СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа «СВОЕОБРАЗИЕ РЕАЛИЗМА В ИЗОБРАЖЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы — проанализировать особенности и своеобразие реализма О.Бальзака в изображении действительности.

Для достижения выбранной цели в работе решаются следующие задачи:

  • выявить, в чем заключается особенность реалистического метода во французской литературе;
  • осмыслить творческий метод О. де Бальзака;
  • проанализировать специфику реализма в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио».

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа «СВОЕОБРАЗИЕ РЕАЛИЗМА В ИЗОБРАЖЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА».»











ТЕМА:

«СВОЕОБРАЗИЕ РЕАЛИЗМА В ИЗОБРАЖЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В ТВОРЧЕСТВЕ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА».









Лианская М.В.


ПЛАН


Введение

Раздел I Реалистический метод во французской литературе

Раздел II Творческий метод Оноре де Бальзака

Раздел III Специфика реализма в романах «Евгения Гранде», «Отец Горио»...

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования

Духовный климат Западной Европы после 1830 года существенно переменился по сравнению с романтической эпохой. Субъективный идеализм романтиков сменился верой во всемогущество разума и науки, верой в прогресс. Две идеи определяют в этот период мышление европейцев — это позитивизм (направление в философии, основывающееся на сборе объективных фактов с целью их научного анализа) и органицизм (эволюционная теория Дарвина, распространенная на прочие сферы жизни). XIX век — век бурного роста науки и техники, подъема социальных наук, и это стремление к научности проникает и в литературу. Художники-реалисты видели свою задачу в том, чтобы описать в литературе все богатство явлений окружающего мира, все разнообразие человеческих типов, то есть наука XIX века и реалистическая литература проникнуты одним и тем же духом сбора фактов, систематизации и выработки последовательной концепции действительности. А объяснение действительности давалось исходя из принципов эволюции: в жизни общества и личности усматривалось действие тех же сил, что и в природе, сходных механизмов естественного отбора.

К тридцатым годам XIX века окончательно сложилась новая система общественных отношений. Это была буржуазная система, при которой каждая личность была достаточно жестко закреплена за определенной социально-классовой средой, то есть время романтической “свободы”, “неприкаянности” человека прошло. В классическом буржуазном обществе принадлежность личности к определенному классу предстала как непреложный закон бытия, и соответственно стала принципом художественного освоения жизни. Поэтому реалисты используют открытия романтиков в сфере психологии, но вписывают по-новому понятого человека в исторически достоверную, современную им жизнь. Человек у реалистов обусловлен прежде всего социально-исторической средой, и в основе реализма лежит принцип социально-классового детерминизма.

Герой реалистического произведения — всегда уникальный продукт взаимодействия исторического процесса и конкретных (биологических, индивидуальных, случайных) обстоятельств, поэтому жизненный опыт каждого человека реалисты понимают как неповторимый и ценный уже самой неповторимостью, а, с другой стороны, личность представляет всеобщий, универсальный интерес, Именно этот принцип лежит в основе творчества О. Бальзака (1799-1851г.г.).

В своем цикле «Человеческая комедия» он стремился как можно шире охватить жизнь, показать все детали общественного устройства, все типы человеческих отношений, для чего требовались произведения больших объемов. Ведущим жанром в его творчестве становится роман — жанр крупного эпического повествования, в котором есть место гигантскому жизненному материалу. На раннем этапе реализма романы отличались большим, чем принято сегодня, объемом. Кроме того, роман был в ХГХ веке самым новым из существовавших жанров, то есть жанром без груза канонической традиции. Роман — это жанр, открытый всему новому; романист исследует жизнь свободно и непредвзято, не зная заранее, куда его приведет его художнический поиск. Этим роман сродни духу научного поиска. Эту сторону романа подчеркивал О. Бальзак, и под его пером жанр превратился в инструмент исследования и познания действительности, внешних и внутренних конфликтов человеческой жизни. Каждый роман О Бальзака отражает действительность в формах самой жизни.

В реалистическом романе, как правило, “положительный” герой противостоит как носитель идеала существующим формам социального общежития, но, в отличие от романтической литературы, в реалистическом романе разлад между героем и миром не переходит в оппозицию. Герой может отвергать свое непосредственное окружение, но никогда не отвергает мир в целом, он всегда сохраняет надежду реализовать свой субъективный мир в каких-либо иных сферах бытия. Поэтому реалистический роман основан одновременно на противоречии между героем и миром и на глубокой внутренней общности между ними.

Цель данной работы — проанализировать особенности и своеобразие реализма О.Бальзака в изображении действительности.

Для достижения выбранной цели в работе решаются следующие задачи:

  • выявить, в чем заключается особенность реалистического метода во французской литературе;

  • осмыслить творческий метод О. де Бальзака;

  • проанализировать специфику реализма в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио».

Объектом исследования становятся произведения О де Бальзака «Евгения Гранде» и «Отец Горио».

Предметам исследования является своеобразие реализма в изображении действительности в творчестве О. Бальзака.

Методы исследования: типологический, литературно-критический, историко-литературный, синтеза и анализа.

Теоретико-методологической базой были труды отечественных исследователей: Калюжной Л., Каневского Л, Грифцова Б., Першиной О.Д., Чичериной А.В., Бондаревой А., Ионкиса Г.Э., Эльдарова Г.М., Бахмутского В.Я., посвященные проблемам творчества О. де Бальзака.

Научная новизна в данной работы состоит в том, что в ней обобщен и систематизирован материал по особенностям творчества выдающегося французского писателя-реалиста Х1Хвека.

Практическое значение работы заключается в том, что её результаты могут стать базой для дальнейшего глубокого исследования, а так же как сообщение на практических занятиях по зарубежной литературе указанного периода.

Заметим, что в те времена еще не произошло размежевание терминов «романтизм» и «реализм». На протяжении всей первой половины XIX в. реалисты почти неизменно именовались романтиками. Лишь в 50-е годы - уже после смерти Стендаля и Бальзака - французские писатели Шанфлери и Дюранти в специальных декларациях предложили термин «реализм». Однако важно подчеркнуть, что метод, теоретическому обоснованию которого они посвятили многие труды, уже существенно отличался от метода Стендаля, Бальзака, Мериме, несущего на себе отпечаток своего исторического происхождения и обусловленной им диалектической связи с искусством романтизма. Поэтому структура работы состоит из введения, теоретической части и анализа произведений О.де Бальзака (II и Ш разделы), заключения и списка литературы.


I РАЗДЕЛ. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.


Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности приобретает наследуемый реалистами важнейший из принципов романтической эстетики - принцип историзма. Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. Ее-то, поименованную романтиками историческим колоритом, и призваны были раскрыть художники слова в своих произведениях. Однако сформировавшийся в ожесточенной полемике с классицистами принцип историзма у романтиков имел под собой идеалистическую основу. Принципиально иное наполнение обретает он у реалистов. Опираясь на открытия школы современных им историков (Тьерри, Мишле, Гизо), доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход этой борьбы,- народ, реалисты предложили новое, материалистическое прочтение истории. Именно это и стимулировало их особый интерес как к экономическим структурам общества, так и к социальной психологии широких народных масс (не случайно «Человеческая комедия» Бальзака начинается «Шуанами», а одним из последних ее романов являются «Крестьяне»; в этих произведениях отражен опыт художественного исследования психологии народных масс). Наконец, говоря о сложной трансформации открытого романтиками принципа историзма в реалистическом искусстве, необходимо подчеркнуть, что принцип этот претворяется реалистами в жизнь при изображении не давно прошедших эпох (что характерно для романтиков), а современной буржуазной действительности, показанной в их произведениях как определенный этап в историческом развитии Франции.

Расцвет французского реализма - это был период так называемой Июльской монархии, когда Франция, покончив с феодализмом, основывает, по словам Энгельса, «чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна. И борьба поднимающего голову пролетариата против господствующей буржуазии тоже выступает здесь в такой острой форме, которая другим странам неизвестна»* [6,с.43] «Классическая ясность» буржуазных отношений, особо «острая форма» выявившихся в них антагонистических противоречий и подготавливают исключительную точность и глубину социального анализа в произведениях великих реалистов. Трезвость взгляда на современную Францию - характерная особенность французского реализма. Свою главную задачу великие реалисты видят в художественном воспроизведении действительности как она есть, в познании внутренних законов этой действительности, определяющих ее диалектику и разнообразие форм.

Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции трудно переоценить. Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Им же принадлежит заслуга открытия нового типа героя, вступающего в противоборство с этим обществом. Последовательная, бескомпромиссная критика буржуазных отношений с высоких позиций гуманизма составит самую сильную сторону французских реалистов, расширивших, обогативших опыт своих предшественников в этом, направлении и, главное - придавших антибуржуазной критике новый, социальный характер.

Одно из самых значительных достижений романтиков по праву усматривают в их искусстве психологического анализа, в открытии ими неисчерпаемой глубины и многосложности индивидуальной личности. Этим достижением романтики также сослужили немалую службу реалистам, проложив им дорогу к новым высотам в познании внутреннего мира человека. Особые открытия в этом направлении предстояли Стендалю, который, опираясь на опыт современной ему медицины (в частности, психиатрии), существенно уточнит знания литературы о духовной стороне жизни человека и свяжет психологию индивидуума с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, в эволюции, обусловленной активным воздействием на личность многосложной среды, в которой эта личность пребывает.

Объективное отражение действительности в реалистическом искусстве всегда органически включает в себя и начало субъективное, выявляющееся прежде всего в авторской концепции действительности. Художник, по Бальзаку, не простой летописец своей эпохи. Он - исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт. Поэтому вопрос о мировоззрении писателя-реалиста всегда остается важнейшим для историка литературы, изучающего его творчество. Случается, что личные симпатии художника вступают в противоречия с обнаруживаемой им истиной. Специфика и сила реалиста - в умении преодолевать это субъективное во имя высшей для него правды жизни.

Именно глубокая, бескопромиссная критика антигуманных и социально несправедливых основ буржуазного строя, утвердившегося на обломках феодальной монархии, и составляет главную силу реализма ХТХ столетия.

Однако при этом не следует забывать, что Принцип историзма, составивший основу творческого метода великих мастеров прошлого столетия, всегда обусловливает изображение действительности в непрерывном развитии, движении, предполагающем не только ретроспективный, но и перспективный показ жизни. Отсюда способность Бальзака увидеть людей будущего в республиканцах, борющихся за социальную справедливость против буржуазной олигархии, и жизнеутверждающее начало, пронизывающее его творчество. При всей первостепенной значимости, которую приобретает критический анализ действительности, одной из важнейших проблем для великих мастеров реализма остается проблема положительного героя. Отдавая себе отчет в сложности ее решения, Бальзак замечает: «...порок более эффектен; он бросается в глаза... добродетель, напротив, являет кисти художника лишь необычайно тонкие линии. Добродетель абсолютна, она едина и неделима, подобно Республике; порок же многообразен, многоцветен, неровен, причудлив». [1, стр.129]


.

II РАЗДЕЛ. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ОНОРЕ де БАЛЬЗАКА.


Бальзак жил в эпоху больших исторических событий. За десять лет до его рождения во Франции произошла революция 1789 года. Ему довелось быть свидетелем наполеоновских войн и двух революций (1830 и 1843 гг.). Он пережил режим Империи Наполеона, Реставрацию и правительство Луи-Филиппа. В стране, где еще недавно господствовал феодальный уклад жизни, быстро складывались буржуазные отношения, и внимательный наблюдатель мог подвести некоторые итоги происшедшим вокруг переменам.

Перед изумительными взорами наиболее проницательных современников Бальзака открылась бездна чудовищных общественных противоречий, которых не знала ни одна ни другая эпоха. Разнузданный эгоизм, война всех против всех, жестокая эксплуатация народных масс, упадок нравственности и морали пришли на смену порокам феодального общества Развитие торговли и промышленности, быстрые успехи науки оказались выгодными лишь господствующим классам.

Стремление трезво оценить все то, что принесло с собой господство буржуазии, заставляло художников слова видеть в искусстве средство художественного познания действительности. Вместе с тем правдивое изображение противоречий буржуазного общества означало его осуждение. Реализм этих писателей приобретал критическую направленность. Но, разоблачая и обвиняя новую общественную систему, реалисты лишь смутно угадывали возможность иного общественного устройства, лежащего за пределами собственнических отношений. Их положительные идеалы утопичны, а порою и реакционны. Творчество Бальзака — яркое свидетельство как исторической силы, так и исторической ограниченности критического реализма. [18,с. 7]

