СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа «современный урок: проблемы и перспективы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа «современный урок: проблемы и перспективы»»

21


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ



«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»



КУРСОВАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

по направлению «Педагогическое образование»

профиль «Английский язык»

дисциплина «Теория и технология обучения»









Выполнила бакалавр 2 года

Обучения факультета иностранных языков

Лопатина Татьяна Сергеевна



Научный руководитель:

Доцент кафедры общей и

социальной педагогики

Востроилова Елена Владимировна





Воронеж – 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты современного урока


1.1. Урок. Общие требования к современному уроку

5

1.2. Организация учебной деятельности учащихся на уроке

11

Выводы по первой главе

14

Глава 2. Основные пути совершенствования урока в современной школе


2.1. Перспективы развития современного урока

16

2.2. Практические рекомендации по проведению современного урока

23

Выводы по второй главе

26

Заключение

27

Список литературы

28

Приложение

29



Введение


Актуальность темы: Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно- воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Современный урок, благодаря своему разнообразию, гибкости, динамичности способен решать любые задачи, выдвигаемые обществом - всесторонне развивать личность учащихся.

Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.

Цель исследования: исследовать современный урок в контексте его проблем и перспектив.

Объект исследования: процесс образования.

Предмет исследования: урок.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи:

  1. Изучить основные требования к ведению современных уроков.

  2. Рассмотреть типологию и структуру современного урока.

  3. Рассмотреть организацию учебной деятельности учащихся на уроке.

  4. Рассмотреть пути и способы совершенствования уроков.

  5. Проанализировать перспективы развития современного урока.

  6. Разработать практические рекомендации по проведению современных уроков.

Методы исследования: изучение научной литературы, составление библиографии, анализ, синтез, обобщение, конспектирование, цитирование, изучение передового педагогического опыта.

Глава 1. Теоретические аспекты современного урока



    1. Урок. Общие требования к современному уроку

Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса — от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса [10,c.520].

Урок является сложным педагогическим объектом. Мы рассмотрели типологию и структуру современного урока. Как и всякие сложные объекты, уроки разделены на типы по различным признакам:

урок усвоения новых знаний;

урок усвоения навыков и умений;

урок комплексного применения знаний;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам [8,c.26].

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач. На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами [8, c.27].

Общие требования условно делятся на 4 группы [1,c.27]: воспитательные, дидактические, психологические и гигиенические. Условность такого деления заключается в том, что в реальном учебно – воспитательном процессе эти требования тесно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга и влияют друг на друга.

Например, воспитательные требования тесно связаны с дидактическими на основе реализации принципа воспитывающего обучения, психологические - с дидактическими, гигиеническими и т.д.

Характеристика групп требований:

Воспитательные требования к уроку.

Важно чтобы преподавание обществоведческих и естественно-научных дисциплин вырабатывало у учащихся стойкие материалистические представления, умение правильно объяснить явления природы и общества, чтобы прививался иммунитет против чуждых взглядов, против негативных явлений, встречающихся еще в среде молодежи. Необходимо разъяснять внутреннюю и внешнюю политику нашей страны, воспитывать школьников на славных боевых и трудовых традициях, на героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны. Требование высокой идейности относится не только к содержанию уроков, но и к формам организации учебно-воспитательной работы и методам обучения, применению диалектического метода при анализе явлений природы и общества. При изучении явлений природы и общества следует обращать внимание учащихся на законы диалектики - единства и борьбы противоположностей, отрицания, перехода количественных изменений в качественные, категории понятий движения и развития явлений, причины и следствия, необходимости и случайности, явления и сущности. На основе осуществления принципа неразрывного единства обучения и воспитания нужно использовать любую возможность формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Основной путь к этой цели - правильная организация учебного процесса, направленная, прежде всего, на глубокое и сознательное усвоение знаний на основе раскрытия учащимися объективных связей и отношений между предметами и явлениями реального мира, проникновения в сущность изучаемых процессов. Поэтому основными задачами в выполнении воспитательных требований [1,c.29] являются следующие: формирование эстетических вкусов, постоянно соизмерять содержание, цели, методы и средства урока с идеологией нашего общества, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение, стремление к активной деятельности на благо нашей Родины, обладать высокой гражданственностью.

Дидактические требования к уроку.

Организационная четкость проведения урока обеспечивается рациональным использованием каждой минуты, правильной постановкой перед учащимися темы, образовательной и воспитательной целей и конкретных задач урока. Последнее требование выполняется, прежде всего, на основе хорошо продуманного тематического планирования.

В поурочном плане предусматривается тема и краткий план содержания, образовательная, развивающая цели и задачи, оборудование, структурные элементы (этапы) урока, содержание и последовательность различных дидактических методов и приемов учебной деятельности школьников и педагогического руководства ею со стороны учителя, средства обучения и способы их применения. В поурочном плане предусматривается, как усваиваются фактические знания, раскрываются причинно-следственные и другие связи и отношения, определяются существенные признаки изучаемых явлений формируются понятия, законы, закономерности, как излагаются знания в системе, различаются основные элементы системы и связи между ними. Если планируется усвоение учащимися навыков и умений, то предусматриваются способы их применения, пробное применение знаний в сочетании с объяснением правил, самостоятельное их применение в искусственно созданных ситуациях (стандартных условиях) - по образцу, инструкции, заданию, по алгоритму, и, наконец, умение творчески применять усвоенные знания, навыки и умения в измененных ситуациях [1,c.34-36].

