СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Факультет физической культуры

Кафедра спортивных дисциплин и физического воспитания












ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта

направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

(профиль «Физическая культура»)

квалификация- бакалавр

Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки в лыжном спорте











Исполнитель:

Кукушкин Владимир Александрович

студент группы 7-31Б

заочная форма обучения


Научный руководитель:

доцент

Леонтьев Александр Иванович







Шадринск - 2024



Содержание



Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Основы теории и методики спортивного отбора……………………….6

    1. Методологические основы разработки системы спортивного отбора……..6



    1. Структура спортивной одаренности и ее оценки в системе



спортивного отбора…………………………………………………………….12



    1. Пути оптимизации тренировочных нагрузок лыжников-гонщиков на

этапе специализации базовой подготовки…………………………………….18



Глава II. Организация спортивного отбора в лыжном спорте…………………..22

2.1 Основы отбора на первом этапе ………………………………………………22

2.2 Этапы многолетней подготовки в лыжном спорте ………………………….31

2.3 Направленность многолетней спортивной тренировки ……………………..38

Заключение………………………………………………………………………….40

Список используемой литературы…………………………………………………42











Введение

Спортивный отбор и спортивная ориентация – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности ребенка к тому или иному виду спорта.

Спортивный отбор – это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решений о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Итак, из вышеперечисленных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, так и к спортсменам. Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, спортивные врачи, судьи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Нынешний итог в спорте до такой степени возвышен, что с целью их свершения спортсменам следует владеть полным ансамблем разных

информаций: надлежащим степенью формирования моторных свойств, промышленной, видеоигровой, хитрой, многофункциональной, эмоциональной,

 накопленной подготовленности, какие обязаны располагается в весьма

 значительном степени. 

Подобное совокупность свойств в том числе и присутствие в самом хорошем концепции хода занятия в разных ее циклах в абсолютно всех стадиях долголетней подготовки, согласовании абсолютно всем основам управления, а также контролирования сталкивается весьма крайне редко.

Актуальность: исследование и анализ научно-методической литературы показывает, что необходимо обратить особое внимание на начальный этап подготовки спортсменов. Существует несколько уровней спортивного отбора:

Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно­стями к успешному овладению конкретным видом спорта.

Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юно­шей и девушек (возраст 16—17 лет).

Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации.

Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сбор­ные команды

К сожалению, медико-биологические аспекты селекции недостаточно изучены. Однако отбор и ориентация спортсменов могут проводится полностью, только на основе педагогических тестов, для успешного отбора так же необходимы данные биомедицинских, социальных и психологических исследований.

Известно, что в системе отбора ориентации важную роль играют наблюдения школьного учителя физической культуры и тренера за детьми в процессе занятий на уроках, в спортивных секциях, во время разных подвижных игр, соревнований, контрольных испытаний.

Проблема: Одной из центральных в системе подготовки спортсменов высшей квалификации является проблема спортивного отбора и спортивной ориентации.

Объект исследования: способности спортсменов к определенному виду спорта и их выявление в процессе специализированной подготовки.

Предмет исследования: методические особенности отбора при многолетней тренировке в лыжном спорте.

Цель исследования: исследование отбора и спортивной ориентации для занятий лыжными гонками

Задачи исследования:

  1. Выяснить основные теоретические вопросы спортивного отбора. Изучить уровни отбора и спортивной ориентации.

  2. Организация и методы исследования.

  3. Разработка таблиц спортивных способностей при отборе в лыжном спорте.

Теоретико- методологические основы исследования:

Организация исследования включала анализ научной информации теории организации спортивного отбора и спортивной ориентации. На основе полученных данных исследования были проанализированы:

- сведения научной и научно-методической литературы

- сравнение значения первого этапа подготовки для различных видов спорта.

Методы исследования:

  1. Изучение научной и научно-методической литературы.

  2. Анализ полученных данных.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 источников). Объем работы составляет 44 страницы.









Глава I. Основы теории и методики спортивного отбора

    1. Методологические основы разработки системы спортивного отбора


Рост результатов в спорте зависит, как известно, от тактики и методики спортивной подготовки, от прогресса технических средств, эффективной и быстрой реабилитации спортсменов, а также от роста массы и правильного спортивного отбора. Если решение большинства из этих проблем во многом определяется социальными, экономическими и организационными вопросами, то спортивный отбор – это проблема научного исследования.

Постоянный интерес к спорту во многом определяется правильным выбором спортивной специализации, которая в свою очередь, зависит от соответствия индивидуальных особенностей специфики спорта. Выбрать для каждого ученика вид спортивной деятельности – задача спортивного ориентирования.

Спортивная ориентация — система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора. Поэтому не стоит путать понятия «спортивный отбор» и «спортивная ориентация».

Конечно, нельзя считать реальной задачей разработку безошибочных методов отбора, например будущих чемпионов Олимпиады, ведь формирование любого таланта зависит от большого количества факторов, которые просто невозможно перечислить, но все-таки человек в силу своих анатомических,

Психологический и физиологических особенностей каковы объективные причины необходимости спортивного отбора? Логика проблемы в спорте такова: у разных людей с относительно одинаковыми тренировочными способностями степень развития двигательных качеств различна. Очевидно, не все могут добиться выдающихся спортивных результатов. Выдающиеся спортивные результаты — это результат не только упорных тренировок, но и необычайных наследственных данных, которыми обладает спортсмен.

Современное проявление мастерства требует длительной спортивной подготовки 5, 6 лет и более. Начинать тренировки нужно в 10-12 лет. Поэтому самая большая трудность заключается в умении считать в ребенке то, что ему нужно будет заработать, когда он станет взрослым.

К сожалению, критериев оценки перспектив спортсмена, только что начавшего занятия, по-прежнему мало; жаль, что опыт тренеров, их интуиция не сводятся достаточно широко. До сих пор модельные характеристики «идеальных типов» в некоторых видах спорта развиты слабо. Высоких результатов в спорте можно добиться только при наличии определенных способностей, но до сих пор, к сожалению, малоизвестно о том, как формируются и развиваются способности и какими научными критериями можно определить

талант в той или иной двигательной активности. Здесь необходимо выделить набор свойств и качеств, обеспечивающих успех в спортивной деятельности.

Доказано, например, что дети, имеющие преимущество в росте, сохраняют его и в последующие годы. Но не всем показателям можно придать такое прогнозируемое значение.

Для ребенка в период роста и развития характерны большие компенсаторные способности, необычная пластичность и приспособляемость различных двигательных и психических функций. Если тренер, например, подбирал группу детей, опираясь только на свой опыт и интуицию, он мог ошибаться и выбрать не обязательно способного ребенка, а только способный спортсмен может достичь сверх высоких результатов.

Спор между сторонниками наследуемости и не наследуемости способностей продолжается уже несколько столетий. В принципе позиции спорящих всегда определялись их общим мировоззрением и носили в основном умозрительный характер. Лишь сравнительно недавно в связи с некоторыми успехами биологии и особенно генетики появилась возможность изучать этот вопрос более объективно. Однако даже сегодня ученые располагают относительно немногими сведениями о наследовании высоких вариантов нормальных признаков человека, поскольку возможности изучения их пока весьма ограниченны. Для этого обычно используют методы многолетних наблюдений за группами людей, сравнение показателей в отдельных семьях (включая несколько поколений), а также методы изучения идентичных, т. е. очень похожих, и неидентичных, т. е. непохожих, близнецов (близнецовый метод).

