СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа на тему: "Характеристика нарушения чтения у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему: "Характеристика нарушения чтения у младших школьников"»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ







ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Курсовая работа


44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность программы бакалавриата

«Логопедия»

Форма обучения заочная






Проверка на объем заимствований:

____________% авторского текста

Дата сдачи: ____________

Дата защиты: __________

Оценка ________________

Подпись руководителя_________









Выполнила:

Студент(ка) группы ЗФ-309-101-3-2

Рогова Мария Викторовна


Научный руководитель:

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры СППиПМ





Челябинск

2023


Оглавление


Введение………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения нарушения чтения у младших школьников в психолого-педагогической и специальной литературе……… 7

1.1 Сущность понятия "дислексия" и основные причины трудностей при обучении чтению младших школьников……………………………………… 7

1.2 Формирование навыков чтения…………………………………………… 15

Вывод по 1 главе………………………………………………………………...17

ГЛАВА 2. Особенности формирования навыков нарушения чтения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………. 18

2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика основы нарушения чтения у детей младших школьников………………………………………… 18

2.2 Анализ методик изучения работы по развитию навыка чтения у младших школьников…………………………………………………………………… 20

2.3 Содержание коррекционная работа по формированию навыков нарушения чтения у детей младших школьников……………………………. 22

Вывод по 2 главе………………………………………………………………... 25

Заключение……………………………………………………………………… 31

Литература……………………………………………………………………… 33

Приложение…………………………………………………………………….. 35













Введение


Одной из первостепенных задач модернизации российского образования является задача достижения нового, современного качества обучения, выражающегося в необходимости развития творческих, интеллектуальных способностей личности. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной деятельности.

В современной школе наблюдается интенсификация учебного процесса, усложнение учебных программ, рассчитанных на применение логического мышления и креативных способностей учащимися начальных классов.

Но в последние годы отмечают значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействия остальных факторов. Этот фактор - овладение навыком чтения.

Актуальность

Научный аспект:

Усиливая практическую направленность обучения чтению в школе, действующая программа по данному предмету требует особого внимания учителя к тем вопросам, которые служат базой для

- формирования функционального базиса навыка чтения, совершенствование навыка чтения;

- обучения умению связно излагать свои мысли и овладение нормами литературного языка.

В последнее время появилось много публикаций, в которых для развития познавательных процессов разработаны упражнения на отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале. В то же время в научной

и педагогической литературе остро отражается проблема нарушения чтения (дислексии).

Тем не менее, необходимо создание общих принципов педагогики, психологии и логопедического воздействия в ходе педагогической деятельности для эффективности работы над нарушениями навыка чтения. В педагогической литературе нет разработок занятий в условиях школы, способствующих целенаправленной и систематической работе по данной проблеме.

Данная работа через систему специальных упражнений и заданий поможет развить навыки, способствующие формированию быстрого и осмысленного чтения, устранить технические недостатки при чтении, поможет развить связную речь и расширить словарный запас учащегося. А при помощи диагностической таблицы можно быстро и легко определить причину трудностей, возникающих при обучении чтению и подобрать комплекс необходимых развивающих заданий и упражнений. Система работы стимулирует интеллектуальное развитие и повышает уровень качества обучения детей. В условиях современной жизни большинство родителей не могут выделить свободное время для общения с детьми и их развития. Образовательный и культурный уровень самих родителей оставляет желать лучшего. В итоге, большинство родителей не имеют возможности заниматься развитием собственных детей.

Цель работы - раскрыть сущность и механизм работы над дислексией, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие навыка чтения у младших школьников.

Задачи:

· изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, логопедическую методическую литературу по исследуемой проблеме;

· составить диагностическую таблицу типичных трудностей при обучении чтению;

· провести диагностику и определить учащихся, предрасположенных к нарушению чтения;

· экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса по развитию познавательных способностей, способствующих развитию навыка чтения;

· развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую формы работы.

