СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа по теме: "Формирование экологической культуры обучающихся в дополнительном образовании"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по теме: "Формирование экологической культуры обучающихся в дополнительном образовании"»










КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование экологической культуры обучающихся в дополнительном образовании


Выполнил (а):

Иванов Иван Иванович

студент 3 курса,

группы 185


Руководитель:

Иванов Иван Иванович, преподаватель подпись


Дата допуска к защите: ________________________________ дата и подпись

руководителя курсовой работы


Результаты защиты: _______________________________ дата и подпись

председателя экзаменационной комиссии


п.Мариинск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………..........

3

  1. Научно-педагогические основы экологического воспитания младших школьников в системе дополнительного образования

5

1.1 Состояние проблемы в научно-педагогической литературе

5

1.2 Содержание экологического образования детей младшего школьного возраста

10

  1. Теоретические аспекты экологической культуры у школьников


2.1 Пути формирования экологической культуры у школьников

11

2.2Методы, средства и приемы формирования экологической культуры школьников


Заключение…………………………………………………………………

38

Список литературы…………………………………………………………

40























ВВЕДЕНИЕ


Экологическая культура приобретает все большую значимость в современном мире, т. к. это одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существования.

«Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Объектом исследования является процесс формирования экологического образования и воспитания школьников.

Предметом исследования – влияние экологического образования на развитие экологической культуры младшего школьника.

Цель исследования определение системы форм и методов организации образовательного процесса, способствующего развитию экологической культуры.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи.

— рассмотреть состояние проблемы в научно-педагогической литературе;

— раскрыть методы и формы экологического образования и воспитания;

— охарактеризовать детское объединение как средство экологического

образования, воспитания и формирования экологической культуры.
— раскрыть теоретические аспекты экологической культуры у школьников


























1 Научно-педагогические основы экологического воспитания младших школьников в системе дополнительного образования

1.1 Состояние проблемы в научно-педагогической литературе


Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек — это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно». В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным»

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на «лоне природы». Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью воспитания — развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирования у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике». В книгах Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике «Родное слово» дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII — XVIII веках.

Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природ». Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало, — говорит Сухомлинский — что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Так, академик И.Д. Зверев пишет: «Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить „просвещением“ школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании».

А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом». В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: «Усиление экологической направленности курса природоведения — это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы». (Плешаков, 1991: 8). Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром. В основе курса лежит принцип экологизации.

Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям (Лихачев, 1993:19-21). Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Лихачев Б.Т. отмечает, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. «Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное 1включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности» (Лихачев, 1993:19-21). Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

В наши дни необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Экологическая культура включает:

— культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде, на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

— культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

— культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.2

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются:

- семья;

- детские дошкольные учреждения;

- школа;

- внешкольные воспитательные учреждения;

- средства массовой информации;

- самовоспитание.

Большую роль в воспитании ребенка играют внешкольные учреждения, организующие процесс формирования экологической культуры.


1.2 Содержание экологического образования детей младшего школьного возраста


На наш взгляд, рассмотрение теории экологического образования необходимо начать с определения его содержания. Мы считаем, что экологическое образование — это составная часть экологического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим образованием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и 3мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). Значит в сущности экологического образования следует рассматривать две позиции: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение. Определяя содержание экологического образования, мы выделили особенности этого процесса это:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Кроме того: огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входит осознание сущности экологических законов: понимание причин конфликтов в системе «природа – общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; познание себя, отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.

Важнейшей задачей экологического образования является: теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях; деятельности в ней человека; об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения). Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях детского объединения по охране природы.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов.

Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на занятиях, в процессе самообразования

Задачи экологического образования, по мнению О.М. Барковской, представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности (Барковская, 1994). Показателем эффективности формирования экологической ответственности должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

научно-познавательного;

ценностного;

нормативного;

практически- деятельностного.

З. П. Кириллова считает, что научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними (Кириллова, 1983).

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания, по мнению А.Ш. Бахтибенова, призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание (Бахтибенов, 1993).

4Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Практически деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный. Практическая деятельность конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт Н.А. Рыжовой в проекте «Мое дерево» показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего города и села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Ориентируясь на собственный опыт, следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.5

В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у детей младшего школьного возраста вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: об их домах природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, значит, заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной, так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

6Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка может быть отражено несколько содержательных линий:

человек природное существо и член общества;

многообразие природного и социокультурного окружения человека;

экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;

труд и поведение человека в окружающей среде.

И.В. Жукова тоже считает, что, в содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой (Жукова, 1998).


1.3 Пути формирования экологической культуры у школьников


Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуется возрождение интереса к воспитательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Дополнительное образование является той сферой, которая ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности. Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, формированию позитивного отношения к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.

Экологические представления формируются у детей младшего школьного возраста на занятиях по экологии. Например, ребята акцентировали внимание на развитии следующих представлений:

— почему поле, лес, луг называют природными сообществами;

— для чего существуют различные элементы природных сообществ;

— как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.

Эти экологические знания на протяжении ряда занятий переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.


1.4 Методы, средства и приемы формирования экологической культуры младших школьников


Педагогические условия формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста является целостным процессом перспективного формирования личности, выражающееся в накоплении ею опыта взаимодействия с социоприродным окружением, развитии умения осуществлять экологически целесообразную деятельность на основе системы получаемых в школь ном возрасте представлений и элементарных понятий, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому.

7Считаем важным заметить, что совокупность педагогических условий должна представлять собой две их подсистемы, к которым мы отнесли содержательные условия (актуализация потребности детей младшего школьного возраста в чувственно-целостном отношении к природе посредством расширения витагенного опыта, педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности у детей младшего школьного возраста, становление экологического мышления детей) и условия процессуально-технические (экологизация предметной среды, использование партисипативных методов осуществления экологического образования младших школьников).

Рассмотрим сущность и эффективность выделенного нами комплекса педагогических условий.

Актуализация потребности детей младшего школьного возраста в чувственно-целостном отношении к природе посредством расширения витагенного опыта. Поскольку актуализация – это воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, идей, мыслей и т.д.), перевод их из потенциального состояния в активное действие то данное условие может способствовать развитию у младших школьников устойчивого интереса к животным, а также самоопределению в системе отношений «человек – природа».

При выборе данного условия мы исходили из положения о том, что потребности управляют деятельностью со стороны субъекта. Генетически формируясь, потребности становятся активной силой, которая для своего удовлетворения может актуализироваться самостоятельно, не требуя постоянного воздействия извне.

Осуществляя активную жизнедеятельность, ребенок сталкивается с необходимостью преодолевать препятствия в форме внешних и внутренних противоречий. Успешность их преодоления зависит от наличия жизненного опыта воспитанника, сформированных на ранних этапах развития определенных убеждений, ценностных ориентаций, моральных норм, которые выступают как форма осознания младшего школьника его взаимодействия с условиями жизни и с окружающими людьми.

У детей младшего школьного возраста круг интересов значительно расширяется, их внимание привлекают многие природные явления, дети начинают осмысливать происходящее, делать собственные выводы и умозаключения. Полученный витагенный опыт влияет на способности и умения школьников создать в будущем компетенции для положительной поведенческой практики и для формирования здоровых взаимоотношений в мире природы. Таким образом, актуализация указанной потребности возможна лишь тогда, когда у младшего школьника есть ее внутренняя мотивация. Необходимо использовать такие формы и методы учебного процесса, которые бы обеспечивали сочетание внешних воздействий, вызывающих адекватную реакцию воспитанников, и внутренних, влияющих на нравственные потребности.

В системе начального экологического образования педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности связано с переживанием, которое побуждает ребенка искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным извне или случайно найденным способом выхода из нее.

8Взаимодействие обучения, воспитания и развития происходит наиболее продуктивно в реальной практической деятельности. В процессе экологически направленной реальной деятельности формируются практические умения детей по экологии: охрана окружающей среды, бережное к ней отношение в трудовой, общественно полезной деятельности, планирование и выполнение коллективных и индивидуальных видов работ по охране природы.

В отношении детей младшего школьного возраста чаще используется понятие «познавательная активность». Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале. Различными формами познавательной активности являются ориентировочно-исследовательская активность, понимание, рефлексия и т.п.

Именно поэтому наиболее значительными ситуациями в возникновении актов познавательной активности в процессе становления бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста являются ситуации обучения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения, проектная деятельность и др.