Особенно трудной является оценка доли влияния наследственных или средовых факторов на формирование способностей. Любой наследственный фактор будет влиять различно в разных условиях среды, а любой фактор среды будет по-разному влиять на разный наследственный материал. Попытки такой оценки будут безуспешными до тех пор, пока не будут учтены и количественно измерены все бесчисленные факторы внешней Среды, а также динамика взаимодействия их с генотипом от момента зачатия до конца жизни.

Следует всегда избегать упрощения этой проблемы. Гены определяют не способности сами по себе, а лишь задатки, или, как часто теперь говорят, норму реакции на средовые воздействия. Воспитание и обучение также не всесильны. Нельзя делать таких заявлений, какие делал американский педагог Дж. Вотсон: «Дайте мне дюжину детей, и я сделаю из них все, что захочу: врача, юриста, торговца, художника и даже вора». Эта фраза долгие годы была символом могущества воспитания и образования.

Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась противоречивой. С одной стороны, она содействовала активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой – в своих утвердившихся формах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения – фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как «малоперспективные» или вовсе «бесперспективные» и на этом основании не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие «спортивный» отбор зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл. Далеко не всем тренерам дано воспитывать прекрасного спортсмена: кто-то может тренироваться, кто-то тренировать.

В отсутствие специальной подготовки к отбору многие врачи, преподаватели физкультуры и тренеры скептически относятся к возможностям отбора и ориентации молодых спортсменов. Среди специалистов есть мнение, что почти невозможно увидеть что-то определенное в подростке 10-11 лет, не говоря уже о том, чтобы предсказать его успехи в спорте. Конечно, эта проблема очень сложна. Она увеличивается еще и тем, что интересы и наклонности у детей этого возраста неустойчивы. Но такой пессимизм обычно не оправдывается.

Педагогический оптимизм заключается не в утверждении, что путем правильного обучения у каждого человека можно развить любую способность беспредельно, а в признании того факта, что среди нормальных людей нет ни одного, кто был бы ни к чему не способен. Признание человека неспособным в какой-либо области не означает его неполноценности вообще. Оно означает лишь то, что его способности лежат не в этой области, а в другой. «Для каждого человека», — говорит видный советский психиатр В. М. Банщиков, —несмотря на сложность социальной организации личности, существует какая-то биологически обусловленная «экологическая ниша», в условиях которой он будет лучше всего работать, дольше сохранять здоровье и будет более полезен обществу».

Таким образом, проблема спортивного отбора и ориентации является очень сложной. Это требует усилий многих специалистов. Ее необходимо решать, объединив усилия ученых, тренеров и педагогов.

Существует несколько уровней спортивного отбора:

Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно­стями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от­бор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для оп­ределения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом про­должительном — наблюдения в процессе обучения и развития физических спо­собностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юно­шей и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способно­стей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу­ществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель­ности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова­ния вовремя специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.

Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сбор­ные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о трени­ровочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сбор­ной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чем­пионатах, на учебно-тренировочных сборах.

С данных позиций, третий, типологически-нормативный метод ориентирован, и оказывает целенаправленное воздействие на отстающую от средне-популяционного норматива группу, в данной соматической группе двигательное качество с учетом типологических особенностей личности является очень эффективным, но при условии использования не умеренных, а субмаксимальных нагрузок с периодическим подключением максимальных. Независимо от типа подготовленности тренировочный процесс должен быть акцентирован на развитие отстающих физических качеств. Но, если уровень подготовленности соответствует нормативным характеристикам «Оптимальный» тип, то тренировки направляются на совершенствование ведущих физических качеств.

Следующая задача состоит в оценке физического состояния и самочувствия с помощью определенных физиологических методов исследования. Известно, что традиционные методы оценки физических способностей учащихся, предложенные школьной программой, не стимулируют интерес учащихся к физической культуре. Улучшение результатов бега, прыжков и т.д., несколько сантиметров или секунд не является стимулом для упражнений. Поэтому важно внедрить новые подходы к оценке учащихся. К чему направлена современная система физкультурно-оздоровительного комплекса школьников.







    1. Структура спортивной одаренности и ее оценки в системе спортивного отбора

Спортивная одаренность – это комплекс природных качеств, дающих возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней тренировки.

это врожденные особенности человека, обуславливающие определенный уровень его спортивных достижений.

Большинство исследований по теории и методологии спортивного отбора (Брилл 1980г., Булгакова 1986г., Шапошников 1994г.) используют специальную технологию для оценки спортивных способностей и спортивного таланта. Основная цель данной технологии, изучение и определение характеристик модели спортсменов высокой квалификации, изучение информационного значения параметров, влияющих на спортивный результат, их стабильности и генетической обусловленности, а также обоснование организационных вопросов.

Теоретическое и практическое значение этих исследований не вызывает сомнений. Однако при разработке столь сложной проблемы необходимо сначала четко определить понятие «спортивный отбор», а затем и содержание его критериев с учетом не только объекта исследования, но и их направленности.

Согласно В. Филину (1987г.) спортивный отбор – система организационно- методических мероприятий, на основе которых выявляются навыки и способности детей и подростков специализироваться на конкретном виде спорта. В поле зрения исследователей и практиков должны быть конкретики, то есть природные, анатомические и физиологические особенности, а индивидуальные способности, особенности человека, от которых зависит успех той или иной деятельности.

Достижение высоких результатов в любом виде деятельности, в том числе и в спорте, требует высочайших форм проявления таланта. Поэтому в определение «спортивный отбор» следует включить понятие одаренность (Платонов, Сахновская 1988г.). В. Платонов (1987г) рассматривает спортивный отбор, как процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достичь высоких результатов в том или ином виде спорта.

Очевидно, что выдающиеся спортивные достижения — это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие - наследственным способностям, таланту.

При этом следует заметить, что требования к выдающимся спортсменам не исчерпываются перечисленными двигательными качествами. Спортсмен экстракласса должен отвечать большому числу обязательных условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.

Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. (В.М. Водоков, В.П. Филин, 1983г.).

Проблема способностей — это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных различий является учение И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного из замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой путь развития является более перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.

Теоретический анализ и результаты экспериментальных исследований показывают, что спортивную «одаренность» можно рассматривать, как сочетание способностей для достижения высоких результатов в спорте.

К критериям определения спортивной одаренности относятся следующие психофизические особенности детей:

  • ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

  • обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

  • любит движение (бег, прыжки, лазание);

  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

  • легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);

  • умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Создание условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей должно носить системный характер и строиться на следующих принципах:

  • выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса обучения;

  • обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса;

  • включение в процесс обучения индивидуализированной

психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка;

  • постепенный и поэтапный отбор детей для занятий в секции спортивной школы.


Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.

Значительная значимость относится точным способам изучения, применение каковых содействует никак не только лишь 

благополучному исследованию возникновения, а также формирования концепции. А также ее прогнозу, обладающему немаловажное 

фактическое роль в разных сферах людской работы, в этом количестве, а также в спорте.

