СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация российского образования на современном этапе нацелена на развитие личности обучающегося, удовлетворение его потребностей и интересов с целью подготовки целеустремленной, самостоятельной личности. Для этого необходимо принципиально изменить педагогические подходы к процессу обучения. До сегодняшних преобразований знания, полученные в школе, имели традиционный характер и не могли быть полноценными, так как выполнялись механически, что не может быть совмещено в разностороннем развитии интеллектуальной инициативной личности, способной нестандартно творчески мыслить.

Начальное образование играет важную роль в общей системе образования, так как полученный в начальной школе личностный опыт ребенка, достигнутый уровень развития служат базой, фундаментом для последующего обучения.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа»

36



МИНЕСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

кафедра педагогики и педагогических технологий

кафедра

Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направление (шифр, название)

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой

______ _____________

подпись Ф.И.О.

«___» ________ 20__г.


КУРСОВАЯ РАБОТА

по направлению подготовки ВО 44.07.01 Педагогическое образование.

(например 030900.62 Юриспруденция)

Профиль: Начальное образование

Тема: Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников.______________________________________________


Руководитель _____________ канд. пед. наук, Хапачева Сара Муратовна

подпись, дата научное звание, Ф.И.О.



Студент 2 НО педагогики и психологии Малоземова Алена Алексеевна

(ном.) группы факультет Ф.И.О.




Майкоп 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

Глава I

1.1 Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников………………………………………...………………….. 7

1.2 Педагогические условия межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников…………………………..13

1.3 Вывод................................................................................................................17 Глава II

2.1 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников............................................................................................19 2.2 Применение компьютерных технологий в работе с младшими школьниками..........................................................................................................262.3 Вывод................................................................................................................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..............31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….34
















ВВЕДЕНИЕ


Модернизация российского образования на современном этапе нацелена на развитие личности обучающегося, удовлетворение его потребностей и интересов с целью подготовки целеустремленной, самостоятельной личности. Для этого необходимо принципиально изменить педагогические подходы к процессу обучения. До сегодняшних преобразований знания, полученные в школе, имели традиционный характер и не могли быть полноценными, так как выполнялись механически, что не может быть совмещено в разностороннем развитии интеллектуальной инициативной личности, способной нестандартно творчески мыслить.

Начальное образование играет важную роль в общей системе образования, так как полученный в начальной школе личностный опыт ребенка, достигнутый уровень развития служат базой, фундаментом для последующего обучения.

Современная начальная школа ориентирована на развитие личности младших школьников, в том числе на интеллектуальное развитие. Поэтому важно создать условия для обеспечения полноценного интеллектуального развития младших школьников и формирования устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности. Особенно важно сформировать личность, зависящую от качества ума, творческой инициативы и самостоятельности, индивидуальность.

В образовательных стандартах нового поколения учитываются элементы межпредметной интеграции в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы. Так как только интегрированный подход обеспечивает возможность показать окружающий мир во всем его многообразии с привлечением знаний из различных областей.

В процессе интегрированного обучения знания учащихся приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов, что способствует интеллектуальному, творческому развитию младших школьников, поэтому актуальность проблемы изучения межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников.

В отечественной образовательной теории и практике проблема интеграции рассматривалась в трудах Л.Н. Бахаревой, В.С. Безруковой, Н.И. Вьюновой, Г.И. Ибрагимова, И.Д. Зверева, Ю.С. Тюнникова, В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорца и др.

Интеграционным процессам в начальной школе посвящены исследования О.Л. Алексенко, Л.П. Барылкиной, С.И. Волкова, Л.М. Долгопаловой, В.И. Иванцова, А.И. Поповой, Е.Н. Потаповой, Е.Ю. Сухаревской, Л.И. Тикуновой, З.П. Шабалиной и др. Ими были выявлены основы интеграции в начальной школе, определены способы и условия построения интегрированного содержания образования.

Данные труды способствуют накоплению и систематизации научной информации по исследуемой проблеме, однако аспект межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников, изучен недостаточно.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы общеобразовательных школ по формированию интеллектуального развития младших школьников, а также собственный многолетний опыт педагогической деятельности позволяет сделать вывод о недостаточном использовании педагогических возможностей межпредметной интеграции в данном направлении деятельности. До настоящего времени не разработана эффективная педагогическая технология межпредметной интеграции, направленная на интеллектуальное развитие младших школьников. Таким образом, в педагогической практике сложились противоречия между:

- потребностями целостного восприятия младшими школьниками картины окружающего мира и традиционной предметной системой обучения;

- педагогическими возможностями межпредметной интеграции в интеллектуальном развитии младших школьников и недостаточном использовании ее в образовательном процессе начальной школы.

Научная задача заключается в разработке и реализации педагогической технологии, выявлении и обосновании педагогических условий межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников.

Тема нашей работы «Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников».

Объект исследования - межпредметная интеграция в образовательном процессе начальной школы.

Предмет исследования – межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников.

Методы исследования - теоретические: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, изучение и систематизация педагогического опыта; эмпирические: тестирование, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент; метод экспертной оценки; статистические методы обработки данных критерия Фишера.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают теорию обучения и воспитания в начальной школе: расширены представления о педагогических возможностях межпредметной интеграции, об особенностях интеллектуального развития младших школьников.

