СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс«Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская инновационная программа  курса «Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников», рассчитана на 34 часа..

Просмотр содержимого документа
«Курс«Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников»»



Авторская инновационная программа

курса «Православные ценности и их философское осмысление через анализ исторических источников»

учителя истории и обществознания МОБУ СОШ №23

Дрофа Елены Владимировны



  1. Пояснительная записка.

Обучение истории в старших классах нацелено на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном нравственном опыте, на развитие способностей обучающихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа.

Исторический источник, документ при этом должен быть не столько иллюстрацией исторических сюжетов, сколько основным объектом добывания исторических знаний. Поэтому преподавание в старших классах должно решать задачи формирования исторического познания навыком работы с документальным и справочным материалом.

Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); выявлению фактов, их объяснению, сопоставлению различных суждений, использованию внешкольных источников информации.

Программа предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре, православным христианским идеям. Вырабатывается отношение к истории как к способу понимания современности; вырабатывает собственное отношение к историческим событиям.

Программа предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, уметь выбирать решение, исходя из преставления о возможных последствиях.

Основная функция программы: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события; выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Цели программы:

  1. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности при изучении исторических источников.

  2. Осмысление учащимися христианских ценностей через изучение и анализ исторических документов.

  3. Развитие способности к рефлексии, оценке собственных возможностей, готовности самостоятельно разрешать проблемы; приобретение навыков самоорганизации.

  4. Развитие умения работать с историческими источниками.

Задачи программы:

  1. Использование технологий развивающего обучения.

  2. Применение активных методов и форм обучения.

  3. Организация самостоятельной работы учащихся с первоисточниками.

  4. Формирование у школьников установки на постоянное обновление и совершенствование знаний.

  5. Формирование коммуникативной компетентности.

  6. Личностное отношение учащихся к историческим событиям и фактам.

Отличительной особенностью предлагаемой программы является ее большая, по сравнению со школьной программой по истории, практическая направленность, установка на активную деятельность учащихся, способстующая духовно-нравственному развитию личности.

Программа рассчитана на 34 часов, для учащихся 9-11-х классов. Данный программа предусматривает электронное приложение в помощь учителю

II. Содержание программы.

В процессе реализации программы предполагается сочетание теоретических и практических занятий. Предлагается сочетание групповой и индивидуальной работ, приоритет отдается активной практической деятельности учащихся. Рекомендуется использование как общенаучных (дедуктивный, индуктивный, аналогия). Так и специфических исторических (анализ исторических источников, поиск причинно – следственных связей, интерпретация фактов с учетом конкретно – исторической ситуации) методов работы.

Общим итогом деятельности учащихся в рамках программы является создание мини проектов, творческих работ и представление их.


Общие методические рекомендации изучения программы.

  1. В случае, если фактический материал уже знаком учащимся, то изучение программы можно организовать следующим образом:

А) активизация знаний учащихся.

Что вы знаете о данном событии, исторической личности?

Б) заполнение таблицы

Знаем

Хотим узнать

Узнали




В) работа с документами, по вопросам.

Г) заполнение таблицы.

Д) вывод, который должен заключать идею о православном мировоззрении, об идеалах православия в преломлении русской истории.

  1. В случае, если фактический материал незнаком учащимся, то изучение программы можно организовать следующим образом:

А) краткая историческая справка учителя.

Б) Работа с терминологией.

В) работа с документами, по вопросам.

Г) вывод, который должен заключать идею о православном мировоззрении, об идеалах православия в преломлении русской истории.

III.Тематическое планирование (34 часа)

п/п

Название темы

Виды занятий

Количество часов

1.

Введение. Святая Русь- Русь Православная.


1

2-4.


Теория исторического исследования. Специфика исторического источника.

Теоретическое


3

Практика исторического исследования

5-7

Первые русские князья-носители православия. Анализ источников: «Повесть временных лет» (Похвала Ярославу Мудрому). «Поучение детям» Владимир Мономах.

Практическое

3

8-10

Духовные искания русских священников.

Анализ источников: Илларион «Слова о законе и благодати", «Моление» Даниил Заточник

Феодосий Печерский

Практическое

3

11-13

В годину суровых испытаний.

Анализ источников:  «Слово о погибели Русской земли»

Русские летописи Сказание о Евпатии Коловрате .


Практическое

3

14-16

Победа русского духа.

Анализ источников: «Задонщина», Сказание о Мамаевом побоище,

Житие Сергия Радонежского.

Практическое

3

17-20

Земной и духовный подвиг русских святых.

Анализ источников: Житие Александра Невского. Житие Дмитрия Донского.

Житие Сергия Радонежского


Практическое

4

21-25

Защита мини-проектов.

1.« Поучение детям» Владимира Мономаха как источник нравственности для современного человека.

2.Феодосий Печерский – основатель Киево-Печерской Лавры.

3. Подвиг русского человека в борьбе с войском Батыя.

4. Русские князья в борьбе против ордынских захватчиков.

5. Роль Русской Православной Церкви в борьбе с врагами.



5

26-28

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Противоборство старцев.

Преподобный Максим Грек и его морально-нравственные взгляды. Житие преподобного Максима Грека.


3

29-32

Философские идеи П. Чаадаева и  философское произведение «Письма о философии истории».

Славянофильство и западничество о путях развития России. Произведение «Записки о всемирной истории».

 Философия В. С. Соловьева «Понятие о Боге», «Оправдание добра» и Н.А. Бердяева «Русская идея».


4

33-34

Защита мини-проектов.