В поурочном плане четко определяется структура урока, которая должна согласовываться с логикой учебного процесса и соответствовать его закономерностям. Каждый элемент структуры представляет собой определенный шаг на пути к достижению общей дидактической цели занятия. Со структурой урока согласовывается методика, которая определяется для каждого этапа. Методика должна быть гибкой и учитывать главнейшие факторы и условия, оказывающие заметное влияние на результаты урока. Основные требования к педагогическому руководству учебно-воспитательной деятельностью школьников заключаются в следующем: обеспечивать познавательную активность детей на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные, практические методы с проблемными или эвристической беседой (где это возможно и целесообразно), работу с учебником - с анализом учебных моделей, решением познавательных задач и проблемных заданий. Постоянно осуществлять связь данного урока с предыдущим на основе воспроизведения учащимися и коррекции учителем опорных знаний и практического опыта, обобщение и систематизацию знаний. Постоянно соблюдать и творчески реализовывать на уроке все дидактические принципы в их единстве и взаимосвязях.

Особого внимания требует принцип воспитывающего обучения. Важную роль в воспитании школьников играет личность учителя. Необходимо соблюдать принцип научности изложения и связи с практикой. Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений [5,c.46]. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности, к выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний и умений. В современных условиях не потеряло своего значения и повторение, оно должно направляться, главным образом, на обобщение и систематизацию основных понятий, усвоение системы знаний и их структуры (важнейших теорий и ведущих идей науки).

Психологические требования к уроку

Учитель должен изучать и учитывать психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли, эмоций.

Учитель должен владеть собой, осуществлять самоконтроль. Отрицательное психическое состояние на уроке, неуверенность, скованность или наоборот, излишняя самоуверенность, повышенная возбудимость приводят к неблагополучным результатам урока. Учитель должен привлечь учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, которая создаст у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе. Ученики должны быть уверены в требовательности учителя. Воля и характер учителя, сочетающиеся с требовательностью, доброжелательностью, справедливостью, уважением к детям и педагогическим тактом, - особенно ценятся учениками [3,c.15].

Гигиенические требования к уроку

Залогом здоровья детей в школе является соблюдение в классе, школе гигиенических требований - это и температурный режим, нормы освещения, подбор мебели соответственно росту учащихся и т.д. Самое главное - учитель должен следить за тем, чтобы дети не переутомились ни физически, ни умственно (физкультминутки). Урок не должен быть однообразным. Изложение материала не должно быть монотонным. Учебная информация должна сочетаться с выполнением практических, графических и других видов заданий. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств [3,c.19-20].

Таким образом, было установлено, что урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса, выявлена типология и структура современного урока. Общие требования к уроку делятся на 4 группы: воспитательные, дидактические, психологические и гигиенические. Ученые выделяют следующие проблемы современного урока:

  1. Необходимость организационной четкости проведения урока, которая бы обеспечивалась рациональным использованием каждой минуты.

  2. Необходимость привлечения учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, которая создаст у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе.

  3. Необходимость сочетания учебной информации с выполнением различных видов заданий.

1.2. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 2-4человека. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными [5,c.13]. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. [5,c.44]. Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу [5,c.44]. Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, проведение всевозможных наблюдений и т.д [5,c.45]. Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате смени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее ясным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются: — класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; — каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; — задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; — состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности [5,c.50]. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи. Успех групповой работы учащихся зависит от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам. Сочетание всех форм организации учебной деятельности, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой. Таким образом, было выявлено, что для эффективной организации учебной деятельности учащихся на уроке необходимо использовать следующие формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Сочетание всех форм организации учебной деятельности, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой.

Выводы по первой главе:

В ходе изучения теоретических основ проблемы были выявлены следующие результаты:

По 1.1. было установлено, что урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса, выявлена типология и структура современного урока. Общие требования к уроку делятся на 4 группы: воспитательные, дидактические, психологические и гигиенические. Ученые выделяют следующие проблемы современного урока:

  1. Необходимость организационной четкости проведения урока, которая бы обеспечивалась рациональным использованием каждой минуты.

  2. Необходимость привлечения учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, которая создаст у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе.

  3. Необходимость сочетания учебной информации с выполнением различных видов заданий.

По 1.2. было выявлено, что для эффективной организации учебной деятельности учащихся на уроке необходимо использовать следующие формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Сочетание всех форм организации учебной деятельности, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой.



Глава 2. Основные пути совершенствования урока в современной школе



2.1. Перспективы развития современного урока

Педагогическая наука и школьная практика [5,с.26] направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие:

  1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке.

Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью [4,c.12].

  1. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты.

Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого, возможно, поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др [4,c.12].

  1. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами [4,c.17].

  1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока [4,c.17].

  1. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке.

Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы [4,c.20].

  1. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам [4,c.24].

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства [11,c.15]. В этом могут помочь новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму систему образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий должно стать обычным и привычным в деятельности каждого учителя предметника и неотъемлемой, органичной частью любого урока. Несмотря на почти двадцатилетнюю историю поисков рационального использования все новых возможностей информационных технологий в учебном процессе, предположения о радикальном изменении содержания, форм и методов обучения пока не сбылись. Урок по-прежнему является основной формой организации обучения в общеобразовательной школе. Радикальным средством от усредненного подхода к обучению и воспитанию может быть применение новых информационных технологий на уроках [11,c.31]. Особое значение при построении такого урока имеет принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. Гармоничное использование двух подходов к обучению, каждый из которых имеет как положительные, так и отрицательные стороны, не только возможно, но и эффективно для развития личности. С одной стороны, применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения дает возможность продвижения каждого школьника по собственной образовательной траектории с учетом психолого-педагогических особенностей личности и учебных достижений данного ребенка. С другой стороны, развитие коммуникативных навыков, коллективный поиск решения в проблемных учебных ситуациях при использовании компьютера как мощного мотивационного средства обучения, безусловно, способствует активизации процесса обучения в коллективе. Возможности новых информационных технологий, позволяющие получить объективную мгновенную реакцию на действие ученика, позволяют учителю оценить его успехи, получить информацию о затруднениях в изучаемом на уроке материале и вовремя провести коррекцию.