Присутствие использовании концепции рассмотрения изучения трудности возникновения, а также формирования спорт одаренности концепция

саморегулирования обусловливается равно как «открытая система»,

 дозволяющая применять находящуюся вокруг сферу, в таком случае

 имеется упражнять воздействия с целью улучшения абсолютно всех

 частей концепции, а также организма в полном. Важным вопросом для дальнейшего развития системы спортивного отбора является уточнение таких понятий, как задатки, способности и талант, в зависимости от спортивной деятельности.

В настоящее время цели изучения структуры общей спортивной одаренности можно определить следующим образом:

    1. Общий спортивный талант можно изучать только на основе анализа деятельности представителей всех видов спорта, современных требований к тренировочному процессу и нагрузкам, соревнованиям.

    2. Большие тренировочные нагрузки и быстрое восстановление после них характерны для спортсменов высокого уровня, что требует отличного здоровья, высокого уровня трудоспособности и определяется уровнем развития физических способностей. Следует отменить важную роль изучения особенностей строения тела, соматотипа и конституции тела.

    3. Спортивный результат во многих видах спорта определяется качеством упражнений, требующих высокого уровня координации движений, мышечной чувствительности, пространственной ориентации и других свойств, обеспечивающих высокий уровень развития двигательных способностей.

    4. Деятельность, соревнование предъявляет высокие требования к нервной системе спортсмена, его эмоциональной стабильности, способности управлять чувствами в условиях спортивного стресса.

    5. Спортивная одаренность считается сочетанием качеств, способствующих максимальному развитию двигательных, физических и умственных способностей для высоких достижений в спорте. В зависимости от вида спорта значение этих способностей может различаться.

    6. Изучение спортивного таланта следует рассматривать. Как динамическую систему с определенной структурой и множеством взаимосвязанных элементов, обеспечивающих стабильные и высокие спортивные результаты.

    7. На начальном этапе спортивной подготовки детей и подростков общий спортивный талант можно определить методами тестирования двигательных и физических способностей, педагогического наблюдения, опроса, анкетирования для оценки соматического развития и эмоциональной стабильности. В дальнейшем на этапе углубленной спортивной подготовки (специализации) дифферинцирования и выбор спортивной специализации осуществляется с учетом оценки особенностей соматического и психологического развития, а также уровня развития физических и двигательных способностей. Эти особенности определяют структуру специальной спортивной одаренности.

Таким образом в заключении можно сказать, что спортивная одаренность – это особые физические и психологические способности, которые позволяют человеку достигать высоких результатов в спорте. Отбор спортивно одаренных людей осуществляется на основе определенных критериев, таких как физические показатели, генетические предпосылки и психологические особенности. С целью моделирования спорт одаренности применяются разнообразные способы, в том числе автогенетический исследование, а также психическое испытание. 

 Феногенетика представляет значительную значимость в установлении спорт одаренности, однако никак не считается одним-единственным условием. 

Психические нюансы, обладают огромную роль присутствие отборе,

 а также моделировании спорт одаренности. Образцы эффективного отбора, 

а также моделирования спорт одаренности, доказывают результативность 

данных способов. В полном, восприятие спорт одаренности,

а также ее отбора считается значимой обходным путем формирования спорта, 

а также раскрытия одаренных спортсменов.


















1.3 Пути оптимизации тренировочных нагрузок лыжников-гонщиков на этапе специализированной базовой подготовки

Интенсивность физических нагрузок в значительной степени определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя ее, можно управлять процессом совершенствования преимущественных механизмов энергообеспечения специфичной мышечной деятельности лыжника-гонщика, активно влиять на становление и развитие спортивной формы в рамках различных циклов подготовки (А.А. Грушин, А.Г. Баталов, 2014)

Растущая конкуренция на спортивной лыжне заставляет активнее внедрять новые методы подготовки, эффективнее использовать средства общей и специальной тренировки, улучшать материально-техническую базу. (И.М. Бутин 2000; А.А. Авдеев 2005, 2006). В современных условиях высокой спортивной конкуренции невозможно добиться значительных результатов в лыжных гонках без многолетней целенаправленной круглогодичной тренировки.

В подготовке юных лыжников-гонщиков одним из наиболее важных, на мой взгляд, является вопрос о развитии и совершенствовании у спортсменов качества скорости и скоростной выносливости, о нормировании нагрузки на одном занятии. Чаще всего в процессе учебно-тренировочных занятий повторное выполнение упражнений, направленных на развитие скоростной выносливости, проводится, как правило, без учета напряженности и последствий предыдущих нагрузок.

В ходе научных исследований было выяснено, что процесс развития спортивной формы имеет определенные периоды: приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы.

Соответственно этому тренировочный процесс круглогодичной подготовки лыжника делиться на периоды:

1) Подготовительный период, когда создаются предпосылки и условия необходимые для приобретения спортивной формы;

2) Соревновательный период, во время которого обеспечивают поддержание спортивной формы и реализацию её в спортивные достижения;

3) Переходный период, возникающий в силу необходимости предоставить спортсмену отдых.

В тренировках возможно применять специальные комплекты процедур, какие формируют физиологические возможности. Главной вопросом первоначального периода спорт квалификации считается развитие, морфологических а также эмоциональных обстоятельств, кропотливая специальная организация. Нежели более автономной физиологической подготовки дошкольник приобрел в этом стадии преподавания, этим правильнее физические требование с целью глубокой квалификации в году 14-15 года. К окончанию данного периода ребята обязаны профессионально осуществлять уроки, а также 

обладать необходимый степень формирования физиологических возможностей.

Они принимут участие в состязаниях, однако следует принимать во внимание навык их подготовки.

Для тех, кто занимается лыжным или конькобежным спортом, учaстие в соревнованиях допускается после 1,5-2 лет, фигурное кaтaние, плавание, прыжки в воду после 2-2,5 лет специализированных занятий. Что касается видов спорта, требующих от спортсменов высокого физического и умственного напряжения (бег на большие расстояния, катание на лыжах 30-50 км), то спортсмены, занимающиеся ими, могут участвовать в соревнованиях только после 5-6 лет специализации.

На данном этапе спортивной подготовки количество выступлений на соревнованиях должно быть строго регламентировано. Ученикам от 9 да 10 лет разрешено выступaть в основном в школах, с 11-12 лет в районных соревнованиях. Количество соревнований, в которых дети участвуют в течении года, так же должно быть строго регламентировано. Так, юным гимнастам 13-14 лет разрешено участвовать в 5-6 соревнованиях в год по общей физической подготовке и 4 соревнованиях по классификации. Спортсмены этого возраста могут выступать в 10-12, а волейболисты -в 20 соревнованиях в год. Перерыв между соревнованиями для детей начального возраста должен составлять не менее 1 месяца и не менее 2 недель для 11-14 лет. В 15-16 лет перерыв между соревнованиями можно сократить до недели.

Практический опыт показывает, что высокие спортивные показатели (на уровне стандартов мастера спорта) большинство спортсменов проявляют после 6-8 лет систематической спортивной практики.

В среднем школьном возрасте происходит сложный процесс перестройки детского организма, связанный с половым созреванием. В этот период ускоряется рост организма в длину, часто наблюдаются дисбалансы организма, высокая эмоциональность с неустойчивостью вегетативных функций органов и двигательной системы и т.д. Физкультура и спорт ускоряют и улучшают половое созревание организма ребенка.

Здоровые старшеклассники могут заниматься практически любым видом спорта, но следует ограничить длительную работу, которая требует высокого развития тренировки всех функций организма.

