СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест-игра «Уголок России — отчий дом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация и проведение в дистанционном формате квеста «Уголок России — отчий дом» (по истории Курского крaя).

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра «Уголок России — отчий дом»»







Квест-игра


«Уголок России — отчий дом»







Автор: Маслова Людмила Анатольевна,

учитель истории и обществознания










Пояснительная записка

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Методика организации и проведения в дистанционном формате квеста «Уголок России — отчий дом»:

  1. Предварительная подготовка.

  • Составление плана подготовки мероприятия.

  • Определение даты проведения игры.

  • Разработка сценария.

  • Составление заданий, подготовка призов.

  • Формирование команд, инструктаж.

  1. Проведение квеста.

  2. Подведение итогов, награждение.

  3. Рефлексия.

При дистанционном проведении мероприятия используются программы и платформы, по которым осуществляется образовательный процесс. При очном обучении квест проводится в здании общеобразовательного учреждения, а подготовительный этап включает поиск кабинетов и других помещений для прохождения квеста, подготовку печатных маршрутных листов, вариантов заданий для каждой команды, подбор помощников по маршрутизации. Предварительная подготовка квест-игры включает в себя определение классным руководителем цели и задач мероприятия, возрастной и количественный состав участников, сроки проведения. Целевая аудитория и количество участников определяется с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и воспитательных потребностей, включая особенности здоровья. Затем следует разработка и подготовка классным руководителем заданий квеста, ответов для проверки, маршрутных листов, системы оценивания, награждения.

Ученикам предоставляется право самостоятельно сформировать равные группы, придумать название команды, выбрать капитана. С целью дополнительной мотивации учеников создаётся ещё одна команда – родителей, которые проходят испытания и соревнуются с детьми. После формирования командам объясняется технология прохождения квеста, объявляется тема, время, место и рекомендуется литература, сайты, материал для просмотра. Информация о проведении и правилах квест-игры должна быть общедоступной, заранее известной всем участникам.

Предварительно создаются 5 чатов (скайп-групп) для команд (4 детских, 1 родительский). У учителей, отвечающих за работу станций— это постоянные личные чаты, которые переименовываются в соответствии с названием станции, а сам учитель именуется Хранителем истории. В общий чат класса под названием «Уголок России — отчий дом» добавляются все участники квеста. Здесь же классный руководитель размещает объявления о теме квеста, дате, времени, составе и названии команд, имена командиров,

правила игры, правила техники безопасности при работе за компьютером и советы по сохранению здоровья, рекомендует материал для подготовки к игре и т. п. Раздаёт участникам квеста смайлики, которые будут выражать их отношение к пройденному этапу. Названия чатов должны полностью совпадать с названиями команд.

Проведение мероприятия предполагает: общий сбор в назначенные

время и место, приветствие классного руководителя и объявление о старте игры, прохождение маршрута и выполнение заданий, общий сбор после прохождения квеста. На этапе проведения классный руководитель мотивирует участников, контролирует процесс и оказывает необходимую помощь. В спорной ситуации капитан команды берёт на себя ответственность и выбирает ответ на вопрос задания. После прохождения квеста подводятся итоги, оглашаются результаты, объявляется и награждается команда-победитель.

Этап рефлексии (смайлики на этапах, общее обсуждение после игры) является неотъемлемой и важной частью окончания воспитательного мероприятия, показателем личностного переживания, осмысления и оценки своей деятельности ребёнком, для классного руководителя даёт возможность выявить воспитательный и творческий потенциал своих учеников.

В игре предлагается сюжет, из которого следует, что в Курский край приехали туристы и в воде на берегу реки Сейм нашли запечатанную бутылку с загадочной надписью внутри, но в тексте отсутствует часть букв. Они просят помощи расшифровать таинственное письмо из прошлого. Ключевым заданием для участников становится вставка недостающих букв и прочтение восстановленного текста из «запечатанной бутылки» - «С чего начинается Родина?». Буквы игроки получают за выполненные задания у Хранителей истории (слайд № 3).

Сюжет игры представляет собой путешествие команд по маршрутному листу «Курский край» от одной станции к последующей, пока

не будут получены все буквы. В тексте пропущены буквы «Ч», «И», «О», «Р», «Д». Маршрутный лист составлен таким образом, чтобы на одной станции находилась только одна команда. Всего 5 этапов-станций: «Былинная», «Героическая», «Знаменитая», «Творческая», «Чудесная». На последней станции команда показывает полученные буквы, получает таинственный текст «С .ег. на..нается ….на?». Приступает к его прочтению: вместо точек вставить буквы, полученные от Хранителей истории. Станция (чат) «Уголок России — отчий дом» является общей для сбора в начале и в конце игры.

