Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов и материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с. – (Стандарты второго поколения).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
Локальные акты МБОУ «Заревская ОШ».
7. Программа курса «Химии» для 8-11 классов / авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: «Дрофа», 2012. –99 с.
8. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования состоят:
1) в формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) в приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
3) в подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
формирование системы химических знаний как компонента естественно - научной картины мира;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Цели проектно – исследовательской деятельности обучающихся по химии отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентности общения;
овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- владение приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Исходя из целей, решаются следующие задачи:
обучение целеполаганию, планированию и контролю;
овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
обучение методам творческого решения проектных задач;
формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
формирование конструктивного отношения к работе;
создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с ФГОС ООО учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в основной школе происходит их развитие и совершенствование. В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах начального общего образования.
Проектная деятельность особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Оценка проектно-исследовательской деятельности учащихся описана в ООП ООО МБОУ «Заревская ОШ».
Критерии оценки выполнения проектных и учебно-исследовательских работ
Оценка учебно-исследовательских и проектных работ осуществляется по системе единых требований.
Оценка информации в проектах:
1) целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);
2) связность (логическая, формально-языковая);
3) структурная упорядоченность;
4) завершённость (смысловая и жанрово-композиционная);
5) оригинальность (содержательная, образная, стилевая, композиционная).
Оценка проектов, представленных только в виде текста:
1. Общая оценка:
— соответствие теме;
— глубина и полнота раскрытия темы;
— адекватность передачи первоисточников;
— логичность, связность;
— доказательность;
— структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
— оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
— культура письменной речи.
2. Оценка введения:
— наличие обоснования выбора темы, её актуальности;
— наличие сформулированных целей и задач работы;
— наличие краткой характеристики первоисточников.
3. Оценка основной части:
— структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
— наличие заголовков к частям текста и их удачность;
— проблемность и разносторонность в изложении материала;
— выделение в тексте основных понятий, терминов и их толкование;
— наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
4. Оценка заключения:
— наличие выводов по результатам анализа;
— выражение своего мнения по проблеме.
Оценка исследовательской деятельности в проекте:
1) выявление и постановка проблемы исследования;
2) формулирование гипотез и пробных теорий;
3) планирование и разработка исследовательских действий;
4) сбор данных (множественность, актуальность и надёжность фактов, наблюдений, доказательств);
5) анализ и отбор верных теорий, синтез новой информации;
6) сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;
7) выводы;
8) постановка новой проблемы как результат проведённого исследования;
9) объективная научная новизна.
Оценка прикладных результатов проекта:
1) актуальность проекта для заявленного потребителя;
2) соответствие результатов поставленной цели;
3) соответствие выполненных задач поставленной цели;
4) оптимальность выбранных действий;
5) продуманность структуры (составных частей и их последовательности) проекта;
6) чёткость распределения функций каждого участника (если авторов несколько);
7) оформление результатов — конечного продукта в соответствии с современными требованиями к данному виду продуктов;
8) наличие внешней (независимой) оценки результатов проекта (отзывов, рецензирования и т. п.);
9) объективная новизна (оригинальность, авторский характер);
10) масштабность (по охваченному материалу, по потенциальным потребителям и т. д.).
Оценка уровня использованных в проекте технологий:
1) использование современных и усовершенствованных технологий при создании проекта;
2) использование древних, восстановленных технологий при создании проекта;
3) использование оригинальных, авторских технологий;
4) трудоёмкость проекта;
5) экономичность проекта;
6) уровень профессионального мастерства.
Оценка художественного исполнения проекта:
1) соответствие форматам и предъявленным требованиям;
2) авторский стиль и (или) оригинальность;
3) композиция и сочетания;
4) узнаваемость и понятность;
5) глубина художественного замысла.
Оценка цифровых технологий в проекте:
1) удобство инсталляции;
2) дизайн и графика;
3) дружественность интерфейса;
4) функциональные возможности;
5) оптимальность использования ресурсов.
Критерии оценки защиты
Оценка доклада (выступления):
1) свободное владение темой проекта;
2) монологичность речи;
3) знание технологий, использованных для создания работы;
4) взаимодействие с содокладчиком (при его наличии);
5) артистизм и способность увлечь слушателей выступлением.
Оценка демонстрационных и иллюстративных материалов:
1) наглядность;
2) использование современных демонстрационных средств;
3) композиционная сочетаемость с докладом;
4) оригинальность.
Порядок начисления баллов
За каждый критерий может быть начислено определённое количество баллов с указанием минимального и максимального итогового значения.
