Курсовая "Интегрированный урок при обучении информатике»

Категория: Прочее

Актуальность исследования. Современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его дальнейшего развития и образования. Изменение целей образования повлекли за собой и изменение в методике обучения. Сегодня разрабатывается большое количество различных образовательных программ, в которых заложены новые подходы к отражению содержания предмета через интегрированные образовательные области.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая "Интегрированный урок при обучении информатике»»





Курсовая работа

по дисциплине «Методика обучения информатике»

тема: «Интегрированный урок при обучении информатике»







































Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические основы организации интегрированного урока при обучении информатике…………………………………………………….6

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как основа интегрированных уроков………………….6

    2. Педагогические условия организации интегрированных уроков информатике………………………………………………………………10

Выводы по 1 главе……………………………………………………………...14

Глава 2. Реализация межпредметной связи при обучении информатике……………………………………………………………………15

2.1. Формы и методы интеграции дисциплин начальной школы…………….15

2.2. Разработка интегрированного урока «Решение задач. По следам Вируса» при обучении информатике……………………………………………………..20

Выводы по 2 главе…………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………...31

Список используемой литературы…………………………………………...33

Приложение……………………………………………………………………..35

Введение.

Актуальность исследования. Современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его дальнейшего развития и образования. Изменение целей образования повлекли за собой и изменение в методике обучения. Сегодня разрабатывается большое количество различных образовательных программ, в которых заложены новые подходы к отражению содержания предмета через интегрированные образовательные области.

Слово «интеграция» произошло от латинского слова «integratio» соединение. Потребность интегрирования обучения связана с грядой проблем, с которыми встречается учитель-предметник в своей работе. Одной из проблем является упадок интереса учащихся к тому или иному предмету, что во многом зависит от трудности учебных программ или же, наоборот, от их легкости. Опыт показывает, что одно и тоже понятие, используемое в различных дисциплинах определяется по-разному - такая неоднозначность терминов тормозит восприятие материала учащимися.

Интегрированный урок – это один из типов урока, который включает в себя обучение одновременно по нескольким предметам при изучении одного понятия, темы, явления. При осуществлении интегрированных уроков происходит многогранное развитие личности ученика, расширение круга интересов, формирование целостного представления о мире и многом другом.

В современном мире качество знания определяется не «багажом» знаний, которые есть у ученика, а умением применять знания на практике. Необходимо развивать у учеников интерес и стремление к получению знаний. А как же развить интерес у учеников? Для этого необходим иной подход к организации учебного процесса, необходимо постоянно обновлять методы, средства, формы при организации обучения.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание и т.д. Объединяя компоненты из разных дисциплин в одном уроке, они становятся системообразующими. Вокруг них собирается и преобразуется учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока.

Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Противоречие состоит в том, что учебные программы составлены так, что знания ребенка разделяются по предметному признаку.

Проблема заключается в разработке методики проведения интегрированного урока информатики в начальной школе.

Цель исследования – разработать методику интегрированного урока информатики для 3 класса.

Объект исследования – обучение информатике.

Предметом исследования – методика интеграции дисциплин начальной ступени обучения в курс информатики в общеобразовательной школе

Гипотеза - если регулярно использовать технологию интерактивного обучения, то следует заметить увеличения уровня успеваемости обучающихся, увеличение активности во внеурочной деятельности, так как ее применение способствует формированию ключевых компетенций, продуктивному усвоению учебного материала, развитию творческого подхода к учебному материалу, обогащению социального опыта обучающихся.

Задачи исследования:

  1. Исследование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  2. Исследование программ по информатике для начальной школы.

  3. Изучить методики интегрированного урока в начальной школе

  4. Разработать методику интегрированного урока информатике по теме «Устройства компьютера». Учебник информатика, авторы: Мотвеева Н.В., Челак Е.Н. и др. М.:2013. Раздел: «Повторение: информация, человек и компьютер».

Для реализации поставленных задач был использован теоретический метод исследования: анализ изучаемого методического материала, ФГОС, и программы по информатике для начальной школы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.



















Глава 1. Теоретические основы организации интегрированного урока при обучении информатике.


