СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа на тему: ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему: ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ 6

1.1. Подросток и его психологические особенности 6

1.2. Особенности взаимодействия подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. 12

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20

ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ 21

2.1. Значение игр в развитии взаимодействия подростков. 21

2.2.Методическое пособие по игровой деятельности подростков. 26

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32









ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что фундамент формирования основ личности закладывается в детском и подростковом возрасте. Именно в деятельности происходит развитие подрост­ка. Наиболее благоприятными для развития является такой вид деятельности, как игра, так как именно в ней проявляются разные стороны развития личности подростка. Положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, в общении.

Летнее время – наиболее благоприятная пора для развития самых разнообразных творческих и физических сил юной личности.

Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться – необходимая составляющая отдыха в детском лагере. От этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.

Начнем с того, что в лагере ребенок приобретает новых союзников в лице взрослых. Происходит конструктивное сотрудничество (а не противостояние) разных иерархических уровней коллектива. В лагере столь же часто взрослый наставник, вожатый, преподаватель становится ребенку товарищем. А ведь общение со взрослыми разнообразного статуса и рода занятий необходимо для нормальной социализации человека. В нашей жизни этого разнообразия явно недостаточно. Кто составляет круг общения современных городских детей? Родители, учителя… Возникший дефицит примеров взрослого поведения порой восполняют «педагоги» из криминальной среды. Или телевизор.

А в лагере ребенок не просто общается, но проживает некий период своей жизни рядом со многими взрослыми, представляющими в целом позитивный пример для подражания. Особенно важен этот контакт для детей с социально-психологическими проблемами, для тех, у кого неполные семьи, кто перенес травму, испытал стресс.

Таким образом, лагерь – это новый мир ребенка, пусть и временный, он позволяет расширить социальный опыт, опыт творческого общения с новыми друзьями – сверстниками и взрослыми. Лагерь – это сфера активного отдыха, это разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности в условиях природы и уникальности летнего каникулярного времени, дает возможность любому школьнику раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и само-реабилитации.

В деятельности детских оздоровительных лагерей, в том числе и в игровой практике, был выявлен ряд противоречий социально-педагогического, культурно-эстетического, психолого-педагогического плана, влияющих на результативность игрового взаимодействия и связанное с ним социальное становление подрастающего поколения.

Во-первых, между целостностью личности, непрерывностью процесса развития игровой культуры подростка и однообразия, предлагаемых детским оздоровительным лагерем, форм досуга.

Во-вторых, между потребностями детей и подростков в самопознании и самодеятельности и ограниченными возможностями влияния детского оздоровительного лагеря на реальную социальную практику

В-третьих, между декларированием прав детей и подростков на игру, отдых и выбор занятий и ограниченностью механизмов реализации этих прав.

В-четвертых, между коротким периодом пребывания детей и подростков в лагере и возможностью создания в этих условиях полноценного коллектива.

Изложенные выше факты и противоречия определили тему нашего исследования.

Объектом исследования является игровые методики развития взаимодействия подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Предметом исследования является игровая деятельность как средство развития взаимодействия подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Цель исследования: выявить возможности игры как средства развития взаимодействия подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «Подросток и его психологические особенности»

  2. Выявить особенности взаимодействия подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

  3. Изучить значение игр в развитии взаимодействия подростков

  4. Разработать методическое пособие по игровой деятельности подростков. 

Для решения этих задач использовалось следующие методы исследования: теоретические (литературных источников; анализ педагогической документации; выводы по двум главам, заключение).

Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении представлений о взаимодействии подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Практическая значимость исследования заключается во влиянии игровых методик в условиях детского оздоровительного лагеря, что может способствовать формированию личности ребенка во взаимодействии со сверстниками и другими людьми. На основании результатов работы могут быть сделаны конкретные рекомендации по коррекции процесса воспитания детей для организации эффективных способов взаимоотношений подростков между собой и создания адекватных, конструктивных отношений в лагере.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка литературы.



ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
    1. Подросток и его психологические особенности

Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными уже выяснено, что психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным концом детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Второй момент окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Периодизация подросткового возраста

  • Ранний период (10-12) – авторитет взрослого.

  • Средний период (13-14) – авторитет сверстника.

  • Старший период (15-17) – авторитет значимого взрослого.

Психологи выделяют 2 типа поведения:

  • Кризис зависимости. Он проявляется в инфантильности, несамостоятельности подростка, полному послушанию и отсутствию собственного мнения.

  • Кризис независимости. Основные его черты — агрессия, упрямство, непослушание, непризнание авторитета взрослых и окружающих, отрицательное отношение ко всему, желание делать по-своему.