Все баллы, полученные за работу и защиту, суммируются и образуют итоговый результат, на основании которого составляется рейтинг учебно-исследовательских и проектных работ.
Порядок перевода набранных баллов в пятибалльную систему определяется от максимального количества баллов за данный вид проекта, набранного учащимися в текущем учебном году.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на проектно-исследовательскую деятельность в 8 и 9 классе отводится 0,5 часа занятий в неделю. Соответственно программа рассчитана в 8 классе на 17 часов, в 9 классе 17 часов в год.
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
2020-2021 9 класс | 0,5 | 34 | 17 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные УУД:
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные УУД:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;
▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра.
▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
▪ основам реализации проектной деятельности;
▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;
Предметные результаты:
▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Исследование и проект. Виды проектов. Особенности проектно-исследовательской работы по химии. Научные методы исследования.
Раздел №1. Этапы проектно - исследовательской работы (3ч)
Обсуждение готовых проектов. Тема, объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования. Подбор методов исследования. Постановка проблемы и выдвижение гипотез, способы проверки гипотез.
Раздел №2. Поиск информации (3ч)
Работа в школьной библиотеке с каталогами, различными источниками информации. Поиск информации в сети Интернет. Составление анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Анализ анкет и обобщение результатов опроса. Составление диаграмм различных видов. Работа с таблицами.
Раздел №3. Организация исследования (6ч)
Правила работы в группе. Определение темы проекта для групп, объекта и предмета исследований. Выдвижение гипотез, подбор методов исследования. Сбор и обработка информации по выбранной теме исследования. Составление отчетов. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. Составление приложения.
Раздел №4. Оформление работ (2ч)
Требования к оформлению работ. Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала. Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.
Раздел №5. Защита работ (2ч)
Подготовка текста защиты работы. Подготовка презентации. Защита работ. Участие в конференциях различного уровня. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теория | практика |
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Раздел №1 Этапы проектно - исследовательской работы | 3 | 1 | 2 |
2.1. | Обсуждение готовых проектов. | 1 | 1 | |
2.2. | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | | 1 |
2.3. | Цели и задачи, методы исследования. Формулирование гипотез и проблем. | 1 | | 1 |
3. | Раздел №2 Поиск информации | 3 | 1 | 2 |
3.1. | Работа в библиотеке с каталогами, различными источниками информации: книги, интернет. | 1 | | 1 |
3.2. | Составления анкет, опросников, интервью. | 1 | 1 | |
3.3. | Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | 1 | | 1 |
4. | Раздел №3 Организация исследования | 6 | | 6 |
4.1 | Определение темы проекта, объекта и предмета, проблема и гипотеза исследования. | 1 | | 1 |
4.2 | Целеполагание и планирование, выбор методов исследования. | 1 | | 1 |
4.3 | Сбор информации по теме. | 1 | | 1 |
4.4. | Проведение эксперимента по выбранной теме. Формулирование выводов. | 3 | | 3 |
5. | Раздел №4 Оформление работ | 2 | | 2 |
5.1. | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 1 | | 1 |
5.2. | Обобщение материала. Требования к оформлению работы. | 1 | | 1 |
6. | Раздел №5 Защита работ | 2 | | 2 |
6.1. | Подготовка к защите проекта. | 1 | | 1 |
6.2. | Защита проектов. Подведение итогов, рефлексия. | 1 | | 1 |
| Итого часов | 17 | 3 | 15 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Колич. часов | Содержание занятия |
Введение (1 ч) |
1. | | Введение в проектно-исследовательскую деятельность. | 1 | Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, реферат, научно – исследовательская работа. Характеристика научных методов исследования: эксперимент, наблюдение, анализ, анкетирование, опрос. |
Раздел №1. Этапы исследовательской и проектной работы (3 ч) |
2. | | Обсуждение готовых проектов. | 1 | Знакомство со структурой учебно-исследовательской работы. Определение содержания. Понятие «план». |
3. | | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | Перечень требований к выбору темы. Разделение понятий «предмет» и «объект» исследования. |
4. | | Цели и задачи, методы исследования. Формулирование гипотез и проблем. | 1 | Учимся ставить цели и задачи исследования, выбирать методы исследования. Понятие «проблема исследования». Виды исследовательских проблем. Формулирование гипотез. |
Раздел №2. Поиск информации (3 ч) |
5. | | Работа в библиотеке с каталогами, различными источниками информации: книги, интернет. | 1 | Формирование умения работать с каталогами, различными источниками информации. Формирование умения поиска и отбора информации в сети интернет. |
