СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест-игра «Занимательная история Архангельского Севера в XVI – XVII веках» 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеурочного мероприятия, приуроченного к 85-летию образования Архангельской области.

Квест-игра «Занимательная история Архангельского Севера в XVI – XVII веках» - проводится, как итоговое мероприятие по курсу «История Архангельского Севера в XVI – XVII веках» в 7 классе (Региональный компонент).

Квест предполагает выполнение командами 6 заданий. Команда, пришедшая к финишу первой и правильно выполнившая все задания, становится победителем. Правильность и скорость выполнения заданий оценивает жюри.

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра «Занимательная история Архангельского Севера в XVI – XVII веках» 7 класс»

Кукушкина Ирина Александровна, учитель истории и обществознания,

МБОУ «Коношская ОШ»

Методическая разработка внеурочного мероприятия, приуроченного

к 85-летию образования Архангельской области


Квест-игра «Занимательная история Архангельского Севера

в XVIXVII веках» 7 класс


Пояснительная записка

Квест-игра «Занимательная история Архангельского Севера в XVI – XVII веках» - проводится, как итоговое мероприятие по курсу «История Архангельского Севера в XVI – XVII веках» в 7 классе (Региональный компонент).

Квест предполагает выполнение командами 6 заданий. Команда, пришедшая к финишу первой и правильно выполнившая все задания, становится победителем. Правильность и скорость выполнения заданий оценивает жюри.


Цель мероприятия: Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу История Архангельского Севера в XVI – XVII веках.

Задачи:

- Повышение интереса учеников к изучению истории Архангельской области,

- Подвести к пониманию значимости исторического прошлого и настоящего нашей области,

- Развитие социальных взаимосвязей и коммуникативных способностей учащихся,

- Воспитания чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому Отечества и родного края.

Планируемые результаты

Предметные:

- Овладение учащимися представлениями об историческом пути Архангельского Севера в XVI – XVII веках,

- Уметь обобщать и систематизировать исторический материал по изученной теме,

- Уметь применять понятийный аппарат.

Метапредметные:

Регулятивные – Владеть приемами самоорганизации своей учебной работы,

- Овладевать навыками самоконтроля, самооценки полученных результатов,

- Регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

Познавательные

- Систематизировать и обобщать исторические факты,

- Определять познавательную задачу, намечать путь ее решения.

Коммуникативные - Развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы,

- Выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,

- Оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

Личностные: 

- Формировать и развивать устойчивую мотивацию к изучению нашего края,

- Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений,

- Адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся: Групповая

Средства обучения: комплекты заданий, маршрутные листы, проектор.


Ход мероприятия:

- Здравствуйте, дорогие друзья! В какой области мы с вами живем? (Ответы учащихся).

- Богата событиями история нашей малой родины – Архангельской области!

- А знаете ли вы, какое знаменательное событие состоится в этом году в нашей области? (Ответы детей)

- В 2022 году Архангельской области исполняется 85 лет!

- Но до того, как наша область приобрела статус области прошло немало событий.

Архангельская область — один из старейших регионов России. Долгое время область находилась в колониальной зависимости от новгородцев, которые называли эту территорию Заволочьем (т.е. землей, лежащей за волоком), или Двинской землей, а скандинавские мореплаватели употребляли тогда название Биармия.

Есть у этих земель и другие имена: Поморье, Русский Север или Архангельский Север.

На уроках истории вы узнали о том, как развивался Архангельский Север в XVI–XVII века, познакомились с типами поселений нашего края, с северными монастырями и с их ролью в истории. Узнали о том, какие войны коснулись нашей малой Родины и какие иностранные компании соперничали друг с другом за право торговать здесь. И наконец, узнали кем, когда и для чего был построен город Архангельск, ну и многое другое.

- И наша сегодняшняя встреча пройдет необычно. Я рада приветствовать вас на нашей квест - игре по истории Архангельского Севера.

На этой игре нужно будет вспомнить все, что вы узнали на уроках истории об Архангельском Севере и показать свои знания. Ведь все мы должны знать прошлое нашей Родины для того, чтобы лучше разбираться в нашей сегодняшней жизни и правильно оценивать те или иные события.

- Итак, мы начинаем!


Объяснение правил квеста, начало игры.

Команды, участвующие в игре, получают маршрутные листы (Приложение 6) и отправляются по станциям (кабинетам) выполнять задания. После выполнения заданий на каждой станции, команды получают карточки с буквами (буквы выдаются не по порядку), которые позволят в конце квеста разгадать зашифрованное слово-понятие и успешно финишировать!


