Методическая разработка.
Тема урока: Логические основы работы компьютера.
Тип урока: урок обобщения и систематизации пройденного материала.
Форма урока:квест-игра.
Цель:Создать условия для образовательного взаимодействия учащихся в рамках заданной темы.
Предметные:закрепить умение решать задачи, используя законы логики.
Личностные: формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний, умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, умение находить информацию .
Планируемые результаты:
Предметные УУД
-Ученик отработает умение решать логические задачи с использованием законов логики,
Познавательные УУД
-Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;
РегулятивныеУУД
-Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям
учителя;
-Формировать умение определять цель учебной деятельности с
помощью учителя;
-Формировать навыки контроля и взаимоконтроля.
Коммуникативные УУД:
-Формировать умение работать в группе (управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера);
-Формировать умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Личностные УУД:
- Мотивировать к изучению информатики (создание благоприятного психологического фона, обстановки заинтересованности);
- Развитие интеллектуальных качеств: логическое мышление, умение
анализировать, делать выводы, обобщать
Формы работы: групповая
Оборудование урока:
Компьютеры по количеству групп, доступ в интернет,
Раздаточный материал:
Маршрутный лист (приложение 1)
УМК: СемакинИ.Г. Информатика. Базовый учебник: учебник для 10 класса/И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 264с.: ил.
У нас сегодня две команды Команда 10 класса и Команда 11 класса
В течении всего квеста каждая команда набирает очки.
Форма нашего сегодняшнего мероприятие квест-игра, по бегать по школе и искать задания мы с вами не будем. А будем путешествовать по просторам файловой системы.
Первый конкурс этап «Разминка».
Даётся поочередно три подсказки для ответа, если ответ дан после первой подсказки, то команда получает 3 очка, после второй – 2 очка, после третьей – 1 очко,в случае неверного ответа команда лишается права повторного ответа на данный вопрос.
Команды отвечаю по очереди.
Вопросы и подсказки (по порядку) демонстрируются на экране монитора.
Вопросы:
Вопрос 1
Это или 1 или 0, иного быть не может.
Об этом говорят, когда идет речь о данных, об объеме информации.
Единица измерения информации.
Ответ:бит.
Вопрос 2
Она встречается в программе, в вычислениях, в рассуждениях.
Хорошие ученики ее находят сразу, а плохие ее вообще не могут найти.
Она появляется из-за того, что вы неправильно думали, неправильно вычисляли.
Ответ: ошибка.
Вопрос 3
В персональном компьютере ее много. Она есть внутри и наружи.
О ней говорят, что в молодости она хорошая, а в старости пропадает. Ее можно тренировать.
В ней хранится информация.
Ответ: память.
Вопрос 4
Она может быть у вас дома и у компьютера.
Появление ее дома – редкое явление, а у компьютера – обычное дело.
А в компьютерной графике без нее как без рук!
Ответ: мышь.
Вопрос 5
Это бывает в каждой программе.
Оно помогает вам выбрать нужные команды.
Это подают в ресторане.
Ответ: меню.
Вопрос 6
Это нужно и программисту, и пользователю, и секретарю.
Так называют дяденьку, который создает газету.
Без него нельзя создать текст.
Ответ: редактор.
Вопрос 7
Это есть у каждого человека.
Он бывает формальный и естественный.
На нем объясняются все программисты с ЭВМ.
Ответ: язык.
Вопрос 8
Это бывает на экране.
Его можно перемещать.
Он отмечает позицию, куда вводим информацию.
Ответ: курсор.
Конкурс №2. «Фотоквест» - каждой команде в конце игры необходимо смонтировать небольшой ролик на тему "Квест-игра по информатике". За выполнение - вы получаете 10 баллов.
Дальнейшая работа у каждой группы будет проходить самостоятельно.