1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как основа интегрированных уроков.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения выделяется, что результатом образования являются не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение использовать их в повседневной жизни, применять в дальнейшем обучении, целостное социально-ориентированное мировоззрение, умение объединять элементы знаний из разных дисциплин в нужные знаниевые комбинации [7].

Социальный заказ общества, направляет современную школу на подготовку самостоятельно мыслящих, способных видеть и творчески решать возникающие проблемы обучающихся. Важность перехода от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса систематически подчеркивается в работах ученых, например [1-5].

К вопросу интеграции в обучении обращались многие классики педагогической мысли: Я. А.Каменский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А.Сухомлинский, Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов, Дж. Дьюи, Г. Фрезинг, Е. Хофман. Согласно толковому словарю Ушакова интеграция – это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями трактуется по-разному: С. И. Архангельский обращает внимание на взаимосвязанность содержания, методов и видов обучения; Г. И. Батурина понимает под интеграцией создание целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности; О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира. И. Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает целостность системы обучения; В. Р. Ильченко утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческо-научного миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех предметов данного цикла фундаментальных закономерностей природы. Л. М. Момот и В. Г. Гломозда считают, что в содержании обучения интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном предмете, курсе, теме, элементов различных учебных предметов на основе широкого междисциплинарного научного подхода Г. Ф. Федорец видит интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы.

Актуальность использования интегрированных уроков продиктована последними требованиями, предъявляемыми к школе. Интеграция, относится к числу наиважнейших дидактических принципов, разрешающих формировать универсальные учебные действия (УУД) в рамках введения ФГОС в младшем и среднем звене школы. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Интегрированный учебный процесс способен обогатить школьников знаниями, увеличить уровень их культурного образования. Межпредметная интеграция может более красочно обнаружиться в таких предметах как: литература, обществознание, русский язык, изобразительное искусство, музыка. «Три искусства (литература, изобразительное искусство, музыка) являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира», - говорит известный педагог М. Каган.

 Интеграция знаний может реализоваться путем повышения эффективности обучения в целом,  и уровня познавательной активности в частности. Проблема «воплощение в жизнь» интегрированных уроков в начальной школе достаточно актуальна. Решение данной проблемы, возможно, вызывает трудность потому, что в связи с переходом к стандартам второго поколения многие программы, даже имеющие гриф МО (Министерства Образования), не содержат в себе полное, подробное и проработанное методическое пособие для учителя. Именно из-за этого возникают столь серьёзные искажения самого понятия интегрированный урок, его структуры, целей, задач и реализации в целом.

Вследствие таких небольших, на первый взгляд, проблем и возникают большие тяжести, главной, из которых является проблема снижения результативности обучения.

Начальная школа является первой и главной ступенью обязательного общего образования, где  все ученики, без исключения, являются своего рода тетрадями, в которые нужно записать все знания. Именно для этого учителю начальных классов просто необходимо применять и употреблять различные инновационные технологии. ФГОС предполагает не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), но и требует от учителя осведомленности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования. Без такой обширной теоретической базы у ученика трудно развить потенциал к учебной деятельности.

Актуальность обращения к интегрированному обучению в условиях ФГОС вызвана рядом объективных причин:

  • Неполная продуманность и разработанность действующих программ и учебников (разрозненность и расчлененность по предметному признаку) [14].

  • Специфика предметов гуманитарного цикла на современном этапе, заключается в увеличении практических занятий в точных науках, то есть использование знаний полученных на гуманитарных дисциплинах, (математика, информатика, физика) в дальнейшей жизни детей.

  • Неумение применять свои знания на практике (слабая самореализация личности).

Целями интегрированного урока в рамках ФГОС НОО являются:

  • Создание подходящих условий для развития активной, творческой, всесторонне развитой личности, способной к самореализации.

  • Увеличение и развитие интереса учащихся к предметам.

  • Формирование целостного научного мировоззрения через системно-деятельностный подход, обнаруживающий межпредметные

  • связи дисциплин.

Интегрированный урок развивает УУД через современные педагогические технологии:

  • Дискуссионная технология.

  • Технология с использованием ИКТ.

  • Коллективная и индивидуальная деятельность.

  • Технология критического мышления.

  • Проектная деятельность.

  • Исследовательская работа.

