СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовой проект"Развитие творчества и мышления на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше время - это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартное решения, умеющие творческие мысли. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Детей лишают радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству

Просмотр содержимого документа
«Курсовой проект"Развитие творчества и мышления на уроках информатики"»

Курсовой проект: «Развитие творческих способностей и логического мышления учащихся на уроках информатики»

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Толстой



Наше время - это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартное решения, умеющие творческие мысли. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Детей лишают радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования - низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых, называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. Поэтому главной целью школы, как социального институтов современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, обще учебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Одним из способов развития творчества учащихся является использование современных информационных технологий. Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключается не только в прямой передачи знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося. Сегодня все больше и больше входит в нашу жизнь компьютер. К сожалению, дети видят в нем только средства для развлечения. Они играют, слушают музыку, смотрят фильмы. Но использование компьютера должно быть направленно на развитие творческих способностей личности, на активизацию познавательной деятельности. Перед учителем ставиться основная задача - донести детям в доступной форме, что компьютер - это средство, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым и простым. Методическая литература в настоящие время активно предлагает подходы и практические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся. Но во всем многообразии представленных методик, к сожалению, до сих пор нет единой обоснованной технологии развития творческих способностей учащихся на уроках информатике. Поэтому данное исследование актуально в свете изменившихся целей современного образования.

Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Реализация данных требований существенно меняет заказ, адресованный современной школе. Проводимые изменения в системе высшего и среднего образования позволяют говорить о том, что школа сегодня реально ориентируется на многообразие образовательных потребностей, на личность обучаемого. Современному ученику нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности.

В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление и творчество, как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений.

Любая школьная дисциплина использует одни и те же приемы приобретения и систематизации знаний: наблюдение, анализ, сравнение, классификацию, умозаключения и другие. Но ни одна из них не разъясняет, что собственно значит анализировать, каковы правила классификации, как проверить истинность умозаключения. Исключением может быть старшая сестра информатики – математика. Однако именно информатика – та дисциплина, которая должна способствовать формированию общих, надпредметных навыков работы с информацией начиная с младшего школьного возраста, а также раскрыть возможности компьютера как проводника в море информации и мощного инструмента для ее обработки.

Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, и также способствуют всестороннему развитию личности ученика. Курс информатики в начальной и средней школе вносит значительный вклад в формирование информационной компетентности, общеучебных умений и навыков, что является одним из приоритетов образования в государстве. Именно поэтому темой проекта была выбрана «Развитие логического мышления и творческих способностей на уроках информатики». Очень часто среди учащихся можно наблюдать, что их творческие способности более развиты, чем логическое мышление.

  1. Цель – развивать логическое и алгоритмическое мышление наряду с творческими способностями учащихся.

Объект исследования: учебный процесс по информатике в младшем и среднем звеньях

2.Актуальность темы проекта.

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что всего через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения.

Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Задача современной школы: разработка и применение специальных методик, направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.



3.Ведущая педагогическая идея моей работы заключена в словах: «Имеет смысл только то знание, которое используется на практике», которые подчёркивают значимость и приклад­ной характер информатики.

Что такое творчество? Энциклопедический словарь предлагает следующее определение: Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся непов­торимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество – высшая форма активной и самостоятель­ной деятельности человека. Понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует дли­тельное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;

  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;

  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

  1. Определить структуру творческих способностей;

  2. Определить комплекс показателей развития творческих способностей, обучающихся;

  3. Выделить педагогические условия, способствующие развитию творческих способнос­тей обучающихся на уроках информатики с применением новых информационных технологий;

  4. Развивать информационную компетентность обучающихся – обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации;

  5. Создать систему обучения, направленную на раскрытие творческих способностей, обучающихся посредством новых информационных технологий.

  6. Разработать комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики;

  7. Выработать критерии оценки результатов творческой работы ученика;

Решение поставленных задач позволяет сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка и для учителя.