На ваших рабочих столах имеется папка с заданиями. Начать необходимо с первого задания. Все папки заархивированные и защищены паролем, чтобы приступить к следующему заданию необходимо выполнить предыдущий и отгадать пароль. За каждый угаданный пароль команда получает соответствующее количество баллов. В случае, если пароль разгадать не получилось, то его можно обменять на -10 баллов от вашего общего счета.
Конкурс №3. «Просторы Информатики»
Задание 1. Истина и ложь
Определите истинность высказывания:
ОЗУ – это память для долговременного хранения данных.
Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают истинность или ложность высказывания
За выполнение данного задания вы получаете 10 баллов.
Отгаданная цифра является паролем к следующему заданию.
Ответ: 0
Задание 2. Игра «Дешифровщик»
Команда 1
Предлагается разгадать слово, закодированное на кнопках мобильного телефона.
Это ПАРОЛЬ для открытия следующего задания
За выполнение данного задания вы получаете 10 баллов.
Команда 2
Предлагается разгадать слово, закодированное на кнопках мобильного телефона.
Это ПАРОЛЬ для открытия следующего задания
За выполнение данного задания вы получаете 10 баллов.
Задание 3. «Х-логика».
Для какого имени истинно высказывание:
((Первая буква согласная →Вторая буква согласная)≡Имя содержит букву «Л»)?
Людмила 3) София
Василий 4) Степан
Ответом к данному заданию является ИМЯ, для которого истинно данное высказывание
Отгаданное имя, Записанное по правилам русского языка, является паролем к следующему заданию.
За выполнение данного задания вы получаете 10 баллов.
Ответ: София
Задание 4. «Без компаса»
Команда 1
Используя программу Рaint, найдите три пути выхода из лабиринта. За каждый указанный путь, вы получите соответствующее количество баллов.
Паролем для открытия задания №5 является максимальное полученное число.
Команда 2
Используя программу Рaint, найдите три пути выхода из лабиринта. За каждый указанный путь, вы получите соответствующее количество баллов.
Паролем для открытия задания №5является минимальное полученное число.
Ответ
Задание 5. «Включи логику».
Для какого из указанных значений X истинно высказывание:
1 3) 10
5 4) 15
Отгаданное значение Х является паролем к следующему заданию.
За выполнение данного задания вы получаете 10 баллов.
Ответ: 5
Задание 6. «Х-ребус».
Отгадайте слова, которые зашифрованы и запишите ответ в таблицах.
Команда 1
Ребусы: | Ответы: |
| Клавиатура |
| Исполнитель |
| Программирование |
| Монитор |
| Винчестер |
| Дисковод |
| Таблица |
| Информация |
Для перехода к следующему заданию необходимо воспользоваться ключом для разгадки пароля.
Ключ для пароля к заданию №4: 1-3, 2-5, 3-4, 4-2, 5-9, 6-2, 7-1, 8-6
За выполнение данного задания вы получаете 10 баллов.
Ответ: Алгоритм
Команда 2
Ребусы: | Ответы: |
| Дисковод |
| Монитор |
| Винчестер |
| Курсор |
| Информация |
| Клавиатура |
| Программирование |
| Модем |
Для перехода к следующему заданию необходимо воспользоваться ключом для разгадки пароля.
Ключ для пароля к заданию №4: 1-1, 2-4, 3-6, 4-1, 5-4, 6-4, 7-3, 8-5
За выполнение данного задания вы получаете 10 баллов.
Ответ: Дисковод
Задание 7. «Известные люди».
Команда 1.
Перед вами – таблица с двумя колонками текста. В левой колонке перечислен ряд фамилий известных людей и название фирмы, а в правой – формулы, названия алгоритмов, программ, ЭВМ, языков программирования и т.п. Необходимо найти связи между ними – указать пары номеров фамилий (фирмы) и номеров соответствующих им названий формул и т.п.
