СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа на тему: «Фольклор как фактор воспитания подрастающего поколения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа

на тему: «Фольклор как фактор воспитания подрастающего поколения»

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему: «Фольклор как фактор воспитания подрастающего поколения»»

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Академии психологии и педагогики

Кафедра начального образования












Курсовая работа

на тему: «Фольклор как фактор воспитания подрастающего поколения»










Выполнила студентка 1 курса, гр. 11-Н

профиля «Начальное образование

Доценко К.О.



Научный руководитель:

к. пед. н., доцент Гусева Т.К.








Ростов-на-Дону

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3-5

ГлаваI. Теоретические основы воспитания подрастающего поколения посредством фольклора…………………………………………………………5

I.1. Понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………....5-9

I.2. Фольклор как основа развития отечественной литературы……….9-14

I.3. Воспитательные возможности фольклора…………………………14-17

Глава II. Пути и условия воспитания подрастающего поколения средствами фольклора………………………………………………………………………..17

II.1. Уровень развития воспитанности учащихся на начальном этапе эксперимента……………………………………………………………...17-21

II.2. Методические рекомендации учителю по использованию фольклора в воспитательном процессе………………………………………………..21-23

Заключение……………………………………………………………………....24

Список использованной литературы…………………………………………..25-26

Интернет-ресурсы ………………………………………………………………26-27

Приложения………………………………………………………………………28-29

















ВВЕДЕНИЕ

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в творчестве народа. Это и менталитет нации по отношению к будущему поколению, и воспитательные традиции в каждой семье и обществе, и связь, и преемственность между поколениями. Фольклор несомненно является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался усилиями многих поколений на протяжении многих и многих столетий. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее эффективным средством воспитательного воздействия.

Актуальность исследования. Внимание к фольклору, античным пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, активно выражается в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, огромной мудростью и духовностью народного творчества, непрерывностью процесса передачи мировой культуры из поколения в поколение.

Анализ форм и методов возрождения и развития фольклора в современных условиях показывает, что формирование национального самосознания, осмысление ценности народной культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые во многом воздействуют на русскую национальную культуру. В силу объективных и субъективных причин социального, духовного, экономического существования социума, сегодня встал вопрос о кардинальном изменении самой структуры духовного воспроизводства, в первую очередь в системе воспитания и развития подрастающего поколения

Объект исследования. Воспитания и развития подрастающего поколения на духовных ценностях фольклора.

Предмет исследования. Процесс воспитания учащихся средствами фольклора

Цель исследования. Выявить социально-педагогические факторы, способствующие наиболее плодотворному внедрению фольклора в систему воспитания подрастающего поколения.

Гипотеза исследования. Фольклор плодотворно влияет на систему воспитания подрастающего поколения.

Задачи исследования:

-Дать характеристику понятия "фольклор" в контексте исторического и современного развития науки, провести теоретический анализ категорий народной художественной культуры.

- Раскрыть через анализ научных трудов и экспериментальных работ педагогические, социальные функции фольклора и его жанров.

- Выявить социально-педагогические условия возрождения и развития форм народной культуры в системе воспитания подрастающего поколения.

- Раскрыть роль отдельного социального института (семьи, школы, учреждения культуры, средств массовой информации) в формировании отношения ребёнка к миру народного творчества.

-Обосновать важность фактора взаимодействия социальных институтов в процессе воспитания подрастающего поколения на основе народной художественной культуры.

- Теоретически обосновать и практически апробировать разработанные автором программы взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов развития и воспитания подрастающего поколения на основе фольклора.

Методы, используемые при написании курсовой – описательный, сравнительный анализ, анализ литературных источников.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА.

I.1. ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [5].

Т.И. Пониманская рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения [2].

По мнению В.А. Сластенина нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [1].

С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [3].

В.И. Ядэшко в понятие нравственного воспитания включает формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения [8].

Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.

Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.

По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание – это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности [11]. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

И.А. Каирова подчеркивает, что нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда [7].

В.Г. Нечаева в свою очередь определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка [4].

Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Д.И. Латышина отмечала, что мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов [13].

По мнению О.В. Ковальчук роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно [6].

Нравственное воспитание включает в себя три группы задач.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами, которые сегодня востребованы.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

Еще 30 лет назад задачи нравственного воспитания дошкольников были сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование начал патриотизма и интернационализма; воспитание трудолюбия, умения и желание трудиться; развитие коллективизма. В современной педагогике существенных преобразований в формулировке смысловых блоков не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются и уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Таким образом, нравственное воспитание – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.



I.2. ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В последние десятилетия в отечественной литературе определилось целое направление творческого использования фольклора, которое представлено талантливыми прозаиками, раскрывающими проблемы действительности на уровне пересечения литературы и фольклора. Совершенно ясно, что глубокое и органичное освоение разных форм устного народного творчества всегда было неотъемлемым свойством подлинного таланта. Но особенно актуальным оно стало в последнее десятилетие в связи с переоценкой духовных и культурных ценностей.

Изучение практики освоения устных источников писателями позволяет выявить некоторые типологические особенности литературного процесса: его динамику, углубление художественного мастерства прозаиков, некоторые закономерности развития литературных жанров.Несмотря на разногласия между фольклористами, что называть народным поэтическим творчеством, вероятно, все согласятся в том, что ему присущи такие определяющие черты, как коллективность, традиционность и устный характер произведений. Причем, каждая из составных может присутствовать и в других видах творчества, но в фольклоре они находятся обязательно в нерасторжимом единстве.

Когда называют поэтический фольклор искусством слова, необходимо добавлять, что это слово обязательно должно быть устным. В этом его принципиальное отличие от литературы – искусства письменного слова.

В русской литературе влияние фольклора имело концептуальное значение вплоть до XVIII в., так как личностное начало активно развивается в ней именно с этого момента.

Устная народная поэзия и книжная литература зарождались и развивались на основе национальных богатств языка, их тематика была связана с исторической и социальной жизнью русского народа, его бытом и трудом. В фольклоре и литературе создавались во многом сходные между собой поэтические и прозаические жанры, возникали и совершенствовались роды и виды поэтического искусства. Поэтому вполне естественны и закономерны творческие связи между фольклором и литературой, их постоянное идейно-художественное взаимовлияние.

Именно фольклор, по мнению многих исследователей, вносил в произведения древнерусской литературы сильную идейную и художественную струю, о чем свидетельствуют такие произведения, как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». В данных книгах наблюдается органическое слияние фольклора и литературы, синкретизм этих двух начал, так как устное народное творчество все еще оставалось в эту пору активной формой художественной памяти, воспринимаясь на подсознательном уровне.В XVI-XVIII вв. русские писатели, просветители и ученые: М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков и др. - в своих произведениях уже совершенно осознанно стремились опереться на художественные достижения народной поэзии.В этом плане важным и симптоматичным было то, что ведущие представители русской литературы XVIII века в своей творческой практике и в работах обобщающего научного значения сознательно обращались к области народного поэтического творчества, демонстрируя этим, что развивающаяся русская литература не могла обойтись без достижений народного поэтического творчества. [10]

Таким образом, XVIII век характеризуется уже научной оценкой всей важности народного поэтического творчества для развития русской литературы и культуры.

Для А.Н. Радищева, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова и других писателей начала XIX в. проблема национальной самобытности, народности литературы, связи с фольклором становится главным знаком ее истинной художественности. Но наиболее глубоко значение народного поэтического творчества было понято А.С. Пушкиным. Восприняв самые передовые общественные идеи своего времени, он сумел наиболее прогрессивно решить и проблему народности. Создавая русский литературный язык на широкой основе, великий поэт в то же время вводил в литературу народную тематику и использовал самые различные жанры народного творчества в своих произведениях. Бережно сохраняя при этом художественные черты народных произведений, Пушкин, однако, никогда не стремился к внешнему подражанию, стилизации. Он старался прежде всего постигнуть «образ мыслей и чувствование» народа, т.е. глубины его национального миросозерцания и психологии.