Философия Ф. И. Тютчева, В. И. Даля, Н. М. Языкова.

Философия Соловьева.

Философия Бердяева.


2



IV. Учебно-методическое обеспечение

  1. Рассказы русских летописей. М., Просвещение, 1993г.

  2. Хрестоматия по истории СССР с древних времен до 1861 года. М., Высшая школа, 1987г.

  3. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1. – 84.-Введ. 01.01.1986г.- М., 1984г.

  4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе – М.: Вертум – М, 2001г.

  5. Карпов Ю.А. Ярослав Мудрый.-М.,2001.

  6. Карпов Ю.А. Владимир Святой.-М., 1997.

  7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII - XIII вв.-М., 1993.

  8. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранных писем: В 2 т. - М.: Наука, 1991.

  9. .Баева Л.В., Карабущенко П.Л., Бойко П.Е. и др. Русская философия. - Астрахань , 2007.

  10. Философская антропология / Спирин А.Д., Максюкова С.Б., Мякинников С.П. Человек и его потребности: Учебное пособие Кемерово , 2003

  11. Бердяев Н. А. Русская идея. М., 2002

12.Житие преподобного Максима Грека



Интернет-ресурсы

http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm- исторические источники в Интернете.

http://www.shpl.ru- сайт Государственной публичной исторической библиотеки.

http://www.hrono.ru- исторический сайт «Хронос».

Занятие №1.

История Русской Православной Церкви неотделима от истории России, нашего многострадального Отечества. Они соединены вместе. Русское государство на протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда не мыслилась вне православной веры, хотя его подданные исповедовали и другие религии. Но Святая Русь – это именно Русь Православная. Здесь и само начало её - Крещение святым равноапостольным князем Владимиром, и Киевские иночерские пещеры, и летописные своды, и даже междоусобные воины. Тут и тяжкое татарское иго, и духовные подвиги русских святых- Сергия Радонежского, Димитрия, Донского, Александра Невского, и пустынные жительства преподобных молитвенников, и Куликовская битва, и освобождение от рабства, когда окрепло само нравственное сознание народа. Ф. Достоевский сказал «Если русский, то значит, и православный. А если не православный, то значит, и не русский… Русский человек без Православия просто дрянь человек». Точно и ёмко сказано. Классик русской литературы Н.В. Гоголь писал «Поблагодарите Бога, прежде всего за то, что вы русский, ибо вам более, чем кому-либо, открыты смысл жизни и смысл истории. Нужно лишь внимательно рассмотреть его, и тогда становится ясно, почему Русь назвали Святой! Это не гордыня, а истина, особая богоносность русского народа».Религиозный философ К. Леонтьев сказал «Не сила России нужна Церкви, но сила Церкви необходима России. Россия, лишившись Православия, погибнет». Об этом надо помнить всегда нашим современникам, в то время, особенно, когда православное сознание подменяется пластом фальшивых « общечеловеческих ценностей», насаждаемых массовой культурой и либеральной идеологией.

Именно Русь и Православие в своей истории, хранит тот луч света, который спасал и спасает Россию в страшные времена, смутные общественные беды и потрясения. Так было, так есть и так будет. Русь Святая- Русь –Православная.

Православие – стержень нашего государства. Не будет православия в России - падёт и государство. Поскольку вера – это то, что удерживает нас и даёт нам силы и уверенность в будущем.



Занятие №2.

Теоретические рекомендации по работе с разными типами исторических источников.

Занятие №3. Первые русские князья - носители православия.

Общественную мысль на Руси развивали и первые князья. Так, продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля князь Владимир Мономах (справочный материал).



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ



Вспомните, о каких православных добродетелях вы говорили на уроках основы православной культуры?

- Внимательно прочитайте отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха, который представлен в переводе и ответьте на вопросы к нему, выполните задания.



О каких добродетелях говориться в тексте?

Почему Владимир Мономах призывает своих детей выполнять христианские заповеди?

О каких изменениях в сознании русских людей XI века , по сравнению с IX веком,это свидетельствует.

Анализ текста (Владимир Мономах «Поучения»)

«Всего... более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его, если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуете, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме... Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами назначайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, о куда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей, питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, и поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. .. .Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то будет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, ...пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные».

Вопросы и задания к тексту.



Перечислите основные правила жизнедеятельности по Владимиру Мономаху.

Составьте идеальный портрет князя в представлении современников Владимира Мономаха.

Согласны ли вы с ним? Свое мнение обоснуйте.



Из «Поучения» Владимира Мономаха

      «Научись, верующий человек, быть благочестию совершителем, научившись, по евангельскому слову, «очам управлению... гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех...»

      «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи наши как обагренные, — как снег обелю их...» «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: «Слава тебе, человеколюбец!»

Задание. Прочтите текст, перескажите его современным русским языком.

Из «Поучения» Владимира Мономаха

      «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека...

      Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные...

      На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает... Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьем, они, проезжая, будут прославлять человека либо добром, либо злом по всем землям».

Вопросы. По тексту документа определите, какие качества ценили в людях наши предки. Каким жизненным правилам учит Владимир Мономах своих детей?

Единственный русский государь, за которым в потомках закрепилось прозвание Мудрый, – великий князь киевский Ярослав, сын Владимира, Крестителя Руси (справочный материал). Однако слово «мудрость» рядом с его именем в летописях встречается только раз – в публицистической вставке в Повести временных лет, когда под 1037 годом говорится, что Ярослав «заложи город великий», с Златыми вратами и церковью Благовещения на них, «заложи же и церковь Святую Софию» и другие храмы, «и при нём начала вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы множиться, и монастыри зачинаться». Отдельно отмечается любовь Ярослава к церковным уставам и «прилежание к книгам», которые «читал он часто в ночи и дни», и созданный им в Святой Софии центр русской книжности.

