СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности "Музыкальное народное творчество". Поурочное планирование занятий для обучающихся 1 классов (1 полугодие)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование занятий в 1 классе. составленное на основе авторской программы  Скрипкиной Т.Г. "Музыкальное народное творчество", программы Куприяновой Л.Л. «Русский фольклор», программы Агамовой Н.С., Морозова И.А., Слепцова И.С. «Народные праздники и игры».

Занятия в  1 классе носят подготовительный, развивающий характер, предполагают знакомство детей с фольклором через призму игры и развлечения.  Внимание концентрируется на народных музыкальных играх и детском музыкальном фольклоре. Материал этот может органично использоваться и на уроках музыки.

Музыкальный материал первого года обучения построен на основе устного народного творчества. В так называемую «теоретическую» часть занятия включены беседы, в ходе которых дети знакомятся с народным календарем, тем или иным праздником и связанными с ним верованиями и обрядами, пословицами, поговорками, приметами и т.д. Собственно музыкальный материал представлен произведениями самых разнообразных жанров: игры (хороводные, подвижные, сюжетные, словесные,  игры с предметами, подражательные), музыкальные считалки, скороговорки, песенки-дразнилки, колыбельные песни, пестушки, потешки, плясовые припевки, песни-небылицы, приговоры, докучные сказки, музыкальные народные сказки и пр.  

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Музыкальное народное творчество". Поурочное планирование занятий для обучающихся 1 классов (1 полугодие)»

I КЛАСС (33 часа)

ТЕМА ГОДА: Народные музыкальные игры, детский музыкальный фольклор


Тема 1: Игровые хороводные песни (8 часов)

№ урока

виды и формы деятельности

содержание

методические рекомендации


1.

Беседа.














Обсуждение примет.

Педагогический показ хороводной песни- игры, разучивание песни. Относительная система сольмизации.




Игра «Паучок» в хороводе.









Дидактическое упражнение.



Игра на знакомство.










Домашнее задание.

Понятия: фольклор, русский фольклор

народный календарь





Сентябрь – листопадник, златоцвет, румянец осени







музыкальная игра «Паучок»

(V ступень - ЗО, III ступень– ВИ)









Добрый люд! Честной народ!
Приглашаем в хоровод.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.


Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду,

Громче дудочка дуди,

Мы играем, ты води!


«Назови свое имя»



«Жмурки с голосом»

Пословицы:

- Человек без Родины, что соловей без песни;

- Где родился, там и пригодился;

- Не примечать, так и хлебушка не видать.


Игра «Переводчики».

Приметы осени.

Пословицы:

- Сентябрь без плодов не бывает;

- Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает;

- В сентябре и лист на дереве не держится.


Приметы:

- Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме;

- Паутина стелется по растениям — к теплу.

Разучивание песни к игре с использованием «ручных знаков»

Обсуждение правил движения в хороводе.





Считалка.

Выбор ведущего (по уговору, по чуранию, считалкой (счет «по солнцу» от правой руки к л.р))


Работа в кругу. Ребенок звонко называет имя, протягивая ударный слог, класс, как эхо повторяет.


(Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему в середине круга завязывают глаза, в руки дают волшебную палочку. Круг движется (пока звучит музыка или пока водящий не остановит командой «Стой».) Водящий вытягивает вперед палочку, за которую берется тот, на кого она направлена. Водящий просит: «Подай голос!» Игрок произносит любое слово. Если водящий не угадывает кто это, он продолжает водить.


Наблюдение за изменениями в природе.

Считалка.

2.

Беседа.




Дидактическое упражнение.


Педагогический показ потешки- игры, разучивание. Разыгрывание в диалоге. Относительная система сольмизации.





Беседа



Проверка домашнего задания.



Разучивание считалки.








Повторение музыкального материала прошлого занятия.


Пропевание музыкального прощания. Относительная система сольмизации.

Все за одного - один за всех.




«Назови свое имя»



«Кисонька»











Дерево живет корнями, а человек – друзьями.