Взаимовлияние устного народного поэтического творчества и русской литературы исторически развивалось по восходящей линии. В XIX веке этот процесс становится особенно интенсивным и превращается в знак маркированности подлинно художественного, национально-самобытного русского искусства. Особенно ярко органическая связь фольклора и литературы проявилась в творчестве М. Горького.

Фольклор и русская литература представляют собою две самостоятельные области русского национального искусства. В то же время история их творческих взаимоотношений должна была стать предметом самостоятельного изучения и фольклористики, и литературоведения. Однако такие целенаправленные исследования в русской науке появились не сразу. Им предшествовали длительные этапы автономного существования фольклора и литературы без должного научного осмысления процессов их творческого влияния друг на друга. И только с конца XVIII века в связи со становлением русской науки об искусстве слова стали появляться первые теоретические суждения о взаимоотношениях фольклора и литературы. [9]

Конец XVIII - начало XIX века отмечены и новым, принципиально важным теоретическим осмыслением историографии русской литературы. Так, Н.М. Карамзин в одной из своих работ, указывая на то, что русская поэзия создавалась «задолго до времен Петра Великого», имел в виду «песни и романсы, сложенные два-три века тому назад». Аналогичное мнение было высказано и А.Ф. Мерзляковым в одной из его речей в 1808 году: «О каких сокровищ мы себя лишаем! В русских песнях мы бы увидели русские нравы и чувства, русскую правду, русскую доблесть!». Однако эти высказывания, очень ценные сами по себе, были единичны и поэтому не могли заложить основы подлинно научного изучения влияния фольклора на литературу.

Новым этапом развития теоретических положений в области влияния фольклора на литературу стали 20-е годы XIX века. В критике декабристов обсуждались проблемы национальной самобытности и народности русской литературы. Бестужевым, Кюхельбекером были принципиально четко поставлены вопросы о том, что «новая» новая романтическая поэзия должна активно использовать в своем развитии огромные богатства устного народного творчества.3

Творческая практика многих писателей и поэтов пушкинской эпохи и последующего времени, когда перед русской литературой в лице Пушкина, Лермонтова, Гоголя, поэтов-песенников по-новому открылась область народной русской поэзии, целиком подтверждает своевременность и теоретическую важность мыслей Пушкина и критиков-декабристов.

Таким образом, в русской литературе и критике первой половины XIX века прочно утвердилось мнение о благотворности творческого использования русскими писателями художественного богатства фольклора. В 30-е годы в научной литературе появляется новый тип исследований, посвященных взаимоотношениям фольклора и литературы.

В 50-60-е годы во многих работах, решались важные вопросы, связанные с практикой творческого использования фольклорных, начал в произведениях ряда писателей и поэтов.

В 40-60-е годы советскими учеными-медиевистами и фольклористами был создан целый ряд значительных историко-литературных работ по проблеме взаимодействия древнерусской литературы с фольклором (А.С. Орлов, Н.Г. Гудзий, В.П. Андрианова-Перетц, В.Ф. Ржига, М.О. Скрипиль, Д.С. Лихачев и др.).

Каковы причины данного литературного явления? Почему на рубеже веков писатели различных литературных направлений, стилей обращаются к фольклору? Необходимо учитывать, прежде всего, два главенствующих фактора: закономерности внутри литературы и общественно-историческую ситуацию. Несомненно, свою роль играет традиция: к устному народному творчеству писатели обращались на протяжении всего времени развития литературы.

Другой, не менее важной, причиной является рубеж веков, когда русское общество, подводя итоги очередного столетия, вновь пытается найти ответы на важные вопросы бытия, возвращаясь к национальным духовным и культурным истокам, а богатейшее фольклорное наследие - это поэтическая память и история народа. Проблема роли фольклора в русской литературе в начале XXI века закономерна потому, что она приобрела сейчас особенную философско-эстетическую ценность.

Отмена цензуры после перестройки в 80-е гг. не могла не сказаться на литературной жизни. Произведения, долгие годы бывшие недоступными, стали возвращаться к читателю, заставили пересмотреть мировоззренческие основы нашей жизни.

