СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа "Взаимодействие общеобразовательной организации с семьями обучающихся ."

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и общеобразовательной организации. Значение воспитательной деятельности семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здорового сплочения.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Взаимодействие общеобразовательной организации с семьями обучающихся ."»

17










ВЫПУСКНАЯ РАБОТА


«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»














Скляр Лада Михайловна,

заместитель директора

МОУ «СШ № 2 города Кировское»




2020г.


АННОТАЦИЯ

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и общеобразовательной организации. Значение воспитательной деятельности семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здорового сплочения.

Учитывая большую роль согласованной воспитательной работы общеобразовательной организации и семьи, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Справиться с данной задачей в состоянии только общеобразовательная организация.

Цель выпускной работы – рассмотреть формы взаимодействия семьи и общеобразовательной организации.

Задачи:

  1. показать основные вопросы совместной работы семьи и общеобразовательной организации по воспитанию учащихся;

  2. выделить функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей;

  3. проанализировать содержание, формы и методы работы педагога с родителями;

  4. охарактеризовать сотрудничество семьи и общеобразовательной организации и его формы.

Первый раздел данной выпускной работы включает в себя теоретические и методологические вопросы совместной работы семьи и общеобразовательной организации по воспитанию учащихся. Второй раздел отражает функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей; содержание, формы и методы работы педагога с родителями; сотрудничество семьи и общеобразовательной организации. Содержится анализ эффективности реализации инновационного процесса в отдельных направлениях работы с родителями. В заключении делаются выводы о значимости совместной работы семьи и общеобразовательной организации.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………….…………………………………………..4Раздел 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия общеобразовательной организации с родителями……………………………………...6

Раздел 2. Формы и методы взаимодействия общеобразовательной организации с родителями ………………………………………………………………………………11

2.1. Изучение детско-родительских отношений и стилей родительского воспитания………………………………………………………………………………11

2.2. Формы взаимодействия образовательной организации с родителями…………15

2.3. Инновационный подход к организации взаимодействия образовательной организации с семьями учащихся………………………………………………………20

Выводы ………………………………………..…………………………………………26

Список использованной литературы ………………….……………………………….28


ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых – эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие образовательного учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка и формирование личностно-ориентированного подхода к организации образовательно-воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия общеобразовательной организации и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования личности учащегося.

Задачей общеобразовательной организации в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и общеобразовательной организации в процессе обучения и воспитания.

Актуальность темы выпускной работы заключается еще и в том, что перед педагогическими коллективами образовательных учреждений в течение последних лет стоит проблема усиления роли семьи в воспитании детей и привлечения ее к организации образовательного процесса в общеобразовательной организации. Поиск новых идей, актуализация школьных проблем и потребностей привели к внедрению инновационных технологий по работе с родителями и привлечения интереса родителей к общеобразовательной организации через новые формы проведения общешкольной внеклассной работы. Общеобразовательная организация не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

В соответствии с данной темой были определены объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования: процесс организации взаимодействия семьи, общеобразовательной организации и ребенка.

Предмет исследования: деятельность педагогического коллектива в работе с родителями.

Цель выпускной работы – рассмотреть формы взаимодействия семьи и общеобразовательной организации.

Задачи:

1) показать основные вопросы совместной работы семьи и общеобразовательной организации по воспитанию учащихся;

2) выделить функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей;

3) проанализировать содержание, формы и методы работы педагога с родителями;

4) охарактеризовать сотрудничество семьи и общеобразовательной организации и его формы.

Методологическую основу исследования составили работы В.А. Кан-Калик, В.А. Леонтьева, В.А. Сластенина, С.Н. Батракова, Н. П. Харитоновой и др., которые раскрывают особенности, закономерности и принципы взаимодействия общеобразовательной организации с семьями обучающихся.



РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С РОДИТЕЛЯМИ

Составляющим элементом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. В педагогике взаимодействие осознаётся как личностная взаимосвязь участников образовательного процесса. В этом подтексте взаимодействие идентично педагогическому общению, которое является «социально-нормативной формой взаимодействия педагогов с обучающимися» (В.А. Кан-Калик [11], В.А. Леонтьев [14], В.А. Сластенин [21], С.Н. Батракова [8] и др.). Главными характеристиками взаимодействия считаются такие как: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние [13,15].

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия служит возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере [13].