В ходе исследования применялся ряд методов, основным из которых являлся педагогический эксперимент. В дополнение были использованы следующие методы:

· методы психологической диагностики учащихся;

· теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

· беседы и наблюдение;

На основе анализа психолого-педагогической литературы определены основные направления по профилактике дислексии и развитию навыка чтения; создана модель развития полноценного навыка чтения и психических процессов, ответственных за навык чтения, тренируя при этом общие способности интеллекта; разработан комплекс заданий и упражнений по развитию навыка чтения, применяемых в ходе учебной деятельности.

Методологические положения:

· Теория формирования ВПФ Выготского Л. С. ("Педагогическая психология", Л.С. Выготский - М: Педагогика, 1999г.);

· Исследование механизмов дислексий и дисграфий А. Н. Корнева ("Нарушения чтения и письма", А. Н. Корнев- М: Просвещение, 1997);

· Работа Артемьевой Т.И. ("Методологический аспект проблемы способностей" - М.: Наука, 1987)



























ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения нарушения чтения у младших школьников в психолого-педагогической и специальной литературе.

    1. Сущность понятия "дислексия" и основные причины трудностей при обучении чтению младших школьников

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Биологические факторы

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.

Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.

Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.

Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

черепно-мозговая травма;

нейроинфекции;

цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);

истощающие заболевания.

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

зрительного восприятия, узнавания и различения букв;

соотнесение их с соответствующими звуками;

слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;

понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)

Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).

Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)

Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)

Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)

Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.

Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.

Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.

Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.

В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.

При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

1.2 Формирование навыка чтения

Автоматизация навыка чтения - это сложный процесс. У разных детей он длится от 1 года до 3 лет, а в случае возникновения трудностей- до 5-8 лет. Для того чтобы определить характер трудностей, для начала нужно выделить компоненты навыка чтения, которые отражают его успешность или неуспешность.

Компоненты навыка чтения:

- способ чтения (слоговой, чтение по слогам и целым словом, чтение

- целым словом и по слогам);

- темп чтения (согласно нормативам);

- понимание, способ, правильность чтения;

- выразительность;

Педагоги- ученые и практики Менчинская Н.А., Лалаева Л.И., Костромина С.Н., Нагаева Л. Г., охарактеризовали компоненты навыка чтения следующим образом:

1. Способ чтения.

Учащийся в ходе освоения навыков чтения проходит несколько этапов.

· Сначала запоминает образ буквы и сопоставляет его со звуком - слоговой способ чтения.

· Учится слиянию звуков в слоги - чтение по слогам и целым словом.

· Овладевает слиянием слогов в слова - чтение целым словом и по слогам. Постепенно ребенок начинает читать целыми словами и группами слов. Дальнейшая задача - сделать это умение устойчивым, довести его до навыка, а в последствии до автоматизма.

На каждом из данных этапов нужно работать над правильностью чтения, добиваясь безошибочного произнесения окончаний, слогов, слов.

2. Темп чтения.

Темп чтения напрямую зависит от способа чтения ребенка. Чем совершеннее способ чтения, тем быстрее темп чтения. Скорость чтения показывает не только умение ребенка читать отдельные слов, но и то, насколько ребенок понимает смысл прочитанного: чем выше скорость, тем выше уровень понимания. Существуют определенные нормативы скорости чтения.

3.Понимание, способ, правильность:

Высокая скорость чтения - это отнюдь не главный показатель навыка чтения. Гораздо важнее, чтобы ребенок понимал каждое слово текста и его смысл в целом. Для этого необходимо, чтобы учащийся обладал соответствующим словарным запасом, умел строить грамматически правильные конструкции. Таким образом, глубина понимания определяется не только способом и темпом чтения, но и общим уровнем развития речи. Чтение и речь - это две стороны медали: чем больше читает ребенок, тем лучше развита речь; чем лучше развита речь, тем серьезней и глубже понимание прочитанного текста.

4. Выразительность.