Самая отличительная черта подросткового возраста — нестабильное эмоциональное состояние. Скачки настроения могут быть настолько резкими и быстрыми, что иногда “бывший” ребёнок за секунду сменяет крик на громкий смех. Поведение может меняться кардинально и ни от чего не зависеть. Даже малейший и незначительный повод, необдуманное слово или фраза способна привести подростка в ярость или в истерику. Вспышки гнева, злости могут быстро меняться ласковым и добрым поведением.

Юношеский максимализм во всей красе прямо расцветает в это время. “Всё или ничего”, “Сейчас или никогда”. Эти убеждения прочно закреплены в сознании и многие поступки основаны именно на таких установках. Упрямство достигает своих вершин именно в пубертат. Ребята очень остро реагируют на любые замечания, упрёки и фразы в свой адрес. Критика воспринимается настолько “близко к сердцу”, что иногда одно неверное слово мамы или папы способно полностью разрушить самооценку и отправить ребёнка в руки депрессии.

Это период, когда детство уже закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Молодые люди пока не понимают, что полностью самостоятельными личностями они не являются. Это непонимание приводят к бунтам и ссорам со взрослыми, ведь они будут всеми силами доказывать, что они выросли.

В данном случае родителям ни в коем случае нельзя наказывать или высмеивать попытки ребёнка самоутвердиться. Для него очень важно, чтобы взрослые относились к нему как к равному, чтобы с ним считались. Любые попытки контроля и гиперопеки будут жёстко и агрессивно отклоняться. Часто ребят охватывает печаль, обида.

Появляется уверенность, что их никто не любит, не понимает. В этот момент начинает укрепляться авторитет сверстников, и мнение одноклассников становится важнее, чем мнение близких. Взрослеющий ребёнок имеет большую потребность в собственном признании в обществе друзей, школьников. Мнения и отношения коллектива становятся приоритетными. Для этого возраста характерна потребность в товарище, лучшем друге, подруге, который станет соратником, единомышленником, будет понимать и ценить.

Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:

  1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.

  2. Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.

  3. Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.

  4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

  5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый - к общественной деятельности.

  6. Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.

При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый важен и значим для подростка, он по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.

Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего - по инициативе взрослого

Некоторые родители считают, что лучше пойти по пути зависимости. Так ребёнок будет ближе к взрослым, а им, в свою очередь, будет спокойнее за него. Тем не менее главная задача переходного возраста — это формирование самостоятельности, именно поэтому путь независимости будет лучше для формирования новой взрослой личности.

Особенности подросткового возраста

    1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

    2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

    3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

    4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

    5. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

    6. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

    7. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

    8. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

    9. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Если родители стали замечать, что их ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного времяпровождения с родителями, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

В подростковом возрасте также на первый план выходит такая значимость, как самооценка. В этот период молодые люди начинают оценивать себя как личность, которая наделена определёнными психологическими качествами. У них появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе и своих чувствах, оценить себя и сопоставить с окружающими.

Самооценка — это то, как человек оценивает себя сам, свою внешность, свои возможности, таланты и умения. Самооценка может быть адекватной и неверной, ложной и правдивой, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.

Самооценка подростка формируется вследствие равнения на сверстников, на их убеждения, ценности. Требования и правила, которые присутствуют в кругу общения ребёнка влияют на его самоощущение прямо пропорционально. Это связано с тем, что в этом возрасте ещё полностью не сформировались и не укрепились внутренние, личные основы и принципы, на которые можно было бы опереться. И здесь опять важную роль играет взрослый.

В наше время общение всё чаще уходит в онлайн. Именно там подростки самоутверждаются, там общаются, знакомятся, там же может возникнуть травля, буллинг и шейминг. А сам формат общения закономерно вызывает зависимость от интернета и гаджетов. Очень важно соблюдать баланс между реальной и виртуальной жизнями ребёнка.

Если в семье преобладают уважительные отношения, доверие к друг другу и поддержка, то у родителей есть реальная возможность и сила влиять на окружение ребёнка. Задача мамы и папы научить детей разбираться в людях, в их мотивации. А главное — научить оценивать свои личные поступки и их последствия.

Таким образом, можно сказать, что подростковый возраст, - это сложный, но в то же время нужный момент как для ребенка, так и для его родителей.

    1. Особенности взаимодействия подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Умение находить общий язык, работать в одной команде, без «разрушений» разрешать конфликты и недоразумения очень важно, оно буквально незаменимо в экономике и политике, оно обеспечивает стабильность и успех.

