СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по выбору Химия в проектах

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Курс по выбору Химия в проектах»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов и материалов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897).

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  5. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).

  6. Локальные акты МБОУ «Заревская ОШ».

7. Программа курса «Химии» для 8-11 классов / авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: «Дрофа», 2012. –99 с.

8. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013.

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Главные цели основного общего образования состоят:

1) в формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2) в приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) в подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

  • формирование системы химических знаний как компонента естественно - научной картины мира;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  • выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Цели проектно – исследовательской деятельности обучающихся по химии отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

  • формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;

- развитие компетентности общения;

  • овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:

- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;

- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;

- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;

  • развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:

- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;

- владение приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;

  • общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исходя из целей, решаются следующие задачи:

  • обучение целеполаганию, планированию и контролю;

  • овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;

  • обучение методам творческого решения проектных задач;

  • формирование умений представления отчетности в вариативных формах;

  • формирование конструктивного отношения к работе;

  • создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;

  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с ФГОС ООО учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в основной школе происходит их развитие и совершенствование. В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах начального общего образования.

Проектная деятельность особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Оценка проектно-исследовательской деятельности учащихся описана в ООП ООО МБОУ «Заревская ОШ».

Критерии оценки выполнения проектных и учебно-исследовательских работ

Оценка учебно-исследовательских и проектных работ осуществляется по системе единых требований.

Оценка информации в проектах:

1) целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);

2) связность (логическая, формально-языковая);

3) структурная упорядоченность;

4) завершённость (смысловая и жанрово-композиционная);

5) оригинальность (содержательная, образная, стилевая, композиционная).

Оценка проектов, представленных только в виде текста:

1. Общая оценка:

— соответствие теме;

— глубина и полнота раскрытия темы;

— адекватность передачи первоисточников;

— логичность, связность;

— доказательность;

— структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

— оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

— культура письменной речи.

2. Оценка введения:

— наличие обоснования выбора темы, её актуальности;

— наличие сформулированных целей и задач работы;

— наличие краткой характеристики первоисточников.

3. Оценка основной части:

— структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

— наличие заголовков к частям текста и их удачность;

— проблемность и разносторонность в изложении материала;

— выделение в тексте основных понятий, терминов и их толкование;

— наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

4. Оценка заключения:

— наличие выводов по результатам анализа;

— выражение своего мнения по проблеме.

Оценка исследовательской деятельности в проекте:

1) выявление и постановка проблемы исследования;

2) формулирование гипотез и пробных теорий;

3) планирование и разработка исследовательских действий;

4) сбор данных (множественность, актуальность и надёжность фактов, наблюдений, доказательств);

5) анализ и отбор верных теорий, синтез новой информации;

6) сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

7) выводы;

8) постановка новой проблемы как результат проведённого исследования;

9) объективная научная новизна.

Оценка прикладных результатов проекта:

1) актуальность проекта для заявленного потребителя;

2) соответствие результатов поставленной цели;

3) соответствие выполненных задач поставленной цели;

4) оптимальность выбранных действий;

5) продуманность структуры (составных частей и их последовательности) проекта;

6) чёткость распределения функций каждого участника (если авторов несколько);

7) оформление результатов — конечного продукта в соответствии с современными требованиями к данному виду продуктов;

8) наличие внешней (независимой) оценки результатов проекта (отзывов, рецензирования и т. п.);

9) объективная новизна (оригинальность, авторский характер);

10) масштабность (по охваченному материалу, по потенциальным потребителям и т. д.).

Оценка уровня использованных в проекте технологий:

1) использование современных и усовершенствованных технологий при создании проекта;

2) использование древних, восстановленных технологий при создании проекта;

3) использование оригинальных, авторских технологий;

4) трудоёмкость проекта;

5) экономичность проекта;

6) уровень профессионального мастерства.

Оценка художественного исполнения проекта:

1) соответствие форматам и предъявленным требованиям;

2) авторский стиль и (или) оригинальность;

3) композиция и сочетания;

4) узнаваемость и понятность;

5) глубина художественного замысла.

Оценка цифровых технологий в проекте:

1) удобство инсталляции;

2) дизайн и графика;

3) дружественность интерфейса;

4) функциональные возможности;

5) оптимальность использования ресурсов.

Критерии оценки защиты

Оценка доклада (выступления):

1) свободное владение темой проекта;

2) монологичность речи;

3) знание технологий, использованных для создания работы;

4) взаимодействие с содокладчиком (при его наличии);

5) артистизм и способность увлечь слушателей выступлением.

Оценка демонстрационных и иллюстративных материалов:

1) наглядность;

2) использование современных демонстрационных средств;

3) композиционная сочетаемость с докладом;

4) оригинальность.