Считалки в хороводе.




«Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько нужно гвоздей?

Говори поскорей, не задерживай наших людей!

Пять! (может быть другое число)

Раз, два, три, четыре, пять…(пятый выходит)


Хороводная игра «Паучок».





VI ступень - РА

Установка на внимательную и дружную работу в классе, уважительное отношение к друг другу.


Работа в кругу. Ребенок звонко называет имя, протягивая ударный слог, класс, как эхо повторяет.

Верования древних славян в умение кошек усыплять и успокаивать, лечить детей. Обычай  пеленать кота и укладывать в новую колыбельку ещё до того, как туда положить ребёнка — чтоб ребёночек спокойным рос! Проговаривание текста по ролям, пение с ручными знаками (ступени ЗО- ВИ). По окончании диалога кисонька «угощает» и выбирает себе замену. Кисонька рассказывает о своих друзьях.


Обсуждение пословицы. Какие пословицы о дружбе вы знаете?


Учащимся предлагается рассказать свои считалки в кругу. На ком остановились, тот предлагает свою считалку.


Выбор ведущего для повторения музыкальной игры «Паучок».












Учитель поет слово «До свидания» в разных комбинациях ступеней (III, V, VI), ученики повторяют.

3

Дидактическое упражнение.





Беседа о времени года, приметах осени.







Метроритмическая декламация.




Беседа.







Слушание песни, обсуждение содержания.



Разучивание песни, инсценирование.

Относительная система сольмизации.


Музыкальная сюжетная игра «Дед Сысой»





Пропевание музыкального прощания. Относительная система сольмизации.

«Назови свое имя».






Семен-летопроводец (14 сентября). Окончание лета. Первый день бабьего лета. Мушиные похороны и первая встреча осени. В народе об этом дне говорили: «Семен день — сеялка с плеч» или: «Семен деньсемена долой».


Закликание осени: «Осень, осень, в гости просим! Осень, осень погости недель восемь!»



Осень – награда трудолюбивому.

Жатва – время уборки урожая.

Понятия: жнеи, нивка, косы серпы.

Закличка: Солнышко, выгляни,

Красное, высвети.

К нам на нивку иди

Ладить косы и серпы.


Р.н.п. «У нас серпы-то золотые»

Понятия: ток, жито, сноп, снопочек, цеп.


Песня «С цепом на ток».

Знакомство с новыми ступенями: МО – I ступень, ЛЁ – II ступень, НА - IV ступень.


Музыкальная сюжетная игра «Дед Сысой»







«До свидания»

Вариант упражнения: Один учащийся произносит: «Я—Катя!», все повторяют как эхо с другой интонацией (вопросительной, удивления, обиды…) «Я – Катя?»


Обсуждение приметы, сравнение с погодой: Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет теплая. А если в этот день сухо - вся осень сухая.





Проговаривание заклички в ритме, прохлопывание ритмического рисунка «кулачки» - «ладошки» (ТА – долгие звуки, ТИ-ТИ – короткие).


Проблемный вопрос: Что делают земледельцы осенью? Сравнительная характеристика уборки урожая в современное время и в давние времена.





Рассуждения детей

Помогали ли дети взрослым во время уборки урожая?


Проговаривание текста в ритме, пропевание с показом ступеней.




Покажем, как убирали хлеб в деревне.

Выбирают «деда», сговариваются тихонько, что будут показывать, затем ведут диалог. Если дед отгадает, то все разбегаются, а он их ловит. Кого поймает, тот и становится дедушкой Сысоем.


Учитель использует новые комбинации ступеней (I – VI ступени)


4

Дидактические упражнения.

Декламация текстов песенок и музыкальных игр.



Беседа. Повторение закличек осенних, песни «С цепом на ток».











Исполнение знакомого материала.


Педагогический показ, разучивание музыкальной игры.



«Назови свое имя».


«Евсей, Евсей муку просей, испеки в печи, калачи горячи».





Вторая встреча осени.