  1. Определить структуру творческих способностей;

  2. Определить комплекс показателей развития творческих способностей обучающихся;

  3. Выделить педагогические условия, способствующие развитию творческих способнос­тей обучающихся на уроках информатики с применением новых информационных технологий;

  4. Развивать информационную компетентность обучающихся – обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации;

  5. Создать систему обучения, направленную на раскрытие творческих способностей обучающихся посредством новых информационных технологий.

  6. Разработать комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики;

  7. Выработать критерии оценки результатов творческой работы ученика;

Решение поставленных задач позволяет сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка и для учителя.



Методы и методики реализации проекта

  • Теоретические: изучение литературы по теме, моделирование, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, синтез и аналогия.

  • Практические: анализ изученной литературы, наблюдение за ходом образовательного процесса, создание и разработка заданий и уроков, соответствующих целям исследования.

Указанные методы выбраны с учётом их необходимости и достаточности для решения поставленных задач. Это долгосрочный гибкий образовательный проект с практическим применением, использующий межпредметные связи внутри одной школы.

Данный проект, направленный на формирование у учащихся навыков логического и алгоритмического мышления, творческих способностей учащихся, состоит из трёх этапов.



4. Предполагаемые результаты эксперимента

(теоретические и практические)

Учащиеся должны:

– знать и правильно применять такие понятия, как “слева”, “справа”, “больше”, ”меньше”, “шире”, “уже”, “раньше”, “позже”, “каждый”, “следующий”, “все”, “некоторые” и др.;

– определять положение предмета на координатной решетке;

– иметь представление о множестве (конечном, бесконечном, упорядоченном);

– находить закономерность ряда;

– находить общие и различные признаки предметов, сравнивать предметы;

– находить противоположные свойства предметов;

– классифицировать предметы по родовым и видовым отличиям;

– давать определение понятия; обобщать, делать умозаключения;

– обрабатывать информацию, представленную в графическом и табличном виде, решать задачи с использованием схем и таблиц;

– читать, исполнять и составлять простейшие алгоритмы; составлять блок-схемы простейших алгоритмов;

– определять истинность и ложность высказываний, правильно применять логические связки “И”, “ИЛИ”, “НЕ”; применять законы логики для решения различных задач;

– решать открытые и закрытые задачи.

Развитию данных умений и навыков будут способствовать формирование логического, алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся, а также создание игровых и проблемных ситуаций на уроке и во внеурочное время. Основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, используя следующие типы заданий:

  • «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;

  • задачи с неполным условием;

  • с избыточными условиями;

  • открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

  • творческие задания.

Также большая роль при обучении в начальной школе отводится игре. Игра позволяет организовать поэтапную отработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся – участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.

Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувства внутренней свободы, ощущения дружеской поддержки и возможности оказать в случае необходимости помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми. Использовать можно следующие виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Не стоит забывать и о ТСО. Использование мультимедийного оборудования выполняет иллюстративно-коммуникативную и образовательную функции, позволяет разрабатывать коллективные и индивидуальные творческие работы, краткосрочные проекты; отслеживать результаты; оперативно оказывать помощь и корректировать работы учащихся. УМК по информатике, используемые в начальной и средней школе, в полной мере способствуют выполнению поставленных выше задач. Мной используются УМК Семенова и Рудченко в начальной школе и УМК Босовой в среднем звене.

5. Комплекс показателей развития творческих способностей.

Диагностика эмоционального и коммуникативного компонентов содержала анкетирование, тестирование, изучение и анализ результатов работы с компьютерными технологиями, наблюдение в процессе занятий, беседы, отзывы учителей по другим предметам, классных руководителей.

Так, тест на определение уровня творческого потенциала учащихся, позволяет оценить умение принимать нестандартные решения. В результате тестирования выявилось, что у учеников 7 класса вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

Определены показатели развития творческих способностей:

  • владение большим объёмом информации;

  • самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;

  • установление причинно-следственных связей;

  • обнаружение скрытых зависимостей и связей;

  • умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;

  • по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;

  • способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.