При методически продуманном применении электронных учебных материалов на уроке управление учебным процессом может быть более гибким [11,c.36]. Кроме усиления обратной связи развивается рефлексия учебной деятельности у школьников, что положительно сказывается на результатах обучения. Методически это может быть организовано как выполнение школьниками заданий разного уровня сложности, предлагаемых в электронных учебных пособиях.

При этом приемы организации текущего контроля с помощью современных средств обучения могут быть различными: это индивидуальная работа с компьютерным тренажером [приложение 2], и поочередное выполнение отдельных фрагментов общего для группы учащихся задания, и выполнение предложенного в компьютерной программе мини-исследования, которое дублируется учеником, работающим у доски, с последующим сравнением результатов.

Подобный подход к проведению текущего контроля, осуществляемого систематически, будет способствовать активизации познавательной активности учащихся, своевременной коррекции возникающих трудностей в обучении отдельных школьников. Педагогические риски в данном случае связаны с возможным переизбытком времени, отведенного для проведения контроля с помощью компьютера:

Во-первых, это может отрицательно повлиять на здоровье учащихся;

Во-вторых, слишком частое использование автоматического контроля приводит к снижению мотивации самоконтроля и проверки знаний традиционными методами.

Средствами преодоления педагогических рисков являются следующие:

- строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм использования компьютера в учебном процессе;

- учет возрастных и психолого-педагогических особенностей школьников при организации индивидуальной и групповой работы с электронными учебными материалами;

- использование компьютера на уроке с целью диагностики процесса обучения не более одной восьмой всего учебного времени от общего объема учебных занятий по предмету и не более 20 минут за урок.

Становление информационно-коммуникационной компетентности в младшем школьном возрасте происходит органично. Рационально организованное применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы позволяет решить задачу активного включения учащихся в реальную жизнь, ознакомления с социально востребованными видами деятельности. В среднем и старшем звене применение информационных и коммуникационных технологий для освоения самых различных учебных предметов может оказать существенное влияние на профессиональное самоопределение школьников, на развитие информационной культуры личности.

Существует проблема несоответствия между объемом учебной информации, изучение которой необходимо организовать в жестко обозначенный временной отрезок, и количеством учебного времени. Одним из способов устранения этого является дифференциация обучения, основанная на современных информационных технологиях. Применение во время урока электронных учебных материалов, включающих в себя задания разного уровня сложности, с учетом психолого-педагогических особенностей школьников позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Личностно-ориентированный подход особенно важным является для детей, опережающих своих сверстников в развитии, а также для тех учащихся, которые по ряду причин отстают от одноклассников в выполнении коллективных видов работы на уроке. Применение разноуровневых электронных заданий не только позволит интенсифицировать процесс обучения, но и будет способствовать повышению мотивации познания. Причиной тому является то, что работа на компьютере во время урока, как правило, личностно значима для школьников. Применение электронных тренажеров по изучаемой теме во внеурочное время также позволяет в индивидуальном порядке разрешить это противоречие. Мощный мотивационный потенциал компьютера способствует тому, что такая деятельность, как правило, не воспринимается школьниками в качестве дополнительной нагрузки. Следовательно, и результат подобного расширения рамок урока может быть достаточно высоким.

Хотелось бы обратить внимание на то, что сегодня в старшем и в среднем звене школ активно реализуется проектная деятельность учащихся с использованием новых информационных технологий. Большое значение имеет такая работа для более полного усвоения учебного материала, а также для развития практических навыков использования электронных учебных материалов в познавательной деятельности школьников [приложение 3].

Осуществляемая, как правило, в рамках факультативных и специальных курсов проектная деятельность школьников второй и третьей ступени обучения имеет ярко выраженную межпредметную направленность.

Конечно, использование новых информационных технологий на уроке, требует высокой профессиональной подготовки учителя. Во многом результативность профессиональной деятельности учителя по использованию возможностей компьютера в рамках традиционного урока зависит от содержания подготовки и личностных установок педагогов.

Таким образом, тщательно продуманное применение новых информационных технологий на уроке не только позволяет активизировать, дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, но и способствует разрешению ряда противоречий урока, как основной формы организации обучения в школе.

Таким образом, перспективы развития современного урока ученые связывают с реализацией путей совершенствования урока, а именно: усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке, осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты, повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся, оптимизация учебно-воспитательного процесса, интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке, осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

Таким образом, тщательно продуманное применение новых информационных технологий на уроке не только позволяет активизировать, дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, но и способствует разрешению ряда противоречий урока, как основной формы организации обучения в школе.



2.2. Практические рекомендации по проведению современного урока

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Итак, с чего надо начать.

Шаг I. Подготовка к уроку:

  1. четко определить и сформулировать для себя его тему;

  2. определить место урока в теме, а темы -  в годовом учебном курсе;

  3. выделить общую задачу урока;

  4. конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими;

  5. определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

  6. определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

  7. определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать особенности учащихся класса, атак же учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Шаг II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Шаг III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

– перечитать объяснительную записку;

– прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить , что требуется от учителя к данному уроку.

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– воспроизведение;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала учеником;

– задания, способствующие закреплению материала учеником.

Шаг IV. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Шаг V. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Шаг VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

– что контролировать;

– как контролировать;

– как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

Шаг V. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Шаг VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Шаг VII. Подготовленный таким образом урок должен быть оформлен, как подробный конспект (технологическая карта[приложение 1]). Технологическая карта должна отвечать на следующие вопросы:

- Какие операции необходимо выполнять.

- В какой последовательности выполняются операции.

- С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).

- Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.

- Результат выполнения каждой операции.

- Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Таким образом, было установлено, что для успешного проведения современного урока необходимо соблюдение этапов: подготовка к уроку, определение и четкая формулировка целевой установки урока, планирование учебного материала, «изюминка» урока, планирование контроля за деятельностью учащихся, подготовка оборудования, продуманность задания на дом и рекомендаций по его выполнению, оформление подробного конспекта (технологической карты), а так же создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Выводы по второй главе

В ходе исследования основных путей совершенствования урока в современной школе мы опирались на труды ученых В.К. Дьяченко, Ю.Б. Зотова, М.И. Махмутова. Ученые выделяют следующие пути совершенствования урока: усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке, осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты, повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся, оптимизация учебно-воспитательного процесса, интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке, осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. Таким образом, тщательно продуманное применение новых информационных технологий на уроке не только позволяет активизировать, дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, но и способствует разрешению ряда противоречий урока, как основной формы организации обучения в школе.

Опираясь на опыт ученых В.К. Дьяченко, Ю.Б. Зотова, М.И. Махмутова были разработаны практические рекомендации для учителей в целях совершенствования урока.

Заключение

В процессе исследования поставленная цель достигнута, задачи в целом решены, обнаружены результаты: В ходе изучения теоретических основ проблемы были выявлены следующие результаты:

Было установлено, что урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса, выявлена типология и структура современного урока. Общие требования к уроку делятся на 4 группы: воспитательные, дидактические, психологические и гигиенические. Ученые выделяют следующие проблемы современного урока:

  1. Необходимость организационной четкости проведения урока, которая бы обеспечивалась рациональным использованием каждой минуты.

  2. Необходимость привлечения учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, которая создаст у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе.

  3. Необходимость сочетания учебной информации с выполнением различных видов заданий.

Также было выявлено, что для эффективной организации учебной деятельности учащихся на уроке необходимо использовать следующие формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Сочетание всех форм организации учебной деятельности, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой.

В ходе исследования основных путей совершенствования урока в современной школе мы опирались на труды ученых В.К. Дьяченко, Ю.Б. Зотова, М.И. Махмутова. Ученые выделяют следующие пути совершенствования урока: усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке, осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты, повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся, оптимизация учебно-воспитательного процесса, интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке, осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. Таким образом, тщательно продуманное применение новых информационных технологий на уроке не только позволяет активизировать, дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, но и способствует разрешению ряда противоречий урока, как основной формы организации обучения в школе.

Опираясь на опыт ученых В.К. Дьяченко, Ю.Б. Зотова, М.И. Махмутова были разработаны практические рекомендации для учителей в целях совершенствования урока.

Список использованной литературы

  1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. Инновационные системы, процессы и технологии в начальном общем образовании. – М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

  2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, - М.: Просвещение, 1984.— 144 с.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.

  4. Лизинский В.М. «О методической работе в школе» М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.

  5. Логинова Н. В. Проблемы и перспективы развития образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — 44 с.

  6. Максимова В.Н. «Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно- экспериментальной работы школы» М.: ЛОИУУ, 1995. – 86 с.

  7. Матрос Д.Ш, Полев Д.М. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.

  8. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985. – 184 с.

  9. Онищук В.А. «Урок в современной школе». М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

  10. Подласый И.П. «Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей» — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

  11. Поташник М.М. «Управление качеством образования» М.: Педагогическое общество России, 2000. – 300 с.



Приложение 1

Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС второго поколения

В профессиональной жизни преподавателя огромную роль играет сам урок и подготовка к нему. За 45 минут урока, согласно ФГОС второго поколения, преподаватель должен сформировать навыки и умения поиска необходимой информации и работы с этой информацией, которые позволят учащемуся продолжить обучение самостоятельно.

Учитывая передовые достижения в области психологии, педагогики и применяя творческий подход к каждому уроку, преподаватель добивается требуемого результата, обеспечивая высокий уровень подготовки учащихся.

Не секрет, что подготовка к уроку требует от преподавателя не только профессионализма, но и творчества, и вдохновения. В этом отношении, преподавателю может помочь технологическая карта урока, в которой заложен алгоритм действий преподавателя и учащегося на каждом этапе обучения.

Представляю вашему вниманию развернутый вариант технологической карты с целями этапов урока для УМК «Spotlight 5», Module 2,  Lesson «CultureCorner. UKsouvenirs».   

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.       Ф.И.О. преподавателя: Лопатина Татьяна Сергеевна

2.       Класс: 5 Дата:      __.__.__          Предмет: английский язык

3.       Тема урока: «UK souvenirs. Culture Corner. ». Сувениры из Великобритании. Работа над ошибками.

4.       Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме  «UK souvenirs. Culture Corner .» , 11 урок по разделу  « That`s me!».

5.       Тип урока: урок первичного применения знаний.

6.       Дидактическая цель урока: обсудить наиболее популярные сувениры из Великобритании используя лексику урока и ранее изученный лексико-грамматический материал. Выявить и ликвидировать типичные ошибки в самостоятельной работе.

7.       Задачи урока:  обучающие –  выучить 10 новых слов по теме, научить кадет самоконтролю и самооценке;

развивающие– способствовать развитию навыков во всех видах речевой деятельности, развитию социокультурной компетенции,  языковой догадки, рефлексии, адекватной самооценки;

воспитательные– воспитывать информационную культуру, активную жизненную позицию, толерантность, умение сотрудничать и работать в группе;

8.       Материальное обеспечение урока: учебник «Spotlight 5», тетрадь к учебнику,  словари, интерактивная доска, раздаточный материал, видеоматериал  из  Internet ресурсов;

9.       Методы работы: аудиовизуальный, наглядно-образный, практический, информационно-поисковый, контроль, репродуктивный.

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

1

2

3

4

5


1.






2.








3.












4.











5.

































6.









7.








 

Этап 1 - Организационный. Цель этапа: Создать эмоциональный настрой  к деятельности на уроке. Рапорт.

2’

 

Этап 2 – Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:вовлечение в учебную деятельность.

