Квест – игра
по речевому развитию (обучение грамоте)
Тема: «В поисках гласных»
Подготовительная группа
Учитель-логопед
Балашова Н.А.
Цель : закрепление и расширение представлений о гласных звуках и буквах
А О У И Э Ы .
Задачи :
Коррекционно- образовательные :
Закрепление умений различать гласные звуки по артикуляторным и акустическим признакам ;
Закреплять умение определять положение гласного звука в слове ;
Закреплять зрительный образ гласных букв;
Коррекционно-развивающие :
Развивать фонематическое восприятие ;
Развивать общую , мелкую моторику ;
Развивать внимание , мышление , память;
Коррекционно- воспитательные :
Воспитывать умение слушать и слышать взрослого, договариваться со сверстниками.
ППРС : предметные картинки, карта- план , сундучок , картинки- буквы, шарики су-Джок , цветы из бумаги. деревья, подушечки, палочки счетные. книги-раскраски, мультимед. презентация, алфавит, мяч, мольберт, схема «звуки-буквы»
Ход квеста: - Приветствие: Давайте друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К игре вы готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам.
-Ребята , я пригласила вас сегодня в этот зал, потому что хочу поговорить о важных вещах. Вы будущие первоклассники и я хочу узнать готовы ли вы к школе. А о чем мы сегодня поговорим вы узнаете, когда внимательно послушаете стихотворение.
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и писать старательно.
-О чем говорится в стихотворении? Что мы знаем о звуках? Слышим, произносим..
А если нужно написать, что нам поможет(Буквы) у каждого звука есть свой символ-буква.
Чем отличаются буквы от звуков? СХЕМА
Как вы думаете, где живут буквы и звуки?
- Я знаю волшебную страну, в ней есть города Звукоград и Буквоград (СЛАЙД). Посмотрите. У звуков домики в виде букв, у каждого звука есть свой символ-буква.
В городе Звукоград живет мой знакомый гном Звуколюб.
Почему у него такое имя?
Хотите познакомиться с гномом и попасть в волшебные города?
СЛАЙД -гном
Ой, беда, беда, беда
Чтоб позавтракать с утра .
Звукоед зашел вчера ,
Звуки гласные все испугались
Очень быстро разбежались.
Нам , ребята , помогите
Гласные звуки нам найдите.
Логопед:
Нужна наша помощь, как думаете сможем помочь? Чем мы можем помочь? Как?
-Звуколюб, мы готовы тебе помочь
СЛАЙД гном и карта
-Ребята, чтобы вам легче было отыскать гласные звуки я отправил вам карту окрестностей нашей страны. Будьте внимательны и дружны. Звуквоед приготовил много препятствий и сложных заданий на вшем пути,но я верю что вы справитесь.
В зал влетает карта- рассмотреть.
Преже ,чем отправиться на поиски…… совсем забыла какие звуки съел Звукоед….
Нам нужно вспомнить все о гласных звуках
Когда произносим гласный звук то: нет препятствия. Воздух проходит свободно. Гласные можно петь. Обозначаем красным цветом.
Итог Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных .
Голос участвует , голос зовет,
Звук получается гласный .
Вспомним гласные звуки и пропоем (по очереди) _ Когда мы произносим гласные звуки У нас меняется положение губ? Игра «Отгадай звук» дети задумывают звук и беззвучно произносят. Нужно угадать звук по положению губ.
Я думаю, мы преодолеем На нашем пути все препятствия, мы справимся если будем дружной командой и будем делать все сообща.
На карте мы будем отмечать буквами те звуки, которые отыщем.
--- Пора в путь дорогу .
А вот и следы гласных звуков .
( Дети рассматривают ,, следы ‘’ , называют гласные , идут по ним .)
Вот развилка дорог . Справа путь и слева путь .Но куда же нам свернуть ? Э –Э – Э - , да тут не простая задача ! А рядом на дорожке конвертик с заданием .
,,Делим слова на слоги ‘’
Произнесите слова :ТЭН – ЭМУ – ЭСКИМОС – ЭСКАЛАТОР –электроутюг
Какой звук часто повторяется?( Часто повторялся звук [ э ] )
Определите самое длинное слово и спасете звук [ э ].
(самое длинное слово электроутюг- 5 слогов )
Стоит у длинной дорожки указатель
- круглая спинка , на спинке – горбинка и знаки подает
- Этот путь! Этот путь!
В эту сторону свернуть!
Даже язычок от волнения высунул !
Чем не знак – буква для обозначения звука ……..([ э] ) На кате отметить . букву на мольберт.
Логопед И гласную Э отыскали и дорогу куда идти дальше узнали .
А дальше пойдёт первым тот кого считалка выберет .