Порядок начисления баллов

За каждый критерий может быть начислено определённое количество баллов с указанием минимального и максимального итогового значения.

Все баллы, полученные за работу и защиту, суммируются и образуют итоговый результат, на основании которого составляется рейтинг учебно-исследовательских и проектных работ.

Порядок перевода набранных баллов в пятибалльную систему определяется от максимального количества баллов за данный вид проекта, набранного учащимися в текущем учебном году.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом на проектно-исследовательскую деятельность в 8 и 9 классе отводится 0,5 часа занятий в неделю. Соответственно программа рассчитана в 8 классе на 17 часов, в 9 классе 17 часов в год.


Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

2020-2021

9 класс

0,5

34

17


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные УУД:

▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;

▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

▪ основы ценностных суждений и оценок;

▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Метапредметные УУД:

▪ самоопределение в области познавательных интересов;

▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;

▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;

▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;

▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;

▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;

▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;

▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;

▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;

▪ повышение предметной компетенции подростков;

▪ расширение кругозора в различных областях;

▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;

▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;

▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;

▪ владение нормами и техникой общения;

▪ учёт особенностей коммуникации партнёра.

▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

▪ основам реализации проектной деятельности;

▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;

Предметные результаты:

▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;

▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;

▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.


Содержание учебного предмета


Введение (1ч)

Исследование и проект. Виды проектов. Особенности проектно-исследовательской работы по химии. Научные методы исследования.

Раздел №1. Этапы проектно - исследовательской работы (3ч)

Обсуждение готовых проектов. Тема, объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования. Подбор методов исследования. Постановка проблемы и выдвижение гипотез, способы проверки гипотез.

Раздел №2. Поиск информации (3ч)

Работа в школьной библиотеке с каталогами, различными источниками информации. Поиск информации в сети Интернет. Составление анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Анализ анкет и обобщение результатов опроса. Составление диаграмм различных видов. Работа с таблицами.

Раздел №3. Организация исследования (6ч)

Правила работы в группе. Определение темы проекта для групп, объекта и предмета исследований. Выдвижение гипотез, подбор методов исследования. Сбор и обработка информации по выбранной теме исследования. Составление отчетов. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. Составление приложения.

Раздел №4. Оформление работ (2ч)

Требования к оформлению работ. Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала. Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

Раздел №5. Защита работ (2ч)

Подготовка текста защиты работы. Подготовка презентации. Защита работ. Участие в конференциях различного уровня. Подведение итогов работы. Рефлексия.




Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

Введение.

1

1


2.

Раздел №1

Этапы проектно - исследовательской работы

3

1

2

2.1.

Обсуждение готовых проектов.

1

1


2.2.

Тема, предмет, объект исследования.

1


1

2.3.

Цели и задачи, методы исследования. Формулирование гипотез и проблем.

1


1

3.

Раздел №2

Поиск информации

3

1

2

3.1.

Работа в библиотеке с каталогами, различными источниками информации: книги, интернет.


1


1

3.2.

Составления анкет, опросников, интервью.

1

1


3.3.

Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

1


1

4.

Раздел №3

Организация исследования

6


6

4.1

Определение темы проекта, объекта и предмета, проблема и гипотеза исследования.

1


1

4.2

Целеполагание и планирование, выбор методов исследования.

1


1

4.3

Сбор информации по теме.

1


1

4.4.

Проведение эксперимента по выбранной теме. Формулирование выводов.

3


3

5.

Раздел №4

Оформление работ

2


2

5.1.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

1


1

5.2.

Обобщение материала. Требования к оформлению работы.

1


1

6.

Раздел №5

Защита работ

2


2

6.1.

Подготовка к защите проекта.

1


1

6.2.

Защита проектов. Подведение итогов, рефлексия.

1


1


Итого часов

17

3

15



Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Колич.

часов

Содержание занятия

Введение (1 ч)

1.




Введение в проектно-исследовательскую деятельность.


1

Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, реферат, научно – исследовательская работа.

Характеристика научных методов исследования:

эксперимент, наблюдение, анализ, анкетирование, опрос.

Раздел №1. Этапы исследовательской и проектной работы (3 ч)

2.


Обсуждение готовых проектов.

1

Знакомство со структурой учебно-исследовательской работы. Определение содержания. Понятие «план».

3.


Тема, предмет, объект исследования.

1

Перечень требований к выбору темы. Разделение понятий «предмет» и «объект» исследования.

4.


Цели и задачи, методы исследования. Формулирование гипотез и проблем.


1

Учимся ставить цели и задачи исследования, выбирать методы исследования. Понятие «проблема исследования». Виды исследовательских проблем. Формулирование гипотез.

Раздел №2. Поиск информации (3 ч)

5.


