СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по выбору "Клетки и ткани"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии. Курсы по выбору. Работа с учениками.

 

Просмотр содержимого документа
«Курс по выбору "Клетки и ткани"»

МОУ «Чурапчинская общеобразовательная школа им. С.А. Новгородова»










ПРОГРАММА


Элективного курса


КЛЕТКИ И ТКАНИ





Класс: 10 естественный

Учитель: Спиридонова Александра Александровна

Всего – 30 ч.

В т.ч. лекции – 17ч.

Практ.работы – 13ч.






Чурапча

Пояснительная записка


Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико- биологического профиля, а также для учащихся. Проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.

Элективный курс рассчитан на 30 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.

Основной целью является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся к подготовке поступлению в вузы и ссузы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией.









Содержание курса


Общее количество часов – 30.

Часть 1. Общая цитология (биология клетки) – 16ч.

Тема 1. «Введение в биологию клетки» (2ч).

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Лабораторная работа «Устройство микроскопа»

Тема 2. «Общий план строения клеток живых организмов»(2ч).

Прокариоты и эукариоты. Сходства и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторная работа «Особенности строения клеток эукариот и прокариот».

Тема 3. «Основные компоненты и органиоды клеток» (2ч).

Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембран всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток.

Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».

Тема 4. «Метаболизм – преобразование веществ и энергии».

Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии - энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.

Семинар: рибосомы. Синтез белка. Типы и структуры рибосом про – и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.

Итоговая тестовая проверочная работа (1ч).

Тема 5. «Ядерный аппарат и репродукция клеток»

Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом.

Жизненный цикл клетки. Репродукция клеток. Митоз – его биологическое значение. Теория стволовых клеток.

Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза.

Лабораторная работа «Митоз в клетках корней лука».

Тема 6. «Эволюция клетки»(1ч).

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Происхождение многоклеточных организмов.

Обобщающий семинар (2ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно – функциональная единица живого.

Часть 2. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов – 14ч.

Тема 7. «Понятие о тканях» (2ч)

Определение ткани. Классификация тканей.

Тема 8. «Эпителиальные ткани»(2ч)

Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных тканей.

Практическая работа «Изучение эпителиальных тканей».

Тема 9. «Мышечные ткани» (2ч)

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных.

Практическая работа «Изучение мышечной ткани»

Тема 10. «Ткани внутренней среды» (2ч)

Опорно – механические ткани. Трофическо – защитные ткани.

Кровь. Воспаление и иммунитет. СПИД – чума ХХв.

Тестовая проверочная работа.

Тема 11 «Ткани нервной системы»(2ч)

Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма.

Демонстрация учебного фильма «Типы тканей».

Тема 12. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез (2ч)

Понятие о зародышевых листках. Дифференциация клеток.

Обобщающий семинар (1ч) ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию.

Итоговая контрольная работа (1ч)

























Наименование разделов

Количество часов

Всего

Лекции

Практика

Часть 1. Общая цитология (биология клетки)


16

9

7

Часть 2. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов


14

8

6

Всего

30

17

13
















Литература для учителей

  1. Велыш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – М.: Мир, 1986.

  2. Заварзин А.А. Основы частной цитологии и сравнительной гистлогии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.

  3. Ройт.А. Иммунология – М.: Мир, 2000.

  4. Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1986.

  5. Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Мир, 1985.

  6. Лэмб М. Биология старения – М.: Ир, 1980.



Литература для учащихся


  1. Грин Н. Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3т. – М.: Мир, 1998.

  2. Люв К. Путешествие в мир живой клетки.

  3. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.

  4. Левитина Т.П. Левитин М.Г. Общая биология: в помощь выпускнику школы.

  5. Маркосян А.А. Физиология – М.: Медицина, 1968

  6. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки – М.: Мир,1987











МОУ «Чурапчинская общеобразовательная школа им. С.А. Новгородова»










ПРОГРАММА


Элективного курса


Основы генетики и геномики человека





Класс: 11естественный

Учитель: Спиридонова Александра Александровна

Всего – 32 ч.

В т.ч. лекции – 17ч.

Практ.работы – 15ч.






Чурапча

Пояснительная записка

Биология по праву признана наукой ХХ! В., и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека. Одной из особенностей данного курса является формирование представления учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом.

Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся о генетике человека и современном этапе ее изучения.

Задачи курса:

- углубить знания о механизмах наследования и реализации признаков человека;

- расширить представления учащихся о практических методах генетики человека;

- сформировать представления о современных достижениях и перспективах в области изучения генома человека и их практической значимости.

Программа предусматривает следующие формы организации деятельности учащихся: лекции, лабораторные, подготовка сообщений, докладов, написание рефератов.










Содержание программы

Раздел 1. Основы генетики человека

Тема 1. Закономерности наследственности и изменчивости человека

История исследований генетики человека. Типы изменчивости у человека

Лабораторная работа: «Статистическое изучение изменчивости количественных признаков».

Тема 2. Методы изучения генетики человека

Клинико – генеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетические методы. Иммуногенетические методы.

Лабораторная работа «Кариотипирование и цитогенетический анализ метафазных хромосом лимфоцитов периферической крови человека».

Лабораторная работа «Проведение дикталоскопического анализа».