Чтобы понять и оценить литературу трех последних десятилетий, необходимо время. На данный момент ни одна из существующих концепций систематизации литературы не может претендовать на полноту характеристики современной русской прозы.

При всем многообразии русская проза и поэзия составляют единую национальную литературу, одной из характерных черт которой является глубинное и творческое освоение художественного богатства устного народного творчества. [12]

I.3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОЛЬКЛОРА.

Современное социокультурное состояние России все более ориентируется на сохранение и возрождение национальной культуры. Это находит отражение в возрождении идеи национальной школы, идеи этнопедагогики образовательного процесса. Воспитательные и образовательные возможности национальной школы обладают огромным потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции образования. Национальная школа должна быть ориентирована на воспитание поколения понимающего, любящего, и, в первую очередь, знающего свою историю, традиции своего народа, сохраняющего ценностную основу собственной национальной культуры. Национальное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, последовательно формирующий ребенка изначально как носителя местной культуры в носителя культуры российской.

Важным воспитывающим и образовательным компонентом в системе образования может стать опора на национальные, культурные традиции русского народа. Русские национальные культурные традиции, включая в себя общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. выполняют важную функцию – аккумулируют, консервируют и транслируют социальный опыт. Национальный подход к отбору содержания образования может быть одним из путей обновления образовательного процесса, в частности, в области музыкального воспитания младших школьников. Он предусматривает усвоение богатств культуры своего народа, осмысление и принятие национальных и общечеловеческих ценностей, которые являются важной составной частью духовной культуры русского человека. В формировании духовной личности необходимым условием является восприятие человеком себя как части своего народа, его национальной культуры. Народные традиции, фольклор – это доступная всем форма выражения себя, своего мироощущения.

Родившись, в определенной социокультурной среде с ее социальными установками, укладом жизни, обрядами, устным и музыкальным творчеством и т.д., человек, уже в силу этих обстоятельств, становится причастным к определенной культуре. Таким образом, он постепенно становится носителем культуры собственного народа.

В фольклоре, наряду с его эстетической, художественной стороной, т.е. с теми, которые принадлежат искусству, есть сферы, охватывающие и другие стороны народной культуры: идеологическая, социальная, морально-этическая, обрядовая и другие. Так как в нем заложен большой воспитательно-образовательный потенциал, принципы и методы педагогического воздействия, то он (фольклор) и является основой народной педагогики. [6]

Приобщение детей к национальным традициям и их ценностям начиналось с самого раннего детства (с рождения ребёнка) и сопровождало его в течение всей жизни. Традиции религиозного воспитания содержали в себе нравственные ценности, служащие православному человек главными жизненными критериями (10 заповедей); традиции внутрисемейного воспитания приобщали детей к активной социально-трудовой жизни семьи. В связи с этим в ребенке формировалось чувство ответственности за исполнение обязанностей, возложенных на него. Важную воспитательную функцию выполняла фольклорная среда, окружавшая ребёнка с момента рождения. Произведения народного искусства, играли огромную роль в формировании мировоззрения детей. Песенное творчество, устные литературные произведения народной культуры, ритуалы и обычаи содержат важные общечеловеческие, нравственные и морально-этические ценности: патриотизм, гуманизм, миролюбие и т.д. Таким образом, мораль, социально-этические нормы поведения формировались, прежде всего, внутри семьи национальными традициями.

Ценность использования фольклора в процессе формирования мировоззренческой позиции обусловлена, на наш взгляд, следующими принципами:

- во-первых, фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, представляя собой один из видов искусства – народное творчество;

- во-вторых, изучая историю родного края, традиции своего народа, отраженные в устном и музыкальном народном творчестве, отожествляя себя с героями истории, дети глубже понимают их чувства, поступки, тем самым усваивают моральные нормы, формируют собственную активную социальную позицию;

- в-третьих, в процессе освоения фольклорного материала развиваются умственные, физические, музыкальные способности.

Поскольку фольклор охватывает все стороны жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде, наконец, выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он активно способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании нравственности подрастающего поколения.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ:

Таким образом, художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески реализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.