Вопросы введения ФГОС предусматривающего самостоятельные виды деятельности учащихся, практическое применение предметных и социальных знаний в настоящее время особенно актуальны. Желая убрать акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, учительское сообщество приходит к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса.








1.2. Педагогические условия организации интегрированных уроков информатике.

Главной задачей начального образования является формирование учебной деятельности школьников, включающей в себя общеучебные, общелогические, информационно - коммуникативные умения. Эту задачу в полной степени можно решить, интегрируя уроки информатики.

Работать с информацией значит, связать не только личные интересы школьников, а так же сам процесс обучения в школе. В современном технологическом обществе увеличивается потребность в формировании у ребенка с начальных этапов его обучения навыка поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления, т. е. важнейшей задачей обучение становится развитие культуры работы с информацией. Но, как отмечается в научной литературе, в школьной программе не существует такого единого предмета, в котором бы объяснялось детям, как строить свои высказывания, производить умозаключения, выделять главные признаки, анализировать, учить задавать вопросы, развивать интуицию, обобщать, выдвигать гипотезы. В. В. Дубинина в первую очередь ставит на место такого предмета начальный курс информатики, названный ею «Уроки развития».

А. В. Горячев говорит о сложности объединения разносторонних уроков при составлении плана интегрированного занятия для младших школьников, настаивает на пропедевтическом курсе, который обязательно должен быть связан с другими учебными дисциплинами и по возможности вестись учителями начальных классов. Курс А. В. Горячева «Информатика в играх и задачах» уделяет внимание требованиям предъявляемыми образовательными учреждениями о своевременном знакомстве детей с основными информационными умениями и предполагает работу над взаимоотношением множеств, кодированием, решением логических задач с помощью графов, построением алгоритмов.

Ю. А. Первин, автор известного методического пособия «Роботландии» и курса «Информационная культура». «Интегрирующую роль информатики в начальном звене он видит в формировании у детей оперативного стиля мышления, который рассматривается в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, инструментирован не деятельности, построение информационных моделей»[15].

Курс информатики может стать интегрирующим звеном в формировании информационной культуры школьника. Интеграция здесь видится в постепенном сближении информатики как науки о рациональных способах работы с информацией и базовых учебных дисциплин. Причем это сближение состоит в придании большей практической направленности информатики и поддержке других учебных предметов, так и в стремлении максимально применить достижения информатики в базовых учебных курсах. Целесообразно использование одних образовательных программ, направленных на одного ученика, в задачах, содержании, формах, сроках.

Естественно, что первое место в образовательном процессе должна занимать личность ребенка, с его познавательными способностями, взглядами и творческими интересами.

Содержание интеграции рассматривается в педагогических исследованиях и реализуется на практике гораздо чаще, чем сторона операционная, деятельная. Потребность в разработке интегративных курсов на деятельной основе (на основе общности операционных компонентов) довольно велика.

Школьники сталкиваются с различными видами учебно-познавательной деятельности, при изучении основ наук. Это работа с учебной книгой, проведение наблюдений, экспериментов, систематизация и обобщение знаний. Построить курс направленный на целостный и последовательный процесс обучения, который будет способствовать обучению детей одному или нескольким видам перечисленной деятельности кажется очень привлекательным. Такой курс будет весьма полезен во время каждого этапа обучения и будет положительно влиять на уровень знаний учащихся по всем предметам естественнонаучного цикла, он предполагает решение таких проблем как:

  • развитие самостоятельности учащихся;

  • устранение больших нагрузок на младших школьников;

  • планирование собственной деятельности детьми.

Брага А.Н. рассматривает такие организационно-педагогические условия интеграции на уроках информатики в начальной школе, к ним относятся:

  • дидактико-методическое оснащение образовательного процесса;

  • осуществление межпредметных связей;

  • педагогическая готовность учителей к интеграции уроков информатики;

  • осознание учащимися необходимости интеграции в обучении.

Изучим педагогические условия интегрированного обучения:

  • расширение границ изучаемого предмета;

  • построение обучения с учетом экологических проблем человечества;

  • взаимосвязь основного и дополнительного образования;

  • современные технологии интегрированного обучения;

  • выделение основной целью педагогического процесса развитие творческих способностей учащихся;

  • использование регионального компонента в образовательном процессе;

  • создание отношений взаимодействия учителя и учащихся.