Праздник Оспожинки – праздник урожая (21 сентября).

День осеннего равноденствия.

Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также  кормят этим хлебом домашний скот для приплода.


Хороводная игра «Каравай».



Музыкальная игра «В медведя».



Проговаривание в ритме, звонко, не прячась голосом (Давайте позовем Евсея).



Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Загадки: «Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и легко, и мягко, и черно, и бело, и всем людям мило» (Каравай)

«Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают?» (блины)

Обсуждение вопроса: «Что можно еще испечь из муки?



Какую песню про каравай поют на день рождениях?


Загадки:

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая... (клюковка)

У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб).


5.

Артикуляционная гимнастика.











Декламация текстов, скороговорок.


Музыкально-дидактическое упражнение.


Беседа.






Разучивание музыкальной считалки, игры с предметом. Относительная система сольмизации.


Знакомство с играми-уговорами. Молчанки.

Погулять язык собрался: 
Он умылся, 

Причесался, 


На прохожих оглянулся, 

Вправо, влево повернулся, 
Вниз упал, наверх полез, 
Раз - и в ротике исчез. 

«Евсей».

Скороговорка: «Звездный змей звенел зубами з-з-з…»


«Спой свое имя».



27 сентября – Воздвиженье – осень зиме навстречу двигает. «Хлеб с поля на гумно движется», «птица в отлет двинулась», и даже «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».


Музыкальная считалка «Шла коза по мостику».


Музыкальная игра с предметом «Золото хоронить»



Молчанка: «Чок, чок, зубы – на крючок, а язык – на полочку… Молчок!»

(открыть рот)

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам) 
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать) 
провести языкам по губам - «облизнуться») 
(повернуть язык в указанную сторону) 
(опустить язык вниз и поднять вверх) 
(спрятать язык во рту)


Проговаривание дополнить движением.




Детям предлагается спеть свое имя с «ручными знаками» (ЗО-ВИ)


В домах по вечерам собиралась молодежь, играла, пела, угощаются пирогами с капустой. «Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой».



(Использование ручных знаков МО, ЛЁ, ВИ, НА, ЗО)


Для игры необходимо колечко.



Выработка волевых качеств, умения управлять своими эмоциями, подчиняться общим правилам.

6.

Повторение артикуляционной гимнастики.


Знакомство со звуками высокими, средними, низкими.












Дидактическое упражнение.


Проговаривание скороговорок с движениями.


Беседа.

Игра «Переводчики».

Праздники и приметы октября.












Разучивание плясовой песни.

Знакомство с ритмоформулой (ти-ти-та).

Танцевальная импровизация.


Декламация молчанки, знакомство с жанром «перевертыш».






Разучивание музыкальной считалки, знакомство с игрой. Относительная система сольмизации.

«Погулять язык собрался».




На лугу паслась корова - «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел - «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул - «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел - «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик - «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал - «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».

И сердитый жук жужжал - «Ж-ж-ж,ж-ж-ж». 

«Покатаемся на горке».



«Звездный змей звенел зубами з-з-з…»,

«Петр Петру пек пироги».




Октябрь – листопад, грязник, позимник.

7 октября - Фёкла Заревница 

Замолотки. Зарева от осенних огней в поле (палы для выжигания сухой травы) и пожаров в овинах. В натопленных овинах молотят хлеб. Именинный сноп – молотят первым. На Заревницу хозяину – хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок. Молотильщики собирались в «именинном» овине и проводили ночь с песнями и угощением.

Начинается заметная убыль дня.


Плясовая песня «Трепак».

Понятия: трепак.







Повторение молчанки «Чок, чок».

Перевертыш:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

выскочила бабка с палкою в руке

и давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик - овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.


Считалка «Обруч круж»,

музыкальная игра «Дрема»

Работа в общем кругу.




Начало строчки проговаривает учитель, дети изображают героев считалки, учитель обращает внимание на высоту проговаривания звуков.











