СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа по русскому языку "Методика использования презентаций на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по русскому языку "Методика использования презентаций на уроках русского языка"»





КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



«МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»













Выполнил: учитель русского языка и литературы,

учитель английского языка при МБОУ «Мало-

кармалинская СОШ»








Содержание


Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Методика использования презентаций в программе на уроках русского языка…………………………………………………………………4

Глава 2. Обобщение опыта учителей по использованию информацион-

ных технологий………………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………22

Библиографический список………………………………………………….24






















Введение


XIX век – век информационных технологий, он ставит новые задачи перед человечеством. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы курсовой работы, так как в настоящее время информационные технологии проникают в педагогический процесс повсеместно. Разобраться в методике использования презентаций, существование кото- рой невозможно без ИКТ, помогут научные труды, работы, приведенные в библиографическом списке. Целью данной курсовой работы является изучение методики использования презентаций на уроках русского языка, так как их использование – это современная тенденция в современном пе- дагогическом процессе. В соответствии с этим важнейшие задачи, стоящие перед нами в процессе выполнения курсовой работы, следующие:

1. рассмотреть все требования, предъявляемые к презентациям, типы пре- зентаций, этапы, на которых используют презентацию, ее влияние на учебный процесс и многое другое; постараться отразить в курсовой рабо- те необходимую информацию, чтобы не было педагогических ошибок по использованию презентаций.

2. на примере опыта учителей, использовавших презентацию в своей рабо- те, показать, с каким успехом можно использовать презентации на уроках русского языка, чтобы в дальнейшем кто-то, возможно, будущий педагог мог опереться на их опыт и смело использовать и презентацию, и ИКТ в своей работе.

3. подвести итоги проделанной работы.






Глава 1. Методика использования презентаций в программе на уроках русского языка


Современную жизнь нельзя представить без компьютерных технологий, которые пронизывают любую сферу человеческой деятельности, в том числе и образовательную, где, к примеру, используют презентации на уроках русского языка. Новая модель обучения, созданная на базе современных информационных технологий, реализует принципы личностно ориентированного  образования, вырабатывает навыки анализа информационного потока, способствует более действенному, по сравнению со старой моделью обучения, самообразованию учащихся. Активное участие ученика в учебном процессе возможно лишь при наличии интереса к изучаемому предмету, чему способствует мотивация учебного процесса, и важным фактором, способствующим этой мотивации, является использование ИКТ на уроках русского языка, что придает учебной деятельности учащихся организованность и стимулирует их мыслительную деятельность в изучении русского языка. ИКТ делает урок по любой дисциплине более ярким, наглядным и увлекательным, и для проведения такого урока учитель должен обладать определенными знаниями, навыками и умениями, позволяющими подготовить и провести такой урок. Использование компьютерных технологий воплощает в учебном процессе принцип наглядности обучения, что повышает качество обучения и экономит время учителя, которому не нужно тратить свое драгоценное время на объяснение того учебного материала, которое было бы лучше, без ущерба для учебного процесса, для усвоения знания, представить в виде презентаций. 

