СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа на тему Веб-квест технология как дидактическое средство формирования коммуникативной компетентности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа на тему Веб-квест технология как дидактическое средство формирования коммуникативности младшего школьника.

Ознакомясь с содержанием данной работй, учителям предоставится возможность разноообразить работу с детьми на сових уроках. Тема разработки очень интересная и актуальная для нашего времени. 

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему Веб-квест технология как дидактическое средство формирования коммуникативной компетентности младшего школьника»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ

(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»)


Институт педагогики

Кафедра теорий и методик

Начального образования

Направление 44.03.01-

Педагогическое образование

Профиль Начальное

образование

Курс II ОЗО ЗПНОС


ТУКАЧЁВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Веб-квест технология как дидактическое средство формирования коммуникативной компетенции младшего школьника

КУРСОВАЯ РАБОТА



Научный руководитель:

к.п.н., доцент Е.В.Гурова



Дата представления

Работа допущена к защите

Дата защиты

Оценка



Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Коммуникативная компетенция младшего школьника, её сущность и структура 6

1.2. Дидактические особенности технологии веб-квеста как средства развития коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста 11

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ…...………………………….………………………...15

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТОВ

2.1. Построение и дидактическое обеспечение веб-квест технологии 16

2.2. Пример реализации веб-квеста для младших школьников 20

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ…………………..……………………..……………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

ЛИТЕРАТУРА 30

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ…………………….33

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ…………………………………………..35

Приложение………………………………………………………………………37







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: неотъемлемой частью ядра нового федерального государственного образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий. В структуру универсальных учебных действий входят и коммуникативные УУД. Учитель должен приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и формировать УУД у детей младшего школьного возраста с использованием современных информационно коммуникационных технологий на благо образовательного процесса. В связи с введением ФГОС общего образования веб-квест является одним из главных средств формирования коммуникативной и ИКТ-компетенций учащихся.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выделено противоречие: между возможностями технологии веб-квеста в формировании коммуникативной компетенции и недостаточной распространенностью использования данной технологии в образовательном процессе.

Проблема исследования: каковы дидактические возможности и условия применения веб-квест технологии как средства формирования коммуникативной компетенции младшего школьника?

Тема исследования: Веб-квест технология как дидактическое средство формирования коммуникативной компетенции младшего школьника.

Цель исследования: раскрыть особенности использования веб-квеста во внеурочное время и во внеурочных мероприятиях как дидактического средства формирования коммуникативной компетенции младшего школьника.

Объект исследования: коммуникативная компетенция младшего школьника.

Предмет исследования: веб-квест технология как дидактическое средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

Гипотеза исследования: веб-квест технология может выступать как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников, если:

- определена структура и содержание коммуникативной компетентности младшего школьника;

- определен потенциал формирования коммуникативной компетентности у младшего школьника в урочное и внеурочное время.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

– изучить сущность и структуру коммуникативной компетенции младшего школьника;

– определить теоретические основы вопроса развития коммуникативной компетенции младших школьников посредством применения веб-квест технологии;

– рассмотреть специфику реализации веб-квеста для младших школьников.

Методологическая основа исследования: философские положения о всеобщей связи и взаимодействии, дидактический метод познания как основа научной педагогики, теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов. Использование положений методологии обусловило уточнение и разработку категориального аппарата исследования, научное описание изучаемых педагогических факторов и явлений, их анализ и экспериментальную проверку.

Теоретическая основа исследования: содержание понятия коммуникативной компетенции, которое интенсивно разрабатывается в различных областях науки о языке и отличается разнообразием подходов Е.А. Быстрова, Н.И. Гез, И.А.Зимняя, Д.И.Изаренков, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Н.М. Шанский и др., также психологические проблемы общения, структура, функции межличностного общения,котрые отражены в трудах Б.Г.Ананьева, В.М. Бехтерева, A.A. Бодалева, Г.А. Ковалева, A.A. Леонтьева. В.Н. Мясищева и др.

Исследование предполагает комплексное использование таких методов исследования , как:

- анализ литературы;

- синтез;

- обощение;

- сравнение;

- индукция;

- дедукция;

- аналогия.

База исследования: МБОУ лицей села Месягутово.

Теоретическая значимость: курсовой работы заключается в обосновании необходимости использования технологии веб-квест для формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

Практическая значимость работы: собранный материал, о технологии веб-квест, в процессе исследования и разработка самого веб-квеста могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с изучением данной темы, также могут быть использованы во время прохождения практики студентами, при подготовке к семинарским занятиям студентами, также данным материалом могут пользоваться учителя.

Апробация исследования: представлена в рукописном виде.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.











ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ 1.1. Коммуникативная компетенция младшего школьника , её сущность и структура

Эффективное формирование и развитие личности в учебно- воспитательном процессе необходимо для обеспечения возрастающей роли человеческого фактора в условиях интенсификации и совершенствования общественных отношений, дальнейшей оптимизации социальной структуры постиндустриального общества.

Отечественные педагоги и психологии признают общение в учебной деятельности как важнейший фактор эффективного личностного развития младших школьников [4].

Межличностное общение – это процесс, в ходе которого осуществляется взаимовлияние и взаимодействие людей в целом, а также информационно-воспитательное воздействие в частности. Общение является составной частью всей жизнедеятельности индивидов и групп и бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения.

Общение, как взаимные отношения и связь, является составной частью всех общественных отношений. В психологии общение рассматривается как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживания, как взаимное познание и деятельность.