Известно, что Россия обладает очень существенным образовательным капиталом, однако, отношенческий аспект образования подвергся у нас значительной эрозии. Три основных фактора повлияли на то, что в последние годы у российских детей распространились симптомы социально-психологической неадекватности (неумение и нежелание вступать в личные отношения).

Вот эти факторы:

- распад общественно-политических организаций и резкое сокращение сферы внеурочной деятельности;

- распространение индивидуальных форм досуга (компьютерные игры и телевидение);

- снижение мобильности значительной части населения.

Важный вклад советской педагогики состоит в том, что она доказала: воспитательная деятельность более эффективна, если она имеет коллективный характер.

«Коллектив (от латинского collectives – собирательный) рас­сматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения». [12, с. 112]

А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, оценивал его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Под коллективом педагог понимал «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. [26, с. 167]

Большую роль в социальном становлении подростков при­званы сыграть отношения, складывающиеся у них со свер­стниками. Именно в процессе развития групповых отноше­ний формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у подростка с товарищами, с воспитателями, вожатыми, зависит возможность, с одной стороны, адаптации подростка, с другой – раскрытие его потенциала, сохранение его автономности. Включение подростков в различные соци­альные общности (классы; клубы, объединения; отряды; коллектив; сообщества; организации; производственная бригада) соз­дает условия для реальных социальных проб, которые фор­мируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

Необходимо четко понимать, что различные отношения создают разные группы. Это могут быть группы как спло­ченные, так и несплоченные. Сплочение групп также про­исходит на разной основе. В результате интеграции могут возникнуть группы социальной и асоциальной направлен­ности, различного уровня деятельности, опосредования [30, с. 56]

Группы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть общие интересы членов группы, стремление приспо­собиться в специфических условиях, авторитет лидера, на­личие социальных норм, принимаемых всеми членами груп­пы и так далее. В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других.

Работа с группой может рассматриваться в двух плоско­стях. С одной стороны, оказывая воспитательное влияние на подростков, воспитатель, вожатый, админист­ратор должны учитывать специфику отряда, особенности его сплочения, с другой стороны, они обязаны стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм, то есть создавался воспитательный коллектив.

Как считал, Л.М. Фридман «Самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелос­ти – превращает ее в группу-коллектив». В своих работах он выделяет критерии развития группы.

Первый из них – групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группово­го сознания, определяющего направленность группы, явля­ется гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жест­кость, недоброжелательность, обман и тому подобное) группа становит­ся асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет позиция лидера группы.

Вторым критерием развития первичного коллектива яв­ляется способность группы к самоуправлению (самоуправ­ляемость).

К третьему критерию относится подготовленность груп­пы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности – ее сложности, профессионального характе­ра, уровня творчества, вида, формы и так далее.

Следует сказать еще о трех взаимосвязанных показателях развития группы: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуни­кативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего язы­ка, способность членов группы понимать друг друга с полуслова. Эмоциональная коммуникативность – это межлич­ностные связи эмоционального свойства, которые хорошо ха­рактеризует народная мудрость: «Разделенная радость – две радости, разделенное горе – полгоря». Волевая комму­никативность – это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, в ее развитии всегда имеются свои спады и подъемы, встречаются временные «болезни», веду­щие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений. Коллектив необходимо представлять как социальный организм, развитие которого существенно зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения. Воспитательная работа предполагает:

- рассмотрение коллектива в качестве педагогического средства, своеобразного инструмента, который надо создать, чтобы использовать в воспитании всех и развитии каждого в отдельности, при этом он выступает как объект и как субъект воспитания;

- выделение целеполагания как вида деятельности коллектива, детерминирующего развитие субъектности входящих в него детей;

- представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллективе и обособлении его в коллективе (быть со всеми и оставаться самим собой).

В коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педаго­гами и воспитателями, вторая возникает стихийно. Формальная структура представляет собой дифференцированное единство разно­типных первичных коллективов. Чаще всего типы коллек­тивов выделяют в соответствии с теми функциями, кото­рые они выполняют. Неформальную структуру образуют связи и отношения эмоционально-психологического харак­тера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы.

Каждый подросток может входить в одну контактную группу, в несколько контактных групп, не входить ни в одну. В последнем случае он не всегда оказывается изгоем, так как, не являясь членом контактной группы в коллекти­ве, подросток может входить в контактные группы вне его.

Положение подростка в формальной и неформальной струк­турах может совпадать (лидер и хороший товарищ), нахо­диться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет с ним проводить свободное время).

В связи с тем, что функции разнотипных коллективов разнообразны и каждый из них как воспитательный фено­мен оказывает своеобразное педагогическое воздействие на личность, можно утверждать, что чем в большее количе­ство коллективов включен подросток, тем более значитель­ный воспитательный эффект следует ожидать (очевидно, при условии педагогически целесообразно организованной деятельности этих коллективов).

Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А. С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива». [30, с. 89]

Новикова Л.И. обратила внимание на двойственную природу детского коллектива: с одной стороны, он объект педагогической деятельности, с другой – спонтанно развивающееся явление, что ярко выражено в свободном общении детей друг с другом. Предметом внимания педагога должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное управление развитием детского коллектива. [29, с. 151]

Развитие коллектива, по мнению А.С. Макаренко, связано с преодолением ряда про­тиворечий:

  1. между коллективом и отдельными личностями или группами подростков, опережающими его в своем разви­тии или, наоборот, отстающими от его развития;

  2. между перспективами коллектива и перспективами его членов;

  3. между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;

  4. между отдельными группами учащихся с различны­ми ценностными ориентациями. [31, с. 153]

Для развития коллектива наряду с пре­одолением перечисленных противоречий важно наличие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть совме­стные действия всего коллектива (программы, праздники, акции, преодоление возникших трудностей). Необходимо учитывать тот факт, что интегрирующими являются не только общие цели, но и действия по их достижению. Еще А.С. Макаренко заметил необходимость наличия у коллек­тива близких, средних и дальних перспектив.

Динамичность структуры коллектива позволяет разви­вать не только межгрупповые, но и межличностные отно­шения. В этом плане большую роль могут сыграть разновозрастные объединения по интересам, творческие группы, состоящие из учащихся различных классов.

Большое значение для развития коллек­тива имеет сотрудничество взрослых и детей. Отход от традиционной тоталитарной педагогики, от автократичес­ких методов управления ученическими коллективами тре­бует существенного пересмотра педагогических средств, форм и методов работы, которые прежде всего стимулиру­ют активность подростков, обеспечивают самоорганизацию коллективов. Очень важно создать в коллек­тивах обстановку взаимного доверия и взаимопомощи, взаимной ответственности.

Только при условии, что все члены коллектива хорошо знают свои права и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воз­действий на коллектив.

Будучи наделенным соответствующими правами и га­рантиями, каждый взрослый или ребенок получает воз­можность реализовать себя в конкретной деятельности, что способствует его творческому и социальному росту. Оказанное доверие создает такую систему мотиваций, при которой в процессе реализации управленческих функций как субъект, так и объект управления получают растущее удовлетворение. Решение о делегировании полномочий и ответственности только тогда будет не формальным, а осоз­нанным, воспринятым обеими сторонами, когда оно при­нимается не на основе волевого решения, а с согласия под­чиненного.

Основной задачей педагогического влияния на коллектив яв­ляется обеспечение включенности учащихся в деятельность на основе отношений «ответственной зависимости». Такая включенность позволяет, с одной стороны, обеспечить интеграционные процессы в группе, с другой – обеспечить причастность каждого учащегося к решению групповых проблем.

Большое значение для воспитания подростков имеют их временные объединения, которые обладают особыми воспитательными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации своей творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников и взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, меняя при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизненного объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении проходит в доброжелательной обстановке, с вниманием к каждому подростку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, получить эмоционально-психологическую реабилитацию.

При организованной деятельности временный детский коллектив располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.

Качественный скачок в социальном созревании выражается прежде всего, в том, что ребенок раскрывает в себе способности, о которых он и не подозревал, открывает для себя в человеческих отношениях механизмы, которые раньше не мог увидеть.

Выделяют три целевых компонента концепции, совпадающие со сферами отношений. В каждой из них определяют то, что ребенок должен узнать, чего захотеть, какой опыт получить за время пребывания в лагере.

Задача детского оздоровительного лагеря одна – сделать отдых ребят насыщенным и интересным, полным новых впечатлений, дать ребятам возможность раскрыть свои таланты-способности, привлечь их к труду.

Для достижения этой цели необходимо, в первую очередь, досконально продумать программу пребывания детей в лагере и сформировать полноценный творческий коллектив, способный реализовать все задуманное.

Эффективность получения новых знаний, не укладывающихся в рамки школьных программ, усвоение и активное воспроизводство социального опыта в процессе общения и деятельности, развитие творческой и эмоциональной сферы значительно повышаются при включении детей в игру.




ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

Таким образом, в подростковом возрасте происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок, поэтому можно сказать, что это столь трудный момент как для ребенка, так и для его родителей.
Родителям нужно окружить своего взрослеющего “малыша” любовью, поддержкой, заботой, взаимопониманием. Им нужно стать для своего ребёнка лучшим другом или подругой, которая всегда поймёт и поддержит.