Анализ документа «Повесть временных лет» 


«В год 6562 (1054). Скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И, если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить , в распрях и междоусобиях , то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять (один другого со стола), сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому». И так он завещал сыновьям своим жить в любви». 


Вопросы и задания к документу 
1. От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании? 
2. Как характеризует князя Ярослава Мудрого составленное им заявление? 
3. Какие сведения о порядке наследования престола мы можем получить из данного источника? 
4. Что можно сказать о роли Киевского князя в организации управления государством, опираясь на данный источник?

Из «Повести временных лет». Похвала Ярославу Мудрому 

В год 6545(1037). Велика ведь бывает польза от учения книж­ного: книги наставляют и 
научают нас пути покаяния, ибо му­дрость обретаем и воздержание в словах 
книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь 
неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания... Если 
поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. 
Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие 
беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем 
для души великую пользу.Ярослав же этот,как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковны­ми, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им богом, и посещать часто 
церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей кре­щеных. И радовался Ярослав, 
видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый 
новыми людьми крещеными. 


 Вопросы и задания 
1. Какие деяния летописец считает заслугами ЯрославаМудрого? Со­гласны ли вы с мнением автора источника? 
2. В чем воплощена « великая для души польза », помнению летописца? Как он аргументирует свою мысль (обратите внимание не только на содержание, но и на форму повествования)?

  1. Как деятельность Ярослава Мудрого соотноситься с христианским пониманием о добродетели?



Занятие 4. Духовные искания русских священников.

Русская философская мысль XI-XI вв. Истоки русской философской мысли уходят в XI в., когда Киевская Русь посредством крещения приобщилась к духовному наследию христианского мира. Так как философия в тот период практически сливалась с религией, то вопросы о мироздании, о человеке и его месте в природе и обществе рассматривались в древних летописях, сказаниях и повестях: в проповедях, поучениях, молениях, где они переплетались с разного рода историческими сведениями и, как правило, облекались в религиозную форму. К такого рода размышлениям можно отнести труды первого киевского митрополита «русина» Илариона (справочный материал). Он развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати». Внимательно прочитайте отрывок из его произведения «Слово о Законе и Благодати», которая известна как проповедь, произнесенная им в 1038 г. перед княжеской семьей Владимира Святославича.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

Анализ текста.

«О, подобный великому Константину, равноумный, равнохристолюбивый, равно чтящий служителей Его! Он со святыми отцами Никейского собора закон людям устанавливал, ты же, с новыми нашими отцами епископами сходясь часто, с глубоким смирением совещался, как в людях этих, новопознавших Господа, закон уставить. Он царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же - Русь. И вот уж не только у них, но и у нас Христос царем зовется. Он с матерью своею Еленой крест из Иерусалима принес, по всему миру своему его разнеся, веру утвердил. Ты же с бабкою своею Ольгой, принеся крест из нового Иерусалима, Константина града, по всей земле своей его поставив, утвердил веру, ибо ты подобен ему.»

Вопросы к тексту:

Подтвердите выводы Иллариона о включении Руси в общемировой процесс.

С кем сравнивает автор отрывка русского князя? Зачем?

Сделайте общие выводы о взглядах первого митрополита «русина».



Даниил Заточник (справочный материал)

«Моление Даниила Заточника»

      «Кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день...

      Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дому не истощить. Как невод не удерживает воды, а только рыб, так и ты, княже, не удерживай злата и серебра, а раздавай людям.

      ...Не лиши хлеба нищего мудрого, не возноси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый — что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый — что шелковая подушка, соломой набитая.

      ...Не смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри...»

Вопросы.

Каковы основные идеи произведения.

О каких человеческих качествах говорит Даниил Заточник? Можно ли считать его взгляды гуманистическими?

Какие ссылки к Библии вы видите в тексте?

Почему произведение наполнено библейским содержанием?



Как это работает на основную идею текста?

Моление Даниила Заточника. Перевод Д.С.ЛихачёваСлово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу

Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью. Восстань, слава моя, восстань в псалтыри 1 и в гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою в притчах загадки мои и возвещу в народах славу мою. Ибо сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.

Был язык мои как трость 2 книжника-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная. Того ради попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как древние - младенцев о камень.

Но боюсь, господине, осуждения твоего.

Ибо я как та смоковница проклятая 3: не имею плода покаяния; ибо имею сердце - как лицо без глаз; и ум мой - как ночной ворон, на вершинах бодрствующий; и закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона 4.

Все это написал я, спасаясь от лица бедности моей, как рабыня Агарь от Сарры 5, госпожи своей.

Но видел, господине, твое добросердечие ко мне и прибег к всегдашней любви твоей. Ибо говорится в Писании: просящему у тебя дай, стучащему открой, да не отвергнут будешь царствия небесного; ибо писано: возложи на Бога печаль свою, и тот тебя пропитает вовеки.

Ибо я, княже господине, как трава чахлая, растущая под стеною, на которую ни солнце не сияет, ни дождь не дождит; так и я всеми обижаем, потому что не огражден я страхом грозы твоей, как оплотом твердым.

Не смотри же на меня, господине, как волк на ягненка, а смотри на меня, как мать на младенца. Посмотри на птиц небесных - не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию; так и мы, господине, ищем милости твоей.

