СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Куменский район - маленькая частичка России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  разработка  способствует воспитанию любви к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«"Куменский район - маленькая частичка России"»



Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

пгт Кумены Куменский район»



Областной фестиваль – конкурс творческого мастерства

«Вятское узоречье»

Номинация: лучшая методическая разработка.







Автор разработки:

Чернышева Любовь Васильевна,

учитель истории,

первая квалификационная категория




пгт. Кумены

2021



ФИО

Чернышева Любовь Васильевна, учитель истории

Наименование образовательной

организации

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

пгт Кумены»

Контактный телефон педагога

8-961-567-39-94

e-mail

[email protected]






Тема

«Куменский район - маленькая частичка России».

Форма проведения

Классный час

Класс

5

Цели

- Сформировать понятия « Родина», «малая родина»; способствовать обогащению и систематизации знаний о Кумёнском районе; показать значение малой родины в жизни каждого человека.


Задачи:


1. Образовательная: расширение знаний обучающихся об истории, природе Куменского района.

2. Коррекционно – развивающая: создать условия для развития у обучающихся речи, мышления, кругозора, личностных качеств.

3. Воспитательная: формирование патриотических чувств, гражданской ответственности, любви к родному краю.



Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная.

Методы






Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый

(обучающиеся  подготовили стихотворения , выполнили рисунки о родном крае).


Дидактические принципы, реализуемые на классном часе

Научность.

Доступность.

Учет возрастных особенностей, интеллектуальных возможностей обучающихся.

Средства


Административная карта России, административная карта Кировской области, разрезные пословицы, карточки с названием животных, «конверты – домики», шаблоны ромашек, шаблон территории Куменского района, ролик «Всё твоё люблю я: реки и пруды. И леса густые, и в цветах луга…», презентация, рисунки обучающихся, фонограмма песни о России.


Оборудование

Мультимедийный проектор, экран,

Межпредметные связи

С предметами: история, музыка, литература, регионоведение.

Используемые информационные и образовательные технологии:

ИКТ, исследовательская деятельность, здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутка).

Предварительная подготовка


- заучивание стихов;

-подбор песни о России, видеоролика;

- изготовление шаблонов ромашки;

-оформление кабинета.

- поиск информации о гербе Куменского района.


Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные



- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- формировать доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитание чувства любви и гордости за свою страну, малую родину.


Регулятивные УУД: формировать:

- после предварительного обсуждения умение формулировать тему и цель занятия с помощью учителя.

Познавательные УУД: формировать:

  • -умение выполнять задание по словесной инструкции;

  • - умение получать необходимую информацию из текста, со слайдов, с карты;

  • Коммуникативные УУД:

  • - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

  • - умение работать в паре, слушать собеседника, учитывать его позиции.

-  уметь объяснять значение терминов «Родина», «Малая родина»;

- работать с готовыми моделями: административной картой России, административной картой Кировской области;

- находить на карте Россию.

-формировать у обучающихся представление о малой родине – маленькой частичке России.



Оформление класса: плакат с надписью «Наш славный Вятский край! Ты так мне дорог», выставка рисунков на тему: «Как не любить мне эту землю!..».

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


I.Вводная часть.

Цель: активизация внимания обучающихся;

-объявление темы;

- целеполагание.










Коррекция мышления










Коррекция мышления.






II.Основная часть.

Цель: реализация основной цели и задач классного часа.






Расширение словарного запаса.


Коррекция внимания, пространственной ориентировки, восприятия.

























Обогащение словарного запаса, памяти.











Развитие и коррекция речи.







Развитие и коррекция памяти.
















Развитие и коррекция мышления, восприятия.




Развитие и коррекция речи, памяти, внимания






























Развитие и коррекция пространственных представлений.













Цель: предупреждение утомляемости;

коррекция внимания.
















Развитие и коррекция мышления, внимания.
















Развитие и коррекция восприятия, мышления.




















Развитие и коррекция речи, эмоционально – волевой сферы, мышления, речи, памяти.



































Развитие и коррекция мышления.





















































Развитие и коррекция восприятия.




III.Заключительная часть.

Цель: подведение итогов.


Развитие и коррекция памяти, мышления, внимания.























Развитие и коррекция памяти, внимания, речи, эмоционально – волевой сферы.






Коррекция зрительного восприятия, мышления
















Я рада приветствовать вас на классном часе, посвящённый очень важной теме – нашей малой родине. Необходимо быть внимательным, так как в конце занятия будет проведена викторина, в ходе которой выявим лучшего знатока нашего края.

Слайд 1. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем!

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем»

- О чем говорится в стихотворении?

-Что мы называем Родиной?

- Родина! Это самое дорогое, самое родное и сердечное, что есть у человека.

Слайд 2.

Прочитайте тему классного часа.

«Кумёнский район – маленькая частичка России».

Слайд 3.

- Разгадайте ребус:

Р 1 а (Родина)

- О чем пойдет речь на занятии?

Сегодня на занятии мы поговорим о Родине, о нашем родном крае.