6. | | Составления анкет, опросников, интервью. | 1 | Знакомство с правилами составления анкет и опросников для исследования, вопросов для интервью. Поиск объектов для опроса. Проведение анкетирования по заданной теме, обработка результатов. |
7. | | Составление таблиц, диаграмм по результатам опроса. | 1 | Проведение анкетирования и опроса для исследования, взятие интервью. Обобщение собранной информации в виде таблиц, графиков, диаграмм. |
Раздел №3. Организация исследования (6 ч) |
8. | | Определение темы проекта, объекта и предмета, проблема и гипотеза исследования. | 1 | Выбор собственной темы исследования или проекта. Определение объекта и предмета, проблемы и гипотезы исследования. |
9. | | Целеполагание и планирование, выбор методов исследования. | 1 | Формулирование цели и задач для своих работ, выбор методов исследования. Составление плана работы. |
10. | | Сбор информации по теме. | 1 | Работа с печатными и интернет ресурсами по сбору информации. Отчет о собранном материале. |
11. | | Проведение эксперимента по выбранной теме. | 1 | Проведение экспериментов при помощи учебно-лабораторного оборудования. |
12. | | Проведение эксперимента по выбранной теме. | 1 | Проведение экспериментов при помощи учебно-лабораторного оборудования, обработка результатов экспериментов. |
13. | | Формулирование выводов, оформление приложения. | 1 | Оформление результатов работы, результатов диагностики. |
Раздел №4. Оформление работ (2 ч) |
14. | | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 1 | Выступления учащихся о проделанной работе. |
15. | | Обобщение материала. Требования к оформлению работы. | 1 | Требования к оформлению работы. Требование к оформлению приложений. Проверка правильности оформления работ. Создание презентаций по темам вступлений. Требования к оформлению презентаций. |
Раздел №5. Защита работ (2ч) |
16. | | Подготовка к защите проекта. | 1 | Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад. Требование к докладу. Культура выступления. Публичное выступление. Движение рук и тела. Игра голосом. |
17. | | Защита проектов. Подведение итогов, рефлексия. | 1 | Подведение итогов работы. Рефлексия. Выступление на конференциях различного уровня. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная и методическая литература.
Литература для учителя:
Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
Организация проектной деятельности по химии. 8 – 9 классы. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
Программа курса «Химии» для 8-11 классов / авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: «Дрофа», 2012.
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Химия: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.В. Ширшина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3 / авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для учащихся:
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке / Художник Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1992.
Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И. Смирнов. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
Ольгин О.М. Опыты без взрывов. Изд. 4-е – М.: Химия, 1995.
Демонстрационные и дидактические материалы.
Медиаресурсы.
Презентации, подготовленные учителем.
Интернет – ресурсы.
Демонстрационные таблицы
Таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде и среда растворов», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Правила техники безопасности в кабинете химии», «Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете», «Окраска индикаторов в различных средах», «Генетическая связь неорганических соединений».
Таблицы сменного экспонирования: «Комплект портретов для кабинета химии», «Качественные реакции на катионы и анионы», «Химические реакции».
Дидактические материалы
Анкеты для учащихся.
Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников.
Рекомендации по составлению плана исследования.
Рекомендации по выбору темы проекта или исследования.
Требования к защите проектов.
Памятка о работе в группе.
Критерии оценивания проектно – исследовательских работ.
Химические реактивы и материалы.
Наиболее часто используемые реактивы и материалы:
простые вещества - медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера, свинец, литий, фосфор красный, бром, йод, уголь, графит;
оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния, магранца (IV), бария;
кислоты - соляная, серная, азотная;
основания - гидроксид натрия, кальция, бария, калия, меди(II), алюминия, 25%-ный водный раствор аммиака;
соли - хлориды натрия, меди (II), железа (III), бария, кальция, алюминия, аммония; нитраты калия, натрия, кальция, свинца (II); сульфаты меди (II), железа (II), алюминия, аммония, калия, кальция бромид и силикат натрия; карбонаты натрия, меди (II); ацетат свинца (II); мрамор, мел, малахит; перманганат калия;
органические соединения - крахмал, глицерин, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмоид, глюкоза, сахароза, формальдегид 40%, нефть, бензин, этиловый спирт, фенол.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.