Разработанная педагогическая технология межпредметной интеграции способствует интеллектуальному развитию младших школьников. Определены педагогические условия, при которых данный процесс происходит эффективно. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования реализуются в процессе обучения в начальных классах гимназия №87. Разработанные в исследовании теоретические и практические положения, диагностический инструментарий могут быть использованы в образовательном процессе начальных школ, в системе повышения квалификации и переподготовки учителей начальных классов, в организации инновационной деятельности преподавателей по межпредметной интеграции.

Структура работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определить педагогические возможности межпредметной интеграции в интеллектуальном развитии младших школьников.

2. Выделить основные формы межпредметной интеграции, эффективно способствующие интеллектуальному развитию младших школьников.

3. Выявить и обосновать педагогические условия межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников.

4. Экспериментальную работу по оценке эффективности разработанной педагогической технологии.

1.1 Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников.



Формирование у младших школьников целостного представления позволяет межпредметная интеграция. Комплексное взаимодействие и взаимосвязанное изучение различных явлений позволяют расширять кругозор в образовании младших школьников. Современные интегрированные уроки позволяют включать в себя много нового и содержательного материала. Межпредметная интеграция позволяет создать единую урочную системы и занятость ребенка во внеурочное время.

Благодаря таким изменениям в обучении у ребенка увеличится количество свободного времени у младших школьников за счет меньшей затраты времени на выполнение интегрированных домашних заданий и возможность школьникам посещать школы дополнительного образования, спортивных секций, кружков по интересам, таки образом происходит повышение творческого и интеллектуального потенциала учащихся в результате приобретения умений и навыков полезной деятельности.

Педагогическая технология межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников, состоит из теоретико-методологического, деятельностного и диагностического блоков.

В теоретическом блоке используется методология и образовательные инструменты для усиления межпредметной интеграции в развитии интеллектуального развития младших школьников. Для интеллектуального развития младших школьников используются системный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы. Для достижения цели необходимо использовать принципы целостности и поэтапного преодоления трудностей. Кроме того, необходимо использовать опережающее отражение в сознании младшего школьника для предстоящей интеллектуальной деятельности и сотрудничества, который комплексно воздействует на интеллект ребенка. Благодаря внедрению и реализации различных интегрированных форм и методов, а также средств обучения будет проходить необходимый процесс развития. Также теоретический блок затрагивает межпредметную интеграцию урочной и внеурочной деятельности младших школьников и развитие мотивации интеллектуальной деятельности при наличии умений и навыков.

В деятельностный блок включаются этапы межпредметной интеграции с методами, формами и средствами обучения, которые постепенно усложняются. Можно разделить три основных этапа: вхождение, погружение и объединение форм. Объединение форм межпредметной интеграции можно назвать укрупненным блоком, в котором соединены два вида деятельности младших школьников – урочная и внеурочную деятельность.

Критерии и показатели диагностируются по наличию познавательных мотивов, интеллектуальной активности, комфортности пребывания в школе.

Критерии деятельностного подхода при диагностике оцениваются такие как осведомленность. Сформированность логических мыслительных действий диагностируются по классификации и умозаключению по аналогии. Младший школьник при диагностике интеллектуальной активности должен иметь способность к саморегуляции, самоконтролю.

Уровни интеллектуального развития младших школьников могут выражаться в показателях роста например низкий, средний, высокий.

Для реализации межпредметной интеграции, используются формы интегрированного урока, курса, дневного блока. Особенно интересно проходит интегрированная игра, марафон интеллектуалов и Олимпиада знаний. Эти формы обладают большими возможностями в интеллектуальном развитии младших школьников.

Интегрированный урок предполагает интеграцию материала двух и более школьных предметов. В интегрированном курсе предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Каждая из названных форм имеет свою особенность, так блок объединяет тематику занятий внутри каждого учебного предмета и предполагает реализацию во время интегрированного учебного дня.

Урочную и внеурочную деятельность младших школьников хорошо объединяет интегрированная игра, в ходе которой, происходит использование разного рода знаний в использовании одной формы. Олимпиады проходят в три периода: первый период, включающий в себя - ЛИРА (литература, история, русский язык, английский язык); второй период - МИН (математика, информатика), третий период - ТЕСТ (технология, естественные науки).

В рамках игры проводятся: интегрированные уроки, интегрированные курсы, интегрированные блоки, интегрированные предметные олимпиады; внеклассные мероприятия: конкурсы, турниры, игры, викторины, организуется работа в творческих кружках и мастерских: изостудии; технического, театрального, хореографического, вокального творчества; вязания и художественной вышивки и др.

Для создания условий реализации межпредметной интеграции младших школьников используются образовательные методы, такие как исследовательские проекты, дискуссия, диалог, мозговой штурм, круглый стол, шкала мнений, интерактивных рассказов и др.; широко используются наглядные, аудиовизуальные, ИКТ средства.