В отечественной науке психологические проблемы общения, структура, функции межличностного общения отражены в трудах Б.Г.Ананьева, В.М. Бехтерева, A.A. Бодалева, Г.А. Ковалева, A.A. Леонтьева. В.Н. Мясищева и др. Общение и отношение, формирование межличностных отношений рассматриваются в исследованиях A.A.Бодалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Я.Л. Коломинского и других.

Общение является основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности, одним из ведущих видов деятельности человека, который устремлен на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

При анализе общения выделяют его следующие аспекты: коммуникацию, то есть обмен информацией, «социальную перцепцию», которая характеризует восприятие и понимание человека человеком, и «интеракцию», то есть взаимодействие. Общение выступает как взаимодействие выделенных компонентов. В педагогическом процессе невозможно ограничить общение только одной функцией. Необходимо использовать весь репертуар общения, то есть стремиться к реализации задач и обмена информацией, и к организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания воздействия.

Обмен информацией (коммуникация) составляет важный аспект общения. Но при этом нужно понимать, что коммуникация - это обмен личностно значимой информацией.

Ребенок как партнер по общению должен свободно выражать собственное мнение, свое отношение к окружающему. Он имеет право на инициативу в общении со взрослым; имеет право уходить от неинтересного общения.

Известный ученый М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие людей, которое направленно на согласованность и объединенность усилий для достижения общего результата. С самых первых дней жизни ребенка общение является одним из главнейших факторов его психического развития [16].

Семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи формируют эту среду. Семья считается важнейшим агентом социализации, и при этом является частью обширной социальной среды и несущая на себе отпечаток этой среды. По поводу этого А. Першерон высказывает следующую мысль: «Вхождение в семью обозначает это участие и включение в определенную систему эмоциональных отношений, относится к данным социальным группам, и проживать в определенном месте». Благодаря семье каждый ребенок способен вписаться в общество. Семья дает имя ребенку, вносит его в родословную, которая уходит на несколько поколений в прошлое. Итак, семья влияет на формирование первичной социальной сущности индивида. От социального положения родителей зависит социальный статус ребенка, его жизнедеятельности. От того где и как живут родители зависит конкретизация социального контекста, в котором ребенок подрастает и развивается.

Известно, что общение происходит c использованием различных коммуникативных средств. Это умение ориентироваться в ситуации, контролировать свое поведение, согласовывая его с действиями партнера, уметь сдерживать себя и прислушиваться мнению других, уметь ощутить единение с другими. Именно эти навыки и умения повышают духовный уровень взаимодействий с людьми.

Речевое общение, кроме обмена личностно значимой информацией, предполагает также обмен чувствами, эмоциями. По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт пагубно влияет на развитие всех сторон речи. Отсюда, на усвоение навыков культурного поведения и общения. Для этого педагог должен обеспечит детям возможность контактировать и общаться со сверстниками; свободно обсуждать интересующие их вопросы, выражать собственное мнение; удовлетворять потребности в самовыражении, творчестве [12]. Особенностям общения, его успешности и условиям развития коммуникативных компетенции посвятили свои работы Я.Д. Гозман, Ю.Н. Емельянов [17].

Содержание понятия коммуникативной компетенции интенсивно разрабатывается в различных областях науки о языке и отличается разнообразием подходов (Е.А. Быстрова, Н.И. Гез, И.А.Зимняя, Д.И.Изаренков, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Н.М. Шанский и др.) и определений в силу многоаспектности данного понятия [13].

Д.И. Изаренков под коммуникативной компетенцией понимает «способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности». Исследуя структуру коммуникативной компетенции, сам ученый говорит о её трёх основных, базисных составляющих - языковой, предметной и прагматической компетенциях. Языковая компетенция обеспечивает умения строить грамматически правильные и осмысленные высказывания. Предметная компетенция отвечает за содержание высказывания, содержит знания о том фрагменте мира, который выступает предметом речи. Прагматическая компетенция формирует способность использовать высказывания в определенных речевых актах, соотнося их с условиями общения [24].

Исследователи (М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко) выделяют пять основных компонентов в речевой коммуникации:

1) ситуация общения;

2) отправитель речи;

3) получатель речи;

4) условия протекания речевого действия;

5) речевое сообщение.

В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации.

Коммуникативная компетенция, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

Таким образом, требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции младшего школьника включают умения различать диалог и монолог, повествование, описание, рассуждение, виды пересказа, а также знания участвовать в диалоге, использовать правила речевого этикета, использовать средства невербального общения и выполнять работы творческого характера.



1.2. Дидактические особенности технологии веб-квеста как средства развития коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста

Кто-то называет Веб-квест технологией проблемного обучения, а кто-то видом проектной деятельности. Технология Веб-квеста позволяет в полной мере реализовывать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. Это новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель технологии обучения. В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сказано, что главным результатом образования должно быть опережающее развитие, в школах необходимо изучать способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Веб-квест же является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий.

Веб-квест (webquest) – это проблемное задание с элементами ролевой игры. Образовательный Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Цель работы в данной образовательной среде: организовать грамотную работу учащихся в Интернете, при этом сформировать ключевые компетентности. Веб-квест – это продукт совместной деятельности учителя и учеников.

П. Шаматонова акцентирует внимание на том, что веб-квест – это увлекательное путешествие в сети Интернет, что предусматривает запросы в различных поисковых системах, получение достаточно большого объема информации, ее анализ, систематизацию и дальнейшую презентацию [3].

