СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест-игра по экологии с использованием игровых технологий с детьми старшего дошкольного возраста "В мире морей и океанов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест-игра по экологии с использованием игровых технологий с детьми старшего дошкольного возраста

                                        «В мире морей и океанов»

Полежаева К.В.

воспитатель МДОУ

«Ясли-сад №303 г. Донецка»

 

 

   Цель: Обобщить и систематизировать знания о море и его жителях,                                расширить представление детей об экологических проблемах    посредством             современных       игровых технологий.

   Задачи:

   Образовательные:

  •  Развивать познавательный интерес к природе;
  •  Расширять представление детей о морских обитателях;
  •  Устанавливать причины ухудшения экологического состояния морей и океанов;
  •  Совершенствовать речь как средство общения, обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, эстетическое восприятие окружающего мира;
  • Приучать детей к самостоятельности в суждениях, делать выводы;
  • Развивать умение работать в команде;
  • Закреплять правила техники безопасности во время опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

  •  Воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, любовь и бережное отношение к природе;
  • Формировать основы экологической культуры.

Используемые педагогически е технологии, методы и приемы:

  - технология педагогической поддержки,

- игровая ( квест-игра, воображаемая ситуация),

- социоигровая,  

- здоровьесберегающая (игры с песком, игры с водой, физкультминутки, минута релаксации),

-  ИКТ (голографическое видео).

Словесные методы: приглашение, объяснение, беседа, вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра по экологии с использованием игровых технологий с детьми старшего дошкольного возраста "В мире морей и океанов»»


Квест-игра по экологии с использованием игровых технологий с детьми старшего дошкольного возраста

«В мире морей и океанов»

Полежаева К.В.

воспитатель МДОУ

«Ясли-сад №303 г. Донецка»



Цель: Обобщить и систематизировать знания о море и его жителях, расширить представление детей об экологических проблемах посредством современных игровых технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать познавательный интерес к природе;

  • Расширять представление детей о морских обитателях;

  • Устанавливать причины ухудшения экологического состояния морей и океанов;

  • Совершенствовать речь как средство общения, обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, эстетическое восприятие окружающего мира;

  • Приучать детей к самостоятельности в суждениях, делать выводы;

  • Развивать умение работать в команде;

  • Закреплять правила техники безопасности во время опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, любовь и бережное отношение к природе;

  • Формировать основы экологической культуры.

Используемые педагогически е технологии, методы и приемы:

- технология педагогической поддержки,

- игровая ( квест-игра, воображаемая ситуация),

- социоигровая,

- здоровьесберегающая (игры с песком, игры с водой, физкультминутки, минута релаксации),

- ИКТ (голографическое видео).

Словесные методы: приглашение, объяснение, беседа, вопросы.

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, демонстрация голограммы.

Практические методы :нетрадиционный метод рисования на камнях.

Оборудование и материалы: письмо от Золотой Рыбки, карта маршрута, коробки-песочницы с песком, контейнеры для мусора с указателями для игр, камни и фломастеры для изобразительной деятельности, дорожка со следами для физкультминутки, коралловый риф, 2 таза, жгутики , сачки, масло растительное, влажные салфетки для игр с водой, ракушки-рапаны, картинки рыб и игрушки для игры, силуэты и картинки китов, большой пазл, картинки с угрозами животному миру морей, пластиковые, металлические, стеклянные предметы – «мусор» для игр, фартуки, перчатки для лабораторной работы.

Технические средства: ноутбук, голограмма и 3dпирамида, аудиозапись «Шум моря», «Пение китов».

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;

знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепина «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок, словотворчество;

рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Октонавты», «Осьминожки»;

просмотр видеороликов «Морской мир». «Подводный мир», «Выступление дельфинов» ,«Рыбка немо», «Рыбка- зебра», «Рыбка – клоун»;

рассматривание альбомов, энциклопедий с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

художественное творчество – рисование «Морские обитатели», лепка «Жители океана», совместное творчество с родителями – изготовление

сенсорной коробки «Океан и его обитатели».


