

  • Наблюдение – целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.

  • Метод экспертных оценок – использование мнения экспертов в оценке качества исследуемого объекта.

  • Анализ документов

  • Контент-анализ – качественный и количественный анализ текста: расчленение текста на отдельные смысловые единицы; определение их значения и взаимосвязи; подсчет частоты их употребления; интерпретация полученных данных.

  • Метод мозгового штурма – разработка группой максимального количества возможных решений, оценка сделанных предложений проводится позднее.

Теоретические (общелогические) методы научного исследования:

  • Индукция и дедукция

  • Анализ и синтез. Анализ - процедура мысленного, а иногда и реального расчленения объ­екта или явления на части. Выделение сущности процесса или явления путём определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования.

  • Сравнительный анализ

  • Системный анализ

  • Выдвижение гипотезы - предположения о взаимной связи явлений, выдвигаемое на основе накопленного экспериментального материала. Гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное. Она требует проверки и доказательств.

  • Метод аналогий: прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая

  • Моделирование – создание увеличенной или уменьшенной модели исследуемого объекта.

  • Метод научной абстракции - состоит в очищении исследуемого объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт.

  • Мысленный эксперимент.


Каждая отдельная наука использует свой спектр методов, среди которых, помимо общелогических и эмпирических, выделяют специфические методы.


История:

  • Конкретно-исторический метод - изучение событий, явлений с учетом исторических условий и причинно-следственных связей.

Философия:

  • Диалектический метод – рассматривает все явления в процессе их исторического развития от момента зарождения до настоящего времени, во взаимодействии и развитии.

  • Универсализм - рассмотрение мира за пределами человеческого опыта, постижение мира как целостную, беспредельную в пространстве и не проходящую во времени объективную реальность.

  • Субстанционализм - проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое начало. Субстанция это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Политология:

Общие методы исследования политических объектов:

  • Диалектический - исследующий зависимость политики от общества.

  • Нормативно-ценностный - заключающийся в определении значения и роли политических явлений для общества и личности.

  • Структурно-функциональный метод - рассматривает зависимость между политическими явлениями, взаимосвязь уровня экономического развития и политического строя; метод требует абстрагирования (отрешения) от этической оценки политики и основан на позитивистской (безоценочной) ориентации исследователя.

  • Системный метод (синерготический) - рассматривает политику как целостный сложно организованный саморегулирующейся механизм, постоянно взаимодействующий с окружающей средой.

  • Частные методы: антропологический, психологический, субстациональный, сравнительный и конкретно-исторический.

Защита научно – исследовательских работ проходит в виде тематической конференции. Тематическая конференция, проводится по теме «Культурные преобразования на Обь – Иртышском Севере – становление и развитие системы образования». Она соответствует учебной программе региональной истории.

Один из возможных вариантов подается ниже в разделе «Урок - конференция». Подготовку конференции, независимо от ее типа, можно условно поделить на два этапа. На первом этапе определяются тема конференции, ставится цель и задачи; разрабатывается перечень вопросов, которые раскрывают тему (план); объявляются темы докладов – исследований для секционных групп, распределяются обязанности между учениками; готовятся выставочные материалы, литература, наглядность. Второй этап подготовки к конференции характеризуется более интенсивной деятельностью учителя и учеников; уточняется план конференции, определяются ее участники, составляется список рекомендованной литературы, объявляются докладчики и выступающие, готовится информационный стенд или слайдовая презентация. На втором этапе центральным звеном в подготовке конференции есть ее содержательная сторона. В этом плане первым помощником является учитель, который предоставляет помощь ученикам, другим участникам конференции; просматривает содержание докладов, анализирует их; сравнивает, сопоставляет, прогнозирует возможные столкновенья разных точек зрения, взглядов, убеждений. Если определяются оппоненты докладчиков, то они тоже должны заранее ознакомиться с содержанием докладов. При этом преследуется цель выявления наличия новой информации, интересных статистических данных, фактов, примеров из литературы и практической деятельности, которые имеют обобщающий характер и оказывают содействие повышению интереса учеников к определенному курсу учебного предмета, в т.ч. темы конференции.