Технология «веб-квест» позволяет успешно интегрировать сеть Интернет в образовательную деятельность, уводя обучающихся от потребительского отношения к информации и сети Интернет, способствует достижению как личностных, так предметных и метапредметных результатов.

Данная технология позволяет достичь важных образовательных результатов:

– личностных – формирование мотивации к изучению нового и самосовершенствованию, понимание возможностей самореализации, раскрытие творческого потенциала;

– метапредметных – развитие коммуникативной компетенции, навыков

работы с информацией (поиск, выделение, обобщение информации, создание проекта, решающего поставленную задачу), самоорганизации, способности выполнять разные социальные роли, пользовательских умений работы с компьютером;

– предметных – получение нового знания и применение его в учебно-

предметных ситуациях, формирование научного типа мышления.

Разработчиками веб-квеста являются Берни Додж и Том Марч, профессора Калифорнийского университета в Сан-Диего. Технология сравнительно не нова. Первые веб-квесты появились в 1995 г., а в связи с введением ФГОС общего образования получили «второе рождение» и сейчас являются одним из главных средств формирования коммуникативной и ИКТ-компетенций учащихся. Веб-квест предполагает создание проблемного задания с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет.

При работе над Веб-квестом происходит формирование УУД [Приложение 1] и развивается ряд компетенций:

– использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т. ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флешь-роликов, баз данных);

– самообучение и самоорганизация; работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

– умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

– навык публичных выступлений (обязательное проведение пред защиты и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Веб-квест может быть предметным (посвящен решению отдельной образовательной задачи в рамках учебного предмета, темы) и межпредметным (в одной теме используются задания из разных предметных областей). Различают также два типа веб-квестов в зависимости от сроков реализации:

– краткосрочные (2–3 недели);

– долгосрочные (от 2–3 месяцев до года).

Но более двух месяцев использовать данную технологию нецелесообразно. Большая часть работы выполняется учащимися дома, а это существенно увеличивает учебную нагрузку, ведь полноценное участие в веб-квесте требует не менее 4 ч в неделю.

Разработчиком веб-квеста как учебного задания Берни Доджем определены следующие виды заданий для веб-квестов:

– пересказ – свидетельствует о понимании темы на основе представления материалов из разных источников в ином формате. Результат

работы может быть представлен в виде презентации, рассказа и т. д.;

– планирование и проектирование – предполагает разработку плана или проекта на основе заданных условий;

– самопознание – включает в себя любые способы исследования личности, заставляя ученика ответить на вопросы о себе (моральные проблемы, планы на будущее, вопросы самосовершенствования);

– компиляция – преобразование информации, полученной из разных источников в итоговый продукт. Например, в книгу кулинарных рецептов, виртуальную выставку;

– творческое задание – творческая работа в определенном жанре (пьеса, стихотворение, песня, видеоролик);

–аналитическая задача – изучение темы путем анализа проблемы, исследование внутренних связей, нахождение сходств и различий;

– детектив, головоломка, таинственная история – решение головоломки, раскрытие загадки, тайны;

– достижение консенсуса – выработка решения по проблеме;

– оценка – обоснование определенной точки зрения;

– журналистское расследование – репортаж о событии, предполагающий объективное изложение информации;

– научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных источников.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или

вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним

находится на специально созданном веб-сайте. Учитель в зависимости от уровня учащихся предоставляет им ссылки на ресурсы сети Интернет, где полностью или частично содержится информация по изучаемой теме.
















ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

В ходе изучения теоритических основ формирования коммуникативной компетенции младших школьников можно сказать о том, что отечественные педагоги и психологи признают общение в учебной деятельности важнейшим фактором эффективного личностного развития младших школьников. При анализе общения можно выделить его следующие аспекты: коммуникацию, «социальную перцепцию», «интеракцию». Известно, что общение происходит с использованием различных коммуникативных средств.

В ходе исследования в первой главе нами было выявлено то, что содержание понятия коммуникативной компетенции интенсивно разрабатывается в различных областях науки о языке и отличается разнообразием подходов (Е.А. Быстрова, И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров и другие) и определений в силу многоаспектности данного понятия. Изучив различные содержания понятий коммуникативной компетентности, мы сошлись с мнением Д.И. Изаренко, который коммуникативную компетенцию понимает как «способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности».

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

В ходе анализа различных источников, нами было определено то, что коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Отличным средством формирования коммуникативной компетенции является технология веб-квест. Также при работе с веб-квестом развивается ряд компетенций: использование ИКТ технологий для решения задач; самообучение и организация; навык публичных выступлений и т.д.


ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕБ-КВЕСТОВ 2.1. Построение и дидактическое обеспечение веб-квест технологии

Веб-квест имеет, как правило, четкую структуру (введение в игровую ситуацию, постановка проблемного вопроса, распределение ролей, выполнение заданий в рамках роли индивидуально или в группах, оценивание, подведение итогов) и подготовка его проходит по определенным этапам.

Главная ошибка педагога при организации веб-квеста – использование этой технологии разово, в рамках одной учебной темы или раздела, с целью просто разнообразить учебную деятельность. Очень важно использовать данную технологию именно в комплексе: постепенно усложняя задания, вводя новые элементы работы, можно увидеть прогресс в развитии ученика.

