Квест-игра «Там на неведомых дорожках» (по сказкам А.С. Пушкина)
(мероприятие для летнего лагеря – учащиеся 1-4 классов)
Сценарий мероприятия
Цели: воспитание интереса к книге и процессу чтения; развитие познавательной активности, умения размышлять и делать самостоятельные выводы.
Задачи: 1) привить интерес к творчеству А.С. Пушкина; 2) развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, внимания, памяти; 3) обогащение словарного запаса учащихся.
Предварительная подготовка. Количество и состав команд.
Перед квестом предлагается перечитать сказки А.С. Пушкина. В квесте участвует равное количество членов команд. Команды проходят одинаковые этапы, но в разной последовательности, чтобы не допустить их пересечения на маршруте. Команды выбирают капитана, который осуществляет связь с организатором. Затем командам присваивается название. Участникам выдаются опознавательные знаки: эмблемы, значки, ленточки разного цвета. Организатор озвучивает повод, по которому все здесь собрались, легенду и условия игры. Напоминает о технике безопасности и правила игры. Организатор может выдать номер своего телефона капитанам команд, чтобы контролировать прохождение пути, оказывать консультации по вопросам прохождения этапов или выполнения заданий, т.п.
Команды проходят маршрут в экопарке «Лукоморье». В случае плохой погоды можно организовать этапы в здании школы.
Цель квеста - собрать ключевую фразу. Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы, в которых фиксируются названия этапов, ставится отметка о его прохождении. На каждом этапе находятся модераторы, которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы за правильное их выполнение, а также подсказку, где находится следующий этап. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то «фрагмент» ключевой фразы не выдаётся. После того, как будут собраны все фрагменты, команды расходятся и собирают из слов (словосочетаний) всё высказывание, показывают результат организатору. Капитаны команд отдают заполненные маршрутные листы организатору, который фиксирует время завершения всех заданий.
Ключевая фраза:
«Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная» А. Пушкин (фраза разбивается на 8 частей и каждая часть выдается участникам за выполнение задания)
Маршрутный лист
№ п/п | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда |
-
| КОЩЕЙ | БЕЛОЧКА | ВОЛК | ЧЕРНОМОР |
-
| БАБА ЯГА | ВОЛК | ЛЕШИЙ | КОЩЕЙ |
-
| КОТ УЧЕНЫЙ | ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ | БЕЛОЧКА | БАБА ЯГА |
-
| ЛЕШИЙ | ЧЕРНОМОР | КОТ УЧЕНЫЙ | БЕЛОЧКА |
-
| БЕЛОЧКА | КОЩЕЙ | ЧЕРНОМОР | ЛЕШИЙ |
-
| ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ | БАБА ЯГА | КОЩЕЙ | ВОЛК |
-
| ЧЕРНОМОР | КОТ УЧЕНЫЙ | БАБА ЯГА | ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ |
-
| ВОЛК | ЛЕШИЙ | ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ | КОТ УЧЕНЫЙ |
Начало игры в актовом зале.
1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
2 ребенок. И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
3 ребенок. Там чудеса: там леший бродит,
4ребенок. Русалка на ветвях сидит;
5 ребенок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
6 ребенок. Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
7 ребенок. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
8 ребенок. Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
9 ребенок. В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
10 ребенок. Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
11 ребенок. Там царь Кащей над златом чахнет;
Хором. Там русский дух... там Русью пахнет!
Слово ведущего: Ребята, назовите автора этих строк. (А. С. Пушкин) Посмотрите на эти обложки книг. Что это за сказки? Кто их автор? (А. С. Пушкин) Как вы думаете, кому посвящено наше сегодняшнее мероприятие? (А. С. Пушкину) А почему мы сегодня вспоминаем этого великого русского поэта? (День рождения.) Сегодня вас ждет увлекательное приключение: игра-квест по сказкам А.С. Пушкина. Вы не только вспомните героев его сказок, но и попытаетесь найти мудрую мысль, которую сказал когда-то Александр Сергеевич. На каждой станции вы будете получать слова из этой фразы. У вас 8 станций вы. Затем все возвращаетесь сюда, получаете вот эти листы и наклеиваете на них свои слова. Как только вы это сделали – поднимаете всей командой руки вверх и сдаете свой лист с высказыванием. Выигрывает та команда, которая правильно составит фразу и сделает это первой. Я надеюсь, что вы хорошо знаете его сказки и те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, будут для вас не слишком сложными. Командирам команд получить маршрутные листы!
……………………………………………………………………………………………..
1 ЭТАП «КОТ УЧЕНЫЙ»
Мяу-мяу, я ученый кот,
Мяу-мяу, без больших забот
Здесь под дубом я живу,
Всех вас в гости я зову.
Я вам сказку расскажу,
Но героев не назову.
О каких героях сказок А.С. Пушкина идет речь в этих отрывках?
Назовите эти сказки.
1) «За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».
О ком это говорится?
(Царевна-лебедь. «Сказка о царе Салтане»)
2) «Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда».
Из какой это сказки?
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
3) «Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Кто так говорил?
(Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4) «Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.»
Какая сказка так начинается?
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
5) «Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Ки-ри-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
Про кого это говорится?
( «Сказка о золотом петушке»)
............................................................................................................................................
2 ЭТАП «КОЩЕЙ»
День и ночь, день и ночь
Денежки считаю,
День и ночь, день и ночь
Отдыха не знаю,
Над богатством своим
Потихоньку чахну,
В сундуки загляну—
И от счастья ахну!
Игра «Цепь»
Я сижу в подземелье на цепи, за тысячу лет она стала старая и совсем прохудилась, придется изготовить новую.
Команды делают цепь из скрепок за 2 минуты.