Процессы мышления возникают при взаимодействии человека с окружающей действительностью. И.М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления проявляются на базе элементарных форм познания – практических действий ребенка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности.

Важная и наиболее сложная проблема умственного развития младшего школьника – это формирование активности, которое имеет разные выражения у ребенка:9

10проявление интереса к животным, желание и умение находить ответы на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью педагога;

формирование самостоятельности мыслительной деятельности.

Использование партисипативных методов осуществления экологического образования младших школьников. Мы в своем исследовании, вслед за Е.Ю. Никитиной, будем рассматривать партисипативные методы становления бережного отношения к животным у детей младшего школьного возраста как способ организации управленческого взаимодействия, побуждающего участников образовательного процесса к деятельности, направленной на достижения более высокого уровня становления бережного отношения к природе.

Формирование положительного отношения детей к «плохим» животным. В одной из школ ученикам начальных классов было предложено ответить на вопросы о том, есть ли на свете животные добрые и злые, и если есть, то каких животных они считают добрыми, а каких злыми. Подавляющее большинство опрошенных (около 90%) сказали, что такие животные есть. К добрым были отнесены кошка, заяц, собака, белка, слон и др. Среди злых первое место с большим отрывом занял волк (назвал каждый третий), в эту же категорию попали змея, крокодил, тигр и др.

Почему одних животных дети воспринимают как добрых, хороших, а других – как злых, плохих? В одних случаях причина – биологический опыт на уровне инстинкта. Змея, хищный зверь, крокодил, крупные хищные птицы были испокон века врагами приматов и инстинктивно вызывают реакцию страха у человека. Правда, этой причиной, казалось бы, нельзя объяснить страх, отвращение, гадливость перед такими безобидными животными, как неядовитый уж, паук, жаба, тритон, мокрица. Но у каждого из этих животных есть похожие опасные (ядовитые) родственники. Инстинкт подсказывает, что лучше от них держаться подальше. В других случаях – это опыт социальный. Сложившееся у народа негативное отношение к некоторым животным передаётся детям через сказки, поверья, рассказы, а сейчас и через мультфильмы и др.

Очевидно, что восприятие детьми ряда представителей животного мира экологически негативно и подлежит исправлению. При этом главная проблема заключается в гармоничном сочетании приёмов олицетворения с рациональным познанием окружающего мира. Но, прежде всего, учителю нужно позаботиться о том, чтобы педагогический приём антропоморфизации не способствовал негативному отношению детей к природе, не усугублял уже имеющиеся отрицательные представления. Для этого следует воздерживаться от негативных антропоморфических характеристик животных, внимательно относиться к используемым литературным произведениям, в которых такие характеристики допускаются.

Работа педагога по преодолению негативного отношения детей к животным может идти по следующим направлениям:

довести до сознания детей мысль о том, что опасность для человека крупных хищников, пресмыкающихся сильно преувеличена, что животных этих по вине человека становится всё меньше и меньше и встреча с ними в природе маловероятна;

показать экологические особенности этих животных, их роль в жизни природы, формировать представление о том, что хищники убивают других животных не потому, что они злые, а потому, что они не могут существовать иначе, что злыми могут быть только люди, которые без особой нужды истребляют диких животных;

обратить внимание школьников на трогательную заботу зверей о своём потомстве, факты взаимопомощи и другие элементы гуманизма в мире животных;

создать игровые ситуации, в которых дети могли бы поставить себя на место животных, выступить в роли их защитников.11

Преодоление негативного отношения к «некрасивым», «безобразным» животным. Далеко не всё в природе человек воспринимает как прекрасное. Есть природные объекты и явления эстетически нейтральные для человека, и даже эстетически негативные. Среди примеров безобразного первое место у школьников занимают «безобразные» животные. Среди них некоторые пресмыкающиеся, земноводные, такие как: жабы, лягушки, змеи, вараны, крокодилы, а также тараканы, пауки, сороконожки, мокрицы, осьминоги и тому подобные.

Отрицательное (эстетически) отношение к ним выработалось ещё на ранних ступенях развития человека как предохранительная реакция и сохранилось до наших дней, став безусловным рефлексом. Наличие такой же реакции и по отношению к безвредным животным объясняется тем, что они очень похожи на опасных, или тем, что их безопасность не была в своё время выявлена опытом.