Технология проведения урока-конференции такая: объявление темы, докладов, содокладов, выступлений; утверждение регламента работы; поддержка рабочей атмосферы; концентрация внимания учеников на теме конференции, активизация учебно-познавательной деятельности участников конференции; соблюдение четкой процедуры ее проведения; обеспечение положительной установки на восприятие содержания сообщений, соответствующего морального и психологического микроклимата, атмосферы уважения и доверия.

Итоги конференции целесообразно подбивать коллективно, привлекая участников к оценке ее результативности, используя мысли и идеи оппонентов. Для оценки эффективности конференции созданы оценочные листы. В процессе посещения и анализа урока-конференции целесообразно учитывать такие параметры:

  • рациональность выбора темы конференции, постановки целей и задач;

  • подготовка конференции (содержание докладов, содокладов, выступлений, рекомендаций, внесенных докладчиками как результат самостоятельной творческой работы;

  • ознакомление учеников с предложенной литературой, подготовка наглядности и других иллюстративно-демонстрационных материалов);

  • соблюдение процедуры проведения урока-конференции (сообщение темы, регламента работы; психологическое расположение духа на восприятие и обсуждение информации участниками конференции);

  • порядок и дисциплина учеников во время проведения конференции, заинтересованность в содержании докладов и сообщений;

  • содержание конференции (глубина, полнота раскрытия темы; содержание отдельных докладов, чтение наизусть отрывков, цитат из литературных источников; использование наглядности; ораторские способности докладчиков, литературный стиль, грамотность и чистота языка);

  • эффективность конференции (формирование мировоззрения учеников; углубление и расширение диапазона знаний в данной области науки; формирование навыков самостоятельной работы с литературой и ее анализа; умений писать доклады, публично выступать перед своими ровесниками и старшими; воспитание чувства ответственности; удовлетворение учеников от проведенной конференции).



КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Культурные преобразования на Обь – Иртышском Севере – становление и развитие системы образования в XX веке.»

Цели:

  • уяснить сущность культурных преобразований на Обь – Иртышском Севере, проследить становление и развитие системы образования на протяжении XX века; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;

  • развитие логического мышления, креативных способностей учеников;

  • развитие умений и навыков применения современных компьютерных технологий, коммуникативной компетенции.

Задачи:

  1. Образовательная – формирование основных умений и навыков работы с научными методами, элементов познавательной деятельности (постановка проблемы, выбор способов ее решения, оценка полученных результатов и т.д.).

  2. Развивающая – развитие мыслительных операций проектирования и исследования, планирования, анализа, синтеза, структурирования; расширение кругозора; увеличение мотивации самообразования.

  3. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры публичных выступлений.

Тип: изучение нового материала в форме тематической конференции.

Характер деятельности учащихся: защита научных исследований по секциям:

  1. Учительница первая моя

  2. Учителя в моей семье

  3. Учителя моей школы.

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, проектор, демонстрационный экран, выставка материалов I конференции юных краеведов, музыкальное сопровождение открытия и закрытия конфернции «Учительский вальс».

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута).

  2. Вступительное слово учителя – открытие конференции (4 минуты).

  3. Демонстрация исследовательских работ учениками (30 минут).

  4. Обобщение и резюмирование результатов (5 минут).

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 минута).

Подготовка учащихся к работе на конференции. Приветствие, проверка присутствующих.

  1. Вступительное слово учителя (4 мин.)

Сегодня мы открываем II конференцию юных краеведов под общим названием «Культурные преобразования на Обь – Иртышском Севере. Становление и развитие региональной системы образования в XX веке». Цель данной конференции: уяснить сущность культурных преобразований на Обь – Иртышском Севере, проследить становление и развитие системы образования на протяжении XX века.

Предлагаю программу работы конференции:

Пленарные доклады по теме конференции

  • «Система образовательных учреждений в начале XX века» - Максимова Елена Владимировна

  • «Развитие системы образования в конце XX века, на примере Октябрьского района»

Работа секций:

Учительница первая моя –

Учителя в моей семье –

Учителя моей школы –

Подведение итогов работы конференции – Максимова Елена Владимировна.

Предлагаю следующий регламент работы по времени: для основного доклада – 4 мин; для секционных докладов 18 мин, подведение итогов работы 4 мин.

