СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа по Основам православной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Организация внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию"

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по Основам православной культуры»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»






Отдел методики преподавания

учебных дисциплин





Организация внеклассной работы

по духовно-нравственному воспитанию





Выпускная работа

Пивоваровой Инны Александровны,

слушателя курсов повышения квалификации

учителей начальных классов,

учителя ГУ ЛНР «Луганское общеобразовательное

учреждение - средняя общеобразовательная школа №13

имени Александра Молодчего »


Луганск

2018


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава I. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании

личности ребёнка 6

1.1. Сущность и природа нравственности 6

1.2. Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников 9

Глава II. Изучение уровня развития духовно-нравственных качеств

у младших школьников во внеклассной работе 11

2.1. Духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе как педагогическая проблема 12

2.2. Виды внеклассных воспитательных мероприятий направленных на развитие нравственных качеств в личности 14

2.3. Практическая часть 22

Заключение 31

Список использованной литературы 32











Введение


Духовно-нравственное воспитание младших школьников в настоящее время является актуальной проблемой. Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Выбранная тема нашла отражение в работах Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского и других педагогов, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Для педагога очень важно не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, а также умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании во внеклассной деятельности. Следует согласиться с мыслью Платона «…если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля».[6,с.37]

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять нас о будущем республики, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности, равнодушии.


3

Поэтому актуальность выбранной темы связана, по крайней мере, с

четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[10,с.67]

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В связи с этим, цель работы состоит в том, чтобы выявить специфику духовно - нравственного воспитания младших школьников, а именно во внеклассной работе.

Задачи:

  • Изучить научную литературу по проблеме .

  • Раскрыть сущность и природу нравственности.


4

  • Раскрыть методы и приёмы нравственного воспитания младших

школьников.

  • Изучить уровень развития духовно - нравственных качеств у младших школьников во внеклассной работе.

  • Описать проблему духовно - нравственного воспитания во внеклассной работе.

  • Охарактеризовать виды внеклассных воспитательных мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств личности.































5

Глава 1. Духовно - нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка

1.1. Сущность и природа нравственности

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». [1,с.49]

В новом энциклопедическом словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское moralis - нравственный) система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия.

В педагогическом словаре термин нравственное воспитание толкуется как составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулировать обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи:

  • Выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и зла и т.п.

  • Внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознании каждого отдельного человека, с тем чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в

6

процессе регулирования общественного поведения.

У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[9, с.414].

В.И Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, Противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоутверждение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» »[5, стр.214].

А что же говорить о детях? В современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общественными нормами и ценностями; способствовать самостоятельному, нравственному поступку в различных ситуациях.

Период 6-10 лет закладывается основа становления личности качеств ученика.

Педагогу важно учитывать, что формирование нравственных ценностей ориентаций оказывают существенное влияние 3 компонента: знания, эмоции и

воля.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо

7

выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Что такое поступок? Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

В современных условиях понятие нравственности трактуется как «особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм получают обоснование в виде идеалов добра зла, должного, справедливости и т.д. Система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь» . [8,стр.7]

Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные

формы поведения.



8

1.2.Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт

Педагогу, прежде всего, важно рассматривать в своей внеклассной работе такие методы как:

1.Наглядный метод используется во время:

• экскурсий;

• наблюдений;

• просмотра видеофильмов;

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

2. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтения литературных произведений;

• бесед с учащимися;

• диспутов;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

3. Практический метод используется, когда необходимо:

• организация продуктивной деятельности (выставки, конкурсы, концерты);

• проведение тематических классных часов;

9

• организация работы по созданию исследовательских работ учащихся;

• проведение экскурсий различной направленности;

• организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников;

«Правильный метод воспитания должен помочь младшему школьнику прежде всего понять ту общественную причину, которая породила то или иное следствие, а уж затем только влиять на его чувства. Так как все нравственные достоинства человека вырастают на почве общественных требований, то именно на ней, при здравом воспитании, они должны были бы и оставаться. Однако почему-то при традиционном воспитании эти достоинства получают отвлеченный, формальный характер: они существуют сами по себе, в качестве независимых сущностей. Например, усилия учителя направлены на то, чтобы сделать человека правдивым, честным, добрым, но в силу формального, отвлеченного представления этих добродетелей они остаются лишь в виде отвлеченных, хотя и заученных правил, а не становится живыми силами, влияющими на общество. Нравственное превращается в пустой звук, если оно не постигнуто умом».[2,стр.28]

Огромное количество существует методов и приемов, но наиболее эффективного из них нет. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания).