Ибо, господине, кому Боголюбове 6, а мне горе лютое; кому Белоозеро 7, а мне оно смолы чернее; кому Лаче-озеро 8, а мне, на нем живя, плач горький; кому Новый Город, а у меня в доме углы завалились, так как не расцвело счастье мое.

Друзья мои и близкие мои отказались от меня, ибо не поставил перед ними трапезы с многоразличными яствами. Многие ведь дружат со мной и за столом тянут руку со мной в одну солонку, а в несчастье становятся врагами и даже помогают подножку мне поставить; глазами плачут со мною, а сердцем смеются надо мной. Потому-то не имей веры к другу и не надейся на брата.

Не лгал мне князь Ростислав, когда говорил: "Лучше мне смерть, нежели Курское княжение"; так и мужи говорят: "Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете". Как и Соломон говорил: "Ни богатства, ни бедности не дай мне, Господи: если буду богат, - гордостью вознесусь, если же буду беден, - задумаю воровство или разбой", как женки распутство.

Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня, потомок великого царя Владимира, да не восплачусь, рыдая, как Адам о рае; пусти тучу на землю убожества моего.

Ибо, господине, богатый муж везде ведом - и на чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит. Богатый заговорит - все замолчат и после вознесут речь его до облак; а бедный заговорит - все на него закричат. Чьи одежды богаты, тех и речь чтима.

Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну из сетей, как птицу из западни, как утенка от когтей ястреба, как овцу из пасти львиной.

Я ведь, княже, как дерево при дороге: многие обрубают ему ветви и в огонь кидают; так и я всеми обижаем, ибо не огражден страхом грозы твоей.

Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек, когда он много бедствует. Никто ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не может рассудить. Злато плавится огнем, а человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в напасти обретает ум зрелый. Моль, княже, одежду ест, а печаль - человека; печаль человеку кости сушит.

Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день.

Птица радуется весне, а младенец матери; весна украшает землю цветами, а ты оживляешь людей милостию своею, сирот и вдовиц, вельможами обижаемых.

Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар твой как плод райский.

Когда услаждаешься многими яствами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьешь сладкое питье, вспомни меня, теплую воду пьющего в укрытом от ветра месте; когда же лежишь на мягкой постели под собольими одеялами, меня вспомни, под одним платком лежащего, и от стужи оцепеневшего, и каплями дождевыми, как стрелами, до самого сердца пронзаемого.

Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дому не истощить. Как невод не удерживает воды, а только рыб, так и ты, княже, не удерживай злата и серебра, а раздавай людям.

Паволока, расшитая разноцветными шелками, красоту свою показывает; так и ты, княже, множеством своей челяди честен и славен во всех странах являешься. Некогда ведь похвалился царь Иезекииль 9 перед послами царя вавилонского и показал им множество злата и серебра; они же сказали: "Наш царь богаче тебя не множеством золота, но множеством воинов: ибо воины золото добудут, а золотом воинов не добыть". Как сказал князь Святослав, сын Ольгин, когда шел на Царьград с небольшою дружиною: "Братья! нам ли от этого города погибнуть или городу от нас быть пленену?" Как Бог повелит, так и будет: погонит один сто, а от ста побегут тысячи. Тот, кто надеется на Господа, не дрогнет вовек, как гора Сион 10.

Славно за бугром коней пасти, так и в войске хорошего князя воевать. Часто из-за беспорядка полки погибают. Видел: огромный зверь, а головы не имеет, так и многие полки без хорошего князя.

Гусли ведь настраиваются перстами, а тело крепится жилами; дуб силен множеством корней, так и град наш - твоим управлением.

Ибо щедрый князь - отец многим слугам: многие ведь оставляют отца и матерь и к нему приходят. Хорошему господину служа, дослужиться свободы, а злому господину служа, дослужиться еще большего рабства. Ибо щедрый князь - как река текущая без берегов через дубравы, поит не только людей, но и зверей; а скупой князь - как река в берегах, а берега каменные: нельзя ни самому напиться, ни коня напоить. Боярин щедрый - как колодезь с пресной водой при дороге: прохожих поит; а боярин скупой - как колодезь соленый.

Не имей себе двора близ царева двора и не держи села близ княжого села: ибо тиун его - как огонь, на осине разожженный, а рядовичи 11 его - что искры. Если от огня и устережешься, то от искр не сможешь устеречься и одежду прожжешь.

Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый - что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый - что шелковая подушка, соломой набитая.

Господине мой! Не смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри. Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе.

Но поставь сосуд гончарный под капельницу языка моего, да накаплет тебе слаще меду слова уст моих. Как Давид 12 сказал: "Сладки слова твои, лучше меда они устам моим". Ибо и Соломон 13 сказал: "Слова добрые сладостью напояют душу, покрывает же печаль сердце безумного".

Ибо мудрого мужа посылай - и мало ему объясняй, а глупого посылай - и сам вслед не ленись пойти. Очи мудрых желают блага, а глупого - пира в доме. Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. Наставь премудрого, и он еще мудрее станет.

Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. Ибо глупых ни сеют, ни жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят. Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно золота, ни серебра, а глупому - мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли пожрет синица орла, коли поплывет камень по воде и коли начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.

Неужели скажешь мне: от глупости все мне это наговорил? Не видел ты неба холстяного, ни звезд из лучинок, ни глупого, говорящего мудро. Неужели скажешь мне: солгал как пес? Но хорошего пса князья и бояре любят. Неужели скажешь мне: солгал как вор? Если бы украсть умел, то к тебе бы и не жаловался. Девица ведь губит красоту свою прелюбодейством, а муж свое мужество - воровством.

