Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 12»
Гаткинского сельского поселения
Советско-Гаванского муниципального района
Хабаровского края
Фестиваль педагогических идей «Образовательное событие духовно-нравственной направленности».
Квест-игра
«Путешествие по музею»
| Работу выполнил: Новикова Лариса Александровна, учитель истории МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края |
Советско-Гаванский район
2019 год
Пояснительная записка.
Данная разработка составлена для работы со школьниками 4-6 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на воспитание у участников квеста гражданственности и нравственности.
Изучение истории родного края остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма. Любовь к отечеству начинается с малого – любви к родному краю, городу. Этот фактор делает школьное краеведение особо ценным в деле патриотического воспитания школьников, так как позволяет реализовывать данную задачу не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщая ребят к культурному наследию «малой родины».
Вопросы и задания, связанные с историей родного села, школы стали основным содержанием разработанного мероприятия.
Познание культуры родного края через игру и творчество, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и «включение» всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой работы. Именно поэтому, при выборе формы мероприятия, было принято решение об организации квест – игры.
Игровая форма краеведческого занятия содержит в себе большие возможности развития у детей способностей, содействующих активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач. Квест игра позволяет расширить кругозор детей, практические навыки, развивает наблюдательность, интерес к окружающему миру, воспитывает у школьников бережное отношение к историческим памятникам, к людям, внесшим личный вклад в становление и развитие родного края, страны.
Новизна мероприятия: каждая команда должна проявить эрудицию в теоретической и практической частях.
Педагогическая целесообразность: мероприятие воспитывает любовь к малой родине, укрепляет дружеские связи, формирует нравственные качества.
Планируемые результаты игры:
Личностные УУД: воспитывать культуру общения; воспитывать любовь и уважение к окружающим; сблизить и сплотить детский коллектив; развивать самооценку у школьников; научить анализу собственных действий и поступков; научить планированию действий; развивать устную речь учащихся; развивать творческие способности.
Познавательные УУД: проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию; учиться определять цель деятельности; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности группы во время игры.
Коммуникативные УУД: проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент.
Метапредметные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Среди практических навыков, которые формируются у детей, необходимо выделить следующие:
планирование этапов прохождения маршрута, выполнения заданий;
отслеживание продвижения в выполнении задания;
соблюдение правил игры;
поиск необходимых ресурсов;
распределение обязанностей.
Таким образом, участие школьников в квест – игре будет способствовать не только патриотическому воспитанию и развитию разнообразных способностей у детей, но и позволит создать условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы, исследовательских способностей школьников, целенаправленному использованию их энергии.
Данная форма работы даёт возможность охватить большое число школьников социальнопозитивной деятельностью, осуществляя воспитание здорового образа жизни и культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной культуры.
Данный материал можно применять на занятиях по краеведению, во внеурочной деятельности.
Цель игры: активное посещение музея учащимися школы. Обучение детей умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры.
Задачи игры:
Повышение мотивации к познавательной деятельности;
Активизация интереса учащихся к отечественной истории;
Формирования навыка поиска необходимой информации;
Развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы;
Знакомство с историко-культурной средой школьного музея.
Место проведения игры: музей «История и жизнь родного села» (находится в здании МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сп Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края).
Целевая аудитория: музейно-педагогические занятие в форме квест-игры по музею рассчитано на учащихся 4-6 классов.
Методические рекомендации: начать путешествие можно с любого из разделов музея. Маршрутный лист содержит занимательные вопросы, ответы на которые можно найти лишь внимательно изучив экспозиции музея, ребусы, головоломки. Игра проходит в музее, где ведущий предлагает каждой группе маршруты, инструкции и бланки для ответов на вопросы. В инструкции также содержатся задания для команды: прочитать, записать, посчитать и так далее.
Маршрут игры:
1. «Из прошлого в настоящее»;
2. «Наше село»;
3. «Наши истоки – люди села»;
4. «Русский быт: прошлое и настоящее».
Условия игры: участникам мероприятия будут выданы маршрутные листы и они, самостоятельно выполняя задания игры, отправятся в путешествие по основной экспозиции музея. На каждой станции ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, по описанию находят музейные экспонаты, отгадывают загадки и раскрывают секреты музея. За ответы участники команд получают баллы. Победителем становится команда, которая получила наибольшее количество баллов.