Презентация передает материал в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Ребенок способен увидеть информацию и, эмоционально переварив ее, воспринять. "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика",– писал Л.С. Выготский[1, 138-144]. Презентация преобразует учебный материал в яркие образы, позволяющие представить факты, информацию без обобщения, анализа, т.е фактографически и ассоциативно, и отправить ее на хранение в долговременную память учащихся. Учитель, готовя урок-презентацию, должен для себя определить, для какого типа урока он использует презентацию, ибо использование презентации на том или ином типе урока имеет свою специфику. Использование презентации на уроке-лекции предполагает осознанную работу учащихся с разными материалами: портретом, карикатурой, графиками, схемами и т.п., – которые расположены компактно, эстетично и которые могут иметь анимационное, цветовое или музыкальное сопровождение. С такими материалами удобно работать, иллюстрации можно просматривать частями, останавливаясь на самом главном. Презентация на этом уроке обучает учащихся составлению опорных таблиц, схем и написанию конспектов, сопровождает слово учителя. Использование презентации на уроке-лекции не нарушает традиционного протекания урока, т.е. ученики делают все соответствующие и необходимые записи по ходу урока, а, наоборот, облегчает и делает занимательным его проведение. Дополнительный материал к уроку, сформулированные задания по тексту, промежуточные и заключительные итоги в процессе изучения анализируемого текста, расположенные на слайдах презентации урока анализа текста, должны помочь ученику правильно проанализировать текст, должны направлять его по ходу анализа. Требования к оформлению презентаций к уроку анализа текста выше, чем к уроку-лекции, ибо они не только сопровождают речь учителя, но и являются в определенном роде «технологической» интерпретацией учебного текста. Музыкальное сопровождение не должно отвлекать учащихся от анализа, оно должно способствовать осмыслению текста, глубинному проникновению в его недры. Композиционная составляющая презентации может и должна полностью совпадать с текстовой композицией. Учитель должен помнить, что на уроке анализа текста главное – работа с текстом, а ИКТ лишь оказывают помощь в этой работе, развивая личность ученика, помогая в изучении произведения в системе единства содержания и формы, помогают уловить и понять содержание каждого форменного элемента. Презентация на обобщающем уроке позволяет все собранные в ходе анализа сведения предоставить, обобщить в виде схем, таблиц, что позволит охватить изученный материал целостно. Учащиеся старших классов могут сами создавать презентации, которые могут быть либо итоговой работой по теме, либо творческим отчетом о результатах исследовательской работы. Работа с презентацией формирует у учащихся следующие знания, навыки и умения:

·  навыки поиска, анализа, обобщения и систематизации информации по конкретной изучаемой теме;

·  навыки работы в команде;  умение работать с различными источниками, чтобы «раздобыть» информацию. Ученик, работая с презентацией, умеет отстаивать свою точку зрения, активнее вовлекается в процессы социализации и совершенствования личности, развивает свой творческий потенциал и мышление, ориентированное на научный подход к изучаемой проблеме.  Использовать ИКТ на уроках нужно рационально, разумно, ибо, как ни была бы совершенна, проста и удобна в использовании компьютерная техника, она не сможет заменить учебник, живое общение учителя с учениками, живой педагогический процесс; возможно и допустимо лишь совместное взаимодействие ученика и учителя с компьютером и учебником, причем оно должно грамотным, продуктивным, интересным и соответствовать педагогическим принципам обучения. Типы и виды презентаций различаются по стоимости: презентации с минимальными затратами на ее создание, выполненная в Microsoft Power Point или в формате PDF, которую можно использовать в школе или в университете, и дорогая, используемая организациями для привлечения деловых партнеров и для других целей. По способу управления презентацией, ее демонстрации различают: интерактивные, которыми управляет автор данного вида презентации, делая необходимые комментарии, и «самостоятельные» презентации, автономно и непрерывно работающие, которым для демонстрирования информации не нужен пользователь. По типу формата выделяют следующие виды: презентации, выполненные в Power Point, которые позволяют использовать в презентации слайды, анимацию, звук и сценарий; презентации, выполненные в формате PDF, – набор страниц, которые можно выслать по электронной почте, распечатать на принтере; презентации, выполненные в формате Flash, поддерживающие звук, анимацию, видео, графику и скриты и создаваемые профессиональным дизайнером. Презентации могут подавать информацию в виде текста, картинок(статичные), либо в виде анимации (анимированные), либо использовать для отражения информации целый комплекс мультимедийных элементов – графику, видео, звук, текст, анимацию (мультимедийные), либо видеофильмы передают информацию (видеопрезентация), либо использовать для передачи информации 3D-технологии (3D-презентация). По назначению среди презентаций выделяют следующие: маркетологические, образовательно-учебные, используемые в научных целях. Презентация часто рассматривается как часть учебного комплекса, являясь источником информации и средством привлечения внимания слушателей. Обучающие презентации должны быть доступны и эффективны в использовании, универсальны с точки зрения способов представления. Внесение изменений, тиражирование и создание на основе базовой презентации новой презентации должно осуществляться максимально просто.

Презентации по содержанию подразделяются на следующие виды:

1) Презентация учебного или научно-исследовательского проекта.

Проект рассматривается как модель учебной или научной деятельности, которая может быть перспективной для реализации в будущем. Целью такой презентации является привлечение внимания слушателей к основной идее или концепции развития проекта с точки зрения возможной эффективности и результативности применения. Эта презентация носит рекламный характер, она должна быть по возможности предельно конкретной, лаконичной и выразительной[3, 13-14].