ГЛАВА II. ПУТИ И УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА.

II.1. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

• конкретизировать цели воспитательной работы;

• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

• обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

• обосновать выбор содержания и методов воспитания;

• соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

• видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств, а также дает возможность найти дифференцированный подход для формирования гражданской позиции учащихся в общеобразовательном учреждении.

Цель экспериментирования: выявить уровень воспитанности учащихся школы.

Объект: образовательный процесс в школе.

Предмет: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности учащихся в системе воспитания.

Гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности учителей по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Методы: наблюдение, беседа и анкетирование.

Мы провели эксперимент на основе анкетирования (см. Приложение 1). Оценка проводилась по трёхбалльной системе: да, не совсем, нет. Из каждого критерия выводится одна среднеарифметическая оценка и каждый ученик в итоге имеет 7 оценок.

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое.

Высокий уровень – 2,5 – 3 баллов

Средний уровень – 2,4 – 1,9 баллов

Низкий уровень – 1,8 – 1 баллов

Фамилия ученика

Любознательность

Прилежание

Трудолюбие

Я и природа

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

Я

Итоговая оценка

1

Безгодова В.

2,6

2,8

2,8

2,5

3

2,25

2,6

2,65

2

Бордукова П.

2,2

2,4

2,2

2,5

1,75

1,5

2,4

2,135714

3

Воротынцева А.

2,2

2,2

2,4

2,25

2,25

2,5

2,2

2,285714

4

Вщивцев Н.

3

2,8

2,4

1,75

1,75

2,5

2,6

2,4

5

Горбунев М.

2,6

2,4

2,8

2,5

2,25

3

2,4

2,564286

6

Головко В.

2,4

2,2

2,4

3

1,75

2,5

2,4

2,378571

7

Ганзенко А.

2,2

2,2

2,4

2,25

2,5

1,75

2,4

2,242857

8

Игнатенко А.

2,6

3

2,8

3

2,25

1,5

2,8

2,564286

9

Игнатов К.

2,8

2,2

2,4

2,5

2,75

3

2

2,521429

10

Колесниченко Л.

2,2

2,4

2,6

2,5

3

1,75

2,6

2,435714

11

Колесова Е.

2,2

2,2

2,4

1,75

1,75

2,5

2,2

2,142857

12

Кузнецов Р.

2,8

2,8

2,4

2,5

1,75

3

2

2,464286

13

Левин И.

1,6

3

1,4

3

3

1,75

3

2,392857

14

Масленников В.

2

2,2

2,4

1,75

2,25

2,25

2

2,121429

15

Морозов С.

2,4

2,4

2,6

2,5

1,75

1,25

2,8

2,242857

16

Московченко С.

2,2

2,4

2,2

2,5

2,5

2,25

2,2

2,321429

17

Овчинников А.

2,2

2,8

2,6

3

1,75

2,25

2,2

2,4

18

Островенко В.

3

1,6

2,4

1,75

1,75

3

2

2,214286

19

Первеев Н.

2,4

2,2

3

1,25

2,25

2,5

2,8

2,342857

20

Прошакова П.

2,8

2,8

2

1,75

2,25

2,5

2,2

2,328571

21

Петренко П.

2,4

2,2

2,4

1,25

1,75

3

3

2,285714

22

Полубодко К.

2

2,2

2,2

1,75

2,25

2,25

1,4

2,007143

23

Пономарева В.

1,4

1,6

2,4

1,25

2,75

1,75

3

2,021429

24

Романцева К.

2,6

1,4

1,6

3

1,75

2,25

2,2

2,114286



На основе использованных данных мы можем сделать вывод о том, что в данном классе:

Нет учеников с низким уровнем воспитанности;

4 ученика имеют высокий уровень воспитанности;

20 учеников имеют средний уровень воспитанности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о высокой образованности в классе и хорошей работе педагога.



II.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а поэтому всегда приходится задумываться над тем, как это делать. Предполагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. Иногда классный руководитель тратит на это осуждение 2-3 классных часа, главное, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чем говориться в анкете. Приведем содержание всех анкет.