Господине мой! Ведь не море топит корабли, но ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами; так и князь не сам впадает в ошибку, но советчики его вводят. С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится.

Говорится ведь в мирских пословицах: ни скот в скотах коза, ни зверь в зверях еж, ни рыба в рыбах рак, ни птица в птицах нетопырь, ни муж в мужах, если над ним жена властвует, ни жена в женах, если от своего мужа прелюбодействует, ни работа в работах - для женок повоз возить 14.

Дивней дивного, кто в жены возьмет уродину прибытка ради.

Видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: "Не смотрись в зеркало - увидишь безобразие лица своего и еще больше обозлишься".

Неужели скажешь мне: "Женись у богатого тестя, чести ради великой; у него пей и ешь"? Лучше бы уж мне вола бурого ввести в дом свой, чем злую жену взять: вол ведь не говорит, ни зла не замышляет, а злая жена, когда ее бьешь, бесится, а когда кроток с ней - заносится, в богатстве гордой становится, а в бедности других злословит.

Что такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения.

Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на ее ласковые и льстивые слова, а дел ее не проверяет, то дай Бог ему лихорадкою болеть, и да будет он проклят.

Вот и распознайте, братия, злую жену. Говорит она мужу своему: "Господине мой и свет очей моих! Я на тебя и взглянуть не могу: когда говоришь со мной, тогда смотрю на тебя, и обмираю, и слабеют все члены тела моего, и падаю на землю".

Послушайте, жены, слова апостола Павла: крест - глава церкви, а муж - жене своей. Жены, стойте же в церкви и молитесь Богу и святой Богородице; а чему хотите учиться, то учитесь дома у своих мужей. А вы, мужья, в законе храните жен своих, ибо нелегко найти хорошую жену.

Хорошая жена - венец мужу своему и беспечалие, а злая жена - горе лютое и разорение дому. Червь дерево точит, а злая жена дом своего мужа истощает. Лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене тайны поведать: дырявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубит. Лучше камень бить, нежели злую жену учить; железо переплавишь, а злой жены не научишь.

Ибо злая жена ни ученья не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех осуждает.

Что злее льва среди четвероногих и что лютее змеи среди ползающих по земле? Всех тех злее злая жена. Нет на земле ничего лютее женской злобы. Сперва из-за жены прадед наш Адам из рая был изгнан; из-за жены Иосиф Прекрасный в темницу был заключен 15, из-за жены пророка Даниила в ров ввергли 16, где львы ему ноги лизали. О, злое, острое оружие дьявола и стрела, летящая с ядом!

У некоего человека умерла жена, он же по смерти ее начал продавать детей. И люди сказали ему: "Зачем детей продаешь?" Он же ответил: "Если родились они в мать, то, как подрастут, меня самого продадут".

Но вернемся к прежнему. Я, княже, ни за море не ездил, ни у философов не учился, но был как пчела - припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские.

Скажу не много еще. Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему. Не стану с ним много говорить. Да не буду как мех дырявый, роняя богатство в руки неимущих; да не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить житом; да не окажусь ненавистным миру многословною своею беседою, подобно птице, частящей свои песни, которую вскоре же ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословицах: длинная речь не хороша, хороша длинная паволока.

Господи! Дай же князю нашему силу Самсона 17, храбрость Александра 18, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида 19, и умножь, Господи, всех людей под пятою его. Богу нашему слава, и ныне, и присно, и вовеки.

ПРИМЕЧАНИЯ Л.А.Дмитриева

1 Псалтырь - здесь: название музыкального инструмента.
2 Трость - здесь: орудие письма.
3 Евангельский сюжет: Христос, входя в Иерусалим, проклял смоковницу (фиговое дерево), не приносящую плодов.
4 Имеется в виду библейский рассказ о гибели войск египетского фараона в водах Красного моря. Перед преследуемыми египетским фараоном израильтянами воды Красного моря расступились, и они прошли по дну моря. Когда же вслед за ними в пределы моря вступили войска фараона, морские воды сомкнулись и потопили их.
5 Библейский сюжет: бесплодная жена Авраама Сарра предложила Аврааму взять в наложницы свою служанку Агарь. Агарь, зная, что скоро будет матерью, стала презирать Сарру. Сарра, с позволения Авраама, решила "смирить" Агарь. Обиженная Агарь убежала, но встретившийся ей на пути ангел вернул ее к Аврааму.
6 Боголюбово - резиденция (осн. в 1158 г.) князя Андрея Боголюбского в 10 км от города Владимира.
7 Бeлooзepo - на западе Вологодской области.
8 Лaчe озеро - в Архангельской области, на его берегу расположен город Каргополь.
9 Иезекииль - еврейский царь; согласно библейской легенде, вместо того чтобы прославлять бога за свое чудесное выздоровление, показывал свои богатства послам вавилонского царя. За это вместе с потомками потерпел кару от бога.
10 Сион - гора близ Иерусалима.
11 Рядовичи - закабаленные люди, заключившие договор ("ряд") со своим господином и работающие у него.
12 Давид - царь Израильско-Иудейского государства (конец XI-начало Х в. до н.э.). Его деяния отличаются отвагой, мудростью и хитроумием. Отец Соломона.
13 Соломон - третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965- 928 гг. до н.э.), сын царя Давида, изображается в Библии величайшим мудрецом.
14 Повоз возить - обязанность доставлять дань или оброк в назначенное место.
15 По библейской легенде, Иосиф Прекрасный, оклеветанный женой своего господина Потифара, к которому он попал после того как был продан братьями в рабство, был заключен в темницу.
16 По библейской легенде, пророк Даниил был брошен в ров со львами, которые стали лизать ему ноги. Но мотива женской клеветы в библейском рассказе нет.
17 Самсон - библейский герой, наделенный необычайной силой.
18 Имеется в виду величайший полководец древности Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.).
19 Иосиф отличался остротой ума и прозорливостью; Соломон - см. примечание 13.; Давид - см. примечание 12..