2) Презентация информационной поддержки образовательного процесса.

Такая презентация используется для создания постоянно обновляющегося банка литературы, контрольных и тестовых заданий, вопросов к итоговой и промежуточной аттестации[3, 13-14].

3)Рекламно-информационная презентация факультета или кафедры.

Презентация должна содержать несколько информационных слоев, рассчитанных на пользователей с разной степенью проявления интереса к факультету или кафедре. Презентация может быть представлена на разных носителях и должна содержать необходимую для пользователей максимально точную контактную информацию[3, 13-14].

4)Презентация-отчет.

Обычно такая презентация состоит из нескольких фрагментов, логически связанных между собой (в зависимости от структуры отчета), например, «цель – задачи – действия – результаты – перспективы». Докладчик должен учитывать особенности аудитории и быть готовым к возможным вопросам, иметь дополнительные слайды для иллюстрации ответов на них.

5)Презентация педагогического и студенческого коллективов[3,13-14].

Такая презентация имеет целью познакомить аудиторию с представителями (представителем) коллективов, подчеркивая их профессиональную компетентность или учебные компетенции, а также положительные индивидуально-личностные качества. Эта презентация косвенно поддерживает учебный процесс, так как позволяет аудитории понять, кто его организует[3, 13-14].

Этапы использования информационных технологий в учебном процессе: 1)вступительное слово либо ученика, либо учителя; 2)этап подачи информации;3) этап усвоения учебного материала; 4) этап повторения и закрепления усвоенных ЗУН (знаний, умений, навыков); 5) этап промежуточного и итогового контроля знаний учащихся; 6) этап коррекции учебного процесса; 7) подготовка домашних заданий, докладов на уроках, семинарий, подготовка к проведению научно-практических конференций, внеклассных мероприятий, подготовка к экзаменам. Обучающие ИКТ помогают в усвоении знаний, формируя навыки и умения, тренажеры помогают выработать у обучаемых специальные навыки, справочные ИКТ способны представить необходимые сведения учащимся, демонстрационные ИКТ визуализируют изучаемое, лабораторные ИКТ позволяют проводить эксперименты, расчетные ИКТ осуществляют различные расчеты , учебно-игровые ИКТ позволяют организовать деятельность обучаемых в игровой форме. ИКТ помогают современному учителю в его работе, они помогают подобрать иллюстративный материала к уроку русского языка, подобрать познавательный материал к уроку , они служат подспорьем к оформлению стендов, класса , они знакомят учителя с работами, научными трудами, методическими разработками других педагогов России и зарубежья, что окажет ему неоценимую помощь в преподавании русского языка, они помогают учителю оформить классную документацию, сохранив его драгоценное время, которое он может использовать на что-нибудь другое, например, на работу с отстающими учениками. В этом и заключается целесообразность использования презентаций на уроках русского языка. Проективный метод возник еще в начале XX века в США. Цель этого метода – повышение активности учащихся на основе их целенаправленной деятельности, личной заинтересованности. В 1905 году в России педагог С.Т. Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. И в настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов, под которым понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Метод проекта дает бесконечный простор для творчества учителя. Главное в нем – планирование результата при решении той или иной практической задачи, и ориентация на самостоятельную деятельность учеников. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он дает возможность использовать самые разнообразные неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда и страниц учебника[2, 35] Творческая деятельность порождает всегда что-то новое. Творческий педагог преобразуют педагогическую действительность, совершенствует классно-урочную систему, используя педагогические инновации, в том числе и презентации. Некоторые рекомендации по разработке презентаций и их применению:1) необходимо избегать большого количества текстовой информации, т.к. это приведет к усталости у воспринимающих презентацию, текст должен составлять дизайн страницы, а не только выполнять информативную функцию; необходимо разбить текст на фрагменты, сделав эти фрагменты крупными по размеру, и распределить по нескольким слайдам; 2) использовать анимацию нужно разумно, т.к. ее излишнее использование или отсутствие могут навредить восприятию презентации; нужно использовать все свое творческое мастерство, чтобы добиться грамотного сочетания графики, анимации и текста, что приведет к лучшему познанию изучаемого объекта, явления действительности; 3)можно использовать готовые шаблоны при создании презентации, что сэкономит время, однако такая презентация не окажет должного воздействия на зрителей, т.