Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия № 3» г. Кудымкара
Коми-пермяцкая кухня
Программа краткосрочного курса
6 - 8 класс
Составитель: Старцева Л.М., учитель технологии
МОБУ «Гимназия №3» г. Кудымкара
2016 г.
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в том числе личностным и метапредметным результатам. Данный краткосрочный курс ориентирован на расширение предметного содержания курса «Технология» с учётом региональных особенностей и профессиональную ориентацию обучающихся, формирование готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению.
У каждого народа имеются свои особенности национальной кухни. Они зависят от географического положения, образа жизни, религии и даже от войн. Коми-пермяки - самый древний народ на территории Пермского края. С давних времен наш народ занимался охотой и рыболовством, пашенным земледелием и животноводством, собирательством. Все это отражалось на особенности национальной кухни.
Наша национальная кухня значительно обогатилась благодаря совместному проживанию коми-пермяков с другими народами. В последние десятилетия имеется огромное количество различной информации о национальных кухнях других народов, все это используется при приготовлении блюд, но самобытная кухня служит основой сегодняшней пищи коми-пермяков.
Сохраняя традиции народа, в последние годы большое внимание уделяется культурному наследию коми-пермяков, в том числе и коми-пермяцкой кухне. Коми-пермяцкие блюда известны далеко за пределами округа. Мы должны трепетно относиться к прошлому народа, пропагандировать национальную кухню, убеждать мир (общество) в том, что у коми-пермяков – свои обряды, обычаи и своя уникальная культура.
Актуальность данного курса заключается в том, что нет аналогов разработанных программ и методических пособий по изучению национальной кухни коми-пермяков в школьном предмете «Технология».
Программа курса составлена для учащихся 6-8 классов.
Содержание программы рассчитано на 17 часов.
Цель курса: сформировать компетентность в сфере приготовления блюд национальной коми-пермяцкой кухни, создать условия для профессионального самоопределения.
Задачи курса:
- сохранение традиций коми-пермяцкого народа через усвоение учащимися знаний о приготовлении национальных блюд;
- развитие практических навыков приготовления блюд из местного сырья;
- осуществление профессиональных проб в области кулинарии (повар, кондитер, пекарь, официант), помощь в профессиональном самоопределении.
-осуществление взаимодействия с родителями учащихся в процессе проектной деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- особенность национальной коми-пермяцкой кухни, использование местного сырья для приготовлении пищи
-технологию приготовления некоторых блюд коми-пермяцкой кухни
- санитарно-гигиенические правила, правила безопасной работы с электроплитой, колющими, режущими инструментами, горячей жидкостью
- Особенности кулинарной обработки продуктов, обеспечивающие максимальное сохранение их пищевой ценности;
-Рациональное использование сырья при изготовлении блюд
- требованиями, предъявляемым к профессиям повар, пекарь, кондитер, официант.
уметь: самостоятельно с использованием технологической карты готовить изученные блюда коми-пермяцкой кухни, проявлять творчество в оформлении блюд, соотносить свои способности с требованиями профессии повар, пекарь, кондитер, официант, выполнять сервировку стола
Личностные результаты освоения программы:
- воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края;
- профессиональное самоопределение.
Метапредметные результаты освоения программы:
обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности в ходе которой формируются:
- способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия;
- способности по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, членами семьи, умений работать в группе;
- навыки работы с информацией.
Механизмы реализации программы
При проведении теоретических и практических занятий с учащимися применяются следующие методы: рассказы, встречи с интересными людьми, работа по технологическим картам, самостоятельные индивидуальные и групповые практические работы, защита проекта, экскурсии. Используются различные виды учебных задач:
учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний;
учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка проблемных ситуаций;
учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением функций и разделением ответственности за конечный результат;
учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами;
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.
Методы диагностики: наблюдение, собеседование, практические работы, дегустация блюд, защита проекта.
Содержание курса выстраивается на основе межпредметных связей (биология, химия, технология, история).