В долгосрочной перспективе в рамках данной образовательной технологии

можно достичь следующих метапредметных результатов: выработать у учащихся умение самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, осуществлять самостоятельный поиск и отбор необходимой информации.

Одной из причин отказа педагогов от использования технологии веб-

квеста является ошибочное представление, что для этого требуется высокий

уровень компьютерной грамотности. Но существует множество памяток по созданию веб-квеста [Приложение 2] и простейших шаблонов для конструирования сайта, они абсолютно бесплатны, просты в использовании и не требуют больших временных затрат. Например, самым удобным конструктором сайтов является тот, где есть уже готовые макеты для веб-квеста, которые нужно просто наполнить содержанием. Необходимо уделить внимание разработке понятных обучающимся, согласно возрастным особенностям, критериев оценивания к каждому из заданий.

Еще одним упущением может стать отсутствие рефлексии на заключительном этапе. В этом случае связь становится односторонней, а результаты не поддаются корректировке. Кроме того, если технология используется в первый раз, необходимо на предварительной стадии провести подготовительную работу с родителями, разъясняя им цели, задачи, условия образовательного проекта.

Структура образовательного веб-квеста.

Веб-квест состоит из следующих обязательных частей:

1) Введение;

2) Задания;

3) Порядок работы;

4) Ресурсы;

5) Критерии оценки;

6) Заключение;

7) Организатор веб-квеста.

Введение – вводная часть, которая знакомит обучающихся с темой веб-квеста, вовлекает в работу и вызывает интерес. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценность. Используйте для этого все возможные способы: используйте интересные фотографии, документы, цитаты, стихи, песни, видео и так далее.

Введение – это история, рассказ, вообщем сюжет веб-квеста:

- Жили-были...

- И однажды…

- Первый персонаж…

- Второй персонаж…

Необходимо сформулировать первое ясное вступление, где четко описаны главные роли участников, предварительный план работы, обзор всего веб-квеста.

Важно во введение заинтересовать всю аудиторию!

Задание, вопрос или постановка проблемы. В этой части веб-квеста ставится проблема или задача, представленная для решения. Здесь четко и точно объясняет, что участникам следует сделать в процессе работы над веб-квестом. Участники при этом часто увлекаются в ролевую игру по заданному сценарию.

Необходимо определить роль персонажей, принимающих участие в решение проблемной ситуации. Продумайте роли участников веб-квеста. Предложите 2 -4 роли. По каждой роли следует дать краткий комментарий (звуковой или текстовой), пояснив, что делает персонаж, какие функции он выполняет. Описание ролей (описание каждой роли выполняется в отдельном файле, на который делается ссылка):

– Роль 1 (Введите название роли);

– Роль 2 (Введите название роли);

– Роль 3 (Введите название роли).

Важно, чтобы задание было проблемным, интересным, выполнимым, четко сформулировано, и иметь познавательную ценность!

Какие виды заданий можно предложить в веб-квесте?

Для создания веб-квестов детям старшего дошкольного возраста подойдут типы заданий такие как: пересказ, компиляционные, загадки, журналистские, конструкторские, творческие, убеждающие, аналитические и научные (познавательно-эспериментальные).

Ресурсы. Приведите список ресурсов интернета или других материалов (печатных, аудио- и видеоматериалов), необходимых для выполнения задания. Объясните участникам веб-квеста, что, изучая информацию на каждом сайте, они должны помнить о необходимости ответить на главный вопрос квеста. Необходимо выстроить ссылки в логичной последовательности, дать краткую аннотацию ресурса и четко прописать алгоритм работы над выполнением задания.

Важно критически оценивать найденные ресурсы. Прежде чем дать задания участникам квеста, необходимо посетить сайты и убедиться, что они подходят для выполнения заданий, соответствуют уровню обучающихся!

Процесс работы. В данном разделе веб-квеста находится пошаговая инструкция, помогающая участникам выполнить задание. Каждый шаг следует подробно описать. Например, распределение ролей, порядок выполнения заданий, форма представления результатов, срок выполнения заданий и так далее. Каждому участнику в зависимости от выбранной роли предоставляются задания с конкретными параметрами, с указанием необходимых ссылок на Интернет-ресурсы, критериев оценки и срока их выполнения, дается план работы с пошаговым описанием действий и рекомендации, которые содержат информацию о порядке работы, трудностей и вариантах их решения.

Важно после проведения организационного этапа педагогу опубликовать список участников веб-квеста на странице, на которой организуется веб-квест!

Оценивание. Критерии оценки должны быть четко прописаны на отдельной веб-странице.

Ссылку на эту страницу лучше ввести следующими словами:

«Чтобы увидеть критерии оценки индивидуальной работы, щелкните здесь» или «Работа в группе также будет оцениваться. Чтобы увидеть критерии оценки, щелкните здесь».

Стоит подробно описать требования, по которым будет оцениваться работа учащихся. На мой взгляд, здесь стоит использовать модель оценивания, с приведенными критериями, баллами и словесным описанием. Таким образом, оценивание становится прозрачным и участники имеют четкое представление о том, как будет оно осуществляться.

Важно, в оценке результатов могут принять участие, как педагог, так и участники веб-квеста путем обсуждения или интерактивного голосования.

Заключение. Содержит в обобщенном виде итог прохождения веб-квеста, ссылку на галерею работ участников оформленную в виде фотоальбома на странице веб-квеста или интерактивного журнала.