к. будет похожа на множество других шаблонных презентаций, поэтому у такой презентации нужно немного изменить оформление, придать ему оригинальности, выразительности; 4) длительность проведения презентации не должна превышать 1 часа; если презентация длиться дольше, аудитория перестает ее воспринимать на должном уровне; 5) презентация должна соответствовать поставленным целям, которые нужно определить заранее; 6) дать правильную оценку своей аудитории; презентация должна быть максимально ориентирована на аудиторию; нужно учитывать численность группы (большая или малая), ее возрастные данные; 7) нужно продумать внешнее оформление помещения, в котором будет проходить презентация (все ли смогут разместиться в помещении, все ли увидят изображение, сколько времени можно удерживать внимание аудитории, все ли услышат презентацию и т.п.); 8) нельзя игнорировать титульный лист презентации, так как он организует внимание аудитории и настраивает ее на дальнейшую учебную работу[3, 24]; 9)указание авторства презентации и места ее создания является непременным условием взаимодействия с аудиторией, так как этим Вы принимаете на себя ответственность за качество выполненной работы и демонстрируете принадлежность к определенному профессиональному сообществу[3, 24];10)не следует отказываться от использования списка слайдов презентации, сгруппированного по темам сообщения, так как это позволяет легко ориентироваться в объемных презентациях. Этот слайд не обязательно показывать аудитории. Он предназначен для личного пользования[3, 24]; 11) слайды должны быть доступны для восприятия, не содержать слишком много информации, т.к. человек способен запомнить в краткий срок небольшой объем информации; 12) слайды должны содержать обязательно план, цель, задачи, основные положения темы, определения понятий, статистические данные, алгоритмы действий, формулы и т.п., т.е. слайды должны содержать основные дидактические единицы учебного материала; 13) Текстовое содержание презентации должно сопровождать определенные положения, озвученные преподавателем, но не повторять их слово в слово. Слова и связанные с ними образы обязательно должны быть согласованы во времени[3, 24]; 14)Следует помнить, что презентация в первую очередь предназначена для иллюстрирования теоретических положений (рисунок, график, фотография и т.д.) и пояснения сложных для понимания положения (схема, алгоритм и т.д.), но не для упрощения своего повествования[3, 24]; 15)заключительные слайды должны подвести итог презентации и содержать список литературы; 16) слайды должны быть одного цвета, чтобы не оказывать раздражающего действия на глаза; 17) не используйте большие таблицы и длинные списки, это мешает восприятию информации; 18) можно использовать слайд с ключевой надписью, выполненной крупным шрифтом, что сделает ваше выступление эффектным; 19) При организации защит, представлений результатов курсовых или выпускных квалификационных работ можно обратиться к помощи коллеги в перелистывании слайдов: предложить ему текст доклада с указанием номеров слайдов, чтобы он мог ориентироваться по этому документу[3, 24]; 20) не используйте функцию автоматического переключения слайдов, если презентация не имеет перед собой специальной цели; 21) Просчитайте все возможные неудачи с техникой. Заранее скопируйте на рабочий стол ноутбука файл с презентацией и проверьте, как он работает. Обязательно имейте при себе копию презентации на флэш-карте или диске. Ноутбук или проектор в любой момент могут «зависнуть» или отключиться, поэтому Вы должны продумать, что делать в такой ситуации[3, 24]. Согласно п. 9.4 СанПин 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий для учащихся составляет не более 25 минут. Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и неэффективно. Согласно санитарным нормам и правилам, длительность работы педагогов в аудиториях, оборудованных персональной компьютерной техникой, не должна превышать 4 часов [3, 23]. В соответствии с санитарными нормами определяются следующие требования к качеству изображения:

1. Мультимедийные презентации рекомендуется применять через 5-10 минут после начала занятия. Большое внимание следует уделить установке в аудитории мультимедийного проектора и экрана. Проектор помещается, как правило, на подставках высотой 1,1-1,5м. При этом оптическая ось проектора должна быть перпендикулярной экрану. Если не удается выполнить эти условия, в современных проекторах используют настройку «Основной принцип», с помощью которой устра­няются искажения изображения по горизонтали и вертикали [3, 23].

2. Нормативный размер изображения (Н) для учебного помещения рассчитывается по формуле: H = L : 5, где L – длина аудитории в метрах.