Оноре де Бальзак — основатель реализма во французской литературе. Оноре де Бальзак (истинная фамилия Вальса) начал писать романы ради заработка, покинув скучную работу в адвокатской конторе. И очень быстро удивил мир абсолютной зрелостью своего стиля. “Последний шуан, или Бретань в 1800 г.” (1829) и “ Сцены частной жизни” (1830), даже, вызвали мысль: после этих произведений Бальзак уже больше не рос как художник, а просто выпускал в мир одно произведение за другим, за две недели создавая очередной роман. Как бы там не было, "Последний шуан" - первое произведение Бальзака, подписанное его истинным именем, вбирает в себя все составные творчества писателя, который начал как автор сугубо коммерческих романов о вампирах (“Арденский викарий”, “Столетний старец”) и вдруг решил создать серьезный роман. Бальзак избрал в качестве учителей Скотта и Купера. У Скотта его привлекал исторический подход к жизни, но не удовлетворяли тусклость и схематизм характеров. Молодой писатель решает пойти в своем творчестве путем Скотта, но показывать читателям не столько моральный образец в духе собственного этического идеала (как это делал Скотт), а живописать страсть, без которой не существует по-настоящему гениального творения. Вообще, отношение к страсти у Бальзака было противоречивым: “убийство страстей означало бы убийство общества”, - говорил он; и прибавлял: “ страсть является крайностью, она является злом”. [9,с.42] То есть Бальзак в полной мере осознавал греховность своих персонажей, но и не думал отказываться от художественного анализа греха, который его очень интересовал и, практически, составлял основу его творчества. Романтик Мюссе говорил о своей нацеленности на изучение зла. И в том, как Бальзак интересуется человеческими пороками, безусловно, ощущается определенная судьба романтического мышления, которое было присущим большому реалисту всегда. Но человеческий порок Бальзак, в отличие от романтиков, понимал не как зло онтологическое, а как порождения определенной исторической эпохи, определенного отрезка существования страны, общества. То есть порок для Бальзака является явлением намного более реальным и более понятным, чем для романтиков. Мир романов Бальзака несет в себе четкую определенность материального мира. Частная жизнь здесь очень тесно связанна с жизнью официальной, потому что большие политические решения не с неба спускаются, а осмысливаются и обсуждаются в гостиных и нотариальных конторах, в будуарах певиц, сталкиваются с личными и семейными отношениями. Социум исследован в романах Бальзака настолько детально, что, даже, современные экономисты и социологи изучают залог общества в его романах. Бальзак показывал взаимодействие между людьми не на фоне Бога, как это делал Шекспир, он показывал взаимодействие между людьми на фоне экономических отношений. Общество у него выступает в виде живого существа, единого живого организма. Это существо постоянно двигается, меняется, но суть ее остается неизменяемой: более сильные поедают слабых.

Бальзак любил повторять: “Самим историком должно быть французское общество. Мне остается лишь служить его секретарем.” [14, стр.67]. Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но замалчивают средства его обработки, которые “секретарскими” нельзя назвать. С одной стороны Бальзак опирался в ходе создания образов на то, что видел в реальной жизни (имена практически всех героев его произведений можно найти в газетах того времени), но на основе материала жизни он выводил определенные законы, по которым существовало (да и, к сожалению, существует общество). Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такое значение приобретает в его творчестве прием типизации (от греческой typos - отражение). Типичный образ имеет конкретное оформление (внешность, характер, судьба), но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке.

И писателю, особенно начинающему, стоит обратиться к наследию Бальзака. Умению быть настоящим новатором можно у него поучиться.

Никто до Бальзака не исходил из таких мельчайших обстоятельств человеческой жизни, как забор, калитка, лестница, печатный станок, никто не завершал свой образ мира таким действительно полным пониманием всего современного общества, всех его слоев, классов, профессий, всех типов людей разных, последовательно сменяющих эпох.

Проницательности нужно учиться у Бальзака, умению видеть смысл всякой вещи, отпечаток человеческого духа во всем [15, стр. 148].

Автор в романе Бальзака —- не скрытая за ширмою невидимка, он все время здесь, со своими героями, среди них, со своими думами, со своим глубоким нравственным чувством.

Бальзак создавал типичные образы по-разному. Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в “Монографии о рантье”, а мог заострять отдельные черты характера или создавать обостренные ситуации, как например, в повестях “Евгения Гранде” и “Гобсек”. Вот например описание типичного рантье: “Практически все лица этой породы имеют на вооружении тростину или табакерку... Подобно всем лицам из рода “человек” (млекопитающие), он имеет семь клапанов на лице и, скорее всего, владеет полной костной системой... Его лицо бледное и часто имеет форму луковицы, оно не имеет характерности, которая и является его характерным признаком”. [17]. А вот набитый испорченными консервами, никогда не топленный камин в доме миллионера - Гобсека, безусловно, является чертой обостренной, но именно эта обостренность подчеркивает типичность, разоблачает тенденцию, которая существует в реальности, предельным выражением которой выступает Гобсек.

В 1834 - 1836гг. Бальзак выпускает 12-томное собрание собственных произведений, которое получает название “Этюды о нравах XIX столетия”. А в 1840-1841 гг. назревает решение об обобщении всего художественного опыта под названием “Человеческой комедии”.

Мы читаем не собрание сочинений, мы рассматриваем огромную панораму жизни. “Человеческая комедия” является ярким примером саморазвития произведения искусства, который никогда не уменьшает величия произведения, а наоборот - предоставляет ему величия чего-то предоставленного от Природы. Именно таким могущественным, намного превышающим личность автора, и есть гениальное творчество Бальзака

Бальзак сравнивает жизнь общества с жизнью природы, поэтому ставит перед собой цель исследовать его, определить основные виды, типы, на которое общество делится, описать их и, таким образом, приблизиться к пониманию общества. Умение Бальзака раскрывать органическую взаимосвязь отдельного и общего стало основой задуманного произведения. Автор понимал, что поставил очень сложную задачу, потому что взаимоотношения между людьми многогранные и значительно сложнее, чем между животными. Бальзак задумал 120 произведений, но успел завершить 96. "Человеческая комедия" создавалась на протяжении почти всей творческой жизни писателя.

Произведение состоит из трех частей: "Этюды о нравах", "Философские этюды", "Аналитические этюды".

Наибольшая часть "Человеческой комедии" - "Этюды о нравах" разделяются на "Сцены частной жизни", "Сцены военной жизни", "Сцены сельской жизни". Именно в этих этюдах автор подает детальное описание всех человеческих типов. Этот раздел имел свой собственный план и разделение на подразделения его неслучайны. Во-первых, это дало возможность автору показать панорамы общества. Во-вторых, в структуре разделения оказался бальзаковский взгляд на развитие общества и человека. По мнению Бальзака, общество и каждый отдельный человек проходят похожие стадии в своем развитии: от рождения до старости. "Сцены частной жизни" символизируют такое время в жизни человека, когда ей полезны идеалы и иллюзии. Пору зрелости символизируют другие разделы. А "Сцены сельской жизни" соответствуют этому периоду жизни, когда человек подводит итоги, осмысливает пережитое. Чтобы представить единство всей структуры "Человеческой комедии", Бальзак использует разные приемы, но важнейший - "сквозные персонажи": одни и те же самые герои выступают в разных романах и повестях, то как главные, то как второстепенные. Сюжеты отдельных романов, повестей, составляющие "Человеческую комедию", отходят на задний план, а на первый выходит сама жизнь, её движение, хаотичное, но закономерное. И еще Бальзак писал: «Я не верю в бесконечное совершенствование человеческого Общества, я верю в совершенствование самого человека. Те, кто думает найти у меня намерение рассматривать человека как создание законченное, сильно ошибаются. [14, с. 16]

Произведения, подобного «Человеческой комедии», мировая литература еще не знала. Это понимает и сам Бальзак: «Запасшись основательным терпением и мужеством, я, быть может, доведу до конца книгу о Франции девятнадцатого века, книгу, на отсутствие которой мы все сетуем и какой, к сожалению, не оставили нам о своей цивилизации ни Рим, ни Афины, ни Тир, ни Мемфис, ни Персия, ни Индия» [1, с.6]

Однако творец «Человеческой комедии» - не беспристрастный копиист нравов. «Суть писателя,- подчеркивает он,- то, что его делает писателем и, не побоюсь... сказать, делает равным государственному деятелю, а быть может, и выше его,- это определенное мнение о человеческих делах, полная преданность принципам». [1 с. 10]. Вот почему можно и должно говорить о строгой концептуальности великого создания Бальзака. Суть ее определяется уже к 1834 г., хотя и будет претерпевать изменения по мере эволюции мировоззрения и эстетических принципов художника.