Ход:

Группа оформлена в морском стиле. На главной стене (в виде синего моря) расположен батискаф.


Речевой настрой

- Ребята, поприветствуем наших гостей

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, черная землица.

Здравствуй, синяя водица.

Здравствуй, добрый детский сад.

Здравствуйте, кто утру рад.


Мотивация

- Ребята, сегодня утром к нам в детский сад почтальон принес посылку, а в ней – карта и письмо от Золотой Рыбки.

«Дорогие ребята! В моем царстве-государстве случилась беда. Люди засорили мои моря и океаны, реки и озера: на дне морском – горы бутылок, в воду сбрасываются стоки от заводов, в океане появились огромные острова пластика и нефтяные пятна, а берег усыпан огрызками и пакетами. Морские жители не могут жить в таких водоемах. Помогите нам!»


- Ребята, поможем морским жителям очистить море? Совершим с вами спасательную операцию: установим и устраним причины загрязнения океана и воссоздадим картину чистого и безбрежного моря в виде пазла, элементы которого будем получать за каждое выполненное задание. Воспользуемся картой, которую передала нам Золотая Рыбка и отправимся в путь на батискафе – подводном исследовательском аппарате. (Воспитатель привлекает внимание детей к изображению батискафа на фоне моря). Произнесем волшебные слова: «Кораблик жемчужный плыви по волнам, свои тайны откроет нам океан».

1 остановка «Морское дно»

- Вот мы и оказались на морском дне.(Дети переходят к песочницам, в которых лежит «мусор» - металлические, стеклянные и пластиковые предметы). Посмотрите, какой беспорядок на морском дне. Разве могут морские обитатели жить в таком грязном море?(Нет). Что мы будем делать?( Собирать мусор, сортировать и забирать на берег для переработки/утилизации).А что нужно делать, чтобы такого не происходило? (Не загрязнять море и берег отходами).Ставится знак запрещения загрязнения морского дна.

Игра «Очистим морское дно»

-Ребята, очистим морское дно. Соберем мусор, пересортируем его по контейнерам.(Дети раскладывают «мусор» по контейнерам с указателями – пластик, металл, стекло).

-Молодцы! Мы очистили с вами морское дно и получаем 1-й пазл. Но море осталось безжизненным. Попробуем заселить его морскими обитателями. Для этого найдем в песочке камешки, на которых спрятались жители моря и нарисуем их.

(Дети находят камни, на которых нарисованы контуры морских обитателей, рассаживаются за столы. Звучит спокойная музыка для релаксации – «Шум моря»)

-Кого мы можем встретить глубоко на дне морском?

Пальчиковая гимнастика «Морские жители»

Глубоко на дне морском

Лежит подводная страна

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

А чтобы скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят повсюду фонари –

Светящиеся рыбы.

(Имитационные движения по тексту)

Рисование «Жители морского дна»

Дети раскрашивают фломастерами морских обитателей.

-Ребята, расскажите о своем жителе моря.


Краб

Краб — известный забияка,
Он чуть-чуть похож на рака.
Клешни грозные имеет
В драках шумных не робеет.


Мидия

Зевнула ракушка,

Волною разбужена,

Пылинка случайно

Попала ей в рот,

И выросла в нем небольшая жемчужина…

Такой вот ракушечный сад-огород.

Скат

Посреди морских глубин

Проплывает рыба-блин,

Электрическим разряд

Носит в теле рыба – скат.


Осьминог

Сердца три у осьминога,

Это, согласитесь, много.

Кровь в нем светло-голубая,

Будто бы вода морская.

Осьминог меняет цвет:

То коричневый, то нет.

Осьминог весьма умен.

И ручным бывает он.

От врагов он удирает

И струю чернил пускает.


Морская звезда

Звезда морская видом необычна,

Звезда проводит жизнь на самом дне,

Звезда лучами – строго симметрична,

Её красивей нет на глубине!

Морской ёж

У ежей морских иголки
Тело всюду окружают,
Ёж морской собою колкий,
В море все об этом знают.