Наименьшая высота буквы (h), проецируемой на экран, определяется по формуле: h = 0,003D, где D – расстояние от учащихся, сидящих за последними столами аудитории, до экрана. Этот норматив обязаны учитывать составители учебных мультимедийных презентаций при выборе размера шрифта в PowerPoint (18-22р.) [3, 23].

Рекомендуемые размеры шрифтов


Вид объекта

Минимальный

размер шрифта

Заголовок слайда

22 - 28 pt

Подзаголовок

20 - 24 pt

Текст

18 - 22 pt

Подписи данных в диаграммах

20 - 24 pt

Подписи осей в диаграммах (если есть)

18 - 22 pt

Заголовки осей в диаграммах (если есть)

18 - 22 pt

Шрифт легенды

16 - 22 pt

Номер слайдов

14 - 16 pt

Информация в таблицах

18 - 22 pt


3. При выполнении письменных заданий с использованием средств мультимедиа освещенность на поверхности стола в зоне размещения документов должна быть 300-500 лк [3, 24].

4. Расстояние от центра экрана до пола в аудитории должно составлять 1,5 м; в актовом зале, как правило, – 2 м[3, 24].

5. Для демонстрации слайдов презентации наиболее приемлемы стандартные диффузионно-рассеивающие переносные экраны типа ЭБМ-С (экран бело-матовый сворачиваемый), ЭНБ-С (экран направленный белый, сворачиваемый)[3, 24].

На уроках литературы можно использовать презентацию для знакомства с биографией писателя, она позволяет более глубинно познакомиться с жизнью писателя, передать учащимся ту информацию, которая отсутствует в учебнике. Презентацию можно составить из фотографий и картинок, взятых в Интернете, но можно использовать и фотографии, которые «заготовил» для презентации сам учитель, посещая места, связанные с жизнью писателя, или те, которые ученики подобрали сами. Такая презентация предполагает разные способы работы с ней:

-всю работу с презентацией выполняет сам учитель;

-учитель работает совместно с учеником;

-всю работу проделывает ученик.

Небольшой, очень небольшой, объем текста, важные даты, ссылки на источники, небольшие цитаты из его произведений – вот то, что должно содержаться в данной презентации.

На уроках русского языка можно использовать презентацию-тест, для которой характерно использование слайдов, которые появляются по щелчку, давая возможность ученикам выполнять задания и проверять свои ответы с ответами, появившимися на другом слайде. Такую презентацию можно использовать при проведении контрольных работ, при проведении тренировочного тестирования для подготовки к экзаменам.

На уроках русского языка и литературы можно использовать презентацию «Пишем сочинение». Человек должен учиться писать сочинения, должен уметь выражать свои мысли, нередко приходится слышать по телевизору предложения «вернуть» сочинение в школу, сделать его выпускным, о чем и говорил Владимир Владимирович Путин. Вот всему этому и способна научить данная презентация. Такая презентация способна оказать неоценимую помощь в написании сочинения, которая заключается в следующем:

- можно вывести на экран нужные по теме картины, описание скульптуры, монумента или памятника, краткое описание предметного мира, интерьера;

- можно показать примерный план сочинения;

- можно дать краткую характеристику исторической эпохи, отобразить время и историю создания произведения;

- можно назвать темы и идеи, выдвинуть тезисы для анализа;

- можно привести эпиграфы и цитаты из произведений;

- можно снабдить презентацию лексическим материалом;

- можно показать типичные ошибки и организовать работу над ошибками;

-можно дать памятку по написанию сочинения;

- можно дать образцы лучших сочинений, причем любого жанра.

Такая презентация сделает процесс написания сочинения интересным и увлекательным.

Вывод: В 1 главе мы рассказали о возможностях презентации, дали характеристику презентации, описали типы и виды презентации, рассказали об этапах, на которых используется презентация, перечислили требования к оформлению презентации, т.е. дали всю необходимую, на наш взгляд, информацию для учителя-словесника, который использует в своей педагогической деятельности презентацию.





























