Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Смоленский государственный университет»
Художественно-графический факультет
Кафедра изобразительного искусства
Курсовая работа
на тему: Материалы и техники станковой графики.
Выполнил:
студент группы №31б
очного отделения
специальности: Изо и доп. образование
Ковалева Г.Н.
Научный руководитель:
Профессор
Самарина В.Е.
Смоленск
2015
Содержание.
-
Введение………………………………………………………………….3
-
Теоретические основы применение графических материалов……….5
-
Особенности портрета…………………………………………………15
-
Техника графических материалов при рисовании портрета………19
-
Заключение……………………………………………………………24
-
Список литературы……………………………………………………26
Введение
«Велико ли слово: «отсюда — сюда», а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум... Не заботьтесь о красоте рисунка, смотрите беспрестанно на натуру, а не в карандаш».
П.П.Чистяков.
Тема нашей исследовательской работы: «Материалы и техники станковой графики». Для данного методического пособия я выбрала рисование портрета. Я выбрала эту тему потому, что мне интересно рисовать портреты людей различными графическими материалами. Именно в портретах, зарисовках людей можно не только передать сходство с натурой, но еще можно выразить эмоции, мысли, переживания, раскрыть внутренний мир человека, а многообразие графических материалов в рисунке дают нам возможность достичь желаемого результата. Именно знание техник и материалов рисунка, понимание их специфических особенностей помогают реализовать любой замысел – это неоценимое богатство в руках художника.
В художественных образах воплотилась вся история человечества на протяжении тысячелетий. Важную роль в раскрытии внутреннего мира человека играют именно портретные композиции, в которых лицо человека имеет первостепенное значение.
Данная тема может быть использована при разработке уроков рисования в общеобразовательных школах, в художественных школах, а также при преподавании в средних профессиональных учреждениях и ВУЗах.
Наша исследовательская работа интересна тем, что она методического характера. В ней рассмотрены разные виды графических материалов, их выразительные возможности.
Проблема: каковы выразительные возможности графических материалов при рисовании портрета?
Цель: выявление особенностей рисования портрета различными графическими материалами.
Задачи:
- раскрыть содержание следующих понятий: портрет, графика, рисунок;
- выявить выразительные средства рисования портрета с натуры;
- выполнить серию зарисовок портретов с натуры;
- передать эмоции, состояние портретируемого.
1. Теоретические основы применение графических материалов.
Задачи:
- раскрыть основные понятия: графика, рисунок;
- проанализировать виды графических материалов, их свойства;
- описать выразительные средства графики.
Искусство – одно из важнейших явлений в жизни человека, оно является неотъемлемой частью человеческой деятельности, оно играет значительную роль в развитии не только личности, но и всего общества. Искусство принимает разнообразные формы, чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а вполне конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее – художественный образ. Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Однако он предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей cпецификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Также каждый вид искусства имеет свой язык и свои художественные возможности.
Наиболее понятный для детей вид изобразительного искусства является графика. Еще с раннего возраста дети начинают свою творческую деятельность с простых линий и пятен, с их помощью они выражают свое понимание окружающего мира.
Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX — начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Графика (от греч.Grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств: линия, штрих, пятно, точка и тон. По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению советского графика В. А. Фаворского, "воздух белого листа". Добиться интересного, выразительного рисунка можно с помощью добавления черного цвета, однако в графике добавляют и другие цвета.
Рисунок – это основа всех видов изобразительного искусства, это изображение, созданное с помощью графических средств, преимущественно из линий и штрихов. Рисунок включает в себя любые жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, исторический. Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти или по воображению. Любая работа художника начинается именно с рисунка. И поэтому важнейшая часть подготовки художника - обучение рисунку.“Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки,” - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564).
Как уже было сказано, основные изобразительные средства: линия, штрих, пятно, точка и тон. Давайте более подробно рассмотрим каждый из этих средств.
Линия - одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах. Характер линии может выражать чувства, эмоции. В зависимости от назначения она может носить разный характер. Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу.
Пятно – также является средством выразительности в графике, а точнее локальные переходы от светлых тонов к более темным и наоборот. Иногда пятна могут быть контрастными – будут создавать тревогу, ярость. Необходимость применения тонального пятна в качестве графического средства возникает главным образом при решении следующих задач композиции: для выявления или подчеркивания объемности формы, для передачи ее освещенности, для показа силы тона в окраске формы, фактуры ее поверхности с целью передачи глубины пространства, окружающего объемную форму.