К организационным условиям относятся:

•организация образовательного процесса с учетом межпредметных особенностей;

•развитие коммуникативных способностей участников образовательного процесса;

•материально-техническое оснащение образовательного учреждения;

•развитие мотивации учащихся младших классов;

•построение занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Более детально изучим способы применения условий интеграции уроков информатики в начальной школе. Педагогическая готовность учителей к интеграции уроков информатики на занятиях в начальной школе выступает одним из наиболее важных. Оно предъявляет к учителю такие требования, как: знания психолого-педагогических особенностей младших школьников; ориентация во всех предметных областях имеющих отношение к интеграции. Регулярное сотрудничество с классным руководителем начальной школы и учителями предметниками позволяет учителю информатики грамотно организовать процесс интеграции уроков в начальной школе. Обучающиеся быстрее принимают факт интеграции уроков при постоянном применении её в образовательном процессе.

Для оснащения образовательного процесса материальным и методическим материалом возможно использование ряда учебно-методического комплекса для обучения информатике в начальной школе. Например, Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах», Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. «Информатика» и пр. Дидактико – методический материал может разрабатываться самим учителем в зависимости от поставленных учебных целей.



Выводы по 1 главе.

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

Её актуальность связана в большей мере с новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, определена модификациями в сфере науки и производства.

Современная система образования обращена на формирование высокоинтеллектуальной развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Разбивая учебный процесс по предметам, тем самым мы формируем у выпускника фрагментное мировоззрение, в то время как в современном мире преобладает тенденции в культурной, политической, экономической, информационной интеграции. Следовательно, можно сделать вывод, что такая самостоятельность предметов, слабая связь их друг с другом порождает большие трудности в формировании у школьников целостной картины мира, и в следствии препятствует органичному восприятию культуры.

На мой взгляд, интеграция относится к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

Необходимо помнить, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

Интегрированные уроки будут содействовать формированию целостной картины мира у школьников, осмыслению связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.




Глава 2. Реализация межпредметной связи при обучении информатике.


2.1. Формы и методы интеграции дисциплин начальной школы.


Начальная школа является ценным и новым этапом жизни детей: они начинают обучение, в учреждении в котором раньше не были, в образовательном учреждении, расширяют сферу своего взаимодействия с окружающим их миром, изменяют свой жизненный статус, увеличивают потребность в саморазвитии и самовыражении.

Ввод интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи стоящие перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение побуждает и развивает у учащихся познавательную активность, любознательность, творческое мышление, самостоятельность.

Интеграция выступает высокой формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция улучшает предметную систему, помогает преодолению её недостатков и устремлена на усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Поэтому, особенная роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению обогащать свои знания, варьируя в потоке информации различной степени сложности. Интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Говоря по существу, интеграция  закладывает основы целостного представления о природе и обществе и сформирует собственное отношение к законам их развития. Именно поэтому младшему школьнику необходимо посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в изучении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Таким образом за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Например, группа понятий «осень», «листопад», «дождь», «гроза» и т.д. рассматривается на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.

Следовательно, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она представляет собой допустимый путь в котором возможно совершенствование, преодоление недостатков и она направлена на углубление взаимосвязей между предметами.

В организации образовательного процесса на основе интеграции Р.М.Чумичева выделяет следующие формы:

  1. пластообразная;

  2. спиралевидная;

  3. взаимопроникающая;

  4. контрастная;

  5. индивидуально-дифференцированная (творческая).

Рассмотрим подробнее каждую из выше представленных форм интеграции. Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (см. приложение1). Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в разных жанрах (пейзаже, натюрморте), отображается непосредственно с помощью цветовой гаммы, света, композиции. В литературе же - через художественные средства выразительности текста, в музыке непосредственно через песни, звуки природы и т.д.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (см. приложение 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом.  Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность. (см. приложение 3). Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (см. приложение . 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе. Например, в ходе урока-путешествия «В стране Геометрии» (2-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Геометрии и ее окружения». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «Царство Геометрии», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Геометрии и т.д.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия (см. приложение 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение. Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения. Конечным результатом интегрированного обучения может служить следующее:

  • рост уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

  • в модифицировании уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением непосредственных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

  • в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;

  • в увеличении познавательного интереса учащихся, обнаруживаемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

  • в подключении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного роста, отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов благоприятно влияет на развитие ребенка, направлена на более глубокое изучение тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.