Развитию творческих способностей на уроках информатики способствуют следующие педагогические условия (апробированные мной):

  • разрешение и поощрение множества вопросов;

  • создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

  • стимулирование ответственности и независимости;

  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобще­ниях, сопоставлениях;

  • поощрение помощи «отстающим» со стороны «продвинутых» учеников, выступающих в роли помощников и консультантов

Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Реализация данных требований существенно меняет заказ, адресованный современной школе. Проводимые изменения в системе высшего и среднего образования позволяют говорить о том, что школа сегодня реально ориентируется на многообразие образовательных потребностей, на личность обучаемого. Вариативное образование помогает школьникам обрести иные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире. Современному ученику нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности.

В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. В этих условиях активизации учебной деятельности создает возможность решать проблему первичности формирования способностей к творчеству и вторичности знаний, которые опять же нужны для развития творческих качеств личности ученика.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению.

Логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача.

Проблема развития мышления получила освещение еще в наследии античных философов - Аристотеля, Демокрита, Парменида, Сократа, Эпикура. Различные аспекты проблемы развития логического мышления нашли отражение в философских трудах И. Канта, Г. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, А.В. Иванова, А.Н. Аверьянова, Ж.М. Абдильдина, К.А. Абишева, А.Г. Спиркина. В их работах исследуется сущность и специфика мышления в диалектике обыденного и научного сознания, выявляется его структура, описываются функции мышления, анализируется его операционный состав и характер протекания. Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и их важности в решении образовательных и социокультурных задач, в практике работы общеобразовательного учреждения не накоплен материал, необходимый для анализа существенных характеристик логического мышления учащихся, условий и механизмов его развития в процессе изучения курса информатики и информационных технологий. Возникает противоречие между назревшими потребностями в наличии логического мышления учащихся, реализации обучения самого курса информатики и ИКТ и отсутствием исследований по выявлению и теоретическому обоснованию дидактических условий, средств и механизмов интенсификации мыслительных процессов учащихся в процессе изучения данного предмета. Поэтому развитие логического мышления на уроках информатики, актуально.

Несмотря на интерес к различным аспектам проблемы, анализ теории и практики показал, что развитие логического мышления еще не стало объектом широкого теоретико-методологического осознания и адекватного практического обоснования. Причина этого состоит в том, что парадигма логического мышления не нашла собственной смысловой ниши в личностных профессиональных приоритетах большинства педагогов и учителей. Ее признание должно строиться на основе изучения теоретических аспектов данного вопроса, а также практического овладения теорией решения различных задач Анализ состояния проблемы развития логического мышления учащихся в общеобразовательном учреждении, выявленные противоречия и недостатки подтверждают актуальность и формулируются на теоретико-методологическом уровне в форме научной проблемы, состоящей в ответе на вопрос: как влияет изучение учащимися информатики на развитие их мышления. Исходя из новизны и актуальности процесса развития логического мышления учащихся в современном образовании и особой значимости изучения информатики и информационных технологий, сформулирована тема концепции. “Развитие логического мышления учащихся на уроках информатики".

Столяренко Л.Д описывает следующие логические операции:

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

В моей практике развитие логического мышления можно разделить на три этапа:

1. Начальное школа: 2-4

2. Средняя школа: 5-9

3. Старшая школа:10-11

6. Развитие логического мышления в средней школе:

Так как преподавание информатики в среднем звене начинается с восьмого класса и первый год, то развитие логического мышления я начинаю с 7 класса в предмете “Информационные технологии в математике” и в 9 классе. Преподавание осуществляется по авторской программе утверждённой районным методическим советом. В процессе преподавания изучение тем ведётся с применением интерактивных средств обучения: электронных учебников “Живая математика”, “Живая геометрия”. В этом курсе мной составлен ряд заданий на развитие мышления. Параллельно ведётся изучение математики с помощью пакета Microsoft Office. В котором предлагаю смоделировать задачу. Например: Составить форму нахождения корней квадратного уравнения.