Особую роль в понимании содержания играет выразительность. Эмоционально окрашенное чтение способствует более глубокому и детальному осознанию текста. Но научиться читать выразительно - довольно сложная задача. Только когда техника чтения доведена до автоматизма, возможно полноценное выразительное чтение. Однако и на ранних этапах обучения можно и нужно обращать внимание на то, насколько эмоционально читает учащийся. На начальном этапе освоения техники чтения нужно следить за громким, внятным произношением. Постепенно задача будет усложняться:

































Вывод по 1 главе:

На базе этих предпосылок начинают формироваться новые, очень важные новообразования: произвольность деятельности, способность планировать свою деятельность, овладение навыками самоконтроля. Наиболее яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, развивается восприятие, способность к его концентрации, распределению, переключению. Важное новообразование в развитии памяти - переход к опосредованному запоминанию, овладению приемами запоминания и воспроизведения, начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления, идет развитие словесно - логического мышления.

Итак, недостаточно сформированные отдельные психические механизмы, недостатки самоконтроля и развития речи, могут стать основными причинами трудностей при обучении чтению

Нужно помочь ребенку найти нужные интонации, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения.

Ни один ребенок не может научиться сразу, абсолютно правильно читать и писать. Дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Вот именно в это время и необходима помощь ребенку.













ГЛАВА 2. Особенности формирования навыков нарушения чтения детей младшего школьного возраста.

2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика основы нарушения чтения у детей младших школьников.

важнейшей задачей начального обучения -- научить детей читать. Это умение необходимо прежде всего как общеучебное средство при усвоении учебных предметов, оно является также важнейшим видом речевой и умственной деятельности, средством самовоспитания.

Между тем состояние умения читать у школьников значительно отстает от необходимого уровня, что сильнейшим образом сказывается на успеваемости. Для многих неуспевающих учеников именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учении в начальной школе. В средней школе положение с чтением не улучшается, а усугубляется. Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и естественных, физико-математических наук. Из-за трудностей в чтении складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности в целом.

Понятно, что при таком положении обучение чтению нуждается в особом внимании и контроле.

В нашей стране работ, посвященных специально проблеме нарушения чтения (дислексии), почти нет. А. Н.Корнев впервые для понимания механизмов дислексий использовал всесторонний подход, т.е. клиническое, клинико-динамическое, психологическое, энцефалографическое исследования. В итоге был выработан методический прием, позволяющий дать раннюю диагностику дислексий.

Педагоги-практики Кузьмина Т.И. и Кобзарева Л.Г. отмечают:

"Ежегодно всесторонне обследуя развитие детей первых классов, мы отмечаем наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно:

1) неумение дифференцировать существенные признаки предметов и

явления от несущественных признаков;

2) низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;

3) слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями;

4) незаконченность формирования фонематического восприятия;

5) низкий уровень развития кинестетической, оперативной, слуховой и зрительной памяти;

6) бедность словарного запаса, ситуативный характер речи."

Итак, несформированность отдельных психических механизмов

(недостатки в развитии внимания, памяти, мышления), недостатки развития речи и навык самоконтроля может стать серьезным препятствием при обучении основным учебным умениям.

Анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании их причин. Виды ошибок чтения достаточно разнообразны. А если учитывать еще и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов можно оказаться в затруднительном положении.

Согласно теории Ананьева Б.Г., трудности данного характера чаще всего бывают вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов.

Основные причины трудностей при обучении чтению:

Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;

Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания (недостаточная концентрация и устойчивость внимания, недостаточная избирательность внимания, недостаточный объем , распределение и произвольность внимания);

Третья группа причин: недостатки в развитии памяти (низкий уровень развития логической памяти, оперативной, смысловой, слуховой и зрительной памяти );

Четвертая группа причин: недостатки в развитии мышления (низкий уровень развития словесно-логического мышления);

Пятая группа причин: недостатки развития речи (нарушения звукопроизношения и артикуляции, нарушение фонематического восприятия и звукобуквенного анализа, недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи, низкий уровень адаптации смысловой догадки и развития лексики);

Шестая группа причининдивидуальные особенности учащихся (низкий уровень работоспособности, медлительность, импульсивность, неуверенность в себе);

Седьмая группа причин: недостаточно сформированных приемов учебной деятельности (низкий уровень самоконтроля, произвольности и саморегуляции).