Организатор веб-квеста. В данном разделе находится ФИО, разработавший данный веб-квест. Адрес электронной почты для обратной связи с участниками веб-квеста.

В процессе выполнения проекта и Веб-квеста целесообразно использовать и технологию сотрудничества. Обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, учатся критически мыслить, учатся решать проблемы анализируя ситуации. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе. Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве уже заложена в проектном обучении. Этот метод называется «Учимся вместе». Учащиеся разбиваются на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Результат совместной работы обучающиеся могут изобразить в виде алгоритма, схемы, ментальной карты, плаката, презентации, сайта. Каждая группа защищает свою работу в конце урока. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Индивидуальная самостоятельная работа, совместная работа в группах взаимосвязаны в познавательном процессе при обучении в сотрудничестве.

2.2. Пример реализации веб-квеста для младших школьников

Мы разработали наш веб-квест «Подарок для мамы». Данный веб-квест могут выполнять учащиеся начальных классов, выполняя задания, связанные с изучением истории дня матери, создавая свои авторские продукты для поздравления мам в различных вариантах [Приложение 3].

Цель веб-квеста - формирование у обучающихся бережного, уважительного отношения к матери, активизации их творческой деятельности.

Задачи веб-квеста:

– развитие у участников навыков познавательной, проектной и исследовательской деятельности;

– повышение уровня владения информационно-коммуникативными технологиями;

– создание условий для общения и взаимодействия команд из разных школ.

Личностные результаты:

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

Метапредметные результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная.

Используемые технологии: проектная деятельность, интернет-технологии.

В нашем веб-квесте могут принять участие несколько команд по 10 человек в каждой. Именно в нашей разработке, как пример, работают 2 команды.

На главной страничке веб-квеста обращение и приглашение в дистанционное путешествие-игру.

Педагогам, детям предоставлен маршрут и описание работы по квесту.

1 этап «Давайте познакомимся».

На данном этапе все создают команду из 10 учеников. Также каждой команде выдается папка для создания портфолио. Портфолио будет состоять из работ, выполненных на каждом этапе. Команды выполняют задания:

1.Создайте визитку команды: придумайте название команды, девиз, эмблему. Все это игроки оформляют на отдельном листе или можно выполнить в документе Word, но потом его нужно будет распечатать.

2. Готовую визитку нужно вложить в свое портфолио команды.

2 этап «О маме с любовью».

Задания для поэтов-шифровальщиков:

1. Поэты должны сочинить стихотворение или написать сочинение о маме, используя различные комплименты. В помощь дается ссылка на сайт, где предоставлены примеры комплиментов для мам.

2. Стихотворение или сочинение нужно оформить соответсвующим образом на отдельном листе или, опять же, выполнить в документе Word и распечатать.

3.Готовую работу вложить в портфолио.

3 этап «День матери».

Задание для историков:

1. Познакомиться с историей праздника «День Матери» в России, используя интернет – ресурсы и ссылки на сайты, которые даны в квесте.

2. Выполнить краткие записи, зарисовки, схемы для отображения основной мысли на отдельном листе или документе Word. Также готовую работу вложить в портфолио.

4 этап «Мама и я – лучшие друзья».

Задания для художников:

1. Нарисовать рисунок «Мама и я - лучшие друзья». Формат рисунка А4, техника любая.

2. Вложить работу в портфолио.

3. Прокомментируйте рисунки других команд.

5 этап «Букет для мамы».

Задания для мастеров:

1. Сделать поделку «Букет для мамы». Техника и материал любые. Также даны ссылки на сайты, где есть презентации, которые помогут создать поделку.

2.Готовую поделку, если он будет оформлена в виде плоской аппликации, нужно вложить в портфолио. А если поделка будет объемной, то нужно ее сфотографировать и фотографию поместить в портфолио.

6 этап «Песни наших мам»

Задания для музыкантов:

1. Должны найти песни о маме в интернете или по ссылке на сайт. Выбрать любую понравившуюся.

2.Разучить ее с командой и представить ее исполнение перед публикой.

Рефлексия веб-квеста

В завершении выполнении заданий специальное жюри оценивает команды, проставляя за каждое задание баллы от 1 до 5.

Также, в ходе изучения информации про веб-квест на данную тему, мы наткнулись на более усовершенствованный, разработанный веб-квест по такой же теме [Приложение 4].

Нужно добавить то, что предлагалось всем участникам высказать свои мысли об участии в веб-квесте в форме синквейна.

Читая синквейны мы делаем вывод, что детям веб-квест очень понравился. Они с удовольствием выполняли все задания и с нетерпением ждут результатов и новых проектов.

Следовательно такая форма работа как веб-квест активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет сделать образовательный процесс более интересны, разнообразным и современным.

Лист продвижения «Наши успехи»

После выполнения каждого этапа участники заносили результаты в таблицу «Наши успехи». Закрашивали указанным цветом клетку с выполненным заданием. Все этапы успешно пройдены. Участники создали авторские продукты в различных сервисах и приготовили подарки ко Дню Мам.

В процессе выполнения Веб-квестов обучающееся овладевают системой учебных действий, способностью решать различные учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе освоения системы знаний, умения учиться или способности к самоорганизации, индивидуального прогресса во всех сферах личностного развития.
























ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Веб-квест имеет, как правило, четкую структуру (введение в игровую ситуацию, постановка проблемного вопроса, распределение ролей, выполнение заданий в рамках роли индивидуально или в группах, оценивание, подведение итогов) и подготовка его проходит по определенным этапам.