Лабораторная работа «Изучение распределения профилей моторной ассиметрии в группе учащихся»

Раздел 2 Основы геномики человека

Тема 1 Структура генома человека

Геном. Строение ДНК. Структура хромосом. Хромосомные карты. Гены. Виды генов. Полиморфизм и мутации ДНК.

Лабораторная работа «Выделение ДНК из тканей животных или растений».

Тема 2. Функция генома человека

Функциональная геномика. Протеомика. Медицинская геномика. Онкогеномика. Психогеномика. Генная диагностика. Генная терапия. Палеогеномика. Энтогеномика. Геногеография.

Круглый стол «Что день грядущий нам готовит?»




Наименование разделов

Количество часов

Всего

Лекции

Практика

Раздел 1. Основы генетики человека


18

5

13

Раздел 2 Основы геномики человека


14

12

2

Всего

32

17

15




















Литература для учителей

  1. Захарова А.Ф., Бенюш В.А. Хромосомы человека – М.: Медицина, 1982.

  2. Заяц Р.Г. Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика – ростов – на – Дону: еникс, 2002.\

  3. Корочкин Л.И. Геном, клонирование, происхождение человека. – Фрязино: «Век 2», 2004.

  4. Приходченко Н.Н. Шкурат Т.П. Основы генетики человека – Ростов – на – Дону: Феникс,1997

  5. Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопендия написанная четырьмя буквами. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

  6. Фогель Ф. Генетика человека: в 3т. – М.: Мир, 1989.



Литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.

  2. Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978.

  3. Максимов Г.В. Василенко В.Н. Краткий словарь генетических терминов. – М.: вузовская книга, 2001.

  4. Медведев Н.Н. Беседы по биологии пола. – Минск: Высшая школа, 1976.

  5. Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991.

  6. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.






МОУ «Чурапчинская общеобразовательная школа им. С.А. Новгородова»










ПРОГРАММА


Элективного курса

Животные Якутии




Класс: 8 естественный

Учитель: Спиридонова Александра Александровна

Всего – 32 ч.

В т.ч. лекции – 17ч.

Практ.работы – 15ч.








Чурапча

Пояснительная записка

В нашей республике произрастают обширные таежные леса и лесотундровые редколесья, широко простираются арктические пустыни и тундры. Большую часть ее территории занимают горные области. Имеется сотни тысяч рек и озер. Потому не удивительно, что в Якутии очень богатая флора и фауна – произрастает 5448 видов различных растений и обитает 4407 видов животных. К сожалению, в наши дни все они очень страдают от воздействия человека. И чтобы помочь им выжить, необходимо знать, как они живут, какие условия предпочитают, чем питаются.

Элективный курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.

Элективный курс рассчитан на 30 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.

Основной целью является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся увлекающихся зоологией.








Содержание программы

Раздел 1. Животные Якутии.

Тема 1. Классификация животных Якутии. Животные тайги. Животные тундры. Животные арктических пустынь

Урок – игра «Моя природа»

Тема 2. Лесные животные. Животные якутских степей. Животные обитатели водоемов и прибрежной полосы. Широко распространенные животные – обитатели лесов, кустарников и открытых пространств. Горные животные.

Животные культурного ландшафта.

Урок – семинар «О промысловых животных».

Тема 3. Насекомые Якутии.

Чешуекрылые – бабочки. Перепончатокрылые – муравьи. Двукрылые. Паукообразные, клещи.

Практическая работа «Общее знакомство с бабочками и жуками местного края»

Тема 3. Видовой обзор пресноводных рыб, земноводных, пресмыкающихся Якутии. Пресноводные рыбы.

Практическая работа «Оборудование аквариума»

Тема 4 Пресмыкающиеся. Земноводные.

Практическая работа. (карта).

Практическая работа «Оборудование террариума для пресмыкающихся»

Тема 4. Птицы Якутии. Лесные птицы. Водные птицы. Гуси. Птицы болот .

Практическая работа. (карта).

Практическая работа «Общее знакомство с птицами местного края»

Тема 5. Млекопитающие Якутии.

Млекопитающих и охрана полезных зверей в Якутии. Породы лошадей в Якутии. Породы крупного рогатого скота в Якутии.

Семинар «Взаимозависимость растений и животных в природных сообществах Якутии»

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Лекции

Практика

Раздел 1. Животные Якутии.



30

18

12

Всего

30



18

12
























Литература для учителя

1. Андреев Б.Н. птицы Вилюйского бассейна, Якутск, 1974

2. Борисов З.З. Некоторые аспекты биологии околоводных хищных птиц в окультуренных ландафтах долины Лены, водно – болотные птицы долины средней Лены, 1978.

3. Винокуров В.Н. Растения и животные Якутии. – Якутск: Бичик, 2004.

4. Соломонов Н.Г. Животный мир Якутии.

5. Попов Р.Д. О природе Якутии. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1990.

6. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края – М.: Просвещение, 1971.



Литература для учащихся.


1. Попов Р.Д. О природе Якутии. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1990.

2. Соломонов Н.Г. Животный мир Якутии.

3. Г.С. Угаров, Русско-якутский словарь биологических терминов, 1993.

4. Е.Л.Каймук, Насекомые Якутии. Бабочки, 2005.

5. Васильев П.К. Ойуулаах тылдьыт,1992.

6. Захаров Е.Г. Саха сирин бултанар кыыллара, 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!