Основные причины трудностей при обучении чтению наглядно показаны в таблице (см. Приложение 1).

2.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности - учебной, которая требует умственного напряжения, активности, физической выносливости. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном возрасте.

Л.С. Кобзарева и Т.И. Кузьмина считают, что к таким предпосылкам относится:

общее развитие ребенка, мелкой моторики, состояние нервной системы;

овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире, о пространстве, времени, владение элементарными счетными операциями;

владение четкой, связной грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять звукобуквенный анализ;

развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать речь, объяснения учителя, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе, вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять;

познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям;

коммуникативная деятельность, т.е. готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству и подчинению требованиям взрослых.

На базе этих предпосылок начинают формироваться новые, очень важные новообразования: произвольность деятельности, способность планировать свою деятельность, овладение навыками самоконтроля. Наиболее яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, развивается восприятие, способность к его концентрации, распределению, переключению. Важное новообразование в развитии памяти - переход к опосредованному запоминанию, овладению приемами запоминания и воспроизведения, начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления, идет развитие словесно - логического мышления.

Итак, недостаточно сформированные отдельные психические механизмы, недостатки самоконтроля и развития речи, могут стать основными причинами трудностей при обучении чтению.

2.3 Содержание коррекционной работы по формированию навыков нарушения чтения у детей младших школьников.

Ранняя диагностика нарушения чтения по методике А.Н. Корнева проводилась в начале учебного года, количество обследуемых составляло 40 человек, возраст детей: 6,5-7,5 лет. Данная методика позволяет выявить детей, предрасположенных к дислексии до 15 сентября, т.е. в период всестороннего обследования учащихся первых классов, и принять необходимые меры по профилактике нарушения чтения.

Данная методика помогает выявить недостаточно сформированные многие функции, недоразвитие которых может способствовать появлению нарушения чтения, а именно:

· недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывают трудности в овладении зрительными образами букв, узнавании и различии букв (оптические дислексии);

· нарушение высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, грамматических, лексических.

Результаты психолого-педагогического обследования

Проанализировав результаты обследования, можно сказать, что различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности. В соответствии с этим обследуемых детей можно распределить на группы.

1 группа: учащиеся самостоятельно не могут выполнить задание, с трудом вступают в контакт со взрослыми, отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, могут выполнить задание по подражанию, но безразличны к результату своей деятельности.

2 группа: дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми, сразу принимают задания, понимают условия задания и стремятся к их выполнению, однако часто самостоятельно не могут найти адекватный способ выполнения и обращаются за помощью к взрослому. После отказа в помощи, многие могут самостоятельно справиться с заданием. В этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, речевыми нарушениями.

3 группа: данную группу составляют учащиеся, которые с интересом принимают все задания, выполняют самостоятельно, действуя на уровне практической и зрительной ориентировки. Эти дети достигают, как правило, хорошего уровня психического развития.

Наглядно итоги исследования представлены в следующей таблице №1.

Проведенное тестирование дало следующие результаты в процентном соотношении: 40 % учащихся первых классов предрасположено к нарушению чтения (дислексии).

Такие цифры не смогли не встревожить учителей, родителей, школьного психолога. Были проведены методические объединения учителей с повесткой дня "Механизмы нарушения навыка чтения и профилактика дислексий", а также родительские собрания на тему: "Нарушения навыка чтения - одна из ведущих причин неуспеваемости младших школьников". В ходе обсуждении проблемы были определены направления работы учителей, даны рекомендации родителям школьников по профилактике дислексии и развития полноценного навыка чтения.





























Вывод по второй главе:

анализ данных позволил нам предположить основные направления дальнейшей работы. Сложность нашего опыта заключается в том, что развивать и совершенствовать навык чтения мы будем, во-первых, непосредственно в ходе учебной деятельности, а во-вторых, развивать познавательную сферу и мыслительную деятельность учащихся, тем самым повышая уровень качества обучения.