Необходимо использовать педагогические условия межпредметной интеграции для развития интеллектуального развития младших школьников. В данном варианте учитываются психологические особенности младших школьников и включение детей в проектную или исследовательскую деятельность с использованием инновационных технологий на примере традиционных предметов в начальной школе. Предполагается новая подача материала и включение содержательности урока для младших школьников. Для выполнения поставленной задачи развивать интеллектуальные способности младших школьников необходимо проводить мониторинги и понимать уровень подготовки учителя начальных классов к организации межпредметной интеграции.

В научных изданиях и современных диссертациях на тему внедрения межпредметной интеграции проводятся исследования в ходе которых осуществлялись опытно - экспериментальные работы на базе начальной школы города Краснодара, а результаты применяются в практике учителей начальных классов гимназии.

На основании анализа научной литературы мы понимаем, что в современной школе интеграция осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, через межпредметные связи, тематическое планирование и разработку новых учебных курсов. Все направления соединяют в себе информацию из разных предметов и на разных уровнях: внутрипредметном, межпредметном, транспредметном. Межпредметная интеграция помогает младшему школьнику уяснить, что предметы, изучаемые им в начальной школе взаимосвязаны и в совокупности, дают целостность представления об окружающем мире, что развивает кругозор и позволяет научиться анализировать.

Межпредметная интеграция позволяет к уже существующему традиционному материалу за счет сближения двух предметов добавить новый материал для изучения и создать событийный ряд для единого понимания младшим школьником полезных знаний. Наиболее продуктивным для интеграции является объединение следующих предметов: чтение - русский язык; чтение - изобразительное искусство - музыка; чтение - природоведение; природоведение - художественный труд; математика - информатика; иностранный язык - русский язык, музыка и др.

Учитель начальных классов должен понимать, что для интегрированного урока характерны следующие особенности: четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке. Выделим несколько видов интегрированных уроков.

Концептуальные интегрированные уроки проводятся в нестандартной форме: урок обмена знаниями, взаимопроверки, творческого поиска, урок-беседа, урок-лекция, урок-зачет, урок-спор, урок-эпоха, урок - мозговой штурм, урок-издание газеты, журнала, книжки-малышки и др. Контрольные работы можно осуществлять использую формы проверочных работ с использованием практического компонента, создания творческой лаборатории или аукциона знаний, что зафиксирует и сформирует интеллектуальные знания младшего школьника. Для самообразования можно использовать интегрированные лекции, исследовательские уроки и экзамены через использование информационных технологий.

На сегодняшний день учителя начальной школы могут использовать известные интегрированные курсы для начальной школы например «Открытие мира» под редакцией Е.Б. Евладова, Т.И. Петрашкова, А.Ю. Пентин, Ю.В. Чечеткин; «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова), «Математика и конструирование» С.И. Волкова, «Мир родного языка» Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева.

Популярная у учителей начальных классов система развивающего обучения Л.В. Занкова, также строится на интегрированных курсах. Разработаны и апробированы программы: «Риторика с использованием компьютерной техники» Л. Зельманова, «Фольклор в обучении математике» Е.В. Шаталова и А.П. Тарасова, «Краеведение на уроках трудового обучения» О.И. Гарлоева).

Интегрированные уроки на сегодняшний день имею преимущества пред традиционными так широко используют различные методы и приемы, которые нравятся детям, а соответственно вызывают у них интерес познания. Комплексное, взаимосвязанное изучение различных явлений действительности формирует у младших школьников целостное представление об окружающем мире. При взаимодействии основных и второстепенных предметов помогают младшим школьникам более широко изучать произведения искусства, природу.

Межпредметная интеграция помогает уплотнить школьный учебный процесс и способствует созданию единой системы урочной и внеурочной деятельности, что положительно влияет на снижение перегрузки учащихся, увеличение свободного времени младших школьников и обладает большими педагогическими возможностями в интеллектуальном развитии детей.

В современных психологических и педагогических исследованиях интеллектуальное развитие изучается в контексте развития познавательных процессов. Интеллектуальное развитие в тесной связи с умственным развитием ребенка рассматривали такие ученые, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, М.А. Холодная и др.

В современных условиях используется ряд программ, ориентированных на интеллектуальное развитие детей. Формированию различных видов мышления посвящены разработки А.А. Ивина, А.З. Зака, Б.П. Никитина. Изучению путей совершенствования интеллектуальных способностей детей разного возраста посвящены работы Л.Ф. Тихомировой.










1.2 Педагогические условия межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников.


На систему психологического развития учащихся начальных классов направлена комплексная программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». На сегодняшний день существует препятствие для успешного обучения детей в низком уровне развития и отсутствия познавательных навыков. Н.П. Локалова разработала программу, где формируются психологические качества и умения, помогающие школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

Данный учебный курс изучается в 1-4-х классах, 1 раз в неделю по 30-40 мин. Две основные задачи, поставленные перед курсом развитие познавательных способностей и обще-учебных умений и навыков младших школьников.

Эффективность психологической помощи заключаются в органичном включении в традиционную организацию учебного процесса в массовой общеобразовательной школе; проведение психологической развивающей работы учителем в привычной для него форме; отсутствие необходимости для ее реализации в переучивании учителя либо в его длительной специальной подготовке; простота материального обеспечения работы. Как я понимаю учителю начальных классов привычно работать по классно - урочная форме, поэтому для классов каждой параллели разработаны свои психологические новообразования.