Креветка

Есть отряд ракообразных,
Туда входят много разных
Видов жителей морских
И креветка входит в них.
Применяет маскировку —
Цвет под фон меняет ловко.


Морская черепаха

Плывет, не зная страха,
Морская черепаха
Сквозь океан бескрайний
Спешит на остров дальний.
На нем разроет норку,
Песка насыплет горку.
И вскоре сотни малышат
Из яиц к воде спешат.

- Ребята, заселим нашими жителями морское дно. (Дети кладут в песочницы камни). Ребята, многие из этих животных бесконтрольно вылавливаются. Это называется браконьерство, которое ведет к исчезновению видов . Что же делать, чтобы этого не происходило? (Запретить браконьерство).Ставим знак запрета браконьерства.) Мы получаем 2-й пазл.

- Сверим направление по карте. Остановка «Коралловый риф». Нам необходимо добраться до него, пройдя по морскому дну.

Подвижная игра «Пройдем по морскому дну»

Дети проходят по дорожке из камешков - «змейкой», прыжками, на носочках, бегом соответственно.

Остановка «Коралловый риф»

- Ребята, перед нами – коралловый риф. Он похож на фигурную изгородь необыкновенной красоты, образуется из миллиардов скелетов крошечных животных – кораллов. Кораллы живут огромными колониями в теплых тропических морях. А что вы еще знаете о кораллах? (Кораллы имеют разнообразную формы – рожек, пластинок, грибов, цветков, перышек; многие из них являются рифообразователями; им необходимы солнечный свет и чистая вода, они являются домом для многих видов организмов).

- Отгадайте загадку и узнайте родственника кораллов:

Она прозрачна, как хрусталь,

Но очень больно жжется

И в руки не дается. (Медуза)


-Медузы – необыкновенные существа: состоят, в основном, из воды, обладают лечебными свойствами, употребляются некоторыми народами в пищу. В Японии являются распространенными домашними животными. Их держат в аквариумах и считается, что их плавные движения успокаивают человека. Проверим это?


Минута релаксации

Детям предлагается понаблюдать за движением медузы, используя голограмму и расслабляющую музыку.

- Какие у вас ощущения? (Спокойствие, нет волнения и т.п.)

- Как вы думаете: могут ли кораллы и медузы жить в загрязненной воде нефтепродуктами и сточными водами?(Нет)

- Чем мы можем им помочь? (Нужно очистить воду)

-Попробуем очистить воду, перейдем в нашу подводную лабораторию.


Остановка «Подводная лаборатория»

Дети переходят к столу, где в большой таз наливается вода и немного масла.

- Ребята, какое основное правило работы в лаборатории? (В специальной защитной одежде).Дети надевают халаты и перчатки, рассаживаются на стульчики.


Игра-экспериментирование

-Ребята, опустим в эту воду перо птицы и посмотрим, что же с ним произойдет?(Перо склеилось, птица не может взлететь и она обречена).Из-за разлива нефти в морях погибает множество животных. Попытаемся убрать нефтяные пятна.

Воспитатель рассказывает, как борются с разлитой нефтью, совместно с детьми выполняя эксперимент.

-С помощью специальных приспособлений – бонов (в эксперименте — скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое удобное место. Затем на масляное пятно капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»), которая помогает расщепить нефть на множество мелких капелек. Затем корабли -нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами (влажные салфетки). Капельки масла притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть задерживается. Так очищается вода от нефти.

-Вот мы и очистили воду от нефтепродуктов. Что делать людям, чтобы избежать загрязнения воды? (Не сливать в океан сточные воды, сокращать разлив нефти).Ставим знаки запрещения. Получаем 3-й пазл.

- К нам плывут необыкновенные рыбы, которых нужно угадать. Помогут нам в этом предметы, на которые они похожи.

Дидактическая игра «Угадай рыбу»

Дети переходят к столу, на синей ткани которого стоят/лежат предметы и игрушки: игла, бабочка, молот, конь, луна, попугай, зебра, пила, клоун, еж, ангел. Необходимо возле каждого предмета поместить соответствующую рыбу (картонные рыбки на подставках), назвать их.