Развитие логического мышления в старшей школе:

Развитие логического мышления осуществляю через кружковую деятельность.

Я, как педагог, все чаще убеждаюсь в огромной значимости использования информационных технологий, компьютерной техники во время занятий кружков. Это привлекает учащихся, заинтересовывает их и, главное, по моему мнению, помогает в дальнейшей жизни. В течение работы кружка я пытаюсь  развивать у детей творческие способности средствами развития логического мышления. Тематика кружков “Программирование”, “Анимация в векторном редакторе Macromediaflash” Занятия в кружке по “Программированию” помогли выявить и развить способности нестандартно мыслить следующих учащихся, которые стали победителями районных олимпиад. И сейчас учатся и работают в этом направлении.

Для формирования логического мышления можно применить тесты, которые разделяются на три основные группы: словесные, символико-графические и комбинированные. К первой группе относятся анаграммы и вербальные тесты. Анаграммой называется слово, в котором поменяны местами все или несколько букв. Сущность упражнения состоит в восстановлении “разрушенного” слова, например, НЛКИЕАЙ (ЛИНЕЙКА). Интересны для учащихся и случаи, когда в упражнении включено задание: “Исключить лишнее слово”. Например, МАПРЯЯ, ЧУЛ, РЕЗОТОК, РИПЕТРОМ. Упражнение состоит из двух частей:

Или же, например, нимотро, ансерк, чеврнисрете. (монитор, сканер, винчестер. Лишнее слово: винчестер)

Задания символико-графического типа предназначаются для формирования умений и навыков применения теоретического материала при решении задач, для повторения и закрепления материала, для ее систематизации и обобщения.

7. Развитие логического мышления и творчества учащихся через текстовые задачи.

Педагогами неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач обучения. Умение мыслить логично, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждение за определенными правилами – необходимо условие успешного усвоение учебного материала.. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Существует значительное множество такого рода задач. Решение данных задач моделирую в Excel, что способствует усвоению сразу две темы: Логика и работа в Excel.

8. Развитие логического мышления учащихся через программирование.

Алгоритмизация, как раздел информатики, который изучает процессы создания алгоритмов, традиционно относится к теоретической информатике вследствие своего фундаментального характера. При этом сторонники “пользовательского” подхода при изучении школьной информатики говорят об отсутствии практической значимости этого раздела для развития навыков пользователя современного программного обеспечения. Вследствие развития новых информационных технологий появляется возможность в пределах раздела “Основы алгоритмизации” давать общенаучные понятия информатики и в то же время формировать и развивать умение и навыки, необходимые пользователю при работе с современным программным обеспечением, т.е. появляется возможность сделать раздел “Основы алгоритмизации” мостиком между теоретической и практической информатикой.

Шаги в этом направлении делали авторы многих школьных программ по информатике. Стоит вспомнить работы А.Г.Кушниренко, Ю.А.Первина, А.Л.Семенова по внедрению “конструктивистской” парадигмы при изучении теоретической информатики. Одним из принципов этой парадигмы является самостоятельное добывание учениками знаний, которые формируются при работе с реальными и виртуальными объектами. Реализация этого принципа основывается на использовании творческих деятельностных сред, таких как ЛогоМиры, Кумир, Роботландия.

На практике это приводит к тому, что вопросы одного из основных разделов курса информатики и ИКТ “алгоритмизации и программирования” заменяются изучением офисных технологий, которые сводятся в большинстве своем к работе с офисными приложениями. Важнейшая задача формирования стиля мышления и научного мировоззрения у школьников подменяется подготовкой к практической деятельности.

Изучение алгоритмизации и программирования направлено на развитие логического мышления детей, на умение разрабатывать алгоритмы, находить пути и способы решения задачи, а в целом, на повышение общего интеллектуального потенциала.

Умение организовать деятельность по решению некоторой задачи, разделить задачу на более мелкие подзадачи, составить необходимую последовательность действий – все это означает способность разработать алгоритм решения. Логическое мышление универсально, применимо в любой профессиональной сфере, а его основы должны быть заложены при изучении курса общеобразовательной школы.