Феодосий Печерский (справочный материал).

Из «Жития» Феодосия Печерского



В то время великий Феодосии присмотрел свободное место невдалеке от пещеры, и рассчитал, что достаточно оно для сооружения монастыря, и собрал средства по благодати божественной, и, укрепившись верой и надеждой и Духом Святым исполнившись, начал готовиться к переселению на то место. И с Божьей помощью в недолгое время построил на том месте церковь во имя святой и преславной Богородицы и приснодевы Марии, и окружил стеной место то, и построил множество келий, и переселился туда из пещеры с братией в год 6570 (1062). И с того времени по божественной благодати возвысилось то место, и существует монастырь славный, который и доныне называем мы Печерским и который устроен отцом нашим Феодосией.



…А какова была сперва их жизнь в пещере и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте это одному Богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была один ржаной хлеб и вода. В субботу же и воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили клобуки, и иные ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собою, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались. Выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к Богу.

Вопросы и задания:

  1. В чём специфика данного произведения?

  2. Какими причинами автор жития объясняетподвижническую деятельность Феодосия Печерского?

  3. С какими трудностями пришлось сполкнуться Феодосию Печерскому? Почему, как вы считаете, автор упоминает об этом?

Занятие №5

В годину суровых испытаний.

Евпатий Коловрат ( справочный материал)

«Повесть о Евпатии Коловрате»

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты.

И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распалялся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские.

И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мыф Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую».

Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула наполы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал.

И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю.

Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, - и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти, и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами.

Ни один из них не съедет живым с побоища».

И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

Вопросы и задания:

1.Какие причины действий Евпатия Коловрата называет автор?

2.Как изображает автор русских воинов?

3.В чём вы видите пичины их подвига?

4.Как и почему хан Батый оценил действия Евпатия?



Повесть о разорении Рязани Батыем

      «Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как сладкий орган звучащий. И от великого того крика и вопля страшного пал на землю как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру. И с трудом ожила душа его в нем.

      Кто не восплачет о такой погибели, кто не возрыдает о стольких людях народа православного, кто не пожалеет стольких убитых великих государей, кто не застонет от такого пленения...

      Разбирая трупы убитых, князь Ингварь Ингваревич нашел тело матери своей, великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих, и призвал попов из сел, которых Бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных: сильно кричал и рыдал. И похоронил остальные тела мертвых, и очистил город, и освятил. И собрал малое число людей, и немного утешил их. И плакал беспрестанно, поминая матерь свою, и братию свою, и род свой, и все узорочье рязанское, без времени погибшее. Все то случилось по грехам нашим. Был город Рязань, и земля Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее — только изгорела и почернела. И не только этот город пленен был, но и иные многие. Не стало в городе ни пения, ни звона; вместо радости — плач непрестанный».

Восстания против ига Орды

      «В том же году (1262) был заговор по всем русским городам против татар, которых посажал, как волостелей, царь Батый по всем городам русским, а после убиения Батыя сын его Сартак, а после него другие. Князья же русские согласились между собой и изгнали из своих городов татар, потому что было насилие от них, так как богатые люди брали на откуп у татар сбор дани и наживались сами, а многие бедняки работали за рост. Итак, князья русские изгнали татар, а других перебили, а некоторые из них крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа. Тогда же убили в Ярославле и Изосима отступника, который отрекся от христианской веры и иночества и был особенно злым бесерменином; он получил поддержку от царева посла Титяка и много зла делал христианам».

Повесть о житии и храбрости благоверного 
и великого князя Александра

      «...Король... из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород, к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

      Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, молился со слезами.

      И окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Вопросы. О каком событии рассказывает документ? Когда оно произошло? Как развивались события дальше?

«Слово о погибели Русской земли»

"О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчичленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!"

 Отсюда - от угров и до ляхов, от чехов и до литовцев, от немцев и до карелы, от карелы и до Устюга Великого и дальше Дышащего моря до булгар, от булгар до марийцев и мордвы - вся ты повиновалась великому князю Всеволоду, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих градов железными воротами, чтобы их великий князь Владимир не покорил. А немцы радовались, что они за Синим морем. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.

И в те дни,— от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского,— обрушилась беда на христиан...

Вопросы и задания:

1. Почему автор преувеличивает мощь Древнерусского государства?

2. Как вы думаете, кому был адресован этот текст? 

3.В чём автор видит красоту и величие Руси?



Занятие №6. Победа русского духа

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

Дмитрий Донской ( справочный материал)

Задонщина

      «О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим небесам, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу! Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона Великого на берегу.

      Звенят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у храма Святой Софии и говорят так: «Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?» И как только слова эти промолвили, уже как орлы слетелись. Нет, то не орлы слетелись — выехали всадники из Великого Новгорода и с ними семь тысяч войска к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу, на помощь.

      К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровом и Михайловом, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу».

      И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую».

Задание: Что нового о Куликовской битве вы узнали?

Что вы можете сказать об умонастроениях участников сражения?

Каковы, по мнению автора, источники побед русского оружия?