Называя части своей эпопеи этюдами, Бальзак словно бы утверждает: его труд художника сродни труду ученого, тщательно исследующего живой организм современного общества - от его многослойной, находящейся в постоянном движении экономической структуры до высоких сфер интеллектуальной, политической и научной мысли. «Мне нужно было, - напишет он позднее,- изучить основы или одну общую основу... социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий» [1,с. 14]. Этот основной «социальный двигатель» Бальзак открывает в борьбе эгоистических страстей и материальных интересов, характеризующих общественную и частную жизни Франции первой половины XIX в. Социальным двигателем и определена - в интерпретации писателя - диалектика исторического процесса, отмеченного неизбежной сменою отжившей свой век феодальной формации формацией буржуазной.

В своей эпопее Бальзак стремится проследить, как этот основной процесс проявляется в различных сферах общественной и частной жизни, в судьбах людей, принадлежащих к различным социальным группам,- от потомственных аристократов до трудового люда города и деревни.

В процессе работы над эпопеей вырисовывается бальзаковская концепция типического, являющаяся основополагающей для всей эстетики реалистического искусства. «Тип,- утверждает Бальзак,- персонаж, обобщающий в себе характерные черты всех тех, которые с ним более или менее сходны, образец рода». [19] При этом тип как явление искусства - существенно отличен от явлений самой жизни, от своих прототипов. «Между этим типом и многими лицами данной эпохи» можно найти точки соприкосновения, но, предупреждает Бальзак, если бы герой «оказался одним из этих лиц, это было бы обвинительным приговором автору, ибо его персонаж не стал бы уже открытием» [18].

Важно подчеркнуть, что типическое в концепции Бальзака отнюдь не противостоит исключительному, если в этом исключительном находят концентрированное выражение закономерности самой жизни. Более того, подобно стендалевским, почти все главные герои «Человеческой комедии» - личности в той или иной мере исключительные. И все они неповторимы в конкретности н живости своего характера - в том, что Бальзак называет индивидуальностью. Таким образом, типическое и индивидуальное в персонажах «Человеческой комедии» диалектически взаимосвязаны, отражая двуединый для художника творческий процесс - обобщение и конкретизацию. Категория типического распространяется у Бальзака и на обстоятельства, в которых действуют герои, и на события, определяющие движение сюжета в романах. («Не только люди, но и главнейшие события отливаются в типические образы».) [19].

Выполняя свое намерение изобразить в эпопее «две или три тысячи типичных людей определенной эпохи», Бальзак осуществил реформу литературного стиля. Созданный им принципиально новый стиль отличен от просветительского и романтического. Главная суть его реформы - в использовании всех богатств общенационального языка.

В 1834 г. в момент оформления общего плана бальзаковской эпопеи, она еще не названа «Человеческой комедией». Название это родится позже (по аналогии с «Божественной комедией» Данте), отразив главный критический пафос произведения. Если истоки буржуазной Франции связаны с величественными и трагическими событиями революции 1789 г., то Июльская монархия являет собою, в восприятии Бальзака, жалкую и одновременно жестокую карикатуру на идеалы вождей этой революции. Трагедия XVIII столетия сменилась комедией середины XIX, комедией, которую разыгрывают - иногда даже неведомо для себя (отсюда характерное заглавие одного из произведений «Человеческой комедии»: «Комедианты неведомо для себя») - реальные наследники великих революционеров. Назвав свою эпопею «Человеческой комедией», Бальзак, по существу, выносил приговор всему буржуазно-дворянскому обществу своего времени. Отразился в этом названии и внутренний драматизм эпопеи, первая часть шторой «Этюды нравов» не случайно поделена на «сцены», как принято в драме. Подобно драматургическому произведению, «Человеческая комедия» насыщена конфликтными ситуациями, диктующими необходимость активного действия, яростного противоборства антагонистических интересов и страстей, разрешающегося чаще всего для героя трагически, иногда - комически, реже - мелодраматически.

В «Человеческой комедии», Бальзак дает нам самую замечательную реалистическую историю французского «общества», «парижского света», описывая в виде хроники, год за годом с 1816 по 1848г., усиливающееся проникновение поднимающейся буржуазии в дворянское общество, которое после 1815 года перестроило свои ряды и снова, насколько это было возможно, показало образец старинной французской изысканности. Он описывает, как последние остатки этого образцового, для него, общества либо постепенно уступали натиску вульгарного богача-выскочки, либо были им развращены... Вокруг этой центральной картины Бальзак сосредотачивает всю историю французского общества, из которой я даже в смысле экономических деталей узнал больше (например, о перераспределении движимого и недвижимого имущества после революции), чем из книг всех специалистов — историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взяты.

Выполняя свое намерение изобразить в эпопее «две или три тысячи типичных людей определенной эпохи», Бальзак осуществил реформу литературного стиля. Созданный им принципиально новый стиль отличен от просветительского и романтического. Главная суть его реформы - в использовании всех богатств общенационального языка. Многими из современников (в частности, таким серьезным критиком, как Сент-Бёв, а позже - Э. Фаге, Брюнетьером и даже Флобером) эта суть была либо не понята, либо не принята. Ссылаясь на многословие, шероховатость, «вульгарную патетику» Бальзака, они упрекали его за «дурной стиль», в котором будто бы сказалось его «страшное бессилие» как художника. Однако уже в ту пору раздавались голоса и в защиту языкового новаторства Бальзака. Т. Готье, например, писал: «Бальзак был вынужден выковывать для своих нужд особый язык, в который вошли все виды технологии, все виды арго, науки, искусства, закулисной жизни. Вот почему поверхностные критики заговорили о том, что Бальзак не умеет писать, тогда как у него... свой стиль, превосходный, фатально и математически соответствующий его идее». Принцип еще небывалого в литературе «многоголосья», отмеченного Готье, и составляет главную примету бальзаковского стиля, явившегося подлинным открытием для всей последующей литературы. Об органической связи этого стиля с самим методом работы художника над «Человеческой комедией» великолепно сказал Золя, считавший, что этот стиль всегда оставался «собственным стилем» Бальзака: «Строитель употребил в дело все материалы, какие только попались ему под руку: гипс и цемент, камень и мрамор, даже песок и грязь из придорожных канав. И своими грубыми руками... „смешивая грандиозное и пошлое", оставляя „зияющие бреши", он „воздвигал эту башню с таким глубоким чувством великого и вечного, что остов ее, кажется, сохранится навсегда"» [ 10, с. 83].


III Раздел. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗМА БАЛЬЗАКА В РОМАНАХ «ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ» И «ОТЕЦ ГОРИО».


В 1833 г. выходит в свет роман «Евгения Гранде», определивший новую веху в творческом развитии Бальзака. Произведение это «не походит ни на что из созданного мною до сих пор»,- отмечает сам писатель,- «Здесь завершилось завоевание абсолютной правды в искусстве: здесь драма заключена в самых простых обстоятельствах частной жизни». Предметом изображения в новом романе является буржуазная повседневность в ее внешне ничем не примечательном течении. Место действия - типичный для французской провинции город Сомюр. Действующие лица - сомюрские обыватели, интересы которых ограничены узким кругом каждодневных забот, мелкими дрязгами, сплетнями да погоней за золотом. Культ чистогана здесь главенствующий [17].

Главный герой, направляющий действие трагедии, - отец Евгении. Образ провинциального богача Феликса Гранде - характерное для Бальзака создание первой половины 1830-х годов. Нередко его сопоставляют с образом Гобсека. Именно это сопоставление и выявляет новые качества углубляющегося и обогащающегося реализма писателя. Подобно Гобсеку, Гранде - личность исключительная. Но исключительная на фоне обывателей Сомюра, по сравнению с которыми Гранде безусловно более умен, хитер, ловок, дипломатичен, а потому - неизменно удачлив. Однако его ум прагматичен, ограничен делячеством. Не под силу ему и гобсековская проницательность суждений о мире, жизни и человеке. Заметно измельчал папаша Гранде и в главной страсти - накопительстве. Если у Гобсека культ золота еще освящен философски осмысленным могуществом золота и оборотной своей стороной имел определенную общественную активность героя, то Гранде просто любит деньги ради денег. Конечная бессмысленность его накопительства очевидна.

"В коммерции г-н Гранде был похож на тигра и на боа: ое умел лечь, свернуться в клубок, долго вглядываться в свою добычу и ринуться на неё; потом он разевал пасть, пасть своего кошелька, проглатывал очередную долю экю и спокойно укладывался, как змея, переваривающая пищу; все это проделывал он бесстрастно, холодно, методически» - пишет Бальзак [3, с. 11]

Страсть к золоту подавляет и извращает в Феликсе Гранде естественные человеческие чувства. Весть о самоубийстве брата оставляет его абсолютно равнодушным. К судьбе осиротевшего племянника он не испытывает ни сострадания, ни родственного участия, быстро сплавляя лишнего нахлебника подальше в Индию. Жену и дочь скряга лишает самого необходимого, экономя даже на визитах врача. Своему обычному безразличию к умирающей жене Гранде изменяет лишь после того, как узнает, что ее смерть грозит возможностью раздела состояния, ибо не он, а Евгения является законной наследницей матери. Единственное живое существо, к которому он по-своему привязан, - дочь. Да и то главным образом потому, что видит в ней будущую хранительницу накопленных сокровищ. «Береги золото, береги! Ты дашь мне ответ на том свете», - таковы последние слова отца, обращенные к дочери [Зс. 159].

Страсть к накопительству не только нравственно дегуманизирует Феликса Гранде - она преступна по отношению к людям, зависящим от скупца. В ней объяснение забитости, обездоленности и безвременной кончины жены, В ней причины загубленной жизни Евгении, которой отец отказал в естественном и законном праве любить и быть любимой. В ней сокрыт и первый толчок к печальной эволюции Шарля Гранде, вступившего в дом дяди еще не испорченным юношей, а вернувшегося из навязанных ему странствий «черствым и алчным» дельцом, сколотившим изрядное состояние, но утратившим при этом лучшие черты своего «Я», некогда сблизившие его с Евгенией.

Губительное начало, заключенное в накопительской страсти,- главная причина все более критического и непримиримого отношения автора к герою-буржуа, утверждавшему с помощью золота свое господство в обществе. Бальзак писал: «Евгения раскладывала луидоры на столе, и он целыми часами не спускал глаз с золотых монет» - это согревает меня, говорил он иногда, и лицо его принимало блаженное выражение» [Зс.159]. Папаша Гранде в своей внутренней однозначности и примитивности уже никаких симпатий в писателе не пробуждает.

Существенные изменения претерпевает и метод Бальзака, определяющий принципы раскрытия характера. Реалистический образ Феликса Гранде лишен романтического начала. В сомюрском буржуа нет ничего загадочного. Все в нем весьма прозаично и прояснено до конца. Выстраивая биографию Гранде, Бальзак в обширной экспозиции аналитически обнажает истоки, этого социально-исторического феномена, связанные с особенностями развития Франции в конце ХУШ - начале XX в. Выясняется, что основы своего благосостояния сомюрский миллионер (в прошлом простой бочар) заложил в годы Великой французской революции, открывшей ему доступ к владению богатейшими земельными угодьями, экспроприированными республикой у духовенства и дворянства. В период Наполеона Гранде становится мэром города и использует этот пост, чтобы провести «превосходную железную дорогу» к своим владениям, повысив тем самым их в цене. Бывший бочар уже именуется господином Гранде, получает орден Почетного легиона. Не препятствуют росту его благосостояния и условия эпохи Реставрации - именно в эту пору он удваивает свое богатство. Сомюрский буржуа типичен для Франции тех времен. Его судьба отражает биографию целого класса - буржуазии, выдвинувшейся в период революции 1789 г. и упрочившей свое экономическое господство в последующие периоды развития Франции. В обнаружении «корней» феномена Гранде и проявляется во всей своей зрелости историзм художественного мышления Бальзака, лежащий в основе все большего углубления его реализма.

Сомюрскому скряге-миллионеру противопоставлена его дочь, драматическая история которой определяет движение сюжета в романе. "Евгения принадлежала к типу девушек крепкого сложения... весь облик её был облагорожен кротостью христианского чувства, просветляющего женщину и придающего ей тонкую душевную прелесть ... У неё была большая голова, мужской лоб и серые лучистые глаза» - пишет о ней писатель [3,с. 56].

Именно Евгения с ее равнодушием к золоту, высокой духовностью и естественным стремлением к счастью отваживается вступить в конфликт с папашей Гранде. Истоки драматической коллизии - в зародившейся любви героини к ее юному кузену. Шарлю. Евгения, казавшаяся всему Сомюру такой же покорной и слабой, как ее мать, неожиданно обретает в себе недюжинные силы, чтобы бросить вызов деспоту - отцу. В борьбе за Шарля - любимого и любящего ее - она проявляет редкостную дерзость и упорство. Пораженный силой ее сопротивления Гранде, считающий брак Евгении с «нищим» Шарлем мезальянсом, вынужден идти обходным путем, снарядив племянника в «поход» за золотом в далекую Индию. Однако и в разлуке Евгения сохраняет верность своему избраннику, не сдавая отцу ни одной из своих позиций. И если счастье ее так и не состоялось, то причина тому не всесилие Феликса Гранде, а сам Шарль, предавший юношескую любовь во имя денег и положения в свете. Так силы, враждебные Евгении, одержали в конечном итоге верх над бальзаковской героиней, лишив ее того, для чего она была предназначена самой природой. Бальзак намеревался показать, как исключительная, одарённая чувствами Евгения увядает в условиях безрадостного существования.

Последний горький штрих: преданная Шарлем, утратившая вместе с любовью смысл жизни, внутренне опустошенная Евгения в конце романа по инерции продолжает существовать, словно бы выполняя завет отца: «Несмотря на восемьсот тысяч ливров дохода, она живет все так же, как жила раньше бедная Евгения Гранде, топит печь в своей комнате только по тем дням, когда отец позволял ей... Всегда одета, как одевалась ее мать. Сомюрский дом, без солнца, без тепла, постоянно окутанный тенью и исполненный меланхолии - отображение жизни ее. Она тщательно собирает доходы и, пожалуй, могла бы показаться скопидомкой, если бы не опровергала злословия благородным употреблением своего богатства... Величие ее души скрадывает мелочность, привитую ей воспитанием и навыками первой поры ее жизни. Такова история этой женщины - женщины не от мира среди мира, созданной для величия супруги и матери и не получившей ни мужа, ни детей, ни семьи» [3, с. 182-183].

В романе "Евгения Гранде" проявились наиболее характерные черты монументальной прозы Бальзака. Роман построен на тщательных портретных зарисовках жителей французского городка Сомюра. По объемности, умению выявить характерное портреты Бальзака современники сравнивали с картинами Рембрандта, когда хотели подчеркнуть их живописность. Когда заходила речь о сатирических чертах таланта Бальзака, его сравнивали с гравюрами Домье.

Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. "Добряк" Гранде своего рода накопитель. Но это человек, еще связанный с землей, в прошлом виноградарь и бочар. Он разбогател, скупая имения духовенства в период революции 1789г. Как и Гобсека, золото "грело" душу старика, стало для него единственной мерой вещей, высшей ценностью жизни. В этом смысле Гранде, по словам Бальзака, был типичным представителем своего времени. "Скряги не верят в будущую жизнь, для них все — в настоящем. Эта мысль бросает ужасный свет на современную эпоху, когда больше, чем в какое бы то ни было другое время, деньги владычествуют над законами, политикой и нравами", — читаем мы в романе [3,с. 121].

Монотонное течение провинциальной жизни старика Грандо, его жены и дочери нарушается приездом из Парижа Шарля Гранде, кузена Евгении, в тот момент потерявшего отца, разорившегося на финансовых операциях. Шарль представляет наименее зараженную меркантильными интересами ветвь семьи. Он избалован родителями, упивается светскими успехами. В отличие от Евгении, обладающей

сальным характером, Шарль уже "размотал" "зерно чистого золота, брошенное в его сердце матерью".

Внезапно вспыхнувшая любовь Евгении к Шарлю, его отъезд в Вест-Индию, его женитьба после возвращения в Париж на дочери маркиза д'Обрион — таков сюжет романа.

Однако в романе описана не только драма любви, верности и непостоянства. Писателя главным образом привлекает драматизм имущественных отношений, которые, как показывает Бальзак, правят людьми. Евгения Гранде не только жертва тирании отца. Погоня за богатством отняла у нее и Шарля, не брезговавшего работорговлей в Вест-Индии. Шарль, вернувшись, растоптал любовь Евгении, ту любовь, которая за семь лет странствий Шарля стала "тканью жизни" затворницы из Сомюра. К тому же Шарль еще и "продешевил", поскольку Евгения, единственная наследница отца, была во много раз богаче новой невесты Шарля.

Бальзак написал свое произведение в защиту истинно человеческих взаимоотношений между людьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры. Роман "Евгения Гранде" был новаторским произведенном именно потому, что в нем без прикрас показана типичная жизнь французкого общества 19в.

Роман «Отец Горио», созданный в 1834 году остается главным входом, через который мы проникаем в величественное здание, названное Бальзаком «Человеческой комедией». Роман «Отец Горио» также является одним из самых ярких и драматических по силе изображения глубины человеческого страдания.

По мнению Бальзака, вовсе не нужно быть героем, избранником, великим человеком, чтобы вобрать в себя всю силу страдания и страсти. Трагедия современного общества уравняла всех. Самого маленького человека окружает ореол величия, когда он испытывает сильные страдания или большую страсть. Мысль эту подтверждает судьба Горио. Что может быть банальнее его жизни! «Вермишельщик», «макаронщик», как зовут его в доме Воке, разбогател во время революции. Случай типичный для того времени. Спекулируя мукой во время голода, Горио сколотил большое состояние, женился и души не чаял в своей супруге. Но жена вскоре умерла, оставив ему двух дочерей. Тогда Горио перенес свою любовь на Анастази и Дельфину. «Беззаветная преданность, пугливая и чуткая любовь Горио к своим дочерям приобрели всеобщую известность. Приравнивая своих дочерей к ангелам, бедняга тем самым возносил их над собой: он любил даже то зло, которое от них терпел» [2,с.83].

В дочках он видел свою надежду, свое будущее. Но чтобы обеспечить это будущее, нужны были деньги. После революции деньги заменили родовитость и знатность. С их помощью можно было проникнуть в светское общество. Анастази вышла замуж за Графа Ресто, Дельфина — за немца, банкира Нусингена. Горио был счастлив и мечтал устроить себе «две жизни, два дома, где найдешь любовь и ласку». Однако все сложилось по-иному. Первые два года его охотно принимали, но затем зятья, которых он компрометировал своим происхождением и своим положением в обществе, изгнали его «как последнего негодяя».

В это время Горио жил уже в пансионе Воке на годовую ренту в десять тысяч ливров дохода. Поначалу он снимал приличную комнату, носил золотую табакерку, пользовался услугами парикмахера, часто обедал вне дома. В начале второго года жизни в пансионе Горио начал изменять своим привычкам — перебрался в более дешевую комнату, отказался от парикмахера. К концу третьего года он еще больше сократил свои расходы из господина Горио превратился в папашу Горио.

За всем этим крылась большая драма, и Бальзак рисует её как бы с двух точек зрения: с общечеловеческой и социальной. Как человек, отец Горио испытывает тягчайшие страдания. Им владеет только одно чувство, одна страсть — всепоглощающая, беспредельная, самозабвенная любовь к своим дочерям. У него нет других радостей и горестей, кроме радостей и горестей Анастази и Дельфины. Изгнанный зятьями, он вынужден часами простаивать на улице, чтобы увидеть своих дочерей во время прогулок, готов задушить Нусингена, узнав, что тот лишил жену права распоряжаться своей долей приданого. Ради прихотей Анастази и Дельфины он расстается со своей рентой, доходит до крайней бедности. Неблагодарность дочерей заставляет Горио бесконечно страдать, но он далек от осуждения их. Его любовь не знает компромиссов, оговорок, сомнений. В нем воплотилось само отцовство — вечное, как мир. Почти фантастическое чувство возвышает Горио над другими. Рядом с обитателями пансиона, погрязшими в мелких страстишках, он величествен и прекрасен. И это всей силой души ощущает Эжен Растиньяк, который может сравнить чувства бывшего фабриканта с черствостью и эгоизмом его дочерей. Чего стоит одна только сцена, когда расплакавшаяся было Дельфина осушает слезы, чтобы не выглядеть плохо на балу у виконтессы де Босеан. Но Бальзак не ограничивается общечеловеческой темой отцовства. Трагедия Горио для него имеет более глубокие корни. Горио живет в страшное время становления буржуазной морали, буржуазной нравственности. С тех пор, как Горио разбогател, не он владеет деньгами, а деньги им, его душой. Извечно прекрасное чувство отцовства извращено в нем психологией собственника. «Деньги — это жизнь. Деньги — все» [2,с. 162],- говорит Горио Растиньяку. Судьбу дочерей он устраивал так, как если бы ему хотелось наиболее выгодно поместить свой капитал. Рассчитывая на всесилие денег, он купил дочерям богатых и знатных мужей, он «продал бы отца и сына и святого духа, если бы это могло избавить ... дочек от одной слезинки». Выгодно купить, продать — вот тот моральный кодекс, на котором зиждуться все расчеты Горио. Он не понял, что ту же мораль впитали в себя его зятья, его дочери. Зятья довольны тем, что ловко околпачили старого «вермишелыцика», получив от него большое приданое, дочери спекулируют на отцовских чувствах, жестоко эксплуатируя отцовскую любовь Горио. Даже на смертном одре, испытывая физические и моральные муки, обманутый Горио все еще верит, что с помощью денег он мог бы вернуть себе любовь дочерей: «За деньги купишь все, даже дочерей. О, мои деньги, где они?!» Иногда Горио начинает понимать истинный смысл своей драмы. Он желает стать бедняком, чтобы быть уверенным, что «он любим сам по себе». Он возмущен дочерней неблагодарностью, ему кажется, что рушится мир, рушится общество. В предсмертной агонии Горио требует, чтобы к нему привели дочерей. «Пошлите за ними жандармов, приведите силой! За меня правосудие, за меня все — и природа, и кодекс законов. Я протестую. Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет» [2, с. 238].

Невольным свидетелем описанных событий оказывается Эжен Растиньяк, молодой человек, приехавший в Париж изучать право. Положение бедного студента, с одной стороны, родственные связи в высшем обществе, с другой, позволяет ему наблюдать Париж во всех его разительных контрастах. В пансионе Воке он видит плохо прикрытую нищету, в богатых особняках Босеан, Ресто, Нусенгена ему открывается невиданная роскошь. Растиньяк умен, наблюдателен. Он глубоко взволнован тем, что открылось ему в Париже.

Растиньяком владеет неодолимое желание преуспеть в жизни. В самых этих помыслах ничего дурного еще нет. На юге Франции, в Ангулеме, он оставил семью из семи человек, которая возлагает на него все надежды, и Эжен решает с головой окунуться в работу. «Как это свойственно великодушным людям, - говорит Бальзак, - ему хотелось быть обязанным лишь собственным заслугам»[2, с.34]. Но в Париж он явился с рекомендательным письмом тетушки к виконтессе де Босеан, и та пригласила его на бал. Так у Растиньяка появилась еще одна возможность: добиться покровительства красивой и влиятельной женщины и одним прыжком выбиться в люди. Эта мысль целиком завладела Растиньяком, но и это еще нельзя поставить ему в вину. Медленное, почти незаметное разделение души Растиньяка происходит тогда, когда он начинает познавать механику успеха, начинает понимать, что в современном ему обществе есть только две возможности: или прозябать в бедности, зарабатывая себе на жизнь честным трудом, или вступить на путь лжи, обмана, плохо замаскированного преступления, навсегда расстаться с юношескими иллюзиями. Эта борьба с самим собой и составляет суть драмы Растиньяка, драмы еще более жестокой, чем та которую пережил Горио.

Великая заслуга Бальзака заключается в том, что он первым в мировой литературе изобразил трагедию юноши Растиньяка в капиталистическом обществе, показал неизбежность его морального падения, если тот избрал путь эгоизма и корысти — едва ли не единственный путь, ведущий к успеху и богатству.

Не последняя роль в «воспитании чувств» Растиньяка отведена в романе своеобразным «учителям» Эжена - виконтессе де Босеан и беглому каторжнику Вотрену, во всем контрастным друг другу. «Вы хотите создать себе положение, я помогу вам,- говорит герою де Босеан, констатируя с гневом и горечью неписаные законы преуспеяния в высшем свете - Исследуйте всю глубину испорченности женщин, измерьте степень жалкого тщеславия мужчин ...чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните не жалея, пусть мрут на каждой станции, - и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний» [2,с. 191]. «Принципов нет, а есть события,- поучает Растиньяка Вотрен, желая обратить его в свою веру,- законов нет - есть обстоятельства; человек высокого полета сам применяется к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими». Юноша уже начинает понимать жестокую правоту слов как виконтессы де Босеан, ставшей жертвой законов высшего света, так и имморалиста Вотрена, подобно «пушечному ядру» пробивающего себе дорогу в обществе. «Свет» - это «океан грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустит в него кончик ноги»,- заключает герой.

Характерно, что в «Отце Горио» Растиньяк еще противостоит этому «океану грязи», о чем красноречиво свидетельствует его решение. Пусть не без колебаний, но Эжен все-таки отказывается принять преступное предложение Вотрена, обещающее выгодный брак с Викториной Тайфер. Бальзаковский герой еще сохраняет живую душу и способность к искреннему состраданию. Поэтому он пока неизменно оказывается на стороне жертв буржуазно-дворянского общества: виконтессы де Босеан, оставленной ее возлюбленным ради заключения выгодной брачной сделки, и особенно - отца Горио. За безнадежно больным стариком он вместе с Бьяншоном бескорыстно ухаживает, а потом хоронит его на свои последние жалкие гроши.