Раздел программирования в учебном курсе информатики и ИКТ изучается только на профильном и углубленном уровнях в старшей школе.

Однако, в ЕГЭ по информатике и ИКТ вопросы по алгоритмизации и программированию составляют 34% от всех вопросов. Развивать логическое мышление нужно с раннего возраста, основа закладывается до 12 лет, но и в течение всей жизни есть необходимость в его развитии.

Таким образом, развитие логического мышления в учебном процессе и конечно же на уроках информатики актуально и необходимо современному ученику для развития и совершенствования информационной компетенции, которая позволит стать успешным ученику школы в современном обществе.

Роль информатики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Кроме того, решение логических задач способно развивать логическое мышление школьников в школьном курсе.

Как обучать детей нахождению способа решения логической задачи? Этот вопрос - центральный в методике обучению решения задач. Для ответа на него в литературе предложено немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения задачи остаются мало разработанными.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала.

Можно отметить, что в задачах логического характера присутствует дух нестандартности. Такого рода задачи часто встречаются среди олимпиадных задач.

Именно поэтому формирование и развитие логики осуществляется в процессе решения логических задач. При этом можно выделить следующие способы обучения решению логических задач на уроках информатики:

1) установление совместно с учащимися факта: к одному или к разным типам принадлежат задачи;

2) определение сходства и различия в способах решения задач;

3) анализ особенностей условий задач;

4) составление задач, принадлежащих (не принадлежащих) к одному типу.



В ходе выполнения методической работы определена структура творческих способностей:

Творческие способности.

Компоненты:

Содержательно-операционный

Мотивационный

Мировоззренческий

Рефлексивный

Эмоциональный

Коммуникативный

Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к учебно-творческой деятельности. Большинство авторов выделяют его в качестве основного компонента творчества. Особое место в нём занимают интеллектуальные способности и умения личности, которые включают в себя интеллектуально-логические умения и интеллектуально-эвристические способности. Таким образом, логическое мышление не противостоит творчес­кому, творческое мышление включает в себя как необходимый компонент логическое.

Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода.

Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке её результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности, выделены:

1) Способность отстаивать свою творческую позицию.

2) Осознание личностью своих мировоззренческих свойств.

Рефлексивный компонент даёт основание говорить об его многофункциональности.

Эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя её. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.

Коммуникативный компонент теснейшим образом связан со всеми сторонами человеческого сознания и проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями, раскрытии субъективного мира одного человека для другого и главное в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности.

В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов дея­тельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

  • Подготовка (зарождение идеи);

  • Созревание (концентрация, стягивание знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

  • Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

  • Проверка.

9. Комплекс показателей развития творческих способностей.

Диагностика эмоционального и коммуникативного компонентов содержала анкетирование, тестирование, изучение и анализ результатов работы с компьютерными технологиями, наблюдение в процессе занятий, беседы, отзывы учителей по другим предметам, классных руководителей.

Так, тест на определение уровня творческого потенциала учащихся, позволяет оценить умение принимать нестандартные решения. В результате тестирования выявилось, что у учеников 7 класса вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

Определены показатели развития творческих способностей:

  • владение большим объёмом информации;

  • самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;

  • установление причинно-следственных связей;

  • обнаружение скрытых зависимостей и связей;

  • умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;

  • по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;

  • способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.

Развитию творческих способностей на уроках информатики способствуют следующие педагогические условия (апробированные мной):

  • разрешение и поощрение множества вопросов;

  • создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

  • стимулирование ответственности и независимости;

  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобще­ниях, сопоставлениях;

  • поощрение помощи «отстающим» со стороны «продвинутых» учеников, выступающих в роли помощников и консультантов

  • внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

Анализ уровня информационной компетентности учащихся.