На слог «ой» поднимаемся как можно выше на горку, съезжаем вниз «ой-ёй-ёй…», уже почти съехали «ай-яй-яй» (рука на груди).




Детям предлагается объяснить значение слов.

Обсуждение пословиц:

День убегает не куриными, а лошадиными шагами, лошадиным скоком.

Осень навстречу зиме быстрее движется.

Сложа руки, снопа не обмолотишь.









Прохлопывание ритма, выбор подходящей ритмоформулы.




Подбор подходящих движений под песню.




Занимательная умственная игра, в которой предлагается объяснить, как должно быть на самом деле.






Прохлопать ритм считалки, выбрать подходящие ритмоформулы, пропеть с «ручными знаками».

7.

Повторение артикуляционных упражнений, перевертыша, скороговорок. Разучивание новой скороговорки.


Беседа.





















Педагогический показ и разучивание песни.



Обсуждение поговорки.

Словесная игра.








Знакомство с подражательной музыкальной игрой.

двигательная импровизация.

Скороговорка:

Простокваши дали Клаше -
Недовольна Клаша:
- Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши. 



Покров (14 октября) «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром» (или «животом», то есть, надели здоровьем). Хозяева утепляли дома: конопатили пазы в стенах, промазывали оконные рамы. С Покрова скот переводили на зимнее содержание, и по этому случаю домашней животине устраивали пир, подмешивая в сено зерно и солому из последнего «пожинального» снопа. Это делалось для того, чтобы уберечь живность от бескормицы и болезней. Детвору обливали на пороге дома водой через решето. В это день полагалось также печь блины, чтобы «запекать углы». Смысл обычая заключался в расчете удачно перезимовать, уберечь семью от напастей и каких бы то ни было потерь. И хозяйки, хлопоча у печи, бормотали присловье: «Покров-Покров, натопи избу без дров».
Плясовая песня Свердловской области «Посмотрите, как у нас-то в мастерской».


Осенние посиделки.

Потеха – работе не помеха.

Молчанка:

Хам-хамки,

Не казать зубки,

Кто покажет зубки,

Того бить-колотить,

За волосья теребить,

Хам.


Музыкальная игра «Воробейка».

Проговаривание текстов с движениями.







Обсуждение: Покров – первое зазимье. На Покров до обеда осень, после обеда - зимушка –зима. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.



















Декламация текста в ритме с прохлопыванием ритмического рисунка, запоминание напева, пропевание с «ручными знаками».

Вечера долгие, девочки пока за прялкой сидят каких только забав не придумают.









Детям предлагается в соответствии с содержанием песни подражать движениям

девиц, старух, молодцев, дедуль, ребят.

8.

Беседа. Народный календарь.









Повторение пройденного материала.

27 октября. В это время осень уже заканчивалась, но зима еще не пришла. Так что погода была сырой, из-за дождей и первого снега была сильная грязь, поэтому было и бездорожье. Не удивительно, что на Руси Параскева получила прозвище Грязнуха. «На Грязнуху не бывает сухо».



Выбор музыкального игрового материала по желанию учащихся.

  • Обсуждение примет:

  • Если на улице много грязи, то до зимы ждать еще четыре недели.

  •   Если погода стоит ветреная и сухая – значит, в следующем году лето будет неурожайное и сухое, если идет дождь – это сулит хороший урожай.

  •  Если грязно, а в след от лошадиного копытца наполняется водой – снег установит зимний путь.



Тема 2: Детский музыкальный фольклор (8 часов)

№ урока

виды и формы деятельности

содержание

методические рекомендации


1

Диалоговая форма приветствия.


Речевая разминка.














Разучивание словесной игры.











Беседа. Народный календарь.












Хоровое исполнение знакомого музыкального материала.


Метроритмическая работа. Знакомство с музыкальной скороговоркой, подражательной игрой.

Домашнее задание (по желанию)

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте!»


Скороговорка: Варвара варила, варила, да не выварила.

