СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по русскому языку для 6 класса « Теория и практика написания сочинений разных жанров»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс по русскому языку для 6 класса « Теория и практика написания сочинений разных жанров»»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Дмитриевка

муниципального района Уфимский район

Республики Башкортостан



Рассмотрена на заседании

МО учителей русского

языка и литературы

Протокол № 1

29 августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР


_______ Мустаева Т.З.


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

________ Голосеева Е.О.

Приказ № 178

от 31 августа 2020 г.






Рабочая программа

для 6 Б класса по курсу


« Теория и практика написания сочинений разных жанров»


2020 - 2021 учебный год.

Срок реализации программы 1 год.














Составитель:

Торхова Эльвина Дамировна,

учитель русского языка и литературы




2020 г.


Пояснительная записка


Место предмета в учебном плане


В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 6 классов  предложен  курс «Теория и практика написания сочинений разных жанров». Курс рассчитан на 29 часов: 1 ч в неделю, 29 учебных недель.


Обоснование необходимости данного курса.

Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В  обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;   использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров».    для обучающихся  6  класса  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие рече­вой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литера­турным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопони­манию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Необходимо пробуждать у ребёнка интерес к изучению русского языка и литературы, вырабатывать любовь к слову. Развитие устной и письменной правильной и красивой речи школьников является одним из главных направлений работы в среднем звене. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности.

Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.  Это последовательная, постоянная учебная работа.

Обучение сочинению - очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить, делать это надо систематически. Разнообразные творческие работы способствуют развитию воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития школьников разработан курс занятий «Теория и практика написания сочинений разных жанров». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей школьников. Курс составлен с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи школьников.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-го класса.

Направленность курса практическая, развивающая.

Программа курса рассчитана на 1 год (всего 29 часов) 1 час в неделю.

Форма учебной работы: факультативная.

  Цель:           Создание условий для формирования языковой компетенции школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности (говорения, слушания,  письма и чтения); формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи:

1.     Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои мысли.

2.     Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.      Обогащать словарный запас учащихся.

5.     Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

                  Принципы курса:

Ø  занимательность;

Ø  научность;

Ø  сознательность и активность;

Ø  наглядность;

Ø  доступность;

Ø  связь теории с практикой;

Ø  индивидуальный подход к учащимся;

Ø  принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;



Формы проведения занятий:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,

  • комплексный анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными текстами;

  • сочинения;

  • редактирование текста;

  • работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;

  • составление синквейнов, кластеров к тексту;


Основные методы и технологии:

  • Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

  • Методы деятельностного подхода («учение через деятельность»)

  • Методы развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова

  • Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  • Технология проектной и исследовательской деятельности

  • Технология обучения в сотрудничестве;


Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы контроля полученных результатов:

1.Самостоятельные работы.

2. Сочинения.

3.Презентации творческих работ.


Ожидаемые результаты:

  • в результате изучения курса учащиеся

  • овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

  • научатся более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.

















































































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Содержание занятие

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Текст и его признаки


Формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся. Составление синквейна. Составление текста.



1



2

Текст. Работа с текстом.


Основные признаки текста. Практические навыки работы с текстом. Составление класстера «Яркие признаки текста». Работа с деформированным текстом.

1



3

Текст-описание. Структура описания

Представление о типе речи описании, признаках текста-описания. Изобразительно-выразительные средства.

1



4

Текст-описание (свободная тема).

Самостоятельная работа учащихся. Составление текста-описания.

1



5

Текст-повествование. Структура текста-повествования.

Понятие рассказ, актуализация знаний о построении текста-повествования, теме и идее текста в практической деятельности

1



6

Составление текста-повествования.

Работа в группе. Составление опорного конспекта по теме. Создание синквейна. Создание творческих работ.

1



7

Текст-повествование (свободная тема).

Самостоятельная работа учащихся. Составление текста-повествования.

1



8

Текст-рассуждение

Понятие о тексте-рассуждении. Составляющие текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Составление синквейна. Работа с текстом

1



9

Письмо как речевой жанр.

Составление памятки «Как написать письмо».

1



10

Напиши письмо Другу.

Создание творческих работ.

1



11

Стили речи.

Формирование понятия о разнообразии стилей речи. Распознавание текстов.

1



12

Научный стиль


Формирование понятия о ведущих стилевых чертах (точности, официальности) и языковых средствах (книжные слова, неэмоциональная лексика) стиля. Создание текстов.

1



13

Художественный стиль.


Актуализация знаний об особенностях художественного стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт (эмоциональности, выразительности), языковых средств (сравнений, метафор). Составление текстов. Составление метафорической загадки.

1



14

Публицистический стиль.


Актуализация знаний об особенностях публицистического стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт. Создание текста.

1



15

Официально-деловой стиль.


Актуализация знаний об особенностях официально-делового стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт. Создание текста.

1



16

Разговорный стиль


Формирование понятия о зависимости высказывания от речевой ситуации. Проведение анализа текстов, выделение в них языковых средств, способных передать непринуждённость и эмоциональность речи. Составление текстов.

1



17

Сочинение по сюжетному рисунку с включением диалога.

Применение стилевых черт (непринуждённости, эмоциональности) и языковых средств при создании сочинений.

1



18

Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам


Создание творческих работ. Составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков.

1



19

Анализ сочинений

Создание алгоритма анализа сочинения

1



20

Старая сказка на новый лад. «Курочка Ряба» в разных стилях.

Создание творческих работ.


1



21

Эмоциональная грамотность

Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций.

1



22

Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)

Работа со словарями. Формирование понятия о синонимах, антонимах как средстве выразительности.

1



23

Описание животного

Создание творческих работ

1



24

Описание предмета

Создание творческих работ.

1



25

«В умелых руках слово творит чудеса»

Построение связного высказывания.

1



26

Как готовиться к написанию сочинения

Советы по написанию сочинения по литературе 19 века.

1



27

Написание сочинения по повести «Метель» А.С.Пушкина

Выполнение упражнений по раздаточному материалу

1



28

Упражнения для подготовки к написанию сочинения

Работа по раздаточному материалу

1



29

Написание сочинения -рассуждения

Повторение схему сочинения-рассуждения

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!