Достаточно длительный (в рамках столь быстро развивающейся отрасли знаний) период работы учителем информатики позволяет мне сделать следующий вывод: уровень компьютерной грамотности учащихся растет год от года благодаря следующим факторам:

  • Смещение основы изучаемого предмета от «компьютера» в сторону «информации»;

  • Применение новых форм работы, направленных на развитие активности и самосто­ятельности;

  • Использование новых компьютерных технологий в разработке и проведении уроков;

  • Возможность использования результатов детского творчества при обучении следу­ющих поколений учеников;

  • Увеличение количества домашних компьютеров;

  • Доступность большего объема информации благодаря информационно-коммуника­тивным технологиям.

    1. Система обучения, направленная на развитие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий.


В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.

Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся испытывали сверхдоверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.


    1. Формы обучения:

  1. Урочная деятельность.

Необходимо наряду с традиционными формами уроков информатики применять и нетрадиционные формы:


  • урок-лекция;

  • урок-путешествие;

  • урок-экспедиция;

  • урок-исследование;

  • урок-инсценировка;

  • учебная конференция;

  • урок-экскурсия;

  • мультимедиа-урок;

  • проблемный урок.

  • урок-практикум;

  • урок-диалог;

урок-игра (конкурс, викторина)



  1. Внеурочная деятельность.

Эта форма работы привлекает из-за нетрадиционных видов деятельности, активной совместной деятельности педагогов и учащихся, которая увлекает и одних и других. Это:

  • предметные недели;

  • экскурсионная работа;

  • участие в творческих конкурсах (в т.ч. дистанционных);

  • создание фотоальбома – летописи школьной жизни и т.д.

  1. Кружки, факультативы.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют круж­ковые, факультативные занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, они способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбирать себе дело по душе, выявлять, ставить и разрешать интересующие проблемы, углубляться в ту или иную тему предмета.

  1. Элективные курсы.

Элективные курсы играют ключевую роль в системе профильного обучения. Основная их задача состоит в удовлетворении индивидуальных образовательных интересов, потреб­ностей и склонностей каждого ученика в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

  1. Индивидуально-групповая работа.

Большую роль в развитии творческих способностей имеет индивидуальный подход к учащимся. Это обуславливается не только индивидуальными качествами учащихся, но и наличием компьютера дома или тем количеством часов, которые он проводит на кружке, а также интересом к информатике. Преподавание информатики для интеллектуально развитых детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей.

Индивидуально-групповая работа не так проста, как кажется на первый взгляд. Нужно определенным образом составить методические пособия, подготовить задания различной сложности и направленности, а квалификация преподавателя должна позволять ему «с ходу» ориентироваться в задаче пользователя, чтобы помочь ему выбрать правильные средства. Методы обучения

В настоящее время существуют различные классификации методов обучения. Для того, чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.

  1. Репродуктивные методы:

  • инструктаж;

  • практическая тренировка;

  • методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.

  1. Программированное обучение:

  • метод алгоритмов;

  • метод аналогий;

  • проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.

  1. Методы дифференциации:

  • каждодневного применения самостоятельной работы;

  • постепенного нарастания сложности;

  • решение одной и той же задачи различными средствами и др.

  1. Методы самооценки и самоконтроля.

  2. Метод работы в группах.

  3. Эвристические методы:

  • метод мозгового штурма;

  • извлечения скрытых знаний (метод Сократа);

  • индивидуальной образовательной траектории;

  • рефлексии и др.

  1. Метод проектов.

Проектный метод обучения, как никакой другой, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно констру­ировать свои знания, нестандартно подходить к решению задач. Но это – тема отдельного исследования.

  • Приемы обучения:

  • слушания и рассматривания;

  • наблюдения;

  • планирования работы с ТСО;

  • оперирования образами, представлениями, понятиями, суждениями;

  • оперирования умозаключениями и действиями;

  • естественного эксперимента;

  • выполнения творческих работ;

  • решения нестандартных задач;

  • игровые приемы и др.

С помощью таких методов и приемов работы дети из «безликой серой массы» превра­щаются в «букет» индивидуальностей, где нет сильных и слабых, и где каждый по-своему хорош!