Так же исходя из вышеперечисленных фактов можно сказать, что каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами. В выборе своих действий подросток, прежде всего, считается и ориентируется на мнение референтной группы сверстников. Задача вожатого влиять на решения детей, но решения они должны принимать сами. Необходимо бережно относиться к подросткам, этот период проходит очень быстро, но он крайне важен для становления полноценной взрослой личности.




ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

2.1. Значение игр в развитии взаимодействия подростков.

Перед каждым вожатым рано или поздно встает главный профессиональный вопрос: как сделать общение и взаимодействие с группой эффективным?

Соответственно этому возникает много сопутствующих вопросов:

  1. как создать мотивацию на групповое взаимодействие?

  2. что нужно сделать, чтобы в группе воцарилось доверие?

  3. как преподнести информацию, чтобы она успешно усвоилась?

  4. как решать возникающие в группе проблемные ситуации?

Основным руководителем деятельности в этой ситуации должно быть внутреннее «Я» педагога и психолога. Но как мы знаем, кроме искренности, доброты и справедливости, важно овладеть методикой игрового взаимодействия, так как игра является универсальным видом деятельности. Именно с помощью игры можно решать многие психолого-педагогические проблемы группы, помочь ее участникам преодолеть трудности и барьеры, понять себя, выработать адекватные способы поведения.

Основным назначением игры А.С. Макаренко считал удовольствие детей. Он утверждал, что бодрая, целеустремленная, жизнерадостная игра в детстве представляет собой обязательное условие полноценного развития каждого отдельного ребенка и детских коллективов. Макаренко полагал, что дети воспитываются, в первую очередь, в игровой деятельности.

«Игровая деятельность – это особый тип активности детей, в которой у них нет никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

В играх идет развитие физических сил ребенка, развитие сообразительности, находчивости, инициативности; идет выработка организационных навыков, развитие выдержки, умение взвесить обстоятельства.

Игры – важный элемент формирования навыков общения и взаимодействия в обществе у детей. Ребенок учится в игре понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе.

Особенно это касается подростков, ведь в момент становления личности очень важно понять и осознать жизненные цели, приоритеты и свой личный статус. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания и модель “взрослой” жизни. Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. В процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Вторая цель — это и есть собственно игровая задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество.

Таким образом, игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.

Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человека, его познавательной деятельности, воображения, воли.

Подвижные, веселые, психологические, интеллектуальные и коммуникативные игры помогут оторвать подростка от интернета и телевизора, открыв для него не менее интересный реальный мир, подготовят его психологически к необычным ситуациям и событиям.

Игра – первая деятельность, которой отводится особенная роль в процессе личностного развития и формирования свойств, а также обогащения внутреннего содержания личности. Дети, которые были лишены игр, теряют определенные свойства мышления. Игровой дефицит негативно влияет на формирование большинства сторон личности.

Задачами игровой деятельности в подростковом возрасте выступают:

  1. Создание условий интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения подростка для открытия и развития его способностей в разных видах творческой деятельности;

  2. Обеспечение педагогической поддержки творческих стремлений подростков;

  3. Способствование повышения роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в группе.

Внеучебная игровая деятельность играет особую роль в социализации детей. Дети, значительная часть которых в процессе социализации встречается с препятствиями, представленными неудачами в учебе, является следствием разного рода деприваций и педагогической запущенности, снижая уровень самооценки ребенка и программируя его дальнейшую жизнь, превращаясь в серьезное препятствие на пути его взаимодействия с другими людьми и в целом мире.

Универсальная интрига любой игры – победа над собой: физическая, духовная, интеллектуальная, творческая, любая. Наслаждение от процесса (иногда от результата) победы над собой в этом мире. Никакие иные победы ребенка не идут в сравнение с этой. Потому игры так любимы детьми.

В них сфокусированы динамические процессы жизни: устремление к желаемому (перспективы игры), полет мысли, мышечная разрядка, слияние с ритмами природы, «игра случая» и так далее.

Конечно, игры бывают разными, и одну и ту же игру мы можем использовать с разными целями.

С какой целью мы организуем игровое взаимодействие?

Какой результат мы можем достичь с помощью игры?

    1. Мы можем помочь участникам ощутить единение с другими, дать понять, что человек не одинок в этом мире. Особенно это стремление свойственно подростковому возрасту, в котором ребята начинают на себе испытывать потребность в единении со сверстниками — реакция группирования со сверстниками. С помощью игр мы можем помочь подросткам ощутить свое единение с другими, ощутить сопричастность к делам других. Встречаются подростки с достаточно низкой самооценкой, застенчивые, не уверенные в себе и своих силах, которые очень страшатся того, что кто-то может заметить их слабые стороны и посмеяться над ними или начать их передразнивать. И поэтому они стараются держаться в стороне от других. Бывает так, что у этих подростков уже есть негативный опыт и им приходится очень долго и кропотливо заново учиться доверять людям. Игровое пространство позволяет ускорить и обезопасить этот процесс.