Жук жужжал, жужжал, жужжал,

Вол лежал, лежал, лежал…

А потом спросил:

-Скажите, для чего вы так жужжите?

Жук волу ответил с жаром:

- Ясно, я жужжу не даром –

Я живу и не тужу,
Потому что я жужжу.



Докучная сказка, которую можно рассказывать без начала и без конца (шутка – балагурка сказочного характера) « Пошел медведь к броду»:

Пошел медведь к броду.

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду – бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок…




Ноябрь –грудень, листогной, полузимник.

Ноябрь –сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Ноябрь – ворота зимы.

Земля морозцем одевается, снежком покрывается.

12 ноября – Синичкин день. Прилетают птицы – зимники (синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристелки).

Взрослые и дети мастерили и развешивали кормушки для птиц.

Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною.


Плясовая песня Свердловской области «Посмотрите, как у нас-то в мастерской».



Музыкальная считалка «Мы по лесенке бежали».



Музыкальная подражательная игра «Вот так» («У дедушки Трифона»)


Вспомнить музыкальные считалки «Шла коза по мостику», «Обруч круж».

Учитель использует для приветствия «ручные знаки».


Разучивание в медленном темпе, подбор с детьми подходящих движений.





Повторение скороговорок выученных в 1 четверти.







Игра в кругу с изображением медведя, который постепенно выбирается из воды.











Игра «переводчики» (объяснение значений названий ноября).

Наблюдения детей за изменениями природы в ноябре.

Объяснение пословиц и поговорок.






Обсуждение проблемного вопроса: Для чего мастерили и подкармливали птиц?




Ансамблевое исполнение. Конкурс на лучшее исполнение («лучшую музыкальную кормушку»).



Прохлопывание ритма («кулачки – ладошки»), разучивание считалки с «ручными знаками». Выбор ведущего для игры.



Предложить детям придумать свою мелодию к любимой считалке.

2

Речевая разминка.



Разучивание музыкальных скороговорок.


Повторение и разучивание новых словесных игр.








Беседа. Народный календарь.



Наблюдение за изменениями в природе.



Разучивание хороводной игры.

Повторение скороговорок.



Музыкальные скороговорки «Мы перебегали берега», удмуртская скороговорка «Луг порос осокой-травой».

Докучная сказка «Пошел медведь к броду»,

«Мы с тобой шли»:

- Мы с тобой шли? – Шли.

- Кожух нашли? – Нашли.

- Я тебе его дал? - Дал.

- Ты его взял? – Взял.

- Так где же он? – Что?

- Кожух? - Какой?..


14 ноября – день Кузьмы и Демьяна – святые бессребренники – покровители ремесел, домашней птицы и брака. Этот день считался девичьим праздником, для которого готовили угощение: варили кашу, куриную лапшу и другие блюда из курицы. Вечером начиналось настоящее веселье: молодые люди пели, плясали, играли в игры…

Хороводная игра «В догонялки» («В синем море- океане»)

Угадывание знакомых скороговорок по движениям. Проговаривание с постепенным ускорением темпа.

разработка проблемного вопроса: Могут ли скороговорки быть музыкальными?

разучивание по относительной системе сольмизации.



Диалоговое проговаривание сказки (учитель – ученики).







Обсуждение поговорок:

«Кузьминки – по осени поминки»,
«Не заковать реку зиме без Кузьмы –Демьяна».

А вы заметили приближение зимы?





Выбор ведущего с помощью ранее выученных музыкальных считалок.


3

Артикуляционная гимнастика.

Речевые упражнения.

Декламация в песенном ритме «В синем море-океане».


Народный календарь. Беседа.






Педагогический показ календарной песни, анализ содержания.


Отгадывание загадок о зиме снеге.












Музыкальная игра с предметами.


Домашнее задание.

Повторение знакомых речевых упражнений, скороговорок, докучных сказок.

Разучивание: «Купили нашей Вареньке варежки да валенки».