Родина! Родной край! Как много вместили эти слова! Это и люди, и их славный труд. Это заводы и фабрики; это красивые города. И конечно природа, которая может все: накормить хлебом, напоить студеной водой, согреть своим теплом, удивить своей красотой.

Слайд 4

-Словарная работа

Родина» обозначает страну, в которой человек родился.

- Работа с административной картой России.

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Покажите её на карте.

Наша страна Россия – самое большое государство мира. Она занимает огромную территорию от Балтийского моря до Тихого океана ( показ на карте). Россия имеет морские и сухопутные границы. Граничит Россия с 16 странами.


Слайд 5-6.

Россия – это необъятные просторы рек, озёр, лесов и полей. Россия – это наша большая Родина.

Большая она у нас или маленькая зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: “Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину”.


И среди всего этого многообразия есть земля, есть частичка, есть самое милое сердцу и душе место – это ваша малая родина.

Словарная работа.

- Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

Слайд 7.

Моя- потому, что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа.

Малаяпотому, что это маленькая частичка моей необъятной страны.

Родинапотому, что здесь живут родные моему сердцу люди, которые меня всегда ждут, любят и понимают.

- Что каждый из вас считает своей малой родиной?

Вывод: малая родина – это тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом, то есть родное место и у каждого из вас оно своё.

Слайд 8.

- Чтение стихотворения о малой родине на фоне фонограммы песни о Родине.

Я родился в деревне на Кумёнской земле,

Где берёзы шумят с тополями,

Где под окнами плещет река в синеве

И кричат журавли над полями.

Я люблю эту землю, как Родину – мать

И горжусь этим краем суровым,

И хочу навсегда ту любовь передать

В мир иной, поколениям новым.

- О какой земле говорится в стихотворении?

Слайд 9.

- Рассказ учителя

Исторические сведения.

Кумёнский район образован 23 января 1935 года.

- Сосчитайте, сколько лет прошло со дня образования района?


-Рассказ о гербе Куменского района (рассказывает обучающийся).

Герб Кумёнского района представляет собой зелёный  щит с вогнутой лазоревой оконечностью, на котором изображён источник минеральных вод, вытекающий из чаши, обвитой змеёй (является известной медицинской эмблемой), на основе которого в районе развивается санаторно-курортное лечение.

Источник и медицинскую эмблему обрамляют колосья, символизирующие крестьянское трудолюбие. С давних пор основным занятием крестьян было земледелие, и сегодня Кумёнский район является одним из крупных сельскохозяйственных районов Кировской области.

Вогнутая лазоревая оконечность указывает на то, что в недрах района находятся огромные запасы пресной воды.

В верхнем правом углу щита в четырёхугольном пространстве воспроизведен герб области, указывающий на то, что Кумёнский район входит в состав Кировской области.

Слайд 10.

- Работа с картой Кировской области. ( Показ на карте местоположения Куменского района).

Кумёнский район входит в Центральную зону Кировской области и находится на юго – востоке от города Кирова.

Кумёнский район граничит:

на севере - с Кирово – Чепецким районом, на западе – с Орическим и Верхошижемским районами, на юге – с Сунскими районом, на востоке – с Богородским и Зуевским районами.


Физкультминутка

По родному краю Дружно мы шагаем (марш на месте).

Справа от нас – зеленый луг (поворот).

Слева находится лес (поворот).

В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок (прыжки).

Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (махи руками) Солнце над березами светит нам (повороты головы).

Мы рады ягодам, грибам (наклоны).


- О Родине сложено немало пословиц и сейчас мы вспомним некоторые из них.

Задание « Составь пословицу» (расположить слова в нужной последовательности)

Слайд 11. (Самопроверка).


  • Всякому мила своя сторона.

  • Та земля мила, где мать родила.

  • Где родной край, там и рай.

  • Где родился, там и пригодился.

  • Живешь на стороне, а свое село на уме.

- Прочитайте пословицы.

- О чем эти пословицы?

-Что объединяет все пословицы?

- Работа с административной картой России.

Показ на карте местоположение Куменского района (прикрепление к карте шаблона с изображением территории Куменского района).

- Сравните территорию России с размерами нашего района.

Таким образом, наша малая родина – Кумёнский район – это маленькая частичка России.

- Какой населённый пункт является центром Кумёнского района?


Рассказ учителя.

Около 1675 года близ речки Кумёнки на вновь освоенных землях поселились четыре крестьянских семьи Вятского уезда. Поселение получило название Кумёны.

- Как возникло названия поселка?

- Сосчитайте, сколько лет поселку?

Вывод: поселок получил свое название по названию реки Куменки.


Чтение стихотворения

1ученик:

Мы будем взрослыми когда – то.

Разъедемся мы кто куда,

А вот Кумёны дорогие.

Мы не забудем никогда.

2 ученик:

В краю родном всегда всё лучше

И реки, небо и леса,

И солнце светит как – то ярче,

Когда глядишь на небеса.