На этапе глубокого обучения основными задачами являются совершенствование техники упражнений и дальнейшее развитие физических способностей. Физическая активность на тренировках резко возрастает, и спортсмены начинают регулярно участвовать в соревнованиях.

На этапе спортивного совершенствования обучение должно носить специализированную направленность. Спортсмены широко используют набор эффективных инструментов и методов тренировки, которые помогают достичь максимальных результатов в спорте. На этом этапе тренировки объем и интенсивность тренировочных нагрузок увеличиваются и достигают максимального уровня, физические упражнения должны способствовать развитию специфических качеств двигательной активности спортсменов.

Следует отметить, что у молодых спортсменов возрастные изменения физиологических функций последних двух стадий часто маскируют результаты тренировок.

Чтобы избежать преждевременного использования резерва адаптивных способностей в спортивных упражнениях 17-20 летних спортсменов, необходимо определить оптимальное соотношение средств физической подготовки и тренировочных нагрузок разных направлений.

Анализ спортивных показателей ведущих гонщиков и результаты последних исследований показывают, что в современных условиях подготовки трасс, лыжного оборудования, введение новых дисциплин соревнований значительно превышает требования к функциональной, технической и скоростной подготовке.

В связи с этим возникает много проблем в подготовке юных лыжников-бегунов. Таким образом, для гармоничной физической подготовки молодых спортсменов необходимо рационально распределить средства общей подготовки – физическую, вспомогательную и специальную, а чтобы избежать ранней специализации спортивной подготовки, необходимо определить оптимальное значение тренировочных нагрузок сложной и выборочной направленности.













Глава 2. Организация спортивного отбора в лыжном спорте

    1. Основы отбора на первом этапе

Спортивный отбор по праву считается одним из ведущих звеньев в подготовке спортсменов. Как считают многие исследователи, в основе отбора должен быть научный подход. Многочисленные исследования показывают, что дети, приступившие к занятиям в 6-8 летнем возрасте, во многих случаях прекращают занятия спортом в 16-17 лет, т.е. до оптимального возраста для достижения наивысших результатов.

Основными задачами первого этапа отбора (первичного отбора) является определение пригодности детей и подростков к спортивному совершенствованию путем выявления их отложений, которые лежат в основе развития способностей, оценки степени двигательной активности. Можно согласится с мнением в. и. Филипповича и И.М. Туревского о том, что на данном этапе основной задачей является отбор одаренных детей в целом и выявление их психомоторного статуса.

Как можно больше детей и подростков, обладающих спортивными способностями, участвуют в спортивных мероприятиях. Широко развернута агитационно-пропагандистская работа спорта. Рационально осуществить спорт секции в общеобразовательных школах, в каком месте около управлением педагога физкультуры, а также присутствие участии тренера спорт средние учебные заведения велись обучения согласно 

подобранному типу спорта. В состязаниях, а также состязаниях 

в ходе тренировочного годы обнаруживаются многообещающие учащиеся. 

В упражнениях физкультурой, а также в период разборных уроков

 возможно обнаружить непрерывное желание учащегося к совершенствованию спорта, благополучность освоения его моторными умениями, а также возможностями, заинтересованность к физиологической перегрузке.

Необходимо учитывать отношение семьи к систематическим видам спорта. С этой целью тренер должен провести беседы с родителями или анкетирование. Учитель физкультуры может существенно дополнить информацию о школьниках. Важны прямые разговоры тренера с детьми.

В силу положения о детско-юношеской спортивной школе, образцовых спортивных программах и передового современного опыта каждый тренер должен ориентироваться на возрастные ограничения отбора в свой вид спорта.

В спортивной практике нередко встречаются отклонения от этих рекомендаций. Множество примеров свидетельствуют о том, что имеет смысл привлекать к квалификационным экзаменам кандидатов с отклонениями от рекомендуемого возраста в 2-3 года, но, конечно, предъявлять к ним более высокие требования. На разных этапах отбор включает несколько до известной степени взаимосвязанных форм: изучение антропометрических данных, педагогические наблюдения, контрольное тестирование, медицинскую экспертизу, психологические пробы.

Изучение антропометрических данных

Изучая анатомические предпосылки кандидатов, следует определить, насколько они соответствуют тому типу, который характерен для наиболее выдающихся представителей данного вида спорта. При этом нужно помнить, что роль антропометрических показателей (и в первую очередь роста и веса) в различных видах спорта различна. Например, в баскетболе, академической гребле высокий рост просто необходим; в плавании, фехтовании, современном пятиборье — желателен; в стрельбе, некоторых видах легкой атлетики (марафонский бег и бег на длинные дистанции), лыжном спорте —не имеет существенного значения.

Особое внимание при отборе следует обратить на вес учеников. Те, у кого весоростовой показатель (разность между ростом и весом) менее 100, как правило, малоперспективны, особенно в видах спорта, требующих выносливости. Не исключены случаи, когда ребенок, отстающий в росте или весе в возрасте 9—11 лет, затем догоняет и перегоняет своих сверстников. Поэтому, если он отвечает другим требованиям отбора, следует обратить особое внимание на те детали, которые могут свидетельствовать о возможностях увеличения роста и веса в будущем (рост родителей, длина рук, ног, размер стопы).

Следует учесть, что отбор по анатомическим признакам пригоден лишь для отсеивания кандидатов, явно неподходящих для данного вида спорта, и должен дополняться и уточняться другими формами отбора.

Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения являются главной формой отбора. На первом этапе их задача — определить специфические способности и задатки новичка.

В основе этой сложной и ответственной формы отбора лежит прежде всего опыт тренера, его интуиция. Однако для того, чтобы уменьшить число ошибок, неизбежных при субъективной оценке способностей ученика, следует применять специальные приемы и контрольные упражнения.

Каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физическому развитию и физической одаренности спортсмена.

Контрольное тестирование

Важную роль в отборе играет определение у новичков исходного уровня развития физических качеств.

В каждом виде спорта в той или иной степени необходимы сила, выносливость, гибкость, быстрота, и во всех без исключения видах спорта необходим высокий уровень развития ловкости.

Сила. Уровень развития силы у новичков может быть довольно легко определен при отборе с помощью станового и кистевого динамометров. По данным динамометрии можно выявить наиболее сильных новичков.

Довольно точно судить о силовой подготовленности новичка помогают и другие простейшие силовые упражнения, например, выпрыгивание, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, упражнения со штангой и др.

Во многих видах спорта тренеры применяют специфические силовые контрольные упражнения, характерные для данного вида спорта.

Следует постоянно помнить, что все контрольные упражнения при отборе должны быть направлены не столько на то, чтобы выявить, что умеет делать новичок, сколько на то, чтобы определить, что он сумеет делать в дальнейшем, на что он способен в перспективе. Поэтому хотя слабая силовая подготовленность и является определенным недостатком, он должен учитываться, но не может считаться решающим при отборе даже в тех видах спорта, где сила является основным качеством. Известны случаи, когда выдающиеся тяжелоатлеты имели весьма низкие силовые показатели в начале своего спортивного пути.

Выносливость. При отборе, особенно в тех видах спорта, где выносливость играет решающую роль, необходимо внимательно изучать уровень развития этого качества, а главное, предпосылки, свидетельствующие о возможностях его успешного воспитания в дальнейшем.