Хочется отметить, что работа А.Н. Корнева, Л.Г.Нагаевой и С. Н. Костроминой по проблеме нарушения чтения у младших школьников оказала на мое учительское мировоззрение огромное влияние, поэтому наш опыт будет связан с данным направлением.

2.3 Содержание коррекционная работа по формированию навыков нарушения чтения у детей младших школьников.

В повседневной работе с детьми учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе обучения. Учитель старается подобрать к каждому ребенку индивидуальный подход, основанный на знании физиологических и возрастных особенностей, а также личности в целом.

Однако одного педагогического подхода недостаточно. Формированию учебных знаний, умений и навыков часто препятствуют несформированность отдельных психологических механизмов.

Процесс развития навыка чтения можно представить в виде модели, состоящей из следующих блоков: формирование функционального базиса навыка чтения и совершенствование навыка чтения. Для каждого из блоков определены конкретные задачи.

Рассмотрим модель в данной таблице приложение № 2.

Первый блок - это начальный этап формирования функционального навыка чтения. Цель данного блока состоит в формировании и развитии у младших школьников необходимого уровня познавательных процессов и мыслительной деятельности, которые "отвечают" за навык чтения:

Развитие познавательных процессов и мыслительных операций:

развитие восприятия, ориентировки в пространстве и расширения поля зрения;

развитие словесно-логического мышления и навыка смысловой догадки, вербально-логического мышления, конструктивного мышления;

развитие внимания (произвольность, распределение, концентрация, переключение);

развитие памяти (оперативной, слуховой, зрительной, образной );

Чтобы активизировать познавательную активность младших школьников, используем различные задания, упражнения, оформленные в игровом "ключе": языковые игры, ребусы, игр, занимательные и веселые задания.

Внимание и запоминание у семилетних детей в основном слабо развито, тем более, если не создается определенная мотивационная обстановка. Вводим в урок игровые ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно.

Кроме работы в данном направлении необходимо уделять внимание на уроке развитию связной речи, расширению словарного запаса учащихся и развитию артикуляционной моторики.

Как известно уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Практика работы с детьми показала, тренировка движений пальцев рук стимулирует речевое и умственное развитие ребенка. Поэтому уделяем внимание и развитию ручного праксиса. В ходе физминуток на занятиях дети могут "конструировать" с помощью учителя, различные предметы и объекты, проводить элементы самомассажа, пальчиковую гимнастику. Много внимания актуальности данного вопроса уделила в своей работе Поваляева Е.Г.

На основе изученного опыта автора нами была составлена таблица, которая наглядно показывает направления работы по развитию ручного праксиса и примерное содержание заданий (см. Приложение 2.1.).

Второй блок - это совершенствование навыка чтения. Работать необходимо в двух направлениях: совершенствуя способ чтения и устраняя различные трудности и недостатки.

Устранение технических недостатков в чтении:

работа над постановкой ударения в словах;

работа над устранением регрессии;

работа над трудными для чтения словами.

-Работа над совершенствованием навыка чтения:

работа на этапе послогового чтения;

работа на этапе чтения слогами и целым словом;

увеличение скорости чтения.

На каждом занятии полезно проверять чтение на время. Материалом будут выступать слоговая таблица. Количество слогов будет неизменным, но структура предлагаемых для прочтения слогов от занятия к занятию усложняется. Такая ежедневная проверка доводит до автоматизма чтение слогов и даст ребенку возможность наглядно следить за динамикой своих успехов (см. Приложение 2.2.).

Развитие самоконтроля и саморегуляции:

формирование осознанного восприятия эмоций и умение адекватно выражать эмоциональное состояние;

формирование и развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;

Чтобы учебная деятельность была результативной, ребенок должен научиться самостоятельно ставить перед собой цель, понимать, что и для чего он делает. Это непростая задача. Путь к результативности начинается с формирования осознанного отношения к учебе, умения понимать учебное задание. Поэтому начинать выполнение любого задания с его чтения и последующего вопроса: "Скажи, что нужно сделать (узнать) в этом задании?"