Побеждает команда, которая первой напишет в общий чат восстановленный текст. Классный руководитель, в подтверждение правильности выполнения ключевого задания квеста, демонстрирует видео о Курском крае на фоне песни В. Баснера на слова М. Матусовского  «С чего начинается Родина».

«Хранитель истории» – это учитель, который задаёт вопросы, контролирует время нахождения на станции, при необходимости даёт подсказки или дополнительный вопрос. Он получает задания, буквы и инструкцию по прохождению этапа каждой командой. Чтобы попасть на станцию, командир в личный чат Хранителя истории отправляет сообщение «Добрый день, Хранитель истории! Команда (название) прибыла на Вашу станцию и просит о встрече». Если команда быстро и точно ответила на вопросы, то оставшееся время Хранитель рассказывает интересные факты из истории Курского края.

Перед тем как покинуть станцию, дети оставляют смайлики, показывающие их впечатление от этапа. По окончании игры они анализируются классным руководителем. После объявления о завершении квеста, ученики делятся мнениями и высказывают предложения, что хотели бы изменить, добавить для следующей игры.

Продолжительность мероприятия 45 минут.


Планируемые результаты

Участники познавательного мероприятия окунутся в богатую и героическую историю родной земли. Реализация цели и задач поможет формированию и развитию личности ребенка, повысит мотивацию обучения по учебным предметам, предоставит возможность самореализации в процессе интеллектуального соревнования. Полученные знания дадут возможность подрастающему поколению с уважением и гордостью относиться к своей Родине. В ходе коллективной работы получат возможность развития поисковых, информационных и коммуникативных компетенций.


Описание проведения воспитательного мероприятия


  • Организатор (классный руководитель) сообщает в общем чате «Уголок России — отчий дом» :

  • Добрый день, ребята! Курский край — это наша малая Родина. Из таких маленьких уголков и состоит наша великая страна — Россия. В наш богатый славной историей край приехала группа вело-туристов из Тулы. Путешествуя по нашим историческим местам, на берегу реки Сейм они нашли запечатанную бутылку с таинственным посланием. От времени некоторые буквы исчезли. Они просят вас им помочь прочитать записку. Поможем им?

  • Отвечают участники.

  • Организатор:

— Вам предстоит увлекательный путь по страницам истории нашего родного края. В путешествии вас ждут интересные испытания. Вы взяли с собой в дорогу знания и смекалку, хорошее настроение и улыбки?

  • Отвечают участники.

  • Организатор:

— Дарите улыбки друг другу и Хранителям истории. Знания и смекалка пусть поможет вам собрать недостающие буквы, прочитать текст и помочь гостям нашего края. В добрый путь!

Участники получают в чаты команд маршрутные листы «Здесь Родины моей начало» и приступают к прохождению квеста.

Станция «Знаменитая»

  • Хранитель истории:

— Каждый край - это прежде всего люди, кто каждый день честно учится, работает, чтобы сделать нашу страну лучше. Курская земля знаменита героями труда и Великой Отечественной войны, талантами, которые составили славу всей России. О тех, кто прославил наш край, кем гордятся куряне и вся наша большая страна — мы с вами и поговорим.

(Демонстрирует карточки с заданиями).

Задания

  1. Детский писатель, сценарист и прозаик, журналист, военный

корреспондент. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Классик детской литературы, известный главным образом рассказами и повестями об искренней дружбе и боевом товариществе. Родом из города Льгова, Курской области. Знаменитые произведения - «Тимур и его команда», «РВС», «Чук и Гек» и др. (А. П. Гайдар).

    1. Георгий Васильевич Свиридов - композитор, пианист и общественный деятель. Основоположник музыкального направления «Новая фольклорная волна». Большой популярностью пользуется его произведение, названное «Время, вперед!» - мы слышим его в программе время на Первом канале. По мотивам произведений гениального А.С. Пушкина он создаёт сюиту, ставшую жемчужиной классической музыки (звучит запись произведения Г.В. Свиридова «Метель»). Ребята, как называется эта сюита? («Метель»).