Общая выносливость довольно точно определяется с помощью специальных контрольных упражнений: бег на средние и длинные дистанции, ходьба на лыжах до 5 км.

Показатель общей выносливости должен играть при отборе существенную роль, так как он с большой точностью свидетельствует об общем состоянии здоровья новичка и функциональных возможностях его сердечно-сосудистой системы. Новичок, не выполняющий норматива в упражнениях «на общую выносливость» хотя бы на «хорошо», редко становится спортсменом высокого класса.

Скоростная выносливость имеет значение в таких видах спорта, как плавание, бег на средние дистанции, велосипедный спорт (трек), конькобежный спорт и др., т.е. в тех, где важную роль играет способность организма работать в условиях кислородного долга. (анаэробный режим) При первичном отборе это качество может быть приблизительно определено с помощью пробы с задержкой дыхания. Эта проба выполняется следующим образом: испытуемый делает глубокий вдох, затем выдох и вновь глубокий вдох, близкий к максимальному; затем следует задержка дыхания, продолжительность которой определяется секундомером. Секундомер включают в тот момент, когда испытуемый, сделав вдох, закрывает рот, а выключают с началом выдоха после, задержки дыхания.

Проба повторяется 2—3 раза с перерывами в несколько минут. Учитывается лучший результат.

Описанная проба для определения предпосылок к воспитанию скоростной выносливости имеет вспомогательный характер. Более точно уровень развития этого качества следует определять позднее, на последующих стадиях отбора, когда спортсмен уже владеет некоторыми основами техники избранного вида спорта.

Быстрота является одним из наиболее важных физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, хотя проявляется в них различно.

Во многих видах спорта предельно быстрых движений нет (например, лыжном спорте, гребле); здесь большую роль играет другая разновидность проявления быстроты — высокий темп движений, что зависит прежде всего от способности нервно-мышечной системы предельно быстро чередовать напряжения и расслабления мышц, а также предельно быстро «выключать» мышцы-антагонисты.

Наконец, третья разновидность проявления быстроты— быстрота реакции (на сигнал или на смену обстановки) необходима почти во всех видах спорта.

Быстрота—это до определенной степени врожденное качество, трудно поддающееся воспитанию в процессе тренировки. Поэтому в тех видах спорта, где быстрота необходима (особенно быстрота движений), нужно искать ее задатки уже при первичном отборе. Самый простой способ выявления скоростных качеств — бег на 30, 40, 60 м. Ориентировочные данные в этом контрольном упражнении для различных возрастных групп приведены в программах по видам спорта.

В тех видах спорта, где есть возможность провести массовый конкурс и желательно выявить самых быстрых детей, целесообразно наряду с упражнениями на быстроту движений дать контрольные упражнения на другие разновидности проявления быстроты.

Во всех упражнениях, рекомендуемых для определения максимального темпа, должны быть обеспечены такие условия, при которых не изменялась бы форма движений. Например, если в качестве скоростного упражнения выполнять прыжки на месте без скакалки, то новичок неизбежно и непроизвольно будет увеличивать темп не за счет быстроты движений, а за счет их укорочения, т. е. практически перестанет отрывать ноги от пола при подскоке.

Гибкость в различных видах спорта проявляется в разной степени. Поэтому при отборе следует учитывать следующее:

1. Очень хорошая гибкость необходима только в некоторых видах спорта. Во многих видах спорта максимальная подвижность нужна лишь в одном-двух суставах (например, в плавании — в голеностопном и плечевом суставах, в фехтовании — в тазобедренном суставе и крестцово-подвздошном сочленении).

2. Гибкость хорошо поддается тренировке, особенно в детском возрасте, а, следовательно, некоторый недостаток гибкости у новичка, может быть, в дальнейшем ликвидирован с помощью специальных упражнений. Изучение практики отбора детей в детские спортивные школы по плаванию показывает, что, как правило, дети с хорошей гибкостью более ловки, обладают более мягкими, эластичными движениями, быстрее схватывают технику плавания. Очевидно, существует прямая зависимость между гибкостью и координацией движений, а, следовательно, контрольные упражнения «на гибкость» свидетельствуют, хотя и косвенно, и об уровне развития ловкости.

Ловкость (способность к координации движений) является важным качеством в любом виде спорта.

Недостаточно ловкий спортсмен никогда не сможет овладеть первоклассной спортивной техникой и тем более успешно выступать в тех видах спорта, где необходимо выполнять быстрые двигательные действия в быстро меняющейся обстановке (бокс, борьба, спортивные игры и т. д.).

Поэтому в основе отбора должно лежать прежде всего испытание координационных возможностей новичков, и лишь тех из них, кто имеет достаточную ловкость, следует проверять при помощи других тестов. Необходимо помнить, что в отличие от других качеств, которые могут быть в какой-то степени развиты или компенсированы в процессе тренировки, ловкость после 11—12 лет развивается с большим трудом.

При отборе следует обратить внимание как на общую ловкость, так и на специфическую, т. е. характерную для данного вида спорта.

Общая ловкость может быть определена простым наблюдением за выполнением новичками обычных упражнений, за игрой в мяч и т. д. Можно сразу отметить детей с очень плохой координацией, бросающейся в глаза угловатостью и неловкостью движений, слабо ориентирующихся, с замедленной реакцией.

Еще большее значение имеет специфическая ловкость. Бывает, что недостаточно ловкий в упражнениях или игре новичок совершенно преображается, попав в воду или встав на коньки. Из этого следует, что специфическую ловкость следует изучать в условиях, максимально приближенных к «своему» виду спорта, т.е. ловкость пловца — в воде, ловкость лыжника — на лыжах. По-настоящему надежно о специфической ловкости спортсмена можно судить только после весьма продолжительной работы с ним (не менее 2—3 месяцев).

В каждом виде спорта выработаны свои практические приемы, позволяющие судить о специфической ловкости. Перечислить их здесь не представляется возможным, однако следует выделить основные принципы их подбора:

1. Упражнения должны быть максимально приближены к условиям «своего» вида спорта.

2. Трудные упражнения вместе с новейшими моторными умениями имеют все шансы спровоцировать продолжительное замедление а также зажатость перемещений никак не столь вследствие того, то что при новенького никак не достаточно изворотливости, какое количество в мощь собственной трудности с целью него. По этой причине присутствие отборе следует придерживаться нравоучительное принцип «от обычного к сложному».

3. Следует также учитывать, что при выполнении некоторых сложных упражнений даже у очень хорошо координированного новичка могут возникнуть непреодолимые трудности из-за того, что у него плохо развито иное качество (чаще всего сила). Поэтому необходимо соблюдать правило «от легкого к трудному».

Соблюдая эти принципы, необходимо помнить о том, что в некоторых случаях скованность движений вызывается психологическими причинами и является следствием того, что новичок попал в незнакомую компанию, непривычную среду и т. д.

С понятием «специфической ловкости» (иногда ее отождествляют со специфическими способностями спортсмена к данному виду спорта) в каждом виде связывают некоторые дополнительные качества, такие, как равновесие, чувство ритма, чувство среды (воды, льда), чувство пространства, способность быстро ориентироваться в обстановке и т. д.

Уровень развития некоторых из этих качеств (например, равновесия) можно определить уже на первом этапе отбора, для других требуется время, и уровень их развития может быть выявлен лишь в процессе обучения и тренировки.