3’

Этап 3 – Подготовка кадет к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Цель:развитие фонематического слуха и произносительных навыков: освоение правил чтения буквы U. 5’

 

 

 

 



Этап 4  – Первичное ознакомление.

 Цель: включение в целенаправленное действие, подготовка учащихся к усвоению нового материала.

5’

 

 

 

 


Этап 5 – Первичная проверка понимания.

Цель:включение в целенаправленную деятельность.

10’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза. 3’

 

 

 

 

Этап 6 – Закрепление и применение знаний.

Цель:включение в тренировочную деятельность. 5’

 

 

 

 

Этап 7 – Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствование знаний и умений.

10’

 

 

 

 

 

 

 


Этап  8 – Информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

2’

 Рефлексия. 2‘

 

Преподаватель приветствует кадет.  Создает эмоциональный и деловой настрой для работы.

 

 

 

Создает условия для осознания кадетами проблемы и подводит их к самостоятельной постановке учебной задаче.

 


Знакомит с правилом чтения буквы U, повторяет стандартную процедуру звуко-буквенных сочетаний:

Reading Rules «U»

[u:]          ruler, June, blue, glue

[ʌ]      up, uncle, cut, much, such

Побуждает кадет к рассказу о себе, задавая вопросы:  Whereareyoufrom?  Are you from Spain? What is your nationality?


Преподаватель предлагает вниманию кадет  карту Великобритании:

- Do you know what country is it?

- What’s the difference between England, the UK, Great Britain?

- Do you know how many parts has the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland got?

 

 

Создает условия для самостоятельной работы кадет в малых группах (парах).

1) Игра «Составь карту Великобритании».

2) «Найди столицу».

3) Страны и национальности.

Преподаватель обращает внимание на трудности в произношении и особенности образования прилагательных обозначающих национальности. Просит записать новые слова в словари. Отрабатывает с кадетами правильное произношение.

 

Чтение/Аудирование: развитие умений прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрациям, ознакомительного чтения.

Обращает внимание кадет на заголовок и иллюстрации, предлагает обсудить, о чем предположительно будет текст. SB: стр. 41, №1.

 

Создает условия для релаксации, перемены деятельности кадет. Поет и двигается с ними  вместе.

 

Предлагает изложить содержание прочитанного с опорой на географическую карту, используя конструкцию Icanbuy…. . Упр. 3, стр. 41.

 Озвучивает итоги контроля, предлагает дети просмотреть  самостоятельные работы и выявить в каких заданиях и в какие ошибки они совершили. Создает условия для осознания путей устранения типичных ошибок (повторение правил и тренировочные упражнения).

 Преподаватель информирует кадет о домашнем задании и способах его выполнения.

SB: стр. 44, № 2,4,6.

 

 

Создает условия для обратной связи (рефлексия в обе стороны).

Today we’ve learnt the most famous souvenirs from the Great Britain.

What are they?

 Do you remember how many parts has the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland got?




We’ve also learnt some new words. Let’s remember!

 

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, показывают готовность к уроку.

Сдают рапорт на английском языке.

 

Отвечают на вопросы преподавателя,  слушают одноклассников, самостоятельно формулируют учебную задачу.

 

 

 

Запоминают правила чтения, осознанно читают слова за преподавателем хором, индивидуально, по парам.

 

 

 

Отвечают на вопросы, рассказывают о себе.

 

 

 

Смотрят на карту, анализируют, отвечают, слушают одноклассников, выявляют, исправляют ошибки. Устанавливают соответствия между частями Великобритании и их названиями. Приходят к выводу, что GBсостоит из 4-х частей и называют их.

 





Самостоятельно в малых группах или парах

1) составляют карту Великобритании из частей,

2) находят столицы Уэльса, Англии, Северной Ирландии и Шотландии

3) сопоставляют страны и национальности (упр. 2, стр. 41).

Обращают внимание на особенности произношения и образования прилагательных, записывают слова в словари, отрабатывают произношение хором (за преподавателем) и индивидуально.

 

Читают заголовки, смотрят иллюстрации, делают свои предположения, о чем будет текст. Читают в сопровождении аудиозаписи. Проверяют свои догадки.

 

 

 

 

 

Отдыхают, танцуют, поют, снимают напряжение с глаз.

 

 

 


В парах и индивидуально пересказывают содержание текста.

 

 

 

 

 

 

Дети знакомятся с итогами работ и выявляют наиболее типичные ошибки в заданиях.

Дети самостоятельно определяют пути устранения типичных ошибок (повторяют правила и выполняют тренировочные упражнения).

 

 

 

 

 

 

Дети записывают ДЗ.

 

 

Отвечают на вопросы преподавателя, самостоятельно определяют итоги урока и качество своей работы на уроке.

 

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

 

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (Регулятивные УУД).

 

Знаково-символические УУД. Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

 

 

 

Умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД).

 

 



Поиск и выделение необходимой информации (Познавательные УУД).

 

 

 

 

 

 

 


 

Умение структурировать знания (Познавательные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор вида чтения в зависимости от цели (Познавательные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (Познавательные УУД).

 


Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта (Регулятивные УУД).

 

 

 

 

 

 

 


Уметь правильно оценивать результат коллективной работы и индивидуальной (самооценка) (Регулятивные УУД).

Предполагаемые результаты:

1.     Узнавать и применять правила чтения буквы U на практике;

2.     Знать географические особенности страны изучаемого языка;

3.     Умение работать с текстами прагматического характера;

4.     Уметь рассказывать о сувенирах из Великобритании.





приложение 2

"Электронный тренажер как средство обучения и контроля"

Образовательные технологии направлены на обеспечение включенности каждого обучающегося в учебно-познавательную деятельность. При этом для формирования нового понятия или отработки алгоритма обучающийся должен выполнить определенный набор действий. Реализации этой цели способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности учителем всевозможных тренажеров. Нередко тренажерами называют оригинальную методику обучения, контроля и оценки знаний обучающихся, предлагающую обучающему набор заданий на заданную тему с контролем правильности их выполнения.