Одним из ведущих художественных средств в рисунке, является тон, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи тона художник передает объемность формы, освещение предметов и положение предмета в пространстве. Тоном передается различие предметов между собой по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием цвета и материала. Под понятием тональность понимается определенное соотношение цветов или тонов характерное для данного произведения, одна из художественных особенностей. В графике тональность определяется степень контраста темных и светлых тонов.
Штрих – еще одно изобразительное средство в рисунке. Штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. С помощью штриха можно моделировать объемную форму, передавать пространственные, тональные и светотеневые отношения. Приемы работы штрихом разнообразны. Штрих может быть прямым, наклонным, перекрестным, длинным, коротким, с разной частотой, он имеет собственную направленность и экспрессию.
В изобразительном искусстве использование точки как изобразительного средства в рисунке не так распространено, как использование штриха, линии, пятна или тона. Однако это не означает, что она не используется. Трудоемкость нанесения точек на бумагу без особых приспособлений действительно сужает границы их применения, но особое, ни с чем несравнимое точечная фактура всегда привлекала художников к графике. Наиболее часто точечную технику используют в офорте. В настоящее время точечная техника широко применяется в графике, как при комбинации техник, так и в чистом виде.
Также большую роль в графике занимает фактура материалов. Факту́ра (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах. Фактура произведения во многом зависит от свойств используемого художником материала, особенностей натуры, которую он изображает, а также от поставленной задачи и манеры исполнения. Фактура является одним из художественных средств, способствующих передаче эмоций произведению.
Графическими материалами принято называть материалы, которыми рисуют и на которых рисуют (бумага разных сортов, карандаш, уголь, сангина, акварель, тушь, картон, калька). Основными графическими материалами принято считать - бумага и простой карандаш.
Бумага (от итал. bambagia - хлопок) - материал, предназначенный для письма, печати, рисования. Бумагу получают из массы специальным образом обработанных волокон с добавлением минеральных и проклеивающих веществ, красителей. К лучшим сортам, пригодным для рисования относится : ватман, рисовальная и чертежная бумага. Ватман или ватманская бумага (англ. Whatmanpaper) — белая высокосортная бумага без ярко выраженной фактуры, плотная, с поверхностной проклейкой.Названа в честь английского промышленника 18 в. Дж. Ватмана. Но также рисовать можно и на цветной бумаги. Она хороша при работе одновременно темными и светлыми материалами, так как уже имеет тоновую среду.
Графические материалы подразделяются на «сухие» и «влажные». К «сухим» относят уголь, карандаш, сангина, соус, пастель. К «жидким» – тушь, акварель.
Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита). Рисунки выполненные карандашом имеют сероватый тон с легким серебряным блеском. Карандаши подразделяются на три вида: черные графитовые, копировальные (химические) и цветные. Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness (букв. чернота) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness (твёрдость) — твёрдый. Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след, и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашами, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.Известен также так называемый итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца.Графитные карандаши известны с XVI века.Художники, чтобы было удобнее, и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом.В Германии производство графитных карандашей началось в Штайне под Нюрнбергом в 1719 году. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. В 1758 году столяр Каспар Фабер обосновался также в Штайне и начал с 1761 свое производство карандашей. Что послужило началом истории фирмы Faber-Castell. Но первоначально рисовали обычно сангиной или углем, позже уже стали использовать графитовый карандаш.
Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожжённых тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твердый уголь из прессованного угольного порошка c добавлением растительного клея (сухой грифель). Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Поэтому работая с углем лучше пользоваться шероховатой бумагой, лучше удерживающей уголь. Законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксативом. В отличие от натурального рисовального угля палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии, которые очень трудно удаляются. Техника рисунка углем разнообразна, так как заточенным стержнем или палочкой угля можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объемно-пространственные задачи. Также этот графический материал хорошо поддается растушевке, в результате которой получаются изысканные ровные тона, передающие плотность предметов. (Художники, работавшие углем:Х. Гольбейн (1497 - 1543), Ж. Энгр (1780 - 1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В. А. Серов (1865 - 1911), И. Е. Репин (1844 - 1938), Н. И. Фешин (1881 - 1955).)
Сангина - так же как и уголь, широко применяется в рисунке. Изготавливается сангина в виде палочек без оправы различных красно-коричневых тонов. В отличие от натуральной искусственная сангина производится из каолина и окислов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется теплого красно-коричневого тона. Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. (Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль (1483 - 1520, П. П. Рубенс (1577 - 1640), А. Ватто (1684 - 1721), Ж. О. Фрагонар (1732 -1806), Ж. Б. Шарден (1699 - 1779).)
Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочками) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. Так называемая “чистая пастель” выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой. (Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи (1555-1619), Х. Гольбейна, Э. Манэ (1832-1883), Э. Дега (1834 - 1917). В России - И. И. Левитан (1860 - 1900), В. А. Серова.)
Соус - жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных - беличьи, барсучьи, колонковые и других.
Мы перечислили графические материалы, относящиеся к «сухим». К «влажным» относятся акварель и тушь.
Акварель (от латинского «aqua»– вода) - краски, обычно на растительном клее, разводимые водой.Ее основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже - шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного образа) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения.В акварель выполняемую кистью часто вводится рисунок пером или карандашом.
Также к графическим материалам можно отнести перо. Перо - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). Ранее использовали гусиные, тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья различных размеров и форм. В зависимости от формы наконечника пера (узкого, острого, тупого, широкого или закругленного) получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, аккуратности, самодисциплины.
Тушь (нем. Tusche) — краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко.Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой — все это дает художнику большие творческие возможности.
Итак, мы перечислили основные графические материалы, их виды и свойства. Также мы раскрыли основные понятия: графика, рисунок и описали выразительные свойства графики. Можно сделать выводы: графика – является наиболее понятный для детей вид изобразительной деятельности. Графика объединяет рисунок как самостоятельную область искусства. Рисунок является основой графики и ему подвластны любые жанры. В основе выразительных средств графики лежат: линия, пятно, штрих, точка и тон. Также нужно сказать о том, что графические материалы подразделяются на «сухие» и «влажные». К «сухим» будут относиться такие графические материалы как: карандаш, уголь, сангина, соус, пастель. А к «влажным»: чернила, акварель и тушь. Большую роль в создании общего впечатления от произведения графики будет играть белый лист бумаги.
2. Особенности портрета.
Задачи:
- раскрыть понятия: портрет, набросок, зарисовка;
- описать разновидности жанра портрет;
В портрете можно выразить самое сложное, самое ответственное для всякого искусства, а именно выразить чувства, переживания человека, его мысли. Раскрыть его внутренний мир, показать душу человека, что в ней.
Интерес к человеку, его личности – основа развития искусства. Именно в художественных образах воплотилась вся история человечества на протяжении тысячелетий. Важную роль в раскрытии внутреннего мира человека играют портретные композиции, в которых лицо человека имеет первостепенное значение.
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.
Рисуя портрет, художник раскрывает внутренний мир человека, его характер. Мы видим внешний облик человека, его красоту, но через малейшие детали лица, его мимику, жесты, мы раскрываем чувства изображаемого, эмоции, мысли, переживания. Все это нам дает составить психологический портрет изображаемого лица, определяющий его характер. Содержание портрета это не только изображение особенностей лица, его строения и внешнего сходства, это и отношение художника к изображаемому. Именно это отношение и играет важнейшую роль в создании портрета, как относится мастер к натурщику, личная симпатия или сострадание, преклонение или ощущение превосходство над моделью. Таким образом, можно сказать, что в портрете перекликаются два образа – художника и модели. Поэтому есть истина, что каждый портрет, является автопортретом. Но также можно и сказать, что в каждом автопортрете находит свое отражение черты окружающего мира художника.
Портрет может быть написан совершенно в разных стилях и техниках. Давайте с вами рассмотрим виды портрета:
- Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.
- Групповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей.
- Индивидуальный портрет - портрет, включающий одного персонажа.
- Интимный портрет - камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
- Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.
- Костюмированный портрет - портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
- Парадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.
- Посмертный портрет - портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором.
- Шарж - сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.
Обычно любой рисунок, а также и в портрете, начинается с кратковременных рисунков. Именно благодаря зарисовкам и наброскам мы учимся брать с натуры самое характерное для нее, они дают нам более точно передать внутреннее состояние человека. Вместе с тем в наброске вне меньшей степени, чем и длительном рисунке, предполагается правильность передачи формы, пропорций, объема, пространственного положения предмета, психологического состояния изображаемого человека, эстетической сущности окружающей действительности.
Для наброска характерны скорее некоторая простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Набросок ставит своей целью дать в определенный промежуток времени полное представление о наблюдаемой натуре.
Зарисовка же это рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. Она может быть даже очень детализирована в отличие от наброска.