Медицинская экспертиза

На первом этапе отбора медицинская экспертиза должна:

1. Дать оценку состоянию здоровья новичков, их физическому и функциональному развитию. Отсеять детей, имеющих противопоказания к занятиям спортом. Особенно тщательным отсев должен быть в тех видах спорта, для которых характерны большие тренировочные нагрузки и частое участие в соревнованиях.

2. Уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждается юный спортсмен, обладающий необходимыми данными для занятий избранным видом спорта.

Следует помнить, что даже при очень тщательном соблюдении всех необходимых рекомендаций по отбору и большом опыте тренера на первом этапе возможны ошибки. Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что первый этап отбора — предварительный — не должен ставить своей задачей поиск будущих «звезд»; он должен, во-первых, отсеять кандидатов, явно непригодных для занятий данным видом спорта, и, во-вторых, укомплектовать учебные группы для дальнейшего более глубокого и внимательного изучения новичков в процессе первоначального обучения и тренировки.

По окончании первого этапа отбора проводятся экзамены- спортивные соревнования, контрольные экзамены и соревнования. Рекомендуется адаптировать эти мероприятия к концу учебного года. В определенных вариантах заранее выделенные обучающиеся начисляются в раннелетний спорт отряд, в каком месте они увлекаются около управлением тренеров спорт средние учебные заведения. В спортивном лагере способности детей и подростков продолжают выявляются с помощью педагогических тестов и наблюдений.

Для достоверного прогнозирования потенциальных возможностей бегунов-спринтеров самым важным будет не начальный уровень развития физических качеств, а соотношение начального уровня и скорости (интенсивности) роста его физических качеств.

Необходимо выделить, то, что темпы формирования физиологических свойств обладают основной ролью в моделировании многообещающих спортсменов только лишь в этом случае, в случае если их 

степень формирования довольно возвышен. Если начальные сведения далее посредственных, в таком случае в том числе и большие темпы формирования никак не дадут возможность увеличить спорт итог вплоть до требуемого степени. Однако акцент на темпах роста спортивных достижений в процессе отбора детей и подростков оправдан при условии учета индивидуальных особенностей биологического возраста детей и подростков. Таким образом, только относительно высокий базовый уровень развития физических качеств и оптимальные темпы роста с учетом биологического возраста позволяет сделать достоверный прогноз о перспективах того или иного спортсмена.



    1. Этапы многолетней подготовки в лыжном спорте

Достижение высоких результатов в лыжных гонках возможно только при многолетней и круглогодичной подготовке в течение ряда лет, начиная с юношеского возраста. Сильнейшие лыжники-гонщики (мужчины) становятся победителями и призерами крупнейших соревнований (Олимпийских игр и чемпионатов мира) чаще всего в возрасте 25-27 лет. Аналогичная картина наблюдается и у женщин. Это говорит о том, что данный возраст является оптимальным для достижения наивысших результатов. Вместе с тем в равной степени успешно соревнуются и достигают высоких результатов спортсмены в возрасте с 22 до 32 лет.

Данный возрастной период следует считать зоной высоких результатов. Учитывая эти данные, всю подготовку в лыжных гонках следует планировать с целью подведения спортсменов к наивысшим результатам именно в этом возрасте. Вместе с тем, особенности лыжных гонок, биологические законы развития отдельных органов и систем и организма в целом требуют от лыжников определенного числа лет систематических занятий физической культурой и спортом, чтобы пройти путь от новичка до мастера спорта, а затем до сильнейшего спортсмена.

В лыжных гонках такой период занимает в среднем около 10 лет. Учитывая эти данные (стаж занятий и возраст наивысших достижений), можно с достаточной вероятностью определить время начала регулярных тренировок. 
Однако это не означает, что вся подготовка должна начинаться именно в этом возрасте - систематические занятия физической культурой следует начинать значительно раньше. Вполне естественно, что и на этом временном отрезке могут быть индивидуальные различия.

Вместе с тем практика работы по лыжному спорту показывает порой, что юные лыжники, слишком рано приступившие к систематическим тренировкам, достигают (и относительно рано) высоких результатов. Однако, как правило, раннее достижение успехов в лыжных гонках очень часто приводит к тому, что лыжники останавливаются в спортивном росте, полностью не раскрывают свои возможности или рано заканчивают выступления. Не следует считать, что это связано с длительным (с раннего возраста) занятием лыжным спортом. Причины следует искать в неверном построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном завышении объема нагрузки, односторонней подготовке, слишком ранней специализации по лыжным гонкам. 
Тренеры при планировании многолетней подготовки часто превышают допустимые объемы нагрузки, забывая о разносторонней подготовке юных лыжников. Такое планирование порой приносит быстрый прирост результатов, но затем сверстники, даже поздно приступившие к занятиям лыжными гонками, опережают юных лыжников, рано достигших высоких (относительно возраста) результатов.

Термин "ранняя специализация" неприменим в отношении лыжных гонок, следует говорить о своевременной специализации с учетом возрастных особенностей развивающегося организма. Вся многолетняя подготовка лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести спортсмена к высшим достижениям именно в указанный возрастной период. При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития отдельных физических качеств, что позволит успешно проводить физическую подготовку в целом. 
Отталкиваясь с особенности лыжных гонок равно как типа спорта, призывающего абсолютной взрослости организма, а кроме того природного формирования физиологических и психологических способностей организма спортсмена, полный ход долголетней подготовки гонщика в наше время период возможно поделить в 6 главных стадий, какие включают соответствующее возрастные этапы:

  1. Предварительная подготовка (возраст 9-12 лет). Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. С целью постановления установленных проблем используется обширный область денег, в этом количестве присутствие упражнениях в лыжах уделяется интерес изучению компонентов горнолыжной технической и единичных методов перемещения в лыжах. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций. К концу данного возрастного этапа обращается внимание и на воспитание скоростно-силовых качеств.

  2. Всесторонняя физическая подготовка (возраст 12-16 лет). Ключевыми вопросами, равно как и в первоначальный стадии подготовки, тут считаются: многостороннее физиологическое формирование, последующее улучшение самочувствия и закалка, исследование технической разных типов спорта (легкой атлетики, спортивных игр, плавания и др.).

В то же время исследуется, также улучшается оборудование абсолютно всех типов лыжного спорта - лыжных гонок, а также горнолыжного спорта. 

Огромное интерес уделяется подготовке к сдаче нормативов согласно

физиологической подготовке. В зимнее период особенное интерес уделяется 

учебе,также совершенствованию технической спусков в значительной быстроты, поворотов в перемещении а также лыжных ходов. Летом и осенью включаются упражнения из других видов спорта - легкой атлетики (бег, прыжки), плавания (различными стилями), гребли (на спортивных судах и прогулочных лодках) и различных спортивных игр (баскетбола, ручного мяча и футбола). Юные спортсмены выступают в соревнованиях по различным видам спорта, в том числе и по видам лыжного спорта (гонки, слалом и др.). Однако на этом этапе не ставится задача достижения высоких спортивных результатов. Необходимо тщательно спланировать количество соревнований и их сроки на весь год с тем, чтобы не допустить перегрузки юных лыжников соревновательной нагрузкой. Большое внимание на первом и втором этапах уделяется воспитанию юных спортсменов. Особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости и т.д.).