2.2. Разработка интегрированного урока «Решение задач. По следам Вируса» при обучении информатике.

Интеграция информатики и математики может служить средством повышения качества образования. Указывая на актуальность интегративного информатико-математического знания М.П. Лапчик отмечает, что существенную роль в этой подготовке составляет «математическая компонента фундаментального образования, имеющая целью: получение образования в области основ математики, математического моделирования, отсутствие которого делает беспомощным приложения информатики для решения задач».

Разработав интегрированный урок для начальных классов можно сделать вывод, что нововведения в образовательный процесс, необходимо по возможности начинать с начальных классов. Чтобы в последующем при проведении интегрированных уроков дети чувствовали себя комфортно, и не возникало трудностей во время уроков.

Интегрированный урок в начальной школе (информатика +математика) на тему: «Решение задач. По следам Вируса».

Использовался: учебник информатика 3 класс. Авторы: Матвеева Н.В. и Челак Н.Е. и др. М.: 2013. Раздел: «Повторение: информация, человек и компьютер».

Использовался: математика 3 класс. Авторы: Моро М.И. и др. М.: 2012.

Математика

Цели урока:

  • Закреплять умение детей решать задачи на разностное и кратное сравнение, проверка умения решать задачи.

  • Совершенствование вычислительных навыков.

  • Развивать логическое мышление и умение рассуждать.

  • Развивать познавательную активность.

  • Воспитывать интерес к саморазвитию и самосовершенствованию.

Информатика

Цель урока:

  • Закрепить знания учащихся по теме “Устройства компьютера”.

  • Закрепить знания и умения по работе с клавиатурой и мышью.

  • Проверить умения пользоваться основными элементами интерфейса прикладных программ.

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания и памяти.

  • Привить навыки самообучения, коммуникативных умений.

  • Научить использовать полученные знания на разных уроках в различных областях учебной деятельности.

  • Научит работать с информацией, предоставленной различными способами.

Тип урока: урок рефлексия

Вид урока: практическая работа.

Оборудование:

  • Компьютерный класс, мультимедийный проектор.

  • Карточки с заданиями («Ромашки»).

  • Презентация к уроку.

Ход урока.

Учитель начальных классов:

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность.

-Здравствуйте дети! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня мы совмещаем урок математики и урок информатики. Проводить данный урок будут два учителя, не пугайтесь прежде времени, я надеюсь, вам понравится и будет интересно. Нам с вами предстоит сложная, но очень интересная работа. Только совместными усилиями мы сможем справиться с ней. В добрый путь дорогие друзья!

  1. Актуализация знаний.

Этот кроссворд, ребята, разгадайте.

И тему урока самостоятельно узнайте. (Приложение 1)

  • Что за прямоугольник, у которого все стороны равны? (Ответ: квадрат)

  • А если к значению разности прибавить вычитаемое, то получим…? (Ответ: уменьшаемое)

  • Стороны прямоугольника попарно…? (Ответ: равны)

  • Великий философ, живший в VI веке до нашей эры, его именем названа таблица умножения. (Ответ: Пифагор)

  • Чтобы узнать, на сколько, одно число больше или меньше другого, надо из большего меньшее…? (Ответ: вычесть).

  • Как называется прямая, у который есть и начало, и конец? (Ответ: отрезок)

  • В выражениях со скобками в первую очередь выполняем действие в…(Ответ: скобках).

  • Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее на меньшее … (Ответ: разделить).

  • Кто является царицей наук? (Ответ: математика).

  • Результат деления называют значение … (Ответ: частного).

И вот вы получили ключевые слова: Решение задач.

Учитель информатики:

Итак, какова же тема нашего урока?

Ответ детей: решение задач.

Правильно дети, Вирус украл наши устройства и чтобы их найти нам необходимо с вами решить ряд заданий, но сначала давайте вспомним устройства компьютера, эти знания нам пригодятся.