В 1 классе это развитие наглядно - образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью. Во 2 классе развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

В 3 и 4 класс формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.

Главная задача, решаемая учителем начальных классов в процессе интеллектуального развития научить школьников осмысливать увиденное, в процессе осмысления, например задание «Все ли ты увидел?» или задание «Загадочные контуры».

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно нескольких действий, например задание «Крестики, точки» или задание «Пишущая машинка».

Для развития памяти школьников необходимо формирование у младшего школьника запоминания через использование знаков-символов. Например задание «Подбери картинку» или задание «Запомни фигуры».

Развитие мыслительной деятельности, происходит в данной программе за счет формирования логических операций, таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников, пример задание «Только одно свойство».

Кроме того, на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие». При развитии процессов воображения, выполняются задания как на воссоздающее действия например задание «Тропинка» и развивающее воображение, что отражено в задании «Что это?» и «Закончи рисунки».

Все задания направленные на формирование умения анализировать и копировать начинается с образца выполнения простого задания, например, задание «Найди одинаковые» и переходят к нахождению заданного образца среди предложенных изображений например задание «Найди образец».

Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств: пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности.

Структура уроков межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников имеет три основных компонента: вводную, основную и заключительную часть.

В вводной, у учащихся формируется навык выполнения упражнений для улучшения мозговой деятельности.

В основной части задания реализуются по принципу «спирали». «Спираль» возвращает младших школьников к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности учитывая возраст обучающихся от первого до четвертого класса.

Заключительная часть включает в себя обсуждение тех трудностей, с которыми они столкнулись при обучении, а также анализ деятельности, то чем же они занимались и чему научились на данном уроке. Для проведения уроков психологического развития с межпредметной интеграцией автор дает некоторые рекомендации к проведению. Прежде всего не спешить- переходить к следующему заданию. При отсутствии отработки дальнейшее выполнение этих заданий теряет смысл. Поэтому автор рекомендует при необходимости растянуть занятие на два урока, но добиться нужного результата. Обязательно использовать инструкции к выполнению задания и

Учитель должен давать пояснения при выполнении задания и вовлекать в это обсуждение всех детей.

Автор программы предлагает занятия с младшими школьниками проводить в группах по 10-12 человек и использовать для занятий достаточно большое помещение, тогда можно будет оборудовать данную территорию и создать локальные участки, подразумевающие несколько зон: для учебы, игровую зону. Чтобы создавался более тесный контакт учителя и младших школьников можно поставить столы буквой «П» или в шахматном порядке.

Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:

1)степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

2)поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;

3)результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

4)косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Очень важно оценивать воздействие уроков межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников на эмоциональное состояние учеников. Чтобы понять психологическую составляющую можно использовать прием цветограммы. Младших школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Если младший школьник использует красный цвет, то это свидетельствует о восторженном настроении, если оранжевый цвет, то настроение радостное, зеленый цвет -состояния спокойствия, фиолетовый цвет –настораживает, так как выражает напряженности, черный цвет - уныние, разочарование, упадок сил.

В конце урока проводится сравнение результатов этого задания, изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

В процессе освоения программы психологического развития младших школьников предполагается увидеть результаты, которые покажут развитие основных мыслительных способностей учащихся, различных видов памяти, внимания и воображения, развитие речи, а также определят становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Благодаря освоению программы младшие школьники снизят состояние тревожности и необоснованного беспокойства. В процессе работы с младшими школьниками учитель начальных классов не должен выставлять оценки детям и использовать тестовые задания и диагностику.


1.3 Вывод

На основании вышеизложенного приходим к следующему выводу. Межпредметная интеграция в значительной степени повышает потенциал результативности учебного процесса, расширяет возможности внедрения в него психолого-педагогических структур. А именно: лимит времени, отведенного на урок, не позволяет учителю многократно вводить элементы психологической разгрузки (например: физкультминутки). Интеграция полностью решает эти проблемы путем переключения внимания учащихся с одного предмета на другой.

Интеграция решает проблему непрерывности и целостности восприятия учащимися учебного материала путем стимулирования всего познавательного процесса.

Разовые интегрированные уроки повышают интерес обучаемых по всестороннему познанию окружающего мира.

Можно внимание акцентировать на многих положительных проявлениях межпредметной интеграции, но главной ее проблемой является тот факт, что непрерывным этот процесс можно сделать только при наличии утвержденных Министерством образования программ, методических пособий, учебников, видеоматериала. Так как при интеграции учителю очень сложно дозировать лимит времени, отведенного на конкретный предмет, возможно недозированное переключение в ущерб какой-то одной из наук.

Изучение далеко не каждой темы допускает интеграцию с другими предметами по причине того, что в значительной степени может быть нарушена методика закрепления материала.

Таким образом, целенаправленная межпредметная интеграция, в основе которой лежит организованное использование интегрированных форм и методов обучения, является важным средством для интеллектуального развития младших школьников, но эта интеграция должна быть обоснованной в плане целесообразности и возможности соединения изучаемого материала, лимитирования времени, периодичности переключения с одного предмета на другой и многое другое.












Глава II



2.1 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников.

Цель:

1) Комплексно проанализировать целесообразность введения межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников в непрерывный процесс образования.

2) Найти способ решения проблемы сохранения выработанного в начальной школе отношения к учебному труду и дать каждой возрастной группе "максимум" по их потребностям путем введения в учебный процесс межпредметной интеграции.

Задачи:

1) Определить и обосновать для младшей возрастной группы структурирование урока в процессе интеграции, а именно:

- рациональность использования учебного времени;

- роль и степень участия учителя в учебном процессе.

2) Изучить вариативность технологических структур и возможность использования их в интеграции предметов различных циклов.

3) Выявить рациональность организации процесса обучения в целях корректировки динамики перегрузок учащихся.

4) Определить основную проблему введения в учебный процесс межпредметной интеграции.

Эксперимент проводился на базе начальной школ города Краснодара и проходил в три этапа. На первом этапе проводился теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; подбирались методы исследования; осуществлялось обоснование проблемы; определялся методологический аппарат исследований. В процессе работы в течении года выявлены уровни интеллектуального развития младших школьников. На втором этапе в течение трех лет разработана педагогическая технология, разработан метод и средства обучения, направление на развитие интеллектуальных способностей младших школьников. На третьем этапе в течение двух лет анализировать результат, систематизировались результат исследования.

В процессе исследования определены педагогические условия для осуществления данного процесса межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников; анализ опытно - экспериментальной работы. Педагогическая технология должна достигнуть цель, при которой усилится процесс межпредметной интеграции и будут использованы определенные подходы системный, интегрированный, личностно ориентированный, деятельностный и принцип целостности, проблемности, поэтапного преодоления трудностей, опережающего отражения в сознании учащихся предстоящей интеллектуальной деятельности, комплексного воздействия на интеллект младших школьников, сотрудничества. В процессе работы были использованы интегрированные уроки, как форма межпредметной интеграции для развития интеллектуального развития младших школьников.

В ходе эксперимента были пройдены три основные этапа: через праздники и конкурсы, интегрированный блок - первый этап – вхождение, на втором этапе использовались методы проблемного изложения, через погружение в турниры, используя информационные средства. На третьем этапе произошло слияние форм в процессе объединения методов и проектов. Был учтен уровень интеллектуального развития младших школьников по шкале замеров: низкий, средний, высокий. Для низкого уровня характерно медленный темп мыслительной деятельности, неразвитая невыразительная речь, узкий кругозор и минимальный запас знаний. Для среднего уровня характерна продуктивная интеллектуальная деятельность, отвечающая интересам младшего школьника. Для высокого уровня характерна высокая работоспособность и большой объем выполняемых учебных заданий.

Особое внимание экспериментаторы уделяли проблемным, активным и интерактивным методам обучения, которые могут использоваться на различных этапах интегрированных занятий.

В качестве средств обучения используются иллюстрации, карточки, рисунки, фотографии, схемы, таблицы, слайды, видеофильмы, информационные. Используются в работе интеграция материала традиционных предметов в начальной школе с новым материалом, мониторинг интеллектуального развития младших школьников в процессе межпредметной интеграции, готовность учителя начальных классов к организации межпредметной интеграции, то есть все основные показатели характерные для данной методике работы учителя младших классов со школьника начальных классов.

Экспериментальная работа по реализации педагогической технологии межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников проходила в течение одного года в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

На каждом этапе осуществлялась своя задача, контрольный этап входит в первые два. На констатирующем этапе был подобран ряд методик для диагностики интеллектуального развития младших школьников. Была использована методика «Оценка школьной мотивации» Т.А. Ратанова, «Исследование логических мыслительных действий» Э.Ф. Замбацявичене, «Изучение саморегуляций» У.В. Ульенкова. Так же осуществилась диагностика интеллектуального развития в двух классах (табл. 1), где был сделан вывод о том, что младшие школьники 53% обладают средним интеллектуальным уровнем. У 30% - низкий интеллектуальный уровень и 17% - высокий (рис. 1).

Экспериментальная группа

Контрольная группа

  1. Бугаев Д. А.

  1. Анохина Л. П.

  1. Зброжко Е. А.

  1. Обух В. В.

  1. Горшков К. И.

  1. Маяковская П. В.

  1. Филипповская А. Р.

  1. Сергеева С. А.

  1. Драчев О. Д.

  1. Нестеров А. А.

  1. Катрецкий Я. О.

  1. Вовченко Я. Е.

  1. Смелянец Л. А.

  1. Зиновьев Ю. М.

  1. Олефиренко М. А.

  1. Лебедев Р. А.

  1. Луценко С. В.

  1. Дульнева. О. М.

  1. Ескин М. А.

  1. Федорова М. О.

  1. Запорожец. О. С.

  1. Аникина М. Я.

  1. Гуляев В. А.

  1. Колков Н. А.

  1. Шадчинев П. Е.

  1. Шевченко Ю. В.

  1. Потапов А. В.

  1. Малюженко Д. Ю.

  1. Писаренко К. А.

  1. Румянцева Д. А.

  1. Жигулина А. И.

  1. Абрамова В. П.

  1. Долгополов А. С.

  1. Швецова В. К.

  1. Филипов С. О.

  1. Ковалев Л. В.

  1. Кравцова А. С.

  1. Тюнин А. П.

  1. Ведрусса А. П.

  1. Калиниченко А. К.

  1. Астахова А. В.

  1. Спицын П. Ю.

  1. Гордеева А. С.

  1. Тория А. Г.

  1. Саламатов А. Н.

  1. Грудкова А. В.

Таблица 1




Критерии интеллектуального развития младших школьников:

  1. Эмоционально-мотивационный

  2. Деятельностный

  3. Регулятивный

  4. Творческий

Рисунок 1. Исходный уровень интеллектуального развития младших школьников.

В экспериментальной работе приняли участие 46 учащихся начальных классов и четыре учителя города Краснодара.

В процессе эксперимента по критерию углового преобразования Фишера выяснено, что уровни интеллектуального развития младших школьников отличаются друг от друга незначительно и в основном находится на среднем и низком уровне. В группах отмечается положительное отношение к школе и существует желание получать новые знания, впрочем, познавательные способности носят ситуативный характер. Многие младшие школьники не способны самостоятельно принимать решение и не умеют организовать учебную интеллектуальную деятельность, осуществлять саморегуляцию и самоконтроль. Многим из них требуется оказывать помощь взрослых. В стадии развития у первоклассников находятся логические мыслительные действия. Такие действии, как инициативность и креативность мышления у младших школьников на начало эксперимента развиты слабо.

В ходе занятий применялись современные инновационные технологии обучения, проблемные, активные, интерактивные методы обучения. При проведении интегрированных уроков, интегрированных блоков, мероприятий нами использовались дидактические имитационные игры, проблемные ситуации, дискуссии, диалоги, творческие проекты, театрализация, что способствовало активизации интеллектуальной деятельности младших школьников.

В ходе формирующего эксперимента с экспериментальной группой реализовывалась педагогическая технология по межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников. Использовались такие формы межпредметной интеграции, как интегрированный урок, интегрированный курс, интегрированный день, интегрированная игра - интеллектуально - творческий марафон «Олимпиада знаний» и др.

Ученики экспериментальной группы принимали активное участие в интеллектуально-творческом марафоне «Олимпиада Знаний», который представлял собой интегрированную игру. Основными формами интеллектуально-творческого марафона являлись: интегрированные уроки, интегрированные курсы, интегрированные блоки, интегрированные предметные олимпиады, внеклассные мероприятия: конкурсы, турниры, игры, викторины, праздники, выпуск газет, выставки поделок, рисунков, фотографий и др. В течение марафона младшие школьники посещали творческие кружки и мастерские: изостудию; технического, театрального, хореографического, вокального творчества; вязания и художественной вышивки и др.

В время проведения интегрированных олимпиад выявлялись победители и начислялись баллы, которые собирались в индивидуальную копилку. В результате эксперимента выявлялась команда - победитель периода. Способствовало повышению интереса со стороны младших школьников такие формы, как личные тематически творческие конкурсы, где определялись лучшие участники. В конце эксперимента показатели были перепроверены в процессе повторного введения аналогичных мероприятий для младших школьников.

В конце эксперимента произошла положительная динамика показателей интеллектуального развития младших школьников в контрольной, и в экспериментальной группах. В экспериментальной группе большинство младших школьников имеют высокий уровень интеллектуального развития по эмоционально - мотивационному критерию 52,2% и в ходе эксперимента он вырос на 26,2%, впрочем отметим, что средний уровень имеют - 47,8% младших школьников.

В контрольной группе большинство младших школьников имеют средний уровень - 60,0%, высокий - 36,0% в ходе эксперимента он вырос на 8,0%. Однако - низкий уровень имеют 4,0% учащихся (рис. 2)

В конце эксперимента у младших школьников выявлено положительное эмоциональное отношение к школе, к учебной интеллектуальной деятельности, наличие познавательного мотива.

Рисунок 2. Уровень интеллектуального развития младших школьников в конце эксперимента.

2.2 Применение компьютерных технологий в работе с младшими школьниками.

В дальнейшей научно - практической работе с младшими школьниками при современной модернизации образования очень важна техническая поддержка. Поэтому во многих начальных школах города Краснодара используются информационные технологии, включающий интерактивные занятия и выполняется ряд работ экспериментального характера с помощью компьютерных технологий и дистанционного обучения с включением родителей в педагогический процесс. С первого класса используется Интернет, как информационный источник и в ряде заданий несет функцию контроля при дистанционном обучении. Очень важным элементом современного образования является использование интерактивной доски ACTIVboard, что позволяет быть активным в интерактивном режиме и решать вопросы в он – лайн режиме.

Интерактивная доска удобна в использовании, так как выполняет ряд важных и нужных функций для работы младшего школьника. Одна из функций создание Flipchart (Флипчарта) – файла - электронного конспекта и доступ выхода на открытые библиотеки и каталоги, возможность создания гиперссылок на странице Флипчарта. Использование интерактивных методов обучения позволяет обучать из любого места в аудитории. Планшет ACTIVTablet – позволяет использовать все функции программного обеспечения ACTIVstudio для подготовки материала любой сложности.

Концептуальная модель процесса обучения, проходящая по программе EXPERT, позволяет принимать тесты-задачи по любому предмету, необходимо предложить алгоритм. Эта программа EXPERT принимает рисунки, фотоснимки, схемы, формулы, рентгенограммы и т.п. графику, созданную с помощью сканера, а также схемы или рисунки, изготовленные на специальных редакторах (типа Paintbrush и др.) как в черно-белом, так и в цветном изображении. По программе осваивается три уровня знаний: узнавание, воспроизведение, умение использовать.

Обучающиеся проходят тесты, отгадывают кроссворды, составляют сказочные пазлы, которые позволяют показать полученные в процессе обучения навыки. После освоения одной из задач ей присваивается номер и создается цепочка логических задач для дальнейшего выполнения. По окончании обучения в данной программе проходит оценка знаний на различных уровнях и выводится процент верных решений тестов от общего числа выполненных тестов.

Организация учебных занятий в компьютерной среде обучения может быть выстроена по принципу динамическая слайд - лекция. Этот вариант является законченным тематическим модулем, и имеет выход в меню с любого слайда, поэтому информация может размещаться по темам. Что важно технология слайд - лекции предполагает наличие учителя в учебном процессе, в частности использование голоса лектора, регулирует темп лекции и смены слайдов. Такие занятия полезно проводить, так как младшие школьники лучше воспринимают и усваивают материал.

Моделью проведения школьного занятия с младшими школьниками по технологии слайд – лекция может быть изучение модуля «Компьютерные технологии в образовании». Этот модуль включает в себя изучение вопросов современного образования при помощи информационных технологий, поэтому выделим три основных этапа: блочно - модульная структура модуля курса, формализация учебного материала, визуализация учебного материала, анимация.

Разрабатывая модель творческого занятия с применением компьютерных технологий нужно использовать три основных метода обучения: словесный – материалы с озвучиванием, наглядный, когда используются схемы, видео фрагменты и практический – тренинг, тест. Проект построен по модульному принципу и реализован в игровой форме, где основная задача дать правильный ответ, тем самым реализуется программа самоконтроля и представляется в виде Web-страницы в • формате HTML, созданной с помощью Конструктора тестов.

Практическое занятие может выстраиваться по технологии 3-х мерного моделирования ArtCAM for Education — это технолого-дизайнерский пакет для создания художественных рельефов на основе двумерных изображений. Она является профессиональной программой и включает в себя как компьютерное, так и художественное моделирование, вместе с тем, программа интересна и достаточно проста для обучения, и очень эффективно начинать знакомство с технологиями 3-х мерного моделирования с программ, не вызывающих отрицательного ощущения непонимания. Программа помогает создавать сложные формы из линий, с последующим редактированием векторного и графического изображения, преобразования одного в другое. Такой тренинг — это предварительная подготовка к дальнейшему использованию приобретенных навыков и умений, это выработка особого стиля работы в старших классах. Одним из важнейших аспектов обучения младших школьников, является проектная деятельность учащихся. В процессе создания своего проекта, младшие школьники имеют возможность лучше освоить всё многообразие технических приёмов и больше узнать о возможностях отдельно взятой программы. Это также позволит им поближе познакомиться с процессом самостоятельной разработки законченного проекта. Работа над проектом тщательно планируется и обсуждается учителем вместе с учащимися, что позволяет за короткий срок подготовить продукт хорошего качества.



2.3 Вывод

Итак, подводя итоги эксперимента, был сделан сравнительный анализ, который показал рост уровня интеллектуального развития младших школьников по регулятивному критерию в обеих группах.

В контрольной группе большинством младших школьников цели и важность учения еще не осознаются, желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться»

У младших школьников из экспериментальной группы наблюдаются более значительные изменения, так - высокий уровень интеллектуального развития у 26,0% учащихся, а на начало эксперимента 8,7%. Учащиеся этой группы осознанно считают: «Я хочу учиться», «В школе хорошо выучишься, станешь образованным и получишь хорошую профессию»

Проведенный анализ показал, что большинство младших школьников экспериментальной группы умеют организовывать интеллектуальную учебную деятельность, строить занятия без помощи со стороны взрослых, осуществлять самоконтроль и саморегуляцию. Учащиеся умеют анализировать свои действия и окружающих. Они не боятся высказывать свое мнение, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

А также хотелось бы отметить, что использование компьютерных технологий на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся и интересным.

Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил гипотезу нашего исследования о том, что целенаправленная работа педагогов по межпредметной интеграции и педагогические условия эффективно способствуют интеллектуальному развитию младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, в нашей работе рассмотрены и обобщены основные теоретические и экспериментальные результаты исследования, подтверждающие гипотезу и приводятся основные выводы: проанализированы педагогические возможности межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников; выделены основные формы межпредметной интеграции, обладающие большими возможностями в интеллектуальном развитии младших школьников; реализована разработанная педагогическая технология межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников, доказана ее эффективность; определены педагогические условия межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников.

Результаты опытно-экспериментальной работы, основанные на реализации педагогической технологии межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников, показали, что возможна динамика роста интеллектуального развития младших школьников.

Предположение о том, что реализация педагогической технологии межпредметной интеграции как средства интеллектуального развития младших школьников при соблюдении педагогических условий является основой интеллектуального развития младших школьников в реальной педагогической практике, оправдалось.

На сегодняшний день, используя данную методику на практике в младшей школе, мы сможем подготовить и сформировать индивидуумы и самостоятельные личности. По нашим наблюдениям и практическим работам в школе приходим к пониманию того, что младшие школьники по большей части своей весьма пассивны. Многие родители не уделяют должного внимания воспитания у ребенка определенного набора критериев, по которым он может развиваться самостоятельно.

У некоторых детей наблюдается отсталая речь и отсутствие усидчивости, и как следствие, отсутствие интереса к учебе и интеллектуальной деятельности. При обучении в школе младшие школьники ощущают недостаток или даже отсутствие элементарных знаний и навыков. Многие дети в домашней среде решают порой недетские психологические проблемы и попадают в семейный «капкан» взрослых проблем.

Не соответствие проблем возрасту отвлекает ребенка от приобретения им навыков общения на спокойном фоне и приобретения трудовых навыков, которые не совместимы при наличии дефицита общения, внимания и общего уровня отсутствия интереса к получению знаний.

Перспективы исследования данной темы очень актуальны. Предметом дальнейшего научного исследования специалистов данной области знаний могут стать такие аспекты рассматриваемой темы, как разработка новых форм межпредметной интеграции; проблем целостного восприятия знаний младших школьников на основе межпредметной интеграции; комплексного подхода к процессу обучения в начальной школе на основе межпредметной интеграции.

На сегодняшний день в начальной школе перед учителем начальных классов стоит очень остро проблема разработки новых форм межпредметной интеграции. Многие научные труд посвящен интеграционным процессам в начальной школе, мы рассмотрели исследования О.Л. Алексенко, Л.П. Барылкиной, С.И. Волкова, Л.М. Долгопаловой, В.И. Иванцова, А.И. Поповой, Е.Н. Потаповой, Е.Ю. Сухаревской, Л.И. Тикуновой, З.П. Шабалиной, так как именно эти авторы выявли основы интеграции в начальной школе, определили способы и условия построения интегрированного содержания образования в начальной школе с целью интеллектуального развития младших школьников.

Отдельного рассмотрения требует и проблема разработки теоретических и технологических основ подготовки педагогов к профессиональной деятельности на основе межпредметной интеграции, повышения их квалификации и переподготовки, целенаправленная работа педагогов по межпредметной интеграции педагогические условия, разработанная педагогическая технология эффективно способствуют интеллектуальному развитию младших школьников.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.Асаулюк Е.П., Интеллектуальное развитие учащихся в ходе организации внеклассной работы с детским коллективом /Электронный ресурс/ http://cyberleninka.ru/ // Е.П Асаулюк // Наука и бизнес: пути развития Ц 2011. Ц №4. Ц С. 21-25.

2. Абакумова И.В, Ермаков П.Н, Фоменко В.Т. Новодидактика. Книга 1. Методология и технологии обучения: в поисках развивающего ресурса. М.: КРЕДО, 2013. С.162.

3. Асаулюк Е.П. Интегрированный подход в обучении младших школьников // Перспективы науки. 2011.№ 10.С.222.-224.

4. Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителя. М: Просвещение, 2008.С.400.

5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов /Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ /Электронный ресурс/http://cyberleninka.ru/ / Отв. ред. В.И. Слободчиков.

6.Бахтина О. В. Анализ психолого-педагогических подходов к проблеме развития интеллекта / О. В. Бахтина // Проблемы педагогического образования : сб. науч. ст. / под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. -М. : МПГУ-МОСПИ, 2007. Вып. 27. - С. 61-69.

7. Интеграция общего и дополнительного образования : практическое пособие / под ред. Е. Б. Евладовой,. М. : АРКТИ, 2006. -296 с.

8. Лапина Е. В. Интегрированные уроки в начальной школе / Е. В.Лапина, О. Е. Жиренко, В. Я. Яровенко // Инновационные технологии- --- обучения в современнои школе. Воронеж : ВОИПКиПРО, 2008 - С. 52-57.

9. Нечаева Н. В. Новое поколение учебных курсов в системе развивающего обучения JI. Н. Занкова / Н. В.Нечаева // Управление начальной школой. 2008. - № 0. - С. 34-41.

10. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 571 с.

11. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. -М, 2008.-256 с.

12.Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л. А. Ясюкова. СПб. : Речь, 2003. -384 с.

13. Венгер Л.А., /Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ/ Венгер А.Л. Домашняя школа мышления /Электронный ресурс/ http://cyberleninka.ru/

14.Диагностика готовности детей к обучению в школе. /Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ/ Методические рекомендации /Электронный ресурс/http://cyberleninka.ru/.

15. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления /Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ/ /Электронный ресурс/http://cyberleninka.ru/.

16 Бабаева Т.Н. У школьного порога/Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ/ Электронный ресурс/http://cyberleninka.ru/.

17.Батова А.С. Графический диктант/Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ// Начальная школа, 2003, № 9 /Электронный ресурс/http://cyberleninka.ru/.

18 Безруких М.М., Ефимова, Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться/Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ/ /Электронный ресурс/http://cyberleninka.ru/.

19.Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.Психология усвоения знаний в школе. /Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ/ Электронный ресурс/http://cyberleninka.ru/

20.Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации/Научные статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ/ Электронный ресурс/http://cyberleninka.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!