Курс лекций по дисциплине МДК.01.01
«Технологические процессы изготовления деталей машин»
Лекция 29. «Кинематические схемы станков (по типам станков)»
Условные обозначения элементов на кинематических схемах станков
В машиностроение при вычерчивании различных кинематических схем используют условные обозначения их элементов, утвержденные ГОСТ 2.770-68, ГОСТ 2.782-68 и ГОСТ 2.782-68 (таблица 1).
Таблица 1 — Условные обозначения элементов кинематических схем
Наименование | Тип | Условные обозначения |
Подшипники скольжения и качения на валу без уточнения типа | – радиальные |  |
– упорные |  |
Подшипники скольжения | – радиальный |  |
– радиально-упорный односторонний |  |
– радиально-упорный двусторонний |  |
– упорный односторонний |  |
– упорный двусторонний |  |
Подшипники качения | – радиальный |  |
– радиально-упорный односторонний |  |
– радиально-упорный двусторонний |  |
– упорный односторонний |  |
– упорный двусторонний |  |
Муфта | (общее обозначение без уточнения типа) |  |
Муфты нерасцепляемые (неуправляемые) | – глухая |  |
– упругая |  |
– компенсирующая |  |
Муфты сцепляемые (управляемые) | – общее назначение |  |
– односторонняя |  |
– двусторонняя |  |
Муфты сцепляемые механические | – синхронная (например, зубчатая) |  |
– асинхронная (например, фрикционная) |  |
Муфта сцепляемая электрическая | |  |
Муфта сцепляемая гидравлическая или пневматическая | |  |
Муфты автоматические (самодействующие) | |  |
– обгонная (свободного действия) |  |
– центробежная фрикционная |  |
– предохранительная с разрушающим элементом |  |
– предохранительная с неразрушающим элементом |  |
Тормоз | (общее обозначение без уточнения типа) |  |
Храповые зубчатые механизмы | – с наружным зацеплением (односторонний) |  |
– с внутренним зацеплением (односторонний) |  |
Шкив ступенчатый, закрепленный на валу | |  |
Соединения детали с валом | – свободное вращение |  |
– подвижное без вращения |  |
– с помощью вытяжной шпонки |  |
– глухое |  |
Передачи фрикционные | – с цилиндрическими роликами |  |
– с коническими роликами |  |
– с коническими роликами регулируемыми |  |
Передачи ременные | – без уточнения типа ремня | |
– плоским ремнем | |
– клиновидным ремнем | |
– круглым ремнем | |
– зубчатым ремнем | |
Передача цепью | (общее обозначение без уточнения типа цепи) | |
Передачи зубчатые цилиндрические с внешним зацеплением | – общее обозначение без уточнения типа зубьев |  |
– прямыми, косыми и шевронными зубьями |  |
Передачи зубчатые цилиндрические с внутренним зацеплением | – общее обозначение без уточнения типа зубьев |  |
Передачи зубчатые с пересекающимися валами | (конические без уточнения типа зубьев) | |
Передачи зубчатые со скрещивающимися валами | (червячные с цилиндрическим червяком) | |
Передачи зубчатые реечные | (общее обозначение без уточнения типа зубьев) |  |
Передачи зубчатые сектором | (общее обозначение без уточнения типа зубьев) |  |
Винт, передающий движение | |  |
Винт – гайка качения | |  |
Винт – гайка скольжения | – гайка неразъемная |  |
– гайка разъемная |  |
Электродвигатель | |  |
Насос | (без уточнения типа) |  |
ГОСТ 2.703-2011 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Правила выполнения кинематических схем.
Кинематическая схема позволяет определить последовательность передачи крутящего момента от источника вращения (двигателя) к рабочему органу станка, автомобиля или другого оборудования.
С составления кинематической схемы начинается проектирование любого оборудования, и именно она позволяет максимально быстро отремонтировать оборудование, вышедшее из строя.
Чтение кинематических схем рекомендуется начинать с изучения технического паспорта, по которому знакомятся с устройством механизма. Затем переходят к чтению схемы, отыскивая основные детали, пользуясь при этом их условными обозначениями, часть из которых приведена в табл. 1. Чтение кинематической схемы следует начинать от двигателя, дающего движение всем основным деталям механизма, и идти последовательно походу передачи движения.
Разберем кинематическую схему механизма коробки скоростей токарного станка (см. рис. 3, б) Известно, что коробка скоростей предназначена для передачи шпинделю станка нескольких различных скоростей вращения.
Рассматривая схему и сопоставляя ее при необходимости с аксонометрическим изображением (рис 3, а), можно видеть, что механизм коробки скоростей состоит из трех валов, пронумерованных римскими цифрами /, II и III, блока зубчатых колес 4, 6 и 7, который может перемещаться вдоль вала / по направляющей шпонке, зубчатых колес 3, 8, 9, 10, глухо насаженных на вал //, зубчатых колес 11, 14, свободно вращающихся на валу III, являющемся шпинделем станка, двусторонней кулачковой муфты 12, расположенной между зубчатыми колесами 11 и 14, рукоятки 5 и рычага 13.
Определим, как передается движение и сколько различных скоростей можно сообщить шпинделю. Движение коробке скоростей сообщает электродвигатель 1 через ременную пере дачу и фрикционную муфту включения 2. Следовательно, вал / получает одну скорость вращения, так как шкив не ступенчатый. Вместе с валом / вращается блок зубчатых колес 4, 6 и 7, который, передвигаясь при помощи рукоятки 5 по направляющей шпонке, может вводить в зацепление три разные пары зубчатых колес 3—4, 6—8, 7—9 Таким образом, промежуточному валу // можно сообщить три разные скорости вращения.
При этом наибольшая частота вращения получается при зацеплении колес 6 и 8, а наименьшая — при зацеплении колес 7 и 9 Зубчатые колеса 3 к 10 находятся в постоянном зацеплении с колесами 14 и 11, свободно насаженными на вал /// Если кулачковая муфта 12 находится в нейтральном положении, шпиндель станка не вращается Если же передвижением налево или направо вдоль направляющей шпонки включить муфту, шпиндель станка получит вращение, равное скорости вращения зубчатого колеса 14 или зубчатого колеса 11
Следовательно, при неизменной скорости вращения вала П шпинделю могут быть сообщены две скорости вращения, а так как вал П имеет три разные скорости, то шпиндель может вращаться с шестью различными частотами вращений.
| Вопросы для самопроверки |
| |
1 | ГОСТ 2.770-68, ГОСТ 2.782-68 и ГОСТ 2.782-68 |
2 | ГОСТ 2.703-2011 |
3 | Что позволяет определить кинематическая схема ? |
4 | Чтение кинематических схем рекомендуется начинать с ………… |
5 | Передачи ременные |
6 | Соединения детали с валом |
7 | Передачи фрикционные |
8 | Храповые зубчатые механизмы |
9 | Муфты автоматические |
10 | Подшипники качения |
11 | Муфты сцепляемые механические |
12 | Муфты сцепляемые (управляемые Муфты нерасцепляемые (неуправляемые) |
13 | Подшипники скольжения и качения на валу без уточнения типа |
14 | Подшипники скольжения |