Очень важно использовать данную технологию именно в комплексе: постепенно усложняя задания, вводя новые элементы работы, можно увидеть прогресс в развитии ученика.

В долгосрочной перспективе в рамках данной образовательной технологии

можно достичь следующих метапредметных результатов: выработать у учащихся умение самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, осуществлять самостоятельный поиск и отбор необходимой информации.

Одной из причин отказа педагогов от использования технологии веб-

квеста является ошибочное представление, что для этого требуется высокий

уровень компьютерной грамотности.

Еще одним упущением может стать отсутствие рефлексии на заключительном этапе. В этом случае связь становится односторонней, а результаты не поддаются корректировке. Кроме того, если технология используется в первый раз, необходимо на предварительной стадии провести подготовительную работу с родителями, разъясняя им цели, задачи, условия образовательного проекта.

Такая форма работа как веб-квест активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет сделать образовательный процесс более интересны, разнообразным и современным.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что работа учащихся в таком варианте проектной деятельность, как веб-квест, разнообразит ученый процесс, сделает его живым и интересным.

Актуальность технологии Веб-квест не только в том, что она реализует формирование УУД, таких как коммуникативные УУД у учащихся младшего школьного возраста, а ещё и в том, что она помогает раскрыть образовательный потенциал сетевых ресурсов, уводит школьников от потребительского отношения к сети. Это возможность использовать всемирную сеть для обучения.

Изучив сущность и структуру коммуникативной компетенции младшего школьника, мы можем сделать вывод о том, что коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями.

Таким образом, требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции младшего школьника включают умения различать диалог и монолог, повествование, описание, рассуждение, виды пересказа, а также знания участвовать в диалоге, использовать правила речевого этикета, использовать средства невербального общения и выполнять работы творческого характера.

В ходе нашего исследования мы раскрыли особенности использования технологии веб-квест во внеурочное время как дидактического средства формирования коммуникативной компетенции младшего школьника и выявили, что данная технология позволяет достичь важных образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Технология веб-квест реализуется через такие этапы:

1) Определение темы.

2) Вербализация задачи.

3) Подбор Интернет-ресурсов.

4) Поиск информации.

5) Презентация.

6) Оценка выполненной работы самими учениками.

Реализацию этих этапов можно проследить в нашей собственной разработке веб-квеста «Первое слово», на площадке которого могут работать учащиеся 1-3 классов, выполняя задания, связанные с изучением истории дня матери, создавая свои авторские продукты для поздравления мам в различных сервисах.

В нашем веб-квесте могут принять участие 5 команд по 5 человек в каждой.

На главной страничке веб-квеста обращение и приглашение в дистанционное путешествие-игру.

Педагогам, детям и родителям предоставлен маршрут.

1 этап «Давайте познакомимся». На данном этапе все создают команду из 10 учеников. Также каждой команде выдается папка для создания портфолио. Портфолио будет состоять из работ, выполненных на каждом этапе.

2 этап «О маме с любовью». Поэты должны сочинить стихотворение или написать сочинение о маме, используя различные комплименты. В помощь дается ссылка на сайт, где предоставлены примеры комплиментов для мам.

3 этап «День матери». Познакомиться с историей праздника «День Матери» в России, используя интернет – ресурсы и ссылки на сайты, которые даны в квесте и выполнить соответствующее задание.

4 этап «Мама и я – лучшие друзья». На данном этапе командам дается задание нарисовать рисунок на тему «Мама и я – лучшие друзья».

5 этап «Букет для мамы». Все команды должны сделать поделку из любых материалов.

6 этап «Песни наших мам». Должны найти песни о маме в интернете или по ссылке на сайт. Выбрать любую понравившуюся. Разучить ее с командой и представить ее исполнение перед публикой После всей проделанной работе команды должны высказать свои мысли об участии в веб-квесте в форме синквейна.

Также следует добавить, что после выполнения каждого этапа участники заносили результаты в таблицу «Наши успехи».

В целом же оценивание работ учеников должна сводиться к таким трем главным критериям: понимание темы, результат работы, творческий подход.

Фактически, веб-квест является дидактической структурой, в рамках которой учитель формирует поисковую деятельность учащихся, задает параметры этой деятельности и определяет ее временные пределы. При этом учитель перестает быть «источником знаний», создает необходимые условия для поиска информации, а школьники превращаются из пассивных объектов учебной деятельности в ее активных субъектов.

Таким образом, технология веб-квестов учит находить необходимую информацию, осуществлять ее анализ, систематизацию и решать поставленные задачи. Использование технологий веб-квест способствует: повышению мотивации обучения; формированию информационно-коммуникативной компетентности; устранению психолого-педагогических барьеров; повышению личностной самооценки; развития личностных качеств; формированию навыков работы в команде; формированию навыков публичных выступлений.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза, мы реализовали его задачи.











ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Багузина, Е.И. Психолого-педагогические предпосылки создания веб-квестов. [Текст] / Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 105. М.: Изд-во МосГУ, 2009. С. 50-55.

3. Бобровских, О.Н. Использование веб-квестов в обучении [электронный ресурс] / О.Н. Бобровских. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.html

4. Быховский, Я. С. Что такое образовательный веб-квест? [Текст] / Я. С. Быховский. – Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

5. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников [Текст] / Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2014. − № 2. –149 с. – ISBN 5-201-14433-0

6. Бутузов, И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке: Учеб. пособие [Текст] / И.Д. Бутусов. − Новгород, 1992. – 72 с. – ISBN 5-249-00334-6

7. Горбунова, О.В. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучени [Текст] / Школьные технологии. 2013. № 2.