Сказание о Мамаевом побоище

      «Князь же Владимир Андреевич не мог более терпеть и сказал Дмитрию Волынцу: «Беда великая, брат, чему помогает наше стояние, будет оно как посмешище, кому будем помогать?» И сказал ему Дмитрий: «Великая беда, князь, но еще не пришел наш час: каждый, кто начинает без времени, приносит себе беду. Помолчим и потерпим еще до удобного времени, когда дадим ответный удар нашим врагам».

      ...Тяжко было видеть детям боярским, как убивали людей из их полка, они плакали и непрестанно рвались в бой, как соколы, как гости, приглашенные на свадьбу пить сладкое вино. Волынец же запрещал им, говоря: «Подождите немножко, есть еще с кем нам утешиться». И пришел час восьмой, и внезапно повеял южный ветер сзади их. Волынец закричал громким голосом: «Час пришел, и время приблизилось». И опять сказал: «Братья мои и друзья, дерзайте»... И сразу выехали из дубравы, как выдержанные соколы ударяют на стаи гусиные, храбро подняты знамена грозным воеводою. Были же воины, как львы, напавшие на овечьи стада».
 

Занятие №7. Земной и духовный подвиг русских святых.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ



«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»

Король... из северной земли подумал про себя: Пойду и завоюю землю Александрову. И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород, к князю Александру, говоря: Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою.

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, молился со слезами.

И окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Вопросы.

О каком событии рассказывает документ? Когда оно произошло? Как развивались события дальше?







С. М. Соловьев о Сергии Радонежском

      «Сам Сергий своими руками построил три или четыре кельи. Сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодезя и ставил ведра у каждой кельи. Сам готовил кушанье на всю братию, шил платье и сапоги и, одним словом, служил всем как раб купленый. И это смиренное служение прославило Сергия по всем областям русским и дало ему ту великую нравственную силу, то значение, с каким мы уже встречали его в политических событиях княжения Дмитрия Донского; здесь мы и видели Сергия грозным послом для Нижнего Новгорода, не повинующимся воле московского князя, тихим примирителем последнего с озлобленным Олегом рязанским, твердым увещевателем в битве с полками Мамаевыми. Из монастыря Сергиева, прославленного святостию своего основателя, выведено было много колоний, много других монастырей в разные стороны сподвижниками, учениками учеников Сергиевых».

Вопросы. Какие качества Сергия Радонежского вызвали к нему всеобщее уважение и любовь? Что было сделано им для блага Руси?


 Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского.

«Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными и с младенческих лет возлюбил Бога». Любовь к Богу стала основной чертой князя. Родившись в 1350 году от князя Иоанна Красного и княгини Александры, он оказался под непосредственным влиянием святого Митрополита Алексия, который был близким другом и советником отца.

Когда же умер в 1359 году князь Иоанн, то святитель заменил юному Димитрию отца, воспитывая его совершенно в духе истинного познания Бога.

…Возмужавший князь стал сильнее ощущать необходимость освобождения Руси от монголов. Пламенная вера, искреннее чувство любви к Богу помогали ему на протяжении всей его жизни мужественно стоять за родную землю и сохранить «Божий Престол» в чистоте и неприкосновенности от чуждых и враждебных Церкви влияний.

…Его подвиг необычайной верности идее политической свободы и государственного объединения был результатом его жизни во Христе. Как болезненное изнутри тело не может совладать с нападениями из внешней среды, так государство, не имеющее религиозного начала, не может противостоять нападкам со стороны недоброжелателей.»

Вопросы. Какие качества Дмитрия Донского вызвали к нему всеобщее уважение и любовь? Что было сделано им для блага Руси?





Н. М. Карамзин о Дмитрии Донском

      «...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

Вопрос. Почему Н. М. Карамзин ставит в один ряд с Дмитрием Донским Александра Невского и Владимира Мономаха?
 



Занятие №8-10. Защита мини-проектов





Тезаурус

Добродетель- философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

Добродетель - положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Идеология - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество.

Житие - повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым.

Летопись-вид русской повествовательной литературы, погодная запись исторических событий.

Милосердие-готовность помочь кому-нибудь. или простить кого-либо из чувства сострадания, человеколюбия. 

Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Самопожертвование-жертвование своими личными интересами ради других. 

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Справочный материал для учителя



Александр Невский - князь новгородский, киевский, владимирский. Был сыном переяславльского князя. В 1225 году его посвятили в воины. В 1228 году поселился в Новгороде, а в 1230 году стал князем новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев. В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. 5 апреля 1242 года разгромил немцев в Ледовом побоище на Чудском озере. Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир. Когда умер Ярослав, Святослав, Александр Невский получил власть в Киеве. За всю свою жизнь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым дипломатом, полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.



Вассиан Рыло (первая треть XV века — 23 марта 1481)  -епископ Русской православной церкви, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский. Еще юношей он пришел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию и был одним из первых и любимых его учеников. Будучи епископом в Ростове, занимался благоустройством церквей. Считался "Демосфеном" своего времени. В особенности известны его красноречивое послание к великому князу ИвануIII на Угру «Стояние на реке Угре». Великий князь избрал его в посредники при раздорах с братьями своими Борисом Волоколамским и Андреем Суздальским . Два раза он ездил к ним, но без успеха. Прозвание "Рыло" Вассиан получил потому, что имел страсть рыть большие пруды. По рукописным святцам он считается святым.