Итак, в этой главе мы рассмотрели такие понятия как портрет, набросок и зарисовка. Можно сделать вывод о том, что портрет – это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. А наброски и зарисовки являются средством выражения первоначального впечатления от натуры, в то время как в длительном рисунке закрепляют и уточняют форму, объем натуры и т.п. на основе тщательного ее изучения.
3. Техника графических материалов при рисовании портрета.
- описать выразительные возможности графических приемов;
- раскрыть приемы и способы передачи образа и характера в портрете;
- описать этапы рисования портрета.
В первой части нашего исследования мы говорили о различных материалах графики, но давайте с вами рассмотрим, какая техника рисования используется при рисовании ими.
Существует несколько приемов, техник при рисовании графическими материалами: штриховка, растушевка, гризайль, техника сухой кисти.
При помощи штриховки довольно легко передать необходимый тон. Частотой нанесения штрихов регулируется степень насыщенности тона (чем меньше концентрация штрихов – тем светлее участок, и наоборот). Отлично помогает штриховка и в передаче фактуры поверхности. Выполняется штриховка с помощью коротких штрихов с одинаковым расстоянием. Если необходимо сделать тон более глубоким применяется прием перекрестной штриховки, это значит что на косую штриховку накладывается горизонтальная, чередуя и наслаивая их можно легко достичь нужного эффекта. Существует также рельефный вид штриховки. Он используется в том случае, когда необходимо передать рельеф поверхности предметов. При подобной технике используют не прямые штрихи, а ломанные или криволинейные. Например, для рисования портрета простым карандашом, лучше использовать рельефный вид штриховки, он более точно передаст объем лица и его деталей.
Растушевка помогает сделать рисунок более реалистичным, нежным, естественным. С помощью нее можно также сделать фигуры более объемными. Выполняется техника путем первоначального нанесения штрихов (простых или зигзагообразных), и затем применения специального инструмента: растушки, с помощью которого штрихи растушевываются до необходимого тона. Также для растушевки можно смело использовать ватные палочки, или, к примеру, кусочек мягкой бумаги, но, ни в коем случае нельзя делать это пальцами. Растушевка более простая в своем исполнении в отличие от штриха. Наиболее часто ее применяют при рисовании пастелью, углем, сангиной и в некоторых случаях простым карандашом.
Техника гризайли - это рисунок сделанный кистью в два цвета, чаще всего черно-белый или коричнево белый. Она очень удобно при построении портрета, так как четко при её помощи можно выявить конструкцию. В технике гризайли удобно разбирать форму на фронтальные, боковые, верхние плоскости. Обычно в этой технике рисуют кистью тушью или акварелью. Гризайль дает возможность прокладывать тоном большие массы и плоскости в рисунке.
Техника сухой кисти обычно выполняют сухой тушью. Перед тем как начать работу, необходимо растереть тушь в какую либо фарфоровую посуду или специальную палитру и добавить совсем небольшое количество воды или масло. Эта техника позволяет добиваться детализации форм, достигая фотографического эффекта. Графика сухой кистью не требует закрепления, так как масло в нанесённой на поверхность краске высыхает и частично впитывается.
Итак, мы познакомились с основными техниками работы в графике. Именно с помощью одной из техник можно сделать выразительный портрет или любой другой рисунок. Но для передачи конкретного образа в портрете одной техники рисования будет мало. Именно пропорции лица помогут нам создать конкретный образ, его особенности помогут передать характер человека.
Пропорции – это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы. Для определения пропорций лежит метод сравнения. Все это позволяет нам сделать грамотный рисунок или набросок. В художественной практике существует метод определения пропорций, который называется метод визирования. Проверять пропорции можно с помощью обычного карандаша или кисточки, при этом держать их следует на вытянутой руке. Также с помощью длины карандаша можно определить наклон головы, или любой другой части.
Итак, перед тем как начать работу нужно выбрать материал и технику. После этого нужно подобрать подходящую модель. В качестве натуры для первых учебных постановок следует выбирать мужские модели с ясно выраженной формой головы и яркими большими чертами лица. Посадите натурщика перед собой, положение головы – прямо. Для первого рисунка головы это положение наиболее удобно. Окружающее пространство рисовать не следует. Чтобы успешнее справиться с поставленной задачей, переда началом работы, можно сделать пару набросков натуры и выбрать более подходящий ракурс.