Работа в библиотеке с каталогами, различными источниками информации: книги, интернет.

1

Формирование умения работать с каталогами, различными источниками информации. Формирование умения поиска и отбора информации в сети интернет.

6.


Составления анкет, опросников, интервью.

1

Знакомство с правилами составления анкет и опросников для исследования, вопросов для интервью. Поиск объектов для опроса. Проведение анкетирования по заданной теме, обработка результатов.

7.


Составление таблиц, диаграмм по результатам опроса.

1

Проведение анкетирования и опроса для исследования, взятие интервью. Обобщение собранной информации в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Раздел №3. Организация исследования (6 ч)

8.


Определение темы проекта, объекта и предмета, проблема и гипотеза исследования.

1

Выбор собственной темы исследования или проекта. Определение объекта и предмета, проблемы и гипотезы исследования.

9.


Целеполагание и планирование, выбор методов исследования.

1

Формулирование цели и задач для своих работ, выбор методов исследования. Составление плана работы.

10.


Сбор информации по теме.

1

Работа с печатными и интернет ресурсами по сбору информации. Отчет о собранном материале.

11.


Проведение эксперимента по выбранной теме.

1

Проведение экспериментов при помощи учебно-лабораторного оборудования.

12.


Проведение эксперимента по выбранной теме.

1

Проведение экспериментов при помощи учебно-лабораторного оборудования, обработка результатов экспериментов.

13.


Формулирование выводов, оформление приложения.

1

Оформление результатов работы, результатов диагностики.

Раздел №4. Оформление работ (2 ч)

14.


Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

1

Выступления учащихся о проделанной работе.

15.


Обобщение материала. Требования к оформлению работы.

1

Требования к оформлению работы. Требование к оформлению приложений. Проверка правильности оформления работ. Создание презентаций по темам вступлений. Требования к оформлению презентаций.

Раздел №5. Защита работ (2ч)

16.


Подготовка к защите проекта.

1

Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад. Требование к докладу. Культура выступления. Публичное выступление. Движение рук и тела. Игра голосом.


17.


Защита проектов. Подведение итогов, рефлексия.

1

Подведение итогов работы. Рефлексия. Выступление на конференциях различного уровня.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебная и методическая литература.

Литература для учителя:

  1. Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Организация проектной деятельности по химии. 8 – 9 классы. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).

  5. Программа курса «Химии» для 8-11 классов / авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: «Дрофа», 2012.

  6. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013.

  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

  8. Химия: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.В. Ширшина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

  9. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3 / авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.

Литература для учащихся:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке / Художник Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.

  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1992.

  4. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И. Смирнов. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.

  5. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. Изд. 4-е – М.: Химия, 1995.




Демонстрационные и дидактические материалы.

Медиаресурсы.

  • Презентации, подготовленные учителем.

  • Интернет – ресурсы.

Демонстрационные таблицы

  • Таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде и среда растворов», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Правила техники безопасности в кабинете химии», «Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете», «Окраска индикаторов в различных средах», «Генетическая связь неорганических соединений».

  • Таблицы сменного экспонирования: «Комплект портретов для кабинета химии», «Качественные реакции на катионы и анионы», «Химические реакции».

Дидактические материалы

  • Анкеты для учащихся.

  • Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников.

  • Рекомендации по составлению плана исследования.

  • Рекомендации по выбору темы проекта или исследования.

  • Требования к защите проектов.

  • Памятка о работе в группе.

  • Критерии оценивания проектно – исследовательских работ.

Химические реактивы и материалы.

Наиболее часто используемые реактивы и материалы:

  • простые вещества - медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера, свинец, литий, фосфор красный, бром, йод, уголь, графит;

  • оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния, магранца (IV), бария;

  • кислоты - соляная, серная, азотная;

  • основания - гидроксид натрия, кальция, бария, калия, меди(II), алюминия, 25%-ный водный раствор аммиака;

  • соли - хлориды натрия, меди (II), железа (III), бария, кальция, алюминия, аммония; нитраты калия, натрия, кальция, свинца (II); сульфаты меди (II), железа (II), алюминия, аммония, калия, кальция бромид и силикат натрия; карбонаты натрия, меди (II); ацетат свинца (II); мрамор, мел, малахит; перманганат калия;

  • органические соединения - крахмал, глицерин, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмоид, глюкоза, сахароза, формальдегид 40%, нефть, бензин, этиловый спирт, фенол.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.

  • приборы для работы с газами - получение, собирание;

  • аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами - фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами;

  • приборы для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация закона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов;

  • измерительные и нагревательные приборы (сухое горючее), различные приспособления для выполнения опытов;

  • пробирки стеклянные; колбы конические; стаканы стеклянные; палочки стеклянные; воронка стеклянная;

  • пробки резиновые;

  • держатели для пробирок;

  • штатив лабораторный; штатив для пробирок;

  • фильтры разных диаметров;

  • спички; асбестовая сетка; лучины, свечки.