8. Горшкова, О.А. Дидактические особенности образовательных веб-квестов [Текст] / Справочник заместителя директора школы. 2012. № 11.

9. Дубровина, М.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст]/ М.В. Дубровина. − М.: 2005г. – 412 с. – ISBN 5-7834-0066-1

10. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. [Текст] / Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №4. - С. 78 - 83.

11. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест [интернет ресурс] – Режим доступа: http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html.

12. Как создать веб-квест. – Режим доступа: http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6.

13. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение [Текст] /А.И. Ковалева – М.: 2002 – 115 с. – ISBN 5-94462-191-5

14. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына. − Спб.: Питер, 2012.-544 с. – ISBN 5-85647-058-3

15. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев. – Режим доступа: http://nekrasovspb/ru/publikcation

16. Лежнева, Л.И. Научим детей общаться [Текст] / Л.И. Лежнева// Начальная школа. -1991 – 27 с. – ISBN 5-17-011143-6

17. Лемаскина, Н.А.Коммуникативное поведение младшего школьника и его формирование [Текст] / Н.А. Лемаскина. − Воронеж, 1999. − 165 с. – ISBN 5-245-00334-6

18. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах. [Текст] / Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 38-40

19. Мищук, О. Н. Веб-квест технология как интеграция мотивационного и коммуникативного аспектов в обучении [Текст] / Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 5. – С. 168–171.

20. Матяш, Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов [Текст] / Под ред. Н.В. Матяш. – М.: Вентана – Граф, 2002. – 211с. – ISBN 5-201-14433-0

21. Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет – ресурсов. / Е. В. Нечитайлова [Текст] / Проблемы современного образования.- 2012. - №2. – С.147-155.

22. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Текст]/ Вопросы Интернет-образования. – 2002. - № 7.

23. Полат, Е.С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие [Текст] / Е.С. Полат. – М. Академия, 2003 – 272 с. – ISBN 5-94462-191-5

24. Трофимова, Г.С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: Учебное пособие [Текст] / Г.С. Трофимова. − Ижевск: Изд-во УдГУ,1994. − 40 − 48 с.

25. Шаматонава, Г.Л. Веб-квест как интерактивная методика обучения будущих специалистов по сациальной роботе / Г.Л. Шаматонова [Текст] / Междисциплинарный сборник научных работ по социологии и социальной роботе. – 2010. – № 1. – С. 234–236.

26. Шмайлова, О.В. Проблема формирования коммуникативной культуры в педагогических исследованиях. // Совершенствование образовательного процесса и управления им [Текст] / Под ред. В.П. Симонова. − М.: МПА, 1999. − С. 26 − 27.

27. Шустова, JI.A. Методы и способы подготовки младших школьников к общению [Текст] / Л.А. Шустова / Вопросы психологии. − 1990. − - №4. − 54− 57 с.

28. Хуторской, А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты [Текст] / Хуторской, А. В. // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. - №4. – С. 40-45.

29. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Знание, 2000. – 345 с. – ISBN 5-201-14433-0

30. ФГОС НОО №373 от 06.10.2009г. [Текст].-ред. от 18.12.2012 г. - // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – №12-22.03.2010г.; Российская газета.-2011г.-16 февраля.-№5408

31.





ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ

Веб-квест- это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Деятельность - (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Диалог - это прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц.

ИКТ-компетенция - это освоенные навыки поиска и систематизации информации, работы с материалом, представленным в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд, сайт, форум), умение участвовать в обсуждении проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссии и использовать приобретенные сведения для ее аргументации.

Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

Информационно коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Компетенция — базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности.

Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Межличностное общение – это процесс, в ходе которого осуществляется взаимовлияние и взаимодействие людей в целом, а также информационно-воспитательное воздействие в частности.

Плейкаст - не просто открытка. С помощью плэйкастов можно публиковать интересные случаи из жизни снятые, скажем, на мобильный телефон.

Ресурс - всё, что используется целевым образом, в том числе это может быть всё, что используется при целевой деятельности человека или людей и сама деятельность.

Речевое общение - общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно оценочного.

Технология - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства.

Форум - это один из способов обмена информацией в Интернете.























ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ

Гез Надежда Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры лингводидактики Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), одна из основоположников отечественной коммуникативной методики обучения иностранным языкам, автор более 150 публикаций, в том числе учебников для немецкого языка для старших классов школ с углубленным изучением иностранного языка и для начальной школы.

Додж Берни - профессор образовательных технологий государственного университета в Сан-Диего (США) и его ученик Том Март (Tom March), в то время преподаватель английского языка средней школы города Пауэй штата Калифорния. Начиная с 1995 года, им была разработана модель веб-квеста, как одной из стратегий для успешной интеграции сети Интернет в учебный процесс. Написанная в 1995 году Б. Доджем статья "Некоторые размышления о WebQuests", получила широкое распространение и многие учителя стали использовать предложенную модель как новый инструмент обучения.