Ответы детей:

  • системный блок

  • монитор

  • клавиатура

  • мышь

  • колонки

  • принтер

  • сканер

В наш класс пробрался злобный Вирус и унес все устройства далеко-далеко в лес. Мы сегодня вам предлагаем отправиться по его следам и собрать все устройства. А поможет в этом нам наша царица наук- математика.

Учитель начальных классов:

  1. Локализация индивидуальных затруднений.

  1. Помоги галкам справиться с их бедой.

Две большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

Пять сельдей несла больших.

Сельди засолили,

Сосчитать забыли.

Сколько сельдей галки

Принесли с рыбалки?

  • Сколько галок шло с рыбалки? (Ответ: 2шт)

  • Сколько было сумок у каждой галки? (Ответ: по одной)

  • Сколько сельдей несла каждая галка? (Ответ: 5)

  • Как сосчитать, сколько сельдей они принесли с рыбалки? (Ответ: 2*5=10)

  • Где у вас возникло затруднение?

  • Какое знание я использовал? Каким способом решал задачу?

Молодцы ребята вы хорошо справились с данным заданием!

Учитель информатики:

Галки помогли нам найти устройство компьютера. И какое устройство вы видите на слайде? (Ответ детей: системный блок).

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Учитель начальных классов:

  1. Помогите Лисенку.

Как нашему Лисенку речку перейти и своих родителей найти? Правильно заданье выполняй. Мост построй и не скучай!

  • Используя два действия: увеличить на 1 и увеличить в 2 раза составь ряд примеров для получения чисел от 0 до 17.

  • Что значит увеличить на 1? (Ответ детей: прибавить 1)

  • Что значит увеличить в 2 раза? (Ответ детей: умножить на 2)

Сверим ряд примеров:

  • 0+1=1

  • 1*2=2

  • 2+1=3

  • 2*2=4

  • 4+1=5

  • 3*2=6

  • 6+1=7

  • 4*2=8

  • 8+1=9

  • 5*2=10

  • 10+1=11

  • 6*2=12

  • 12+1=13

  • 7*2=14

  • 14+1=15

  • 8*2=16

  • 16+1=17

V. Реализация построенного проекта

Учитель информатики:

Лисенок нашел устройство компьютера. Как называется это устройство? И какое устройство вы видите на слайде? (Ответ: монитор).

Учитель начальных классов:

  1. Наконец-то переправился наш Лисенок через речку. Но он очень проголодался. Решил Лисенок подкрепиться и раздобыть уточку. Тихо-тихо подкрался он к пруду, как видит, плавают на воде 4 больших утки, маленьких в 3 раза больше, и 2 утки на берегу сидят. Сколько всего птиц увидел братец Лис? ( Ответ: 18 птиц).

  • Как вы узнали сколько маленьких уток? (Ответ: 4*3=12)

  • Почему умножали, а не прибавили? (потому что «в 3 раза больше», а значит, мы умножаем)

  1. Уточки в знак благодарности подарили вам прекрасные ромашки.

На “ромашках” даны математические выражения. Найдите их значение самостоятельно.

  • 5*4=

  • 100-42=

  • 32:8=

  • 29+11=

Прочитайте данные выражения, используя фразы “увеличить на…” или увеличить в …”, “уменьшить на..” или увеличить на..”. Сделайте вывод.

Учитель информатики:

В ароматном поле ромашек вы смогли отыскать новое устройство компьютера. Какое устройство вы нашли на этот раз? И какое устройство вы видите на слайде? (Ответ: клавиатура).

VI. Обобщение затруднений во внешней речи

Учитель начальных классов:

Утром Мишка крепко спал

Очень он вчера устал:

Долго по лесу бродил

И в болото угодил

Совы Мишке помогли

Жизнь они ему спасли

Мишка спит и видит сон:

Он в трясину погружен

Помоги ему пройти

Кочки нужные найти.

Математический диктант.

  • Уменьши произведение чисел 6 и 5 в 3 раза (Ответ: 10)

  • На сколько 70 больше произведения чисел 5 и 8? (Ответ: на 30)

  • 45; 50; 10; 25; 5; 4; 30. Какое число лишнее? Почему? (4 не делится на 5).