Не менее важным является умение спланировать свои действия. " Ты знаешь, что нужно делать. А теперь скажи, как будешь это делать?" Обучение поэтапному планированию нужно использовать при подготовке любых заданий. Овладевать приемами учебной деятельности необходимо на каждом этапе развития навыка чтения. Постепенно ребенок научиться планировать последовательность своих действий самостоятельно. Успешность овладения названными приемами требует от учителя формирования мотивации, при которой ребенок будет испытывать желание постоянно совершенствоваться в чтении.

Мы использовали те же методики, что и на этапе констатирующего среза.

Сравнительные результаты диагностики нарушения чтения

по методике А. Н. Корнева: Таблица 3.

На основе полученных данных, мы можем доказать эффективность разработанного нами комплекса заданий и упражнений. Мы видим, что произошел количественный и качественный скачок в развитии детей, предрасположенных к дислексии. Если на этапе констатирующего среза было выявлено 50% первоклассников, предрасположенных к нарушению чтения, то на этапе контрольного среза, проведенного в конце учебного года, эта цифра значительно уменьшилась, до 20%. Хочется отметить, даже эти учащиеся улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты диагностических методик.

Проанализировав результаты диагностики развития модальностей на начало учебного года и конец учебного года, можно сделать вывод, что уровень развития познавательной сферы и мыслительной деятельности значительно вырос. Наглядно данные показаны в сводных таблицах (см. Приложение).

Кроме данных методик была проведена диагностика умения читать первичная(в конце 1 полугодия) и вторичная (в конце 2 полугодия). Для этих целей использовали методику Р. А. Ждановой и рассматривали следующие параметры умения читать:

- темп чтения ( к концу 1 класса нормативный темп чтения возрастает до 40 слов в минуту., читать по слогам,а короткие слова целым словом) (;

- правильность чтения и понимание смысла прочитанного текста;

- выразительное чтение текста (согласно требованиям школьной программы к концу 1 класса ученик должен уметь соблюдать паузы между предложениями и диктуемые знаками препинания).

Таблица проверки умения читать учащихся, предрасположенных к дислексии: Таблица 4.

Как мы видим, к концу обучения в первом классе значительно улучшились результаты проверки навыка чтения учащихся, предрасположенных к дислексии.

Повторный мониторинг дал следующее процентное соотношение:

· 30%- хорошо читающих детей;

· 50%удовлетворительно;

· 20% учащихся - дислексики.

























Заключение

В современной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков, одним из которых является навык осознанного чтения.

Наша работа посвящена проблеме развития полноценного навыка чтения и повышения общего развития младшего школьника.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие наиболее важные положения:

отсутствие единого общепринятого подхода к проблеме нарушения чтения (дислексии);

наиболее благоприятным для коррекции и профилактики дислексии является начальный этап обучения;

успешная работа по данной проблеме возможна лишь при создании определенных условий, благоприятствующих формированию функционального базиса навыка чтения и коррекции несовершенного навыка чтения.

Работа Корнева А.Н. по данной проблеме оказали большое влияние на выбор темы исследования, разработку собственных приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие навыка чтения и повышения общего развития младшего школьника.

Реализация этой задачи зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме. учебный дислексия навык чтение

В ходе применения исследовательской работы, целью которой было разработать и апробировать программу и специальный комплекс методических приемов, мы убедились в позитивных изменения у детей с нарушениями чтения. Кроме этого, уровень развития познавательных способностей и интеллектуального развития детей стал гораздо выше, а также повысился уровень качества обучения, что свидетельствует о результативности работы учителя и учащихся по данной проблеме. Результаты работы свидетельствуют об эффективности работы учителя и учащихся по данной проблеме. Использование различных видов и форм развивающих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии познавательных способностей .

Наши исследования не претендуют на полное и исчерпывающее решение выдвинутой проблемы. Мы считаем, что возможно продолжение исследования в следующих направлениях:

- создание единого комплекса методических приемов для развития полноценного навыка чтения;

- приемы формирования основ читательской самостоятельности, эмоционально- положительного отношения к чтению.











Список использованной литература:

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтением и письмом. М., 1959.