    2. Писатель, прозаик, автор повестей и рассказов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, почётный гражданин Курска. Полученное ранение в последние дни войны на подступах к городу Кёнигсберг (ныне – Калининград) отразилось в его рассказе «Красное вино победы». (Евгений Иванович Носов).

    3. Курский писатель, в 1943-1944 гг. был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда под Шяуляй. Памятник писателю был открыт 3 октября 2009 г. в сквере у областной филармонии. Назовите имя и фамилию писателя. (Константин Дмитриевич Воробьёв),

    4. Весной 2022 года башне — гениальному творению великого курского инженера— исполнилось 100 лет. Этот объект считается новаторским для XX века и представляет собой гиперболоидную конструкцию, выполненную в виде несущей стальной сетчатой оболочки. Он

первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки, а XXI веке они стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий. Кто этот новатор-инженер? (Владимир Григорьевич Шухов).

    1. «Выдающаяся исполнительница русских народных и эстрадных песен. Ф.И. Шаляпин называл её «русским жаворонком», а Николай II- «курским соловьём». (Надежда Плевицкая, фотография).

    2. Курянин — легендарный мультипликатор, карикатурист, книжный иллюстратор и педагог в Союзмультфильме. Он первым экранизировал «Чиполлино» — сказку замечательного итальянского сказочника Джанни Родари. А в этом мультфильме он дебютировал как художник-мультипликатор. О ком идёт речь? (Борис Петрович Дёжкин).

  • Хранитель истории:

  • Спасибо за ответы, ребята! Сохраняйте память о наших знаменитых земляках. За вами - будущее. Может кто-то из вас тоже впишет своё имя в историю родного края и страны. Удачи на следующем этапе!

(Команде выдаётся буква «Ч»).

Станция «Былинная»

  • Хранитель истории:

Добрый день! Рад приветствовать вас у себя в гостях!

Родимый мой край соловьиный,

Раздольный и радостный край,

Край доблести русской,

Былинной,

Богатый по истине край!

— Ребята, готовы отправиться со мной в давние-давние времена нашей

истории?

— Слушайте внимательно вопросы.

Задания

  • Иллюстрация летописи «Житие Феодосия Печерского. Вопрос: «В

каком году город Курск впервые упоминается в летописи?» (1032 г.).

  • Иллюстрация Стрелецкой слободы. Вопрос: «Эту слободу Екатерина Великая сравнивала с Венецией». (Стрелецкая слобода).

  • Иллюстрация памятника Серафима Саровского в Курской Коренной пустыни. Вопрос: «Великий подвижник Русской церкви и один из

наиболее почитаемых монахов в её истории, в миру Прохор Мошнин» (Серафим Саровский).

  • Иллюстрация картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Вопрос: «Откуда эти строки:

«А мои-то куряне — опытные воины, под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены, пути их ведомы, овраги им знаемы. Луки у них натянуты, колчаны отворены,сабли изострены...» (Величайший литературный памятник Киевской Руси «Слово о полку Игореве»).

  • Иллюстрация памятника Феодосию Печерскому в Курске. Вопрос: «С его именем связано первое упоминание в летописи о Курске. Он был основателем наземного монашества на Руси. Кто это?» (Феодосий Печерский).

  • Дополнительный вопрос: «В письменных источниках часто говорится о курских кметях. Кто это? (Курские воины). (Команде выдаётся буква «О»).

Станция «Героическая»

  • Хранитель истории:

— О 1943 годе куряне знают не понаслышке. Освобождён город Курск от

немецко-фашистских захватчиков. С нашим краем связано важнейшее сражение в Великой Отечественной войне и величайшее танковое сражение в мировой истории — Курская битва, или битва на Курской дуге. Мы с вами вспомним это героическое время.

Задания

  • Иллюстрация из Музея-диорамы «Огненная дуга». Вопрос: «Назовите дату и продолжительность Курской битвы». (5 июля-23 августа 1943 года, 49 (50) дней).

  • Иллюстрация картины «Оборона Севастополя». Вопрос: «Наш земляк, художник-живописец Александр Александрович Дейнека в период

Великой Отечественной войны создал ряд выдающихся произведений — эта картина одна из них. Как называется картина?» («Оборона Севастополя»).

  • Иллюстрация карты. Вопрос: «Кодовое наименование плана нацистской Германии в 1943 году с целью уничтожения определенного плацдарма и завладения стратегической инициативой на Восточном фронте?. О каком плацдарме идет речь?» (план «Цитадель», Курский плацдарм).