1. Винер Н. | 1. Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел |
2. Гейтс Б. | 2. Алгоритмический язык |
3. Герон | 3. Телеграфный код |
4. Евклид | 4. Microsoft |
5. Ершов А.П. | 5. Norton Commander |
6. Лебедев А.С. | 6. c2 = a2 + b2 |
7. Морзе С. | 7. Счетные палочки |
8. Нортон П. | 8. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,... |
9. Пифагор | 9. |
10. Фибоначчи | 10. Большая электронно-счетная машина (БЭСМ) |
11. Вирт Н. | 11. Windows |
12. Непер Дж. | 12. Язык программирования Паскаль |
13. Microsoft | 13. Кибернетика |
Паролем для открытия задания №8 является число соотвествующего значению по номером 6.
За выполнение данного задания вы получаете 10 баллов.
Ответы:
1 — 13, 2 — 4, 3 — 9, 4 — 1, 5 — 2, 6 — 10, 7 — 3, 8 — 5, 9 — 6, 10 — 8, 11 — 12, 12 — 7, 13 — 11 (первыми указаны номера из левой колонки).
Пароль: 10
Команда 2.
Перед вами – таблица с двумя колонками текста. В левой колонке перечислен ряд фамилий известных людей и название фирмы, а в правой – формулы, названия алгоритмов, программ, ЭВМ, языков программирования и т.п. Необходимо найти связи между ними – указать пары номеров фамилий (фирмы) и номеров соответствующих им названий формул и т.п.
1. Винер Н. | 1. Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел |
2. Гейтс Б. | 2. Алгоритмический язык |
3. Герон | 3. Телеграфный код |
4. Евклид | 4. Microsoft |
5. Ершов А.П. | 5. Norton Commander |
6. Лебедев А.С. | 6. c2 = a2 + b2 |
7. Морзе С. | 7. Счетные палочки |
8. Нортон П. | 8. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,... |
9. Пифагор | 9. |
10. Фибоначчи | 10. Большая электронно-счетная машина (БЭСМ) |
11. Вирт Н. | 11. Windows |
12. Непер Дж. | 12. Язык программирования Паскаль |
13. Microsoft | 13. Кибернетика |
Паролем для открытия задания №8 является число соотвествующего значению по номером 9.
За выполнение данного задания вы получаете 10 баллов.
Ответы:
1 — 13, 2 — 4, 3 — 9, 4 — 1, 5 — 2, 6 — 10, 7 — 3, 8 — 5, 9 — 6, 10 — 8, 11 — 12, 12 — 7, 13 — 11 (первыми указаны номера из левой колонки).
Пароль: 6
Задание 8. «Площадь поверхности».
Команда 1.
Вычислить площадь поверхности школьной парты в вашем кабинете.
Паролем для открытия задания №9 является числовое значение площади представленную в восьмеричной системе счисления.
Ответ: 13560
Команда 2.
Вычислить площадь поверхности школьной парты в вашем кабинете.
Паролем для открытия задания №9 является числовое значение площади представленную в шестнадцатеричной системе счисления.
Ответ: 1770
Задание 9. «Три одноклассника».
Три одноклассника – Влад, Тимур, Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего – регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра – единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
.
− юрист и регбист, Тимур - врач и турист, Юра – физик и бегу
Ответом к данному заданию является имя регбиста.
Отгаданное слово, записанное по правилам русского языка так, как указано в задаче, является паролем к следующему заданию.
Ответ: Влад
Приложение 1
Маршрутный лист команды 1:
Вашему вниманию предлагается квест-игра по теме «По просторам информатики».
Цель квеста: пройти все задания за наименьшее время.
Количество заданий в квесте – 9.
На рабочем столе в папке «Квест-игра. Команда 1» располагается файлы с заданиями под. Открыть файлы можно только с помощью паролей.
Все задания, кроме первого, запаролены. Паролем является ответ на предыдущее задание. Например, чтобы открыть файл «Задание №2», необходимо решить задание из файла «Задание№1».
Квест считается полностью пройденным, если выполнены все 9 заданий.