Как одна из методик обучения, электронный тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающего. Электронный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях обучающего. Т.к. в основном тренажер представляет собой набор тестовых заданий, то по объективности, широте и скорости диагностирования он (тестирование) превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающего по усвоению учебного материала. Так, многие электронные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности.

Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность у обучающегося.

Актуальным становится использование интерактивных электронных тренажеров по разным темам учебных предметов, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Тренажеры применимы на уроках, когда важно не только систематизировать изученный материал, но и акцентировать внимание обучающихся на основных моментах изучаемой темы, необходимой для дальнейшего восприятия темы или подготовки к зачетной работе. Кроме того, визуальный ряд, используемые для создания электронного тренажера,  дополняет рисунки учебника, что повышает наглядность урока. Это делает электронный тренажер, как пособие, незаменимым не только при объяснении нового материла, но и помогает понять сложный учебный материал в случае самостоятельного его изучения обучающимся. Тренажеры можно использовать на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы обучающихся, для самостоятельной работы вне урока (в качестве домашнего задания), для ликвидации пробелов в обучении, отработки навыков решения задач или теоретических основ изученной темы.

Самостоятельная работа обучающихся с электронными тренажерами повышает их мотивацию к обучению и активность в процессе обучения. Позволяет обучающему работать в индивидуальном, комфортном для него темпе, тем самым снимает психологическое напряжение, а игровая основа вносит положительную эмоциональную окраску в занятие. Для обучающегося такая работа создает ситуацию успеха, а учитель ненавязчиво достигает своей цели: заинтересовать и мотивировать обучающегося, освоить обязательный минимум по предмету и довести до автоматизма определенные навыки.

Таким образом, одним из основных достоинств тренажеров является целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения заданий. Другим несомненным достоинством электронного тренажера является минимум временных затрат в совокупности с принципом объективной оценки результатов деятельности обучающегося в процессе работы с тренажером. Обучающийся видит результаты своей деятельности, исключающие субъективную оценку педагога или одноклассника.

Итак, электронный тренажер позволяет обучающемуся:

  • - устранять пробелы при изучении учебной дисциплины и закреплять полученные знания;

  • - самостоятельно подготавливаться к зачетной работе (контрольной работе, тестированию и т.п.);

  • - самостоятельно определять уровень подготовки и оценивать свои результаты;

  • - получать необходимые теоретические сведения, практические примеры и разъяснения к каждому тестовому заданию в процессе работы с тренажером;

  • - подготовиться к сдаче государственных экзаменов по предмету, используя варианты тренажеров, структура которых соответствует содержанию государственных образовательных стандартов.

Самой доступной для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки и проведения урока является программа для создания компьютерных презентаций Power Point. Электронные тренажеры, созданные с помощью программы презентаций Power Point, сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающегося, облегчают процесс восприятия и запоминания информации. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для него виде, да еще в форме игры, вызывает интерес у обучающегося. В этом случае применение электронного тренажера становится особенно целесообразным, так как он предоставляет информацию в привлекательной для обучающегося форме. Тем самым тренажер не только ускоряет запоминание учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Электронные тренажеры помогают дифференцировать учебный материал, включив в тренажер переход к дополнительному материалу по изучаемому предмету. Это позволяет несколько расширить материал самостоятельно изучаемого параграфа учебника. А иллюстративный и текстовый материал тренажера помогает акцентировать внимание обучающего на важнейших моментах изучаемой темы. Более того, презентация-тренажер, созданная самим учителем, позволяет скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что помогает построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

При составлении интерактивного электронного тренажера с помощью программы презентаций Power Point преподавателю желательно придерживаться следующих этапов:

  • Выбрать тему, которая обычно вызывает затруднения у большинства обучающихся,  и выделить в ней то умение, которое должно быть отработано.

  • Придумать игровой сюжет для тренажера с описанием работы с ним (инструкцией) для обучающегося.

  • Разработать задания для тренажера, чтобы обучающийся выполнял задания с использованием определенного правила, т.е. осознанно, а не механически выбирал правильный ответ. Хотя задания для тренажера составляются однотипными, но для обучающегося задания должны быть непредсказуемыми.

  • Результатом прохождения тренажера будет являться сумма набранных баллов и достижение (или не достижение) игровой цели. Количество набранных баллов можно соотнести с определенной оценкой, но можно просто дать обучающемуся необходимые рекомендации. При неуспешном прохождении тренажера предложить пройти тренажер еще раз, но только после повторного изучения соответствующей темы курса.

  • Составить тренажер таким образом, чтобы действия, которые будет выполнять обучающийся при работе с тренажером, не формировали у него неверных представлений. Исключить возможные ошибки, несколько раз апробировав тренажер.

  • Указать источники материалов, используемые для создания тренажера. Для распространения своего опыта разработать методическую поддержку (инструкцию) по работе с тренажером для педагогов.

Например, структурой для подобного электронного тренажера в программе презентаций  Power Point  может служить следующая схема (Рис. 1):

Рис. 1

Тренажер рассчитан на пять заданий (пять уровней синей пирамиды). Подбор заданий, количество правильных и неправильных ответов – это выбор учителя. Стрелками на данной схеме указаны переходы с помощью гиперссылок. В каждый слайд можно внедрить необходимые пояснения к заданиям, подсказки, включить ссылки на дополнительный материал из сети Интернет.

Опросы обучающихся говорят о том, что они активно работают с интернет-тренажерами особенно для подготовки к государственным экзаменам, но традиционно так же остается использование для подготовки к зачетным заданиям тренажеров на печатной основе. Применение интернет-тренажеров представляет собой одну из форм дистанционного обучения, главной особенностью которой является расширение возможностей и роли самообразования и самоконтроля.