Разъяснив учащимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка «пять» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. Отметка «четыре» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка «три» в том случае, если указанное отношение проявляется резко, отметка «два», если оно не проявляется никогда. Отметка «1» не используется.

Процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивания. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае, если родители или классный руководитель затрудняются оценить, то или иное качество, отметка не ставится. Обычно просят сохранить анкеты, чтобы на следующий учебный год видеть свои результаты за прошедший учебный год.

Чтобы получить высокие результаты по уровню воспитанности учеников педагог должен уметь прививать детям культурные навыки. Важным аспектом здесь выступает фольклор. Культурное развитие оказывает огромное влияние на развитие школьника: формируется его эмоциональная сфера, развиваются такие важные психические качества как воля, воображение, фантазия, активизируются все знания даже у инертных детей.

Фольклоротерапия – оздоровительный, коррекционный метод, укрепляющий психическое здоровье детей. В системе различных направлений психотерапии искусством фольклоротерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, используемых с целью лечения или профилактики, тренинга или реабилитации людей с физическими недостатками, расстройствами психики, эмоций. Целью данной техники в образовании является реабилитация детей к учебному процессу. При этом педагог должен непременно обладать специальным навыками и знаниями, чтобы помощь была квалифицированной.



ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:

Фольклор является очень важным элементом в образовательном процессе. Именно на его основе у детей формируется тот культурный базис, те нравственные ценности и идеалы, которые остаются у человека на всю жизнь. На основе данного эксперимента мы выяснили, что это также влияет и на уровень воспитанности детей и так как он продолжает оставаться высоким, то можно сделать вывод о том, что в современном мире ещё остались какие-то моральные и нравственные идеи и что дети не настолько бескультурны.

Не менее важным аспектом является и квалифицированность педагога в этом вопросе. На основе проведенного эксперимента мы выявили методические рекомендации учителю по использованию фольклора в образовательном процессе.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание – это один из самых важных элементов в жизни каждого человека. И в каждом обществе оно осуществляется по-разному. Но воспитательную систему всех людей объединяет одно – большое влияние фольклора на подрастающее поколение.

В народной педагогике средства материальной культуры связаны с развитием практической деятельности ребенка. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой, с фольклором. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. В этом возрасте ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Именно поэтому фольклор оказывает огромное влияние на подрастающее поколение и настолько важно уметь правильно его применять в педагогическом процессе.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Блонский, П. П. Задачи и методы новой народной школы / П. П. Блонский. – М., 1961.

2) Богатырев, П. Г. Вопросы истории народного искусства / П. Г. Богатырев. – М.: "Искусство", 1971. – 544 с.

3) Борытко, Н.М. Теория и методика воспитания: учебник / Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 98 с.

4) Верб, М. А. Педагогические основы формирования эстетической культуры школьников / М. А. Верб. – Л.: ЛГПИ, 1970. – 152 с.

5) Волков, Г.Н. Три лика культуры / Г. Н. Волков. – М., 1986. – С. 11.

6) Гусев, В. Е. О полифункциональности фольклора / В. Е. Гусев // Актуальные проблемы советской фольклористики. – М., 1980. – С. 27-39.

7) Данилов, Д. А. Народная педагогика-основы развития науки о воспитания / Д. А. Данилов. – М., 1993.

8) Заварзина, Л.Э. Педагогика. Исторические портреты: учебное пособие / Л.Э.Заварзина. -Воронеж, 1997. -128 с.

9) Кагаров, Е.Г. Что такое фольклор / Е. Г. Кагаров // Художественный фольклор / Т. 4/5. – М., 1929. – С. 54.

10) Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике: учебник / Г.М.Коджаспирова. - М.: ИКЦ, 2005. – 448с.

11) Костина, А. В. Молодёжная культура и фольклор / А. В. Костина // Журнал «Знание. Понимание. Умение» / – М.: МосГУ, 2009. – № 4 – С.121-137.

12) Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество: учебник / Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин. - М.: Высшая школа, 1977. - 375 с.