3 ученик:

В посёлке есть дома большие

Есть школы, почта и больница,

А там за речкой, за мостом.

С трубы высокой дым клубится.

Здесь люди разные бывают,

Порой и добрые, и злые,

Но ты нигде не встретишь лучше

У всех тут души золотые.

- О чём говорится в стихотворении?


У нас в районе живут трудолюбивые люди. Их называют сельскими жителями. Они выращивают рожь, пшеницу, овощи, фрукты и другие культурные растения, а также разводят коров, овец, лошадей, свиней.

Благодаря труду людей наш район становится богаче и краше.


Растительный мир района

Кумёнский район относится к подзоне южной тайги лесной зоны. Когда входишь в лес, особенно понимаешь, в каком чудесном месте мы живём. Есть где отдохнуть от работы и забот не только жителям деревень, но и горожанам.

Слайды 12 -15. Отгадайте загадки:

  • Шапочка да ножка –

Вот и весь Ермошка (Гриб)

- Какими грибами славятся наши места?


  • Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий (Земляника)

  • Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (Малина)

  • Я на розу так похож.

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды (Шиповник).

  • Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы

(Рябина).

  • В шубе летом, а зимой раздетый

(Лес)

Вывод :Кумёнские леса богаты ягодами, грибами, лекарственными травами.

Слайд 16.

Животный мир

Богат и разнообразен животный мир района.

Игра «Кто где живёт?» (карточки с названием животных расположить в нужные домики)

Слайд 17. (Проверка)

ЛЕСА ВОДОЁМЫ ЛУГА

Кабан бобр крот

Лиса окунь кузнечик

Белка гуси шмель

Волк утки пчела

Слайд 18.

Основными природным богатством района являются минеральные источники, расположенные в долине левого берега реки Ивкины.


Просмотр видеоролика «Всё твоё люблю я: реки и пруды. И леса густые, и в цветах луга…»

Слайд 19.

Викторина (выявление лучшего знатока).

        • Маленькая частичка нашей необъятной страны.

        • Дата образования Кумёнского района.

        • Река, на берегу которой раскинулось поселение Кумёны.

        • Целебные источники, которыми славится район.

        • Богатства Кумёнских лесов.

Подведение итогов викторины (награждение сладким призом знатока родного края)

- Какой вы хотите видеть свою малую родину?

- Что нужно делать каждому, чтобы наш район процветал?


Вывод: каждому человеку нужно любить, беречь свою малую родину и трудиться, тогда она будет красивой и процветающей.

У каждого из вас своя дорога в жизни, но пусть в сердце каждого из вас живёт любовь к родному краю, к своей малой родине.

- Чтение стихотворения

Учитель

Для России деревня – частица,

Ученик

А для нас - родительский дом.

Вместе

И мы рады, что можем гордиться

Малой родиной, где мы живём.


Свою любовь и знания о Кумёнском районе вы выразили в замечательных рисунках, из которых мы оформили выставку: «Как не любить мне эту землю?»

-Чья работа вам больше всего понравилась?


У вас на парте лежат шаблоны ромашек. Ромашка — самый жизнерадостный и жизнеутверждающий полевой цветок, который символизирует  чистую и искреннюю любовь, а также русскую природу и теплое лето. Ромашка

– это символ России. Надо беречь родную природу, её красоту. В деле охраны природы можете участвовать и вы.

На лепестках напишите, какую помощь вы можете оказать в охране природы и процветании своей малой родины.

Приглашаю всех к доске, прикрепите ромашки с пожеланиями.

Вот такое удивительное ромашковое поле у нас получилось.

И пусть наши ромашки будут всегда украшать нашу жизнь, и чтобы «Мама», «Семья», «Дом», «Родина», «Россия» всегда были с нами.

Настраиваются на плодотворную работу.









Читают стихотворение, отвечают на вопросы.






Высказывают свои предположения.




Читают тему занятия.





Разгадывают ребус.

Высказывают свои предположения.

















Отвечают на вопрос.


Один обучающийся показывает на карте.









Слушают рассказ учителя.



























Рассуждают и отвечают на вопрос.







Обучающийся читает стихотворение.












Отвечают на вопрос.







Выполняют математические действия.

Слушают рассказ.

Рассматривают герб района.































Показывают на карте границы Куменского района.











Выполняют движения.

















Работают в парах.






Осуществляют проверку.






Читают пословицы.

Отвечают на вопросы.







Сравнивают размеры и

формулируют вывод.








Слушают рассказ и отвечают на вопросы.









Читают стихотворение.




















Отвечают на вопросы.




















Рассматривают иллюстрации, называют ответы.































Распределяют карточки со словами по группам.





Осуществляют проверку.







Рассматривают иллюстрации.





Просмотр ролика.




Отвечают на вопросы.
































Читают стихотворение.









Рассматривают рисунки.




Отвечают на вопрос.














Выполняют задание.




Выходя и прикрепляют ромашки к доске.













Литература:

  1. Н.Ю. Киселева «Наш Вятский край», Киров, 2011.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!