    2. В процессе игры мы можем обучить участников неким правилам хорошего тона, культивировать культуру общения, дать понять, что такое уважение к себе как к личности, и дать понять им, что право на уважение имеет всякий человек, даже если он не соответствует нашим личным представлениям.

    3. Игры учат заботиться о других, при этом в игре забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением мы можем (и будем) закладывать по маленькому кирпичику вот этой заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе, другим людям и миру.

    4. Игра учит брать ответственность за себя, за свое поведение, свои поступки и позволяет принять долю ответственности за поведение окружающих.

    5. Следующее, что мы можем сделать с помощью игры, — это научить человека исследовать, анализировать реальность, научить различать мышление и эмоции, ложь и правду, добро и зло и т. д.

    6. Игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала. Она учит уважать и любить, сочувствовать и сопереживать, развивает рефлексию, формирует эмпатию, чувство собственного достоинства и многое, многое другое.

Игра, с одной стороны, вполне может создать условия, когда человек начнет жить в воображаемом, а не реальном мире, уйдет вслед за своими фантазиями. С другой стороны, психолого-педагогический феномен игры заключается в том, что игровое пространство, создаваемое игротехником, может помочь выработать человеку собственную социальную позицию, социальный стержень, который позволит ему не отчаиваться, не надевать розовые очки, не прятать, как страус, свою голову в песок в сложных жизненных ситуациях, а смело смотреть вперед, идя по жизненному пути.

Известно, что с помощью игры становится возможным не просто сформировать и/или откорректировать навыки сотрудничества, навыки партнерских отношений, которые крайне важны для жизнедеятельности каждому человеку, но и овладеть навыками саморегуляции, дать опыт личностного преодоления, преодоления страха в общении, преодоления множества психологических барьеров и комплексов. Ситуация коллективного взаимодействия создает понимание, что нельзя подвести команду, тем самым позволяя избежать множество негативных явлений, о которых мы упомянули выше. На фоне успешности в игре формируется доверие, чувство локтя, взаимоподдержки и т. п.

Все это — ключевые задачи игры, которые, конечно же, необходимо заранее обдумать, сопоставить, организуя игровое взаимодействие. Здесь важно знать и понимать, что любые игры должны сочетаться и сменять друг друга: активные — спокойные, мобилизирующие — релаксирующие и т. п.

Нам необходимо понимать, на что направлена каждая конкретная игра, почему мы в нее будем играть именно сегодня или почему только завтра — это все составляющие технологии игрового взаимодействия.



    1. Методическое пособие по игровой деятельности подростков.

Став вожатым, сталкиваешься с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам. Если спросить детей, приезжавших в лагерь, что для них есть игра, то большинство начинают перечислять различные компьютерные игры, в лучшем случае – спортивные, а вот про обычные игры, в которые можно играть во дворе с друзьями, мало кто вспоминает. Дело в том, что дети разучились играть. Причины этого можно искать и находить, но дело не в этом. Тут, скорее всего, необходимо говорить о том, что надо учить детей играть. Играть с самим собой, с друзьями. Вот что важно.

А если добавить, что через игру можно решать целый комплекс педагогических задач, то становится понятным место и значимость игры в работе воспитателя.

Для начала необходимо договориться об основных правилах для ведущего игры:

  1. Всегда начинайте с приветствия. А если вы играете в первый раз, то неплохо и познакомиться, хотя бы просто представиться.

  2. Обращаясь к детям, улыбайтесь. Улыбка всегда располагает к человеку.  

  3. Перед тем, как проводить игру с массой людей, вы должны сами, заранее, в нее поиграть.

  4. Выходя играть, всегда имейте большой запас игр.

  5. Будьте внимательны к тем словам, которые вы используете при общении с детьми. Молодежный сленг – вещь хорошая, но уверены ли вы, что правильно трактуете, то или иное слово?

  6. Шутите в меру. Помните о том, что шутка иногда может и обидеть человека.

  7. Объясняя правила игры, пользуйтесь понятными словами, чтобы ребята правильно вас поняли. Не бойтесь повториться, но и не переусердствуйте.

  8. Используя при объяснении правил жестикуляцию, не размахивайте слишком сильно руками.