Молодцы, дружные вы ребята. А хотите заглянуть в мой волшебный сундук?
Игра «Волшебный сундучок»
Дети достают по очереди из сундучка вещь и называют сказку, в которой она встречается.
Яблоко, зеркало, лебединое перо, сеть, веревка, звезда и месяц, орешки, меч, щит, золотая рыбка, платок, лук со стрелами.
……………………………………………………………………………………………
3 ЭТАП «БАБА ЯГА»
Зачем детей вы мной пугаете?
Ведь вы меня совсем не знаете.
Я очень добрая, и я красивая,
Но только очень, очень несчастливая!
Ах, если б встретить могла я принца,
Ах, если б мог он в меня влюбиться!
Мне надоела моя избушка.
Как я устала быть злой старушкой!
Я очень добрая и трудолюбивая, у меня есть свой огород, где все овощи и ягоды я выращиваю своими руками. А еще люблю животных. Вспомните, какие животные упоминаются в сказках А. С. Пушкина, и расположите их в алфавитном порядке.
БЕЛКА | КОМАР |
ЗАЙКА | КОНЬ |
КОБЫЛА | КОРШУН |
МЫШОНОК | ОРЛИЦА |
ПЕС | ПЕТУШОК |
ЛЕБЕДЬ | ЛЯГУШКА |
МУХА | РЫБКА |
А еще я люблю разгадывать слова? А вы любите? Тогда найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.

Ответ: Корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица. "Сказка о рыбаке и рыбке"
…………………………………………………………………………………………
4 ЭТАП «Леший»
По неведомым дорожкам
В Лукоморье я гуляю,
Чудо-ягоды в лукошки
Тут и там я собираю.
То крадусь я, как кошка,
То несусь словно вихрь,
Коль хотите клад найти вы,
Героя сказки назовите.
Вспомните имена героев сказок А.С. Пушкина и заполните кроссворд, используя выделенные буквы.
Ответы: Гвидон, Черномор, Бабариха, Дадон, Елисей, Балда, Салтан.
1/ Этот герой - мечтатель, целью жизни которого стала встреча с отцом, спаситель царевны-лебеди от злого волшебника. (Гвидон)
2/ Командир 33 богатырей. Его имя образовалось от названия «Черное море». Имя героя указывает на место его жительства. (Черномор)
3/ Эта героиня мешала царю Салтану. Еще она была ему сватья. (Бабариха)
4/ Золотой петушок клюнул в темечко этого царя. (Дадон)
5/ Королевич, который искал повсюду свою возлюбленную (Елисей)
6/ Активный борец со священнослужителями и бесами. (Балда)
7/ Отец Гвидона, который откладывал свое путешествие через море. (Салтан)
…………………………………………………………………………………………..
5 ЭТАП «Царевна-лебедь»
- Здравствуйте, я Царевна-лебедь, и очень люблю превращения. Хотите со мной поиграть? Но для начала, угадайте сказку.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра - чистый изумруд. («Сказка о Царе Салтане…».
Молодцы, а теперь соедините слоги так, чтобы полученное слово обозначало одно из чудес из "Сказки о царе Салтане "

Ответы: Белка, коршун, богатыри, город, царевна.
…………………………………………………………………………………………
6 ЭТАП «БЕЛОЧКА»
- Здравствуйте, узнали меня? Правильно, я БЕЛОЧКА, из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Я очень люблю слушать сказки. Сегодня я вас попрошу прочитать мне несколько отрывков и назвать отрывки из сказок А.С. Пушкина?
"Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется"
(Сказка Аксакова «Аленький цветочек»)
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает.
К белой груди прижимает
И ведёт её скорей
К милой матушке своей.»
(«Сказка о царе Салтане…»)
-
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.» (Сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок»)
……………………………………………………………………………………….
7 ЭТАП «ЧЕРНОМОР»
-
- Разрешите представиться: предводитель подводного войска - Черномор. Очень я люблю порядок и дисциплину во всем. Какое оружие есть у моих воинов? (лук и стрелы). Сегодня предлагаю сыграть в игру «Дартс» и посмотреть, кто будет лучшим стрелком.
Игра: «Повторяй за мной»
- Угадайте из какой сказки эти слова? (Сказка о спящей царевне и о семи богатырях)
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Показывает движения, дети повторяют вместе с ним.
……………………………………………………………………………………………
8 ЭТАП «ВОЛК»
- Здравствуйте, гости дорогие, как я рад, что вы пришли, сижу здесь целый день, охраняю царевну, даже поговорить не с кем, а я так люблю играть. Поиграйте со мной? Игра называется «Внимательный читатель». Вопросики есть, трудные и не очень:
1. В «Сказке о попе и работнике его Балде», Балда говорил:
«Ты бесенок еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было бы лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата...»
Кто этот брат?
Ответ: Зайка.
2. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа?
Ответ: «...в год затри щелчка полбу...»
3. «...белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки разные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе...»
Что пела белочка?
Ответ: «Во саду ли, в огороде»
Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала?
Ответ: «Хочу быть владычицей морскою.
Чтобы жить мне в окияне море,
Чтоб служила мне рыбка
золотая...»
Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?
Ответ: «...Волю первою твою
Я исполню, как мою...»
……………………………………………………………………………….
Завершение игры, подведение итогов проходит в актовом зале.
- Я поздравляю команды за активное участие в игре. Вы собрали высказывание великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина о чтении, и я надеюсь, что это путешествие по его сказкам стало для вас не только увлекательным, но и в чем-то поучительным. А эти слова: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная» вы будете помнить, и с удовольствием станете читать не только сказки, но и другие классические произведения русских и зарубежных писателей.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
11