Технические средства обучения

- компьютер

- мультимедиа проектор

- экран


Для обеспечения безопасного труда в кабинете химии имеется:

  • противопожарный инвентарь;

  • аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств;

  • инструкции по правилам безопасности для учащихся в кабинете химии, по технике безопасности при проведении химических опытов;

  • журнал регистрации инструктажа по правилам техники безопасности.


Оборудование кабинета химии:

  • вытяжной шкаф,

  • учебная доска,

  • демонстрационный стол,

  • водоснабжение.


Цифровые (электронные) образовательные ресурсы.

Для учителя:

  • http://kontren.narod.ru - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.

  • http://www.alhimik.ru/ - Алхимик - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

  • http://www.hij.ru – Химия и Жизнь - XXI век (научно-популярный журнал для всех, интересующихся химией)

Для учащихся:

  • http://djvu-inf.narod.ru/ (электронная библиотека)

  • http://ru.wikipedia.org/ (свободная энциклопедия);

  • http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)

  • http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)

  • http://chemi.org.ru/ (Учебник химии)

  • http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)

  • http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)

  • http://chemistry.narod.ru/ (Мир химии)

  • http://www.alhimikov.net/ (Полезная информация по химии)

  • http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии для учителей и учеников)

  • http://www.hemi.nsu.ru (Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов)

  • http://webelements.narod.ru (WebElements: онлайн-справочник химических элементов)

  • http://belok-s.narod.ru (Белок и все о нем в биологии и химии)

  • http://all-met.narod.ru (Занимательная химия: все о металлах)

  • http://experiment.edu.ru (Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия )

  • http://schoolchemistry.by.ru (Школьная химия )

  • http://adalin.mospsy.ru - Увлекательная химия. Занимательная химия опыты. Занимательная химия для малышей. Занимательная химия для детей. Занимательная химия в домашних условиях. Опыты по химии для детей. Опыты по химии дома. Опыты по химии в домашних условиях.
  • http://allmetalls.ru - Занимательная химия: Все о металлах
  • http://mirhim.ucoz.ru – сайт «Мир химии» (исследовательские работы уч-ся по химии).


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

  • любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Выпускник получит возможность научиться:

основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;

использовать догадку, озарение, интуицию;

использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Базовый и повышенный уровни освоения предмета

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• применять такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;

использовать догадку, озарение, интуицию;

использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основном соответствуют результатам освоения коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, но имеют и ряд специфических отличий за счёт создания учениками личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области.

Планируемыми специфическими результатами учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются:

• самоопределение в области познавательных интересов;

• умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;

• умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта или учебного исследования;

• умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;

• умение определять продукты и результаты деятельности;

• владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного или исследовательского продукта;

• умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;

• умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Результатами освоения познавательных универсальных учебных действий являются: повышение предметной компетенции подростков; расширение кругозора в различных научных областях; умение оперировать качественными и количественными моделями явлений; формирование умений организации системы доказательств и её критики и т. п.

Результатами освоения коммуникативных универсальных учебных действий являются различные умения, способности и приёмы работы в группе: способность к согласованным действиям с учётом позиции другого; владение нормами и техникой общения; учёт особенностей коммуникации партнёра и т. п.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся также приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Учащиеся получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования и учебного проекта в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.


Примерные темы работ.

1. Бытовые отходы.

2. Городская свалка.

3. Дезодоранты и озоновый щит планеты.

4. Химики о секретах красоты.

5. Все о пище с точки зрения химика.

6. Чайные истории с точки зрения химии.

7. Мое хобби – вязание. О волокнах.

8. Мое хобби – шитье. О тканях.

9. Химия на кухне.

10. Сахар, который мы едим.

11. Обыкновенное чудо (домашние эксперименты).

12. Химия и военное дело.

13. Пищевые добавки: за и против.

14. Способы очистки питьевой воды.

15. Кое-что о зеркалах.

16. Стекла-хамелеоны.

17. Химия и виртуальный мир.

18. Из истории химии.

19. История спички.

20. Современные пятновыводящие средства. Инструкция пользователю.

21. Вездесущие полимеры.

22. Лауреаты Нобелевской премии в области химии.

23. Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?

24. Поваренная соль: вред или польза?

25. Наш любимый лимонад, ты полезен или как?

26. Мед и его качество.

27. Волшебный мир кристаллов.

28. Кислотные дожди.

29. Вода мира и мир воды.

30. Препараты бытовой химии в нашем доме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!