1 задание «Угадай!» (Приложение 1)

1. Основой процветания монастырского вотчинного хозяйства на Севере являлось развитие промыслов и связанной с ними торговли. Какие основные товары поставляли для продажи в центральные уезды страны из Архангельской губернии?

А) Пеньку и соль Б) Зерно и рыбу

В) Шерсть и хлеб Г) Рыбу и соль

2. Каких крестьян не было в Архангельском Севере XVI века?

А) Черносошные крестьяне Б) Владельческие крестьяне

В) Дворцовые крестьяне Г) Монастырские крестьяне

3. Северный посад, снабжавший солью всю Двинскую землю и многие области Руси?

А) Вага Б) Нёнокса В) Устюг В) Каргополь

4. В 1553 году один из трех кораблей английской экспедиции, возглавляемый Ричардом Ченслером добрался до устья Северной Двины. Ченслер прибыл в Холмогоры и далее поехал в Москву, где встретился с Иваном IV и получил из его рук грамоту на право свободной торговли. Как называлась организация, созданная англичанами, для торговли по всей России?

А) Архангельская ярмарка Б) Архангельская компания

В) Московская компания Г) Английская фирма

5. В каком веке все земли Архангельского Севера вошли в состав Российского государства?

А) В начале XVII в. Б) ВXVI в.

В) В первой половине XV в. Г) Во второй половине XV в.


2 задание – Собрать пазлы, написать название получившегося изображения (Приложение 2).

1 команда: Антониево-Сийский мужской монастырь [2].





2 команда: Соловецкий монастырь [3].


3 задание «Узнай меня!»: Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью (Приложение 3).

Ответ: 1-б 2-д 3,7-е 4-ж 5-а 6-з 8-г 9-в


4 задание «Ученые». Восстановите исторический документ (Приложение 4).

Грамота Ивана Грозного от 4 марта 1583 года двинским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Волохову - прозвищем Залешанин, которая повелевала «город делати» на Северной Двине в кратчайшие сроки. Выполняя директиву, полученную сверху, царские воеводы Нащокин и Волохов в 1584 году поставили «одним годом» на правом берегу Двины на Пур-Наволоке вокруг монастыря деревянную крепость. Правительство назвало «деревянную крепостицу» Новохолмогорском, но название это не привилось: жители устно и в челобитных упорно называли свое поселение «Архангельским городом» по монастырю того же имени. Одновременно с образованием посада в Новохолмогорском городке открылся морской торговый порт, и сюда была перенесена вся морская торговля с иностранцами из Корельского, или Никольского, устья Северной Двины. Таким образом, Новохолмогорский городок стал единственной гаванью Русского Севера, куда иностранцы могли привозить свои товары и где им разрешалось закупать товары, доставленные из внутренних областей страны. С северной стороны к городу примыкали русский и немецкий гостиные дворы «на приезд русских и немецких гостей и торговых людей», сюда же была переведена сначала голландская, а затем и английская торговая фактория. Для полного городского ансамбля недоставало лишь посада - так называли в старину располагавшуюся за крепостной стеной торгово-ремесленную часть города. Посад был создан в 1587 году. В него насильно переселили 130 семей из окрестных сел и посадов. Занимались они розничной торговлей продовольственными товарами, извозом и ремеслом. 26 марта 1596 года новый город на Северной Двине впервые был назван Архангельским городом, а с 1августа 1613 года царской грамотой город был отделен от Холмогор и получил административную самостоятельность, такое наименование официально закрепилось за ним, а несколько позднее город получил короткое, звучное и запоминающееся имя - Архангельск.


5 задание «Кроссворд» (Приложение 5).

1. Русский царь, сын Ивана VI, впервые назвавший в своей грамоте в 1596 году Новохолмогорский городок Архангельском. (Фёдор)

2. По образному выражению этого историка «Архангельск был первым городом во внешней торговле допетровской Руси, жемчужиной державы». (Фруменков)

3. Населенный пункт или местность, в которых была сосредоточена добыча (выварка) соли из морской воды или вод соленых источников. (Усолье)

4. Поморское мореходное транспортное судно. (Коч)

5. «Златокипящая государева вотчина». (Мангазея)


6 задание - «Собери слово».

Команды возвращаются в кабинет, откуда начался квест и получают последние буквы. Из полученных букв команды складывают слово и объясняют его.