2. Бутенко Т. А. Особенности контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. - Р. облИУУ, 2006.

3. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей. Практический материал. М., 2003.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология -М.:Педагогика, 1999.

5. Жданова Р. А. О проверке умения читать в начальной школе. Р.облИУУ, 2000.

6. Зайцев В.И. Резервы обучения чтению. М, 1991.

7. Игнатьева Л. Хотеть недостаточно, надо действовать. Г. 1Сентября, 8,1997.

8. КорневА.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997.

9. Климанова Л.Ф. Читалочка.- Просвещенпие.2008.

10. Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения.М.,2000.

11. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. М.,2008.

12. КолесниковаА.П. 500 игр для развивающего обучения. М.

13. Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции. Спб., 1998.

14. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М, 2001.

15. Лайло В.В. Развитие восприятия и изучение алфавита. М, 2001.

16. Мельникова И.И. Развитие речи у детей 7-10 лет. М.,2002.

17. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с детьми. Спб.,2006.

18. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и умственного развития школьника.-.

19. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.,1996.

20. Поваляева Е.Р. Педагогическая диагностика и коррекция речи. М.,1998.

21. Узорова О.Е. Рабочая тетрадь заданий по интенсивному навыку чтения.

22. Холодова О. Рабочая тетрадь по курсу РПС.-М., 2008.













































Приложение

Таблица №1




Название задания

Выполнение задания



кол-во детей

%

1. "Найди место фигуре" (Матрица фигур)

14

35

2. "Найди время года"

20

50

3. Группировка картинок по количественному признаку

22

55

4. Счет предметов

24

60

5. Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре)

12

30

6. Серия сюжетных картинок. ("Игра с кубиками")

20

50

7. "Продолжи ряд"

14

35

8. Подбор иллюстраций к тексту " День рождения"

22

55

9. Анализ слова

24

60

10. Рисование на тему: " Дерево. Дом. Человек"

28

70


















Таблица № 2.

Модель развития и совершенствования навыка чтения.






1 блок Формирование функционального базиса навыка чтения





1.

Развитие восприятия

-развивать дифференцирован-ность восприятия;

-заучивание букв;

- классификация букв алфавита по количеству элементов, по разным основаниям;

-классификация алфавита, направленная на поиск общего и различного в "построении" букв;




-развивать аналитичность

восприятия;

-развивать умение анализировать предмет в системе;

-выделять в предмете существенное и несущественное;

-развивать наблюдательность и умение устанавливать закономерность явления на основе анализа исходных данных;

- работа по развитию конкретности восприятия;




-развитие конкретности восприятия:

развивать умение видеть изменения, происходящие с предметом в результате добавления, убавления, перестановки деталей

-развитие умения видеть изменения в предмете , букве, слове, в результате добавления, убавления , перестановки деталей;

-развивать речь учащихся;


2.

Развитие внимания

-Развитие отдельных свойств внимания:

-объем внимания,

-концентрация внимания;

-устойчивость;

-распределение;

научиться анализировать содержание картины;

выделять в ней объекты;

устанавливать

закономерности на зрительно воспринимаемом материале;

-развитие способности анализировать письменный текст, различать отдельные буквы, составляющие слово, умение сосредоточиться на определенной задаче;

-научить воспринимать общее содержание текста с учетом более мелких составляющих его элементов;

-определение по картинам недостающих деталей с помощью учителя и самостоятельно;

-выделение замаскированных деталей (работа с изографами) самостоятельно;

-определение лишних объектов со словесным объяснением;

-нахождение различий и сходств со словесным отчетом;

-проведение линий через лабиринты различной степени сложности .