  1. Специальная подготовка в лыжных гонках (возраст 16-18 лет). На этом этапе многолетней подготовки главными задачами являются: углубленное изучение и совершенствование техники всех способов передвижения на лыжах, дальнейшее повышение уровня ОФП, воспитание волевых качеств. В рамках ОФП основное внимание по-прежнему уделяется развитию скоростно-силовых качеств, а к этому добавляется еще и задача развития динамической силы. В крепкой основе ОФП, образованной в предшествующих стадиях, наступает специализированная организация согласно лыжным гонкам, в каком месте наибольший интерес ранее приступают выделять формированию выносливости. 



  1. В процессе особой подготовки в данном стадии лыжники примут участие в состязаниях, в каком месте улучшаются промышленные умения, исследуется стратегия, прививаются стеничные свойства. Число стартов из-за время года а также протяженность дистанций состязаний обязаны точно отвечать году лыжников; не следует допускать превышения норм, установленных правилами соревнований и официальными программами по лыжному спорту (например, программами для ДЮСШ). 
    В этом возрасте недопустимо форсированное увеличение общего объема тренировочной нагрузки и суммарного объема передвижения на лыжах с высокой интенсивностью.

  2. Углубленная специализация по лыжным гонкам (возраст 19-21 год). На этом этапе продолжается дальнейшее совершенствование техники способов передвижения на лыжах, повышение уровня физических качеств, укрепление здоровья и др. Но важнейшей задачей в этом возрастном периоде является достижение высокого уровня специальной подготовки. На четвертом этапе проводятся специализированные занятия со все возрастающей тренировочной нагрузкой как по объему, так и по интенсивности. Здесь закладываются прочные основы высокого спортивного мастерства в специальной подготовке - в развитии специальной выносливости как основного физического качества, необходимого лыжнику-гонщику, большое внимание уделяется и дальнейшему совершенствованию скоростно-силовых качеств основных групп мышц. Продолжается работа и по повышению уровня общей выносливости.

  3. Спортивное совершенствование (с возраста 22 года). Основная задача - специализированная подготовка по лыжным гонкам с применением высоких тренировочных нагрузок и достижение наивысших спортивных результатов. Принцип индивидуализации тренировки реализовывался и на всех других этапах многолетней подготовки, но здесь все занятия проходят по индивидуальному плану, что особенно важно, так как спортсмены выполняют здесь исключительно высокие по объему и интенсивности нагрузки. На этом этапе можно выделить зону наивысших достижений (24-28 лет), когда спортсмены, как правило, показывают наиболее высокие результаты и добиваются успехов на крупнейших соревнованиях по лыжным гонкам.

  4. Прекращение активных занятий спортом (в возрасте 33-36 лет). Начиная с этого возраста, необходимо постепенно отказаться от официальных соревнований крупного масштаба и снижать тренировочную нагрузку. Это период "выхода" из большого спорта проходит у каждого лыжника индивидуально. Однако с целью поддержания высокого уровня общей работоспособности и укрепления здоровья необходимо еще несколько лет продолжать выступления в местных и внутренних соревнованиях по лыжным гонкам. Затем необходимо перейти к оздоровительным, нерегулярным занятиям на лыжах.

Первые три этапа в многолетней системе подготовки лыжника приходятся на период обучения в школе и колледжах. Поэтому при отборе школьников в секции и группы ДЮСШ, при планировании средств, методов и нагрузки должны учитываться возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности юных лыжников. Непосредственно в данном году подставляется 

основа предстоящих удач, а также с верного возведения действий преподавания,

 также целой подготовки в значительном находится в зависимости от степени спорт профессионализма в взрослом году. 

Все без исключения 3 периода деятельность непосредственно взаимосвязаны, 

При этом разделение учеников, согласно календарному году, ряд относительно, 

таким образом равно согласно степени физиологического формирования, подростки в одной немолодой команде иногда существенно различаются товарищ с товарища. 

Все без исключения данное потребует особенного интереса, а также в первую очередь в целом в момент интенсивного сексуального созревания. При отборе занимающихся в учебные группы школьной секции и ДЮСШ, при организации и планировании работы необходимо учитывать особенности развития организма, а также периоды естественного активного развития отдельных физических качеств. На каждом этапе подготовки в соответствии с возрастными особенностями развития организма школьников ставятся и решаются конкретные задачи по развитию физических и воспитанию морально-волевых качеств, по обучению и совершенствованию техники способов передвижения

на лыжах и тактике лыжных гонок. 

Перспективное планирование подготовки юных лыжников предусматривает составление программы подготовки на 4-6 лет. В планах многолетней подготовки по этапам определяются основные цели и время их достижения. На основе перспективного планирования ставятся конкретные задачи обучения, физической подготовки и воспитания в целом (и волевых качеств, в частности) на каждый годичный цикл. При разработке многолетнего плана подготовки детей, подростков и юношей по лыжному спорту необходимо учитывать нормы физических нагрузок (с учетом возраста), главные задачи на каждом этапе, а также сроки, необходимые для достижения высоких результатов в лыжных гонках, возраста занимающихся (время начала активных занятий физическими упражнениями) и закономерности их физического развития. 
В тренировке взрослых квалифицированных лыжников-гонщиков перспективный план составляется на 2-4 года с учетом возраста, динамики и стабильности спортивных результатов за последние годы, общей тенденции развития лыжного спорта в данный период, индивидуальных особенностей спортсмена. Прежде, чем приступить к составлению перспективного плана, необходимо внимательно изучить и проанализировать всю подготовку спортсмена за последние годы (на основе данных его личного тренировочного дневника). В этой работе следует обратить внимание и на предложения и замечания самого лыжника, и на данные предыдущего тренера (если лыжник пришел из ДЮСШ или другой спортивной организации). Двухгодичное или четырехгодичное планирование связано с цикличностью крупнейших соревнований - чемпионатов мира, Олимпийских игр, спартакиад народов России. В таком перспективном плане основные средства и методы для достижения целей и решения поставленных задач повторяются ежегодно, но в каждом годичном цикле на более высоком качественном и количественном уровне. Достижение наивысшей спортивной формы каждый год планируется с учетом календаря соревнований. 

В многолетнем плане подготовки устанавливаются основные цели и задачи, которые необходимо решить для их достижения, планируются результаты соревнований и контрольных испытаний и отдельных упражнений, количество занятий и соревнований в течение каждого года по периодам и этапам, объем основных средств для развития физических качеств и для обучения и совершенствования техники, цикличность на различных этапах подготовки.



    1. Направленность многолетней спортивной тренировки

Спортивная тренировка строится как многолетний процесс, охватывающий ряд периодов возрастного развития спортсмена. Достижение высоких результатов возможно лишь при настойчивой и рационально организованной тренировке в течение ряда лет. Процесс многолетних занятий спортом обычно подразделяется на отдельные этапы, как правило, из нескольких годичных циклов. Ее содержание и структура изменяются в соответствии с возрастными особенностями и логикой спортивного совершенствования.

Продолжительность и структура многолетней подготовки зависит от следующих факторов:

1.  Среднее количество лет регулярной тренировки, необходимое для достижения наивысших результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах;

2.  Индивидуальные и половые особенности спортсменов, темпы их биологического созревания и во многом связанных с ними темпы роста спортивного мастерства;

3.  Оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсменов и достигаются наивысшие результаты;

4.  Возраста, в котором спортсмен начал занятия, когда он приступил к специальной тренировке;

5. Структура соревновательной деятельности и подготовленность спортсменов, обеспечивающей высокие спортивные результаты

6.  Закономерностей становления различных сторон спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих для данного вида спорта функциональных систем;

7.  Содержания тренировочного процесса – состава средств и методов, динамики нагрузок, применения дополнительных факторов (специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т. п.).