Владимир Мономах  (1053—1125), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын князя Всеволода Ярославича, по линии матери — внук византийского императора Константина IX Мономаха, отсюда и его прозвание. Владимир Мономах стал ростовским князем, затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.После смерти Всеволода Ярославича уступил престол Святополку, своему брату. Большой заслугой князя Владимира Мономаха стал разгром половцев (1111г.). Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. На Любечском съезде (1097г.) Владимир пытался сплотить Русь для противостояния половцам. После нескольких поражений половцев Русь была освобождена от их набегов.

Когда умер Святополк, Владимир Мономах подавил киевское восстание и возглавил правление страной. Тогда же вышел знаменитый «Устав Владимира Мономаха». Период его правления был в целом благоприятным для Руси. Прекратились междоусобицы. Владимир Мономах написал несколько произведений. Например, «Поучение», «Письмо Олегу Святославичу», «Молитва».



Даниил Заточник (XII или XIII век) -  уроженец Переяславля, писатель, биографические данные о нём отсутствуют. Предполагают, что ему принадлежат два близких по тексту произведения, именуемых редакциями, или же одно из них. Первая редакция — «Слово Даниила Заточника», вторая — «Моление Даниила Заточника».



Дмитрий Иванович Донской (1350 — 1389) – великий князь московский, внук Ивана Калиты. Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. Когда умер его отец, Дмитрия Донского воспитывал опекун – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. В 1363 году Дмитрий обосновался во Владимире. После большого пожара в Москве князь начал строить новый белокаменный Кремль.

Возникла междоусобица, борьба за Москву. После вражды с литовским князем Ольгердом в биографии Донского был заключен мир с Литвой. Постепенно наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.

Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву войско Мамая было разбито. 8 сентября 1380 года состоялась Куликовская битва, в ходе которой Мамая потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. За этот подвиг получил Дмитрий признание народа и прозвище Донской. Вырос авторитет и влияние князя. Дмитрий Иванович впервые передал свой престол сыну, как «свою вотчину», не утверждая права на княжество в Орде, как это было раньше.



Евпатий Коловрат (1200- 11 января 1238) - рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.  О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». С отрядом в 1700 человек, уцелевших от татаро-монгольского разгрома Рязани, напал на стан хана Батыя и привел захватчиков в замешательство, перебив многих “нарочитых” монгольских богатырей. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата после того, как они применили против него “пороки” — камнеметы. Евпатий погиб в сражении и удостоился самой высокой похвалы даже со стороны своих врагов — хана Батыя и его окружения.  По приказу Батыя, тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причиняя никакого вреда.



Иван III(1440-1505)- великий князь московский. Иван III Васильевич, был сыном Василия II. С ранних лет посильно помогал слепому отцу в государственных делах, ходил с ним в походы. В марте 1462 года тяжело заболел и умер Василий II. Иван III вел очень продуктивную, мудрую политику. Во внутренней политике он, как и его отец, продолжает собирать русские земли под московским началом. Присоединил к Москве Ростовское, и Тверское,  Рязанское, Белозерское и Дмитровское княжества. Внутренняя политика присоединение русских земель к Москве проходила весьма удачно и продуктивно. Эти земли были присоединены мирным путем. Новгородцы хотели самостоятельности, но силы московского княжества явно превосходили новгородские. Новгород должен был присоединиться к Москве в 1378г. При Иване III  в России возникла система службы за землю. В 1497 году выходит общерусский Судебник Ивана III. Судебник устанавливал правовые нормы жизни русского общества. Во внешней политике правителя  тоже не обошлось без крупных успехов. Русь окончательно перестала зависеть от Золотой Орды, выплачивать ей дань. Произошло это событие в 1480 году, ознаменованное «Стоянием на Угре». Хан Ахмат двинул большие войска на Русь, долгое время готовился к решающему сражению, но в итоге повернул назад. Так закончилось Ордынское Иго. За своё правление он добился больших успехов во внутренней и внешней политике, завершил процесс собирания земли русской, раз и навсегда покончил с Ордынским Игом. Иван III Васильевич, в науке и публицистики получил прозвище Великий.

Максим Грек - религиозный публицист, писатель и переводчик. Этнический грек. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных, память совершается 21 января (3 февраля) и 21 июня (4 июля) (обретение мощей в 1996 г.) по юлианскому календарю. Максим оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские, апологетические, духовно-нравственные; кроме того от Максима сохранились послания и письма к частным лицам. Уже, начиная с XVI века, его труды распространяются в многочисленных рукописных списках, например.



Сергей Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1314- 1391) -основатель и игумен (настоятель) Троице-Сергиева монастыря, выдающийся церковный и государственный деятель. Ввел в монастыре общежитийный устав. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики Дмитрия Донского, к которому был близок. Один из самых почитаемых на Руси святых. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году. По словам современника, Сергий ""тихими и кроткими словами"" мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356 году, нижегородского - в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получил от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю . Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1452 году он был причислен к лику святых. 



Феодосий Печерский (около 1008-1074) - древнерусский писатель, преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Родился в Василеве и происходил из родовитой семьи. Ни имя Феодосия (мирское), ни год рождения неизвестны. Юные годы Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец Феодосия был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14 лет Феодосий лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. 

Автор 8 поучений и 2 посланий. Два поучения Феодосия обращены ко всему народу. В историческом отношении поучения преподобного Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. 



Ярослав Мудрый - (около 980-1054) - великий князь киевский (1019). Сын Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлена «Русская правда». При нем были сооружены Софийский собор в Киеве, Золотые ворота, возник Печерский монастырь. Киевским митрополитом был избран русский по национальности Иларион. Собирались книги и открывались школы. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!