Проблема выбора действенных и результативных способов взаимодействия между образовательной организацией и семьей неоднократно обсуждалась в научно-педагогической литературе.

В 60-70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность». В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т.п. [14,17].

В настоящее время ситуация с воспитанием и образованием в семье недостаточно успешна: материальное положение людей ухудшилось, в большинстве семей утеряны традиции, семейный времяпрепровождение заменяет телевизор, компьютер. Многие родители заняты своей карьерой и приобретением материальных благ, поэтому старание с их стороны к взаимодействию с образовательными учреждениями в вопросе образования детей свело к минимуму. А ведь родители – первые воспитатели, которые имеют отличительную черту – влиянием на детей. Вместе с тем, в Декларации прав ребенка отмечается, что ответственность за образование и воспитание детей лежит, прежде всего, на его родителях [1, с.1]. В Конвенции о правах ребенка, в свою очередь, сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [2, с.1].

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» и в статье 41 определены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [2, с.78].

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Как и каждый процесс, взаимодействие, в том числе педагогическое взаимодействие движется к определенной цели и исследуется с точки зрения его эффективности.

Эффективное педагогическое взаимодействия – это сообща построенные действия участников образовательного процесса, гарантирующие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала [14].

Педагоги-практики обосновали, что в основе взаимодействия образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений [9,18,13].

Главный момент в контексте «семья – образовательное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Содержание сотрудничества образовательного учреждения с семьей включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие семей обучающихся в управлении образовательно-воспитательным процессом.

Включение семьи в образовательное пространство возможно, при соблюдении следующих условий:

  1. Социально-правовые условия: построение всей работы должно основываться на республиканских и муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с уставом общеобразовательной организации, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

  2. Информационно-коммуникативные условия: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в образовательной организации и т. д.

  3. Перспективно-целевые условия: наличие планов работы с семьями, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и образовательного учреждения в интересах развития ребенка.

  4. Потребностно-стимулирующие: формирование у родителей позиции «ответственного родительства», предполагающей наличие потребностей в познании, саморазвитии.

В системе образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном с помощью:

  • приобщения родителей к педагогическому процессу, включение родителей в учебно-воспитательные мероприятия, особенно в период адаптации детей к условиям образовательной организации;

  • просвещения родителей через материалы, размещенные на сайте и стендах, через организацию выставок, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его развивающей средой;

  • объединения усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка, а также специфику и традиции семейного воспитания;

  • реализацию разнообразных программ совместной деятельности детей и родителей, проведение системных социально-правовых и медикопедагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

  • создания благоприятного микроклимата в организации, основанного на уважительных взаимоотношениях семьи и образовательного учреждения.

Исследования О. Л. Зверевой, Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, показали, что отношение родителей к образовательному и воспитательному процессам зависит, прежде всего, от работы в организации, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов организации воспитательного и образовательного процессов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и организации педагогического просвещения родителей [10].

Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:

На 1 этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.

На 2 этапе устанавливаются между педагогами и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить специалисты образовательной организации. Этого можно достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями.

На 3 этапе – формируется у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке (например, особенности общения ребенка со сверстниками, особенности развития когнитивной, эмоционально-волевой сфер, отношение ребенка к труду). Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности педагога.

На 4 этапе – знакомство педагогических работников с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Педагогическим работникам необходимо поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания. Педагогам нужно доказать, что полученные данные будут использоваться только во благо ребенка и при соблюдении конфиденциальности полученных сведений.

На 5 этапе – совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества отдельно для каждой возрастной группы, при этом учитываются возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка, традиции семейного воспитания, национальные и религиозные взгляды семьи. Необходимо корректно и толерантно относиться к мнению родителей, обобщать и использовать позитивный опыт семейного воспитания при построении образовательно-воспитательного процесса [10,18].

РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ

2.1. Изучение детско-родительских отношений и стилей родительского воспитания

Выстраивая систему взаимодействия с родительской общественностью, педагогическому коллективу очень важно знать семейные отношения и стили воспитания учащихся родителями. Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» Фомина.

Практика работы показала, что стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя. Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей. Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы

Наша цель: выявление возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребёнка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.

Задачи:

1. Изучение образа жизни семьи.

2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.

3. Положение детей в системе семейных отношений.

4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, её традиций.

5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.

6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.