Между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного про­цесса. Каждый из этих этапов имеет свои цели, задачи и содержание.

Подготовительный период.

1-й этап.

Этот период решает задачи общей физической подготовки спортсменов: укрепление их здоровья, полноценное физическое развитие на основе подготовки к сдаче комплексов норм, закаливание, создание предпосылок для совершенствования техники в лыжных гонках, овладение различными двигательными навыками, привитие интереса к лыжным гонкам.

Основные задачи этапа: создание точных представлений техники выполнения каждого элемента и всего этапа скольжения в целом; фиксация изучаемых элементов и техники движений в целом; подготовка опорно-двигательного аппарата (мышц, суставов, связок) к выполнению более длительной работы зимой.

2-й этап.

На этом этапе будет создана специальная функциональная учебная база (август-октябрь)

Основные задачи этапа: дальнейшее повышение общей выносливости, совершенствование техники лыжных движений с помощью имитационных упражнений и движения на лыжах;

3-й этап.

Это предконкурсный этап, его задача – повысить уровень функциональной подготовки спортсмена при движении на лыжах (ноябрь-декабрь).

Основные задачи этапа: постоянное воспитание общей выносливости, совершенствование техники передвижения на лыжах, закрепление качественных навыков лыжного бега.

Заключение

Спорт направленность сформирована в балле возможностей определенного лица, в базе каковой производится подбор более оптимальной с целью него спорт работы. Спорт подбор базируется в условиях спорта, вместе с учетом каковых выполняется подбор более оптимальных с целью него людишек.

Основными задачами первого этапа отбора (первичного отбора) является определение пригодности детей и подростков к спортивному совершенствованию путем выявления их отложений, которые лежат в основе развития способностей, оценки степени двигательной активности. Можно согласиться с мнением В.И. Филипповича и И.М. Туревского о том, что на данном этапе основной задачей является отбор одаренных детей в целом и выявления психомоторного статуса.

Пред спорт событиями притягивается равно как возможно более спорт талантливых детей, а также школьников.

Массово раскручена агитационно-пропагандистская деятельность спорта. Рационально осуществить спорт секции в общеобразовательных школах, в каком месте около управлением педагога физкультуры присутствие участии тренера спорт средние учебные заведения велись обучения согласно подобранному типу спорта. Эффективный спортивный отбор может быть проведен на основе длительных сложных исследований, предполагающих анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, биомедицинских, психологических и социологических критериев отбора.

Учебный ход лыжников, а также бегунов обязан являться круглогодичным, его общепринято разделять в 2 этапа – предварительный, а также состязательный, какие обладают собственные характерные проблемы, 

текстуру, а также сущность.

Подготовительный период – это период фундаментальной и разносторонней подготовки. Он начинается с мая и заканчивается в декабре, всего восемь месяцев. Делится данный период на три этапа: весенне – летний (Май-Июнь-Июль), летне–осенний (Август-Сентябрь-Октябрь), и предсоревновательный (Ноябрь-Декабрь). С января по май период соревнований состоит из двух этапов: соревнования (Январь-Февраль-Март) и соревнования (Апрель). Продолжительность изменчивого периода зависит от климатических условий и колеблется от 3 до 4 месяцев.

В лыжной подготовке наиболее распространены следующие основные методы: равномерный, переменный, повторный, контрольный и конкурентный. Довольно важное место принадлежит самоконтролю и домашним заданиям.

Основным обстоятельством увеличения многофункциональных способностей организма спортсмена, с каковых находятся в зависимости итоги в лыжном беге, считается осуществление точно отмеренной перегрузки согласно орудиям, размеру, а также насыщенности в любом стадии занятия.

В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную лёгкость в овладении знаниями, умениями и навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных (генетических) задатков, которые отличаются стабильностью и консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей спортивной деятельности.

Наравне вместе с исследованием реакционных свойств мониторинг спорт возможностей подразумевает обнаружение таких характеристик, какие имеют все шансы значительно меняться около воздействием занятия. Присутствие данном следует осуществлять в интерес, равно как темпы увеличения характеристик, таким образом, их первоначальный степень. Немаловажно принимать во внимание, то, что спорт подбор, а также направленность – никак не одномоментные действия в этом либо другом стадии спорт улучшения, а почти постоянный ход, включающий целую долголетнюю сборы спортсмена.

Список литературы

  1. Абамова С.Г. Возрастная психология/ Абрамова Г.С. изд. – Екатеринбург, 2009. - с. 86.

2.Аверин В.А. Психология детей и подростков / Учеб. пособие. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. – с. 379

3.Аграновский М.А. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – с. 380

4.Ананьев Б.Г. О взаимосвязи и развитии способностей и характера. – М.: АПН РСФСР, 1956.

5.Абатуров Р.А. Соотношение тренировочных нагрузок различной интенсивности у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Автореферат дисс. канд. пед. наук – М.: 1989 с.21

6.Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника / Божович Л.И. // Вопросы психологии личности школьника. – М., 2001. -с.27

7. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. / Бандура А., Уолтерс А. –М.: Изд – во «Эксмо-пресс». 2010. – с. 43

8. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.

9. Донской Д.Д. Техника лыжника-гонщика. М.: Физкультура и спорт, 1971.- с. 136

10. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. – М.: Физкультура и спорт, 1979, - с.264

11. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Змановская Е.В.- М.: Академия 2014г. – с.288

12. Кабачков В.А. Влияние занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков с асоциальным поведением// Теория и практика физической культуры. 2013. №10, с. 60-63

13. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. Учен. степ. докт. пед. наук СПб. 2007, с. 18

14. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов по спец. 03.03. « Физ. культура» / Марищук В.Л., Блудув В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2000 – с. 256

15. Основы многолетней подготовки юных туристов [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.lib.sportedu.ru. – Дата доступа: 26.01.2011.

16. Одарённость [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: – Дата доступа: 23.01.2011.

17. Спортивный талант [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.lib.sportedu.ru. – Дата доступа: 26.01.2011.

18. Труфанов Д.О. Ценностная социологическая концепция современных единоборств / Труфанов Д.О. Красноярск: РИО КрасГУ, 2016. –с.129

19. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов [Электронный ресурс]. – Москва, 2001. – Режим доступа: http://www.sport-dic.ru. – Дата доступа: 23.01.2011.

20. Теория и практика физической культуры [Электронный ресурс]. – Москва, 2002. – Режим доступа: http://www. lib.sported.ru. – Дата доступа: 23.01.2011.

21. Талант [Электронный ресурс]. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru. – Дата доступа: 24.01.11.

22. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Уэйнберг Р.С., Д. Гоулд –Киев: Олимпийская литература, 2011. – с. 335

23. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Под общ.ред. Ю.Н.Федотова, И.Е. Востоков. – М: Советский спорт, 2002. – 364 с.

24. Халанский, Ю.Н. Спортивный отбор: Методические рекомендации / Халанский, Ю.Н, Баранаев Ю.А., Ситкевич Г.Н. – Витебск, Изд-во УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2006. – 143 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!