  • Средства обучения:

  • учебники различных авторов;

  • методические пособия по отдельным программным продуктам;

  • презентации, подготовленные учителем и детьми по различным темам курса;

  • разработки творческих уроков;

  • компьютеры с программным обеспечением, необходимым для каждого занятия;

  • мультимедиа-проектор, экран;

  • тестовые задания и т.д.

  1. Комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики.

  1. Начальный курс

В курсе информатики учащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее – «вызубрить», то есть изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой.

Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.

Один из методов, способствующих осознанию материала, – его образное представление. Большинство детей младшего школьного возраста хорошо воспринимают информацию, кото­рая представлена в виде занимательного сюжета: рассказа, сказки и т.д. Еще больше им нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна. Они очень любят рисо­вать. Предлагаемые детям задания не являются чисто теоретическими, они связаны с реальными жизненными ситуации, что поддерживает мотивацию школьников к изучению предмета.

В заключении хотелось бы отметить, что при организации подобных форм творческой работы учащихся появляется возможность использовать результаты детского творчества при обучении «следующего» поколения, причем авторы работ знают об этом, а иногда и сами выступают перед другими школьниками. Для ребят это переход в позицию взрослого который дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого.



    1. Выработка критериев оценки результатов творческой работы ученика.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Оценки за творческую деятельность предполагаются только положительные. При желании можно устроить коллективные (экспертные) просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки также может быть учтено мнение учащихся.

Тем не менее, возможен более формализованный подход к оценке результата творческих работ.

  1. Оценка кроссворда.

Требования к ученическим кроссвордам следующие:

  • Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.

  • Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.

Кроссворд должен быть представлен следующим образом:

  1. Сетка кроссворда.

  2. Вопросы по вертикали и горизонтали.

  3. Заполненная сетка (она позволяет ученику не допускать орфографические ошибки).

При проверке кроссвордов применяется 100-балльная шкала.

Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдаче задания.

  1. Ученик должен уметь объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены при изучении темы.

  2. Оценивается также красота кроссворда: оригинальность сетки, симметричность ее.

За хорошую сетку начисляется 20 баллов.

  1. Оценка повышается, если пересечение слов не по одной букве, а на двух и более. За каждое слово с двумя пересечениями дается 3 балла, три пересечения - 8 баллов, четыре пересечения - 15 баллов, пять пересечений - 20 баллов.

  2. На оценку влияет количество слов, использованных автором.

  3. За каждое слово сверх заданного минимума оценивается в 10 баллов.

  4. За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляется по 10 штрафных баллов.

Результат вычисляется по формуле:

S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*M+20-10*P, где

N2 - количество слов с двумя пересечениями,

N3 - количество слов с тремя пересечениями,

N4 - количество слов с четырьмя пересечениями;

N5 - количество слов с пятью пересечениями

M - количество слов, превышающих минимально заданное,

P - число фактических ошибок в вопросах,

20 баллов начисляется только за красивую сетку кроссворда.

При результате больше 100 - "отлично",

60-100 баллов - "хорошо",

менее 60 - "удовлетворительно".

  1. Оценка доклада.

Логика изложения доклада:

a.. Доклад построен неграмотно, не дает представления об основной идее и итогах работы – 0.

b.. Доклад построен логично, но имеются отдельные недостатки – 1

c.. Доклад выстроен логично, грамотно, дает ясное представление о работе, ее структуре, итогах и достоинствах -2.

Качество наглядных (раздаточных, демонстрационных) материалов:

a.. Наглядные материалы отсутствуют - 0.

b.. Наглядные материалы присутствуют, но не совсем адекватны логике доклада - 1.

c.. Наглядные материалы ярко иллюстрируют основную идею доклада - 2.

Компетентность в проблеме исследования

a.. Автор работы не показал компетентность в проблеме исследования - 0.

b.. Автор работы в среднем показал компетентность в проблеме исследования - 1.

c.. Автор работы продемонстрировал высокую эрудицию и компетентность в проблеме исследования - 2.