  9. Разучивание простых правил можно превратить в игру. Например:

поднятая вверх правая рука, обозначает, что вам есть что сказать, а всем остальным нужно послушать.

Выстраивайте игры в логической последовательности, от простого к сложному. Не забывайте говорить спасибо, да и просто хвалить играющих.

У вожатого иногда возникает вопрос: «Когда все-таки начинать формировать коллектив?».  Коллектив начинает формироваться с первого момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие пройдет на высоком эмоциональном уровне, у вас будут предпосылки к созданию здорового, крепкого коллектива.

Игры на знакомство: «Снежный ком»; «Веселые команды»; «Мячик»; «Три факта»; «Атомы – молекулы» и др. помогут детям - помочь найти друг с другом контакт, запомнить имена, внешность друг друга, взрослым – выявить как лидеров, так и плохо контактирующих ребят. Поэтому вожатые придают большое значение этому виду игровой деятельности, так как он предназначен для создания спокойной дружелюбной обстановки внутри детского коллектива, члены которого малознакомы друг с другом. Прибегать к таким играм необходимо в случае, когда детям предстоит провести вместе длинный отрезок времени.

Игры: «Паутинка»; «Сколько пальцев»; «Секрет Джованни»; «Тропа доверия»; «Путешественники»; «Скалолаз»; «Узелки»; «Комплименты»; «Пантомима» и др. помогут взрослым не только разнообразить досуг воспитанников, но и лучше узнать их. А детям – возможность отдохнуть и узнать себя и своих друзей с другой стороны. Некоторые игры помогут наглядно показать ребятам проблемы, которые могут возникнуть или уже возникли в коллективе.

Подвижные игры: «Поймай хвост»; «Освобождение пленного»; «Берег и река»; «Веселые старты»; «Спортландия»; «Не зевай!»; «Вороны и воробьи» и др. один из способов физического развития ребенка позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.

Игры «Три перемены в одежде»; «Скала»; «Волшебный плащ»; «Шаг вперед»; «Положи руку»; «Проводник»; «Фотограф»; «Лидер» помогают выявить лидеров в отряде. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой. Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.

Игры на знакомство, сплочение, выявление лидеров, подвижные – главные составляющие любого детского оздоровительного лагеря. Они помогают ребенку понять причины социального распределения статусных иерархий в социальном окружении, попробовать себя в различных игровых позициях, осознать собственную самоценность, самобытность, индивидуальность. В характере игры отражается действительность окружающего мира. Отношения между играющими отражают реальные механизмы и принципы взаимодействия. Таким образом, через опосредованность ситуаций создается модель межличностных и межгрупповых отношений в детском объединении. Чем разнообразнее характер игры, тем более широк спектр изучаемых ребенком отношений, динамичнее проходит совершенствование практических навыков, построение и поддержание межличностных отношений, условий для самореализации в социальном творчестве.



ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Таким образом, игра – сущностный элемент жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок познает окружающий мир, осваивает социальный опыт, учится взаимодействовать со старшими и младшими, осознает себя частью детского объединения. Мы видим, что в результате игровых действий создаются нормы отношений между участниками игр, снимается напряженность, тревога, страх перед неизвестным ранее, повышается самооценка, связанная с готовностью решения социальных задач в различных ситуациях общения и деятельности.

Структуру детской игры составляют роли, добровольно взятые на себя участниками игр. Игровая роль помогает ребенку понять причины социального распределения статусных иерархий в социальном окружении, попробовать себя в различных игровых позициях, осознать собственную самоценность, самобытность, индивидуальность. В любой игре необходимо выстроить технологию игрового взаимодействия, дающую нам не только осмысленность, целенаправленность, последовательность и операциональность наших действий, но и предвидение ее результатов. Доступность для всех детей, необычность и увлекательность игр, преследующих определенную цель, могут помочь в создании положительного эмоционального фона, активном проявлении добрых чувств, что, безусловно, является необходимым условием для формирования и развития нравственных качеств личности, входящей во взрослую жизнь.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в подростковом возрасте происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок

Так же исходя из вышеперечисленных фактов можно сказать, что каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора как в игре, так и в реальной жизни, и в выборе своих действий подросток, прежде всего, будет считаться и ориентироваться на мнение референтной группы сверстников. Поэтому задача вожатого влиять на решения детей, но решения они должны принимать сами. Необходимо бережно относиться к подросткам, этот период проходит очень быстро, но он крайне важен для становления полноценной взрослой личности.