22 ноября – зимняя Матрена. В народе верили ,что с этого дня зима встает на ноги, налетают морозы. Человек радовался снегу: «Много снега – много хлеба», «Снега надует – хлеба прибудет», «Снег земле - кормилице что теплый кожух».

Зимняя календарная песня «Воробушек летит»



Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз) Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна. (Снег) всю зиму пролежит, весной в речку убежит. (Снег) Шуба нова, на подоле дыра. (Прорубь) Старый дед, ему сто лет, Мост намостил во всю реку, а молодка пришла – весь мост разнесла. (Мороз, лед, весна). Скатерть бела весь свет одела. (Снег) Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло. (Снег) Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (Снег)

Музыкальная игра «Олень».



Загадки про зиму.

Выбор «учителя» для проведения разминки.


Подбор подходящих движений, проговаривание в медленном темпе.



Проблемный вопрос: Почему человек радовался снегу?






Эскизное разучивание.

















Традиционная одежда на Руси. Костюм Курской губернии.


Домашнее желание по желанию.

4

Музыкальное приветствие.


Беседа. Народный календарь.

































Разучивание песни с приплясом. Танцевальная импровизация.

Освоение плясовых движений.



Музыкальные дразнилки.




Повторение игр по желанию учащихся.

- Здравствуйте, ребята.

- Здравствуйте, учитель.


Декабрь – студень, хмурень. Пословицы:

Пришла зима – не отвертишься.


Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь - стужайло на всю зиму землю студит.

В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет.

Солнце в декабре светит да не греет.

4 декабря. Введенье (вхождение Девы Марии в храм). В народе праздник воспринимали также как начало настоящей зимы. Введение - ворота зимы. Крестьяне проводили веселые игры и катание на санках. Также существовала традиция устраивать торги, называемые Введенской ярмаркой. Поскольку дороги уже вовсю засыпало снегом, то первым делом на торгах продавались сани.

Приметы: Морозный день на Введенье  - предвестник холодной, снежной зимы, теплый – наоборот. Если слышно ясный звон колокольни издали, то быть крепкому морозу, а глухой звон – к метели.  Если снег покрывал землю и после не таял, то следующий год давал хороший урожай, а если на Введенье тепло и нет снега, то ждали неурожай.

Загадки о зиме, снеге.


Плясовая «Веники».




Шаг « в две ноги».


Свободная танцевальная импровизация.


В дразнилках тонко обсуждается какой-либо недостаток или слабость человека, которые выставляются на осмеяние. «Рева- корова», «Дядя Федя», «Упал Ваня с потолка», «Флор».


Предполагаются разные варианты приветствия с использованием ручных знаков.

Игра «переводчики», в которой объясняют значение названий декабря, пословиц.




Дети рассказывают о своих наблюдениях за изменяющейся природой.











Обсуждение введенских примет.














Дети загадывают загадки, подготовленные в качестве домашнего задания.


Развитие чувства ритма: выделение руками сильной и относительно сильной долей в музыке («покажем, как бьется сердце музыки).

Освоение простейшего шага « в две ноги» - «припечатывание» к земле. Положение рук на поясе у девочек (в кулачках) и мальчиков (большой пальчик поссорился).


5

Дидактические упражнения.







Беседа «Забавы вокруг печки».














Слушание и анализ сказки.


Разучивание календарной песни.




Исполнение плясовой песни.

Домашнее задание.

«Назови свое имя».




Повторение скороговорок, речевых упражнений, докучных сказок.

Декламация текстов песен в ритме.


В русской избе самое важное – печь. В ней и каша кипит, и хлебы пекутся – подрумяниваются, и тепло от нее, и поспать – подремать на ней можно. А кого хворь одолеет – нет лучше снадобья, чем в русской печи попариться. Зимой многие забавы молодежью у печи затеваются. Недаром на Руси говорят про начало всякого дела «от печки плясать». Зимой бабушка у печки учила девочек шить, вышивать, кружева вязать, а длинными зимними вечерами, когда в избе загоралась лучина, рассказывала своим притихшим внукам сказки и пела песни.