  • Произведение чисел 2 и 3 увеличь в 5 раз (Ответ: 30)

  • Частное чисел 40 и 8 увеличь в 4 раз (Ответ: 20)

Учитель информатики:

Молодцы ребята! Благодаря вам, мишка пробрался через болото и приготовил для вас сюрприз. Он нашел устройство компьютера. Как вы думаете, что же это? И какое устройство вы видите на слайде? (Ответ: мышь)

Учитель начальных классов: а сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Вот под елочкой зеленой (Встали)

Скачут весело вороны: (Похлопали)

Кар-кар-кар (Громко все вместе сказали и похлопали в ладоши над головой)

Целый день они кричали, (повороты туловищем влево и вправо)

Спать ребятам не давали (наклоны туловищем то влево, то вправо)

Только ночью умолкают (стоя имитируют сон)

И все вместе засыпают (тихо садятся на места).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Есть в лесу под елью белка

Белка песенки поет, и орешки все грызет.

Из какого произведения строчки? (Ответ: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

  • Кто автор произведения? ( А.С.Пушкин)

  • Посмотрите: вот белочка в лесу собирает запасы на зиму. Белочка собрала 40 орехов и 10 грибов.

  • Прочитай первый вопрос к задаче. (Насколько больше орехов, чем грибов?)

  • Как узнать во сколько раз меньше? (40:10=4 раза)

  • Как узнать насколько больше? (40 – 10 =30 орехов)

  • Ответь на вопрос задачи.

  • Прочитай второй вопрос к задаче. (Во сколько раз грибов меньше, чем орехов?).

  • Ответь на вопрос задачи.

Учитель информатики:

Белочка, в благодарность за посчитанные припасы она отыскала для нас еще одной устройство нашего компьютера. И какое устройство вы видите на слайде? (Ответ: колонки).

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Учитель информатики:

Я попрошу вас всех сесть за компьютеры, на рабочем столе найти папку «По следам Вируса». В данной папке находиться презентация с заданиями, которые вы должны выполнить. Первые закончившие работу получат оценки.

  • Решение задач.

Детям в презентации представлены задачи на кратное и разностное сравнение. При допуске ошибки, дети начинают работу заново с первого слайда.

Учитель начальных классов:

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Сегодня на уроке мы решали задачи. Вспомним:

  • Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого.

  • Как узнать, на сколько, одно число больше или меньше другого?

Оценки выставляются детям, которые первыми и правильно закончили работу на компьютере.

Мы благодарим вас за помощь в нахождении всех устройств. К сожалению, Вирус исчез, но он может вернуться и похитить снова все устройства, а чтобы этого не случилось вам необходимо хорошо повторить темы нашего урока дома. Всем спасибо за работу!



Выводы по 2 главе.

Изучение предметов естественно-математического цикла позволяют выработать у учащихся знания о материальном единстве мира, о живой и неживой природе, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов устремлены к формированию диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся, всестороннего гармонического развития личности. Эти задачи довольно хорошо решаются в процессе осуществления межпредметных связей, в ходе гармоничной работе учителей. Мною был разработан урок, в котором я совместила информатику и математику. Эти две дисциплины лучше других можно интегрировать.

Разрабатывая урок, основывалась на том, что математика позволяет сформировать у учащихся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин, в том числе и информатики.

На основе знаний, которые имеются у школьников по математике, формируются общепредметные расчётно-измерительные умения. Изучение информатики опирается на преемственные связи с математикой. Благодаря этому становится ясной практическая значимость получаемых учащимися математических знаний и умений, что благоприятно влияет на формирование у школьников научного мировоззрения, представлений о моделировании, как обобщённом методе познания мира.

Задача учителя на этих уроках заключается в том, чтобы выработать у ученика информационную компетентность, развить навык преобразования на практике информационных объектов непосредственно с помощью средств информационных технологий. Эти уроки также дают возможность показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, позволяют отрабатывать умение работы на компьютере, ускоряют умственную деятельность учеников, активизируют их самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает продуктивно, у обучающихся развивается любознательность, познавательный интерес, появляется тяга к саморазвитию.



Заключение.