Первый этап. Намечаем легкими линиями наклон, поворот и общий характер головы. Для ориентира используем профильную линию, линии надбровных дуг, основания носа и подбородка, которые помогут нам найти пропорциональные отношение. На первом этапе главное решить несколько задач: композиционно разместить изображение, схватить характер формы и наметить основные пропорции лица.
Второй этап. На этом этапе главное – выявление общих масс, выражение большой формы. Уточняем конструктивное построение формы, взаимосвязь деталей головы (лоб, нос, глаза, подбородок) с общей формой. На этом этапе важна внимательность рисовальщика.
Третий этап. Мы наметили общий характер головы и ее основные детали и переходим к уточнению их форм, прокладывая легкими штрихами тени и полутени. На этом этапе очень внимательно надо относиться к характеру формы головы – носу, губам, глазам. Именно от этого будет зависеть схожесть с натурой. Также нужно и не забывать о симметричности расположение деталей лица и об их пропорциях, каждую деталь сравнивайте с другой.
Переходя к тональной проработке лица, нужно найти самое светлое место (блик) и самое темное, и от светлого через полутона двигаться к темному. При работе со светотенью, не стремитесь просто напросто скопировать светлые и темные пятна, а старайтесь понять оббьем головы и распределение света на поверхности этой формы. Двигайтесь от больших масс к деталям лица, но старайтесь избежать нарушения цельности рисунка.
Четвертый этап. Этот этап самый сложный и ответственный. Мы завершаем портрет и подводим итоги. На этом этапе нельзя совершать необдуманных поступков. Нужно внимательно рассмотреть рисунок, сравнить с натурой, убрать лишнее или наоборот добавить недостающий штрих и портрет получиться завершенным.
Главное в портрете не только передать схожесть с натурой, но уловить характер человека, его особенность и выразить это на листе бумаги.
Можно сделать вывод по 3-ей главе: Чтобы достичь желаемого результата, характера изображаемого нужно уметь правильно подобрать материалы и технику: штриховка, растушевка, гризайль, техника сухой кисти. А также, не забывать о пропорциях и правильном видении работы.
Заключение.
В нашей курсовой работе на тему: «Материалы и техники станковой графики», мы поставили себе цель: выявить особенности рисования портрета различными графическими материалами и определили, что портрет дает нам возможность передать внутреннее состояние человека, а не только схожесть с натурой, а графические материалы позволяют нам достичь выразительности.
Задачами нашей курсовой было:
- раскрыть содержание следующих понятий: графика, рисунок, портрет;
Графика (от греч.Grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств: линия, штрих, пятно, точка и тон.
Рисунок – это основа всех видов изобразительного искусства, это изображение, созданное с помощью графических средств, преимущественно из линий и штрихов.
Портрет – это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира.
Также можно добавить о том что существуют еще наброски и зарисовки. Они являются средством выражения первоначального впечатления от натуры, в то время как в длительном рисунке закрепляют и уточняют форму, объем натуры и т.п. на основе тщательного ее изучения.
- Одной из наших задач также было раскрыть выразительные средства графике. В их основе лежат :линия, точка, штрих, пятно и тон.
- Мы рассмотрели, какие бывают разновидности графических материалов и техники графики.
- Также я выполнила серию портретов разными графическими материалами и попыталась передать портретное сходство и настроение портретируемого.
Данное методическое пособие может быть использовано в курсе школьной программы на уроках изобразительного искусства, в художественных школах, а также при преподавании в средних профессиональных учреждениях и ВУЗах.
Мне понравилось рисовать портреты людей и работать разными графическими материалами. В дальнейшем я намерена более подробно изучить данную тему и повышать свое мастерство в рисовании портретов.
Список литературы.
Барщ А.О. «Рисунок в средней художественной школе»/учебное пособие/Москва/Издательство Академии Художеств СССР. 1963.
Королева В.А. «Материалы и техники рисунка»/художественная литература/Москва/Издательский центр «Просвещение».1983.
«Краткий словарь терминов изобразительного искусства» /Москва /Издательство Академии художеств СССР.1959.
Лушников Б.В. «Рисунок. Портрет» /учебное пособие/ Москва/Издательский центр «Владос».2004.
Ростовцев Н.Н. «Учебный рисунок»/учебное пособие/Москва/Издательский центр «Просвещение».1976.
Стасевич В.Н. «Искусство портрета»/ Пособие для учителей/ Москва/ Издательский центр «Просвещение». 1972.
Искусство графики [Электронный ресурс]. - Режим доступа://www.openciass.ru
Графические материалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа://www.sangina.ru
Техники изобразительного искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа://www.art-spb.ru