Регламент работы по порядку выступлений:

Каждому из вас выданы бланки для оценки выступления докладчиков. Критерии для оценки следующие:

  • Представление (актуальность темы, цель и методы исследования);

  • Содержание (полнота раскрытия темы, логичность построения презентации).

  • Исполнение (соблюдение правил публичной презентации).

Максимальный балл по каждому критерию – 5. После выставления баллов они суммируются, и определяется итоговая оценка:

  • Количество баллов 13-15 – оценка «5»

  • Количество баллов 10-12 – оценка «4»

  • Количество баллов 7-9 – оценка «3»

Все баллы вы должны занести в оценочный бланк.

Порядок выступления

Очередность выступления в секции определяется руководителем группы, о чём он извещает перед началом работы секции. Выступающие защищают свой доклад не более 3х минут. После выступления докладчика, все присутствующие в течение 1 минуты могут задавать вопросы.

Выступив и ответив на все вопросы, докладчик на месте проводит самооценку.

  1. Основной доклад – учитель Максимова Е.В.

Система образовательных учреждений в начале XX века.

(по ходу выступления учащиеся делают записи в рабочих тетрадях)

Состояние учреждений образования и культуры на Обском Севере после окончания Гражданской войны было тяжёлым. Инспектор инородческих школ Севера Тюменской губернии Фёдор Фёдорович Ларионов отмечал: «Все школы испытывают острую нужду в письменных принадлежностях и учебниках, что создаёт такие условия работы, при которых трудно говорить о правильной постановке дела». Несмотря на очень ограниченные материальные ресурсы власти, изыскивали средства для становления советской системы образования, а затем и её развития. За три года 1921 – 1924 на территории Тобольского округа было открыто 60 общеобразовательных школ, в т.ч 56 начальных. В 1924 году в хантыйских юртах Мулигорт Берёзовского района открылась первая национальная школа. В материалах I конференции представлена личность учителя, начинавшего свой педагогический путь с этой школы. Уровень грамотности коренных северян был особенно низким, по Приполярной переписи 1927 года, грамотность среди:

  • Хантов – 5, 2 %

  • Манси – 5,6 %

  • Ненцы – 0,9 %.

В 1926 году появилась первая книга для чтения на русском языке Афанасьева и началась работа по сосавлению первого словаря манси. В целом в 30-ые годы проблема охвата учёбой детей ханты и манси, ненцев была в основном решена.. Уже с середины 20 – х годов представители народов ханты и манси учились в ВУЗах Ленинграда, Тюмени, Урала, Воронежа, Томска и др. крупных городах. В развитии системы образования почётное место отводилось пионерскому движению. Пионеры были первыми помощниками колхозников, они занимались и промысловой деятельностью. Дошкольное воспитание представлено 52 детскими учреждениями, которые посещали 940 воспитанников.

Для продолжения пленарного доклада слово передаю содокладчикам

«Развитие системы образования в конце XX века, на примере Октябрьского района».

Спасибо, дорогие содокладчики. Важно отметить, что не одна образовательная система не будет функционировать, если в ней не будет изучен и исследован педагогический труд. Идёт становление Новой школы и нового Учителя с большим творческим потенциалом. Думаю, что пришло время и нам заслушать выступления ваших научных исследований.

  1. Представление секционных докладов (18 минут).

Объявление руководителем секционных групп о количестве докладов.

В работе секции Учительница первая моя представлен один доклад В работе секции Учителя в моей семье представлено три доклада

В работе секции Учителя моей школы представлено два доклада

Каждый участник выступает со своим исследованием.

  1. Обобщение и резюмирование результатов (10 минут).

Проект решения конференции:

    1. Всем участникам секций конференции «Культурные преобразования на Обь – Иртышском Севере. Становление и развитие региональной системы образования в XX веке» подготовить доклады для публикации в газете «Октябрьские вести», ответственная руководитель секции Учителя моей школы

    2. Признать конференцию состоявшейся, итоги работы обобщить в сборнике Материалы II конференции юных краеведов, под названием «Славный учительский труд»

После выступления последнего участника все оценочные бланки передаются учителю.

После завершения подсчетов, результаты проецируются на экран через мультимедиа проектор. Учитель комментирует полученные результаты, выставляет оценки, отмечает лучших докладчиков, а также дает рекомендации тем, у кого что-либо не получилось.

Учитель благодарит учеников за работу.






10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!