Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Дмитриевка
муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан
Рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 29 августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _______ Мустаева Т.З. | УТВЕРЖДАЮ Руководитель ________ Голосеева Е.О. Приказ № 178 от 31 августа 2020 г. |
Рабочая программа
для 6 Б класса по курсу
« Теория и практика написания сочинений разных жанров»
2020 - 2021 учебный год.
Срок реализации программы 1 год.
Составитель:
Торхова Эльвина Дамировна,
учитель русского языка и литературы
2020 г.
Пояснительная записка
Место предмета в учебном плане
В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 6 классов предложен курс «Теория и практика написания сочинений разных жанров». Курс рассчитан на 29 часов: 1 ч в неделю, 29 учебных недель.
Обоснование необходимости данного курса.
Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров». для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Необходимо пробуждать у ребёнка интерес к изучению русского языка и литературы, вырабатывать любовь к слову. Развитие устной и письменной правильной и красивой речи школьников является одним из главных направлений работы в среднем звене. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности.
Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Это последовательная, постоянная учебная работа.
Обучение сочинению - очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить, делать это надо систематически. Разнообразные творческие работы способствуют развитию воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития школьников разработан курс занятий «Теория и практика написания сочинений разных жанров». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей школьников. Курс составлен с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи школьников.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-го класса.
Направленность курса практическая, развивающая.
Программа курса рассчитана на 1 год (всего 29 часов) 1 час в неделю.
Форма учебной работы: факультативная.
Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, письма и чтения); формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Принципы курса:
Ø занимательность;
Ø научность;
Ø сознательность и активность;
Ø наглядность;
Ø доступность;
Ø связь теории с практикой;
Ø индивидуальный подход к учащимся;
Ø принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
Формы проведения занятий:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
комплексный анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными текстами;
сочинения;
редактирование текста;
работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;
составление синквейнов, кластеров к тексту;
Основные методы и технологии:
Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)
Методы деятельностного подхода («учение через деятельность»)
Методы развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова
Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология проектной и исследовательской деятельности
Технология обучения в сотрудничестве;
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы контроля полученных результатов:
1.Самостоятельные работы.
2. Сочинения.
3.Презентации творческих работ.
Ожидаемые результаты:
в результате изучения курса учащиеся
овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
научатся более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Содержание занятие | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Текст и его признаки | Формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся. Составление синквейна. Составление текста. | 1 | | |
2 | Текст. Работа с текстом. | Основные признаки текста. Практические навыки работы с текстом. Составление класстера «Яркие признаки текста». Работа с деформированным текстом. | 1 | | |
3 | Текст-описание. Структура описания | Представление о типе речи описании, признаках текста-описания. Изобразительно-выразительные средства. | 1 | | |
4 | Текст-описание (свободная тема). | Самостоятельная работа учащихся. Составление текста-описания. | 1 | | |
5 | Текст-повествование. Структура текста-повествования. | Понятие рассказ, актуализация знаний о построении текста-повествования, теме и идее текста в практической деятельности | 1 | | |
6 | Составление текста-повествования. | Работа в группе. Составление опорного конспекта по теме. Создание синквейна. Создание творческих работ. | 1 | | |
7 | Текст-повествование (свободная тема). | Самостоятельная работа учащихся. Составление текста-повествования. | 1 | | |
8 | Текст-рассуждение | Понятие о тексте-рассуждении. Составляющие текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Составление синквейна. Работа с текстом | 1 | | |
9 | Письмо как речевой жанр. | Составление памятки «Как написать письмо». | 1 | | |
10 | Напиши письмо Другу. | Создание творческих работ. | 1 | | |
11 | Стили речи. | Формирование понятия о разнообразии стилей речи. Распознавание текстов. | 1 | | |
12 | Научный стиль | Формирование понятия о ведущих стилевых чертах (точности, официальности) и языковых средствах (книжные слова, неэмоциональная лексика) стиля. Создание текстов. | 1 | | |
13 | Художественный стиль. | Актуализация знаний об особенностях художественного стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт (эмоциональности, выразительности), языковых средств (сравнений, метафор). Составление текстов. Составление метафорической загадки. | 1 | | |
14 | Публицистический стиль. | Актуализация знаний об особенностях публицистического стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт. Создание текста. | 1 | | |
15 | Официально-деловой стиль. | Актуализация знаний об особенностях официально-делового стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт. Создание текста. | 1 | | |
16 | Разговорный стиль | Формирование понятия о зависимости высказывания от речевой ситуации. Проведение анализа текстов, выделение в них языковых средств, способных передать непринуждённость и эмоциональность речи. Составление текстов. | 1 | | |
17 | Сочинение по сюжетному рисунку с включением диалога. | Применение стилевых черт (непринуждённости, эмоциональности) и языковых средств при создании сочинений. | 1 | | |
18 | Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам | Создание творческих работ. Составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков. | 1 | | |
19 | Анализ сочинений | Создание алгоритма анализа сочинения | 1 | | |
20 | Старая сказка на новый лад. «Курочка Ряба» в разных стилях. | Создание творческих работ. | 1 | | |
21 | Эмоциональная грамотность | Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций. | 1 | | |
22 | Богатство русского языка (синонимы, антонимы) | Работа со словарями. Формирование понятия о синонимах, антонимах как средстве выразительности. | 1 | | |
23 | Описание животного | Создание творческих работ | 1 | | |
24 | Описание предмета | Создание творческих работ. | 1 | | |
25 | «В умелых руках слово творит чудеса» | Построение связного высказывания. | 1 | | |
26 | Как готовиться к написанию сочинения | Советы по написанию сочинения по литературе 19 века. | 1 | | |
27 | Написание сочинения по повести «Метель» А.С.Пушкина | Выполнение упражнений по раздаточному материалу | 1 | | |
28 | Упражнения для подготовки к написанию сочинения | Работа по раздаточному материалу | 1 | | |
29 | Написание сочинения -рассуждения | Повторение схему сочинения-рассуждения | 1 | | |