13) Кукушин, В.С. Общие основы педагогики: учебное пособие / В.С.Кукушин. – Ростов-на-Дону: «МАрТ», 2002. – 224с.

14) Куц, В.А. Историческая значимость фольклора/ В.А.Куц, А.Н.Замостьянов // Воспитание и фольклор: возвращение к истокам: теория и практика. - 2005. - №1. - C. 227 - 236.

15) Петров, В.Н. Воспитание и обучение в древнерусском государстве IX-XV веков: монография/ В.Н.Петров. - М.: Советская педагогика, 1982. – 23с.

16) Полежака, С.И. Роль народной культуры в воспитании целостной личности / С.И.Полежака // Наука - производству. - 2006. - №6. - C. 15 - 16.

17) Русский фольклор: хрестоматия / под ред. Б.П.Кирдана. - М.: Наука, 2003. - 480 с.

18) Силин, В.П. Искусство как фактор социализации индивида / В. П. Силин // Учёные записки / – ЛГУ, 1971. – 127 с.

19) Ушинский, К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения/ – М., 1974. – С. 145-159

20) Шамина, Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования / Л.В.Шамина // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: сборник научных трудов НИИ культуры / Л.В.Шамина. - М., 1990. –Вып. 1. - 256 с.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

21) Медынский, Г. А. Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка [Электронный ресурс] / Г. А. Медынский. – 2013. – Режим доступа: http://dou15ulybka.webnode.ru/konsultativnyj-punkt/vliyanie-semejnogo-vospitaniya-na-razvitie-rebyonka/. (Дата обращения: 8.11.2015).

22) Петухова, Л. Е. Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе сельской начальной школы [Электронный ресурс] / Л. Е. Петухова. – 2011. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/314807/. (Дата обращения: 8.11.2015).

  1. Евсюкова, А. Н. Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте [Электронный ресурс] / А. Н. Евсюкова. – 2010. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/525229/. (Дата обращения: 9.11.2015).

  2. Федореева Т. В. Воспитание детей раннего возраста посредством фольклора [Электронный ресурс] / Т. В. Федореева. – 2005. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601883/. (Дата обращения: 9.11.2015).

  3. Мочалина Н. С. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора [Электронный ресурс] / Н. С. Мочалина. – 2009. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,160722/Itemid,118/. (Дата обращения: 9.11.2015).

  4. Мухина Л. И. Концепция воспитательной системы [Электронный ресурс] / Л. И. Мухина. – 2010. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/607643/. (Дата обращения: 9.11.2015).













Приложение 1

Анкета «Уровень воспитанности учащихся начальной школы»



Качество личности



3




2



1

1.

Любознательность:

  • мне интересно учиться;

  • я всегда выполняю дом. задания;

  • я стремлюсь получать хорошие отметки;

  • я люблю читать;

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.





2.

Прилежание (отношение к учебе):

  • я стараюсь в учебе;

  • я внимателен;

  • я самостоятелен;

  • я помогаю другим, и сам обогащаюсь за помощью;

  • я занимаюсь регулярно, без пропусков.





3.

Трудолюбие:

  • без труда не вынешь и рыбку из пруда;

  • бережливость к результатам труда че6ловека;

  • самообслуживание;

  • я делаю все аккуратно и красиво;

  • я выполняю правила работы.





4.

Я и природа (отношение к природе):

  • я берегу землю;

  • я берегу растения;

  • я берегу животных;

  • я берегу природу.




5.

Я и школа:

  • я выполняю правила для учащихся;

  • я выполняю правила внутришкольной жизни;

  • я участвую в делах класса и школы;

  • я добр по отношению к другим людям.





6.

Прекрасное в моей жизни:

  • я аккуратен и опрятен;

  • я соблюдаю культуру поведения;

  • ценю красоту в своих делах;

  • я вижу прекрасное в жизни.





7.

Я (отношение к себе):

  • я самоуправляю собой, своим поведением;

  • соблюдаю санитарно – гигиенические правила ухода за собой;

  • забочусь о здоровье;

  • умею правильно распределять время учебы и отдыха;

  • у меня нет вредных привычек.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!