Зимняя музыкальная сказка «Мороз Васильевич»


Календарная песня «Коледа ты, коледа»

Коляда – старинный рождественский обряд прославления праздника песнями, а также сама песня.


Плясовая «Веники».


Рассказать о зимних праздниках. Подготовить свою колядку.

Перекличка детей в классе. (На кого показали, тот следующий называет свое имя. Важно никого не забыть, быть внимательным).

Детям предлагается побыть в качестве учителя и провести разминку, похвалить хорошо работающих учеников.


Загадка: Мать толста, дочь красна, сын воробей под небеса улетел. (печь, огонь, дым).



Обсуждение поговорки: «Печь – нам мать родная».





- Кто из вас любит сказки? Какие русские народные сказки вы знаете? Какой у сказок конец?


Почему сказка «зимняя» да «музыкальная»?

Пословица: «Красна сказка складом, а песня ладом».

Проговаривание в ритме с «кулачками-ладошками», подбор подходящих ритмоформул. Пропевание с ручными знаками.

Кто кого перепляшет?

6

Беседа. Народный календарь.















Проверка домашнего задания.






Декламация текстов колядок.




Разучивание и повторение календарных песен – колядок.

Инсценировка песен.


Повторение игр по выбору учащихся.

Егорий холодный (9 декабря). В этот период сельскохозяйственные работы полностью подходили к концу. Батюшка Егорий – скота охранитель и волков повелитель. Говорили, что в этот день волки подходят близко к людскому жилищу, пытаются утянуть скотину. С Егория медведь в берлоге впадает в зимнюю спячку. За окном становилось действительно холодно. Люди отправлялись к колодцам и слушали воду, пытаясь определить, какой будет зима. Если вода была спокойной, то зима будет тёплой, без вьюг. Если же в колодце вода бурлила, то грядут морозы и метели.

Рассказы учащихся о предстоящих праздниках.

В старину во время зимних праздников молодежь ребята ходили по деревне веселой гурьбой. Войдя в ближайшую избу, просили у хозяина коляду пропеть. Отказов обычно не бывало.

Коляда, Коляда! Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком! Или сена клок, или вилы в бок!

Календарные песни «Авсень, авсень!»

«Коледа ты, коледа»


















Проблемный вопрос: Осень – трудная пора для земледельца. А что несла земледельцу зимушка-зима?

Поговорка: «Зима за морозы, а мужик за праздники».



Варианты детских колядок.







Инсценировка песен. Выбор хозяина с хозяйкой, которые «готовятся» к приходу гостей в доме. Остальные исполняют колядку. Хозяева «выносят угощение».

7

Дидактические упражнения.




Знакомство с музыкальной игрой на развитие внимания.


Беседа. Народный календарь.











Разучивание календарной песни.

Исполнение ранее выученных песен.


Скороговорка:

Мышонку шепчет мышь:

- Ты, все шуршишь, не спишь!

Мышонок отвечает мыши:

- Шуршать я буду тише!


Музыкальная игра «Мышка».




Никола (19 декабря). Николай чудотворец – Божий помощник. В народе подмечали: первые серьезные морозы – Никольские. Иней на Николу – к урожаю.

22 декабря - зимнее солнцестояние, самый короткий день в году.

25 декабря – Спиридон - солнцеворот. «Солнце на лето, зима на мороз», «Медведь в берлоге на другой бок переворачивается», «Хот на воробьиный скок да прибудет денек».

Календарная песня «С Новым годом».




Считалка:

Вышли мышки как-то раз

Посчитать который час.

«Раз, два, три, четыре»,

- Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Выходи из круга вон.













Рассказы детей о том, как они будут поздравлять с праздниками своих друзей и родных.

8

Обобщение материала 2 четверти.

Урок - «зимние посиделки»

с песнями, играми, колядками, плясками, загадками.

Занятие предполагает элементы народных костюмов у детей для создания праздничного настроения, сладкое угощение.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!