3

Развитие памяти

-развитие зрительной, слуховой памяти;

-увеличение объема памяти;

-развитие оперативной памяти;

-запоминание и воспроизведение словесного и наглядного материала;

-запоминание объектов (10 и более) с последующим называнием;

-воспроизведение названий предметов, изображений, слов, предъявленных для запоминания;

-зарисовка картинок, символов к предъявленным словам с последующим воспроизведением этих слов;

-называние предметов и объектов по показанной картине , а

далее по скрытой картинке;

-работа со зрительными диктантами с целью развития оперативной памяти;


4

Развитие мышления

-развитие словесно-логического мышления;

-развитие навыка смысловой догадки;

-формировать умение проводить анализ и синтез ;

-развитие вербально-логического мышления;

-научиться оперировать образами предметов;

-конструировать из частей целое и выделять из целого части;

-развивать умение обобщать предметы по существенным и

несущественным признакам;

-выявление логических связей при рассматривании сюжетных картинок,

-Выделение "четвертого лишнего" в предъявленных словах, предметах;

-упражнения в формировании умения находить закономерности на вербальном и невербальном материале;

-задания на умение оперировать образами предметов;

-конструировать из частей целое и выделять из целого части;

-развивать умение обобщать предметы по существенным и несущественным признакам;

-составление рассказа по серии сюжетных картинок, по началу и концу рассказа, составлять предложения с заданным количеством слов;


5

Развитие речи

-развитие артикуляции;

-развитие грамматических навыков;

-развитие навыков понимания текста;

-расширение словарного запаса;

-, развития артикуляции, развития словаря, лексико-грамматического строя речи;

-речевые разминки, чтение и заучивание скороговорок;

-логопедические минутки;

-развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза;


2 блок Совершенствование навыка чтения





1


-устранение технических недостатков в чтении;

-диагностика способа, темпа, понимания и выразительности чтения;

-работа над устранением регрессий (возвратное чтение прочитанного текста);

-работа над постановкой ударения;

-работа над трудными для чтения словами;

-работа над орфоэпическим чтением;


2


-совершенствование способа чтения на разных этапах чтения;

-работа на этапе послогового чтения (составление слогов, чтение на время, закрепление умения различать твердые и мягкие согласные звуки;

-составление и чтение по заданному правилу, группировка слогов по заданному правилу);

-работа на этапе чтения слогами и целым словом (нахождение "лишнего", группировка слов по слоговому составу, составление слов, дописывание окончаний, рабата с ребусами и загадками);

-работа на этапе чтения целым словом и по слогам (чтение словесной лесенки, чтение и восстановление пословиц, стихотворного текста.).





Таблица № 3.

Сравнительные результаты диагностики нарушения чтения

по методике А. Н. Корнева:







Название задания

Выполнение задания






Констатирующий срез

Контрольный срез





Кол.

%

Кол.

%


1. "Найди место фигуре" (матрица).

14

35

30

75


2. "Найди время года".

20

50

32

80


3. Группировка картинок по количественному признаку.

22

55

30

75


4. Счет предметов

24

60

42

90


5. "Дорисуй"

12

30

30

75


6. Серия сюжетных картинок "Прогулка в лесу"

20

50

32

80


7. "Продолжи ряд".Последовательность фигур

14

35

30

75


8. Анализ слова

22

55

30

75


9. Подбор иллюстраций к тексту "Каникулы"

24

60

42

90


10. Дом. Дерево. Человек

28

70

42

90


















Таблица 4

Таблица проверки умения читать учащихся, предрасположенных к дислексии:

Показатели умения читать









Осознанность текста

Выразитель-ное чтение

Правиль-ность (количество ошибок)

Темп (количество слов в минуту)






1п/год.

2п/год.

1п/год.

2п/год.

2п/год.

1п/год.

2п/год.


-

+

+

+

0

25

46


-

+

-

+

2

25

40


-

+

-

-

3

19

30*


-

+

-

+

2

24

48


-

-

-

-

2

20

29*


+

+

-

-

2

20

39


+

+

-

+

1

25

40


+

+

-

+

2

24

39


-

+

-

-

3

23

40


-

-

-

+

1

24

48


-

-

-

-

3

20

30*


+

+

-

+

0

24

44


+

+

-

+

0

25

40


+

+

+

+

0

24

40


-

+

+

+

1

26

45


-

-

-

-

3

21

30*


-

+

+

+

1

22

39


-

+

-

+

0

25

45


-

+

+

+

0

28

45


-

+

-

+

1

27

47



31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!