Глава 2. Обобщение опыта учителей по использованию информационных технологий


Информационную технологию можно считать, на наш взгляд, уже традиционной, т.к. она прочно вошла в педагогическую деятельность многих учителей. Внедрение информационных технологий в образовательную сферу в России способствует модернизации образования. Использование ИКТ обладает рядом преимуществ:

- организует процесс познания;

-индивидуализирует учебный процесс;

-процесс познания становится более системным, развивается мышление;

-открытая система образования.

Применение ИКТ способствует всестороннему развитию обучаемого, уже со школьной скамьи готовит его ко взрослой жизни в современном обществе. ИКТ развивает мышление( творческое, наглядно-образное и наглядно-действенное, теоретическое и интуитивное), способствует совершенствованию коммуникативных способностей у учащихся, обучает навыкам обработки информации. С использованием ИКТ растет эффективность процесса обучения, благодаря ему происходит упрочнение межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей.

Из всех ИКТ наиболее часто учителя используют презентацию. Талантливые учителя способны превратить презентацию в способ, вовлекающий учащихся в образовательную деятельность. В настоящее время существует множество презентаций, их можно использовать в своей работе, но некоторые учителя предпочитают создавать их сами, что позволяет им учитывать, на наш взгляд, психологические особенности учеников, их интересы и характер их познавательной деятельности. Учителя, сами создавая презентацию, планируют свой урок таким образом, чтобы все учебные задачи были решены. Презентации иллюстрированного характера чаще всего используют на уроках литературы. Такого типа презентацию использовала Никитина Лариса Александровна, учитель ГБОУ СОШ № 1371 с углубленным изучением английского языка, в 6 классе при подготовке к сочинению по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» [4, 33-37], что позволило ее представить наглядно необходимые материалы для написания сочинения и облегчить работу по написанию сочинения. И сделала она это, на наш взгляд, очень умело, талантливо. Такого рода презентации позволяют представить наглядный материал о писателе, материал по эпизодам произведения. На уроках русского языка обычно используются анимированные презентации, анимация позволяет детям следить за тем, как изменяется слово, строится словосочетание и образуется предложение. Измуков Максим Геннадьевич, студент 4 курса, посещал уроки Тюряхиной Татьяны Валерьевны, находясь на практике в МБОУ «Кирская СОШ», и пришел к заключению, что Татьяна Валерьевна – талантливый педагог, педагог, который творчески подходит к своей работе и который отлично владеет современной методикой преподавания. Тюряхина Татьяна Валерьевна любит свою работу, в своей работе умело использует различные формы и методы обучения, на ее уроках учащиеся не просто получают сумму знаний по предметам, а приобретают умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом, учатся выражать свои мысли, анализировать, сравнивать, обобщать. Учитель обеспечивает разнообразие видов деятельности учащихся, реализует не только образовательную, но и воспитательную функцию обучения, связанную с развитием мышления, о котором Татьяна Валерьевна много знает, ибо она по образованию еще и психолог, учитель способен правильно определить тип урока в зависимости от поставленных целей урока, творчески распланировать систему уроков, произвести необходимую дифференциацию, Татьяна Валерьевна стимулирует учащихся на успех, всегда предвидит и анализирует результаты проделанной работы. Татьяна Валерьевна помогает каждому ученику поверить в свои силы и возможности, делает акцент в своей работе не на ошибках, а на том, как их исправить. Учитель постоянно находится в поиске новых, эффективных методов работы; на уроках русского языка и литературы использует ИКТ и новое оборудование, т.