7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

В психолого-педагогической практике МОУ «СШ № 2 города Кировское» при проведении диагностического обследования межличностных отношений ребенка с родителями, как правило, обращается внимание на следующие четыре аспекта:

  1. актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;

  2. их история, особенно в критических точках онтогенеза;

  3. межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей;

  4. объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами специалиста.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений мы разделили на:

  • предназначенные только для детей;

  • предназначенные только для родителей;

  • одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей;

  • методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом;

  • методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок.

Таким образом, мы упорядочили все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Например, в практической деятельности мы используем следующие методики, предлагаемые ребенку:

1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации.

Эта методика нами часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно формулировать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка») предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов, эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4-5 лет и до 11-12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».

4. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ.

5. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони.

6. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.

Методики, предлагаемые родителям, следующие:

1. Анамнестический вопросник, т.е. сбор первичной информации, так

называемый психологический анамнез.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка».

Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3. Опросник родительски отношений Варги-Столина.

Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4. Опросник «Подростки о родителях», показывает установки и стили родительского воспитания так, как их видят дети подросткового и старшего школьного возраста.

Методики, предлагаемые детям и родителям.

1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми. И. Марковской.

2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка и наоборот.

3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагает высказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке (штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы о характере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.

В диагностике детско-родительских отношений применяются и другие методики, не описанные выше. Например, модификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако, применяя каждую конкретную методику в отношении ребенка, педагог-психолог нашей школы учитывает возраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности. В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу педагога-психолога входит анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также оговаривает это с родителями заблаговременно.

Диагностика детско-родительских взаимоотношений, которую мы проводим в школе, не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка и не рассматривает родителя в качестве учителя. Методики, применяемые педагогами нашей школы, помогают понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.


2.2. Формы взаимодействия образовательной организации с родителями

Родители учащихся МОУ «СШ № 2 г. Кировское» ориентированы на качественное образование детей. Рассматривают образование как ресурс для построения успешной жизни и карьеры ребенка. В современной школе они хотят видеть разумное соотношение традиций и инноваций, обеспечивающих глубокие предметные знания и навыки социальной адаптации. Родители обучающихся нашей школы хорошо представляют перспективы своих детей, ценят уважительное отношение к ним, много трудятся, но при этом часто ограничены во времени. В такой ситуации очень важно доверие, которое оказывают родители школе, в которой гарантируется безопасность, физический и психологический комфорт, высокий профессионализм педагогов.

Цель воспитательной работы школы: «Формирование и развитие социально мобильной, идейно устойчивой, нравственно и физически здоровой личности, востребованной в современном обществе, через тесное сотрудничество школы, семьи, социума».

Задача педагогов МОУ «СШ № 2 города Кировское» – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Формы взаимодействия образовательной организации с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная наша цель всех видов форм взаимодействия с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В последнее время в нашем педагогическом коллективе наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни школы. Приведем отдельные примеры форм взаимодействия педагогов и родителей, которые условно мы разделяем так:

Информационно-аналитические: анкетирование, опрос, «почтовый ящик».

Наглядно-информационные: родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды, стенгазеты, сайты и др.

Познавательные: родительские гостиные, интерактивные родительские собрания, устные журналы, экскурсии.

Досуговые: праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.

Традиционными формами взаимодействия МОУ «СШ № 2 города Кировское»

с семьей стали следующие мероприятия: родительские собрания, круглые столы, конференции, экскурсии, анкетирование, дискуссии и т.п.

Регулярно мы проводим также индивидуальные формы взаимодействия с родителями: беседы, консультации, заочные консультации и др.

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы с родителями, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания и обучения детей определенного возраста в условиях образовательного учреждения и семьи. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожелания родителей, особенностями реализуемых программ. Структура родительского собрания включает три этапа: вводный этап – обозначение целей встречи, анализ данных анкетирования или мониторинга, основной этап – групповое обсуждение заявленных проблем, дискуссии, обобщение положительного опыта семейного и общественного воспитания; заключительный этап – конкретизация предложений, оформление решений родительского собрания.

Для повышения мотивации к посещению родителями подобных мероприятий, перед проведением собрания администрация, классные руководители школы: продумывают и готовят пригласительные билеты (оформленные детьми), публикуют объявления на сайте школы, размещают наглядную информацию по теме собрания (стенды, стенгазеты); практикуем индивидуальные поручения, адресованные конкретным родителям, выступление которых подразумевается по ходу ведения собрания.