Критерии оценок:
Количество пройденных маршрутов;
Правильность и полнота ответов.
Подведение итогов игры проводит жюри, в состав которого входят педагоги школы.
Квест-игра «Путешествие по музею»
Ведущий игры: Сегодня наше занятие пройдёт в форме квест - игры. Нам нужно разделиться на 2 команды. Во время игры каждая команда будет перемещаться по станциям. Команды получат маршрутные листы со схемой продвижения. Время на выполнение задания 5 минут, если задания сделаны быстрее, то команда ждёт отведённое время и по сигналу учителя покидает станцию. Если время вышло, а задание не выполнено работа прекращается.
Станция №1 - «Из прошлого в настоящее»:
Ведущий игры: На данной станции мы проверим, что вы знаете об истории нашей школы. Вам нужно из слов отгадок составляется кроссворд, на пересечении строк находится ключевое слово, которое обозначит тему вашего задания.
Задание 1:
Реши кроссворд. Угадай ключевое, вписывая ответы по горизонтали, а отгадку можно будет найти в выделенных квадратиках по вертикали.
1. Разноцветными носами
По бумаге водят сами.
Их рисунки хороши.
Это что? (Карандаши)
2. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга).
3. Вот мольберт, палитра, холст.
Краской здесь рисует «хвост».
Вот с водицей мисочка,
Моется в ней... (кисточка)
4. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)
5. Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)
Ключевое слово – ШКОЛА.
Задание 2.
Используя материалы раздела музея, посвященного истории школы вставьте пропущенные слова в следующий текст:
Современное здание школы было построено в _______ (1969) году. Директором школы на тот момент был __________ (Порин С.И.). Школа была № ______ (29). В _____ (1988) году номер школы изменился и она стала № ______ (12).
Задание 3.
- Найдите в музее эти предметы. Как они называются?
- горн
- барабан
- пилотка
- пионерский галстук
- пионерский флаг
- Какие молодежные организации существовали в советской школе?
- В каждой советской школе были октябрята, пионерская организация и комсомольская организация.
- Какие ещё атрибуты этих организаций можно увидеть в нашем музее?
- Значки: октябрятский, пионерский, комсомольский.
Станция № 2 - «Наше село».
Ведущий игры: На данной станции мы проверим, что вы знаете об истории нашего села. Вам нужно ответить на вопросы:
Объясните смысл названия села Гатка. (междуречье)
По берегам каких рек расположено наше село? (Тутто и Хадя)
Назовите улицы нашего села. (Космонавтов, Московская, Лесная, Трудовая и т.д.)
На какой улице расположена школа? (Космонавтов)
Назовите главное здание нашего села, на какой улице оно расположено? (Администрация Гаткинского сельского поселения, расположена на улице Клубная)
Станция № 3 - «Наши истоки – люди села»
Ведущий игры: На данной станции мы проверим, что вы знаете о жителях нашего села. Многие жители села Гатка Советско-Гаванского района, за свой труд, награждены медалью «Ветеран труда». Посмотрите на экспозицию и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. При ответах используйте подсказки, которые находятся в этом разделе школьного музея.
Когда была учреждена медаль «Ветеран труда»? (1974 год январь)
По каким критериям присваивается эта медаль?
(Медалью «Ветеран труда» награждались трудящиеся за долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве, в области науки, культуры, народного образования, здравоохранения, в государственных учреждениях и общественных организациях, а также рабочие, колхозники и служащие в знак признания их трудовых заслуг по достижении трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет или по старости. Также ею награждали тех, кто был несовершеннолетним и трудился на заводах во времена Великой Отечественной Войны)
Найдите на экспозиции медаль «Ветеран труда» и опишите ее (устно).
(На лицевой стороне медали на фоне расходящихся лучей расположены выпуклая надпись «СССР», рельефное изображение лавровой ветви, серпа и молота. В нижней части медали по окружности на контурном изображении ленты размещена надпись «ВЕТЕРАН ТРУДА». На оборотной стороне медали на матовом светлом фоне в четыре строки расположена рельефная надпись «ЗА ДОЛГОЛЕТНИЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТРУД»)
Станция № 4 - «Русский быт: прошлое и настоящее».