Поморы — русское население всех побережий Белого и Баренцева морей, состоящее как из переселенцев с Поморского и Летнего берегов Белого моря, так и выходцев из различных районов России [4].


- Поморы - так до сих пор называют жителей Архангельской области.

Область, которая прошла долгий путь от Архангельской губернии, образованной в 1708 году по именному указу Петра I, до образованной, в результате разделения 23 сентября 1937 года Северной области на Вологодскую и Архангельскую область со столицей – город Архангельск [5].

Сквозь времена протянулась непрерывная и прочная нить, связывающая нас, живущих сегодня, с теми, кто жил много лет назад.

Сегодня Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью (провинцией) в Европе.

В настоящее время — это индустриально развитый регион России. Здесь успешно работают культурная, туристическая, образовательная и производственная деятельность. Успешно осуществляет свою деятельность атомное судостроение в Северодвинске, космодром Плесецк.

Наша малая Родина — удивительный северный край с белыми летними ночами и северным сиянием, с многочисленными красивейшими реками и озерами, островами и пещерами, сосновыми борами и песчаными пляжами.

Главные достопримечательности Архангельской области — это Соловецкие острова, Кий-остров, Пинежский заповедник, музей деревянного зодчества «Малые Корелы», Кенозерский национальный парк и многие другие уникальные исторические и природные объекты. Древний северный край богат духовно и невероятно живописен. Нам есть, чем гордиться!


Подведение итогов. Награждение победителей.


- Мы еще раз поздравляем нашу область с 85-летием и закончить мероприятие хочется гимном Архангельской области [6].


Спасибо за внимание!







Список литературы:

  1. История Архангельского Севера, XVI-XVII века: учеб.пособие для учащихся 7-х кл. общеобразоват. организаций/Т.С. Минаева, Р.Ю. Болдырев, Е.Е. Шурупова и др., Архангельский обл. ин-т открытого образования, НОЦ «Ломоносовский дом». – Архангельск: АО ИОО, 2021.


Интернет-ресурсы:

  1. https://sun9-27.userapi.com/impf/c624229/v624229668/35e88/N0atUuWJWi4.jpg?size=960x720&quality=96&sign=ae089b9cad38fdb2b87e11fad2aabbf2&type=album

  2. https://img.tourister.ru/files/2/2/2/7/4/7/6/7/original.jpg

  3. https://slovaronline.com/browse/68226b0c-be8b-3f30-b714-295d05f0aa38/%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8B

  4. https://ekb.aonb.ru/index.php?id=2359 электронная краеведческая библиотека Русский Север

  5. https://youtu.be/Rxct5dlmKps

















Приложение 1.

1. Основой процветания монастырского вотчинного хозяйства на Севере являлось развитие промыслов и связанной с ними торговли. Какие основные товары поставляли для продажи в центральные уезды страны из Архангельской губернии?

А) Пеньку и соль Б) Зерно и рыбу

В) Шерсть и хлеб Г) Рыбу и соль

2. Каких крестьян не было в Архангельском Севере XVI века?

А) Черносошные крестьяне Б) Владельческие крестьяне

В) Дворцовые крестьяне Г) Монастырские крестьяне

3. Северный посад, снабжавший солью всю Двинскую землю и многие области Руси?

А) Вага Б) Нёнокса В) Устюг В) Каргополь

4. В 1553 году один из трех кораблей английской экспедиции, возглавляемый Ричардом Ченслером добрался до устья Северной Двины. Ченслер прибыл в Холмогоры и далее поехал в Москву, где встретился с Иваном IV и получил из его рук грамоту на право свободной торговли. Как называлась организация, созданная англичанами, для торговли по всей России?

А) Архангельская ярмарка Б) Архангельская компания

В) Московская компания Г) Английская фирма

5. В каком веке все земли Архангельского Севера вошли в состав Российского государства?

А) В начале XVII в. Б) ВXVI в.

В) В первой половине XV в. Г) Во второй половине XV в.




















Приложение 2.

1 команда: Антониево-Сийский мужской монастырь.

2 команда: Соловецкий монастырь





Приложение 3.

Историческая личность

Деятельность

  1. Терентий Кологривов


  1. Федор Романов


  1. Федот Попов


  1. Кондратий Курочкин


  1. Алексей Романов


  1. Дмитрий Старцев


  1. Семён Дежнёв


  1. Аникий Строганов


  1. Иван Грозный

  1. Русский царь, в ответ на открытый отказ Соловецкого монастыря от принятия церковных реформ, приказал отобрать соловецкие вотчины в казну и прекратить подвоз монастырю хлебных припасов. После отправил стрелецкое войско для подавления восстания в монастыре.