приборы для работы с газами - получение, собирание;
аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами - фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами;
приборы для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация закона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов;
измерительные и нагревательные приборы (сухое горючее), различные приспособления для выполнения опытов;
пробирки стеклянные; колбы конические; стаканы стеклянные; палочки стеклянные; воронка стеклянная;
пробки резиновые;
держатели для пробирок;
штатив лабораторный; штатив для пробирок;
фильтры разных диаметров;
спички; асбестовая сетка; лучины, свечки.
Технические средства обучения
- компьютер
- мультимедиа проектор
- экран
Для обеспечения безопасного труда в кабинете химии имеется:
противопожарный инвентарь;
аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств;
инструкции по правилам безопасности для учащихся в кабинете химии, по технике безопасности при проведении химических опытов;
журнал регистрации инструктажа по правилам техники безопасности.
Оборудование кабинета химии:
вытяжной шкаф,
учебная доска,
демонстрационный стол,
водоснабжение.
Цифровые (электронные) образовательные ресурсы.
Для учителя:
http://kontren.narod.ru - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.
http://www.alhimik.ru/ - Алхимик - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
http://www.hij.ru – Химия и Жизнь - XXI век (научно-популярный журнал для всех, интересующихся химией)
Для учащихся:
http://djvu-inf.narod.ru/ (электронная библиотека)
http://ru.wikipedia.org/ (свободная энциклопедия);
http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)
http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)
http://chemi.org.ru/ (Учебник химии)
http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)
http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)
http://chemistry.narod.ru/ (Мир химии)
http://www.alhimikov.net/ (Полезная информация по химии)
http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии для учителей и учеников)
http://www.hemi.nsu.ru (Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов)
http://webelements.narod.ru (WebElements: онлайн-справочник химических элементов)
http://belok-s.narod.ru (Белок и все о нем в биологии и химии)
http://all-met.narod.ru (Занимательная химия: все о металлах)
http://experiment.edu.ru (Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия )
http://schoolchemistry.by.ru (Школьная химия )
http://adalin.mospsy.ru - Увлекательная химия. Занимательная химия опыты. Занимательная химия для малышей. Занимательная химия для детей. Занимательная химия в домашних условиях. Опыты по химии для детей. Опыты по химии дома. Опыты по химии в домашних условиях. http://allmetalls.ru - Занимательная химия: Все о металлах http://mirhim.ucoz.ru – сайт «Мир химии» (исследовательские работы уч-ся по химии).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Базовый и повышенный уровни освоения предмета
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• применять такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основном соответствуют результатам освоения коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, но имеют и ряд специфических отличий за счёт создания учениками личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области.
Планируемыми специфическими результатами учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются:
• самоопределение в области познавательных интересов;
• умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
• умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта или учебного исследования;
• умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
• умение определять продукты и результаты деятельности;
• владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного или исследовательского продукта;
• умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
• умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Результатами освоения познавательных универсальных учебных действий являются: повышение предметной компетенции подростков; расширение кругозора в различных научных областях; умение оперировать качественными и количественными моделями явлений; формирование умений организации системы доказательств и её критики и т. п.
Результатами освоения коммуникативных универсальных учебных действий являются различные умения, способности и приёмы работы в группе: способность к согласованным действиям с учётом позиции другого; владение нормами и техникой общения; учёт особенностей коммуникации партнёра и т. п.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся также приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Учащиеся получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования и учебного проекта в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Примерные темы работ.
1. Бытовые отходы.
2. Городская свалка.
3. Дезодоранты и озоновый щит планеты.
4. Химики о секретах красоты.
5. Все о пище с точки зрения химика.
6. Чайные истории с точки зрения химии.
7. Мое хобби – вязание. О волокнах.
8. Мое хобби – шитье. О тканях.
9. Химия на кухне.
10. Сахар, который мы едим.
11. Обыкновенное чудо (домашние эксперименты).
12. Химия и военное дело.
13. Пищевые добавки: за и против.
14. Способы очистки питьевой воды.
15. Кое-что о зеркалах.
16. Стекла-хамелеоны.
17. Химия и виртуальный мир.
18. Из истории химии.
19. История спички.
20. Современные пятновыводящие средства. Инструкция пользователю.
21. Вездесущие полимеры.
22. Лауреаты Нобелевской премии в области химии.
23. Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?
24. Поваренная соль: вред или польза?
25. Наш любимый лимонад, ты полезен или как?
26. Мед и его качество.
27. Волшебный мир кристаллов.
28. Кислотные дожди.
29. Вода мира и мир воды.
30. Препараты бытовой химии в нашем доме.