Качество аргументации при ответах на вопросы:

a.. Ответы на вопросы нечеткие, путанные, не дают представления о точке зрения автора - 0.

b.. Ответы на вопросы в среднем дают представления о точке зрения автора - 1.

c.. Автор продемонстрировал способность формулировать и отстаивать собственную точку зрения по вопросам исследования - 2.

Перевод количественной оценки в качественную

Количественная оценка Качественная оценка

7 - 8 баллов 5

5 - 6 баллов 4

Менее 5 балла 3

  1. Оценка презентации.

Критерии оценки

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
· Титульный слайд с заголовком 5
· Минимальное количество - 10 слайдов 10
· Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 10

СОДЕРЖАНИЕ
· Использование эффектов анимации 15
· Вставка графиков и таблиц 10
· Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных 10
· Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов 10

ОРГАНИЗАЦИЯ
· Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы 10
· Слайды представлены в логической последовательности 5
· Красивое оформление презентации 10
· Слайды распечатаны в формате заметок. 5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100

Перевод количественной оценки в качественную
Количественная оценка Качественная оценка

90 - 100 баллов 5
70 -89 баллов 4
50 - 69 баллов 3
менее 50 баллов 2

  1. Критерии оценки Web-сайтов

Критерии оценки

СОДЕРЖАНИЕ
Соответствие цели работы 5
Полнота и подробность объяснения материала 20
Соответствие гиперссылок 5
Соответствие графики 5
Грамотность научной лексики, наличие собственного словаря 20

Внешний вид
Ясность навигации 5
Внешний вид заголовков 5
Логичность ссылок 5
Насколько легко читается текст и качество графики 5
Соответствие фона 5

Грамотность
Орфография и синтаксис 20

ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100

Перевод количественной оценки в качественную

Количественная оценка Качественная оценка

90 - 100 баллов 5
70 -89 баллов 4
50 - 69 баллов 3
менее 50 баллов 2

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информа­ционных технологий в процессе обучения информатике. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.

Подводя итог, хочу сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.

Реализую заявленную цель через использование:

  • современных образовательных информационных технологий;

  • различных форм организации познавательной деятельности учащихся (групповую - парную);

  • методов и приёмов, максимально раскрывающих творческие способности учащихся (интерактивные методы);

  • организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.

Хочется отметить, что использование моего опыта работы требует от участников учебно-воспитательного процесса определенных временных и интеллектуальных затрат (постоянное изучение новой литературы, изучение новых сред и языков программирования, определение индивидуальной траектории развития каждого учащегося посредством педагогических средств, мониторинг уровня достижений учеников). Однако вложенный труд, время учителя компенсируются полученным результатом. Таким образом, опыт моей работы по развитию творческих способностей учащихся доступен для использования в тех учреждениях образования, где есть учитель, который ищет, творит, дерзает, горит.










Список используемых источников


1. Заг А.В. Как определить уровень мышления школьников.

2. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования систем знаний старшеклассников. М., 2015.

3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 2014.

4. Левченко И. В., канд. пед. наук. Московский городской педагогический университет // Информатика и образование №5’2003 с.44-49

5. Леденев В.С., Никандров Н.Д., Лазутова М.Н. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 2015

6. Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Применение логических схем понятий в курсе информатики.

7. Павлова Н.Н. Логические задачи. Информатика и образование №1, 1999.

8. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Просвещение, 2016.

9. Понамарева Е.А. Основные закономерности развития мышления. Информатика и образование №8, 1999.

10. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у школьников. М.: Просвещение, 2015.

11. Самовольникова Л.Е. Программно-методические материалы: Информатика. 1-11 класс.

12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е издание. М..

13.Бикеева А.С. Взрослый +ребенок. Психологический практикум/ А.С. Бикеева Ростов на Дону: Феникс, 2013, 219с

14. Интернет источники

.Рефераты, курсовые, видеолекции [Электронный ресурс]. [Режим доступа] #"justify"Приложение 1


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!