Например, очень интересно и необычно проходит мероприятие «День рождение нашего класса». Мы проводим его в 1 классе. Составляется и торжественно вручается «Свидетельство о рождении нашего класса». Просчитывается общий вес, рост детей. Это памятные моменты, которые вызывают волнение, улыбки.

Классные руководители школы практикуют проведение родительских собраний-прецедентов. На эти собрания целесообразно приглашать родителей из разных классов и даже разных параллелей: для них очень полезно бывает вспомнить, какие проблемы решались ими несколько лет назад (и поделиться своим опытом) или же лично убедиться в поговорке «маленькие детки – маленькие бедки, большие детки - большие бедки». Вначале родителям демонстрируется сценка или видеозапись какой-либо проблемной ситуации. Это может быть конфликт из серии «отцы и дети» или же между учеником и учителем. И после этого классный руководитель провоцирует родителей на обсуждение увиденного, обмен мнениями, опытом, советами. Следующий этап: просмотр «развития событий» продолжается, родители могут сами убедиться, к чему может привести следование их советам.

Основная часть собрания может проходить в нетрадиционной форме и включать игровые элементы, практические упражнения, просмотр презентаций и социальных роликов, изучение буклетов и т.д. Собрания мы проводим до 4-х раз в год.

С целью поднятия имиджа школы, развития интереса обучающихся к учебе, активного участия обучающихся и педагогов в муниципальных, Республиканских и Международных конкурсах, воспитания взаимных деловых и творческих отношений учителей и родителей в деле обучения и воспитания подрастающего поколения в апреле в актовом зале учреждения проводится церемония награждения «Гордость школы – 20…». В церемонии принимают участие педагоги, обучающиеся, родители и гости. Церемония вручения благодарностей от администрации учреждения с логотипом «Гордость школы – 20…» обучающимся, их родителям, педагогам проходит в теплой, дружественной атмосфере.

За результативную работу по подготовке и проведению церемонии награждения «Гордость школы – 20…» объявляется благодарность учителям школы.

Круглый стол отличается от собрания тем, что участники свободно общаются на заданную тему друг с другом. При проведении подобного мероприятия целесообразно использовать такие методы, как дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по теме. Здесь можно показать открытое занятие в видеозаписи, организовать выставку литературы и т.д.

Анкетирование – техническое средство конкретного социального исследования, включающее составление, распространение и анализ анкет (опросного листа) для получения каких-либо сведений. Проводится в начале учебного года, перед собраниями или по необходимости.

Анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношений с ребенком и т.д. В свою очередь, педагогические работники с помощью анкетирования могут получить обратную связь от родителей по степени удовлетворенности оказанными образовательными услугами, получить информацию об эмоциональном фоне в учреждении, выявить конкретные запросы на оказание индивидуальной помощи. Например, в первом классе проводится анкетирование « Адаптация детей в школе».

Дискуссии предполагают сопоставление различных точек зрения на одну проблему. Можно разделить участников на две группы и дать им возможность высказаться, аргументировать свою точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме, можно привести в качестве примера аудиозаписи высказывания детей, видеозаписи рассуждений обучающихся различных возрастов и их родителей и т.д.

Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и внеплановыми, с разнообразной тематикой. К консультации нужно готовиться заранее, изучая запросы со стороны родителей, специальную литературу.

В школе хорошо зарекомендовал себя «телефон доверия».

Для онлайн-консультирования готовится гугл-форма для вопросов, претензий и пожеланий родителей и т.д. Это может позволить родителям спросить то, что не могут спросить при прямом контакте. Очень важна переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

Педагогический лекторий «О вас и для вас, родители»:

I чеверть

Общешкольное родительское собрание «Психолого-педагогические проблемы в школьном возрасте».

II четверть

1-4 классы – «Наказание и поощрение в семье: за и против»;

5-8 классы – «Семья – здоровый стиль жизни»;

9-11 классы – «Влияние психологического климата в семье на здоровье в юношеском возрасте».

III четверть

1-4 классы – «Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить»;

5-8 класы – «Воспитание трудолюбия и ответственности у ребёнка в семье»;

9-11 классы – «Профессиональные намерения и профессиональные возможности старшеклассников. Мотивы выбора профессии».

Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей».

Очень увлекательно проходят мероприятия под названием «Кладовая мастер-классов». Вкусная и полезная еда для ребенка, идеи для дома, медицинская первая помощь, отдых с семьей и многие другие темы мастер-классов дают возможность заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.