№ | Задание | Пароль (ответ) | Количество набранных баллов |
| «Разминка». | | |
1 | Задание 1. Истина и ложь | | |
2 | Задание 2. Игра «Дешифровщик» | | |
3 | Задание 3. «Х-логика». | | |
4 | Задание 4. «Без компаса» | | |
5 | Задание 5. «Включи логику». | | |
6 | Задание 6. «Х-ребус». | | |
7 | Задание 7. «Известные люди». | | |
8 | Задание 8. «Площадь поверхности». | | |
9 | Задание 9. «Три одноклассника». | | |
10 | «Фотоквест» | | |
Маршрутный лист команды 2:
Вашему вниманию предлагается квест-игра по теме «По просторам информатики».
Цель квеста: пройти все задания за наименьшее время.
Количество заданий в квесте – 9.
На рабочем столе в папке «Квест-игра. Команда 2» располагается файлы с заданиями под. Открыть файлы можно только с помощью паролей.
Все задания, кроме первого, запаролены. Паролем является ответ на предыдущее задание. Например, чтобы открыть файл «Задание №2», необходимо решить задание из файла «Задание№1».
Квест считается полностью пройденным, если выполнены все 9 заданий.
№ | Задание | Пароль (ответ) | Количество набранных баллов |
| «Разминка». | | |
1 | Задание 1. Истина и ложь | | |
2 | Задание 2. Игра «Дешифровщик» | | |
3 | Задание 3. «Х-логика». | | |
4 | Задание 4. «Без компаса» | | |
5 | Задание 5. «Включи логику». | | |
6 | Задание 6. «Х-ребус». | | |
7 | Задание 7. «Известные люди». | | |
8 | Задание 8. «Площадь поверхности». | | |
9 | Задание 9. «Три одноклассника». | | |
10 | «Фотоквест» | | |
Приложение 2
Ключ
Задание 1. Истина и ложь
Ответ: 0
Задание 2. Игра «Дешифровщик»
Команда 1: Архиватор
Команда 2: Папирус
Задание 3. «Х-логика».
Ответ: София
Задание 4. «Без компаса»
Команда 1: 8
Команда 2: 5
Ответ
Задание 5. «Включи логику».
Ответ: 5
Задание 6. «Х-ребус».
Команда 1
Ребусы: | Ответы: |
| Клавиатура |
| Исполнитель |
| Программирование |
| Монитор |
| Винчестер |
| Дисковод |
| Таблица |
| Информация |
Ключ для пароля к заданию №4: 1-3, 2-5, 3-4, 4-2, 5-9, 6-2, 7-1, 8-6
Ответ: Алгоритм
Команда 2
Ребусы: | Ответы: |
| Дисковод |
| Монитор |
| Винчестер |
| Курсор |
| Информация |
| Клавиатура |
| Программирование |
| Модем |
Ключ для пароля к заданию №4: 1-1, 2-4, 3-6, 4-1, 5-4, 6-4, 7-3, 8-5
Ответ: Дисковод
Задание 7. «Известные люди».
Команда 1.
Паролем для открытия задания №8 является число соотвествующего значению по номером 6.
Ответы:
1 — 13, 2 — 4, 3 — 9, 4 — 1, 5 — 2, 6 — 10, 7 — 3, 8 — 5, 9 — 6, 10 — 8, 11 — 12, 12 — 7, 13 — 11 (первыми указаны номера из левой колонки).
Пароль: 10
Команда 2.
Паролем для открытия задания №8 является число соотвествующего значению по номером 9.
Ответы:
1 — 13, 2 — 4, 3 — 9, 4 — 1, 5 — 2, 6 — 10, 7 — 3, 8 — 5, 9 — 6, 10 — 8, 11 — 12, 12 — 7, 13 — 11 (первыми указаны номера из левой колонки).
Пароль: 6
Задание 8. «Площадь поверхности».
Команда 1.
Ответ: 13560
Команда 2.
Ответ: 1770
Задание 9. «Три одноклассника».
Ответ: Влад