В связи с компьютеризацией школ, оснащением учебных кабинетов интерактивными досками, системой «1 ученик – 1 компьютер», выходом во время учебного процесса в сеть Интернет все чаще у учителя и обучающихся появляется возможность применения тренажеров не в печатной форме, а в электронной. Электронные тренажеры являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических инструментов. Компьютерные программы позволяют создавать в тренажере целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком и различными визуальными эффектами (рисунками, видео, анимацией и др.), включать в тренажер интерактивный интерфейс и другие механизмы управления. Т.е. преподносить электронный тренажер не только как диагностирующее средство, но и как средство обучения





Приложение 3

Информационные технологии в проектной деятельности

Проектная деятельность 

Основное достижение учебного проекта заключается в предоставлении учащимся самостоятельности, которая им необходима для самоутверждения. Роль же преподавателя заключается в координировании, консультировании и оценки их действий. 

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, поиск способов решения которой и есть цель и задача учащихся. Проектное задание формулируется как необходимость достижения цели в определенных условиях. 

Метод проекта применим в изучении материала всех дисциплин. Он реализует межпредметные связи. Пусть то, что учащиеся открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой, тем не менее это имеет важнейшее для них значение: учащиеся открывают новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их в готовом виде от учителя или из учебников. В процессе поиска и размышлений они с неподдельной остротой переживают чувство первооткрывателей. 

Время уже показало эффективность проектной деятельности, так как, отказавшись однажды, школа вновь возвращается к этой педагогической технологии. Разработанный еще в начале ХХ века, метод проекта стал особенно актуальным в современном информационном пространстве. 

Информационные технологии в области образования 

Достижения науки и техники дают уникальную возможность использовать в создании учебных проектов информационные технологии. Под информационными технологиями подразумевается совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации. 

С развитием информационной сети все ее пользователи, в том числе и дети, смогут получать практически неограниченный объем информации. И тогда эрудиция и образованность каждого пользователя сети будут зависеть только от его любознательности и терпения. 

Информационная сеть будет играть главную роль в процессе обучения. Она способна объединить работы и способности лучших преподавателей и лекторов. Школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений смогут использовать их материалы в своей работе. Школьники и студенты получат возможность изучать их в интерактивном режиме. 

В информационной сети можно будет задавать вопросы и получать ответы на экране монитора или прослушивать их через звуковые колонки или наушники. Темп обучения будет подстраиваться под способности каждого индивидуального учащегося. Более способные будут учиться быстрее, а с отстающими можно будет повторять материал до тех пор, пока они его не усвоят, то есть станет возможным обучение по индивидуальному плану. При этом будет широко применяться моделирование, например астрономических, физических, химических или биологических явлений. Со временем для обучения будет применяться и виртуальная реальность. 

Направления информационных технологий в проектной деятельности 

В проектной деятельности свое применение получили следующие направления информационных технологий: 

• Ресурсы Интернета: поисковые системы и отдельно взятые сайты (historic.ru, soldat.ru, rkka.ru). 

• Электронные библиотеки и энциклопедии как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам (например, lib.ru или tululu.ru). 

• Информационные среды на основе открытых (доступных) баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам (например, общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» www.podvignaroda.mil.ru)

• Обучающие онлайн порталы различных тематик, такие, как www.gramota.ru, www.intuit.ru или lingualeo.ru. 

• Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации). Для этих целей можно использовать различные офисные пакеты приложений, таких, как MicrosoftOffice, LibreOffice, OpenOffice, StarOffice и др. 

• Мультимедиа технологии. В их числе существует огромное количество раз-личных видеоэнциклопедий, электронных учебников, интерактивные путеводителей, обучающие программы, видеокурсы в формате онлайн, ситуационно-ролевые игры и др. 

• Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети, сайты учебного заведения и/или преподавателя, дающие возможность опубликовать работу в сети Интернет. 

• Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном ре-жиме с высокой скоростью осуществить выпуск печатных материалов и документов на различных носителях. 

• Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от плагиата, от искажений при передаче и т.д.). 

Полностью раскрывать возможности перечисленных технологий не является целью, но как применяются некоторые из них в работе над проектом и пойдет речь на примере одного из воплощенных проектов «Города-герои». 

Ресурсы Интернета 

Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы по поиску ответа на простейший вопрос до технологий дистанционного обучения и получения высшего образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. В сети Интернет существуют как детские порталы, созданные для самых маленьких, еще не умеющих читать детей, так и сайты проектов и организаций, занимающихся работой над решением сложнейших научных задач. Среди всего этого множества информации действительно ценной, оригинальной и достоверной может быть достаточно малое количество. Поэтому навыки поиска необходимой информации в сети Интернет с помощью составления продуманных поисковых запросов позволяют не заблудится в этом «зеркальном лабиринте» данных и отсеять зерна действительно полезных информационных ресурсов от плевел их двойников, пустышек и прочего интернет-мусора. 

Электронные библиотеки и энциклопедии 

Трудно переоценить тот объем информации, которую могут получить юные исследователи в обычной библиотеке. Даже в рядовой школьной библиотеке можно найти весь, необходимый для работы над проектом, материал. С развитием сети Интернет в ее недрах стали появляться различные электронные библиотеки (например, lib.ru) и энциклопедии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными библиотеками. На этих Интернет-ресурсах не придется ожидать, когда вернет необходимую книгу предыдущий читатель; в этих электронных источниках информации, как правило, имеется поиск по нескольким параметрам, позволяющий быстро отыскать необходимую информацию, как в конкретной книге, так и среди нескольких источников. Информацию можно всегда скопировать, чтобы детально и основательно проработать позже, в удобное время; информацию можно быстро переработать и изменить под требования проекта. 