Емельянов Юрий Николаевич - российский психолог, спец. в обл. социальной психологии и культурантропологии. Докт. психол. наук (1991), проф. ф-та социологии С.-Петерб. гос. ун-та. Закончил филол. ф-т Пятигорского гос. пед. ин-та (1958). Работал учителем, завучем в ленинградских школах, затем трудился ЦНИИ технологии судостроения. В 1971 г. начал публиковать статьи по материалам зарубеж. социальной психологии. С 1972 г. работал в ЛГУ преподавателем на ф-те психологии, более 13 лет - ст. науч. сотр. в лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. В 1976 г. защитил канд. дис., а в 1991 - докт. дис. по социальной психологии: «Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности».

Зимняя Ирина Алексеевна - доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО с 17 марта 1993 г., действительный член РАО с 6 апреля 1995 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии. Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ. Она разрабатывает основные положения психологической теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъективных отношений, в изменении субъектных позиций.

Костомаров Виталий Григорьевич - советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор (1971), член-корреспондент (1974), действительный член (1985) и президент (1990—1991) Академии педагогических наук СССР (ныне Российская академия образования); с 1966 года — директор Научно-методического центра русского языка при МГУ им. М. В. Ломоносова, инициатор создания Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (1973), директор и первый ректор института, с 2001 года — Президент ИРЯ им. А. С. Пушкина. Экс-президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

Один из учеников и последователей известного советского языковеда Виктора Владимировича Виноградова. В соавторстве с Е. М. Верещагиным изучал связи языка и культуры, обосновал особое научное направление — лингвострановедение (книги «Язык и культура», вышедшая шестью изданиями, «Лингвострановедческая теория слова» и др.).

Леонтьев Алексей Алексеевич - российский психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО и АПСН. Проблемами педагогики и педагогической психологии занимался начиная с 1970-х годов. Много лет сотрудничал с Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдовым и другими видными психологами и педагогами.

































ПРИЛОЖЕНИЕ





























Приложение1

Формирование УУД при использовании технологии Веб-квест

Этап веб-квеста

Содержание этапа

Формируемые УУД

Знакомство с ролями.

Учащимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописан план действий и задания. Ученики могут выбрать роль для прохождения задания самостоятельно, а так же для работы в группе.

Личностные:

  • самоопределение;

  • желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся;

  • желание осваивать новые виды деятельности;

  • желание участвовать в творческом,созидательном процессе;

Регулятивные:

  • прогнозирование своей деятельности;

  • элементы волевой саморегуляции;

Познавательные:

  • осознавать познавательную задачу;

  • читать, извлекая нужную информацию.

Работа над заданиями
1. Изучить материал (ученикам предлагается список сайтов, электронных книг, цифровых ресурсов);
2. Найти практическое применение своего материала;
3. Подготовить отчет, сайт по изучаемому материалу;

В процессе выполнения заданий учащиесяработают на результат. Участники в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит обучение умениям работы с компьютерными программами и сетью Интернет. Общение и размещение рабочих материалов происходит на форуме сайта, а так же с помощью личных сообщений и чата.

Личностные:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • осваивать новые виды деятельности;

  • участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;

  • составлять план и последовательность действий и действовать по плану;

  • контролировать процесс и результаты деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в план действий;

  • осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

  • уметь распределять своё время и уделять время для занятий;

  • уметь выделять необходимую информацию;

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний;

  • осознавать познавательную задачу;

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;

  • самостоятельно находить информацию, используя  разные источники;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

  • выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

  • делать обобщения, выводы;

  • приобретать ИКТ-компетенции;

Коммуникативные:

  • уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися (с помощью форума и чата);

  • уметь формулировать вопросы;

  • уметь отвечать на вопросы других;

  • уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения.

Рефлексия Защита итоговых работ
1. Познакомиться с работами других учащихся, представление собственной работы

Предполагается обсуждение результатов работы очно ( на уроке в классе)

Личностные:

  • способность к самооценке своих действий;

Регулятивные:

  • умение осуществлять самоконтроль;

  •  уметь осуществлять собственную самооценку по предложенным критериям;

Познавательные:

  • осознавать познавательную задачу;

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;

  • понимать информацию, представленную в разных формах;

  • выполнять учебно-познавательные

действия;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  •  делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • задавать вопросы;

  • слушать и отвечать на вопросы других;

  • формулировать собственные мысли;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.





























Приложение2

Как создать веб-квест

Шаг 1: определите тему.

Шаг 2: выберите сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.

Шаг 3: придумайте задания. С начала выберите форму, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:

В виде презентации. (напр. программа PowerPoint – расширение .ppt) На слайде размещаем  картинку и пишем один или два вопроса. Так на каждом слайде можно рассмотреть определенную тему.

В виде текста. (напр. программа Word – расширение .doc). Размещаем информацию с картинками и вопросы в виде отформатированного текста на листе формата A4 или A3.

Визуальный материал. Выглядит как набор картинок, фотографий, карикатур. (приложить можно в виде архива – расширение .zip, так как размер приложений ограничен).

Шаг 4: придумайте систему оценивания.

Количество пунктов, начисляемых за тот или иной вопрос.

Какому количеству пунктов какой уровень соответствует. (напр. 5 пунктов – хорошо).

В случае если одного конкретного ответа нет, то опишите, как оценить устный рассказ, если он аргументированный, дополненный собственными знаниями или наоборот неполный, неточный.

Шаг 5: найдите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.

Шаг 6: имея на листе приблизительный план и основную информацию приступайте к размещению веб-квеста на сайте.

Когда все страницы заполнены. Веб квест готов к публикации, после которой он станет доступен для других пользователей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!