Социальными партнерами при реализации курса являются Коми-Пермяцкий техникум торговли и сервиса, пекарня «Новая мельница», кафе «Блюз»
Тематический план
№ П/П | Тема | Количество часов | Из них практики |
1 | История коми-пермяцкой кухни | 1 | |
2 | Хлеб и мучные изделия | 2 | 1,5 |
3 | Закуски, салаты | 2 | 1,5 |
4 | Холодные и горячие жидкие блюда | 2 | 1,5 |
5 | Вторые блюда коми-пермяцкой кухни | 2 | 1,5 |
6 | Сладкие блюда | 2 | 1,5 |
7 | Национальные напитки | 2 | 1,5 |
8 | Экскурсия в пекарню «Новая мельница» Отчёт об экскурсии | 2 | 2 |
9 | Защита проекта «Семейный рецепт» | 2 | 2 |
| ИТОГО: | 17 | 11 |
Содержание программы
1 занятие (1 час) Историческая справка о коми-пермяцкой кухне, особенности приготовления блюд, особенность национальной коми-пермяцкой кухни, Вид посуды, характер огня влияющей на формирование вкуса блюда. Использование местного сырья для приготовления пищи Инструменты, приспособления, оборудование кухни. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами, электроплитой, горячей жидкостью. Санитарно-гигиенические правила. Анкетирование «Что я знаю о коми-пермяцкой кухне?»
2 занятие (2 часа) Хлеб и мучные изделия. Хлеб – главный продукт питания. Значение, технология приготовления, условия хранения.
Практическая работа (на выбор): чöвпан городской, солоник кудымкарский, пирог (капустный, картофельный). Сервировка стола к завтраку. Дегустация. Бальная оценка блюд
3 занятие (2 часа) Закуски, салаты. Значение, технология приготовления,
условия хранения. Механическая обработка продуктов. Формы нарезки овощей. Холодные блюда из местного сырья: редька с морковью и сыром, закуска с грибами, салат витаминный. Дегустация. Бальная оценка блюд
4 занятия (2 часа) Холодные и горячие жидкие блюда. Тепловая кулинарная обработка продуктов. Значение, технология приготовления. Жидкие блюда – особенности традиций коми-пермяцкой кухни. Блюда: борщ холодный, окрошка с грибами, уральские щи, борщ Кудымкарский. Сервировка стола к обеду Дегустация. Бальная оценка блюд
5занятия (2 часа) Вторые блюда – заимствованные из русской кухни. Значение, технология приготовления, условия хранения Блюда: сырник кудымкарский. Рыба в сметане, пельмени. Сервировка стола к ужину Дегустация. Бальная оценка блюд
6занятие (2 часа) Сладкая еда и стряпня. Значение, технология приготовления, условия хранения Коми-пермяцкий десерт: «парёнки», лесные дары, сладкая еда: изборник, манник домашний, ягоды с молоком. Сервировка праздничного стола Дегустация. Бальная оценка блюд
7 занятие (2 часа) Напитки. Значение, технология приготовления, условия хранения Национальные напитки: ырöш, сур, ягодные и травяные напитки. Значение, технология приготовления, условия хранения. Это клюквенный морс, напитки «Рябинушка», «Черёмушка», «Здоровье», «Медовый», чай из душицы, моркови, квас. Дегустация. Бальная оценка блюд
8занятие (2 часа) Экскурсия в Коми-Пермяцкий техникум торговли и сервиса.
9 занятие (2 часа). Составление меню. Приготовление блюд с привлечением родителей. Защита проекта «Национальные блюда, приготовленного в домашних условиях (семейный рецепт)». Реклама блюд. Дегустация.
Литература
1.Долдина А. Г. Коми-пермяцкая кухня. Пермское книжное издательство, 1989.
2. Ермакова В. Основы кулинарии в 8-11 кл. М., 1996.
З.Мехоношина Е. Кухня наших предков. Кудымкар, 2009.