Ярким примером электронной энциклопедии является всем известная Википедия (wikipedia.org). Ее характерной чертой является использование собственной технологии wiki, лежащей в основе функционирования многих других электронных энциклопедических справочников различных тематик. И хотя подобные Википедии ресурсы не могут являться полноценными заменителями книг, все же они позволяют быстро отыскать ответ на конкретный вопрос, что позволяет грамотно распоряжаться временем и сосредотачиваться на более сложных этапах создания проекта. 

В работе над проектом «Города-герои» Википедия для многих учащихся стала учебным пособием, так как в школьных учебниках не было информации о большей части городов-героев. Конечно, эта электронная энциклопедия не стала основным источником информации, но она помогла найти основные даты и события, распределить работу между исполнителями. 

Открытые базы данных 

Как известно, с течением времени ранее секретные данные становятся рассекреченными. К этим данным очень часто могут получить доступ не только профессиональные историки, но и любые интересующиеся люди. Иногда эти данные оцифровываются и размещаются в сети Интернет для большего удобства исследователей. Так в сети Интернет в 2010 году появился ныне активно развивающийся и постоянно пополняемый документами проект «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (www.podvignaroda.mil.ru). 

К подобным электронным банкам документов, помогающим учащимся в поиске материала для исследовательской работы, можно отнести и различные онлайн ресурсы, хранящие оцифрованную периодику разных лет (к примеру, oldgazette.ru). Ведь любая газета – это оттиск того времени, когда она была напечатана, и зачастую она более информативна и лучше передает дух изучаемо-го отрезка времени, нежели самые подробные исторические фолианты, выпущенные в наше время. 
Если различные электронные энциклопедии и ресурсы сети Интернет дают общую картину происходивших событий, рассматриваемых в рамках проекта, то хранилища документов, подобные www.podvignaroda.mil.ru, позволяют учащимся почувствовать себя настоящими историками, ведь они работают с подлинными, пусть и оцифрованными документами. Подобная работа вносит в создаваемый проект исследовательские нотки, дух первооткрывателя, что напрямую влияет на заинтересованность в подобной работе школьников. 

Обучающие онлайн порталы 

Более современной формой заочного обучения в наше время стала дистанционная форма обучения - получение знаний без посещения высшего учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. 

Дистанционное образование дает возможность учиться удаленно от места обучения в удобное для себя время и в привычном темпе, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это позволяет современному человеку учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая учебу с основной деятельностью. Кроме того, студенту для поступления не требуется определенного образовательного уровня, и каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета и получения зачетов. 

Подобные образовательные порталы нередко абсолютно бесплатны, где зарегистрироваться и начать заниматься самостоятельно не вызывает каких-либо трудностей. В то же время, занимаясь онлайн, обучающийся не только имеет возможность использовать онлайн лекции в разработке проекта, но и приобретает необходимую для дальнейшей его защиты эрудицию и самостоятельность. 

Офисные пакеты приложений 

Многие из перечисленных технологий существенно облегчают не только сбор информации, ее обработку, но и оформление готового проекта. Например, программы MicrosoftOffice позволяют структурировать информацию, создавать схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, которые необходимы как на начальном этапе проекта, так и на заключительном, когда предоставляется готовый продукт. Проект может быть представлен в виде компьютерной презентации, созданной в программе PowerPoint. При подготовке учащимися презентаций формируются важнейшие навыки работы с информацией: критическое осмысление, выделение главного в сообщении, систематизирование и обобщение, грамотное представление и оформление проекта в рамках единого стиля. 

Мультимедиа технологии 

Мультимедиа технологии – возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме; это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. В связи с этим технологии мультимедиа идеально подходят для обучения с использованием компьютерных технологий в научно-просветительской и об-разовательной сферах. Показываете ли вы учащимся обучающее видео с помощью обычного видео плеера или перелистываете проецируемые проектором страницы электронного учебника, моделируете ли на интерактивной доске ситуационно-ролевую игру, - все это мультимедиа технологии, уже достаточно прочно закрепившиеся в нашем современном мире. И, конечно же, эти технологии удобно использовать при создании и защите проектов. 

Во время работы над проектом «Города-герои» у учащихся возникла идея создать видеоролик-обращение к сверстникам об огромном вкладе, самопожертвовании и воле советского народа в приближении победы в Великой Отечественной войне. Участниками проекта был написан сценарий, распределены роли, срежиссировано и отснято видео, которое стало логическим завершением проекта. 

Сайт учебного заведения 

Большинство учебных заведений имеет собственные сайты, где и можно разместить учебные проекты. Существующие технологии позволяют учителю, не обладающему техническими знаниями в области веб-программирования, веб-дизайна и др. создать свой собственный сайт, с помощью которого можно делиться накопленным опытом с коллегами и учащимися, имеющими доступ к сети Интернет. 

По окончании работ над проектом «Города-герои» появилась идея поместить его в сети Интернет, и первым сайтом, где он был размещен, стал dnevnik.ru. Затем, в преддверии 65-летия победы в Великой Отечественной войне было решено создать для проекта отдельный сайт. 

Заключение 

В данном методическом пособии раскрыт, конечно, не полный перечень информационных технологий, которые можно использовать в проектной деятельности, но и он позволяет создать интересные работы. 

Работа над проектом, используя последние достижения информационных технологий, позволяет школьникам усваивать учебную информацию с большим интересом и отдачей, идя в ногу со временем, положительно влияет на развитие у учащихся навыков общения со всеми участниками проекта, дает дополнительную мотивацию к изучению предмета, а также формирует творческие способности школьников. 

Доступность для образовательных целей всего многообразия информационных технологий позволяет не только продуктивно и с отдачей обучать школьников, но и поощрять их старания, публикуя их работы в сети Интернет. Ведь размещение работы на сайте школы или преподавателя дает возможность ощутить себя частью информационного пространства, где ты не только используешь чью-то информацию, но вносишь и свой вклад. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!