к. считает это, ИКТ, хорошим подспорьем в своей работе. На уроках «царит» доброжелательная, позитивная атмосфера; учитель прививает учащимся желание учиться, формирует у них познавательный интерес, воспитывает в духе коллективизма и патриотизма. В своей педагогической деятельности руководствуется принципами развивающего и воспитывающего обучения. Свою основную задачу как учитель русского языка и литературы определяет в том, чтобы у учащихся возникла любовь, возник интерес в к этим изучаемым предметам, также к своим задачам относит формирование у каждого ученика «зародышей» умственных и мыслительных, чувственных, теоретических, практических, волевых и духовных начал посредством обучения русскому языку и литературе, используя четко налаженную, хорошо отработанную систему последовательных воспитательных мероприятий. На уроках реализует познавательные задачи, их реализация позволяет учителю донести свои знания до учеников, используя не только образец, но и свой творческий потенциал. На уроках большое внимание уделяется практической деятельности. Овладела различными приёмами учебной деятельности, которые помогают ей в решении задач многоуровнего обучения, методику которого успешно и применяет на своих уроках. В своей работе старается подобрать и использовать такие формы деятельности на уроке, которые способствовали бы сохранению и развитию познавательного интереса у учащихся, способствовали бы формированию знаний, умений и навыков, в том числе и творческих, учитывали бы индивидуальные особенности детей ( возрастные, психологические и др.), позволяющие учителю определить то, как глубоко ученики усвоили материал, и то, что предстоит еще сделать для его усвоения и закрепления. Наряду с традиционными уроками проводит и нетрадиционные (семинары, лекции, уроки-зачёты, уроки-презентации и др.). К урокам русского языка и литературы ею подготовлены дидактические карточки, составлены словарные диктанты, опорные схемы и прочий раздаточный материал; метод тестирования с успехом применяется в старших классах, особенно при подготовке к экзаменам. По ходу своей работы применяет и новые технологии. Учитель работает в тесной связи с классными руководителями, родителями школьников, ведет дополнительные и индивидуальные занятия с детьми по предметам, занимается с отстающими детьми. Школьники с удовольствием посещают уроки Татьяны Валерьевны. Этому способствует применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Ролевые и деловые игры, рефераты, участие во внеклассной работе, доклады, выполненные учащимися, презентации способствуют появлению интереса у детей к учебе. Использование ИКТ на уроках русского языка способствует повышению и развитию мотивации учащихся к обучению русскому языку. Учитель на таких уроках проводит интерактивные диктанты, тестирование, демонстрирует подготовленные учащимися презентации, показывает видеосюжеты по изучаемым произведениям. На таких занятиях учащиеся совершают собственные открытия, что приводит к повышению интереса к изучаемому предмету и качества знаний у учащихся. При проведении уроков-презентаций учащиеся самостоятельно подбирают материал, представляют его в различных видах на компьютере, готовят дидактические задания (кроссворды, тесты, ребусы и т.д.) и занимательные вопросы. Учащиеся используют Интернет-ресурсы во время работы над докладами, сообщениями, презентациями. Используя инновационные технологии в процессе обучения, Татьяна Валерьевна тем самым организует учащихся, делает их деятельность целенаправленной, а используя различные формы познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая, коллективная), различные формы занятий, разумно их сочетая, она снимает психологический стресс с учащихся. С использованием ИКТ учащиеся с большим желанием взялись за учебу, что хорошо сказалось на их успеваемости. С успехом использует презентацию и Яковлева Вера Тойвовна, учитель Лоухской средней школы. На ее уроке «Степени сравнения прилагательных»[5, 37-39] ученики не только закрепляют на практике полученные знания, выполняя тренировочные упражнения, используя слайды, но и совершают интересную прогулку по своему родному краю – Республике Карелия.