  2. Сын купца-солепромышленника. В начале 1570-х годов постригся в монахи в Николо-Корельском монастыре, приняв имя Трифона. С 1582 года участвовал, а с 1584 года руководил строительством каменного кремля Соловецкого монастыря.

  3. По его указу в 1584 году был основан Архангельский город у Михайло-Архангельского монастыря.

  4. Купец, солепромышленник и меценат. С ним и его сыновьями связано каменное строительство храмов в Сольвычегодске.

  5. Первый из новой династии, установившейся на российском престоле в ходе Смуты. В 1601 году по приказу Бориса Годунова был насильно пострижен в монахи в Антониево-Сийском монастыре под именем Филарет.

  6. В 1648 году холмогорец … и пинежанин … на своих судах обогнули Чукотский полуостров и достигли берегов Камчатки.

  7. Двинянин, в 1610 году стал первым русским мореходом, достигшим устья Енисея.

  8. Талантливый зодчий, руководивший строительством Архангельского гостиного двора после смерти голландского архитектора Матиса Анцина.












П риложение 4.




Грамота ____________________ от 4 марта 1583 года двинским

воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу

Волохову - прозвищем Залешанин, которая повелевала «город делати»

на _______________ в кратчайшие сроки. Выполняя директиву,

полученную сверху, царские воеводы Нащокин и Волохов в 1584 году

поставили«одним годом» на правом берегу Двины на Пур-Наволоке

вокруг монастыря деревянную крепость. Правительство назвало

«деревянную крепостицу» Новохолмогорском, но название это

не привилось: жители устно и вчелобитных упорно называли свое

поселение «________________ городом» по монастырю того же имени.

Одновременно с образованием посада в ______________________ городке

открылся морской торговый порт, и сюда была перенесена вся морская

торговля с иностранцами из Корельского, или Никольского, устья Северной

Двины. Таким образом, Новохолмогорский городок стал единственной

гаванью Русского Севера, куда иностранцы могли привозить свои

товары и где им разрешалось закупать товары, доставленные из

внутренних областей страны.

С северной стороны к городу примыкали русский и немецкий

__________ дворы «на приезд русских и немецких гостей и торговых

людей», сюда же была переведена сначала голландская, а затем и

английская _______________ фактория.

Для полного городского ансамбля недоставало лишь ________

- так называли в старину располагавшуюся за крепостной стеной

торгово-ремесленную часть города. Посад был создан в 1587 году. В него

насильно переселили 130 семей из окрестных сел и посадов.

Занимались они розничной торговлей продовольственными

товарами, извозом и ремеслом.26 марта ________ года

новый город на Северной Двине впервые был назван

_____________ городом, а с 1августа ______ года царской

грамотой город был отделен от Холмогор и получил

административную самостоятельность, такое

наименование официально закрепилось за ним,

а несколько позднее город получил короткое,

звучное и запоминающееся имя –

______________.







Слова-подсказки: Архангельский, гостиные, 1596, 1613, Архангельск, посад, Новохолмогорский, Иван Грозный, торговая, немецкая, Северная Двина, города.

П риложение 5.

1. Русский царь, сын Ивана VI, впервые назвавший в своей грамоте в 1596 году Новохолмогорский городок Архангельском.

2. По образному выражению этого историка «Архангельск был первым городом во внешней торговле допетровской Руси, жемчужиной державы».

3. Населенный пункт или местность, в которых была сосредоточена добыча (выварка) соли из морской воды или вод соленых источников.

4. Поморское мореходное транспортное судно.

5. «Златокипящая государева вотчина».


Приложение 6.

Маршрутный лист 1 команды

Маршрутный лист 2 команды

Начало квеста – Кабинет истории

1 задание «Угадай!» - Кабинет физики


2 задание Пазлы – Кабинет математики


3 задание «Узнай меня!» - Кабинет информатики


4 задание «Ученые» - Кабинет русского языка и литературы


5 задание «Кроссворд» - Кабинет химии


6 задание «Собери слово» - Кабинет истории


Начало квеста – Кабинет истории

1 задание «Узнай меня!» - Кабинет информатики


2 задание «Кроссворд» - Кабинет химии


3 задание «Угадай!» - Кабинет физики


4 задание Пазлы – Кабинет математики


5 задание «Ученые» - Библиотека


6 задание «Собери слово» - Кабинет истории






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!