-Какие рыбы разные и необычные .Как же сохранить это многообразие? (Изучать, наблюдать, сохранять численность).Знак наблюдения за рыбами. Пазл №4

Остановка «Киты» (Включается пение китов).

-Дети, пение каких животных вы слышите? (Китов). А что вы знаете о них? (Киты – млекопитающие, самые большие животные на нашей планете. Мать выкармливает детеныша жирным молоком. Взрослые питаются планктоном. Они очень любят петь – обмениваются различными сигналами, таким образом общаются ). Ребята, а какие животные являются родственниками китов?

Дидактическая игра «Угадай по силуэту»

Детям необходимо по силуэту угадать животное из семейства китовые (Силуэты прикреплены на фоне моря, дети называют представителей китовых, воспитатель вешает картинку на силуэт – синий кит, кашалот, дельфин, касатка, горбатый кит, нарвал, белуха ). Пазл№5

-Ребята, а чем дышат эти животные? (Воздухом).Правильно, они подымаются к поверхности воды и вдыхают воздух.

Дыхательное упражнение

- Дети, представим, что мы тоже дельфины или киты и вдохнем воздух, сделав глубокий вдох. Что же делать, когда на поверхности океана образовались целые острова из пластика? (Очистить поверхность от остатков).

Остановка «Острова отчаяния»

Дети подходят к контейнеру с водой и плавающим мусором – пластиковыми остатками, собирают их сачками и помещают в контейнеры с указателем «пластик».

-Ребята, а что люди должны делать, чтобы избежать возникновения этих «островов отчаяния» , где животные задыхаются и погибают ? (Утилизировать пластик, отказаться от пластиковой посуды и некоторых других предметов из пластмассы). Ставим запрещающий знак.Пазл№6

-А теперь мы можем выйти на берег и пособирать ракушки-рапаны.

Физкультминутка

Над волнами чайки кружат (машем руками)

Полетим за ними дружно,

Что там чудится в тумане (вытягиваем руки)

Волны плещут в океане( волнообразные движения)

Мы по берегу гуляем (ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке(наклон вперед, поднимаем ракушку)

И сжимаем в кулаке (сжимаем кулаки)

Чтоб побольше их собрать –

Нужно чаще приседать(приседания)

-Ребята, приложите к уху ракушку и скажите, о чем шумит море?

Итог занятия с выводами и элементами рефлексии

Дети озвучивают способы защиты океана:

- Не загрязнять море и берег отходами;

- Отказаться от использования пластика;

- Не сливать в океан сточные воды;

- Запретить браконьерство;

- Сокращать появление нефтяных пятен;

- Сохранять редкие и исчезающие виды.


- Молодцы! Вы можете собрать целую картину. (Дети собирают картину чистого моря с морскими обитателями)

Таким должно быть море всегда!

Чистым, спокойным и заселенным

Множеством видов и в меру солёным!

- Сегодня вы справились со всеми испытаниями, помогли Золотой Рыбке и всем морским жителям и в благодарность от них эти ракушки для пополнения коллекции и пазл на память о совершенном путешествии.

А сейчас пора нам возвращаться

В путь-дорогу собираться.(Дети занимают места в батискафе)

Скажем дружно – раз, два, три –

Детский садик, нас прими!


Дети возвращаются в группу, делятся впечатлениями.

Напутственное слово

«Берегите природу» - может сказать каждый, но не каждый может это сделать. Пусть каждый начнёт с себя. Только личным примером мы сможем помочь своей планете.

Список литературы


1.Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009.

3.Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. - М.: Мозаика-синтез, 2010.

5. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи детей 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез 2005.

6. Шорыгина Т.А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва ,2008.

7. Шорыгина Т.А. О мире морей и океанов. Книга для воспитателей, родителей. Москва, 2015.

8. Ш. Фельдчер, С. Либерман, 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет. СПб.: Питер-пресс, 1996. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!