Вывод: Во 2-й главе мы убедились в том, что использование ИКТ ( в нашей работе речь шла о презентациях) на уроках русского языка оказывает положительное влияние на весь педагогический процесс, на отношение учащихся к учебному процессу, которое становится положительным, что и подтверждает ( как и все выше сказанное) положительный опыт учителей-словесников по использованию ИКТ; использование ИКТ расширяет возможности учителя-словесника, раздвигает перед ним горизонты для его дальнейших творческих изысканий.














Заключение


После ознакомления с презентацией поближе мы убедились в том, что она является хорошим помощником в работе учителя-словесника, таковыми же помощниками являются компьютер и все то, что относится к ИКТ. В Интернете можно найти ту информацию, в которой «остро» нуждаются педагоги, особенно он – Интернет – важен сейчас, когда все вокруг стремительно развивается и движется вперед, куда должен двигаться и педагог, ведя за собой своих учеников. Важным для педагога должно оставаться его стремление дать качественное образование подрастающему поколению, преобразуя учебный процесс использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы, однако он не должен забывать при этом про принцип «Не навреди!». Используя ИКТ на уроках русского языка и литературы, учитель-словесник готовит учащихся к жизни в современном обществе, наделяя их необходимыми знаниями для решения разнообразных проблем, которые возникают во взрослой жизни; эти знания помогут им, будущим выпускникам, найти свое место в жизни. Современные компьютерные технологии помогают ученикам практически мыслить, предвидеть возникающие в реальном мире трудности и найти пути разумного их решения. На таких уроках ученики учатся грамотно работать с информацией, повышают уровень своей коммуникабельности, приобретают умение работать сообща и повышают свой культурный и интеллектуальный уровень развития им образованности. Реалии современного мира таковы, что наиболее успешно устраивается в жизни, находит работу тот, кто владеет информацией, умеет самостоятельно с ней работать и получать знания, и школа должна способствовать этому, применяя современные педагогические технологии. ИКТ способствует личностно-ориентированному развитию личности ученика, учитывая при этом его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности. Для достижения успеха в XXI веке уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, все это требует необходимой технической квалификации. Поэтому педагоги стремятся своевременно получить навыки в области информационных технологий, чтобы потом передать их своим подопечным. В настоящее время в распоряжении преподавателей имеются разнообразные средства коммуникации (сотовые телефоны, голосовая и электронная почта, Интернет), которые позволяют им общаться с учениками, с родителями учеников, со своими коллегами. Современное общество требует, чтобы преподаватели, как и все профессионалы, постоянно совершенствовали свои навыки, обновляли знания, поддерживали профессиональные связи, повышали свою квалификацию, одним словом, преподаватели должны идти в ногу со временем, чего мы им и желаем.














Библиографический список


1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М . : Педагогика, 1991. – 480 с.

2. Вахрушева, Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка. Как построить нетрадиционный урок русского языка / Л. М. Вахрушева // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – № 14 . – С. 35

3. Зинкевич, Е. Р. Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе : учеб. пособие для преподавателей и студентов / Е. Р. Зинкевич, О. С. Кульбах. – СПб . : Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия Минздравсоцразвития России, 2011. – 26 с.

4. Никитина, Л. А. Подготовка к сочинению по картине «Грачи прилетели» (VI класс) / Л. А. Никитина // Русский язык в школе. – 2014. – № 1. – С. 33 – 37.

5. Яковлева, В. Т. Степени сравнения прилагательных / В. Т. Яковлева // Русский язык в школе. – 2014. – № 1. – С. 37 – 39.

6. Батенова, Ю. В. Психология применения информационных технологий в образовании / Ю. В. Батенова // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 1. – С. 186 – 194.

7. Кузьмина, Г. П. Органический подход к организации учебного процесса в информационном обществе / Г. П. Кузьмина // Информатика и образование. – 2007. – № 2. – С. 33 – 36.

8. Основы педагогики высшей школы : учебное пособие / Л. Л. Товажнянский [ и др.]. – Харьков : НТУ «ХПI», 2005. – 600 с.

9. Бендер, П. У. Секреты успешных презентаций. Практическое руководство / П. У. Бендер. – Минск : Попурри, 2005. – 240 с.

10. Буковецкая, О. А. Создание презентаций на ПК / О. А. Буковецкая. – М . : АСТ, 2009. – 144 с.

11. Вайсман, Дж. Мастерство презентаций / Дж. Вайсман. – М . : Вершина, 2004. – 288 с.

12. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М . : Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.

13. Гандапас, Р. Презентационный конструктор / Р. Гандапас. – М . : Вершина, 2006. – 192 с.

14. Елизаветина, Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу / Т. М. Елизаветина. – М . : КУДИЦ-Образ, 2003. – 240 с.

15. Симонович, С. В. Информатика. Базовый курс : учебное пособие для студентов вузов / С. В. Симонович. – СПб . : Питер, 2003. – 640 с.

16. Кушнер, М. Презентации для «чайников» / М. Кушнер. – М . : Вильямс, 2007. – 544 с.

17. Лазарев, Д. Презентация. Лучше один раз увидеть / Д. Лазарев. – М . : Альпина Бизнес Букс, 2009. – 144 с.

18. Нельке, К. Проведение презентаций / К. Нельке. – М . : Омега-Л, 2007. – 144 с.

19. Ребрик, С. Презентация: 10 уроков / С. Ребрик. – М . : Эксмо, 2004. – 200 с.

20. Шметткамп, М. Искусство презентации / М. Шметткамп. – М . : Дело и Сервис, 2005. – 160 с.

21. Уэмпен, Ф. PowerPoint 2003 : Библия пользователя / Ф. Уэмпен. – М . : Вильямс, 2005. – 767 с.















































34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!