Эстетически негативное отношение к животным имеет далеко идущие экологические последствия. С каким отвращением и даже ужасом отбрасывается в сторону тритон, случайно попавшийся на удочку вместо ожидаемого карася. Мальчишка-рыболов не смеет прикоснуться к нему, чтобы освободить животное от крючка, и делает это лишь после того, как земноводное умерщвлено.

Работа педагога в начальной школе по преодолению негативного отношения младших школьников к «некрасивым» животным может включать следующие элементы:

обратить внимание школьников на элементы красивого во внешнем виде животных, а они, как правило, есть (при демонстрации, например, жабы можно проанализировать красоту глаз этого животного, имеющих золотистую радужную оболочку и большие чёрные зрачки);

раскрыть совершенство форм животного, их гармонию, разъяснить функции тех частей тела, которые эстетически наименее приглядны (например, лягушки всегда мокрые и холодные, поскольку выделяют жидкость, которая за счёт испарения охлаждает поверхность тела, эта же жидкость дезинфицирует – убивает микробы);

разъяснить места и роли этих животных в экологических системах, их безопасности и значения для человека;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.

2. Теоретическая основа экологической культуры основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

3. В младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Е. П. Формирование экологической компетентности: учебное пособие / Е. П. Богданова. – Москва: Современные проблемы науки и образования. – 2017, 172 с.

2. Дерябо С. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе: учебное пособие / С. Д. Дерябо – Москва: СТАТУС - 2017, 147 с.

3. Курносова С. А. Воспитание у школьников эмоциональной отзывчивости к природе: учебное пособие / С. А. Курносова – Москва: Педагогика – 2018, 247 с.

4. Ларионов О. И. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе: учебник / О. И. Ларионов – Воронеж: Акмеология образования – 2016, 390 с.

5. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие / М. Д. Маханева – Москва: АРКТИ – 2014, 320 с.

6. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина – Москва : Академический Проект; Культура, 2015. – 240 с.

7. Егоренкова, Л.И. Методики диагностики формирования экологической культуры: учебное пособие/ Т.С. Ивановой – 2017, 396 с.

8. Суравегина И.Т. Исследование экологических проблем в дополнительном образовании: методическое пособие/ И. В. Шевченко, 2016 – 154 с.
9. Левина В. И Значение экологической культуры в ДО: дошкольная педагогика /Л.В Романовский, 2016 – 211с.

10. Горбунов Л. М. Недостаточность школьного экологического воспитания: учебное пособие / А.Д. Урсул, 2019 – 147с.

11. Карпова Н.И. Особенности взаимодействия людей с природой: методическое пособие/ С.В. Аниськин, 2017- 67с.

12. Богачев К. Ю. Теоретическая значимость экологического процесса: учебное пособие/ В.Г. Мичурин, 2018 – 169с.


















1Богданова Е. П. Формирование экологической компетентности: учебное пособие / Е. П. Богданова. – Москва: Современные проблемы науки и образования. – 2017, 172 с.

2Егоренкова, Л.И. Методики диагностики формирования экологической культуры: учебное пособие/ Т.С. Ивановой – 2017, 396 с.

3Курносова С. А. Воспитание у школьников эмоциональной отзывчивости к природе: учебное пособие / С. А. Курносова – Москва: Педагогика – 2018, 247 с.

4Горбунов Л. М. Недостаточность школьного экологического воспитания: учебное пособие / А.Д. Урсул, 2019 – 147с.

5Дерябо С. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе: учебное пособие / С. Д. Дерябо – Москва: СТАТУС - 2017, 147 с.

6Ларионов О. И. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе: учебник / О. И. Ларионов – Воронеж: Акмеология образования – 2014, 390 с.

7Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина – Москва : Академический Проект; Культура, 2015. – 240 с.

8Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие / М. Д. Маханева – Москва: АРКТИ – 2014, 320 с.

9Богачев К. Ю. Теоретическая значимость экологического процесса: учебное пособие/ В.Г. Мичурин, 2018 – 169с.

10.

11Карпова Н.И. Особенности взаимодействия людей с природой: методическое пособие/ С.В. Аниськин, 2017- 67с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!