  • Иллюстрация диорамы «Прохоровское танковое сражение». Вопрос: «Где и когда произошло решающее сражение Курской битвы?» (12 июля 1943 года под Прохоровкой).

  • Иллюстрация военных фотографий И.Н. Кожедуба. Вопрос: «Назовите прославленного лётчика, трижды Героя Советского Союза,

  • проявившего мужество в воздушных боях на Курской дуге?» (Иван Никитович Кожедуб).

  • Иллюстрация ратных полей (на одном слайде). Вопрос: «Назовите три ратных поля России ? (Куликовское, Бородинское, Прохоровское).

  • Иллюстрация военных фотографий Е.И. Зеленко. Вопрос: «Герой Советского Союза, единственная в мире женщина-лётчица, совершившая воздушный таран?» (Екатерина Зеленко).

  • Иллюстрация фотографий разрушенного в войну Курска. Вопрос: «Какую политику проводил Вермахт в ходе отступления?» (Выжженной земли).

  • Хранитель истории:

— Перенеся страшные лишения и потери, наш народ выстоял, защитил своё Отечество и весь мир, победив нацизм. Когда вы станете взрослыми, то на вас будет лежать ответственность за судьбу нашей великой страны — России. Изучайте историю! Берегите нашу Родину! (Команде выдаётся буква «И»).

Станция «Чудесная»

  • Хранитель истории:

— Поговорим с вами о чудесах. Семь чудес света – это классический список выдающихся творений рук человеческих. У нас в Курском крае есть свои «чудеса». Давайте вспомним, какими «чудесами» можем гордиться мы – наследники Курской земли?

Задания

Хранитель истории показывает иллюстрации (картинки, фотографии), а участники должны назвать достопримечательности.

  • Соловей – символ Курского края.

  • Курская антоновка.

  • Матвеевский водопад (Барановский).

  • Цветные озера (г. Железногорск).

  • крупнейший железно рудный бассейн - Курская Магнитная Аномалия (КМА).

  • Плавучий остров (Суджанский район).

  • Центрально-черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина.

  • Курская Коренная пустынь.

  • Родовое поместье князей Барятинских, более известное как усадьба

Марьино, расположено в Рыльском районе Курской области (слайд № 14). (Команде выдаётся буква «Р»).

Станция «Творческая»

  • Хранитель истории:

На слух, как песню, узнаю

Мой край, сады мои,

Нигде так славно не поют

Весною соловьи!..

— Ребята, кто сможет продолжить стихотворение нашего поэта Николая Юрьевича Корнеева?

(«На фронте, кто бы не спросил

О родине моей,

Обрадованно говорил:

-А-а, курский соловей!»).

Задания

— Мальчишки и девчонки, а кто из вас нарисует герб Курской области, пока мы будем слушать стихотворения о нашем любимом крае, пословицы о Родине? (Участник приступает к выполнению задания).

  • Хранитель истории предлагает продекламировать стихотворение о Курском крае, пословицы о Родине.

Примеры пословиц:

  • Человек без Родины- что птица без гнезда.

  • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

  • Где кто родился, там и пригодился.

  • Родина — мать, умей за неё постоять.

  • Родной край — сердцу рай.

  • Нет в мире краше Родины нашей.

  • Всякому мила родная сторона.

  • Человек без Родины, что соловей без песни.

  • Молодцы! Желаю удачи! (Команде выдаётся буква «Д»).


      1. Подведение итогов квест-игры. Награждение.


  • Заключительное слово организатора (классного руководителя) в формате видеосвязи:

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

  • Ребята, храните память и традиции предков, ведь в них заложена душа нашего многонационального российского народа. Наша страна, а вместе с ней и мы, будет крепнуть и процветать, если каждый человек будет жить не для себя, а для пользы всех людей, если будем приходить на помощь друг другу и откликаться на чужую боль. Курская земля – одно из древнейший и удивительнейших по своей истории и красоте мест России — здесь Родины нашей начало. Наш прекрасный Курский край заслуживает не только любви, уважения, бережного отношения, но и продолжения его славной истории, ведь будущее края и России в ваших руках! Помните — дорогу осилит идущий! Учитесь, мечтайте, творите! До новых встреч!



Примеры иллюстрационного материла


Карточки для демонстрации:















































































































Соловей – символ Курского края















Курская антоновка
















Матвеевский водопад (Барановский)















Коренная пустынь



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!