10

Глава 2. Изучение уровня развития духовно - нравственных качеств у младших школьников во внеклассной работе

Перед обществом стоит очень большая проблема развития духовно-нравственного воспитания у младших школьников. Сейчас в школах проводятся всевозможные уроки ,посвященные этой проблеме.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся,


11

прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Учитель во внеклассной работе может проводить такие мероприятия, как: классные часы, праздники, посвященные различным историческим событиям, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

2.1. Духовно - нравственное воспитание во внеклассной работе как педагогическая проблема

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое

12

ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей. Наши педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать нравственно здоровую душу, наполненную духовной энергией, Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат

опыт работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям республики. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Как отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному

росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; глубже понять себя, свое предназначение - в семье, роде, профессии, Отечестве; найти путь к своему подлинному «я»; жить, следуя своей природе; различать пласты человеческой жизни - физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; внутренне приобщиться к национальной духовной традиции - религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; обрести реальную радость бытия. [4,с.19 ]

Так же существует проблема, касающаяся содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает

13

духовно-нравственное становление растущего человека. Содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

• опыт переживания высоких духовных состояний;

• опыт определения воспитанником актуальных для него смысл жизненных и нравственных проблем;

• опыт разрешения нравственных проблем;

• опыт содержательного, духовного общения;

• опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтёрство и т.д.)

Проблема связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека - это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Педагог может лишь создать условия

для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней.

Исходя, из этого мы видим, что проблема существует и на сегодняшний день.

2.2.Виды внеклассных мероприятий.

Понятие о видах внеклассной работы.

Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях

14

используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Творческая деятельность.

 Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,— факультативные занятия.

15

От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.

Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, на факультативе «Риторика» проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению.

16

На факультативах по художественному искусству или театру критико-аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством формирования культуры восприятия, воспитания подлинного художественного вкуса.

Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности детей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации.

Предметные кружки и научные общества.

Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний.

17

К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслуживают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая работа по искусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции,

18

выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. В нашей школе постоянно проводятся тематические выставки рисунков: «Времена года», «Мастерская Деда Мороза», «8 Марта», «Масленица», «Правила дорожного движения», «Помним, гордимся» и другие. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами. Также проводятся мероприятия патриотической тематики: линейки памяти, передача знамени и почётный караул, Бессмертный полк и т.д.

19

Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром.

В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. В нашей школе работает школьный музей истории Каменного брода г. Луганска, а также музей, посвящённый знаменитым луганчанам, окончившим нашу школу. ( А. А.Молодчему, М.Матусовскому, Е.Чумаку, А.Раю, С Бубке и другим),а также музей детского творчества «Экосувенир». Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников, воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности, гордость за свою малую родину и школу.

Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. 

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества.

20

Для участия отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады  — действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений об исторических, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил.

Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.





21

Тематический обрядовый праздник

«Праздник праздников: Светлое Христово Воскресенье –

Пасха Господня»

Цели:  продолжить знакомство детей с историей, обычаями своего народа; показать, как на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость; побуждать детей к творчеству, активному участию в обрядовых играх, пении, театрализованных действиях; воспитывать интерес к духовной жизни русской нации; организовать непосредственное участие детей в народных обрядах, играх.

Предварительная подготовка:

- чтение с детьми библейской литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном;

- рассматривание иконы «Воскресение»;

- конкурс сочинений-размышлений на тему «Светлое Христово воскресенье»;

- организация встречи детей со священником, посещение церкви;

- выставка рисунков пасхальных открыток, которые дети будут дарить на празднике гостям и родителям;

- украшение с детьми и родителями пасхального стола;

- разучивание хороводов, игр, колядок, стихотворений русских поэтов о празднике Пасхи;

- слушание церковной и народной музыки, пасхальных песнопений в записи.

Оформление:  на доске панно, на котором нарисованы березы, солнце, подснежники, лукошко с расписными яйцами, выставка рисунков.

22

Ход праздника

I. Вводная часть. Беседа.

Ведущий. Добрый день, ребята и гости нашей встречи! Сегодня праздник праздников - Светлое Христово воскресенье, Пасха Господня. Не так давно вошел он в нашу жизнь, но стал долгожданным и знаменательным.

На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие - основа духовной жизни русской нации.

- Что вам, ребята, известно о смысле, значении этого праздника? (Иисус Христос пострадал на кресте и умер, как человек, но он победил смерть, воскрес и открыл людям путь к вечной жизни.)

- Какие обычаи связаны с Пасхой, что устраивали в преддверии Пасхи?

- А что интересного расскажут нам гости, родители о Пасхе?