Родительская конференция «Роль мамы в жизни подростка».

Информационный стенд для родителей в классе предназначен для обмена информацией по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее. Все материалы должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо обновлять, оформление и содержание должно вызывать интерес.

Буклеты, листовки, памятки могут раскладываться в тетради, папки, дневники детей. Каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. Желательно, чтоб раздаточный материал был оформлен на цветной бумаге, лаконично сообщал необходимую информацию.

Стенгазета, как правило, посвящена определенной теме и имеет постоянные рубрики (взрослым о детях, консультации специалистов, детские новости, наши победители и т.д.). В газете можно использовать фотографии с проведенных мероприятий или просто иллюстрирующие жизнь класса; можно размещать детские работы, стихи и сочинения обучающихся или родителей т.д.

Не стоит забывать, что первоначально необходимо заручиться письменным согласием родителей или законных представителей обучающихся на фото и видеосъемку и на размещение фотографий в стенах школы или за его пределами.

2.3. Инновационный подход к организации взаимодействия образовательной организации с семьями учащихся

Поиск новых идей, актуализация школьных проблем и потребностей привели к внедрению инновационных технологий по работе с родителями и привлечения интереса родителей к общеобразовательной организации через новые формы проведения общешкольной внеклассной работы.

В соответствии со статьей 26 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к ресурсам посредством размещения их на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети.

Сайт МОУ «СШ № 2 города Кировское» – это наша визитная карточка и возможность общения детей, родителей, педагогов. Это наши история, быт, уклад и традиции. На электронном ресурсе нашей школы учтены интересы не только самого

учреждения, но и различных групп пользователей – учащихся, их родителей, представителей общественности и т. д.

Можно выделить основные особенности процесса создания сайта школы:

  • Необходимо дать возможность потенциальным и действительным клиентам ближе познакомиться с образовательным учреждением, его устройством и деятельностью.

  • Стоит предоставить достоверную информацию из первоисточника средствам массовой информации, что демонстрирует открытость учреждения.

  • Качественный сайт способствует быстрому и простому проведению полноценной презентации учреждения для широчайшего круга интернет-пользователей. Для этого на ресурсе необходимо разместить текстовые и мультимедийные материалы, отражающие условия обучения, управленческую и образовательную политику организации, ресурсное обеспечение учебного процесса, результаты обучения и т. д.

  • Публикация и обновление различной справочной, аналитической и ознакомительной информации укрепит доверие к учреждению, об этом не стоит забывать при создании сайта.

  • Размещение на ресурсе удобной формы обратной связи даст возможность получить отзывы о деятельности организации от различных групп пользователей, это поможет руководству сделать выводы о развитии учреждения и эффективности решения основных задач.

На сайте родители могут получить информацию о педагогах, особенностях реализуемых программ, о конкурсных достижениях детских творческих коллективов, о мероприятиях, проходящих на различных учебных площадках, образовательных программах образовательной организации.

Это важно для всех родителей, которые находятся в поиске образовательной организации в полной мере удовлетворяющей их запросы в рамках получения образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих услуг в отношении их детей. Они могут познакомиться с публикациями педагогов, размещенными в разделе «Методическая копилка», с видеозаписями выступлений учащихся, найти ссылки на интересные образовательные ресурсы.

Открытая позиция образовательного учреждения и высокий уровень информированности родителей о жизни и деятельности детей и педагогов внутри образовательной организации создает предпосылки для доверительных отношений.

В последнее время стали практиковать родительские тренинги. Эта форма работы позволяет формировать культуру быть родителем. Активно привлекаются родители, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Проводится тренинг педагогом-психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Проектная деятельность. В последнее время активно используется новая форма работы с родителями – проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

  • способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителя и учащегося;

  • способ взаимодействия с окружающей средой;

  • поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Итак, метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Педагоги знают, что обычно замысел ребенка опережает его возможности и ему необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско-родительские отношения.

Чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных интересов и коммуникативных способностей школьников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско-родительских отношений. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Алгоритм реализации проектов состоит из трех этапов:

1 этап – подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.

2 этап – исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга. Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап – презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон. Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, призами.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

На практике мы убедились в том, что вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Совместная деятельность педагогов, родителей и учащихся может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается, благодаря таким аспектам:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;

  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

  • педагогическому просвещению родителей;

  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

  • единству требований школы и семьи.