Результат исследования по теме: «Интегрированные уроки при обучении информатике» позволяет сделать выводы о том, что в современном образовательном процессе интеграция просто необходима. Интеграция учебных дисциплин – это во-первых требование времени, во-вторых творчество, в-третьих искусство педагога и можно еще долго перечислять все необходимое для этого. Интегрированный урок активизирует познавательную самостоятельность, творческую активность, повышает инициативу у учащихся. Такой урок позволяет подводить детей к осмысленной и эмоционально пережитой потребности рассуждать, анализировать, сопоставлять, выражать свои мысли.

В настоящее время интеграция уроков осуществляется только в теории. Таким образом, интеграция есть осознанное объединение (синтез) определённых учебных предметов в самостоятельные педагогические системы целевого назначения, направленные на достижение целостности знаний.

Интегрированием называется не любое объединение учебных предметов и их частей. Для проведения интегрированных уроков необходима общая цель, достижение которой обеспечивает непосредственную связь и целостность выбранных предметов. Известно также, что интегрировать уроки можно различными способами; она может быть как полной, так и частичной

Вполне естественно, что у каждого ребенка есть способности к определенному виду деятельности, дети младшего школьного возраста не могут изучить предмет в целом, не познакомившись с его отдельными частями. Очень часто у одного ребёнка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленёнными по предметному признаку. В следствии этого, можно сделать вывод о том, что мы получаем выпускника не способного воспринимать единство учебного материала, ни тем более окружающий мир в целом.

Интеграция в начальной школе должна иметь количественный характер – «немного обо всём». Это говорит о том, что школьник в процессе изучения дисциплины расширяет свои знания об основных понятиях и их сущности (двигаясь в позиции по спирали). Психологическая основа этого вида интеграции – существование локальной ассоциации, характерной для младшего школьного возраста и возможность формирования частносистемных ассоциаций [13].

Интеграция уроков в начальной школе дает возможность учителю целесообразно распределить время на изучение предметов инвариантной части, сокращает время изучения этих предметов, в освободившиеся часы организовывать работу в классе, которая будет способствовать развитию творческих навыков детей. Интегрирование позволяет расширить проблемы распределения урочного времени на изучение образовательных программ в условиях индивидуального обучения.

Внедрение интегрированных уроков в образовательную систему, позволяет в полной мере реформировать преподавание традиционных учебных предметов, в большей степени активизировав у школьников процессы восприятия, понимания и запоминания. А самым главным является то, что благодаря интеграции уроков у детей повышается интерес к получению знаний, к саморазвитию, самореализации.





















Список литературы:

  1. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2713.

  2. Баженова Н.Г., Одоевцева И.Г. Проблема преемственности требований к результатам образования // European Social Science Journal. 2013. № 12-2 (39). С. 64-69.

  3. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 151. С. 217-223.

  4. Штепа Ю.П. Методика обучения старшеклассников решению задач по информационному моделированию в контексте новых образовательных результатов: монография. – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 101 с.

  5. Штепа Ю.П. Психолого-педагогические основы применения задач по информационному моделированию для развития креативных способностей старшеклассников // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. 178 с.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты (Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002) // Центр «Эйдос» URL: http:// http://www.eidos.ru/news/compet.htm

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 51 с.

  8. Попова О.В., Рекк Е.В. Интеграция информатики и математики (Что такое интеграция? Как ее применить на уроках информатики и математики) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 3. С. 60-62.

  9. Штепа Ю.П. Информационные технологии в образовании: учебное пособие. – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолм-Алейхема». 2012. 69 с.

  10. Коротенков Ю.Г., Захаров А.С. Развитие межпредметных связей в информационной подготовке школьников // Педагогическая информатика. 2006. № 2. С. 18.

  11. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4. URL: http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/04/5013.

  12. Малышкина Т.Ю. Интеграция уроков информатики в средней школе, как средство повышения качества образования [Электронный ресурс]. URL:http://internika.org/.

  13. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. – 1990. - № 5. – С. 57 – 60.

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  15. Роботландия (методическое пособие для учителей). Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н., Первин Ю.А. «Информатика и образование», № 1, 1988.



















Приложение 1.

Пластообразная форма организации интегрированного урока.

















Приложение 2.

Спиралевидная форма организации интегрированного урока.


















Приложение 3.

Контрастная форма организации интегрированного урока.



















Приложение 4.

Взаимопроникающая форма организации интегрированного урока.


















Приложение 5.

Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного урока.





































Приложение 6.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей