СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа "Коррекция речи обучающихся начальной школы с ЗПР посредством арт-технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы характеризуется необходимостью детального рассмотрения особенностей коррекции речи обучающихся начальной школы с ЗПР посредством арт-технологии.

Развитие речи ребенка играет важную роль в формировании и установлении его развития.

Включение языка в познавательную деятельность ребенка восстанавливает его основные психические процессы. Язык играет большую роль в умственном развитии ребенка, развитии мышления и умственной деятельности в целом. Таким образом, умственные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и улучшаются по мере овладения языком.

Успех российской науки основан на многочисленных современных исследованиях отечественных и зарубежных авторов (например, о больших компенсаторных способностях развивающегося детского мозга и совершенствовании способов и методов воздействия, писали: «Ничто не остается неподвижным, бескомпромиссным, но всегда может быть достигнутым, измениться к лучшему при соблюдении соответствующих условий».

Вопросы развития речи школьников изучались такими отечественными учителями, как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. Основой современных методов является исследование российских ученых Д. Б. Ельконина, А. В. Запорожец, Н. С. Рождественский, К. Бабанский, Л. П. Федоренко и другие. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, создания слов присутствовали удивительные ученые, детские психологи и учителя: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, М. М. Конин. Игры и упражнения по развитию речи детей школьного возраста были разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также исследователями, преподавателями педагогических университетов, которые проводили свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой [Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николачук, Л. А. Колунова].

Существует большое количество литературы, посвященной использованию арт-терапии в образовательных учреждениях разных стран мира, прежде всего, тех, где арт-терапия достигла высокого уровня профессионализации.

Это, в частности, относится к таким странам, как США (Аллан, Ирвуд, Федорко, Хольцман, Монтанари, Сильвер, Холт, Кейзер и другие) и Великобритания (Боронска, Уэлсби, Либман и другие). Важную роль искусства отмечали отечественные психологи и врачи Лебедева Л.Д., Копытин А.И., Выготский Л.С., Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.

Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Благодаря своему многообразию у психолога всегда есть выбор, какую из методик применить, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Целью работы является детальное изучение особенностей коррекции речи обучающихся начальной школы с ЗПР посредством арт-технологии.

Основными задачами в этой курсовой работе являются:

- изучить сущность и особенности речевого развития,

- исследовать арт-терапию, как средство коррекционной работы речи,

- исследовать особенности ЗПР и его особенности проявления,

- исследовать метод арт-терапии как один из видов коррекционной работы обучающихся начальной школы,

- изложить содержание работы по коррекции связной речи школьников с ЗПР с использованием элементов арт-терапии,

- определить эффективность использования арт-терапии в коррекции связной речи младших школьников с ЗПР.

Объектом исследования являются обучающиеся начальной школы с ЗПР посредством арт-технологии.

Предмет исследования – процесс изучения особенностей коррекции речи обучающихся начальной школы с ЗПР посредством арт-технологии.

Теоретической базой данной работы послужили публикации различных авторов, периодическая литература, информационные ресурсы Internet по вопросам изучения особенностей фонетико-фонематических нарушений речи у детей  младшего школьного возраста.

Методология исследования. Общеметодологическую базу данного исследования составляет диалектический метод, требующий рассмотрения предмета в его непрерывном развитии, изменении и связях с другими явлениями. Применяется традиционный для такого рода исследований логико-теоретический метод, базирующийся на проверенных практикой положениях историко-материалистического учения об особенностях коррекции речи обучающихся начальной школы с ЗПР посредством арт-технологии.

Практическая значимость работы. Материалы, изложенные  в данной  работе  могут быть  использованы в учебно-образовательной деятельности по теме выполненного исследования.

Структура работы способствует решению этих задач и достижению цели: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Коррекция речи обучающихся начальной школы с ЗПР посредством арт-технологии"»

1.1. Сущность и особенности речевого развития


Речь - это форма общения людей, опосредуемая языком, особый вид деятельности. [2, с. 96]

Речь изначально является средством общения с другими, а затем, в форме внутренней речи, средством мышления. Вербальное мышление - это передача речи внутри.

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей через язык. Речь рассматривается как процесс общения людей и как механизм умственной деятельности. Есть две неотделимые функции речи:

- связь [коммуникативная],

- мышление. [12, с. 74]

Речь - это высшая психическая функция, социальная по происхождению. Поэтому развитие речи в онтогенезе полностью зависит от восприятия ребенком речи взрослых вокруг них. Без этого ребенок не будет развивать речь. В процессе развития речи существует дифференциация функций речи, служения и формирования [письменной, устной, внутренней речи]. [13, с. 102]

Психолого-педагогические исследования Выготский, Ж. Пиаже, А.Валлон, А.Н. Леонтьев А.Р. Лурия позволила определить фундаментальные принципы, лежащие в основе связи между мыслью и речью, а также выделить наиболее важные проблемы этой проблемы. К ним относятся когнитивные предпосылки для развития речи и языка, законы и направления развития речи и мысли в онтогенезе, отношение мысли к слову в процессе генерации речи.

Центральный вопрос о понятии Л.С. Выготский - это вопрос об отношении мысли к слову. Л.С. Выготский рассматривал это слово как единство звука и смысла, которому присущи все атрибуты, характерные для вербального мышления как целого. По его мнению, ценность можно одновременно рассматривать как явление, речь по своей природе и как явление, связанное с полем мышления ... Это речь и мышление в то же время, потому что это единица речевого мышления» [13, с. 123].

Анализируя развитие мышления и речи в онтогенезе, Л.С. Выготский приходит к выводу, что развитие речи и мышления не является параллельным и неравномерным, и у них генетически разные корни.

В процессе языкового развития можно различать «дореволюционную фазу развития интеллекта и доинтеллектуальную фазу языкового развития». На ранних этапах развития языка прослеживаются разные корни мышления и речи. С одной стороны, есть зачатки интеллектуальных реакций еще до того, как язык сформировался. С другой стороны, у языка есть доинтеллектуальные корни. [10, с. 107]

Линии развития мысли и языка до определенного времени, так сказать, независимы друг от друга. Но в течение примерно двух лет «зачеркнутые по отдельности линии развития мышления и речи совпадают в своем развитии и приводят к совершенно новой форме поведения, столь характерной для людей. .. функция языка. Однако, чтобы «открыть» язык, нужно подумать. С этого времени язык выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится языком [6, с. 43].

Л.С. Выготский подчеркивал зависимость языкового развития от средств мышления и социального и культурного опыта ребенка. Во время языкового развития ребенок изучает язык жестов [языковые ресурсы]. Это присвоение средств мышления, происходящее в процессе, происходит в процессе общения между ребенком и окружающими его взрослыми [25, с. 54].

Ж. Пиаже раскрыл когнитивные (интеллектуальные) основы развития Ре-Чи. По его мнению, важнейшей предпосылкой развития речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта [18, с.14]. Развитие сенсомоторного интеллекта проходит несколько этапов. В начальной фазе, фазе сенсомоторной логики, ребенок изучает логику действий с объектами, которые он воспринимает напрямую. В будущем ребенок перейдет от логики действий к «концептуальной» логике, основанной на представлении и мышлении. Есть способность думать о том, что не воспринимается напрямую. В это время появилась семиотическая [символическая], символическая функция. Этот период соответствует второму году жизни ребенка. [18, с. 98].

Взаимосвязь между речью и мышлением на последующих этапах развития ребенка можно рассматривать с разных сторон. Прежде всего возникает вопрос: как интеллектуальное развитие ребенка влияет на процесс языкового развития. Отвечая на этот вопрос, мы можем выделить три основных плана когнитивных требований к языковому развитию.

Степень интеллектуального развития ребенка отражается в семантике, на которой основано высказывание.

Известно, что с помощью языка ребенок выражает свои представления об окружающей действительности. Конечно, ребенок не может использовать ту или иную форму языка, если не понимает ее значения. Таким образом, ребенок сначала изучает семантически простые языковые формы, доступные его сознанию и соответствующие его интеллектуальному уровню развития. Например, он сначала использует высказывание на языке, а затем улавливает условное настроение. Сначала ребенок определяет место в языке, а затем использует названия понятий времени и т. д.

Уровень несоответствующей умственной деятельности ребенка влияет на способность усваивать формальные языковые средства. Чем проще и понятнее определенный термин с лингвистической точки зрения, тем быстрее он усвоится ребенком. Например, ребенок сначала не изучает предикативные конструкции, а затем выучивает конструкции с предлогом.

В процессе онтогенеза ребенок не только подражает чужому языку, но и изучает законы языка, на основе которых он строит свой язык. Овладение законами языка требует достаточно высокого уровня образования в процессах анализа, синтеза, обобщения и дифференциации.

Одна из самых известных тенденций в развитии детской речи - возрождение, расширение языковых правил. Правила для больших классов ребенок изучает раньше, чем правила для подклассов. Это связано с трудностями дифференциации, внутренним торможением. Но все же неправильный выбор интонации происходит внутри одного и того же семантического класса. Правильное грамматическое правило выбрано правильно, но его выполнение не всегда оказывается правильным по норме.

Знание языка связано со способностью обрабатывать информацию объемом кратковременной памяти. Человеческий язык воспринимается или воспроизводится за короткое время. Следовательно, у ребенка должна быть стратегия программирования, декодирования и быстрого декодирования голосового сообщения [13, с. 29].

Речь ребенка усваивается с учетом его способности обрабатывать речевую информацию, что также отражается на речевом выходе. Вначале у ребенка есть предложение из одного слова и двух слов [субъект-предикат, субъект-объект]. Затем он объединяет эти элементы в трехсловное утверждение объекта-предиката. Чем обширнее информация, тем сложнее ее записать и воспроизвести устно.

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития у детей является неадекватность языковой регуляции действий, трудность вербализации действий, несогласованность функции языкового планирования [В. И. Любовский].





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!