ВЫВОДЫ

Таким образом, семья и образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и общеобразовательным учреждением, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

Семья является институтом первичной социализации. Школа входит в систему

опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

Современные подходы к организации взаимодействия МОУ «СШ № 2 города Кировское» с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии на условии открытости образовательного учреждения внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс школы) и наружу (сотрудничество образовательной организации с расположенными на ближайшей территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и другими социальными партнерами).

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи должно пронизывать весь образовательный процесс. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.

Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом и классным руководителем.

Педагогические работники МОУ «СШ № 2 города Кировское» ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия образовательного учреждения с семьей будут способствовать повышению эффективности работы с родителями и грамотно организованное взаимодействие

педагогов и родителей поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. В инновационных формах взаимодействия заложены большие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса, школы.

Давно доказано, когда родители приобщаются к жизнедеятельности своих детей в школе, только тогда создается единое воспитательное поле. А педагогу легче выстраивать отношения с родителями с помощью простой, но единой ведущей идеи – «заботы о развитии ребёнка». Любая проблема взаимоотношений с родителями решится, когда родители будут открыты для общения, когда учитель исключит в работе с родителями дидактизм, научится не поучать, а советовать, размышлять, договариваться с родителями. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Генеральная Ассамблея ООН. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 (ХIV) от 20 ноября 1959 года. / М., Омега-Л, 2014. 24 с – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 07.04.2020).

  2. Генеральная Ассамблея ООН. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Текст] / М., Омега-Л, 2014. 48 с. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 07.04.2020).

  3. Донецкая Народная Республика. Законы. «Об образовании»: Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IHC [принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года]: действующая редакция по состоянию на 01.04.2020. – 211 с. – URL:http: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 02.04.2020).

  4. Азаров, Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985.– 217 с.

  5. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М.: Аргументы и факты. – 1993.–231 с.

  6. Анзорг, Л.М. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С. 20–23.

  7. Байбородова, Л.В. Современные технологии воспитания // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Л.И. Тимониной. -Кострома: КГУ, 2017. – С. 75–79.

  8. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. – Ярославль, 1989. – 234 с.

  9. Головнева, Н.А. Работа с родителями как важнейшее направление деятельности образовательной организации в современном социуме // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. С. 15–19. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20725 (дата обращения: 08.04.2020).

  10. Интер-педагогика – сайт для учителей и родителей [Электронный ресурс] // Сайт Ирины Песаренко URL: www.inter-pedagogika.ru (дата обращения: 05.05.2020).

  11. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

190 с.

  1. Коменский, Ян Амос. Жизнь и творчество: педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989.– 239 с.

  2. Кощиенко, И.В. «Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и

психолого-педагогическая проблема». Проблемы педагогики и психологии

[Текст] / И.В Кощиенко// Журнал Знание. Понимание. Умение 2011 –

№1 – С.4.

  1. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. – 47 с

  2. Маняпова, И. Н. Взаимодействие семьи и школы / И. Н. Маняпова [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / ред.кол.: О.Н.Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 16-18.

  3. Михайлова, Т.В. Как я провожу родительские собрания // Начальная школа.– 1993. – N 10. – С.73–75.

  4. Основные этапы и формы партнерского взаимодействия педагогов с родителями воспитанников при организации проектной деятельности – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/20/osnovnye-etapy-i-formy-partnerskogo-vzaimodeystviya-pedagogov-s (дата обращения: 05.05.2020).

  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  6. Попова, М. Н. Взаимодействие семьи и школы: исторические этапы развития и современность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 300–303. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770780.htm (дата обращения: 05.05.2020).

  7. Прудыус, В. Г. Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников / В. Г. Прудыус. – Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. – 2016. – № 1.1 (105.1). – С. 25-26. – URL: https://moluch.ru/archive/105/25042/ (дата обращения: 05.05.2020).

  8. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2002. – 126 с.

  9. Тупахина, Т.В. Учимся переводить агрессию в позитив. Круглый стол для

педагогов и родителей [Текст] / Т.В.Тупахина //Журнал Справочник педагога-психолога. – 2013. - №8. – С.37

  1. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина. – Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 704-707. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения: 05.05.2020).

  2. Формы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся. Методические материалы. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018 – 60 с.

  3. Шулепова, Т.И. Управление взаимодействием с родителями через реализацию

образовательных проектов. [Текст] / Т.И. Шулепова //Журнал Управление ДОО. – 2016. – №3. – С.97.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!