II. «Посидим рядком, поговорим ладком».

Дети садятся за столы рядом с родителями. На каждом столе - самовар, выпечка, букет из вербочек, свеча, салфетки, сладости в вазах. На зелени (пророщенный в блюде овес) лежат крашеные яйца.

Ведется размеренный, спокойный разговор, взрослые читают стихотворения, посвященные Пасхе. Должна быть создана атмосфера доброго, теплого общения, а главное - радостное, приподнятое настроение, которое бы охватило каждого.

Ученик 1. Существовал обычай выпускать птиц на волю весной, на Благовещенье, в память той радости, которую принесла всему миру весть о

23

рождении Спасителя Мира.

Ученик 2. Мы узнали и об обычае устраивать перед Пасхой, в Вербное воскресенье, базар, на котором продавались веточки вербы, бумажные цветы для украшения куличей, игрушки, сладости.

Родители. Мы хотим вам, дети, рассказать о существующем с давних времен поверни, что расцветающее дерево, полное сил, может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Верба считалась целебным, наделенным особой силой деревом, поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. Маленьких деточек шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Л тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтобы были здоровыми».

Ведущий приглашает детей на хоровод.

Дети заводят хоровод «Верба, верба». Ходят по кругу, поют: «Верба, верба, верба хлест».

Стоящий в центре круга ведущий с пучком веток спрашивает: «Верба хлест?»

Дети прячутся, изворачиваются, а ведущий шутливо стегает детей ветками вербы.

Ведущий. Ребята, вы уже многое узнали о символике яйца, народном искусстве крашения яиц. Предлагаю вам расписать деревянные яйца. Родители могут помогать.

24

Дети садятся за рабочий стол, на котором заранее приготовлены краски, салфетки, кисти, деревянные заготовки яиц и т. п. Во время работы звучат в записи увертюра Н. А. Римского-Корсакова «Светлый праздник», пасхальные песнопения, тропарь «Христос воскресе из мертвых».

Когда раздается колокольный звон, дети заканчивают роспись яиц.

Ведущий. Прошу расставить раскрашенные яйца на демонстрационную витрину. Полюбуйтесь на нашу выставку «Пасхальные яйца», уважаемые гости. В конце праздника ребята обязательно подарят гостям и родителям эти замечательные сувениры.


Ведущий. Яичками пасхальными вас одарили, теперь есть с чем поиграть. Проведем игру «Чье яйцо крепче?». Выиграет тот, чье яйцо не треснет.

Родители. Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание крашенок - расписных яиц. Давайте и мы попробуем сыграть в игру «Покатай крашенки».

Дети по очереди подходят к «катку» и катят свое яйцо. Участники игры забирают предметы, сбитые яйцом, или те, которых оно коснулось, в качестве выигранного приза.

III. Чтение стихотворений, посвященных Пасхе.

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Повсюду благовест гудит.

25

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

 

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

 

Вот просыпается земля,

И одеваются поля...

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Автор: Ш. Тимошенко

К НАМ ЛЕТИТ ВЕСНА

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

 

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса,

Небо блещет, точно море,

Море - точно небеса.

 

26

Сосны в бархате зеленом,

И душистая смола

По чешуйчатым колоннам

Янтарями потекла.

 

И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком.


Автор: К. Фофанов

ХРИСТОС ВОСКРЕС

Святая ночь... Залит огнями храм.

Молитвы грешников восходят до небес,

Как в алтаре зажженный фимиам...

Христос воскрес! Воистину воскрес!

 Природа нежным трепетом полна,

Мерцают звезды в глубине небес,

Царит над грешным миром тишина...

Христос воскрес! Воистину воскрес!

 Как перед бурей, замерла трава...

Затих пред Тайною дремучий старый лес.

Лишь ветер шепчет нежные слова:

«Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Что Бог воистину воскрес!


27

IV. Сообщение родителей на тему «Пасхальная открытка».

Накануне Пасхи тысячи поздравительных открыток разлетались по свету с сердечным приветом надежды и любви: «Христос воскресе!», а тысячи других открыток, летевших навстречу, отвечали: «Воистину воскресе!». Открытые письма доставляли много приятных минут, напоминали о далеком друге, о близком и любящем сердце.

На многих открытках были изображены веточки вербы, напоминающие о празднике, который отмечается за неделю до Пасхи, - о Вербном воскресенья, или Входе Господнем в Иерусалим. Когда Иисус въезжал в Иерусалим, народ приветствовал его, держа в руках пальмовые ветки, считавшиеся символом жизни, радости, спасения. На Руси пальмы не растут. Для символического христианского обряда в русском православии была избрана верба. С древних времен ей приписывали чудодейственные свойства - охранять людей от злых духов. Вода, в которую опущена веточка вербы, сохраняется свежей долгое время.