Задание 1.
Ведущий игры: Рассмотрите внимательно картинку. Какие из предметов старого быта, изображенных на картинке, имеются в нашем музее. Назовите эти предметы. Для чего они необходимы? (Самовар, лампа, рушник, лавка, утюг и т.д.)
Задание 2.
Участники игры получают тексты загадок. Отгадывают предметы и находят их среди экспонатов музея.
Загадки:
1. На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (фотоаппарат)
2. Чудо-ящик, в нем окно, в том окошечке – кино. (телевизор)
3. Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. (утюг)
4. Этот ящик не простой – он объездил шар земной, в нем рубашки и штаны – путешествуют они. (чемодан)
5. Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет. (радио)
6. Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (керосиновая лампа)
Заключительный этап: подведение итогов и награждение победителей.
Дорогие ребята! Вот и закончилось наша игра. Пока жюри подсчитывает баллы, я предлагаю оценить вам сегодняшнее занятие. Хлопните, если узнали сегодня что-то для себя интересное. Топните, если ничего нового не узнали. Перед вами три кружочка. Выберите себе один из них и прикрепите их на доску.
Красный – было трудно, мало что понял;
Зелёный - работал активно, всё знал;
Желтый – было интересно, узнал много нового.
Ведущий игры: Команды построились, определяем победителя по наибольшей сумме баллов за все конкурсы. Награждение.
Приложения: раздаточный материал участникам игры
Карточка № 1 (к заданию 1.1) Реши кроссворд. Угадай ключевое, вписывая ответы по горизонтали, а отгадку можно будет найти в выделенных квадратиках по вертикали. 1. Разноцветными носами По бумаге водят сами. Их рисунки хороши. Это что? | 2. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. | 3. Вот мольберт, палитра, холст. Краской здесь рисует «хвост». Вот с водицей мисочка, Моется в ней... | 4. Белый камушек растаял, На доске следы оставил. | 5. Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. | |
Карточка № 2 (к заданию 1.2) Используя материалы раздела музея, посвященного истории школы вставьте пропущенные слова в следующий текст: Современное здание школы было построено в _______ году. Директором школы на тот момент был __________ . Школа была № ______ . В _____ году номер школы изменился и она стала № ______ . |
Карточка № 3 (к заданию 1.3) - Найдите в музее эти предметы. Как они называются? _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ ______________________________ ______________________________ - Какие молодежные организации существовали в советской школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________ - Какие ещё атрибуты этих организаций можно увидеть в нашем музее? _______________________________________________________________ |
Карточка № 4 (к заданию 2) 1. Объясните смысл названия села. _____________________________________________________________ 2. По берегам каких рек расположено село? ___________________________________________________________________________________ 3. Назовите улицы нашего села. __________________________________________________________________________________ 4. На какой улице расположена школа? __________________________________________________________________________________ 5. Назовите главное здание нашего села, на какой улице оно расположено? ________________________________________________ _______________________________________________________________ |
Карточка № 5 (к заданию 3) Когда была учреждена медаль «Ветеран труда»? ______________________________________________________ ______________________________________________________ По каким критериям присваивается эта медаль? ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Найдите на экспозиции медаль «Ветеран труда» и опишите ее. ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Карточка № 6 (к заданию 4.1) Рассмотрите внимательно картинку. Какие из предметов старого быта, изображенных на картинке, имеются в нашем музее. Назовите эти предметы. Для чего они необходимы? ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________
|
Карточка № 7 (к заданию 4.2) Отгадайте предметы и найдите их среди экспонатов музея. Загадки: 1. На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. 2. Чудо-ящик, в нем окно, в том окошечке – кино. 3. Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. 4. Этот ящик не простой – он объездил шар земной, в нем рубашки и штаны – путешествуют они. 5. Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет. 6. Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Маршрутный лист
Станция | № задания | Баллы за ответ | Дополни- тельные баллы (за творчество при ответах) | Всего баллов |
1. «Из прошлого в настоящее» | -
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
2. «Наше село» | -
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
3. «Наши истоки – люди села» | -
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
4. «Русский быт: прошлое и настоящее» | -
| | | |
-
| | | |