Считалка – скороговорка :
Этажерка, экскаватор,
Эхо , эрудит, - экватор,
Эстафета , эталон –
Кто не понял , вышел вон !
Дорога идёт то направо ,и пришли мы к дереву, но дерево какое-то не простое - волшебное .на листочках что-то написано. Да это загадки, а под деревом отгадки.
Дети по очереди срывают листочки и находят отгадки.
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог
А попал под молоток ,
Хруснул раз, и треснул бок . (орех)
Не моторы, а шумят
И не птицы, а летят
Не змеи, а жалят . ( осы)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке
На него подуй слегка –
Был цветок и нет цветка . (одуванчик)
ОРЕХ - ОСЫ - ОДУВАНЧИК С какого звука начинаются слова ?
Дополни ряд ёще словом ( словами) на тот же звук .
Орех что-то напоминает . На что похож орех ?( на букву О)
Молодцы, ребята , гласную О спасли ! Отметить на карте и на мольберт
А орешек проворный, подпрыгнул и превратился в шарик, да не простой а попрыгунчик. Покатился шарик-попрыгунчик по дорожке ,и мы поспешим за ним .
И вот уже красивая
«Цветочная поляна.’’
На этой полянке ,,заколдованные ’’ картинки .
Вышли на полянку ,
Сели все в кружок .
Угадай картинку ,
Милый мой дружок ! (Перед детьми лежат картинки , спрятанные под цветком
Дыхательное упражнение ,, Подуй на цветок ‘’- ,, расколдуй картинки ‘’.
- Дети , подуйте на картинку так , чтобы она открылась . Вспомним правила правильного дыхания. Вдох носом, выдох ртом. губы трубочкой, щеки не надуваются.
Назовите картинку. Какой гласный звук в середине слова.
Гласный ,, Ы ‘’ мы все нашли - ты-ты-ты, и все мы-ыыыыыыыыыы.
дети изображают пальчиками букву ,,Ы’’) На карте, на доску
,,Зоркий глаз’’
СЛАЙД «Игра 1-много» Буква И на карту, на мольберт
Пока идем по дорожке поиграем в игру «Допой фразу»
1 .Серый волк в глухом лесу
Громко воет УУУУУУУУУУ
2. Плывет пароход по влнам
И громко сигналит он нам УУУУУУ
3. По рельсам к вам спешу
И весело пою УУУУУУУ
4. Заблудились мы в лесу
И зовем аУУУ Ауууууу
А Вот дерево стоит безмолвно тихо , а на дереве сук .Какую букву напоминает сук ?
( букву – У- ). Хвостиком болтает спасителей поджидает. Вот и гласную ,,У’’ спасли, ребята. На карте на мольберт
И покатился попрыгунчик дальше .
Волшебный сундук
И вдруг вдали остров. С острова слышно: ,,Cпаситте- спасите!’’ слайд
Испугался попрыгунчик и стал похож на ежа.
Самомассаж ладоней ,,ёжиком’’ -шариком су-джок. Сидя На подушках.
Наш волшебный мудрый ёжик (прокатываем по левой руке)
Не нашел в лесу дорожек . прокатываем по левой руке
Ёжик колет нам ладошки , (катаем между ладоней
Поиграем с ним немножко . вертикально)
Если будем с ним играть (катаем между ладоней
Ручки будем развивать . горизонтально )
Ловкими станут пальчики , ( катаем между ладоней по кругу)
Умными – девочки и мальчики .
Покатился колючий ёж и скрылся в чаще леса
А мы поплывем на остров и спасём какой гласный звук ??[А].
Соберите из частей картинку и узнаете на каком транспорте мы поплывём на остров. (Корабль) Под звуки плывущего корабля изображаем качку-покачивания , взмахи руками.
На берегу нас встречает пират. (шум волн)
Он не молодой, а старый
Не сердитый, а ( радостный)
Не ленивый, а ( трудолюбивый)
Не глупый, а ( умный )
Не злой, а ( добрый)
Пират по секрету сказал ,что гласный [ А ] следует искать на острове в сундуке. Посмотрим по плану где искать сундук .
Чтобы ,, откопать’’ сундук нужно выполнить задание:
Собрать из палочек букву А.
А вот и сундук .Что же там ?
В сундуке АЛФАВИТ.
Буковки в алфавите стоят ровненько как на параде.,и гласные на своем месте .
Слайд- Гном с азбукой.
- Спасибо, вам ребята вы спасли все звуки.
Буквы и звуки гласные очень нужны.
Буквы и звуки гласные очень важны.
Без них никогда
Не получаться слова.
В благодарность я отправил вам почтой подарки-раскраски. Жду вас в гости. До свидания
Рефлексия: ребята какие испытания были трудные для вас? А какие интересные? Что помогло нам справиться со всеми испытаниями?