Яйцо - главный элемент праздничного пасхального ритуала. Оно изображалось на каждой открытке. В яйце зарождается жизнь. Отсюда и особое, благоговейное к нему отношение. Яйцо — символ воскресения Христа. Красили яйцо обычно в красный цвет - цвет пролитой за людей крови Христа. Со временем стали использовать и другие цвета. Согласно обычаю делали это в четверг. Тогда же пекли куличи, убирали дом. В воскресенье православные христиане, знакомые и незнакомые, встречаясь

на улице или дома, поздравляли друг друга с праздником Воскресения Христова и при этом целовались в уста - христосовались, говоря: «Христос воскрес!» и «Воистину воскресе!». При этом дарили друг другу яйца. В самой отдаленной древности, еще до Рождества Христова, яйцо считалось

28

даром, приличным и для богатых, и для бедных. Яйца дарили в знак любви и почтения. По другому преданию, начало этому обычаю положила Мария Магдалина, сообщившая римскому императору Тиберию благую весть о воскресении Христа и подарившая ему красное яйцо. Яйцо от первого христосования считалось «наисвященнейшим», и его сохраняли целый год до новой Пасхи.

Праздничный пасхальный стол украшали куличи и творожная пасха, которая изготовлялась в форме усеченной пирамиды, символизирующей гору Голгофу, где, по преданию, был распят Иисус Христос. На боковых сторонах творожной пасхи выкладывались буквы «ХВ» - «Христос воскресе!». Куличи, яйца, творожные пасхи освящались в церкви, куличи украшались цветами.

Всю пасхальную неделю звонили в колокола, причем звонить разрешалось всем желающим. Благовест - колокольный звон - заканчивался с последним пасхальным крестным ходом. В городах и деревнях устраивали качели, карусели, балаганы, занимались всевозможными играми: бились красными яйцами (чье окажется крепче), катали их с каточков (чье укатится дальше).

Дети дарят родителям пасхальные открытки и деревянные расписные яйца - сувениры.

В память о празднике Пасхи ребята получают по маленькому медальончику «Золотое яичко».

Классный руководитель. Вы сегодня еще больше, ребята, узнали о старых русских обычаях, играх, попробовали куличи, полюбовались пасхальным столом. Хочется надеяться, что и вы, и наши гости прониклись атмосферой этого доброго и светлого праздника.

29

Кроме того, сегодняшнее совместное празднование сблизило детей, учителей, родителей.

Сохраните все то доброе, задушевное, что осталось в ваших сердцах от нашего замечательного праздника. Христос воскрес! До новых встреч!











30

Заключение


Подводя итог работы, отмечу, что вопросы духовно - нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе рассматривались в трудах педагогов, философов на протяжении многих столетий.

Раскрывая понятие нравственность, проводилась работа с различными словарями и энциклопедиями, а так же с трудами ученых разных столетий. Это позволило прийти к выводу о том, что трактовка понятий зависит от идеологических установок. Так же существуют вечные ценности, такие как Добро, Истина и Красота.

Изучая методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников, можно выделить множество методов, которые помогут учителю во внеклассной работе.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей республике, накладывает отпечаток на формирование личности.

Таким образом, можно сделать вывод: проблема духовно – нравственного

воспитания существует и на сегодняшний день. Учителю важно уделять

больше времени этой проблеме, с помощью различных методов и приемов.

Успешность данного вида деятельности, в формировании нравственных

качеств школьника, зависит от грамотности педагога, разнообразия

применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.






Список литературы


1. Аристотель. Сочинение в 4-х томах./ М.: 1984 - т.4.

2. Бабаян А.В., Дебольский Н.Г. О нравственности и нравственном воспитании. – М.: Педагогика, №2.,2005-32с.

3.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М.: Просвещение, 1979-143с.

4. Булатова. З.А. Духовно - нравственное воспитание младших школьников на традициях народной педагогики.// Начальная школа, №7., 2008 -с.19

5.Даль В.В.Толковый словарь. – Русский язык –Медиа,2006 – 435с.

6.Лурье С.Я. История Древней Греции. – М., 1990. – 334 с.

7.Макаренко А.С. О воспитании /А.С.Макаренко. – М.: Политиздат, 1988. -416с.

8. Нравственность в современном мире. / Сост. Крючкова О.В. - Мн.: Красико - Принт, 2003. - с.7

9.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М.: Просвещение, 1995. -478 с.

10.Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977 – 387с.

11. Разработки внеклассных мероприятий по православию, электронный журнал .Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/1250Ра










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!