Вместе с тем в романе 1834 г. есть и свидетельства того, что Эжен уже готов вступить на путь компромисса с высшим светом. Особенно симптоматична в этом отношении порожденная расчетом связь героя с Дельфиной Нусинген, открывающая ему путь к будущим миллионам и политической карьере: То, что герой намерен пройти этот путь до победного конца, подсказывает финальный эпизод романа, где Растиньяк как бы прощается с благородными мечтами и иллюзиями своей юности. Стоя почти рядом со свежей могилой Горио и глядя на простершийся перед ним Париж, Растиньяк бросает: «А теперь - кто победит: я или ты!»[2,с.253] И отправляется в богатые кварталы Парижа, чтобы завоевывать себе место под солнцем.

Пораженный противоречиями современного общества, Бальзак стремится к тому, чтобы и читатель почувствовал резкие контрасты действительности. Отсюда его постоянные сопоставления бедности и роскоши, преданности и вероломства, низкого и возвышенного.

Все это нужно Бальзаку для одной цели — правдивого и впечатляющего изображения жизни, которая представляется ему «тайной ужасающего положения вещей».


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бальзак, О. де Предисловие к Человеческой комедии. Т. 1 / О.де Бальзак. - Собр.сочинений — М.: Художественная литература, 1951,- 677 с.

  2. Бальзак, О.де Отец Горио. Т.З/ О.де Бальзак,- Собр.сочинений-М.: Художественная литература, 1951.-670 с.

  3. Бальзак, О.де Евгения Гранде Т.4/ О.де Бальзак - Собр.сочинений-М.: Художественная литература, 1951- 554 с.

  4. Бахмутский, В.Я. Отец Горио/ В.Я.Бахмутский.-М.: Худ.литература,1970.-с.37-101.

  5. Бондарев, Л. Реализм Бальзака // Лит.в школе — 1974,- №3,- с. 15-19.

  6. Грифцов, Б. Психология писателя / Б. Грифцов,- М.: Худ.литература, 1988. - с.129-132.

  7. Дежуров, Л.С. Художественный мир О. де Бальзака ( на материале романа Отец Горио)Зарубежная литература Х1Хв./Л.С.Дежуров.-М.:Худ. литература, 2002.-С.278-303.

  8. Зарубежная литература 19в. Реализм/ Под редакцией Соловьёва Н А. и др - М: Просвещение, 1992,- с.129-133

  9. Зарубежная литература для школьников ( Бальзак) Т.2/ Под редакцией Грифцова Б,- М.: Худ.литература, 1996,-с. 115-127.

  10. Ионкис, Г.Э. О. де Бальзак / Г.Э. Ионкис.- М.: Просвещение, 1988- с 71-83.

  11. Каневский, Л. Неизвестный Бальзак// Смена — 1999.-№8 — с.233-243.

  12. Калюжная, Л. Оноре де Бальзак. 100 великих писателей / Л. Калюжная, - М: Хуц.литература, 2002,- с.206-207.

  13. Першина, О Д. Бальзак как читатель и ученик Рабле // Научный доклад высшей школы. Филологические науки. -1983.-№2 — с.43-49

  14. Сиприо, П. Бальзак без маски/ П. Сиприо.- М.: Молодая гвардия,2003.-151с.

  15. Чичерин, А.В. Доктор социальных наук: эстетический и нравственные уроки Бальзака // Лит. учеба.--1981 .-№1 .-с. 148-155

  16. Эльдарова, Г.М. Фантастические произведения Бальзака ( опыт классификации) // Вестник ленинградского университета. Серия 2. История языкознания. Литературоведение,- 1986. Вып.1.-с.29-33 Электронные ресурсы:

  17. Гениальный автор «Человеческой комедии» (Оноре де Бальзак). - Режим доступа: http://wvvw.kostvor.ru/student/7nK226

  18. Петрова. Е.А.. Петраш Е.Г. Французская литература: реализм! 1991).-Режим доступа: http://www.de-1 ib.org.ua/texts/petrova french realism ru.htm.#34

  19. Реализм. Реалистический социально психологический роман.-Режим доступа: http://17v-euro- lit.niv.ru/17v-eurolit/kabanova/realizm htm

Заключение


В своём грандиозном цикле «Человеческая комедия» О. де Бальзак не только использовал новые реалистические приемы, но и представил обширную картину французского общества ХIХ в. Опираясь на труды известных бальзаковедов, мы обобщили накопленный теоретический и практический материал, выделили следующие специфические, новаторские черты Бальзака:

  • Губительное начало, заключенное в накопительской страсти,- главная причина все более критического и непримиримого отношения автора к герою-буржуа, утверждавшему с помощью золота свое господство в обществе.

  • Существенные изменения претерпевает и метод Бальзака, определяющий принципы раскрытия характера. Реалистический образ Феликса Гранде лишен романтического начала. В сомюрском буржуа нет ничего загадочного. Все в нем весьма прозаично и прояснено до конца. Выстраивая биографию Гранде, Бальзак в обширной экспозиции аналитически обнажает истоки, этого социально-исторического феномена, связанные с особенностями развития Франции в конце XVIII - начале XX в.

  • В романе "Евгения Гранде" проявились наиболее характерные черты монументальной прозы Бальзака. Роман построен на тщательных портретных зарисовках жителей французского городка Сомюра.

  • Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. "Добряк" Гранде своего рода накопитель. Но это человек, еще связанный с землей, в прошлом виноградарь и бочар. Он разбогател, скупая имения духовенства в период революции 1789г. Как и Гобсека, золото "грело" душу старика, стало для него единственной мерой вещей, высшей ценностью жизни. В этом смысле Гранде, по словам Бальзака, был типичным представителем своего времени.

  • Однако в романе описана не только драма любви, верности и непостоянства. Писателя главным образом привлекает драматизм имущественных отношений, которые, как показывает Бальзак, правят людьми. Евгения Гранде не только жертва тирании отца. Погоня за богатством отняла у нее и Шарля, не брезговавшего работорговлей в Вест-Индии.

  • По мнению Бальзака, вовсе не нужно быть героем, избранником, великим человеком, чтобы вобрать в себя всю силу страдания и страсти. Трагедия современного общества уравняла всех. Самого маленького человека окружает ореол величия, когда он испытывает сильные страдания или большую страсть. Мысль эту подтверждает судьба Горио.

  • Великая заслуга Бальзака заключается в том, что он первым в мировой литературе изобразил трагедию юноши Растиньяка в капиталистическом обществе, показал неизбежность его морального падения, если тот избрал путь эгоизма и корысти — едва ли не единственный путь, ведущий к успеху и богатству.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!