Игровая роль помогает подростку попробовать себя в различных игровых позициях, осознать собственную самоценность, самобытность, индивидуальность. В любой игре необходимо выстроить технологию игрового взаимодействия, дающую нам не только осмысленность, целенаправленность, последовательность, но и предвидение ее результатов. Доступность для всех детей, необычность и увлекательность игр, преследующих определенную цель, могут помочь в создании положительного эмоционального фона, активном проявлении добрых чувств, что, безусловно, является необходимым условием для формирования и развития нравственных качеств личности, входящей во взрослую жизнь.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Александрова А. Р. Воспитательная педагогика А.С. Макаренко / А. Р. Александрова, Ю. А. Лабинская // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества, 2020. – С. 21-23.

  2. Афанасенко А. Ю. Игровые методы организации знакомства в работе старшего вожатого: психологический аспект / [Текст], 2021. – С. 46-50.

  3. Безенкова Т. А. Организация досуга детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря: электронное издание / О. А. Андриенко. [Текст], 2020. 12, с. 112

  4. Вретто А. Е. Игровые технологии как средство творческого развития подростков в условиях досуга / А. Е. Вретто // Мир культуры - взгляд в будущее: сборник научных статей, Чебоксары, 20–22 марта 2019 года. – Чебоксары: Плакат, 2019. – С. 28-30.

  5. Гилеско О. Н. Значение ролевых игр в формировании умений и навыков для успешной социализации подростков в современное общество / С. Н. Комарова // 2020. – С. 73-75.

  6. Григорьев Д. Н. Теоретические основы педагогики досуга подростков, [Текст], 2020. – С. 197-199.

  7. Дудникова Т. А. Летний оздоровительный лагерь как средство эффективной организации досуга детей и подростков /[Текст], 2018. – С. 319-325.

  8. Жданова С. Н. Игра как педагогическое средство развития созидательного взаимодействия родителей и подростков в семье в контексте идей В. А. Сухомлинского / С. Н. Жданова / [Текст] 2018. – С. 142-145.

  9. Кильдиярова Т. С. Особенности организации активного отдыха детей и подростков в летних лагерях / Т. С. Кильдиярова А. В. Данилов, Г. М. Юламанова // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования/ [Текст], 2021. – С. 150-154.

  10. Коляденко, Е. Н. Игра как средство развития творческих способностей детей и подростков в ДОЛ: теоретический аспект / [Текст], 2016. – С. 115-119.

  11. Линкер, Г. Р. Современные аспекты подготовки будущих педагогов к организации летнего отдыха детей / [Текст] – 2020. – Т. 8. – № 2. – С. 12.

  12. Москвитина А. А. Осмысление идей А. С. Макаренко применительно к летней практике в ДОЛ / А. А. Москвитина, Е. В. Востроилова // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения, 2020 – С. 135-137.

  13. Мухортова Д. А. Роль детского оздоровительного лагеря в процессе социализации подростка / [Текст], 2017. – С. 105-106.

  14. Норицына И. В. Особенности организации досуга детей и подростков в детском оздоровительном лагере / [Текст] – 2018. – С. 113-116.

  15. Опарина Н. А. Организации семейного досуга: психолого-педагогический аспект / [Текст], 2018. – С. 108-115.

  16. Османов А. Р. Организация отдыха детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря / [Текст]2019. – С. 133-135.

  17. Пирогова О. Д. Социально-психологические особенности образа современного подростка / О. Д. Пирогова // Личность в пространстве и времени. – 2020. – № 9. – С. 158-166.

  18. Подвижные игры как средство формирования личности детей и подростков в летнем лагере/ [Текст] 2019. – 88 с.

  19. Попова С. В. Особенности взаимодействия подростков в разновозрастной группе / Белеванцева // [Текст], 2017. – С. 165-169.

  20. Середко А. М. Роль оздоровительно-образовательного лагеря в социализации современных детей и подростков / А. М. Середко, О. А. Мухорьянова // Экономика и социум. – 2018. – № 12(55). – С. 1115-1118

  21. Солоницына, О. В. Педагогика образования А.С. Макаренко / О. В. Солоницына // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: Сборник статей по материалам XV Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, 2020. – С. 34-37.

  22. Стародубцева, И. В. Педагогические условия формирования у подростков социального опыта в детском оздоровительном лагере / И. В. Стародубцева // Современное образование: теория и практика: коллективная монография, 2017. – С. 388-392.

  23. Фитерман Р. А. Воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря в самореализации подростка [Текст], 2018. – С. 206-208.

  24. Царева, Е. В. Развитие межличностных отношений подростков в условиях детского оздоровительного лагеря [Текст], 2018. – С. 673-676.

  25. Чинькова Н. С. Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков: учебно-методическое пособие, [Текст], 2019. – 227 с.

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!